Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Агитация при проведении референдума
Статья 27. Право на агитацию
1. Граждане, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение референдума или против его проведения, за участие в референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на референдум.
2. Агитация при проведении референдума может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах. Инициативная группа по проведению референдума вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.
3. В агитации при проведении референдума не могут участвовать члены комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, занимающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
4. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.
Статья 28. Сроки и порядок проведения агитации
1. Агитация при проведении референдума начинается со дня опубликования решения представительного органа местного самоуправления (главы муниципального образования) о назначении референдума и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
2. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений комиссий референдума в установленном федеральным законом, настоящим Законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.
3. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов референдума, иных исследований, связанных с референдумом, не допускается.
Статья 29. Общие условия доступа инициативной группы по проведению референдума к средствам массовой информации
1. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении референдума, за счет средств, выделенных органами местного самоуправления, обязаны обеспечить инициативной группе по проведению референдума, гражданам, общественным объединениям равные условия проведения агитации.
2. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь инициативной группе по проведению референдума, гражданам, общественным объединениям. Оплата инициативной группой по проведению референдума эфирного времени и печатной площади должна осуществляться в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади через фонд для участия в референдуме.
Статья 30. Проведение агитации через электронные средства массовой информации
1. Инициативная группа по проведению референдума, граждане, общественные объединения имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, подпадающих под действие пункта 1 статьи 29 настоящего Закона и осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на территории, на которой проводится референдум. Это эфирное время распределяется на равных основаниях и должно приходиться на период, когда теле- и (или) радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Распределение бесплатного эфирного времени осуществляется путем жеребьевки, проводимой территориальной комиссией референдума. В жеребьевке принимают участие инициативная группа по проведению референдума, граждане, общественные объединения, подавшие заявку на предоставление бесплатного эфирного времени. В проведении жеребьевки участвуют представители соответствующих организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание. На жеребьевке вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 статьи 25 настоящего Закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом территориальной комиссии референдума и публикуются в местных периодических печатных изданиях.
2. Расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание и подпадающих под действие пункта 1 статьи 29 настоящего Закона, связанные с предоставлением инициативной группе по проведению референдума, комиссиям референдума, гражданам и общественным организациям бесплатного эфирного времени, осуществляются за счет средств текущего бюджетного финансирования указанных организаций.
Статья 31. Проведение агитации через печатные средства массовой информации
1. Редакции периодических печатных изданий, подпадающих под действие пункта 1 статьи 29 настоящего Закона и распространяемых на территории, на которой проводится референдум, за исключением редакций периодических печатных изданий (периодических печатных изданий), учрежденных органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых инициативной группой по проведению референдума, гражданами, общественными объединениями. Порядок предоставления печатных площадей устанавливается территориальной комиссией референдума и публикуется в соответствующих изданиях не позднее чем за 30 дней до дня голосования. При этом не менее 40 процентов выделенной печатной площади должно предоставляться бесплатно за счет средств текущего бюджетного финансирования соответствующего средства массовой информации. Порядок бесплатного предоставления печатной площади инициативной группе по проведению референдума, гражданам, общественным объединениям определяется путем жеребьевки, проводимой территориальной комиссией референдума. В жеребьевке принимают участие инициативная группа по проведению референдума, граждане, общественные объединения, подавшие заявку на предоставление бесплатной печатной площади. В проведении жеребьевки участвуют представители соответствующих печатных изданий. На жеребьевке вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 статьи 25 настоящего Закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом комиссии референдума и публикуются в местных периодических печатных изданиях.
Для специализированных печатных изданий (детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в подготовке и проведении референдума в какой бы то ни было форме.
2. Требования о предоставлении на равных условиях печатной площади не распространяются на редакции периодических печатных изданий в случаях, если редакция периодического печатного издания и (или) периодическое печатное издание учреждены инициативной группой по проведению референдума и не подпадают под действие пункта 1 статьи 29 настоящего Закона.
Статья 32. Проведение агитации посредством проведения массовых мероприятий
1. Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие инициативной группе по проведению референдума, гражданам, общественным объединениям в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Запрещается предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
2. Заявления о выделении помещений для проведения собрания граждан для обсуждения выносимых на референдум вопросов рассматриваются органами местного самоуправления не позднее трех дней со дня их подачи.
3. По заявке комиссий референдума помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное комиссией референдума время для встреч инициативной группы по проведению референдума, граждан, общественных объединений с участниками референдума.
Статья 33. Условия распространения агитационных печатных материалов
1. Инициативная группа по проведению референдума, общественные объединения, граждане вправе выпускать агитационные печатные материалы.
2. Все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска.
3. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в территориальную комиссию референдума, зарегистрировавшую инициативную группу по проведению референдума. Вместе с данными материалами в комиссию референдума должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме инициативной группы по проведению референдума не допускаются.
4. Распространение агитационных печатных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, запрещается.
5. Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственника или владельцев указанных объектов. Запрещается вывешивание указанных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий референдума, у входа в них и в помещениях для голосования.
6. Глава муниципального образования или иное уполномоченное должностное лицо местного самоуправления по предложению территориальной комиссии референдума обязаны не позднее чем за 25 дней до дня голосования на территории каждого участка референдума выделить специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Они должны быть удобны для посещения участниками референдума, в пределах каждого участка референдума должно быть хотя бы одно такое место. Инициативной группе по проведению референдума, гражданам, общественным объединениям должны быть обеспечены равные условия для размещения агитационных печатных материалов.
7. Комиссия референдума, поставленная в известность о распространении подложных агитационных печатных материалов либо агитационных печатных материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 2 настоящей статьи, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных печатных материалов.
Статья 34. Гарантии права участников референдума на своевременное ознакомление с текстом проекта нормативного правового акта, выносимого на референдум
В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в органе местного самоуправления. Обязанность изготовления и распространения такого текста возлагается на инициативную группу по проведению референдума.
Статья 35. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение агитации
1. Комиссии референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения агитации при проведении референдума.
2. При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.
3. Инициативной группе по проведению референдума и ее уполномоченным представителям, гражданам, общественным объединениям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в агитации по вопросам референдума, запрещается осуществлять подкуп участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на участках референдума, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение участников референдума, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для подготовки и проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, граждане, общественные объединения и иные организации не вправе при проведении агитации воздействовать на участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем на основе принимаемых в соответствии с федеральными законами, законами Московской области и иными нормативными правовыми актами решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц, при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг участникам референдума и организациям, расположенным на территории проведения референдума. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку инициативной группы по проведению референдума, ее уполномоченных представителей.
5. Реклама коммерческой и иной деятельности членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица, при проведении референдума осуществляется на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 настоящего Закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
6. В случае нарушения инициативной группой по проведению референдума установленных статьями 27-35 настоящего Закона правил проведения агитации по вопросам референдума комиссия референдума своим решением выносит предупреждение инициативной группе по проведению референдума либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Соответствующее решение комиссии референдума передается в средства массовой информации.
7. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую комиссию референдума о выявленных фактах и о принятых мерах.
8. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральным конституционным законом, иным федеральным законом, настоящим Законом правил проведения агитации соответствующая комиссия референдума вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации, осуществляющей телеи (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.