Закон Московской области от 18 декабря 2001 г. N 231/2001-ОЗ
"Об областной целевой программе "О приоритетных направлениях
развития промышленности строительных материалов и стройиндустрии
Московской области на 2002- 2005 годы"
(принят решением Московской областной Думы
от 28 ноября 2001 г. N 5/153)
Законом Московской области от 6 ноября 2003 г. N 140/2003-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "О приоритетных направлениях развития промышленности строительных материалов и стройиндустрии Московской области на 2002 - 2005 годы". (Приложение)
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования.
Губернатор
Московской области |
Б.В. Громов |
18 декабря 2001 г.
N 231/2001-ОЗ
Принят решением
Московской областной Думы
от 28 ноября 2001 г. N 5/153
Приложение
к Закону Московской области
от 18 декабря 2001 г. N 231/2001-ОЗ
Областная целевая программа
"О приоритетных направлениях развития промышленности
строительных материалов и стройиндустрии
Московской области на 2002-2005 годы
Паспорт
областной целевой программы
Наименование программы Областная целевая программа "О приоритетных
(далее - Программа) направлениях развития промышленности
строительных материалов и стройиндустрии
Московской области на 2002-2005 годы"
Основание для Закон Московской области N 11/96-ОЗ "О
разработки Программы Концепции, прогнозах и государственных
программах социально-экономического развития
Московской области" (в редакции Закона
Московской области N 47/99-ОЗ).
Постановление Правительства Московской
области от 06.08.2001 N 251/27 "О разработке
проекта областной целевой программы "О
приоритетных направлениях развития
промышленности строительных материалов и
стройиндустрии Московской области на 2002-
2005 годы"
Государственный Министерство строительного комплекса
заказчик Программы Московской области
Цель и задачи Обеспечение материальной базы для выполнения
Программы областных целевых программ Московской
области: "Свой дом" на 2001-2005 годы,
"Реконструкция жилых домов первых массовых
серий на период до 2010 года", "Переселение
граждан из ветхого жилищного фонда в
Московской области на 2001-2010 годы",
"Жилище" на 2002-2010 годы, Генерального
плана развития Московской области;
сбалансированное обеспечение строительного
комплекса материальными ресурсами;
осуществление технического перевооружения
и модернизации предприятий производственной
базы строительного комплекса
Разработчик Программы Министерство строительного комплекса
Московской области
Сроки и этапы 2002-2005 годы. Программа реализуется в два
реализации Программы этапа: первый этап - 2002 год; второй этап -
2003-2005 годы
Перечень основных Разработка схемы развития строительной
мероприятий отрасли Московского региона с учетом
преодоления сложившейся разобщенности,
дублирования производств, нерациональности
транспортных потоков и оптимального
размещения объектов стройиндустрии.
Составление баланса потребностей и
производства строительных материалов в
регионе с целью упорядочения производства и
потребления продукции строительной отрасли и
создания упорядоченного рынка
стройматериалов на территории Московской
области.
Разработка и реализация подпрограмм
модернизации базовых подотраслей.
Модернизация и дальнейшее развитие
предприятий производственной базы
строительства.
Проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по созданию
современных технологий, материалов и
инженерного оборудования
Исполнители Программы Министерство строительного комплекса
Московской области;
органы местного самоуправления
муниципальных образований Московской
области;
организации строительного комплекса;
научно-исследовательские и проектные
институты на конкурсной основе
Объемы и источники Общий объем финансирования Программы
финансирования составляет 1,5 млрд. рублей, в том числе:
средства областного бюджета:
- прямые бюджетные ассигнования -
5 млн. рублей;
- бюджетные кредиты на возвратной
основе - 295 млн. рублей начиная
с 2003 года;
внебюджетные средства:
- из внебюджетных источников -
1 млрд. рублей;
- за счет собственных средств
организаций - 200 млн. рублей
Ожидаемые конечные Создание материальной базы для обеспечения
результаты реализации ресурсами областных целевых программ
Программы (указанных в разделе "Цели и задачи"),
Генерального плана развития Московской
области;
рост объемов товарной продукции отрасли в
2005 году на 25-30% по сравнению с 2000
годом;
создание упорядоченного рынка строительных
материалов на территории Московской
области;
снижение социальной напряженности в обществе
Организация контроля Контроль за реализацией Программы
за реализацией осуществляет Правительство Московской
Программы области и Московская областная Дума в
порядке, установленном законодательством
Введение
Программа является продолжением и развитием мероприятий по преобразованиям в сфере промышленности строительных материалов и стройиндустрии Московской области, начатых в рамках реализации областных целевых и федеральных целевых программ и Генерального плана развития Московской области.
В ходе реализации областной целевой программы "Развитие и модернизация базы стройиндустрии Московской области на период до 2001 года" разработанные и реализуемые Министерством строительного комплекса с участием органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области мероприятия сыграли важную роль в перевооружении промышленности строительных материалов и стройиндустрии и переходе на выпуск современной конкурентоспособной продукции. Предпринятые меры позволили переломить тенденцию ежегодного сокращения объемов производства строительных материалов, изделий и перейти с 1999 года к устойчивому росту производства по основным видам продукции. В 2000 году общий объем промышленной продукции предприятий стройиндустрии Московской области составил 135,8% к уровню предыдущего года.
В настоящее время в Московской области имеются более 1200 организаций по производству различных строительных материалов. Из них более 350 крупных и средних. В их числе: 10 ДСК; 31 кирпичный завод; 80 организаций по выпуску деревянных изделий и конструкций; 76 заводов ЖБИ И КПД; 18 организаций по производству нерудных материалов; 42 организации по производству теплоизоляционных, полимерных, гипсовых, асбоцементных материалов, 5 организаций по выпуску керамической плитки, 3 цементных завода.
Объемы производства основных строительных материалов на заводах Московской области представлены в приложении 1.
В короткие сроки созданы новые производства по выпуску современных эффективных строительных материалов. Организовано производство многих видов строительных материалов, которые раньше не выпускались или выпускались в незначительных объемах, больше стало производиться продукции, удовлетворяющей современным требованиям и соответствующей по качеству мировым аналогам.
Вместе с тем следует признать, что за прошедший период не удалось добиться коренного перелома ситуации в стройиндустрии и производстве стройматериалов.
Анализ выпуска строительных материалов показал, что производство отдельных видов строительных материалов являлось недостаточным и некачественным, что сдерживало выполнение областных целевых программ "Жилище" и "Свой дом".
Недостаточно активно внедряются новые технические решения и высокоэффективные конструкции и материалы. Медленно осуществляется перевод организаций домостроения на строительство жилых домов по новым архитектурно-строительным системам.
Результаты работы промышленности строительных материалов оказывают существенное влияние на эффективность деятельности строительного комплекса. Отрасль играет ведущую роль в гражданском и промышленном строительстве, а также оказывает значительное влияние на развитие экономики Московской области и ее социальной сферы.
Все это требует концентрации усилий Минмособлстроя, других исполнительных органов государственной власти Московской области и муниципальных образований, руководства предприятий промышленности строительных материалов на приоритетных направлениях развития отрасли на базе новейших разработок отраслевой науки и передовых технологий, опыта ведущих предприятий по созданию современных образцов технологических линий и оборудования.
Для решения проблем, стоящих перед отраслью, необходимо последовательное осуществление курса на дальнейшую индустриализацию капитального строительства, развитие и укрепление его материально-технической базы прежде всего путем ускоренного развития строительной индустрии и промышленности строительных материалов, внедрения в производство передовой техники и технологии, значительного увеличения выпуска и применения в строительстве прогрессивных материалов и конструкций, максимального повышения их заводской готовности.
В рамках Программы предусматривается скоординировать задачи на основе областных целевых и государственных программ, Генерального плана развития Московской области на период до 2010 года, а также создать нормативно-правовую базу для обеспечения проводимых реформ.
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Реализация одобренной Правительством Российской Федерации "Стратегии государственной жилищной политики на 2001-2005 годы и долгосрочную перспективу" неразрывно связана с развитием производственной базы строительства.
"Концепция развития приоритетных направлений промышленности строительных материалов и стройиндустрии на 2001-2005 годы" Госстроя России предусматривает развитие в каждом субъекте Федерации производства широкой номенклатуры современных конкурентоспособных высококачественных строительных материалов, изделий и конструкций, систем инженерного оборудования и предметов домоустройства, обеспечивающих долговечность, выполнение требований по теплоэффективности, снижение стоимости строительства, а также архитектурную выразительность сооружаемых жилых домов, зданий и сооружений и их эксплуатационную экономическую эффективность.
Для выполнения этих задач необходимо осуществление комплекса мер по реформированию предприятий отрасли и организации производства современной высококачественной продукции, сохранению и обновлению основных фондов по всем видам продукции промышленности строительных материалов и стройиндустрии и отраслевой науки, в том числе за счет частичной государственной поддержки.
Проблемы, которые предстоит решить, требуют координации на областном уровне, так как не могут быть решены в рамках отдельных муниципальных образований Московской области.
К числу таких проблем относятся:
1.1. Проблема кризисного состояния организаций промышленности строительных материалов и стройиндустрии.
В связи с изменением структуры и требований к жилищному и промышленному строительству, поступлением на рынок дешевой продукции из смежных регионов, а также созданием искусственных барьеров на поставки продукции на рынок Москвы в настоящее время перед промышленностью строительных материалов и стройиндустрией Московской области стоят серьезные задачи по повышению технического уровня, расширению ассортимента и улучшению качества выпускаемой продукции, снижению себестоимости и разработке новых схем сбыта продукции.
Ассортимент продукции, выпускаемый производителями стройматериалов в Подмосковье, не полностью удовлетворяет потребностям современного строительства. Технический уровень большинства предприятий значительно отстает от современных требований. Отдельные организации промышленности строительных материалов из-за низкого качества выпускаемой продукции, износа оборудования резко снизили объемы производства стройматериалов.
По выпуску ряда видов продукции в связи с высокой капиталоемкостью производственных мощностей, большой продолжительностью их создания, низкой инвестиционной привлекательностью из-за длительных сроков окупаемости не удается привлечь достаточные объемы инвестиционных ресурсов. В результате резко стареют основные фонды, особенно их активная часть. Степень износа основных фондов в отрасли составляет более 60%, это приводит к фактическому сокращению производственных мощностей.
Имеющиеся сегодня мощности по выпуску изделий для полносборного строительства и мощности строительных организаций и кирпичных заводов позволяют ежегодно производить 3400-3500 тысяч квадратных метров жилья. При этом применяемые технологии и имеющееся оборудование находятся на достаточно низком уровне, что не позволяет обеспечить выпуск продукции высокого качества и низкой себестоимости.
Имеющиеся отечественные разработки в области технологий производства эффективных видов строительных материалов остаются не всегда востребованными из-за невозможности предложить потребителю комплектное технологическое оборудование с комплексом услуг по монтажу и пусконаладочным работам.
Промышленность строительных материалов и изделий является одной из наиболее топливо- и энергоемких (более 20% в структуре затрат), а также грузоемких отраслей народного хозяйства.
Цены на отечественную продукцию постоянно растут, приближаясь к мировым, что является следствием высоких удельных расходов и затрат при ее производстве, особенно на топливно-энергетические ресурсы и услуги транспорта. В структуре себестоимости отдельных видов строительных материалов доля затрат на сырье, топливно-энергетические ресурсы и транспортные расходы достигает 50%.
Прибыль производителя сведена к минимуму, а основная часть прибавочной стоимости реализуется в сфере обращения, что снижает рентабельность производства и значительно повышает цену потребления против цены предложения.
Проблема в настоящее время переросла рамки муниципальных образований и отдельных организаций отрасли и требует участия областного центра с использованием программно-целевого подхода.
Необходимые средства областного бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИР) предусмотрены в рамках данной Программы.
Для решения проблемы предполагается разработка и реализация в составе Программы подпрограмм по модернизации базовых подотраслей: "Модернизация домостроительных комбинатов и предприятий железобетонных и бетонных конструкций и изделий с целью развития индустриального домостроения"; "Модернизация промышленности теплоизоляционных материалов"; "Модернизация цементной промышленности"; "Модернизация промышленности по производству кирпича и эффективных стеновых материалов"; "Модернизация стекольной промышленности"; "Модернизация промышленности по производству нерудных материалов".
1.2. Проблема повышения эффективности функционирования промышленности строительных материалов и стройиндустрии как единого хозяйственного комплекса Московской области.
Решение поставленных задач требует разработки и внедрения в строительство, в первую очередь жилищное, принципиально новых организационно-экономических подходов и концепций, базирующихся на прогрессивных достижениях в различных областях науки и техники.
Вследствие произошедших радикальных изменений за годы перестройки отрасль оказалась практически неуправляемой. Не имеется реальных рычагов управления организациями со стороны Министерства, нет информационно-управляющей системы, которая позволила бы не только ежедневно в режиме мониторинга знать состояние дел, но позволила бы вырабатывать эффективные управленческие решения.
Еще один важнейший вопрос, касающийся функционирования отрасли, - это экономическая безопасность. В условиях экономической нестабильности, приватизации большинства предприятий строительного комплекса весьма важной задачей становится разработка и практическое применение системы обеспечения экономической безопасности предприятий. Одним из этапов должны стать мероприятия по экономической безопасности и правовые аспекты, направленные на защиту средств населения, банков, зарубежных партнеров от влияния различных факторов, затрудняющих нормальную деловую активность и функционирование производственных процессов, полное и своевременное формирование бюджетов за счет регулярного поступления налогов. Предусмотрена разработка подпрограммы "Обеспечение экономической безопасности строительного комплекса Московской области до 2005 года".
Каждое муниципальное образование самостоятельно регулирует инвестиционные процессы в рамках местного самоуправления, строительство за счет внебюджетных источников ведется с учетом интересов местных территорий и не учитываются социальные задачи области в целом. Необходимо плавно перейти от сложившейся практики хаотичного привлечения инвестиций в отдельные проекты к этапам стратегического планирования местного экономического развития.
Решение этой проблемы требует участия органов государственной власти Московской области для развития управленческих функций, но не просто как командно-административной системы, а, скорее, учитывая новые реалии как административно-экономической системы новой формации, взяв за основу сочетание административного воздействия со стороны государства строго в рамках законодательства Российской Федерации и Московской области и экономических методов управления.
Для решения этой проблемы Программой предусмотрены расходы областного бюджета, в первую очередь на НИР.
1.3. Проблема упорядочения производства и потребления продукции строительной отрасли Московского региона.
Цемент и щебень завозятся на комбинаты железобетонных изделий из других областей. По демпинговым ценам завозится кирпич из соседних областей, различные виды теплоизоляционных материалов. Многие организации, зарегистрированные в Москве, склады стройматериалов располагают на территории области вблизи кольцевой автодороги. Часто по заниженным ценам поставляется продукция низкого качества. В результате крупномасштабная торговля стройматериалами не только не способствует развитию организаций промышленности стройматериалов Московской области, но и создает предпосылки для свертывания производства организациями области за счет недобросовестной конкуренции. Доходы от реализации этой продукции практически не поступают в областной бюджет.
Проблема отсутствия упорядоченного рынка строительных материалов на территории Московской области наносит серьезный урон областному бюджету, препятствует нормальному развитию промышленности строительных материалов и стройиндустрии области, приводит к нарастанию социальной напряженности в обществе.
Из-за дублирования производств, нерациональности транспортных потоков, отсутствия единой системы в размещении и функционировании объектов стройиндустрии Москвы и Московской области отрасль функционирует нерационально. Нет балансов производства и потребления строительных материалов и схемы развития строительной отрасли Московского региона.
Решение этой проблемы требует координации на уровне субъектов Российской Федерации. Соответствующие расходы на НИР предусмотрены данной Программой.
Для решения проблемы предлагается разработка и реализация в составе Программы работы "Составление балансов потребностей и производства строительных материалов в регионе и схемы развития строительной отрасли".
Необходимость устойчивого функционирования промышленности строительных материалов и стройиндустрии Московской области определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения перечисленных выше проблем, поскольку эти проблемы:
- входят в число приоритетных направлений областных целевых и федеральных программ, а их решение позволяет обеспечить материальную базу для успешного выполнения этих программ и соответственно обеспечить возможности для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, создать условия для стабильного развития промышленности строительных материалов и стройиндустрии Московской области;
- полностью соответствуют стратегии государственной политики развития промышленности строительных материалов и стройиндустрии, отраженных в областных целевых программах и федеральных целевых программах и Генеральном плане развития Московской области;
- имеют межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия Правительства Московской области;
- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов на НИР и расходов капитального характера в течение 4 и более лет;
- имеют комплексный характер, решение проблем окажет мультипликативный эффект на социальное благополучие в обществе, экономическое развитие, рост производства, повышение доходов производителей и бюджета.
В результате реализации Программы должен быть завершен переход от начальной стадии реформ в промышленности строительных материалов и стройиндустрии Московской области к стадии последовательной реализации и расширения масштабов преобразований, развития и совершенствования системы управления отраслью, создан упорядоченный рынок строительных материалов на территории Московской области. В рамках Программы предусматривается провести модернизацию предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии Московской области, увязав их с объемами и структурами жилищного строительства на период до 2005 года, размещением вновь создаваемых производств по выпуску эффективных строительных материалов и объемами прогнозируемого спроса на данную продукцию. Это позволит обеспечить материальную базу для успешного выполнения областных целевых программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан с различным уровнем доходов и снижение социальной напряженности в обществе.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание материальной базы для успешного выполнения областных целевых программ: "Свой дом" на 2001-2005 годы, "Реконструкция жилых домов первых массовых серий на период до 2010 года", "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Московской области на 2001-2010 годы", "Жилище" на 2002-2010 годы и Генерального плана развития Московской области.
Для достижения данной цели в соответствии с перечисленными выше проблемами в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:
- обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития промышленности строительных материалов и стройиндустрии за счет технического перевооружения отрасли с использованием современных технологий, наращивание производственных мощностей и объемов выпуска высококачественных материалов и изделий, повышение технического уровня их производства, эксплуатационных свойств продукции, создание новых материалов в целях удовлетворения требований современного строительства и архитектуры (направление "Модернизация и развитие базы промышленности строительных материалов и стройиндустрии");
- создание эффективных механизмов функционирования промышленности строительных материалов и стройиндустрии как единого хозяйственного комплекса Московской области. Важной задачей является разработка и реализация современной схемы управления на основе принципиально новых организационно-экономических подходов и концепций (направление "Совершенствование системы управления");
- создание цивилизованного рынка строительных материалов на территории Московской области, разработка балансов производства и потребления строительных материалов в регионе (направление "Упорядочение производства и потребления продукции строительной отрасли Московского региона").
Для решения основной задачи Программы по направлению "Модернизация и развитие базы промышленности строительных материалов и стройиндустрии" необходимо осуществить:
- определить приоритетные направления развития промышленности строительных материалов и стройиндустрии Московской области в целях реализации положений целевой программы "Жилище";
- разработать предложения по модернизации предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии Московской области, увязав их с объемами и структурами жилищного строительства на период до 2005 года, размещением вновь создаваемых производств по выпуску эффективных строительных материалов и объемами прогнозируемого спроса на данную продукцию;
- реформирование и перепрофилирование предприятий строительной индустрии, включая модернизацию предприятий крупнопанельного домостроения и домостроительных комбинатов;
- развитие базы индустриального домостроения;
- разработку и реализацию краткосрочных и долгосрочных подпрограмм развития, технического перевооружения и модернизации базовых подотраслей промышленности строительных материалов и стройиндустрии;
- наращивание производственных мощностей и объемов выпуска высококачественных материалов и изделий;
- обновление основных фондов с переходом на более высокий уровень технической оснащенности отечественной промышленности строительных материалов и стройиндустрии;
- снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат при строительстве и эксплуатации жилья, сокращении продолжительности инвестиционного цикла;
- обеспечение потребности жилищного строительства в качественных, экологически чистых, современных по дизайну видах материалов и продукции, отвечающих по ассортименту и номенклатуре спросу различных слоев населения как на элитное жилье, так и на качественные жилые дома для граждан с низким уровнем доходов;
- переход к современным эффективным и энергосберегающим архитектурно-строительным системам.
Данные задачи будут решаться в рамках подпрограмм: "Модернизация домостроительных комбинатов и предприятий железобетонных и бетонных конструкций и изделий для развития индустриального домостроения"; "Модернизация промышленности теплоизоляционных материалов"; "Модернизация предприятий по производству кирпича и эффективных стеновых материалов"; "Модернизация цементной промышленности"; "Модернизация стекольной промышленности"; "Модернизация подотрасли нерудных материалов".
Учитывая современные тенденции, выражающиеся в усилении в Российской Федерации роли государственных органов управления и укрепления вертикали власти, новая стратегия развития строительной индустрии Московской области должна разрабатываться с учетом руководящей роли государства.
Для решения основной задачи Программы по направлению "Совершенствование системы управления" необходимы:
- определение совместно с Госстроем РФ приоритетных направлений и организаций, имеющих важное общероссийское и межрегиональное значение;
- разработка эффективной схемы управления промышленностью строительных материалов и стройиндустрии Московской области;
- усиление контроля над рынком оптово-розничной торговли стройматериалов и регулирование административно-экономическими методами: объемов и номенклатуры основных стройматериалов и изделий, выпускаемых в Московской области; объемов и номенклатуры ввоза и потребления строительными комплексами Москвы и Московской области основных видов стройматериалов и изделий;
- развитие системы поддержки высокоэффективных проектов в отрасли за счет предоставления гарантий и инвестиционных ресурсов;
- содействие становлению системы профессиональной подготовки руководящих кадров;
- обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли;
- совершенствование механизмов защиты производителей от недобросовестной конкуренции;
- создание нормативной правовой базы, направленной на снижение рисков инвесторов при работе в строительной отрасли (данная задача будет решаться в рамках подпрограммы "Обеспечение экономической безопасности строительного комплекса Московской области на 2002-2005 годы");
- реализация эффективной государственной политики на рынках стройиндустрии, перепрофилирование или закрытие нерентабельных бесперспективных производств с учетом социальных последствий;
- обеспечение разработки и внедрения развернутой программы действий по управлению отраслью.
Для решения основной задачи Программы по направлению "Упорядочение производства и потребления продукции строительной отрасли Московского региона" необходимы:
- составление балансов потребностей и производства строительных материалов в Московском регионе и разработка схемы развития строительной отрасли Московского региона;
- создание на основе изучения спроса и предложения продукции строительной отрасли упорядоченного рынка строительных материалов на территории Московской области;
- создание условий для продвижения продукции организаций Московской области на Московский и региональные рынки.
Данные задачи будут решаться в рамках подпрограмм "Составление балансов потребностей и производства строительных материалов в регионе и формирование эффективной схемы развития строительной отрасли" и "Создание разветвленной сети оптово-розничных торговых площадей и организаций с комплексной системой торговых, консультационных, рекламных и выставочных услуг по вопросам строительного комплекса и формирование эффективного рынка строительной продукции на территории Московской области".
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно в 2002-2005 годах.
На первом этапе (2002 год) будет осуществляться:
- разработка эффективной системы управления отраслью;
- составление балансов потребностей и производства строительных материалов в регионе и разработка схемы развития строительной отрасли Московской области;
- разработка подпрограмм развития, технического перевооружения и модернизации предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии Московской области и привлечение инвестиций для реализации проектов в рамках разработанной Программы;
- разработка технико-экономических обоснований и бизнес - планов.
На втором этапе (2003-2005 годы) намечается:
- оказание технической помощи организациям отрасли;
- техническое перевооружение промышленности строительных материалов и стройиндустрии за счет предоставленных кредитов банков и других источников финансирования согласно направлениям, указанным в Программе (приложения 2-4)<*>, для обеспечения объемов строительной продукции, указанных в приложении 1;
- создание разветвленной сети оптово-розничных торговых площадей и организаций с комплексной системой торговых, консультационных, рекламных и выставочных услуг по вопросам реализации продукции строительного комплекса и формирование эффективного рынка строительной продукции на территории Московской области.
4. Система программных мероприятий
Программные мероприятия подразделяются на мероприятия по технической модернизации базы стройиндустрии, организационные мероприятия по созданию оптимальной структуры функционирования отрасли, а также мероприятия по созданию на территории Московской области сбалансированной системы производства и потребления продукции строительной отрасли.
4.1. Модернизация и развитие базы промышленности строительных материалов и стройиндустрии.
Среди программных мероприятий по техническому перевооружению наиболее важными являются:
- разработка предложений по модернизации предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии Московской области в соответствии с объемами и структурой жилищного строительства, размещением вновь создаваемых производств по выпуску эффективных строительных материалов и объемами прогнозируемого спроса на данную продукцию;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию современных технологий, материалов и инженерного обеспечения;
- решение проблемы топливно-энергетических ресурсов, внедрение энергосберегающих технологий при производстве строительных материалов, изделий и конструкций;
- изменение структуры жилищного строительства, переход на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и технологии их возведения;
- развитие производства широкой номенклатуры современных конкурентоспособных высококачественных строительных материалов, изделий и конструкций, систем инженерного обеспечения и предметов домоустройства, обеспечивающих долговечность, архитектурную выразительность и высокую экономичность эксплуатируемых зданий и сооружений;
- снижение энергоемкости и материалоемкости продукции, а также повышение технического уровня и экономической эффективности производства как за счет реконструкции действующих, так и при строительстве новых предприятий на основе современных технологий и оборудования;
- снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат в производстве строительных материалов, изделий и конструкций;
- сокращение продолжительности инвестиционного цикла;
- организация новых мощностей по производству высокоэффективных видов теплоизоляционных материалов широкой номенклатуры на основе стекловолокна, перлитов, базальтов, диатомитов, пеностекла и других природных материалов на базе ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
- разработка и создание прогрессивного отечественного технологического оборудования для производства теплоизоляционных материалов, в том числе высокоэффективных плавильных печных агрегатов для производства изделий из минеральной ваты, волокнообразующих узлов и установок, обеспечивающих улучшение монтажных и эксплуатационных свойств теплоизоляционных материалов;
- осуществление на действующих предприятиях модернизации и технического переоснащения производства цемента с внедрением энергосберегающих технологий;
- создание дополнительных мощностей по упаковке и тарированию цемента;
- продолжение работы по перепрофилированию организаций домостроения и организации выпуска эффективных конструкций и изделий для домов различных архитектурно-строительных систем;
- дальнейшее развитие практики малоэтажного строительства с использованием легких конструкций, монолитных и сборно - монолитных технологий с наружным утеплением или с оставляемой опалубкой из пенополистирола, арболита и других материалов;
- обновление основных фондов, замена устаревшего и физически изношенного оборудования за счет внедрения в производство современного высокопроизводительного оборудования для выпуска широкой номенклатуры эффективного керамического кирпича, изделий из ячеистого бетона, цементно-песчаных стеновых блоков и других современных стеновых материалов;
- расширение применения в строительной практике теплоэффективных ограждающих конструкций на основе современных утеплителей, пористой керамики, изделий из гипса и ячеистых бетонов, керамики, природного камня;
- повышение темпов технического перевооружения действующих кирпичных заводов и завершение строительства ранее начатых объектов;
- масштабное развитие производства высокоэффективных отделочных материалов и предметов домоустройства, гипсокартонных и гипсоволокнистых листов, различных мастик, клеев, шпаклевок, красок, керамической плитки, санитарных керамических изделий, широкого ассортимента напольных покрытий: линолеума, ковролина;
- разработка и изготовление оборудования для производства широкого ассортимента новых видов продукции, в том числе специальных видов стекла, таких как архитектурное, декоративное, закаленное стекло с оксидными, металлическими и другими многослойными покрытиями, строительный триплекс;
- более широкое применение стекла в строительной практике как конструктивного материала, обеспечивающего архитектурно - строительную выразительность зданий и сооружений, комфортность в помещениях, энергосбережение, звукоизоляцию, огнестойкость и другие параметры;
- разработка принципиально новых энергосберегающих технических решений, обеспечивающих утепление ограждающих конструкций зданий, повышение их сопротивления теплопередаче;
- использование нетрадиционных видов минерального сырья для различных видов строительных материалов, изделий и конструкций.
Одним из основных направлений Программы является структурная перестройка производственной базы домостроения и промышленности строительных материалов и конструкций для жилищного строительства, которая будет направлена на создание новых производств по выпуску современных эффективных строительных материалов, в том числе эффективных теплоизоляционных материалов, различных кровельных и гидроизоляционных строительных материалов, широкого ассортимента отделочных материалов, листового термически полированного стекла, теплоотражающего стекла и стеклопакетов, организацию производства прогрессивных конструкций на основе использования листовых и плитных теплоизоляционных материалов, выпуск конкурентоспособных строительных материалов на уровне европейских и мировых стандартов качества в организациях промышленности строительных материалов и конструкций Московской области.
В соответствии с изменениями в жилищной сфере будет осуществлена структурная перестройка производственной базы индустриального домостроения, направленная на внедрение эффективных строительных материалов, изделий и конструкций в соответствии с повышенными требованиями по теплозащите зданий и сооружений.
Одна из основных задач - это строительство жилья для граждан, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
В целом в Московской области таких семей 229 тысяч, в том числе 36 тысяч семей льготных категорий граждан. Эта проблема не может быть решена традиционным путем из-за отсутствия бюджетного финансирования в требуемых объемах.
Недостаточная обеспеченность жильем малоимущих создает серьезные социальные проблемы, поэтому особое внимание должно быть уделено индустриальному домостроению. Коэффициент использования производственных мощностей предприятий в среднем не превышает 30%, что говорит о потенциальных возможностях увеличения выпуска деталей и конструкций для домостроения. Мероприятия, проводимые в рамках реализации Программы, должны ликвидировать последствия спада производства на предприятиях сборного железобетона и крупнопанельного домостроения и стабилизировать объемы выпуска продукции.
Приоритетными направлениями в развитии отрасли должны стать наращивание производственных мощностей и объемов выпуска высококачественных материалов и изделий, повышение технического уровня их производства, эксплуатационных свойств продукции, создание новых материалов в целях удовлетворения требований современного строительства и архитектуры, а также снижение ресурсоемкости и энергоемкости в производстве, строительстве и эксплуатации.
В настоящий период наиболее значимыми являются задачи опережающего развития отраслевой науки и создания условий для активного привлечения инвестиций в отрасль.
Развитию промышленности теплоизоляционных материалов отводится одно из основных мест, поскольку более трети топливных ресурсов в стране расходуется на теплоснабжение зданий и сооружений. Вопрос экономии этих ресурсов в значительной степени зависит от применения в новом строительстве и при реконструкции существующего жилого фонда эффективных теплоизоляционных материалов, производство которых по сопоставимым затратам в пять раз дешевле, чем добыча дополнительных топливных ресурсов.
Высокая энергоемкость и материалоемкость продукции промышленности строительных материалов вызывает необходимость принятия мер по повышению экономической эффективности отрасли, которые можно разделить на следующие основные направления:
- снижение энергоемкости и материалоемкости производства на основе реконструкции действующих предприятий;
- строительство новых предприятий на основе современных технологий и оборудования.
Механизм проведения преобразований технической базы промышленности строительных материалов и стройиндустрии и финансирования программных мероприятий по преобразованию базовых подотраслей будет разработан в рамках указанных ранее подпрограмм.
Целью подпрограммы "Модернизация домостроительных комбинатов и предприятий железобетонных и бетонных конструкций и изделий для развития индустриального домостроения" является выполнение обязательств государства по обеспечению жильем соответствующих категорий граждан. Выполнение этих обязательств возможно только в случае возобновления индустриального домостроения.
Особенно остро стоит проблема функционирования ДСК и заводов крупнопанельного домостроения. Для возрождения домостроительных комбинатов необходимо их техническое перевооружение, адаптация к нуждам рынка жилья.
С целью возобновления крупномасштабного жилищного строительства необходимо в рамках подпрограммы решить вопросы рентабельности работы ДСК.
Целью подпрограмм "Модернизация промышленности теплоизоляционных материалов"; "Модернизация предприятий по производству кирпича и эффективных стеновых материалов"; "Модернизация цементной промышленности"; "Модернизация стекольной промышленности"; "Модернизация подотрасли нерудных материалов" является развитие базовых подотраслей, имеющих приоритетное значение.
4.2. Совершенствование системы управления.
Решение поставленных задач требует разработки и внедрения развернутой программы действий по управлению отраслью. Должно быть продолжено развитие управленческих функций с учетом цивилизованного рыночного механизма регулирования производства и потребления основной номенклатуры строительных материалов на территории Московской области с участием всех заинтересованных организаций и в первую очередь Министерства строительного комплекса.
Необходимо восстановить роль амортизационного фонда как важнейшего финансового источника воспроизводства. В каждой подотрасли промышленности строительных материалов и строительной индустрии требуется обосновать необходимый уровень амортизационных отчислений, целесообразность введения ускоренной амортизации. Необходимо усилить ответственность руководства предприятий за целенаправленное использование амортизационного фонда.
Основные направления деятельности в рамках Программы будут сосредоточены на координации работы организаций строительного комплекса, разработке и реализации государственной политики в сфере промышленности строительных материалов и стройиндустрии, определении приоритетных направлений технического развития, разработке и осуществлении инвестиционной и научно-технической политики в строительстве и производстве строительных материалов.
Необходимо определить наиболее перспективные проекты и предприятия, подлежащие модернизации и техническому перевооружению, имеющие приоритетное значение для строительного комплекса области, направив основные усилия на создание современных производств и развитие системы поддержки высокоэффективных проектов в отрасли за счет предоставления гарантий и инвестиционных ресурсов.
Целью реформы системы управления отраслью является перестройка для эффективной работы в условиях рыночной экономики, стимулирование деятельности организаций по повышению эффективности производств, конкурентоспособности выпускаемой продукции, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.
Современное состояние отрасли требует мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, совершенствования его механизма.
Основные направления этой работы:
- увеличение доли собственных средств организаций в общем объеме капитальных вложений;
- повышение роли амортизационных отчислений как одного из основных источников инвестирования;
- реструктуризация долгов предприятий отрасли перед бюджетом как одно из мероприятий по их первичному финансовому оздоровлению;
- расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов;
- развитие финансового лизинга в инвестиционной деятельности;
- расширение практики страхования и гарантированной поддержки государством инвестиционных программ;
- стимулирование привлечения иностранных инвестиций;
- расширение практики инвестирования за счет платной приватизации;
- подготовка предложений по защите товаропроизводителей Московской области и регулированию внешнеторговой деятельности организаций промышленности стройматериалов. Приоритетной для использования на территории Московской области должна являться продукция, производимая организациями Московской области;
- разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на создание цивилизованного рынка строительных материалов, стимулирование привлечения отечественных и иностранных инвесторов, повышение качества и конкурентоспособности продукции отрасли, максимальное использование местных сырьевых ресурсов;
- подготовка рекомендаций по созданию организациями строительных материалов и стройиндустрии отраслевых некоммерческих организаций;
- совершенствование системы управления и подготовки кадров (подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
- создание в ходе реализации Программы не менее 1000 новых рабочих мест;
- осуществление мер по снижению издержек производства;
- создание условий для продвижения продукции организаций Московской области на московский и региональные рынки.
Осуществление Министерством строительного комплекса функций координатора по развитию, техническому перевооружению и модернизации предприятий промышленности стройматериалов и стройиндустрии будет сконцентрировано на развитии таких подотраслей, как:
- сырьевая база промышленности строительных материалов (карьеры и организации по добыче и первичной обработке природного сырья);
- цементная промышленность;
- промышленность теплоизоляционых материалов;
- производство кирпича и эффективных стеновых материалов;
- стекольная промышленность;
- индустриальное домостроение.
Как противовес процессу разукрупнения производителей строительных материалов наметился процесс создания отраслевых некоммерческих организаций, которые отстаивают профессиональные, экономические, финансовые, юридические и другие интересы их участников.
В основу объединения производителей строительных материалов может быть положен как подотраслевой принцип, так и заинтересованность производителей и строителей, выпускающих и потребляющих однотипную продукцию. Такие структуры могут создаваться и поддерживаться исполнительными органами государственной власти.
Особенно перспективным представляется создание таких некоммерческих организаций в сочетании с реформированием в торгово-сбытовой сфере промышленности строительных материалов. Целесообразно создавать разветвленную сеть оптово-розничных торговых организаций, способных оказывать не только торговые услуги, но и широкий спектр консультационных, рекламных и выставочных услуг по вопросам архитектуры, проектирования и строительства.
Для осуществления скоординированной экономической, научно-технической и жилищной политики, повышения эффективности и деятельности организаций и организаций строительного комплекса Московской области Министерством строительного комплекса создаются объединения производителей продукции в подотраслевые ассоциации. Основная цель создания ассоциаций - объединить финансовый, технический, интеллектуальный и организационный потенциал родственных организаций строительных материалов и потребителей их продукции для ускорения темпов технического перевооружения, решения наиболее острых производственных вопросов и формирования эффективного рынка строительных материалов на территории Московской области.
4.3. Упорядочение производства и потребления продукции строительной отрасли Московского региона.
Основные мероприятия:
- создание фондового рынка стройматериалов, производящихся на территории Московской области, который давал бы информацию о конкурентоспособности продукции и возможности стабильного дохода;
- разработка и реализация схемы развития строительной отрасли Московского региона и составление баланса потребностей и производства строительных материалов в регионе (упорядочение производства и потребления продукции отрасли, перераспределение рынка);
- переход к глубокому изучению спроса на продукцию отрасли, проведение маркетинговых исследований рынка строительных материалов и разработка баланса спроса и предложений по основным видам продукции;
- проведение мониторинга деятельности предприятий для определения их инвестиционной привлекательности;
- на основе изучения рынка строительных материалов Московской области и баланса спроса и предложений на продукцию отрасли оказание помощи в разработке и реализации краткосрочных и долгосрочных программ развития, технического перевооружения и модернизации предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии администрациям муниципальных образований Московской области.
Предусмотрено приступить к разработке программы создания разветвленной сети оптово-розничных торговых площадей и организаций с комплексной системой торговых, консультационных, рекламных и выставочных услуг по вопросам реализации продукции промышленных предприятий Московской области, архитектуры и строительства, торговых комплексов по реализации строительных материалов.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Программой не предусматривается разработка каких-либо принципиально новых финансовых механизмов ее реализации. Предполагается использовать для этих целей наработанные в годы экономической реформы методы и схемы привлечения финансовых ресурсов, активизации инвестиционной деятельности.
Учитывая, что реализация Программы будет осуществляться в условиях дефицита средств федерального, областного и местных бюджетов, основу финансового обеспечения развития приоритетных направлений промышленности строительных материалов и стройиндустрии должны составить внебюджетные средства (приложение 5)<*>.
В качестве основных источников финансирования будут выступать:
- собственные средства предприятий и организаций;
- кредиты коммерческих банков;
- прямые иностранные инвестиции;
- средства внебюджетных фондов;
- средства федерального и областного бюджетов, в т.ч. льготные кредиты;
- ассигнования из местных фондов;
- территориальные целевые фонды.
В рамках Программы намечается продолжить проектные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию эффективных материалов, технологий и оборудования для промышленности.
Выполнение мероприятий по перевооружению и модернизации производства, осуществляемых предприятиями за счет собственных или заемных средств, обеспечивается исходя из экономической целесообразности и финансовых возможностей и координируется органами исполнительной власти.
Предприятия самостоятельно или с привлечением стратегических инвесторов должны проводить маркетинговые исследования и за счет собственных или привлеченных средств осуществлять техническое обновление производственных фондов и реализовывать мероприятия по оптимизации производственных процессов.
Финансово-кредитный механизм реализации Программы формируется с целью повышения доступности в приобретении средств для модернизации и развития производственной базы для всех организаций независимо от форм собственности.
Ориентировочная стоимость финансирования реализации Программы составляет 1,5 млрд. рублей, в том числе:
средства областного бюджета:
- 5 млн. рублей - прямые бюджетные ассигнования;
- 295 млн. рублей - за счет бюджетных кредитов на возвратной основе;
внебюджетные средства:
- 1 млрд. рублей - из внебюджетных источников;
- 200 млн. рублей - собственные средства организаций.
Из средств областного бюджета предусматривается финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР) в объеме, обеспечивающем выполнение начального этапа Программы, связанного с разработкой подпрограмм по базовым подотраслям и стратегических направлений Программы.
Также по мере разработки и реализации федеральных и областных программ будут уточняться вопросы выделения средств из федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований для реализации отдельных мероприятий Программы. Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы из средств федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований будут определяться исходя из возможностей бюджетов на соответствующий год.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Успешная реализация Программы позволит обеспечить в Московской области:
- материальную базу для успешного выполнения областных целевых программ, приведенных в паспорте Программы;
- удовлетворение потребности товарных рынков в высококачественных конкурентоспособных строительных материалах, изделиях и конструкциях отечественного производства, способных конкурировать с импортной продукцией и позволяющих повысить уровень экономической безопасности;
- совершенствование системы управления отраслью;
- создание упорядоченного рынка строительных материалов на территории Московской области;
- рост объемов товарной продукции отрасли к 2005 году на 25-30 процентов к уровню 2000 года;
- выпуск новых эффективных строительных материалов и конструкций и создание передовых технологий их производства, создание гибких производств по выпуску широкой гаммы стройматериалов;
- рост объемов вновь вводимого и реконструируемого жилья - не менее 3% в год;
- улучшение жилищных условий населения Московской области;
- устойчивое и самостоятельное развитие всех муниципальных образований Московской области.
7. Состав и сроки представления отчетности
об исполнении Программы
Отчет об исполнении настоящей Программы представляется государственным заказчиком Программы в порядке, определенном постановлением Правительства Московской области от 26.03.2001 N 87/6 (раздел N 5 "Контроль и отчетность при реализации Программы").
8. Организация контроля за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в порядке, установленном законодательством.
Министерство строительного комплекса Московской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований обобщает поступающие от организаций материалы о реализации Программы и координирует деятельность исполнителей мероприятий Программы.
Приложение 1
Предполагаемое увеличение объемов производства
по основным видам продукции отрасли
/-----------------------------------------------------------------------------------------\
|N |Наименование материалов|Ед. изм. |Выпуск продукции по годам |
|п/п| | |------------------------------------------------|
| | | |1999 |2000 |2001 |2002 |2003 |2004 |2005 |
|---+-----------------------+------------+------+------+------+------+------+-----+-------|
|1. |Цемент |тыс. тонн |1823,0|1997,0|2100 |2300 |2700 |3200 |3300 |
|---+-----------------------+------------+------+------+------+------+------+-----+-------|
|2. |Кирпич строительный |млн. шт. | 534,7| 548 | 560 | 570 | 580 | 590 | 600 |
|---+-----------------------+------------+------+------+------+------+------+-----+-------|
|3. |Линолеум |млн. кв. м | 9,2| 8,8| 8,8| 8,9| 8,9| 9,0| 9,0 |
|---+-----------------------+------------+------+------+------+------+------+-----+-------|
|4. |Сантехнические изделия |тыс. шт. | 499,2| 594,0| 600 | 630 | 670 | 720 | 730 |
|---+-----------------------+------------+------+------+------+------+------+-----+-------|
|5. |Конструкции и детали |тыс. куб. м | 499,8| 680,9| 700 | 840 | 900 |1020 |1050 |
| |сборные железобетонные | | | | | | | | |
|---+-----------------------+------------+------+------+------+------+------+-----+-------|
|6. |Производство стеновых |млн. усл. | 674,8| 684,8| 690 | 700 | 720 | 750 | 760 |
| |материалов (без |кирпичей | | | | | | | |
| |стеновых железобетонных| | | | | | | | |
| |панелей) | | | | | | | | |
|---+-----------------------+------------+------+------+------+------+------+-----+-------|
|7. |Блоки дверные, оконные,|тыс. кв. м | 650 | 662,5| 680 | 690 | 710 | 730 | 730 |
| |деревянные конструкции | | | | | | | | |
| |и изделия | | | | | | | | |
|---+-----------------------+------------+------+------+------+------+------+-----+-------|
|8. |Производство |тыс. куб. м | 331 | 517,4| 530 | 560 | 600 | 620 | 650 |
| |теплоизоляционных | | | | | | | | |
| |материалов | | | | | | | | |
|---+-----------------------+------------+------+------+------+------+------+-----+-------|
|9. |Плитка облицовочная |тыс. кв. м |2410 |2989,8|3100 |3150 |3175 |3200 |3250 |
| |керамическая для | | | | | | | | |
| |внутренней облицовки | | | | | | | | |
|---+-----------------------+------------+------+------+------+------+------+-----+-------|
|10.|Производство |тыс. кв. м | 220 | 289 | 290 | 300 | 310 | 350 |8000 |
| |строительного стекла | | | | | | | | |
| |и изделий на его основе| | | | | | | | |
|---+-----------------------+------------+------+------+------+------+------+-----+-------|
|11.|Панели и другие |тыс. кв. м | 280,0| 300,0| 320,0| 350 | 400 | 500 | 600,0 |
| |конструкции для |общей | | | | | | | |
| |крупнопанельного |площади | | | | | | | |
| |домостроения | | | | | | | | |
|---+-----------------------+------------+------+------+------+------+------+-----+-------|
|12.|Нерудная |тыс. куб. м |1505,3|1684,9|1700 |1750 |1800 |1850 |1870 |
| |промышленность | | | | | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Московской области от 18 декабря 2001 г. N 231/2001-ОЗ "Об областной целевой программе "О приоритетных направлениях развития промышленности строительных материалов и стройиндустрии Московской области на 2002- 2005 годы" (принят решением Московской областной Думы от 28 ноября 2001 г. N 5/153)
Текст Закона опубликован в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" от 27 декабря 2001 г., N 190 (без приложений)
Законом Московской области от 6 ноября 2003 г. N 140/2003-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу