Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Московской области
Областная целевая программа
"Разработка Генерального плана развития
Московской области на период до 2020 года"
Паспорт
областной целевой программы
Наименование Программы Областная целевая программа "Разработка
Генерального плана развития Московской
области на период до 2020 года" (далее -
Программа)
Основания для разработки Постановление Правительства Московской
Программы области от 15.11.2001 N 367/42 "О
разработке проекта областной целевой
программы "Генеральный план развития
Московской области на период до 2020 года"
Государственный заказчик Министерство экономики Московской области
Программы Министерство строительного комплекса
Разработчик программы Московской области, Главное управление
архитектуры и градостроительства
Московской области
Цель программы Разработка Генерального плана развития
Московской области, направленного на
улучшение условий проживания населения и
устойчивого территориального развития
Московской области посредством
совершенствования системы расселения,
застройки, благоустройства городских и
сельских поселений, их инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур,
рационального природопользования, охраны и
использования объектов
историко-культурного наследия, сохранения
и улучшения окружающей природной среды
Срок реализации Срок реализации Программы - 2002-2005 гг.
Программы 1. Разработка Генерального плана развития
Московской области и его общественное
обсуждение - 2003-2003 гг.
2. Экспертиза, согласование и утверждение
Генерального плана развития Московской
области - 2002-2005 гг.
Исполнители мероприятий Территориальные органы исполнительной
Программы власти Российской Федерации, органы
исполнительной власти Московской области,
органы местного самоуправления
муниципальных образований Московской
области, специализированные
научно-исследовательские, проектные,
отраслевые технологические и другие
институты, учреждения и организации.
Государственный заказчик по согласованию с
разработчиками определяет исполнителей
областной целевой программы в целом или
отдельных ее мероприятий, в том числе
путем проведения конкурса в порядке,
установленном Правительством Московской
области
Ожидаемые конечные Создание:
результаты Программы - научно-методических основ и
экономических обоснований для системы
стратегического планирования развития
Московской области;
- комплекта документов Генерального плана
развития Московской области,
обеспечивающих устойчивое пространственное
развитие Московской области.
Разработка:
- градостроительного кодекса Московской
области и правил застройки муниципальных
образований;
- градостроительного кадастра Московской
области
Объемы и источники Общий объем финансирования Программы
финансирования Программы 2002-2005 годов составит 560,9 млн. руб.,
в т.ч. за счет средств областного бюджета
- 276,5 млн. руб., средств бюджетов
муниципальных образований - 241,0 млн.
руб., привлеченных средств - 43,4 млн.
руб.
2002 г. - 155,5 млн. руб., в т.ч. за
счет средств областного бюджета - 90,1
млн. руб., средств бюджетов муниципальных
образований - 61,3 млн. руб., привлеченных
средств - 4,1 млн. руб.
2003 г. - 174,0 млн. руб., в т.ч. за
счет средств областного бюджета - 88,6
млн. руб., средств бюджетов муниципальных
образований - 64,5 млн. руб., привлеченных
средств - 20,9 млн. руб.
2004 г. - 133,6 млн. руб., в т.ч. за
счет средств областного бюджета - 56,2
млн. руб., средств бюджетов муниципальных
образований - 62,0 млн. руб., привлеченных
средств - 15,4 млн. руб.
2005 г. - 97,8 млн. руб., в т.ч. за
счет средств областного бюджета - 41,6
млн. руб., средств бюджетов муниципальных
образований - 53,2 млн. руб., привлеченных
средств - 3,0 млн. руб.
Система организации и Контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением осуществляет Правительство Московской
Программы области и Московская областная Дума в
соответствии с их полномочиями,
установленными законодательством
1. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Важнейшими особенностями Московской области, в значительной степени определяющими направления и пропорции ее развития, являются ее центральное расположение в Российской Федерации и тесная взаимосвязь со столицей Российской Федерации г. Москвой, проявляющаяся через общность интересов столичного региона, социально-производственной и транспортной инфраструктуры, научно-производственных связей, проблем рационального природопользования и охраны природы, формирования и использования трудовых, водных ресурсов и других факторов развития.
Высокий научно-технический и производственный потенциал, сформировавшаяся сложная система расселения и структура поселений, исключительные природные, историко-культурные ценности и сложные экологические условия Московской области требуют комплексного решения возникающих проблем на уровне Генерального плана развития Московской области (далее - Генеральный план).
Ныне действующий Генеральный план Московской области разрабатывался до того, как в Российской Федерации наметились изменения в экономической и политической жизни государства. В связи с этим в решениях Генерального плана не учитываются важнейшие факторы, среди которых появление новых форм собственности, наличие новых источников финансирования капитального строительства, имущественное расслоение общества.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации градостроительной документацией должны быть обеспечены все районы (39), все города (75), все поселки (112), сельские округа (около 400), сельские поселения (более 6000). После 1991 г. работа над генеральными планами городских и сельских поселений была сведена до минимума. Выполненные генеральные планы (20 проектов) - это только незначительная часть необходимого объема работ.
Отсутствие в Московской области градостроительной документации по районам, городским (города и поселки) и сельским (села, деревни) поселениям, сельским округам приводит в реальных условиях к необходимости принятия решений на материалах, не соответствующих современным социально-экономическим и правовым условиям.
Отсутствие комплексного освоения и застройки территорий муниципальных образований Московской области, городских и сельских поселений приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, транспорта, инженерных сетей и оборудования, упадку коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологии в Московской области.
Исключение градостроительных технологий планирования развития территорий из хозяйственной деятельности при формировании инвестиционных программ и проектов приводит к утрате эффективности принимаемых управленческих решений, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Критическое положение усугубляется не только отсутствием финансирования, незавершенностью имеющихся градостроительных разработок, но и рядом управленческих и организационно-правовых ошибок в формировании инвестиционных процессов при размещении и строительстве объектов, а также решении земельных отношений без учета закономерностей территориально-пространственного развития Московской области.
В сложившихся условиях представляется необходимым осуществить одновременные действия по:
1. Становлению стратегического планирования развития Московской области на основе взаимодействия социально-экономического прогнозирования, программно-целевого и градостроительного планирования развития территории.
2. Созданию стратегических градостроительных документов и градостроительных регламентов развития территорий.
Осуществление этих действий требует координации деятельности органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования, градостроительного развития, земельных отношений и инвестиционной политики, что возможно только программными методами в рамках областной целевой программы "Генеральный план развития Московской области на период до 2020 года".
2. Цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является разработка Генерального плана развития Московской области, направленного на создание условий улучшения проживания населения и устойчивого территориального развития Московской области посредством развития системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. Создание научно-методических основ и экономических обоснований для системы стратегического планирования развития Московской области.
2. Разработка Генерального плана как стратегического документа социально-экономического и градостроительного развития Московской области.
3. Создание нормативно-правовой базы управления пространственным развитием Московской области и градостроительных аспектов регулирования рынка недвижимости.
4. Разработка экономического обоснования территориально-пространственного развития Московской области.
5. Разработка градостроительной документации, обеспечивающей устойчивое пространственное развитие Московской области:
5.1. Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Московской области.
5.2. Генеральные планы муниципальных образований Московской области.
5.3. Градостроительные регламенты деятельности субъектов рынка на территории Московской области.
6. Разработка Градостроительного кодекса Московской области.
7. Разработка Градостроительного кадастра Московской области и градостроительных кадастров муниципальных образований Московской области.
8. Разработка нормативно-правовой базы реализации Генерального плана.
3. Срок и этапы реализации Программы
Мероприятия Программы должны быть реализованы в течение 2002-2005 годов.
2002 год - разработка основных положений Генерального плана развития Московской области - проектные решения (основные проектные предложения градостроительного развития Московской области и общественное обсуждение Основополагающих принципов устойчивого пространственного развития Московской области):
1. Разработка, согласование и утверждение Основополагающих принципов устойчивого пространственного развития Московской области - документа, определяющего приоритеты градостроительной политики органов государственной власти Московской области, представляемого Правительством Московской области и утверждаемого постановлением Московской областной Думы.
2. Разработка и принятие закона Московской области "О составе, порядке разработки, согласования и утверждения Генерального плана развития Московской области".
3. Социально-экономические предпосылки территориально-пространственного развития Московской области на долгосрочную перспективу - разработка направлений принятия проектных градостроительных решений Генерального плана, согласованных с основными положениями утвержденных социально-экономических и отраслевых программ, проектов программ и концепций перспективного развития Московской области.
4. Градостроительная проработка программ развития отраслей экономики Московской области совместно с органами государственной власти Московской области, специализированными отраслевыми научно-исследовательскими, проектными, технологическими институтами, учреждениями и организациями.
5. Разработка Консолидированной схемы градостроительного планирования Москвы и Московской области - документа, обеспечивающего согласование взаимных интересов субъектов Российской Федерации по градостроительному освоению территорий собственной юрисдикции, утверждаемого постановлениями Губернатора Московской области и Мэра Москвы по совместному представлению Правительств указанных субъектов Российской Федерации.
6. Разработка проекта планировки пригородной зеленой зоны городов Московской области и г. Москвы - документ, определяющий планировочные решения, градостроительные регламенты и границы полномочий органов государственной власти Москвы и Московской области, органов местного самоуправления по градостроительному регулированию освоения и использования территорий зеленой зоны Москвы и городов Московской области.
7. Разработка проектных градостроительных документов (Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Московской области - основные положения, генеральные планы муниципальных образований) - разрабатываются, обсуждаются, согласовываются и утверждаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Московской области.
8. Разработка нормативных правовых актов Московской области в сфере архитектуры и градостроительства, управления градостроительным развитием Московской области.
9. Разработка, согласование и утверждение программы создания градостроительного кадастра Московской области, направленной на создание долговременной основы для реализации положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона Московской области "Об организации и функциональном зонировании территории Московской области".
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
10. Комплексное экспертное сопровождение Генерального плана развития Московской области - организация и обеспечение согласованности деятельности участников реализации программных мероприятий разработки Генерального плана, проведения необходимых профессиональных экспертиз методологических, проектных и технических решений, нормативно-правовой обеспеченности их принятия.
2003 год - общественное обсуждение и утверждение основных положений Генерального плана.
1. Согласование и утверждение основных положений Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Московской области.
2. Разработка программы создания градостроительных кадастров муниципальных образований Московской области.
3. Разработка правил застройки (градостроительные уставы) муниципальных образований Московской области - муниципальные нормативные правовые документы, устанавливающие регламенты осуществления градостроительной деятельности на территории муниципального образования, согласовываются и утверждаются органами местного самоуправления.
4. Разработка, согласование и утверждение градостроительной документации муниципальных образований Московской области.
5. Разработка градостроительной документации на территорию зон особого градостроительного регулирования Московской области.
6. Комплексное экспертное сопровождение Генерального плана развития Московской области.
2004 год - согласование Генерального плана.
1. Разработка закона Московской области "О генеральном плане развития Московской области".
2. Разработка программы взаимоувязанного развития районов центральной части Московской области и г. Москвы.
3. Разработка, согласование и утверждение градостроительной документации муниципальных образований Московской области.
4. Разработка правил застройки (градостроительные уставы) муниципальных образований Московской области.
5. Разработка, согласование и утверждение программы создания градостроительных кадастров муниципальных образований Московской области.
6. Комплексное экспертное сопровождение Генерального плана развития Московской области.
2005 год - Генеральный план - нормативные процедурные регламенты.
1. Актуализация основных направлений социально-экономического развития Московской области.
2. Текущая актуализация градостроительных документов.
3. Анализ итогов реализации Программы.
4. Разработка, согласование и утверждение градостроительной документации муниципальных образований Московской области.
5. Мониторинг объектов градостроительной деятельности в Московской области и ее муниципальных образованиях.
6. Комплексная экспертиза Генерального плана развития Московской области.
4. Сведения о заказчиках и исполнителях Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство экономики Московской области.
Государственный заказчик по согласованию с разработчиками определяет исполнителей Программы в целом или отдельных ее мероприятий, в том числе путем проведения конкурса в порядке, установленном Правительством Московской области (подп. "ж" п. 2 ст. 11) Закона Московской области "О концепции, прогнозах и программах социально-экономического развития Московской области" в редакции от 28 июля 1999 г. N 47/99-ОЗ).
Выполнение мероприятий Программы осуществляется на условиях договоров, заключаемых государственным заказчиком Программы с головным исполнителем и исполнителями мероприятий Программы.
Головной исполнитель - государственное унитарное предприятие научно-исследовательский и проектный институт градостроительства (ГУП НИиПИ градостроительства) - базовая территориальная проектная организация, осуществляющая в соответствии с утвержденным Положением функции государственного регулирования градостроительной деятельности в части разработки и реализации:
- градостроительных концепций и программ совершенствования системы расселения, мероприятий, направленных на обеспечение комплексного социально-экономического и эколого-градостроительного развития территории области, эффективного использования и охраны земель, развития инженерно-транспортной инфраструктуры;
- Генерального плана развития Московской области, консолидированных и комплексных территориальных схем, иной градостроительной и проектной документации;
- функционального зонирования территорий Московской области, предложений и обоснований по изменению границ функциональных зон, обоснований по структуре и границам муниципальных образований на территории области;
- Градостроительного кодекса, иных нормативных правовых актов и территориальных строительных норм по организационно-правовому регулированию градостроительной деятельности, планировке и застройке территорий;
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
- Градостроительного кадастра Московской области, программ и средств формирования банков данных для его ведения и осуществления мониторинга градостроительных изменений;
- предложений и обоснований, планов научно-исследовательских работ и практических мероприятий по вопросам научно-технического и социально-экономического развития при реализации градостроительной политики Московской области.
5. Управление Программой, механизм ее реализации
Государственный заказчик Программы - Министерство экономики Московской области - является получателем и распорядителем выделенных на реализацию Программы бюджетных средств и обеспечивает их использование в соответствии с утвержденными программными мероприятиями, а также обеспечивает взаимодействие между исполнителями работ.
6. Финансовое обеспечение Программы
Источниками финансирования программы являются:
- средства областного бюджета, которые используются на реализацию мероприятий областного значения, а также предоставляются муниципальным образованиям в виде субвенций на разработку градостроительной документации муниципального уровня;
- средства муниципальных образований (бюджет и иные привлеченные источники) - на реализацию мероприятий по разработке градостроительной документации муниципального уровня;
- привлеченные средства, из них бюджетные и внебюджетные средства Правительства Москвы, направляемые по согласованию на разработку Консолидированной схемы градостроительного планирования Москвы и Московской области (1000 тыс. руб.); программ взаимоувязанного развития районов центральной части Московской области и г. Москвы (7400 тыс. руб.)*(1).
Общий объем финансирования Программы 2002-2005 годов составит 543,2 млн. руб., в т.ч. по источникам финансирования:
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | Всего | |
Средства областного бюджета |
90,1 | 88,6 | 56,2 | 41,6 | 276,5 |
Средства муниципальных образований |
61,3 | 64,5 | 62,0 | 53,2 | 241,0 |
Привлеченные средства | 4,1 | 20,9 | 15,4 | 3,0 | 43,4 |
Итого | 155,5 | 174 | 133,6 | 97,8 | 560,9 |
Ежегодный объем финансирования Программы, осуществляемый из средств областного бюджета, подлежит уточнению в соответствии с законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Порядок финансирования реализации мероприятий областной целевой программы "Генеральный план развития Московской области на период до 2020 года" определяется Правительством Московской области.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Ожидаемые результаты:
1. Взаимоувязанность социально-экономического и градостроительного прогнозирования и планирования развития Московской области и ее муниципальных образований.
2. Создание научно-методических основ и экономических обоснований для системы стратегического планирования развития Московской области.
3. Создание комплекта документов Генерального плана развития Московской области, обеспечивающих устойчивое пространственное развитие Московской области.
4. Разработка градостроительного кодекса Московской области и разработка правил застройки муниципальных образований.
5. Разработка градостроительного кадастра Московской области.
6. Повышение инвестиционной привлекательности реализации градостроительных программ и проектов развития территории Московской области.
7. Повышение обоснованности предложений, прозрачности и ясности процедур по размещению объектов недвижимости.
8. Контроль за исполнением Программы
и представление отчетности
Контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством. Отчет о реализации Программы в отчетном финансовом году представляется в Московскую областную Думу одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за соответствующий финансовый год. Итоговый отчет о реализации Программы представляется в Московскую областную Думу на утверждение не позднее 1 марта года, следующего за последним годом ее реализации.
______________________________
(1) В соответствии с постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 20.07.99 N 679-61/17 "Об основных направлениях градостроительного развития территории районов центральной части Московской области с учетом градостроительного развития г. Москвы" и протоколом совещания рабочей группы по вопросам выполнения совместных директивных документов Правительств Москвы и Московской области от 25.07.2000, утвержденным первым заместителем министра строительного комплекса Московской области Л.О. Ставицким.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.