Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Московской области от 31 декабря 2004 г. N 218/2004-ОЗ настоящая Программа признана утратившей силу в части, регулирующей правоотношения, реализация которых предусмотрена в 2005-2008 годах
Приложение
к Закону Московской области
от 30 июля 2002 г. N 83/2002-ОЗ
Областная целевая программа
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Московской области" на 2003-2004 годы
31 декабря 2004 г.
Паспорт областной целевой программы
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Московской области" на 2003-2004 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2001 N 540 "О Федеральной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации"; Закон Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законами Московской области N 47/99-ОЗ, N 81/2001-ОЗ, N 4/2002-ОЗ); постановление Правительства Московской области от 17.08.1998 N 76/25 "О мероприятиях по повышению эффективности деятельности здравоохранения в Московской области и реализации Концепции развития здравоохранения в Московской области на период до 2005 года"; постановление Правительства Московской области от 26.03.2001 N 87/6 "О порядке разработки областных целевых программ и контроля за их реализацией"; постановление Правительства Московской области от 12.04.2002 N 137/13 "О разработке проекта областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Московской области" на 2003-2008 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство здравоохранения Московской области |
Основные разработчики Программы |
Министерство здравоохранения Московской области, МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского |
Исполнители Программы |
Министерство здравоохранения Московской области, Министерство промышленности и науки Московской области, Министерство образования Московской области, Министерство по делам печати и информации Московской области, Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации (по согласованию) (далее - ГНИЦ ПМ МЗ РФ), МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского (далее - МОНИКИ), организации, привлекаемые на конкурсной основе в соответствии с законодательством, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (по согласованию) |
Цели и основные задачи Программы |
Комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и ее осложнений, снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда). Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих основных задач: - расширение деятельности по предупреждению артериальной гипертонии, повышению эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и ее осложнениями; - укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено), муниципальных и областных учреждений терапевтической и кардиологической служб; - совершенствование подготовки медработников в области кардиологии и профилактики артериальной гипертонии |
Сроки и этапы Реализации Программы |
2003-2004 годы. Первый этап - 2003-2005 годы. Второй этап - 2006-2008 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 215 654,3 тыс. руб. Из них: - областной бюджет - 138 200,0 тыс. руб.; - местные бюджеты - 31 054,3 тыс. руб.; - внебюджетные источники - бюджет Московского областного фонда обязательного медицинского страхования (МОФОМС) - 46 400,0 тыс. руб. Объем ежегодного финансирования Программы уточняется законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год (2003-2004 годы) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Повышение эффективности профилактики и выявления на ранних стадиях артериальной гипертонии. Улучшение организации и повышение качества кардиологической и неврологической помощи больным артериальной гипертонией и ее осложнениями (инфаркт миокарда, инсульт). Повышение качества профессиональной подготовки медицинских работников в области кардиологии. Укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров кардиологической службы. Снижение уровня заболеваемости населения цереброваскулярными болезнями и ишемической болезнью сердца на 8-10%, инвалидности в результате инсультов и инфарктов миокарда на 7-9% и смертности от инсультов и инфарктов миокарда на 6-8% |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 12.04.2002 N 137/13 "О разработке проекта областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Московской области" на 2003-2008 годы.
В настоящее время в Московской области, как и в Российской Федерации в целом, сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития инфаркта миокарда, инсульта и других тяжелых осложнений, а также смертности от них.
За последние 5 лет (1997-2001 годы) показатель заболеваемости артериальной гипертонией возрос в 1,3 раза.
На 01.01.2002, по данным официальной статистики, общее количество больных артериальной гипертонией в возрасте 15 лет и старше достигло в Московской области 213 493. Артериальная гипертония является одной из основных причин роста инвалидизации населения. В 2001 году количество больных с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК) составило 206 156, инфарктом миокарда (ОИМ) - 9 275.
В 2001 году на долю цереброваскулярных заболеваний пришлось 34,33%, а гипертонической болезни - 11,32% от всей первичной инвалидизации вследствие болезней системы кровообращения. Стабильно высока тяжесть первичной инвалидности по артериальной гипертонии (1-2 группы): 1997 год - 77%, 2001 год - 81,142%.
Растет смертность от артериальной гипертонии и ее осложнений. В структуре смертности в 2001 году удельный вес умерших от осложнений артериальной гипертонии составил 37,6%.
Догоспитальная скорая медицинская помощь больным с артериальной гипертонией и ее осложнениями оказывается врачебными и фельдшерскими бригадами станций скорой медицинской помощи (ССМП), в том числе 40 - бригадами интенсивной терапии (БИТ) и 32 - специализированными кардиологическими бригадами.
Первичная медико-санитарная помощь больным артериальной гипертонией оказывается в сети амбулаторно-поликлинических учреждений Московской области.
Специализированную амбулаторно-поликлиническую помощь больные артериальной гипертонией получают в 105 кардиологических кабинетах муниципальных лечебно-профилактических учреждений, а госпитальную - в 48 кардиологических отделениях районных и городских больниц. Высококвалифицированная специализированная помощь больным артериальной гипертонией оказывается в клиниках МОНИКИ, в Московском областном госпитале ветеранов войн (МОГВВ), в Московском областном консультативно-диагностическом центре для детей (МОКДЦД), в областном кардиологическом центре (г. Жуковский), а также в клиниках и институтах г. Москвы, учреждениях здравоохранения федерального подчинения. Однако из-за недостаточного финансирования кардиологические стационары, служба ССМП и амбулаторно-поликлинические учреждения Московской области плохо оснащены современным медицинским диагностическим оборудованием и испытывают значительную потребность в современных дорогостоящих гипотензивных препаратах.
Квалификация участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов и врачей-кардиологов не всегда соответствует современным требованиям медицинской помощи, что связано с нехваткой специальной литературы, отсутствием специальной программы по артериальной гипертонии в системе непрерывного последипломного образования. Среди населения Московской области широко распространены факторы риска возникновения гипертонической болезни и симптоматических гипертоний: стрессовые ситуации, питание с избыточным количеством насыщенного жира и поваренной соли, курение, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни и др.
Отсутствие постоянно действующей информационно-пропагандистской, просветительной системы, целью которой было бы формирование у населения стремления к здоровому образу жизни и профилактике заболеваний, приводит к тому, что у более 80% больных артериальная гипертония выявляется случайно.
В последние десятилетия наблюдается "омоложение гипертонической болезни". В связи с этим особую актуальность приобрела разработка программ укрепления здоровья школьников, профилактики артериальной гипертонии юношеского возраста.
Эффективность мероприятий по профилактике и лечению артериальной гипертонии напрямую связана с решением данной проблемы в муниципальном образовании Московской области с учетом местных условий и имеющихся возможностей при поддержке на областном уровне.
Профилактическая направленность настоящей Программы соответствует целям, задачам и основным принципам Концепции охраны здоровья населения Московской области на период до 2005 года.
2. Цели и основные задачи Программы
Основными целями Программы является комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и ее осложнений, снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда).
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих основных задач:
- расширение деятельности по предупреждению артериальной гипертонии, повышению эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и ее осложнениями;
- укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено), муниципальных и областных учреждений терапевтической и кардиологической служб;
- совершенствование подготовки медицинских работников в области кардиологии и профилактики артериальной гипертонии.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2003-2004 годы и будет реализовываться в 2 этапа.
На первом этапе (2003-2005 годы) предусматривается:
Повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и ее осложнениями.
Проведение мероприятий среди населения по профилактике и лечению артериальной гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваний, обучению населения с помощью информационно-пропагандистских программ, адаптированных к различным возрастным и социальным группам, ведению здорового образа жизни.
Укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено), терапевтической и кардиологической служб.
Обеспечение лечебно-профилактических учреждений терапевтической и кардиологической служб современными гипотензивными лекарственными средствами.
Организация областного неврологического реабилитационного отделения для больных, перенесших инсульт вследствие артериальной гипертонии.
Совершенствование подготовки медицинских кадров (врачей скорой помощи, участковых терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов и кардиологов) в области кардиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
На втором этапе (2006-2008 годы) предусматривается:
Дальнейшее укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено), терапевтической и кардиологической служб.
Обеспечение лечебно-профилактических терапевтических и кардиологических служб современными гипотензивными средствами.
Продолжение повышения квалификации медицинских работников в области кардиологии.
4. Исполнители Программы
Мероприятия Программы будут осуществляться Министерством здравоохранения Московской области, Министерством промышленности и науки Московской области, Министерством образования Московской области, Министерством по делам печати и информации Московской области, ГНИЦ ПМ МЗ РФ (по согласованию), МОНИКИ, организациями, привлекаемыми на конкурсной основе, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (по согласованию).
5. Объемы и источники финансирования Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и бюджета МОФОМС.
Объем и источники финансирования Программы
Общий объем финансирования на 2003-2004 гг. - 215 654,3 тыс. руб.
В том числе:
Областной бюджет - 138 200,0 тыс. руб.
Местные бюджеты - 31 054,3 тыс. руб.
Бюджет МОФОМС - 46 400,0 тыс. руб.
Годы |
Общая сумма (тыс. руб.) |
В том числе (тыс. руб.) |
||
областной бюджет |
местные бюджеты |
бюджет МОФОМС |
||
2003 |
38 420,3 |
17 930,0 |
14 490,3 |
6 000,0 |
2004 |
38 364,8 |
19 720,0 |
12 044,8 |
6 600,0 |
Всего |
215 654,3 |
138 200,0 |
31 054,3 |
46 400,0 |
Всего по Программе: 215 654,3 тыс. руб.
Из них:
текущие расходы 215 654,3 тыс. руб.
В том числе:
приобретение оборудования 98 505,0 тыс. руб.
приобретение лекарств 100 300,0 тыс. руб.
прочие расходы 16 849,3 тыс. руб.
В том числе областной бюджет 138 200,0 тыс. руб.
Из них:
текущие расходы 138 200,0 тыс. руб.
В том числе:
приобретение оборудования 80 700,0 тыс. руб.
приобретение лекарств 53 900,0 тыс. руб.
прочие расходы 3 600,0 тыс. руб.
В том числе бюджет
Московского областного фонда
обязательного медицинского
страхования 46 400,0 тыс. руб.
приобретение лекарств 46 400,0 тыс. руб.
Местные бюджеты (согласованы
с главами муниципальных
образований Московской области) 31 054,3 тыс. руб.
Из них:
текущие расходы 31 054,3 тыс. руб.
В том числе:
приобретение оборудования 17 805,0 тыс. руб.
прочие расходы 13 249,3 тыс. руб.
6. Механизм реализации Программы
Министерство здравоохранения Московской области в ходе реализации мероприятий Программы (приложение к Программе) обеспечивает координацию деятельности исполнителей, контролирует своевременность выполнения мероприятий и целенаправленное использование ассигнований, согласовывает исполнителям бюджетную заявку на поэтапную реализацию мероприятий Программы.
Министерство здравоохранения Московской области представляет в Министерство экономики Московской области и в Министерство финансов Московской области ежегодную сводную бюджетную заявку на реализацию мероприятий Программы.
7. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
- повысить эффективность профилактики и выявления на ранних стадиях артериальной гипертонии;
- улучшить организацию и повысить качество кардиологической и неврологической помощи больным артериальной гипертонией и ее осложнениями (инфаркт миокарда, инсульт);
- повысить качество профессиональной подготовки медицинских работников в области кардиологии;
- укрепить материально-техническую базу амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров кардиологической службы;
- снизить уровень заболеваемости населения цереброваскулярными болезнями и ишемической болезнью сердца на 8-10%, инвалидность в результате инсультов и инфаркта миокарда на 7-9% и смертность от инсультов и инфарктов миокарда на 6-8%.
8. Меры по повышению квалификации медицинских работников в области кардиологии и профилактики артериальной гипертонии
Программа предусматривает совершенствование знаний и профессионального опыта медицинских работников в области кардиологии и профилактики артериальной гипертонии на базах ФУВ МОНИКИ, ГНИЦ ПМ МЗ РФ, Московского областного кардиологического центра.
9. Контроль за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством.
Исполнители Программы ежемесячно к 5 числу следующего за отчетным месяца представляют в Министерство здравоохранения Московской области оперативный отчет, содержащий следующие сведения:
а) общий объем полученных средств и фактически произведенных расходов;
б) перечень выполненных мероприятий Программы;
в) анализ причин несвоевременного выполнения мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.