Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Инициатива проведения референдума и порядок
ее реализации. Назначение референдума
Статья 7. Инициатива проведения референдума
С инициативой о проведении референдума вправе выступить:
- представительный орган местного самоуправления;
- каждый гражданин или группа граждан, имеющие право участвовать в референдуме;
- общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за 6 месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает участие в выборах;
- избирательные объединения, уставы которых зарегистрированы и органах юстиции не позднее чем за год до дня голосования.
Статья 8. Порядок реализации инициативы проведения референдума представительным органом местного самоуправления
1. С инициативой проведения референдума вправе выступить депутаты представительного органа местного самоуправления в количестве, составляющем не менее одной трети от установленного числа депутатов.
2. Решение о назначении референдума принимается в порядке и сроки, установленные уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом. Указанное решение принимается большинством голосов от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.
3. В случае принятия решения о назначении референдума представительный орган местного самоуправления указывает в нем дату проведения референдума, вопрос, выносимый на референдум (либо прикладывается проект нормативного правового акта, выносимого на референдум). Решение о назначении референдума должно быть принято не позднее чем за 55 дней до дня голосования и опубликовано не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Статья 9. Образование инициативной группы по проведению референдума
Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за 6 месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек для сбора подписей граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, в поддержку инициативы проведения референдума. В случае если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.
Статья 10. Регистрация инициативной группы по проведению референдума
1. Инициативная группа по проведению референдума обращается в территориальную избирательную комиссию, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о ее регистрации. В случае если постоянно действующая избирательная комиссия отсутствует, функции территориальной комиссии референдума до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - Избирательная комиссия Московской области.
2. В ходатайстве о регистрации инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума.
3. К ходатайству о регистрации должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
4. В случае если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает требованиям, указанным в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящем Законе, орган, в который направлена инициатива проведения референдума, до регистрации инициативной группы по проведению референдума может согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.
5. Орган, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению референдума обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
- в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума;
- в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
6. Орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума, обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 1 настоящего Закона в порядке и сроки, установленные уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.
7. В случае признания органом, указанным в пункте 6 настоящей статьи, вопроса, выносимого на референдум, отвечающим требованиям статьи 1 настоящего Закона, орган, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в течение 10 дней по истечении срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, регистрирует инициативную группу по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
8. В случае признания органом, указанным в пункте 6 настоящей статьи, вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям статьи 1 настоящего Закона, орган, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в течение 10 дней по истечении срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, отказывает в регистрации инициативной группы по проведению референдума.
9. В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума выдается решение соответствующего органа, в котором указываются основания отказа.
10. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава Московской области, настоящего Закона, иных законов Московской области, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
11. При отсутствии территориальной комиссии референдума орган, зарегистрировавший инициативную группу по проведению референдума, в течение 14 дней со дня регистрации инициативной группы формирует (образует) территориальную комиссию референдума в порядке, определенном статьей 20 настоящего Закона.
Статья 11. Сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума
1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Избирательной комиссией Московской области и которое выдается инициативной группе по проведению референдума, действительно в течение срока, установленного уставом муниципального образования. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
2. Подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума собираются инициативной группой по проведению референдума в порядке и количестве, определяемых уставом муниципального образования. При этом количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, должно составлять не менее 3 и не более 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме. В случае если в уставе муниципального образования не определено количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, оно составляет 3 процента от числа граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Число граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или 1 июля соответствующего года.
3. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию. Форма подписного листа прилагается.
4. Участник референдума, ставя подпись в подписном листе, указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подписи. Данные об участниках референдума, ставящих свою подпись в поддержку инициативы проведения референдума, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом. При этом в обязательном порядке участником референдума собственноручно ставится лишь подпись и дата ее внесения.
Подписной лист заверяет своей подписью лицо, собиравшее подписи участников референдума, и уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа. При этом в обязательном порядке собственноручно ставятся лишь подписи и дата их внесения.
5. Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории предлагаемого референдума. Установление квот для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума в отдельных частях муниципального образования не допускается.
6. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен составлять не менее 20 дней.
7. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей участников референдума, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в территориальную комиссию референдума.
В случае если к моменту представления подписных листов территориальная комиссия референдума не сформирована, пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в Избирательную комиссию Московской области. Избирательная комиссия Московской области передает указанные документы в территориальную комиссию референдума после ее формирования.
Статья 12. Процедура проверки подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума
1. Количество представленных подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума не должно превышать их число, установленное уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, более чем на 15 процентов.
2. Подписные листы представляются в территориальную комиссию референдума в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов территориальная комиссия референдума заверяет каждый подписной лист печатью территориальной комиссии референдума и выдает уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
3. Территориальная комиссия референдума проверяет достоверность данных, содержащихся в подписных листах, в поддержку инициативы проведения референдума. По решению территориальной комиссии референдума для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий референдума с правом решающего голоса, эксперты - специалисты органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов. Их заключения могут служить основанием для признания данных в подписных листах недостоверными.
4. Проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, но не менее 20 процентов от необходимого количества подписей в поддержку инициативы проведения референдума. При этом конкретное количество подписей, подлежащих проверке, определяется решением территориальной комиссии референдума. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании комиссии референдума. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в комиссии референдума вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума. Комиссия референдума обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения каждой проверки подписных листов. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
5. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума до представления подписей в комиссию референдума, если это ими специально отмечено.
6. Для проверки подлинности подписей члены комиссии референдума вправе проводить опрос участников референдума, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах, не вызывая их в комиссию референдума.
7. Опрос проводится не менее чем двумя членами территориальной комиссии референдума с правом решающего голоса либо нижестоящей комиссии референдума. Опрашивается непосредственно тот участник референдума, чья подпись проверяется.
8. Недостоверными считаются:
- подписи лиц, не обладающих правом участвовать в референдуме на соответствующей территории, и подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись может быть признана недостоверной при наличии соответствующей справки органа внутренних дел, заключения специалиста, привлеченного к работе избирательной комиссии в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. При этом инициативной группе по проведению референдума должна быть заранее (не позднее чем за 1 день до дня заседании территориальной комиссии референдума) предоставлена соответствующая информация с целью представить на заседание комиссии референдума свои объяснения по данному вопросу. Исходя из представленных сведений комиссия референдума принимает решение о признании подписи недостоверной;
- подписи участников референдума, не указавших сведения, установленные абзацем первым пункта 4 статьи 11 настоящего Закона;
- подписи, собранные до даты регистрации инициативной группы по проведению референдума;
- подписи участников референдума, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
- все подписи в подписном листе, в случае если подписной лист не заверен в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 11 настоящего Закона;
- подложные подписи, а именно подписи участников референдума, данные о которых внесены лицами, не указанными в абзаце первом пункта 4 статьи 11 настоящего Закона, а также подписи и даты их внесения, выполненные не лично участниками референдума; подлог подписи устанавливается в том числе и по письменному заявлению участника референдума, направленному в комиссию референдума.
9. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему правом на участие в референдуме.
10. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей дальнейшая проверка подписных листов прекращается.
11. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями участников референдума, территориальная комиссия референдума вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
12. По окончании проверки подписных листов в поддержку инициативы проведения референдума составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом территориальной комиссии референдума с правом решающего голоса) и представляется территориальной комиссии референдума для принятия соответствующего решения. Копия протокола до заседания комиссии референдума передается уполномоченным представителям инициативной группы.
Статьи 13. Принятие решения о проведении референдума
1. Территориальная комиссия референдума проверяет соблюдение требований федерального конституционного закона, федерального закона, настоящего Закона, устава муниципального образования при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей в порядке, установленном статьей 12 настоящего Закона, и принимает по результатам проверки решение. В случае обнаружения нарушения указанных требований комиссия референдума принимает решение об отказе в проведении референдума.
Аналогичное решение комиссии референдума принимается также в случаях обнаружения недостоверных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей, а также если число представленных подписей участников референдума за вычетом числа подписей, признанных недостоверными, является недостаточным.
Копия решения об отказе в проведении референдума направляется инициативной группе по проведению референдума.
В случае принятия решения об отказе в проведении референдума по основаниям, указанным в абзаце первом настоящего пункта, члены инициативной группы по проведению референдума не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума.
2. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям федерального конституционного закона, федерального закона, настоящего Закона, устава муниципального образования территориальная комиссия референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов, указанных в пункте 7 статьи 11 настоящего Закона, направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего решения в орган местного самоуправления, уполномоченный принять решение о назначении референдума. Копия решения территориальной комиссии референдума направляется также инициативной группе.
Статья 14. Назначение референдума
1. Право принятия решения о назначении референдума принадлежит представительному органу местного самоуправления, который принимает решение по инициативе субъектов, указанных в статье 7 настоящего Закона.
2. В случае если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не избран или не правомочен принимать решения, право принятия решения о назначении референдума принадлежит главе муниципального образования.
Право принятия решения о назначении референдума принадлежит Московской областной Думе в случаях и порядке, установленных законами Московской области.
3. Представительный орган местного самоуправления (глава муниципального образования) вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении референдума Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, Устава Московской области, настоящего Закона, иных законов Московской области, устава муниципального образования.
4. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о назначении референдума должно быть принято не позднее 30 дней со дня получения всех необходимых документов и не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.
5. В случае если представительный орган местного самоуправления не примет решения о назначении референдума по причинам, не указанным в пункте 3 настоящей статьи, в установленный срок, право принятия решения о назначении референдума принадлежит главе муниципального образования. При этом решение о назначении референдума должно быть опубликовано не менее чем за 45 дней до дня голосования.
6. В соответствии с уставом муниципального образования дата проведения голосования на референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) уполномоченным на то органом в целях совмещения проведения референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или местного самоуправления.
7. Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.