Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Московской области
от 23 апреля 2003 г. N 40/2003-ОЗ
Областная целевая программа
"Экология Подмосковья на 2003-2004 годы"
30 октября 2003 г., 6 ноября 2004 г.
Паспорт областной целевой программы
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
2. Исполнители Программы
3. Цели Программы
4. Сроки и этапы реализации Программы
5. Ресурсное обеспечение Программы
6. Контроль и отчетность при реализации Программы
7. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации
Программы
Приложение. Перечень мероприятий областной целевой программы
"Экология Подмосковья на 2003-2004 годы"
Законом Московской области от 6 ноября 2004 г. N 137/2004-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
/-----------------------------------------------------------------------\
|Наименование |Областная целевая программа "Экология Подмосковья на|
|Программы |2003-2004 годы" (далее - Программа) |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Основание |Закон Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции,|
|для разработки |прогнозах и государственных программах|
|Программы |социально-экономического развития Московской области"|
| |(в редакции Закона Московской области N 47/99-ОЗ с|
| |учетом изменений и дополнений, внесенных Законами|
| |Московской области N 81/2001-ОЗ, N 4/2002-ОЗ),|
| |постановление Правительства Московской области от|
| |10.04.2002 N 133/13 "О разработке проекта областной|
| |целевой программы "Экология Подмосковья на 2003-2004|
| |годы" |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Государственный|Министерство экологии и природопользования Московской|
|заказчик |области |
|Программы | |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Разработчик |Министерство экологии и природопользования Московской|
|Программы |области |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Исполнители |Организации, привлекаемые на конкурсной основе |
|Программы | |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Цели |Стабилизация экологической обстановки в Московской|
|Программы |области, повышение технического уровня и безопасности|
| |функционирования водохозяйственных систем и|
| |гидротехнических сооружений, снижение ущерба от|
| |вредного воздействия сточных вод, предотвращение и|
| |ликвидация вредного воздействия твердых бытовых отходов|
| |на окружающую природную среду, разработка технологий|
| |использования вторичного сырья, вовлечение отходов в|
| |хозяйственный оборот, предотвращение деградации и|
| |сохранение природных комплексов, сохранение и|
| |восстановление редких и находящихся под угрозой|
| |исчезновения видов животных и растений, создание|
| |системы комплексного экологического мониторинга|
| |состояния окружающей природной среды, экологическое|
| |образование и воспитание молодежи Московской области,|
| |обеспечение конституционного права каждого на|
| |благоприятную окружающую среду |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Сроки |1-й этап - 2003 год, |
|реализации |2-й этап - 2004 год |
|Программы | |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Мероприятия |В разделе 1 "Водные ресурсы и водные объекты"|
|Программы |предусмотрены мероприятия по разработке проектно-|
| |сметной документации на строительство и реконструкцию|
| |очистных сооружений, реконструкция и строительство|
| |очистных сооружений, реконструкция канализационных|
| |коллекторов и дюкеров в ряде муниципальных образований|
| |Московской области, проведение берегоукрепительных|
| |работ на реках Нара, Ока, работы по очистке русел рек|
| |Яузы, Гуслицы, разработка проектов водоохранных зон|
| |водных объектов Московской области и другие|
| |водоохранные мероприятия. |
| |В разделе 2 "Отходы" предусмотрены мероприятия по|
| |разработке проектно-сметной документации на|
| |рекультивацию и строительство полигонов твердых бытовых|
| |отходов (далее - ТБО), рекультивации и строительству|
| |полигонов ТБО и другие мероприятия. |
| |В разделе 3 "Регулирование качества окружающей среды"|
| |предусмотрены мероприятия по разработке новых|
| |ресурсосберегающих технологий, использованию вторичного|
| |сырья, оценке влияния различных объектов на состояние|
| |окружающей природной среды, разработке государственной|
| |системы комплексного экологического мониторинга|
| |состояния окружающей природной среды, разработке|
| |методик прогнозирования затрат на мероприятия по|
| |экологически безопасному природопользованию,|
| |составлению кадастра источников воздействия на|
| |окружающую природную среду, обращению с ТБО, проведению|
| |экологического аудита. |
| |В разделе 4 "Поддержка особо охраняемых природных|
| |территорий" предусмотрены мероприятия по разработке|
| |проектов природного парка "Черустинский" в Шатурском|
| |районе, восстановление и сохранение природных|
| |территорий (водно-болотного комплекса верховьев р.|
| |Яузы, государственного комплексного заказника "Глубокое|
| |озеро"), биотехнические мероприятия в|
| |Приокско-террасном государственном природном биосферном|
| |заповеднике и в заказнике "Журавлиная родина". |
| |В разделе 5 "Охрана и воспроизводство диких животных и|
| |рыбных запасов, сохранение редких и исчезающих видов|
| |животных и растений" предусмотрены мероприятия по|
| |воспроизводству ценных и редких видов рыб в Московской|
| |области, по сохранению и увеличению ресурсов охотничьих|
| |животных, ведению Красной книги Московской области. |
| |В разделе 6 "Экологическое образование, воспитание и|
| |информирование населения" предусмотрены мероприятия по|
| |экологическому воспитанию молодежи, обеспечению|
| |общеобразовательных школ экологической литературой,|
| |проведению экологических конференций, съездов, слетов,|
| |летних экологических экспедиций и лагерей, проведение|
| |мероприятий Общероссийских дней защиты от экологической|
| |опасности на территории Московской области, издание|
| |"Экологического вестника Московского региона" и|
| |Государственного доклада о состоянии природной среды|
| |Московской области. |
| |Перечень мероприятий областной целевой программы|
| |"Экология Подмосковья на 2003-2004 годы" прилагается|
| |(приложение) |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Объемы |Общая сумма затрат по Программе составляет 629409,0|
|и источники |тыс. руб., в том числе: |
|финансирования |2003 год - 208677,0 тыс. руб. |
|Программы | В том числе: |
| | средства областного бюджета - 96111,0 тыс. руб.; |
| | средства целевого бюджетного фонда восстановления|
| |и охраны водных объектов в Московской области (далее -|
| |водоохранный фонд) - 112566,0 тыс. руб.; |
| |2004 год - 420732,0 тыс. руб. |
| | В том числе: |
| | средства Московского областного экологического фонда |
| |(далее - Экологический фонд) - 112500,0 тыс. руб.; |
| | средства водоохранного фонда - 308232,0 тыс. руб. |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Ожидаемые |Стабилизация экологической обстановки в Московской|
|социально- |области, повышение технического уровня и безопасности|
|экономические |функционирования водохозяйственных систем и|
|результаты |гидротехнических сооружений, создание системы|
| |комплексного экологического мониторинга состояния|
| |окружающей природной среды Московской области,|
| |сохранение редких видов животных, птиц и растений,|
| |повышение экологической культуры населения Московской|
| |области |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Контроль |Контроль за исполнением Программы осуществляется|
|за реализацией |Правительством Московской области и Московской|
|Программы |областной Думой в соответствии с их полномочиями,|
| |установленными законодательством Московской области |
\-----------------------------------------------------------------------/
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Здоровье и благополучие нынешних и будущих поколений является главной ценностью, которую невозможно сохранить без обеспечения благоприятной экологической обстановки. Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Концепцией социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы сформулированы стратегические цели социально-экономической политики, проводимой органами государственной власти Московской области, где одной из важнейших целей экологической политики в социально-экономической сфере является достижение минимального вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, снижение ресурсоемкости производства продукции, обеспечение соблюдения требований природоохранного законодательства.
Московская область отличается крайне высокой общей антропогенной нагрузкой:
- плотность населения в области более 300 человек на один квадратный километр (далее - кв. км);
- более 70 городов и 130 поселков промышленного типа соединены сетью железных и шоссейных дорог. В лесопарковой зоне на один кв. км приходится 10 погонных километров путей сообщения;
- при площади менее 50 тыс. кв. км промышленное производство составляет до 10% от промышленного производства Российской Федерации. Промышленные организации формируют около 50 узлов устойчивого загрязнения окружающей среды;
- основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы загрязняющих веществ объектов энергетики и автотранспорта. Особенно тяжелая ситуация сложилась в городах Воскресенск, Дмитров, Егорьевск, Мытищи, Подольск, Ступино, Сергиев Посад, Клин, Чехов, Щелково, Железнодорожный, Королев;
- рост городов (в том числе Москвы) происходит за счет сокращения площади лесов и земель сельскохозяйственного назначения;
- техногенное потребление кислорода промышленностью в 3,5 раза больше, чем выделяется всей растительностью Московской области;
- водообеспечение в области в 50 раз ниже, чем в среднем по стране. Наиболее напряженная обстановка создалась в Подольском районе и в группе районов северо-востока Московской области: Сергиево-Посадском, Щелковском, Ногинском и Орехово-Зуевском, где высокий уровень изъятия вод сочетается с большим объемом загрязненных стоков;
- крайне загрязнены открытые водоемы. Наибольшее загрязнение в бассейнах рек Пахра и Клязьма. Очистные сооружения не обеспечивают очистку сточных вод из-за их перегрузки, морального и физического износа. Ежегодно в них собираются миллионы тонн осадков, значительная часть которых токсична;
- на территории области размещено 58 полигонов ТБО (существует также множество несанкционированных свалок). Ежегодно на них вывозится из Московской области около 3,5 млн. тонн ТБО, а с учетом ТБО, вывозимых из Москвы, около 7,5 млн. тонн. Около 1 млн. тонн ТБО образуется в дачных кооперативах и садоводческих товариществах, расположенных на территории Московской области. Большинство полигонов построено без учета природоохранных требований и реализации инженерных мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
- отсутствуют полигоны для токсичных отходов, в результате последние складируются совместно с обычными ТБО либо на промышленных площадках, создавая угрозу населению и окружающей природной среде из-за разноса их ветром, размыва дождями, попадания стоков в открытые водоемы и в подземные воды.
Экологическую опасность в Московской области представляют также периодически повторяющиеся некоторые природные явления, такие как наводнения, ураганы, лесные и торфяные пожары.
Налицо тенденция к значительному снижению естественного самоочищения и самовоспроизведения природы в целом.
Анализ проблем экологической опасности в Московской области выдвигает приоритет обеспечения экологической безопасности в Московской области: постепенное снижение загрязнения окружающей среды, минимизация отходов и рациональное использование природных ресурсов, принятие неотложных мер по предупреждению аварий и катастроф на экологически опасных объектах, сохранение природной среды и ее восстановление на нарушенных в результате антропогенного воздействия территориях, экологическое воспитание и образование.
Для решения накопившихся экологических проблем разработана Программа. Она предусматривает длительную и целенаправленную работу по решению указанных проблем.
Реализация Программы позволит привлечь ведущие научные и производственные коллективы к решению экологических проблем Московской области.
Проект Программы согласован с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, на территории которых реализация Программы затрагивает вопросы местного значения.
2. Исполнители Программы
Мероприятия Программы будут осуществляться организациями, привлекаемыми на конкурсной основе.
3. Цели Программы
Целями Программы являются: стабилизация экологической обстановки в области, повышение технического уровня и безопасности функционирования водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, снижение ущерба от вредного воздействия сточных вод, предотвращение и ликвидация вредного воздействия ТБО на окружающую природную среду, разработка технологий использования вторичного сырья, вовлечение отходов в хозяйственный оборот, предотвращение деградации и сохранение природных комплексов, сохранение и восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, создание системы комплексного экологического мониторинга состояния окружающей природной среды Московской области, экологическое образование и воспитание молодежи Московской области, обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2003-2004 годы и будет реализовываться в 2 этапа.
Первый этап (2003 год) включает мероприятия по разработке проектно-сметной документации на реконструкцию и строительство очистных сооружений, строительству и рекультивации полигонов ТБО, регулированию состояния окружающей среды.
Второй этап (2004 год) предусматривает дальнейшее выполнение мероприятий Программы, завершение разработки проектно-сметной документации, строительство и реконструкцию очистных сооружений, строительство и рекультивацию полигонов ТБО.
Законом Московской области от 6 ноября 2004 г. N 137/2004-ОЗ в раздел "5. Ресурсное обеспечение Программы" настоящей Программы внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение Программы
Источники финансирования Программы - средства областного бюджета, в том числе средства водоохранного фонда и Экологического фонда.
Общая сумма затрат по Программе составляет 629409,0 тыс. руб., в том числе:
2003 год - 208677,0 тыс. руб., в том числе: средства областного бюджета - 96111,0 тыс. руб., средства водоохранного фонда - 112566,0 тыс. руб.;
2004 год - 420732,0 тыс. руб., в том числе: средства Экологического фонда - 112500,0 тыс. руб., средства водоохранного фонда - 308232,0 тыс. руб.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Московской области.
Объем ежегодного финансирования Программы уточняется законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
6. Контроль и отчетность при реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством Московской области и в порядке, установленном Правительством Московской области.
Отчет о реализации Программы в отчетном финансовом году ежегодно представляется в Московскую областную Думу одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за соответствующий финансовый год в установленном порядке.
Итоговый отчет о реализации Программы в целом представляется Губернатором Московской области в Московскую областную Думу на утверждение не позднее 1 марта 2005 года.
Итоговый отчет о реализации Программы должен содержать данные о финансировании Программы в целом и по отдельным мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования и годам реализации, процент реализации Программы и оценку результатов реализации Программы.
7. Ожидаемые социально-экономические результаты
от реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит повысить технический уровень и безопасность функционирования водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, усовершенствовать систему обращения с отходами производства и потребления путем строительства и реконструкции полигонов ТБО, создания производств по переработке и использованию ТБО, увеличить долю отходов, вовлекаемых во вторичную переработку, создать комплексную систему экологического мониторинга Московской области, провести мероприятия по сохранению редких видов животных и птиц, повысить экологическую культуру населения Московской области путем дальнейшего развития системы экологического образования, воспитания и информирования населения.
Участие Министерства экологии и природопользования Московской области в долевом строительстве и реконструкции очистных сооружений, канализационных коллекторов и канализационно-насосных станций позволит уменьшить сброс загрязненных сточных вод на территории Московской области к 2004 году до 615,8 млн. куб. м, участие в строительстве водозаборных узлов позволит обеспечить население качественной питьевой водой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.