Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Московской области
от 21 ноября 2001 года N 21/152
Областная целевая программа
"Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы"
16 октября 2002 г.
Законом Московской области от 16 октября 2002 г. N 101/2002-ОЗ в Паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня, следующего за днем первого официального опубликования названного Закона
Паспорт
областной целевой программы
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; Закон Московской области N 67/97-ОЗ "О туристской деятельности в Московской области" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Московской области N 62/98-ОЗ); Закон Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Московской области N 47/99-ОЗ, N 81/2001-ОЗ); постановление Правительства Московской области от 11.03.2001 N 52/6 "О Концепции развития индустрии туризма в Московской области на 2001-2005 годы"; постановление Правительства Московской области от 26.03.2001 N 87/6 "О порядке разработки областных целевых программ и контроля за их реализацией"; постановление Правительства Московской области от 19.05.2001 N 150/17 "О разработке проекта областной целевой программы "Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Комитет по туризму Московской области |
Разработчик Программы |
Комитет по туризму Московской области |
Исполнители Программы |
Комитет по туризму Московской области; Министерство культуры Московской области; Российская международная академия туризма - Туристский университет (по согласованию); Государственное унитарное предприятие Московской области "Московская областная туристская компания" (по согласованию); Министерство строительного комплекса Московской области; Министерство по делам печати и информации Московской области; Министерство внешнеэкономических связей Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Художественно-экспертный совет Московской области по народным художественным промыслам; Московское отдельское казачье общество Московской области (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (по согласованию) |
Цель и задачи Программы |
Становление индустрии туризма в качестве доходной отрасли экономики Московской области. Развитие инфраструктуры туризма в Московской области, создание сбалансированного рынка туристских услуг на основе приоритетного развития въездного и внутреннего туризма. Удовлетворение спроса потребителей (как российских, так и зарубежных) на туристско-рекреационные услуги. Сохранение и возрождение культурноисторического наследия Московской области |
Основные мероприятия Программы |
В систему основных мероприятий Программы входят: - организация туристской деятельности и управление развитием туризма; - создание комплексной системы спасения в индустрии туризма в Московской области; - развитие инфраструктуры туризма; - рекламно-информационное обеспечение; - развитие межрегиональных и международных связей; - реконструкция и строительство объектов размещения; - восстановление и реставрация памятников архитектуры и культуры; - развитие народных художественных промыслов и ремесел; - подготовка и обучение квалифицированных кадров для обслуживания сферы туризма |
Сроки реализации Программы |
2002-2005 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
Источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета и внебюджетные средства. Общий объем финансирования в 2002-2005 годах составляет 3 322,50 млн. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 48,00 млн. руб.; - внебюджетные средства - 3 274,50 млн. руб. В том числе по годам: 2002 год - 695,57 млн. руб., в том числе из областного бюджета 6,05 млн. руб.; 2003 год - 1 460,83 млн. руб., в том числе из областного бюджета 28,45 млн. руб.; 2004 год - 857,05 млн. руб., в том числе из областного бюджета 10,25 млн. руб.; 2005 год - 309,05 млн. руб., в том числе из областного бюджета 3,25 млн. руб. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета может уточняться в процессе формирования областного бюджета на соответствующий финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы |
Развитие туристской индустрии в Московской области обеспечит потребности в активном, полноценном отдыхе российских и иностранных граждан, будет способствовать улучшению здоровья населения, приведет к росту доходов областного бюджета, созданию новых рабочих мест, сохранению культурного наследия. Ожидается, что поступления от туристской деятельности в Московской области увеличатся к 2005 году не менее чем в 5 раз (500%) по сравнению с объемом поступлений в 2001 году |
Управление Программой и контроль за ее реализацией |
Осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Московская область имеет значительный туристско-рекреационный потенциал, который определяется следующими факторами:
- разнообразие природных условий области;
- благоприятные климатические условия;
- богатство и разнообразие животного и растительного мира;
- концентрация памятников культурно-исторического наследия;
- широкое развитие народных художественных промыслов и ремесел;
- высокий уровень хозяйственной освоенности области;
- наличие 998 санаториев, пансионатов, домов отдыха и других объектов рекреации.
Развитие туризма стимулирует такие отрасли экономики, как связь, транспорт, торговля, общественное питание, строительство, сельское хозяйство, сувенирное производство.
При наличии благоприятных природных и иных факторов потенциал туризма в общей социально-экономической структуре Московской области остается далеко не востребованным. Въездной и внутренний туризм в Московской области развит слабо. Материальная база средств размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения, характеризуется высокой степенью морального и физического износа. Часть туристских ресурсов и объектов туристской инфраструктуры Московской области утрачена - разрушена, используется не по назначению либо вообще не используется. Многие объекты показа - музеи, историко-архитектурные памятники - требуют срочной реставрации.
На сегодняшний день поступления доходов в бюджет Московской области от туристской деятельности крайне незначительны. Это во многом обусловлено недостатками системы учета поступлений от туризма за счет "размывания" доходов между смежными отраслями экономики, такими как транспорт, связь, общественное питание, услуги и т.д.
Основными причинами низких доходов от туризма в Московской области являются:
- недостаточная государственная поддержка туризма как отрасли экономики;
- несовершенство системы учета и статистической отчетности;
- значительное преобладание выездного туризма над въездным;
- экономическая нестабильность в стране;
- криминогенная ситуация и несовершенная система обеспечения безопасности и защиты личности и собственности;
- неудовлетворительное состояние материальной базы большинства рекреационных организаций, расположенных на территории Московской области;
- снижение уровня жизни населения, разрушение действовавшей ранее системы реализации путевок через профсоюзы и фонды социального страхования;
- недостаточное освещение туристских возможностей Московской области в российских средствах массовой информации.
Комплексный подход к решению указанных проблем предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
2. Цель и задачи Программы
Основная цель Программы - становление индустрии туризма как доходной отрасли экономики Московской области.
Для достижения цели настоящей Программы поставлены задачи, позволяющие в условиях ограниченного ресурсного обеспечения разрешить основные проблемы развития индустрии туризма в Московской области:
- создание сбалансированного рынка туристских услуг на основе приоритетного развития въездного и внутреннего туризма;
- привлечение отечественных и иностранных инвесторов для участия в строительстве объектов туристской индустрии в Московской области;
- удовлетворение спроса потребителей (как российских, так и зарубежных) на туристско-рекреационные услуги;
- сохранение и реставрация памятников архитектуры.
Исходя из цели и задач Программы предлагается система мероприятий по ее реализации.
3. Система программных мероприятий по реализации Программы
Система программных мероприятий включает основные направления государственной политики в области поддержки туризма, которые сгруппированы по следующим направлениям:
1. Организация и координация туристской деятельности в Московской области.
2. Создание комплексной системы спасения в индустрии туризма в Московской области.
3. Формирование областной туристской инфраструктуры в Московской области.
4. Рекламно-информационное обеспечение.
5. Развитие межрегиональных и международных связей Московской области.
6. Реконструкция и строительство объектов размещения в Московской области.
7. Восстановление и реставрация памятников архитектуры и культуры в Московской области.
8. Развитие народных художественных промыслов и ремесел.
9. Обучение и подготовка квалифицированных кадров в области туризма.
Основные мероприятия по реализации Областной целевой программы "Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" представлены в приложении к настоящей Программе.
4. Сроки реализации Программы
Реализация Программы намечена на 2002-2005 годы.
5. Источники и объемы финансирования
Финансирование Программы планируется осуществлять из областного бюджета и из внебюджетных источников. Внебюджетными источниками являются средства инвесторов.
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 3 322,50 млн. рублей.
В том числе:
- средства областного бюджета - 48,00 млн. руб.;
- внебюджетные средства - 3 274,50 млн. руб.
В том числе по годам:
- 2002 год - 695,57 млн. руб., в том числе из областного бюджета 6,05 млн. руб.;
- 2003 год - 1 460,83 млн. руб., в том числе из областного бюджета 28,45 млн. руб.;
- 2004 год - 857,05 млн. руб., в том числе из областного бюджета 10,25 млн. руб.;
- 2005 год - 309,05 млн. руб., в том числе из областного бюджета 3,25 млн. руб.
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы предусматривает создание организационных и финансовых механизмов для обеспечения выполнения мероприятий и проектов развития туристской индустрии в Московской области.
Часть программных мероприятий планируется осуществлять на основе проведения открытых конкурсов с целью наиболее эффективного размещения заказов на выполнение работ по каждому мероприятию и с учетом предложений муниципальных образований.
Одним из механизмов привлечения внебюджетных средств может быть предоставление государственных гарантий Московской области инвесторам, вкладывающим средства в реализацию инвестиционных проектов, включенных в Программу.
7. Социально-экономическая эффективность реализации Программы
Выполнение намеченных Программой мероприятий будет способствовать становлению туристской индустрии как высокодоходной отрасли экономики Московской области, укреплению материальной базы туризма, созданию новых туристских маршрутов, развитию других отраслей экономики Московской области (сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов и др.).
Намеченные в Программе меры будут также способствовать расширению притока иностранных туристов в Московскую область и увеличению валютных поступлений в областной бюджет.
Ожидается, что в результате реализации Программы:
- поступления от туристской деятельности в Московской области увеличатся к 2005 году не менее чем в 5 раз (500%) по сравнению с объемом поступлений в 2001 году;
- возрастут доходы организаций туристской индустрии в Московской области;
- будут созданы новые рабочие места, возрастут доходы населения.
Главный социальный эффект Программы будет состоять в создании устойчивых предпосылок и условий для оздоровления и отдыха жителей как Московской области, так и других субъектов Российской Федерации.
Законом Московской области от 16 октября 2002 г. N 101/2002-ОЗ в раздел 8 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня, следующего за днем первого официального опубликования названного Закона
8. Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Государственный заказчик Программы - Комитет по туризму Московской области - обеспечивает взаимодействие между ее исполнителями и осуществляет текущий контроль за ходом реализации Программы.
Исполнителями Программы являются центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы и государственные учреждения Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Московской области и организации, которые определяются в соответствии с законодательством Московской области.
Контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством.
Одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за соответствующий финансовый год губернатор Московской области ежегодно представляет в Московскую областную Думу отчет о реализации Программы в отчетном финансовом году.
Итоговый отчет о реализации Программы в целом представляется губернатором Московской области в Московскую областную Думу на утверждение не позднее 1 марта года, следующего за последним годом реализации, указанным в Программе.
Итоговый отчет о реализации Программы должен содержать данные о финансировании Программы в целом и по отдельным мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования и годам реализации, процент и оценку результатов реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.