Решением Московской областной Думы от 11 декабря 2002 г. N 19/39 настоящее решение снято с контроля с связи с выполнением
Московская областная Дума решила:
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О государственном техническом учете отдельных видов объектов недвижимого имущества". (Прилагается).
2. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть настоящую законодательную инициативу в первоочередном порядке.
3. Назначить официальным представителем Московской областной Думы при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О государственном техническом учете отдельных видов объектов недвижимого имущества" Лыкова Павла Егоровича - депутата Московской областной Думы, председателя Комитета по проблемам народнохозяйственного комплекса и развитию инфраструктуры.
4. Направить настоящее решение в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Председателя Московской областной Думы Аксакова В.Е.
И.о. Председателя
Московской областной Думы |
В.К. Алексеев |
Приложение
к решению
Московской областной Думы
от 10 апреля 2002 г. N 13/15
Проект
Федеральный закон
Российской Федерации
"О государственном техническом учете
отдельных видов объектов недвижимого имущества"
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы и принципы организации и ведения государственного технического учета отдельных видов объектов недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, участки недр, леса, водные и другие объекты, учет которых осуществляется в соответствии с иными федеральными законами.
Статья 2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Государственный технический учет отдельных видов объектов недвижимого имущества (далее - объектов недвижимости) - система описания и индивидуализации отдельных объектов недвижимости, в соответствии с которой они получают характеристики, позволяющие однозначно выделять их среди других объектов недвижимости, а также обеспечивать ведение Единого государственного реестра объектов недвижимости.
Государственный технический учет объектов недвижимости, независимо от их назначения и принадлежности, осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета, установленной настоящим Федеральным законом.
Государственный технический учет осуществляется по месту нахождения объектов недвижимости, независимо от их назначения, принадлежности и форм собственности, в пределах регистрационного округа.
Государственный технический учет объектов недвижимости осуществляется с момента выдачи разрешения на их строительство и в дальнейшем путем проведения их технической инвентаризации, присвоения инвентарного и кадастрового номеров с внесением информации в Единый государственный реестр объектов недвижимости.
2. Архив государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости - совокупность документов по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости, хранящийся в установленном порядке постоянно в организациях, ведущих Единый государственный реестр объектов недвижимости и проводящих техническую инвентаризацию объектов недвижимости.
Архивы государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости являются государственной собственностью субъектов Российской Федерации.
3. Бюро технической инвентаризации (далее БТИ) - наименование организаций осуществляющих техническую инвентаризацию объектов недвижимости.
4. Единый государственный реестр объектов недвижимости - упорядоченная система записей, содержащих сведения о местоположении, назначении, составе, основных характеристиках (показателях) объектов недвижимости независимо от стадии их строительства (создания).
Единый государственный реестр объектов недвижимости ведется по единым для Российской Федерации правилам уполномоченным органом исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах регистрационного округа.
5. Инвентаризационная стоимость объекта недвижимости - это восстановительная стоимость объекта, определяемая по укрупненным показателям в целях налогообложения недвижимого имущества физических лиц с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
6. Инвентарное дело объекта недвижимости - совокупность технической документации утвержденного формата, характеризующей историю возникновения и изменения объекта недвижимости, полученной по данным технического учета, подлежащей хранению с определенным инвентарным номером в архиве организации, проводящей техническую инвентаризацию.
7. Объекты недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный технический учет в соответствии с настоящим Федеральным законом - здания (включая помещения) и сооружения, а также их производственно-технологические комплексы (как сложная вещь), независимо от назначения, принадлежности и форм собственности.
8. Разрушенный объект недвижимости - объект недвижимости, полностью потерявший свое функциональное назначение в результате износа или физического воздействия, а также уничтоженный в результате стихийного бедствия.
9. Регистрационный округ - территория, на которой действует уполномоченный орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации, ведущий Единый государственный реестр объектов недвижимости, а также организация проводящая техническую инвентаризацию объектов недвижимости. Регистрационные округа создаются субъектами Российской Федерации в границах, как правило, совпадающих с границами административно-территориальных единиц.
10. Реестровый номер объекта недвижимости - уникальный номер, присваиваемый объекту недвижимости в Едином государственном реестре объектов недвижимости.
11. Техническая инвентаризация объектов недвижимости - комплекс работ, осуществляемых с соблюдением единых норм и правил в целях определения характеристик, позволяющих однозначно выделить объект недвижимости среди других объектов.
12. Технический паспорт объекта недвижимости - документ, составленный на основании технической инвентаризации, позволяющий идентифицировать объект недвижимости и содержащий основные сведения о нем, необходимые для государственного технического учета объектов недвижимости.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственном техническом учете объектов недвижимости
Законодательство Российской Федерации о государственном техническом учете объектов недвижимости состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
Статья 4. Цели государственного технического учета объектов недвижимости
Государственный технический учет объектов недвижимости осуществляется в целях:
подготовки необходимой информации для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
эффективного государственного управления хозяйственным комплексом, регулирования его функционирования, эксплуатации недвижимости и управления ею;
информационного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, прокуратуры, судов, юридических и физических лиц;
информационного обеспечения ведения Государственного земельного кадастра;
информационного обеспечения ведения Государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;
сбора и предоставления сведений об объектах недвижимости для ведения государственного статистического учета;
определения инвентаризационной стоимости недвижимости для целей налогообложения;
систематизации и обновления данных о недвижимости, а также прочих целей, по усмотрению собственника недвижимости.
Статья 5. Объекты недвижимости, подлежащие государственному техническому учету Объектами недвижимости, подлежащими государственному техническому учету, являются все расположенные на территории Российской Федерации здания, сооружения всех видов и их комплексы, а также помещения в них, независимо от назначения, принадлежности и форм собственности, в том числе:
объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию;
объекты, не завершенные строительством;
разрушенные объекты;
Предварительному государственному техническому учету подлежат:
самовольно возведенные завершенные строительством объекты (части объектов);
объекты, не завершенные строительством, разрешение на строительство которых не выдавалось;
бесхозяйные объекты.
Статья 6. Обязательность государственного технического учета объектов недвижимости
1. Государственному техническому учету в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат все указанные в статье 5 настоящего Федерального закона объекты недвижимости, расположенные на территории Российской Федерации, в том числе:
объекты недвижимости, учет которых не был осуществлен до введения в действие настоящего Федерального закона; объекты недвижимости, возникшие после введения в действие настоящего Федерального закона;
ранее учтенные объекты недвижимости, впоследствии реконструируемые или изменившие назначение.
2. Объектам недвижимости, учет которых был осуществлен до введения в действие настоящего Федерального закона, присваивают реестровый номер и вносят необходимую информацию о них в Единый государственный реестр объектов недвижимости.
3. При возникновении и переходе прав на объекты недвижимости или сделок с ними проведение государственного технического учета данных объектов недвижимости является обязательным.
Статья 7. Участники отношений, возникающих при проведении государственного технического учета объектов недвижимости
Участниками отношений, возникающих при проведении государственного технического учета объектов недвижимости, являются правообладатели, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, международные организации, иностранные государства, с одной стороны и уполномоченные государственные организации, ведущие Единый государственный реестр объектов недвижимости и проводящие техническую инвентаризацию объектов недвижимости, с другой стороны.
Глава II. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления в области
осуществления деятельности по государственному
техническому учету объектов недвижимости
Статья 8. Полномочия Правительства Российской Федерации в области осуществления деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости
1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области осуществления деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости относятся:
разработка и принятие постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами в области осуществления деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости;
утверждение и реализация федеральных программ развития государственного технического учета объектов недвижимости;
определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости;
утверждение перечня основных сведений государственного технического учета объектов недвижимости;
утверждение правил ведения Единого государственного реестра объектов недвижимости;
установление порядка финансирования деятельности государственного технического учета и ведению технической инвентаризации объектов недвижимости;
установление максимального размера платы, взимаемой за ведение Единого государственного реестра объектов недвижимости и проведение технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Российской Федерации;
установление максимального размера платы, взимаемой за предоставление сведений государственного технического учета и сведений из Единого государственного реестра объектов недвижимости на территории Российской Федерации;
утверждение правил по содержанию и ведению архивов государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости;
определение перечня сведений государственного технического учета объектов недвижимости, отнесенных к категории ограниченного доступа, и порядка предоставления таких сведений;
координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по ведению государственного технического учета объектов недвижимости;
иные вопросы, отнесенные к полномочиям Правительства Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. Государственное управление в области государственного технического учета объектов недвижимости осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти по государственному техническому учету объектов недвижимости.
Статья 9. Полномочия субъектов Российской Федерации в области осуществления деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости
1. К полномочиям субъектов Российской Федерации в области осуществления деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости относятся:
разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области осуществления деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости и контроль за их соблюдением;
разработка, утверждение и реализация программ развития государственного технического учета объектов недвижимости на территории субъектов Российской Федерации;
определение органа исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление деятельности государственного технического учета объектов недвижимости, а также ведущего Единый государственный реестр объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации;
наделение органов местного самоуправления, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями в области осуществления деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;
учреждение (назначение), координация и контроль деятельности государственных организаций субъекта Российской Федерации проводящих техническую инвентаризацию объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, с передачей им отдельных полномочий по государственному техническому учету объектов недвижимости, а также права создания государственных архивов технической инвентаризации и пользования ими;
установление конкретного размера платы, взимаемой за ведение Единого государственного реестра объектов недвижимости и проведение технической инвентаризации объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, но не выше максимального размера платежей на территории Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации;
установление конкретного размера платы, взимаемой за предоставление сведений государственного технического учета и сведений из Единого государственного реестра объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, но не выше максимального размера платежей на территории Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации;
координация деятельности органов местного самоуправления в случае наделения их в установленном законом порядке отдельными государственными полномочиями по ведению государственного технического учета объектов недвижимости;
иные вопросы, отнесенные к полномочиям субъектов Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать перечень дополнительных сведений (показателей) государственного технического учета объектов недвижимости. Сбор, обработка и хранение указанных сведений осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости (в случае наделения их соответствующими полномочиями) относятся:
разработка программ развития государственного технического учета объектов недвижимости на территории муниципального образования;
координация деятельности БТИ на территории муниципального образования;
организация проведения технической инвентаризации объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований;
принятие нормативных правовых актов о присвоении адресов объектам недвижимости.
2. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать перечень дополнительных сведений государственного технического учета объектов недвижимости, не установленных Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Сбор, обработка и хранение указанных сведений осуществляются за счет средств местных бюджетов.
Глава III. Порядок ведения государственного
технического учета объектов недвижимости
Статья 11. Организационная структура государственного технического учета объектов недвижимости
1. Организационная структура государственного технического учета объектов недвижимости включает:
федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации уполномоченный на осуществление деятельности государственного технического учета объектов недвижимости;
органы исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости, а также ведущие Единый государственный реестр объектов недвижимости;
уполномоченные государственные организации проводящие техническую инвентаризацию объектов недвижимости.
2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области осуществления деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости относятся:
координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному техническому учету объектов недвижимости;
разработка и утверждение правил (методик) проведения государственного технического учета;
организация научно-методического обеспечения ведения технической инвентаризации объектов недвижимости;
разработка федеральных программ развития государственного технического учета объектов недвижимости;
обоснование максимального размера платы, взимаемой за ведение Единого государственного реестра объектов недвижимости и проведение технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Российской Федерации;
обоснование максимального размера платы, взимаемой за предоставление сведений государственного технического учета и сведений из Единого государственного реестра объектов недвижимости на территории Российской Федерации;
подготовка правил по содержанию и ведению архивов государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости;
разработка и утверждение норм времени на работы по технической инвентаризации объектов недвижимости.
3. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области осуществления деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости относятся:
ведение Единого государственного реестра объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации;
координация деятельности органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, в случае наделения их соответствующими полномочиями по ведению государственного технического учета объектов недвижимости;
координация деятельности БТИ на территории субъекта Российской Федерации;
разработка и утверждение временных правил (методик) проведения государственного технического учета отдельных видов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации в случае отсутствия необходимых федеральных правил (методик);
обоснование конкретного размера платы, взимаемой за ведение Единого государственного реестра объектов недвижимости и проведение технической инвентаризации объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации;
обоснование конкретного размера платы, взимаемой за предоставление сведений государственного технического учета и сведений из Единого государственного реестра объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации;
разработка программ развития государственного технического учета объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации.
4. К полномочиям БТИ относятся:
проведение государственного технического учета;
проведение технической инвентаризации объектов недвижимости;
предоставление в установленном порядке сведений об объектах недвижимости.
Статья 12. Постановка объектов недвижимости на государственный технический учет
Постановка объектов недвижимости на государственный технический учет производится в следующем порядке:
1. Органы местного самоуправления при выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости одновременно присваивают ему адрес и в срок не более 10 дней сообщают об этом в Уполномоченный орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Уполномоченный орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации присваивает реестровый номер объекту недвижимости и вносит необходимую информацию в Единый государственный реестр объектов недвижимости.
3. Самовольно возведенные и бесхозяйные объекты недвижимости, по данным органов местного самоуправления, учитываются отдельно в Едином государственном реестре объектов недвижимости.
4. При представлении правовых документов на объекты недвижимости, зарегистрированные в Едином государственном реестре как самовольно возведенные или бесхозяйные объекты организация, осуществляющая ведение Единого государственного реестра, вносит соответствующие изменения в описание объектов.
5. На каждый объект недвижимости в архиве государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости ведется Инвентарное дело.
Организация хранения и использования архивных документов государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости производится по правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Учет объектов недвижимости в Едином государственном реестре объектов недвижимости
1. После окончания строительства (реконструкции) или при вводе объекта недвижимости в эксплуатацию БТИ проводит первичную техническую инвентаризацию объекта недвижимости с выдачей его собственнику (владельцу) технического паспорта.
2. Не реже одного раза в 5 лет БТИ проводит плановую техническую инвентаризацию учтенных объектов недвижимости с целью выявления их изменений, произошедших после первичной технической инвентаризации, и отражения этих изменений в технических паспортах.
3. При необходимости совершения с объектом недвижимости сделки, а также после реконструкции или разрушения объекта недвижимости БТИ проводит внеплановую техническую инвентаризацию объектов недвижимости с целью выявления их изменений, произошедших после первичной (плановой) технической инвентаризации, и отражения этих изменений в технических паспортах.
4. В случае необходимости продажи объекта недвижимости незавершенного строительством БТИ производит краткое техническое описание этого объекта недвижимости, позволяющее идентифицировать его на местности.
5. Продолжительность технической инвентаризации определяется в соответствии с нормами времени на работы по технической инвентаризации объектов недвижимости, разрабатываемыми и утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации уполномоченным на осуществление деятельности по ведению государственного технического учета объектов недвижимости.
6. Техническая инвентаризация объектов недвижимости и техническое описание объектов недвижимости незавершенных строительством (включая объекты, расположенные на территории нескольких субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) производятся по единым правилам (методикам), разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в области осуществления деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости. Данные правила (методики) должны учитывать требования осуществления государственного технического учета по месту нахождения объектов недвижимости, независимо от их назначения, принадлежности и форм собственности.
В случае отсутствия указанных правил (методик) проведения государственного технического учета отдельных видов недвижимости, утвержденных федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в области осуществления деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости, допускается разработка и утверждение Временных правил (методик) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области осуществления деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости.
7. В срок не более 10 дней после проведения технической инвентаризации или технического описания объекта недвижимости уполномоченный орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации вносит необходимую информацию в Единый государственный реестр объектов недвижимости.
Статья 14. Предоставление сведений государственного технического учета объектов недвижимости и сведений из Единого государственного реестра объектов недвижимости
1. Сведения государственного технического учета объектов недвижимости, за исключением сведений имеющих коммерческую тайну, а также сведения из Единого государственного реестра объектов недвижимости предоставляются в установленном законом порядке только:
самим правообладателям;
физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя;
руководителям органа исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление деятельности по государственному техническому учету объектов недвижимости, для осуществления координации и контроля деятельности организаций государственного технического учета объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации;
руководителям органов местного самоуправления (при наделении их соответствующими полномочиями) для осуществления координации и контроля деятельности организаций по государственному техническому учету объектов недвижимости на территории муниципального образования;
налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией, в объеме, необходимом для налогообложения;
судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями;
лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;
органам, ведущим государственный статистический учет, в объеме, необходимом для его ведения;
органам, ведущим государственный земельный кадастр, в объеме, необходимом для его ведения;
организациям, ведущим государственный градостроительный кадастр и мониторинг объектов градостроительной деятельности, в объеме необходимом для их ведения;
организациям, определенным законами Российской Федерации.
2. Сведения государственного технического учета объектов недвижимости, а также сведения из Единого государственного реестра объектов недвижимости предоставляются бесплатно или за плату, установленную субъектом Российской Федерации.
3. Уполномоченный орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации обязан по запросу правообладателя объектов недвижимости предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости, на который он имеет права.
4. Использование сведений, содержащихся в Едином государственном реестре объектов недвижимости, а также в архиве государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Источники средств для осуществления государственного технического учета объектов недвижимости
1. Государственный технический учет объектов недвижимости производится за счет платы за проведение технической инвентаризации и предоставление сведений (информации) об объектах недвижимости, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников.
2. Средства, получаемые в виде платы, взимаемой за предоставление сведений (информации) об объектах недвижимости, используются исключительно на ведение Единого государственного реестра объектов недвижимости и государственного технического учета объектов недвижимости.
3. Техническая инвентаризация объектов недвижимости (первичная и внеплановая) производится за счет средств их собственников или владельцев вещных прав объектов недвижимости и иных источников, не запрещенных законодательством.
4. Работы по выявлению объектов самовольного строительства и плановая техническая инвентаризация проводятся по заданию и за счет средств местных бюджетов муниципальных образований.
5. Плата за проведение технической инвентаризации и предоставление сведений (информации) об объектах недвижимости зачисляются в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации.
Глава IV. Ответственность при проведении
государственного технического учета объектов недвижимости
Статья 16. Ответственность при проведении государственного технического учета объектов недвижимости
1. Уполномоченный орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации несет ответственность за своевременность и точность записей в Едином государственном реестре объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Уполномоченный орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации и БТИ несут ответственность за точность сведений государственного технического учета, своевременность их предоставления, а также за сохранность информационной базы на объекты недвижимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации об объектах недвижимости, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава V. Заключительные положения
Статья 17. О введении в действие настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через 3 месяца с момента его официального опубликования.
Материалы по государственному техническому учету объектов недвижимости, составленные организациями технической инвентаризации до введения в действие настоящего Федерального закона, признаются юридически значимыми.
Поручить Правительству Российской Федерации принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
Субъектам Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Пояснительная записка
к проекту федерального закона
"О государственном техническом учете
отдельных видов объектов недвижимого имущества"
Проект федерального закона "О государственном техническом учете отдельных видов объектов недвижимого имущества" определяет правовые основы и принципы организации государственного технического учета отдельных видов объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений) и регулирует отношения, возникающие при сборе, регистрации, обобщении и представлении сведений, полученных при их описании и индивидуализации. Действие законопроекта не распространяется на земельные участки, участки недр, леса, водные и другие объекты, учет которых осуществляется в соответствии с иными федеральными законами.
Принятие указанного закона позволит расширить базу налогообложения и увеличить сбор налогов на недвижимое имущество, а также обеспечит выполнение требований Земельного кодекса РФ по одновременному проведению сделок с земельными участками и объектами недвижимости расположенных на них.
Ранее, в январе 2001 года, депутаты Государственной Думы А.В. Новиков, В.Я. Пекарев, В.А. Пехтин, А.Н. Рязанов, В.А. Тарачев внесли для рассмотрения Государственной Думы аналогичный законопроект "О государственном техническом учете объектов градостроительной деятельности", принятие которого обеспечило бы улучшение государственного технического учета объектов недвижимости, так как под терминологическим определением "объекты градостроительной деятельности" подразумевались "объекты недвижимости". Однако при этом происходит понятийное искажение сложившегося определения объектов недвижимости.
В статье 4, Градостроительного кодекса Российской Федерации дано следующее определение - "Объектами градостроительной деятельности являются территория Российской Федерации, части территории Российской Федерации, территории субъектов Российской Федерации, части территорий субъектов Российской Федерации, территории поселений, части территорий поселений, территории других муниципальных образований, части территорий других муниципальных образований; объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях. Для объектов градостроительной деятельности разрабатывается градостроительная документация".
Отсюда следует, что объектами градостроительной деятельности могут быть не все объекты недвижимости определенные в статье 1, Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", потому что для жилых и нежилых помещений не разрабатывается градостроительная документация.
В феврале 2001 года указанный законопроект был направлен в органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки замечаний и предложений.
Субъекты Российской Федерации дали определенные замечания и предложения направленные на улучшение законопроекта и рекомендовали его принять. Однако, вместо того чтобы учесть пожелания субъектов Российской Федерации, в "отредактированном" законопроекте были полностью исключены полномочия субъектов Российской Федерации и полномочия организаций технической инвентаризации субъектов Российской Федерации в области государственного технического учета объектов недвижимости.
Таким образом, "отредактированный" законопроект (фактически совершенно новый) с ранее полученными положительными заключениями от субъектов Российской Федерации на первую редакцию законопроекта, в декабре 2001 года был включен в план рассмотрения Государственной Думой. Его принятие вероятнее всего будет отклонено, поэтому необходимо срочно внести на рассмотрение Государственной думы законопроект, отвечающий интересам всех субъектов права.
Необходимо отметить, что архивы организаций технической инвентаризации (БТИ) относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации.
Используя отсутствие конкретного закона, регулирующего организацию и проведение государственного технического учета недвижимости, в 2001 году Госстрой России как федеральный орган исполнительной власти в области осуществления деятельности по техническому учету объектов недвижимости, вместо создания единой системы органов исполнительной власти начал активно создавать "коммерческую вертикаль" через учрежденное им коммерческое предприятие "Ростехинвентаризация" и его дочерние предприятия. Так в 2001 году Госстрой России уполномочил на проведение технической инвентаризации 72 дочерних предприятий "Ростехинвентаризации" и ни одной организации технической инвентаризации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Не получили указанных полномочий даже крупнейшие в стране бюро технической инвентаризации - Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Московской области, Ленинградской области, Свердловской области и многих других субъектов Российской Федерации (более 1500 организаций). При создании "коммерческой вертикали" значительная часть прибыли переводится от дочерних предприятий в ГУП "Ростехинвентаризация" (вместо направления их в бюджет субъектов Российской Федерации или в бюджет Российской Федерации). При этом грубо нарушается антимонопольное законодательство и законодательство по борьбе с коррупцией.
Ускоренное принятие предлагаемого проекта федерального закона "О государственном техническом учете отдельных видов объектов недвижимого имущества" позволит не только улучшить технический учет объектов недвижимости, увеличить поступление средств, в бюджеты субъектов Российской Федерации, но и обеспечит конституционные права по предметам совместного ведения и распределению полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Приложение 1
к проекту федерального закона
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона
"О государственном техническом учете
отдельных видов объектов недвижимого имущества"
Принятие проекта федерального закона "О государственном техническом учете отдельных видов объектов недвижимого имущества" не потребует дополнительного финансирования.
Приложение 2
к проекту федерального закона
Перечень
законодательных и нормативных правовых актов
Российской Федерации, отмены, изменения, дополнения которых
потребует принятие проекта федерального закона
"О государственном техническом учете
отдельных видов объектов недвижимого имущества"
Предлагаемый законопроект не предполагает внесение изменений и дополнений в действующее законодательство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московской областной Думы от 10 апреля 2002 г. N 13/15 "О законодательной инициативе Московской областной Думы о проекте федерального закона "О государственном техническом учете отдельных видов объектов недвижимого имущества"
Текст решения официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля