Решением Московской областной Думы от 11 декабря 2002 г. N 19/39 настоящее решение снято с контроля с связи с выполнением
Московская областная Дума решила:
1. Одобрить проект закона Московской области "Об областной целевой программе "Культурное наследие Московской области (недвижимые памятники истории и культуры) на 2002-2004 годы" (прилагается).
2. Образовать рабочую группу для доработки проекта закона Московской области "Об областной целевой программе "Культурное наследие Московской области (недвижимые памятники истории и культуры) на 2002-2004 годы" в следующем составе:
Бусов - депутат от избирательного округа N 24
Юрий Васильевич
Звягин - депутат от избирательного округа N 48
Алексей Георгиевич
Козлов - депутат от избирательного округа N 4
Николай Данилович
Кривцова - депутат от избирательного округа N 14
Любовь Николаевна
Липатов - депутат от избирательного округа N 39
Валерий Вячеславович
Черкасов - депутат от избирательного округа N 5
Николай Иванович
Щербакова - депутат от избирательного округа N 32
Вера Никифоровна
3. Предложить Губернатору Московской области Громову Б.В. направить своих представителей в состав рабочей группы.
4. Поручить рабочей группе доработать проект закона и внести на заседание Московской областной Думы.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Егерева В.А.
Председатель
Московской областной Думы |
В.Е. Аксаков |
Проект
Одобрен решением
Московской областной Думы
от 10 июля 2002 г. N 11/25
Закон Московской области
"Об областной целевой программе "Культурное наследие
Московской области (недвижимые памятники истории
и культуры) на 2002-2004 годы"
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Культурное наследие Московской области (недвижимые памятники истории и культуры) на 2002-2004 годы" (прилагается).
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Московской области |
Б.В. Громов |
Приложение
к Закону Московской области
Областная целевая программа
"Культурное наследие Московской области
(недвижимые памятники истории и культуры)
на 2002-2004 годы"
Паспорт
областной целевой программы
Наименование Программы | Областная целевая программа "Культурное наследие Московской области (недвижимые памятники истории и культуры) на 2002-2004 годы" |
Основание для разработки Программы |
Закон Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области" (в редакции Законов Московской области N 47/99-ОЗ, N 81/2001-ОЗ, N 4/2002-ОЗ), постановление Правительства Московской области от 26.03.2001 N 87/6 "О порядке разработки областных целевых программ и контроля за их реализацией", постановление Правительства Московской области от 18.01.2002 N 4/1 "О разработке проекта областной целевой программы "Культурное наследие Московской области (недвижимые памятники истории и культуры) на 2002-2004 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство культуры Московской области |
Основные разработчики Программы |
Министерство культуры Московской области, государственное учреждение Московской области "Московская областная дирекция по использованию недвижимых памятников истории и культуры" |
Исполнители Программы | Реставрационные организации независимо от формы собственности, имеющие лицензии на право ведения хозяйственной деятельности, связанной с реализацией Программы, и привлекаемые на конкурсной основе |
Цели Программы | Сохранение историко-культурного наследия Московской области, осуществление государственной политики в сфере охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры Московской области, улучшение состояния и эффективное использование объектов культурного наследия Московской области |
Сроки реализации Программы | 2002-2004 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Средства областного бюджета в объеме 136,30 млн. рублей, в том числе по годам (согласно приложению): - 2002 год - 39,60 млн. рублей; - 2003 год - 56,00 млн. рублей; - 2004 год - 40,70 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Обеспечение эффективной государственной охраны недвижимых памятников истории и культуры, реализация проектов по реставрации памятников истории и культуры Московской области |
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляют Правительство Московской области и Московская областная Дума в порядке, установленном законодательством Московской области |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Памятники истории и культуры - часть национального богатства, историко-культурный потенциал которого, в отличие от других материальных ценностей, принципиально не воссоздаваем при полной или значительной утрате объекта. Памятники истории и культуры рассматриваются как единое целое с их территориями, определяемыми как земли историко-культурного назначения. В силу объективных причин недвижимые памятники для их поддержания в исправном состоянии требуют значительных материальных затрат.
В новых экономических условиях средства, расходуемые на поддержание памятников, сократились в сопоставимых 1986 году ценах в 18-20 раз. Вероятность утраты памятников возрастает также в связи с активизацией хозяйственной деятельности, изменением характера отношений в сфере собственности на землю и недвижимость.
Московская область по количеству недвижимых памятников истории и культуры занимает одно из первых мест в Российской Федерации. Только зданий - памятников истории и культуры насчитывается свыше 4,5 тысяч. Среди них такие уникальные всемирно известные памятники, как Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в г. Истре, Дом-музей П.И. Чайковского в Клину, Музей-усадьба А.П. Чехова в с. Мелихово, церковь Знамения в с. Дубровицы и другие. В этих памятниках располагаются областные музеи, санатории, дома отдыха и пансионаты, которые не имеют собственных средств на поддержание зданий в удовлетворительном состоянии, а также религиозные объединения верующих, которым государство возвратило имущество, принадлежавшее церкви ранее. Приходским советам, в ведение которых были переданы здания церквей, сложно профинансировать большие по объему реставрационные работы. Культовые памятники, находящиеся в пользовании общин верующих, остались общенациональным достоянием, и государство должно оказать помощь церкви в возрождении историко-культурного наследия.
В соответствии со ст. 72, п. "д" Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому реставрационные работы финансируются как из федерального, так и из областного бюджета. Специально уполномоченным государственным органом охраны памятников на территории Московской области является Министерство культуры Московской области. Законом Московской области "О культуре" за Министерством культуры Московской области закреплена функция единого заказчика на проведение ремонтно-реставрационных, консервационных, противоаварийных работ на памятниках истории и культуры.
См. Закон Московской области от 29 декабря 2004 г. N 208/2004-ОЗ "О признании утратившими силу некоторых законов Московской области"
Из федерального бюджета реставрационные работы финансируются по программе Министерства культуры Российской Федерации "Сохранение и развитие культурного наследия народов Российской Федерации".
Из областного бюджета в 2001 году было выделено на реставрационные работы 21,6 млн. рублей по экономической статье 240330 "Капитальный ремонт объектов непроизводственной сферы". Благодаря чему был выполнен большой объем реставрационных работ: открыт музей А.А. Блока в Шахматово, создана новая библиотека в поселке Деденево Дмитровского района, выведена из аварийной ситуации Троицкая церковь в Луховицком районе и др. Исходя из объемов выполненных реставрационных работ в 2001 году Министерством культуры Московской области было заявлено на 2002 год проведение работ на средства областного бюджета в размере 30 млн. рублей, однако реально выделено только 6,4 млн. рублей.
Принятие Программы позволит не только прогнозировать проведение реставрационных работ на ближайшие три года, но и завершить уже ведущиеся работы.
В итоге будут завершены работы по Успенскому собору Дмитровского кремля и музей выведен из собора, переданного Русской Православной Церкви, в присутственные места Дмитровского кремля; будут проведены реставрационные работы в полном объеме по присутственным местам Зарайского кремля, находящегося в ведении Московского областного музея; в рамках празднования 825-летия г. Коломны будут проведены значительные реставрационные работы по культовым памятникам г. Коломны - Рождественскому Бобреневу монастырю, Богоявленскому Старо-Голутвину монастырю, в котором располагается Духовная семинария Московской епархии. К празднованию 190-летия Бородинской битвы будут проведены работы по Ново-Никольскому собору в г. Можайске; принятие Программы позволит завершить противоаварийные работы по церкви Рождества Богородицы в с. Медведева Пустынь Дмитровского района, продолжить работы по уникальному памятнику всемирного значения - церкви Знамения в с. Дубровицы Подольского района и завершить работы по усадьбе Васильчиковых-Ланских, связанной с именем Н.Н. Гончаровой, в г. Чехове и присутственным местам в Зарайском кремле, что позволит открыть в них областные музеи.
Кроме этого, при отсутствии планового финансирования невозможно осуществлять полноценный мониторинг состояния памятников и земель историко-культурного назначения, а также целенаправленно проводить информационную культурную деятельность, включающую издательские проекты и представление информации в международной компьютерной сети Intеrnеt, что значительно снижает в том числе и туристический потенциал Московской области.
На этом основании в Программу отдельным разделом включено проведение инвентаризации и мониторинга состояния недвижимых памятников.
Основными целями и задачами инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия объектов инвентаризации, их характеристик и сопоставление последних с учетными данными;
- определение технического состояния памятников истории и культуры и возможности дальнейшей их эксплуатации;
- организация фактического учета объектов инвентаризации;
- приведение учетных данных в соответствие с фактическими параметрами памятников;
- выявление владельцев и пользователей памятников истории и культуры;
- выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению памятников, а также нарушений в их использовании;
- определение мер, направленных на повышение эффективности использования недвижимых памятников истории и культуры;
- определение границ территорий памятников истории и культуры;
- создание информационного массива данных объектов историко-культурного наследия.
Разработка проектов зон охраны позволит придать территориям памятников истории и культуры специальный статус, который предусматривал бы сохранение их территориальной целостности, установление специального архитектурного регламента; провести инвентаризацию земель, создать действенные правовые условия и механизмы для вовлечения их в хозяйственное и культурное использование; установление эффективного контроля за их охраной и использованием.
Создание электронного архива будет производиться в целях сохранения бумажных носителей (всего в архиве Министерства культуры хранится более 4 тыс. паспортов на памятники истории и культуры), быстрого поиска информации и более долговременного ее хранения и предполагает выполнение следующих работ: сканирование графических и текстовых материалов с высоким качеством разрешения, создание факсимильных электронных копий документов, компьютерная верстка в программах графической обработки изображений, перевод документов на электронные носители долговременного хранения.
Комплексный подход к решению указанных проблем предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих реализацию мероприятий Программы, а также организацию процесса управления и контроля.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Основной целью Программы является развитие и сохранение культурного наследия Московской области.
Реализация Программы направлена на решение следующих задач:
- осуществление государственной политики в сфере охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры Московской области;
- улучшение состояния и эффективное использование объектов культурного наследия Московской области.
Программа рассчитана на период с 2002 до 2004 года.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы составляет 136,3 млн. рублей, в том числе по годам (согласно приложению):
- 2002 год - 39600 тыс. рублей;
- 2003 год - 56000 тыс. рублей;
- 2004 год - 40700 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы на 2002-2004 годы за счет средств областного бюджета могут уточняться в соответствии с законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Оценка эффективности реализации Программы
Социально-экономический эффект от реализации Программы:
- обеспечение эффективной государственной охраны недвижимых памятников истории и культуры, в том числе их выявление, государственный учет, реставрация, введение в научный и культурный оборот, а также их использование как объектов культурного наследия и недвижимого имущества;
- осуществление эффективной информационной политики в области пропаганды культурного наследия Московской области, в том числе направленной на развитие сферы туризма.
Приложение
Перечень мероприятий областной целевой программы
"Культурное наследие Московской области (недвижимые
памятники истории и культуры) на 2002-2004 годы"
I. Реставрация недвижимых памятников истории и культуры
II. Научно-исследовательские и проектные работы
Наименование мероприятия | Срок испол- нения |
Итого (тыс. руб.) |
В том числе по годам (тыс. руб.) |
Заказчик | ||
2002 | 2003 | 2004 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Реставрация недвижимых памятников истории и культуры | Министерство культуры Московской области, Московская областная дирекция по использованию недвижимых памятников истории и культуры (далее - Дирекция) |
|||||
Балашихинский район | ||||||
Усадьба "Горенки" в г. Балашихе - санаторий внелегочных форм туберкулеза "Красная Роза" Министерства здравоохранения Московской области - проектно- изыскательские работы и реставрация |
2004 | 1000,00 | 0,00 | 500,00 | 500,00 | |
Волоколамский район | ||||||
Иосифо-Волоцкий монастырь в с. Теряево - ставропигиальный монастырь Московской Патриархии - реставрация |
2004 | 1500,00 | 500,00 | 500,00 | 500,00 | |
Воскресенский район | ||||||
Усадьба "Кривякино" в г. Воскресенске - областной культурный центр - реставрация |
2004 | 2000,00 | 1000,00 | 700,00 | 300,00 | |
Дмитровский район | ||||||
1. Ансамбль памятников Дмитровского кремля в г. Дмитрове - община верующих Московского областного епархиального управления, Дмитровский историко-художественный музей - реставрация |
2004 | 5800,00 | 2500,00 | 1700,00 | 1600,00 | |
2. Спасо-Влахернский монастырь в пос. Деденево - монастырская община Московского областного епархиального управления - реставрация |
2004 | 11000,00 | 7000,00 | 2000,00 | 2000,00 | |
3. Церковь Рождества Богородицы в с. Медведева Пустынь - монастырская община Московского областного епархиального управления - реставрация |
2004 | 3000,00 | 500,00 | 2000,00 | 500,00 | |
Егорьевский район | ||||||
Казанский монастырь в пос. Колычево - Московский областной Колычевский психоневрологический интернат - проектно-изыскательские работы, реставрация |
2004 | 300,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | |
Зарайский район | ||||||
Здания присутственных мест Зарайского кремля в г. Зарайске - Московский областной государственный историко-архитектурный, художественный и археологический музей "Зарайский кремль" - проектно-изыскательские работы и реставрация |
2003 | 6000,00 | 5000,00 | 1000,00 | 0,00 | |
Истринский район | ||||||
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в г. Истре - Московский областной историко- архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим" в г. Истре - реставрация |
2004 | 5000,00 | 1500,00 | 2000,00 | 1500,00 | |
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в г. Истре - Московская Патриархия - реставрация |
2004 | 5000,00 | 1500,00 | 2000,00 | 1500,00 | |
Клинский район | ||||||
Дом-музей П.И. Чайковского в г. Клин - Московский областной государственный дом - музей П.И. Чайковского в г. Клин - реставрация |
2004 | 2500,00 | 1000,00 | 1000,00 | 500,00 | |
Коломенский район | ||||||
Рождественский Бобренев монастырь в с. Бобренево - монастырская община Московского областного епархиального управления - реставрация |
2004 | 1000,00 | 300,00 | 300,00 | 400,00 | |
г. Коломна | ||||||
1. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь в г. Коломне - монастырская община Московского областного епархиального управления - реставрация |
2004 | 11000,00 | 3000,00 | 4000,00 | 4000,00 | |
2. Усадьба И. Лажечникова - музейный комплекс Управления по делам молодежи, культуры и спорта г. Коломны - проектно-изыскательские работы и реставрация |
2003 | 5500,00 | 0,00 | 5500,00 | 0,00 | |
3. Грановитая, Семеновская башни, западное и южное прясла стен Коломенского кремля - Управление по делам молодежи, культуры и спорта г. Коломны - реставрация |
2004 | 5000,00 | 0,00 | 1400,00 | 3600,00 | |
4. Крестовоздвиженский собор Коломенского кремля - монастырская община Московского областного епархиального управления - проектно-изыскательские работы и реставрация |
2004 | 10200,00 | 0,00 | 2700,00 | 7500,00 | |
5. Дом воеводы - музейный комплекс Управления по делам молодежи, культуры и спорта г. Коломны, мастерские художников - реставрация |
2003 | 800,00 | 0,00 | 800,00 | 0,00 | |
6. Дом Луковкина - музейный комплекс Управления по делам молодежи, культуры и спорта г. Коломны - реставрация |
2004 | 4200,00 | 0,00 | 2800,00 | 1400,00 | |
Ленинский район | ||||||
Крестовоздвиженский Новоиерусалимский монастырь в с. Лукино - ставропигиальный монастырь Московской Патриархии - реставрация |
2004 | 2800,00 | 800,00 | 1000,00 | 1000,00 | |
Луховицкий район | ||||||
Троицкая церковь в дер. Дединово - община верующих Московского областного епархиального управления - проектно- изыскательские работы и реставрация |
2004 | 3700,00 | 1000,00 | 1700,00 | 1000,00 | |
Можайский район | ||||||
Ново-Никольский собор в г. Можайске - община верующих Московского областного епархиального управления - реставрация |
2003 | 4000,00 | 3000,00 | 1000,00 | 0,00 | |
Мытищинский район | ||||||
Дом Лукутиных в с. Федоскино - планируется создать областной музей - проектно- изыскательские работы и реставрация |
2003 | 1500,00 | 500,00 | 1000,00 | 0,00 | |
Наро-Фоминский район | ||||||
Монастырь "Зосимова пустынь" в пос. Бекасово - монастырская община Московского областного епархиального управления - проектно-изыскательские работы и реставрация |
2004 | 2800,00 | 800,00 | 1000,00 | 1000,00 | |
Комплекс присутственных мест - Верейский психоневрологический интернат - проектно- изыскательские работы, реставрация |
2004 | 500,00 | 100,00 | 300,00 | 100,00 | |
Одинцовский район | ||||||
Усадьба "Большие Вяземы" в с. Большие Вяземы - Московский областной государственный музей- заповедник А.С. Пушкина в усадьбе "Большие Вяземы" - проектно-изыскательские работы и реставрация |
2004 | 3000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | |
Орехово-Зуевский район | ||||||
Церковь Казанская в с. Губино - община верующих Московского областного епархиального управления - проектно- изыскательские работы |
2004 | 200,00 | 50,00 | 100,00 | 50,00 | |
Пушкинский район | ||||||
Усадьба Ф.И. Тютчева "Мураново" в д. Мураново - Московский областной музей - усадьба "Мураново" Ф.И. Тютчева в д. Мураново - проектно-изыскательские работы и реставрация |
2004 | 1000,00 | 500,00 | 500,00 | 0,00 | |
Подольский район | ||||||
Церковь Знамения в с. Дубровицы - община верующих Московского областного епархиального управления - реставрация |
2004 | 4000,00 | 1000,00 | 2000,00 | 1000,00 | |
Рузский район | ||||||
Усадьба "Никольское- Гагарино" в с. Никольское-Гагарино - Московская областная психоневрологическая больница N 4 - проектно- изыскательские работы |
2004 | 250,00 | 50,00 | 150,00 | 50,00 | |
Серпуховский район | ||||||
1. Дом Мараевой в г. Серпухове - Московский областной историко-художественный музей - проектно- изыскательские работы и реставрация |
2004 | 4000,00 | 500,00 | 2000,00 | 1500,00 | |
2. Западное прясло Владычного монастыря г. Серпухова - монастырская община Московского областного епархиального управления - проектно-изыскательские работы и реставрация |
2004 | 2900,00 | 900,00 | 1000,00 | 1000,00 | |
Солнечногорский район | ||||||
Усадьба "Шахматово" в с. Шахматово - Московский областной государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А. Блока в усадьбе "Шахматово" - реставрация |
2003 | 1200,00 | 700,00 | 500,00 | 0,00 | |
Ступинский район | ||||||
1. Церковь Казанской иконы Божией Матери в с. Киясово - община верующих Московского областного епархиального управления - проектно- изыскательские работы и реставрация |
2004 | 1500,00 | 500,00 | 500,00 | 500,00 | |
2. Церковь Рождества Богородицы в с. Старая Ситня - реставрация |
2004 | 1500,00 | 500,00 | 500,00 | 500,00 | |
Чеховский район | ||||||
Главный дом усадьбы Ланских- Васильчиковых "Лопасня Зачатьевское" в г. Чехове - Московский областной государственный литературно- мемориальный музей- заповедник А.П. Чехова в с. Мелихово - реставрация |
2004 | 6000,00 | 1000,00 | 3500,00 | 1500,00 | |
Противоаварийные и консервационные работы по памятникам истории и культуры |
2004 | 4100,0 | 1500,00 | 1600,00 | 1000,00 | |
125750,00 | 38300,00 | 50350,00 | 37100,00 | |||
II. Научно-исследовательские и проектные работы | ||||||
1. Разработка охранных зон по договору с подрядными организациями |
2004 | 2950,00 | 100,00 | 1450,00 | 1400,00 | |
2. Инвентаризация и мониторинг памятников истории и культуры и земель историко- культурного назначения по договору с подрядными организациями (сбор исходных материалов, определение технического состояния, определение границ территорий, определение площадей и объемов, определение износа, фотофиксация, обмеры, разработка графических приложений), создание и обслуживание Intеrnеt-сайта "Культура Подмосковья" |
2004 | 7100,00 | 1000,00 | 4000,00 | 2100,00 | |
3. Создание электронного архива по договору с подрядными организациями: сканирование графических и текстовых материалов по 4 тыс. памятникам с размерами листа до А1, с высоким качеством разрешения. Создание факсимильных электронных копий документов. Компьютерная верстка в программах графической обработки изображений. Перевод документов на электронные носители долговременного хранения |
2004 | 500,00 | 200,00 | 200,00 | 100,00 | |
Всего по Программе | 136300,00 | 39600,00 | 56000,00 | 40700,00 | ||
Из них: | ||||||
НИОКР | 10550,00 | 1300,00 | 5650,00 | 3600,00 | ||
Капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения |
125750,00 | 38300,00 | 50350,00 | 37100,00 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московской областной Думы от 10 июля 2002 г. N 11/25 "О проекте закона Московской области "Об областной целевой программе "Культурное наследие Московской области (недвижимые памятники истории и культуры) на 2002-2004 годы"
Текст решения официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля