Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Московской
областной Думы
от 30 октября 2002 г. N 2/35-П
Проект
Федеральный закон
"О внесении изменений и дополнений в главу 26.1 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
Президент
Российской Федерации
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах"
Главной целью введения единого сельскохозяйственного налога, предусмотренного главой 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) Налогового кодекса Российской Федерации, является совершенствование существующей системы налогообложения в аграрном секторе экономики в части упрощения налоговой отчетности, стимулирования сельскохозяйственного производства и выравнивания экономических условий хозяйствования сельских товаропроизводителей на разных по качеству и кадастровой стоимости землях. При этом согласно пункту 1 статьи 346.1 указанной главы НК РФ право перевода на уплату сельскохозяйственными товаропроизводителями единого сельскохозяйственного налога предоставлено законодательным органам субъектов Российской Федерации.
К настоящему времени пока лишь в двух субъектах Российской Федерации приняты региональные законы о едином сельскохозяйственном налоге, да и то с определенными ограничениями по срокам введения их в действие и по категориям налогоплательщиков. Подобная осторожность, скорее всего, объясняется ожиданием в перспективе негативных последствий от введения специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей, что обусловлено наличием ряда проблем. К ним относятся: несоответствие установленных в главе 26.1 НК РФ отдельных элементов налогообложения реальным экономическим условиям ведения сельскохозяйственного производства, отсутствие точных критериев определения состава налогоплательщиков, порядка исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога, а также необходимость существенной корректировки результатов кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий, проведенной на основе результатов почвенно-агрохимических обследований 12-15-летней давности.
Предварительные расчеты сумм единого сельскохозяйственного налога по категориям налогоплательщиков и прогноз возможных последствий при его введении на территории Московской области, как одного из крупных сельскохозяйственных регионов Российской Федерации, указывают на следующее:
1) для так называемых сельскохозяйственных организаций "индустриального типа" объем налоговой нагрузки возрастет примерно на 400 млн. рублей, или на 20 % к уровню предыдущего года, что приведет к несостоятельности и прекращению производственной деятельности более половины из них;
2) в целом произойдет ухудшение финансового положения всех плательщиков единого сельскохозяйственного налога, поскольку сроки его уплаты, установленные главой 26.1 НК РФ, не учитывают сезонности сельскохозяйственного производства и не увязаны со сроками основных денежных поступлений в хозяйства;
3) применение для расчета величины единого сельскохозяйственного налога показателей кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий, определенных на основе устаревших данных и несовершенных, на наш взгляд, методик, приведет к необъективности налогообложения многих сельскохозяйственных предприятий и необоснованным потерям налоговых поступлений в местные бюджеты большинства муниципальных образований области.
С учетом вышеизложенного предлагается внести следующие изменения и дополнения в главу 26.1 НК РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Во-первых, предлагается внести коррективы в статьи 346.1 и 346.2 в части определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, приведя его в соответствие с нормой статьи 1 Федерального закона N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" и статьи 2 Федерального закона N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", относящих к сельскохозяйственным товаропроизводителям организации, КФХ и индивидуальных предпринимателей, в общем доходе которых выручка от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 процентов (а не 70 процентов, как это определено вышеназванными статьями главы 26.1 НК РФ).
Данная поправка позволит, с одной стороны, устранить имеющиеся противоречия в федеральном законодательстве, но, главное, - даст дополнительные возможности для хозяйств в условиях непрерывного повышения тарифов на энергоносители, роста диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, общего снижения рентабельности сельскохозяйственного производства самостоятельно вести более эффективную инвестиционную политику за счет иной, более прибыльной деятельности.
К этому следует добавить, что поскольку сельское хозяйство не является самодостаточной отраслью, в развитых странах Запада и Востока аграрный сектор в значительных масштабах субсидируется (прямо и косвенно) за счет других, более эффективных сегментов экономики.
Другой, не менее важной поправкой в рассматриваемом проекте федерального закона, является исключение из главы 26.1 НК РФ и соответствующих статей ранее принятых федеральных законов нормы, относящей отдельные категории сельскохозяйственных товаропроизводителей к так называемым "сельскохозяйственным организациям индустриального типа" и де-факто не признающей данные сельскохозяйственные организации сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Термин "сельскохозяйственные предприятия индустриального типа" появился в условиях централизованной плановой экономики и использовался для характеристики стратегического направления развития сельского хозяйства на основе специализации и концентрации производства и масштабной государственной поддержки в техническом и технологическом обеспечении этих предприятий. При этом данные предприятия изначально признавались сельскохозяйственными товаропроизводителями и налогообложение их осуществлялось на общих основаниях.
В нынешних условиях отнесение таких сельскохозяйственных организаций, как животноводческие комплексы, зверосовхозы, виноградарские и плодоводческие хозяйства, тепличные комбинаты и, отчасти, птицефабрики, к предприятиям индустриального типа, а тем более непризнание их сельскохозяйственными товаропроизводителями, является неверным по существу. К примеру, уровень механизации технологических процессов в специализированных зерновых хозяйствах значительно выше, чем в теплицах или зверосовхозах, многие животноводческие комплексы по откорму имеют уровень рентабельности ниже, чем многоотраслевые хозяйства и т.д. Стратегическим же направлением аграрной политики в Российской Федерации на ближайшую и отдаленную перспективу является развитие сельскохозяйственных организаций различных форм собственности и создание для них равных экономических условий хозяйствования.
Вместе с тем, среди вышеназванной категории сельскохозяйственных организаций имеются эффективно развивающиеся предприятия, которые объективно могут нести повышенную налоговую нагрузку. В связи с этим, предлагается дать право субъектам Российской Федерации изменять величину налоговой ставки при расчете единого сельскохозяйственного налога для отдельных категорий и групп предприятий в зависимости от особенностей их организационно-производственной структуры и площади сельскохозяйственных угодий не на 25 %, а в 2 раза.
И, наконец, в связи с тем, что основные денежные поступления в хозяйства от реализации сельскохозяйственной продукции приходятся на 3 и 4 кварталы календарного года, предлагается установить для налогоплательщиков два срока исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога: в виде авансового платежа по завершении девяти месяцев в размере трех четвертей суммы налога и остальную часть - по окончании календарного года. Это позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям высвободить часть оборотных средств для более эффективного ведения производства в течение вегетационного периода.
Финансово-экономическое обоснование
"О внесении изменений и дополнений в главу 26.1 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" не потребует дополнительного финансирования.
При введении в действие нормы, предусматривающей для сельскохозяйственных товаропроизводителей уменьшение доли выручки в общем доходе от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции с 70 до 50 %, произойдет некоторое уменьшение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней в случае, если субъект Российской Федерации не введет на своей территории закон о переходе на уплату сельскохозяйственными товаропроизводителями единого сельскохозяйственного налога.
В Московской области из 467 организаций-производителей сельскохозяйственной продукции лишь одно хозяйство при введении в действие указанной выше нормы получит статус сельскохозяйственного товаропроизводителя и ему будет предоставлена льгота по налогообложению прибыли. По данным финансовой отчетности за 2001 год суммарный размер выпадающих доходов бюджетов всех уровней составит 219,0 тысяч рублей, в том числе из федерального бюджета 88,0 тысяч, областного бюджета - 85,0 тысяч и местного бюджета - 46,0 тысяч рублей
Перечень законов и иных нормативных актов, отмены, изменения
и дополнения которых потребует принятие Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" потребует отмены постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2002 г. N НА-6-21/679 "О критериях отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа", а также внесения изменений в иные нормативные акты о налогах и сборах, устанавливающие статус сельскохозяйственных товаропроизводителей и регулирующие условия и порядок налогообложения "сельскохозяйственных организаций индустриального типа".
<< Назад |
Статья 1 >> Статья 1 |
|
Содержание Постановление Московской областной Думы от 30 октября 2002 г. N 2/35-П "О законодательной инициативе Московской областной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.