Постановление Правительства Московской области
от 12 сентября 2003 г. N 549/34
"О проекте Основных направлений устойчивого градостроительного
развития Московской области"
Во исполнение Закона Московской области "Об областной целевой программе "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года" и в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 07.10.2002 N 439/34 "Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения Генерального плана развития Московской области" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 30.12.2002 N 636/50) Правительство Московской области постановляет:
1. Одобрить проект Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области (приложение).
2. Министерству по делам печати и информации Московской области (Барковский А.В.) обеспечить опубликование проекта Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области для общественного обсуждения.
3. Министерству экономики Московской области (Крымов В.Б), Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области (Фролов А.Е.) представить доработанный по результатам общественного обсуждения проект Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области в Правительство Московской области для утверждения.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области Голубева В.Ю.
Губернатор Московской области |
Б.В. Громов |
Приложение
Правительства Московской области
от 12 сентября 2003 г. N 549/34
Проект Основных направлений устойчивого градостроительного развития
Московской области
Введение
Основные тенденции и структурные элементы территориального развития
Московской области
Природно-экологический каркас
Историко-культурный каркас
Транспортно-коммуникационный каркас
Поселенческий каркас
Основные направления и приоритеты развития
Узлы ускоренного градостроительного развития
Меры устойчивого пространственного развития
Основные направления устойчивого градостроительного развития Московской области (далее - Основные направления) являются итогом выполнения первого этапа областной целевой программы "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года".
Московская область - неотъемлемая часть России и Европейского континента, территория которой развивается согласно общеевропейским законам, разделяет общеевропейские ценности, поддерживает общеевропейские гуманитарные идеи. Правительство Московской области одним из первых в России поддержало Основополагающие принципы устойчивого развития на Европейском континенте, принятые Комитетом министров Совета Европы.
В Основных направлениях проведен анализ природно-экологического, историко-культурного, транспортно-коммуникационного, поселенческого каркасов, сформулированы функциональные приоритеты развития территорий Московской области, намечены узлы ускоренного развития территории первой и второй очереди, включая территории промышленных, складских комплексов, общественно-деловых, рекреационных центров, рекреационно-жилых, природно-ландшафтных и природно-рекреационных территорий, определены первоочередные и перспективные мероприятия по совершенствованию транспортно-коммуникационного каркаса Московской области.
Разработка пакета нормативных правовых документов в составе Основных направлений направлена на сокращение сроков предпроектной подготовки строительства, активное включение градостроительных технологий в повседневную практику строительного комплекса, выработку правил и гарантий инвестиций в строительство, соблюдение баланса государственных, общественных и частных интересов на территории области.
Выделение приоритетов в сохранении природно-экологического и историко-культурного каркасов определяет гуманитарную основу последующих преобразований, гарантирует защиту интересов населения в обеспечении благоприятной среды проживания. Намеченное ускоренное развитие узлов промышленных, складских, общественно-деловых, рекреационных, рекреационно-жилых, природно-ландшафтных и природно-рекреационных территорий опирается на реорганизуемый транспортно-коммуникационный каркас, в результате чего будут созданы сотни тысяч новых рабочих мест, десятки новых объектов социальной инфраструктуры.
Социально направленные преобразования области, сформулированные в Основных направлениях, позволят сформировать в архитектурно-пространственной среде поселений комплексы социально ориентированных объектов, гарантирующих реализацию прав граждан в сфере здравоохранения, народного образования, защиты прав социально незащищенных групп граждан, гарантировать свободу передвижений, занятость, условия для отдыха.
Движущей силой целенаправленных преобразований в пространственной организации территории Московской области должна стать интеграция магистральной автотранспортной сети в международные транспортные коридоры с учетом первоочередного создания Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и перераспределения транзитных и грузовых транспортных потоков в обход г. Москвы.
Ввиду недостаточности государственных средств для реализации столь масштабных задач необходимо межгосударственное и государственно-частное партнерство, что обеспечит привлечение значительного объема инвестиций в течение ближайших лет для устойчивого градостроительного развития Московской области.
Комплексная застройка в городах и других поселениях области, строительство современных высокотехнологичных предприятий, терминалов, объектов придорожного сервиса формируют крупный пакет инвестиционных проектов. Спланированная во времени, реализация этих проектов в увязке с созданием ЦКАД позволит сконцентрировать значительные средства для развития инженерно-транспортной инфраструктуры.
Настоящий проект - первое публичное заявление Правительства Московской области о целях и задачах градостроительного планирования, направленного на обеспечение устойчивого развития региона. Общественное обсуждение и утверждение Основных направлений станет для населения и инвесторов выражением государственных гарантий в сфере градостроительства.
Основные направления разработаны Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, научно-исследовательскими и проектными институтами - ГУП Московской области НИиПИ градостроительства, ГУП Московской области "Мосгражданпроект", ГУП Московской области "Мособлинжпроект", ГУП Московской области "Мосгипронисельстрой" при участии Российской академии архитектуры и строительных наук на основе материалов, предоставленных муниципальными образованиями, министерствами и ведомствами Московской области.
Основные тенденции и структурные элементы территориального развития
Московской области
Московская область обладает значительным потенциалом устойчивого социально-экономического и градостроительного развития. Огромный интеллектуальный потенциал, фундаментальная и прикладная наука, конкурентоспособные технологии, созданные основы рыночных институтов, обширные природные ресурсы, основные элементы производственной и коммуникационной инфраструктуры - все эти факторы создают предпосылки для экономического и социального обновления региона.
Правительством Московской области поддержаны Основополагающие принципы устойчивого развития на Европейском континенте, которые были приняты Комитетом министров Совета Европы.
Среди принципов устойчивого развития выделяются:
1. Обеспечение территориального согласия посредством более сбалансированного социального и экономического развития регионов и повышения их конкурентоспособности.
2. Поощрение развития, генерируемого городскими функциями, и совершенствование взаимоотношений города и деревни.
3. Создание более сбалансированных условий транспортной доступности.
4. Развитие доступа к информации и знаниям.
5. Сокращение ущерба, наносимого окружающей среде.
6. Приумножение и защита природных ресурсов и природного наследия.
7. Приумножение культурного наследия как фактора развития.
8. Развитие безопасной добычи энергоресурсов.
9. Поощрение высококачественного туризма.
10. Ограничение последствий природных катастроф.
Аналогичные принципы использованы при разработке в 1986-1992 гг. Генерального плана развития Московской области на период до 2010 г., основными положениями которого предусматривались:
- увеличение численности населения к расчетному сроку (к 2010 г.) в размере 0,3-0,4 млн. человек (3 % за 15 лет);
- старение населения области за счет увеличения доли лиц старше трудоспособного возраста до 22,7-24,1 % и снижение детских возрастов до 17,6-20,3 %;
- стабилизация численности занятых в экономике области при перераспределении трудовых ресурсов области, занятых в сфере материального производства, в сферу социального обслуживания, слабо развитую даже по меркам десятилетней давности;
- осуществление прогрессивных структурных сдвигов в сфере материального производства за счет опережающего развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей, в первую очередь машиностроения;
- ограничение, а в острых случаях и свертывание промышленных производств, не отвечающих профилю столичного региона;
- совершенствование территориальной структуры промышленности в интересах создания более комфортных условий для проживающего на ее территории населения;
- осуществление экологически ориентированной реконструкции, т.е. перепрофилирование или вывод за пределы региона и, в первую очередь, из ареалов повышенной концентрации населения производств, оказывающих разрушающее воздействие на окружающую среду, которое невозможно нейтрализовать путем использования принятых методов очистки;
- наращивание объемов жилищного фонда за счет нового строительства, реконструкции и капитального ремонта существующего жилищного фонда;
- последовательное повышение жилищной обеспеченности населения;
- увеличение доли малоэтажного жилищного строительства с преобладанием домов усадебного типа и сокращение доли многоэтажного жилищного строительства;
- развитие культурно-бытового строительства в объемах, обеспечивающих нормативные уровни обслуживания (была разработана гибкая система "скользящих" по срокам проектирования нормативов), и локализация этих объемов в определенных центрах обслуживания с формированием иерархически соподчиненной системы центров межселенного обслуживания (5-ранговая система).
Комплексный анализ реализации разработанных в 1986-1992 гг. Основных направлений Генерального плана развития Московской области на период до 2010 года, проведенный в 1997 г. и 2001-2002 гг. в ГУП Московской области НИиПИ градостроительства, показал, что реализация предыдущего Генерального плана развития Московской области, разработанного в 1986-1992 гг., в целом соответствует заложенным проектным решениям.
Проведенный анализ свидетельствует, что социально-демографические процессы Московской области отошли от ряда положений Генерального плана.
После 1991 г., вопреки прогнозу, население области сокращается. По состоянию на 01.01.2001 численность постоянного населения составила 6435,8 тыс. чел., что меньше прогнозных показателей Генплана на 439,2 тыс. чел. (421,4 тыс чел. - городское население, 17,8 тыс. чел. - сельское).
Естественная убыль в 3 раза превысила прогнозируемые параметры Генерального плана на 2006-2010 гг.
Интенсивность механического прироста снизилась в меньшем объеме, чем предполагалось (до 28,8 тыс. чел. против прогнозируемых 20 тыс. чел.).
Структура возрастных групп населения области соответствует прогнозу. При этом абсолютные показатели лиц моложе трудоспособного возраста сократились, вместо намечавшегося увеличения доля лиц трудоспособного возраста в 2000 г. превышает прогнозную величину на 1,3%.
Численность сезонного населения области составляет более 5 млн. чел.
Происходит перераспределение занятости населения между сферой производства и сферой услуг. При этом в 1995 г. доля производственной сферы составляла 58,3% от общей численности занятых в экономике области, сферы услуг составляла 41,7%. К 2000 г. наблюдается рост доли занятых в сфере услуг (54,2%) по отношению к занятым в производственной сфере (45,8%) против прогноза на 2000 г. - 42,2 и 57,8% соответственно. К 2000 г. сокращение занятых в производственных отраслях составляет 819,5 тыс. чел. вместо прогнозных 203,3 тыс. чел.
Фундаментальные характеристики промышленности области в части отраслевой структуры и структуры промышленного персонала в принципиальных моментах соответствуют предложениям Генерального плана или не противоречат им:
- две трети промышленного потенциала области развиваются в пропорциях, предложенных Генеральным планом, но с десятилетним опережением его по времени;
- трансформация внутриотраслевой структуры легкой промышленности идет в русле предложений Генерального плана;
- машиностроение, несмотря на острокризисную ситуацию (и особенно на объектах ВПК), не утратило своих позиций в промышленном потенциале области;
- сокращение промышленного персонала на 10 лет опережает прогнозные разработки Генерального плана, а структурные сдвиги в численности занятых в секторах промышленного производства не противоречат им.
Эколого-ориентированная реконструкция промышленности, как она предлагалась в Генеральном плане, не получила однозначного воплощения. Реально пошел другой процесс - процесс сокращения мощностей и частичное перепрофилирование отдельных производств.
Территориальная структура промышленности не претерпела сколько-нибудь существенных изменений, т.к. ее трансформация требует другой экономической базы и наличия рыночных рычагов воздействия и регулирования землепользования, а также действенных форм градостроительного регулирования.
Наука и научное обслуживание, практически лишенные федеральной поддержки, находятся в состоянии кризиса более тяжелого по характеру, чем кризис в промышленности и других отраслях материального производства. Их развитие, в особенности после 1990 г., не соответствовало прогнозам Генерального плана, т.к. в реальности пошел процесс резкого сокращения занятых в этой сфере, хотя по отношению к России научный комплекс Московской области своей роли не утратил.
Проектные предложения Генерального плана по развитию сферы обслуживания не реализованы, и уровень обеспеченности основными традиционными видами услуг ниже нормативного.
Произошедшая коммерциализация сферы обслуживания расширила объем и структуру предоставляемых услуг и приблизила их к потребителю. При этом уровень обеспеченности населения услугами значительно увеличился и превысил по некоторым показателям нормативные значения (в торговле это двух-, трехкратное превышение). По многим позициям, ранее являвшимся отстающими, произошло существенное подтягивание до нормативных значений (так, по бытовым услугам и услугам общественного питания оно возросло с 15-20% до 50-80% от нормативных значений). Существенно возросла обеспеченность услугами физкультуры и спорта, медицинскими услугами. Получили развитие новые виды услуг (видеотеки, нотариальные, юридические, консалтинговые и инжиниринговые услуги, мобильная телефонная связь). Получили развитие новые формы организации обслуживания и продвижения товаров к потребителю (строительство гипермаркетов, магазинов саsh@саrry и т.д.).
В то же время сохраняется диспропорция в уровне развития сферы обслуживания в городской и сельской местности, между коммерческими и социальными видами обслуживания населения.
Жилищный фонд области (142,6 млн. кв. м) не достиг предусматриваемого Генеральным планом значения (144,7 млн. кв. м) на 1,5 %. Увеличение жилищного фонда происходило более медленными темпами по сравнению с Генеральным планом по причине сокращения государственных инвестиций в жилищное строительство и активного перехода существующего индивидуального фонда в дачи, особенно в сельской местности.
Ввод общей площади жилья не достиг прогнозного значения на 2000 г. (3,9 млн. кв. м) и составил в 2000 г. 2,6 млн. кв. м, в 2002 г. - 3,2 млн. кв. м.
Показатель средней жилищной обеспеченности населения (22,1 кв. м) превысил прогнозируемый (21,1 кв. м) почти на 5%, что обусловлено сокращением общей численности населения Московской области.
Достигнуты планируемые Генеральным планом объемы ввода жилья индивидуальными застройщиками и жилищно-строительной кооперацией - 2,4 млн. кв. м общей площади.
Проведенный анализ позволяет выявить следующие основные тенденции развития Московской области на современном этапе:
- сокращение численности постоянного населения и стабилизация, а на некоторых территориях и рост численности сезонного населения;
- продолжающийся процесс структурных преобразований в хозяйственном комплексе Московской области, направленный на совершенствование его отраслевой и территориальной структуры и соответствующий прогнозным проработкам 10-15-летней давности;
- интенсивное развитие сферы услуг, особенно ее коммерческой составляющей, бурное развитие жилищного строительства, в первую очередь за счет средств инвесторов и населения.
Для обеспечения перехода от экстенсивного к интенсивному развитию необходимо провести коренную реорганизацию среды проживания населения.
В глобальном плане градостроительное развитие области происходит в условиях реконструкции существующих городских и сельских поселений, инженерной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры.
Для обеспечения комплексной реконструкции такой сложной поселенческой системы, как Московская область, применимы классические приемы реконструкции - качественное улучшение функциональных показателей и приведение их к современным нормативным требованиям.
Качественные изменения жилья, культурно-бытовых, обслуживающих и производственных объектов невозможны без освоения новых территорий.
В целях решения этой задачи выявлены:
- природный, историко-культурный, транспортно-коммуникационный и поселенческий каркасы Московской области;
- основные факторы воздействия на территорию области соседних субъектов Российской Федерации, общероссийских и европейских транспортных систем.
Природно-экологический каркас
Сохранение взаимосвязанных, наиболее активных в экологическом отношении природных территориальных единиц экологического каркаса обеспечивает долгосрочное неограниченное во времени рациональное возобновимое природопользование и поддержание экологического баланса на региональном уровне. В структуре природно-экологического каркаса выделены территориальные единицы, различающиеся спецификой выполняемых природоохранных функций: ядра, ключевые территории, транзитные зоны, экологические коридоры и буферные территории.
Ядра экологического каркаса выполняют средообразующие, водорегулирующие, водоаккумулирующие функции, а также функции охраны и воспроизводства биоресурсов и поддержания биоразнообразия на региональном уровне. Это большие по площади (10-12 тыс. га) природные массивы, такие как Завидово, Черустинский лес, Журавлиная Родина, Чисменский массив и др.
Прочие ключевые территории обеспечивают стабильность природной среды за счет сохранения естественных связей основных звеньев геосистем на всем пространстве Московской области. Эти территории характеризуются относительно обедненным разнообразием биоты, имеют меньшую по сравнению с ядрами площадь, включают в себя водораздельные и склоновые массивы, поймы рек, болотные массивы, области питания подземных карбонов.
Транзитные территории и экологические коридоры связывают между собой ядра и ключевые территории в единую систему природных пространств, благодаря чему осуществляется биологический обмен между лесными, луговыми, водными экосистемами различного уровня. Транзитные территории - это, как правило, срединные участки крупных лесных массивов (шириной не менее 2-4 км), обеспечивающие миграции крупных копытных животных. Экологические коридоры представлены территориями природного и природно-антропогенного характера и выполняют главным образом транзитные и защитные функции. К ним относятся лесные долины, долины рек, ручьев, овраги, лощины, балки и прочие, а также полосы отчуждения коммуникаций и сооружений.
Буферные территории экологического каркаса представляют собой все остальные леса первой группы в пределах Московской области. Именно буферные территории и территории экологических коридоров непосредственно примыкают к застроенным территориям и испытывают значительные антропогенные нагрузки, что приводит к утрате и деградации природной среды. В первую очередь негативным процессам подвержены ландшафты в центральной части Московской области, где проживает большая часть населения, сконцентрирована большая часть производственных мощностей, транспортных и инженерных коммуникаций. Разрастание городов, срастание поселений, многочисленные изъятия земель под малоэтажную застройку, садовые товарищества, прокладка дорог и коммуникаций приводят к исчезновению лесных опушек, верховых и низинных болот, дроблению лесных массивов, качественному обеднению растительного и животного мира, изменению режима формирования грунтовых и поверхностных вод, развитию подтопления, обмелению малых рек.
Экологическое равновесие может быть достигнуто при оптимальном соотношении интенсивно эксплуатируемых, экстенсивно используемых и особо охраняемых территорий. С этой целью к жестким зонам экологического каркаса должно быть отнесено около 37% территории.
Историко-культурный каркас
Московская область принадлежит к числу регионов, наиболее богатых объектами культурного наследия. Все многообразие памятников - объектов культурного наследия Московской области отражено в государственном списке, включающем более 6,5 тысячи объектов. Только в 2002 году на государственную охрану в Московской области поставлено около двух тысяч памятников истории и культуры, и проводимые работы обещают дальнейшее выявление и включение все новых объектов в реестр объектов культурного наследия, подлежащих обязательному сохранению.
Историко-культурный каркас Московской области сложился на основе исторической системы расселения, включающей города и поселения по берегам рек, вдоль исторических трактов, оборонительные сооружения - монастыри, кремли, крепости, и включает в себя исторические города, музеи и музеи-заповедники, религиозные центры - места паломничества, центры народных художественных промыслов и ремесел, территории концентрации усадебных ансамблей и историко-культурных ландшафтов.
Историко-культурный каркас является одной из наиболее консервативных пространственных градостроительных систем.
В историко-культурном каркасе Московской области для целей территориального планирования можно выделить несколько уровней.
Исторические города - наиболее крупные места значительной концентрации объектов культурного наследия, находящиеся в пространственной взаимосвязи, материальных свидетельств исторического развития образуют базовые структурные ядра историко-культурного каркаса.
Статус исторических городов имеют 22 города Московской области (Балашиха, Бронницы, Верея, Волоколамск, Дмитров, Егорьевск, Загорск, Зарайск, Звенигород, Истра, Кашира, Клин, Коломна, Можайск, Ногинск, Озеры, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Подольск, Руза, Серпухов, Чехов). Кроме того, на территории городов, не имеющих статуса исторических городов, находятся архитектурные комплексы и многочисленные единичные памятники истории и культуры.
Музеи и музеи-заповедники формируют следующий уровень историко-культурного каркаса. Историко-культурные заповедники (музеи-заповедники) и музеи-усадьбы как научно-исследовательские учреждения и объекты туризма, духовные центры - места паломничества, мемориальные и памятные места, ландшафты, ценные в историческом и художественном отношении, занимают ключевое место в общественной жизни поселений и являются объектами массового посещения.
На территории Московской области имеются восемь федеральных, девять областных и 52 муниципальных музея и музеев-заповедников, связанных с памятными историческими событиями (Бородино), литературно-художественной деятельностью (Шахматово, Мелихово, Абрамцево), являющихся памятниками садово-паркового искусства, архитектуры и градостроительства (Архангельское).
Центры народных художественных промыслов и ремесел - исторические поселения и местности, сохраняющие и развивающие народную художественную культуру и ремесло. Важнейшую роль в сохранении и развитии народных традиций играют такие поселения, как Федоскино, Жостово, Гжель, Богородск, Сергиев Посад, Павловский Посад, Хотьково, Васюнино, Костино, Астрецово, Вяземы, Щапово. В начале ХХ века в Московской области было более 60 видов ремесел, из которых не менее половины относятся к художественным. Большинство известных подмосковных ремесел и промыслов возникло в ХVII-ХIХ веках. Все они были связаны с усадебной дворянской и городской культурой. Часть промыслов развивает многовековые традиции русского художественного ремесла (Гжель, Богородское). В настоящее время на территории области работают 27 предприятий, имеющих статус народных художественных промыслов. Правительство Московской области оказывает поддержку народным промыслам, рассматривая их как часть современной культуры и важную часть духовного национального наследия. Льготное налогообложение народных промыслов, введенное в соответствии с законом Московской области в 1996 г., способствует восстановлению экономического потенциала предприятий и оживлению инвестиционно-строительного процесса на территориях этих поселений.
Религиозные центры - места паломничества - Троице-Сергиева Лавра, Вифания, Гефсимания в Сергиевом Посаде, Хотьков монастырь, Радонеж, Новый Иерусалим, Николо-Угрешский монастырь, Иосифо-Волоколамский монастырь, Давыдова пустынь, Влахернский монастырь, Белопесоцкий монастырь, Владычный, Высоцкий и Зачатьевский монастыри в Серпухове, Старо-Голутвин, Ново-Голутвин, Бобренев и Брусенский монастыри в Коломне, Саввино-Сторожевский монастырь, а также Зарайский кремль составляют отдельную группу функционально самостоятельных объектов культурного наследия, имеющих большое значение в культурной жизни общества, сохранении и развитии исторических и духовных традиций. Эти места, связанные с духовной деятельностью представителей Православной Церкви и важнейшими событиями в истории Православия в России, сохраняют в наиболее целостном и совершенном виде исторические и природные ландшафты, памятники архитектуры и градостроительства.
Исторические усадьбы - памятники садово-паркового искусства концентрируются в основном вокруг Москвы, а также на западе и северо-западе Московской области. Более 600 усадеб с их охранными зонами и прилегающими историко-культурными ландшафтами формируют еще один слой историко-культурного каркаса Московской области. Дворцово-парковые и усадебные ансамбли в рекреационной зоне Москвы связаны визуальными коридорами и панорамными видами с ландшафтным окружением и определяют функциональное назначение, статус, характер освоения, использования и развития значительных территорий. Большинство подмосковных усадеб сконцентрировано по берегам рек и водоемов и, таким образом, привязано к природно-экологическому каркасу. Эти территории являются ключевыми территориями историко-культурного каркаса.
Отдельные памятники, включая более тысячи сельских приходских храмов, сопутствующие им общественные и хозяйственные постройки, наиболее тесно связаны с историческим расселением.
В целях сохранения объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженных с ним территориях устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия: территории объектов культурного наследия, территории охранной зоны, территории регулирования застройки и хозяйственной деятельности, территории охраняемого природного ландшафта.
Большая концентрация объектов культурного наследия, обширные территории охраняемого ландшафта при совмещении природно-экологического и историко-культурного каркасов позволяют сформировать непрерывные ландшафтные коридоры и буферные территории вдоль речных долин, исторических трактов и исторически сложившейся системы расселения.
Территории историко-культурного и природного наследия могут рассматриваться как факторы градостроительного развития при условии применения современных методик градостроительного, историко-культурного и природно-ландшафтного обоснования их использования.
Транспортно-коммуникационный каркас
Московская область в силу своего географического положения и исторического развития находится на перекрестке автомобильных, железнодорожных, авиационных, водных и трубопроводных транспортных потоков с севера на юг и с запада на восток. Имеет радиально-кольцевую структуру автомобильных, железных дорог и трубопроводов.
По территории области проходят 18 опорных радиальных автодорог и две кольцевые автодороги: Малое Московское кольцо (в районе 50-километровой зоны вокруг Москвы) и Большое Московское кольцо (в районе 80-километровой зоны вокруг Москвы), а также разветвленная сеть территориальных дорог общей протяженностью более 16 тысяч километров.
Распределение транспортных потоков между радиальными автодорогами осуществляется по трем кольцевым дорогам - Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД), Малому Московскому кольцу (ММК) и Большому Московскому кольцу (БМК). Большая часть транспортного потока приходится на МКАД, в то время как по Малому и Большому кольцам его доля незначительна.
Низкая интенсивность движения по Малому и Большому кольцам обусловливается тем, что это дороги второй категории, имеющие в основном по одной полосе движения в каждом направлении, большое количество пересечений в одном уровне с автомобильными и железными дорогами, значительную протяженность участков дорог в жилой зоне, что определяет большое количество съездов. По экспертным оценкам из-за низкого качества дорог скорость движения по области в два раза ниже, чем по Европе, стоимость перевозок - на 30-40% выше, по удельным показателям горючего расходуется в 1,5 раза больше и т.п.
Рост автомобильного парка (за последние несколько лет в 2,2 раза), увеличение территорий садовых товариществ, интенсивное развитие малоэтажного строительства, возросшая подвижность населения, а также рост автотранспортных перевозок привели к значительным перегрузкам автодорожной сети. За последние годы в Московском регионе увеличилась доля международных и междугородных перевозок в объемах транспортной работы в 1,5 раза, а в структуре перевозок международные и междугородные перевозки составляют уже 10%. Более 60% российских грузов перерабатываются в Московском регионе.
Все это привело к значительному росту интенсивности движения транспорта на основных автомобильных дорогах области. Особенно тяжелая ситуация сложилась на головных участках радиальных магистралей, что привело к несоответствию пропускной способности и технических характеристик головных участков дорог существующим транспортным потокам.
Следует отметить, что низкая скорость движения и автомобильные пробки усиливают пагубное воздействие автотранспорта на окружающую среду.
Особенно острая дорожно-транспортная ситуация складывается на подъездах и выездах из Москвы. В часы пик на дорогах возникают многокилометровые пробки. И даже совсем недавно реконструированная МКАД в это время работает за пределами своих возможностей.
По территории Московской области к Москве подходят 11 главных железнодорожных направлений, по которым осуществляются транзитные, местные и пригородные грузовые и пассажирские перевозки. Особенностью является наличие в Московской области ответвлений от магистральных направлений.
Основными предприятиями железнодорожного транспорта являются Московская железная дорога (протяженность путей по Московской области составляет 2213,1 км; в состав дороги входят 4 отделения, 12 локомотивных депо, 5 вагонных депо и 145 станций) и Московское отделение Октябрьской железной дороги (протяженность по Московской области составляет 132,2 км).
В области развит промышленный железнодорожный транспорт. Доставку вагонов с железнодорожных станций на подъездные пути промышленных предприятий и организаций осуществляют акционерные предприятия.
Транзитные вагоны обрабатываются на станциях Большого кольца - Орехово-Зуево, Бекасово и др. Обработка более 40% транзитных вагонов в Москве приводит к перегрузке главных путей на головных участках.
В Московской области расположено 4 аэропорта гражданской авиации - "Шереметьево", "Домодедово", "Внуково" и "Быково", два из которых имеют статус международных, и ряд специализированных аэропортов, являющихся составной частью Московского авиационного узла. Развитие авиационного транспорта оказывает существенное влияние на использование не только территорий аэропортов, вспомогательных служб, подъездных путей и т.п., но и обусловливает ограничения в использовании значительных территорий Московской области. Эти ограничения связаны с негативным влиянием авиатранспорта на окружающую среду. Технические зоны, зоны шумового дискомфорта ограничивают вовлечение территорий в экономический оборот, обусловливают ограничения в их функциональном и градостроительном использовании.
Правительствами Российской Федерации и Московской области предпринимается комплекс действенных мер по развитию Московского авиационного узла, направленных на повышение экономической эффективности воздушных перевозок и снижение отрицательного воздействия на окружающую среду, резервирование территорий, прилегающих к существующим аэропортам, под перспективное развитие.
На территории Московской области протяженность водных путей составляет 450 км (реки: Москва, Ока, Волга; канал им. Москвы). Имеется 10 водохранилищ (на канале им. Москвы - Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Пестовское, Икшинское, на реке Волге - Иваньковское, на территории области - Можайское, Истринское, Рузское, Озернинское), 12 гидроузлов (на реке Оке - Белоомутский, на реке Москве - Трудкоммуны, Андреевка, Софьино, Фаустово, Северка, на канале им. Москвы - 6 шлюзов).
По водным путям Московской области осуществляются грузовые и пассажирские перевозки как внутри региона, так и транзитные.
На территории области находятся 2 судоремонтных завода (Хлебниково, Кашира), порты - Коломна, Серпухов (на реке Оке), Дмитров, нефтеналивной причал при Павельцевской нефтебазе (на канале им. Москвы).
На территории Московской области развита сеть трубопроводного транспорта - магистральные нефтепроводы (Ярославль - Москва, Рязань - Москва), магистральные газопроводы (Средняя Азия - Центр), кольцевые нефтепродуктопровод и газопровод Московской области (КГМО), расположено большое количество коммуникационных систем (водоводы, канализационные коллекторы, линии электропередач и др.).
Важным коммуникационным элементом является система водоснабжения Москвы и Московской области, связанная с наличием магистральных водоводов (верховья реки Москвы от Звенигорода до Рублево, Восточная водопроводная система) и открытых источников водоснабжения (водохранилища на канале им. Москвы), требующих проведения планировочных, градостроительных и технических мероприятий по организации зон санитарной охраны.
Коммуникационные системы накладывают значительные планировочные ограничения на размещение объектов строительства, требуют соблюдения санитарно-гигиенических и пожаровзрывобезопасных разрывов.
Для целей устойчивого градостроительного развития Московской области особое значение имеют крупные транспортные и коммуникационные системы и их элементы, такие как пересечение скоростных автотрасс, крупные станции, аэропорты, центры грузоперевалки, речные порты. Их влияние распространяется за пределы непосредственно примыкающей территории, охватывая весь регион.
Основой транспортно-коммуникационного каркаса является система магистральных федеральных и территориальных автомобильных дорог.
Первоочередная задача формирования транспортно-коммуникационного каркаса - сооружение Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Одновременно необходимо резервирование коридоров для строительства в перспективе направлений, обеспечивающих интеграцию транспортной сети Московской области в транспортную сеть Европейской части России и соответственно Европы.
Центральная кольцевая автомобильная дорога - это инструмент спасения головных участков федеральных дорог от транспортных пробок. Без ЦКАД очень скоро автомобильное движение в центре области будет парализовано.
Создание ЦКАД, по сути новой дороги, может вестись "не с нуля", а опираясь на существующие Малое и Большое Московские кольца. Идея сооружения современной кольцевой автодороги на территории области не нова. При этом в основу такой дороги обычно закладывалась трасса существующей "малой бетонки", которая первоначально имела так называемое специальное назначение и прокладывалась без учета интересов народно-хозяйственного комплекса.
Формирование кольцевого обхода Москвы в полосах отчуждения существующих дорог позволяет значительно снизить экологический ущерб от строительства новых дорог, затраты на выкуп земельных участков и инженерные изыскания.
По территории области предусмотрено прохождение двух международных трансевропейских коридоров: N 2 "Лондон - Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург", N 9 "Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - юг России".
Создание Центральной кольцевой автомобильной дороги обеспечивает формирование этих коридоров, а также дополнительного маршрута "Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород".
Для полноценной интеграции в Европейскую транспортную систему необходимы модернизация большинства дорог, создание фактически заново современной транспортной инфраструктуры.
Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги предусматривает реконструкцию участков Большого кольца и магистральных федеральных автодорог: "Беларусь", "Россия" и "Украина". Чтобы новое автомобильное кольцо стало первоклассной трассой, нужно расширить кольцевые дороги (сейчас они имеют по одной полосе в каждом направлении). Необходимо также соорудить развязки в двух уровнях со всеми крупными радиальными магистралями, построить обходы ряда городов - Ногинска, Электросталь, Бронницы, Звенигорода, Голицыно, обеспечить спрямление участков автодороги в районе Икши, Поварово и других. На отдельных участках вдоль Центрального кольца возможно сооружение современных высокотехнологичных предприятий, грузовых терминалов, гостиниц, мотелей, гипермаркетов, объектов придорожного сервиса, что позволит создать новые рабочие места и увеличить налогооблагаемую базу.
На пересечении Центральной кольцевой автомобильной дороги с федеральными и магистральными автодорогами естественным образом формируются крупнейшие узлы развития.
Включение в систему транспортных коридоров западного участка Большого Московского кольца от Кубинки до Клина не только даст стимул к развитию поселений, но и позволит сохранить сложившуюся рекреационную систему расселения в Одинцовском, Истринском и Солнечногорском районах.
Реализация первоочередного строительства транспортного кольца, возникновение узлов ускоренного развития активизируют создание высокоскоростных поперечных пассажирских связей (линии малого метро, монорельсовая дорога и т.д.), коренную реконструкцию узловых сортировочных станций, реорганизацию Московского железнодорожного узла, а также позволят более эффективно использовать систему кольцевого трубопроводного транспорта.
Перспективы развития железнодорожного транспорта связаны с максимальным выносом грузовой транзитной работы за пределы Москвы, переключением грузового транзита на Большое кольцо МЖД, строительством системы скоростных железнодорожных путей сообщения на магистральных направлениях за счет развития дополнительных главных путей на железнодорожных направлениях с выделением путей для пригородного движения, реконструкции существующих и строительства новых пассажирских станций и вокзалов с использованием существующих технических коридоров, строительством дополнительных главных путей, обновлением подвижного состава для пригородного движения.
Перспективы развития Московского авиационного узла определяются формированием узлового центра из трех аэропортов ("Шереметьево", "Домодедово", "Внуково"), связанных системой скоростного транспорта, обеспечивающего доставку пассажиров из аэропорта в аэропорт за 20-30 минут.
Интеграция автотранспортной сети Московской области в общероссийскую транспортную сеть позволит активизировать развитие речных портов: Дубна - Дмитров, Коломна - Бронницы, Лыткарино - Дзержинский, Кашира, Серпухов.
Поселенческий каркас
По уровню урбанизации Московская область превосходит все области Российской Федерации. Доля городских жителей в структуре населения Московской области высока - 83 %. На территории Московской области расположено 75 городов, 111 поселков городского типа и более 6 тысяч сельских поселений. Регион характеризуется наличием одной из крупнейших в мире Московской агломерации с численностью населения 12,5 млн. чел. и системой агломераций (18 агломераций в целом по области), сформировавшихся как в системе Московской агломерации на радиальных транспортных направлениях и образовавших сплошные полосы урбанизированных территорий на расстоянии 30-40 км от МКАД, так и на периферии области вокруг новых и развивающихся исторических городов.
Агломерация - урбанизированная территория, состоящая из территориально слившихся или сближенных городов и других поселений, объединенных в одно целое интенсивными производственными, культурно-бытовыми, инженерно-транспортными, рекреационными и другими связями, сформировавшимися на территории Московской области независимо от границ районов, городов и других муниципальных образований.
В ХХ веке территория Московской области увеличилась с 33 тыс. кв. км до 47 тыс. кв. км, численность населения области выросла с 1,3 млн. чел. до 6,6 млн. чел. Число городов выросло с 14 городов (1917 г.) до 75 (2002 г.), городское население области увеличилось более чем в 70 раз. Градостроительное развитие Московской области характеризовалось взаимосвязанностью с развитием быстрорастущей Москвы, особенно в 60-70-е годы, что сказалось на формировании системы городов в пригородах Москвы.
Развитие урбанизации в регионе привело ко многим диспропорциям в его развитии и кризисным ситуациям. Концентрация объектов промышленности, энергетики и транспорта спровоцировала сложную экологическую обстановку в ряде городов: Клин, Подольск, Рошаль, Щелково, Электросталь, Электроугли и др. Застройка межселенных территорий привела к срастанию существующих поселений между собой и с территориями субурбанизации - участками садовых товариществ и индивидуальной жилой застройки как сезонного, так и постоянного проживания. Исключение градостроительных технологий из практики размещения объектов строительства наносит ущерб среде проживания, оказывает губительное воздействие на природно-экологический комплекс и историко-культурный потенциал, что особенно выражено в центральных районах Московской области. Активная хозяйственная деятельность на особо охраняемых природных территориях, на территориях зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (Истринское, Можайское, Клязьминское водохранилища) и на территориях округов горно-санитарной охраны лечебных источников приводит к деградации и истощению природных ресурсов.
Государственная политика в период социалистического развития привела к сверхконцентрации населения в городах и сокращению сельских поселений, росту ведомственных поселений и поселений на территориях специального назначения. В сельской местности произошли серьезные изменения в традиционном образе жизни и в архитектурном облике сельских поселений. Политика деления сельских поселений на перспективные и неперспективные привела к уходу постоянного населения из целого ряда мелких деревень и одновременно к росту центральных усадеб колхозов и совхозов. В этих поселениях возникали не свойственные сельскому ландшафту и образу жизни жителей многоэтажные типовые дома и крупные производственные комплексы. В то же время постепенно ветшал традиционный жилищный фонд и искусственно сдерживалось частное индивидуальное жилищное строительство.
С начала 90-х годов ХХ в. в Московской области происходят кардинальные изменения в системе расселения за счет переселения части городского населения в сельскую местность в малоэтажные жилые поселки и ускоренного развития сезонных поселений (коллективного садоводства, дачных кооперативов и т.п.). Созданы предпосылки для перехода от централизованной к дисперсной системе расселения. В этих условиях особенно важно выявление основных элементов поселенческого каркаса как основы градостроительного регулирования развития отдельных территорий.
Ядра поселенческого каркаса составляют городские агломерации.
В Московской агломерации сложились Мытищинско-Щелковско-Пушкинская, Химкинско-ДолгопрудненскоСолнечногорская, Реутово-Балашихинская, Люберецко-Раменская, Подольская, Одинцовская и Красногорская агломерации.
Во внешней зоне Московской области сложились Клинская, Воскресенская, Коломенская, Каширо-Ступинская, Орехово-Зуевская, Дмитровская, Сергиево-Посадская, Ногинско-Электростальская, Серпуховская, Павлово-Посадская, Егорьевская агломерации.
На основе ядер поселенческого каркаса должны формироваться полицентрические системы расселения Московской области с формированием межселенных узлов активного развития: промышленные и складские, общественно-деловые и рекреационно-жилые центры, наукограды, бизнес-центры по внедрению современных наукоемких технологий, города-ворота и туристско-рекреационные центры.
Ключевые территории поселенческого каркаса составляют территории субурбанизации (территории индивидуального жилищного строительства, рекреационных учреждений длительного отдыха). Основной задачей развития ключевых территорий поселенческого каркаса является реорганизация сложившейся малоэтажной застройки в высококомфортную современную систему рекреационно-парковой застройки с формированием общественно-политических, деловых, торгово-развлекательных, гостиничных, оздоровительных и физкультурно-спортивных центров, историко-культурных, религиозных и природно-ландшафтных комплексов.
Буферные территории - это территории пригородных зон городов, включая территории многочисленных сезонных рекреационных объектов, парковые и лесопарковые территории. Их развитие должно быть направлено на оптимизацию использования территориальных, природных и историко-культурных ресурсов в целях обеспечения равновесия между урбанизированной и природной средой, обеспечения свободного передвижения и эстетических потребностей населения в природных, городских и сельских пейзажах.
Основная задача формирования поселенческого каркаса - преобразование городских агломераций, комплексная реконструкция поселений в комфортные системы расселения, обеспечивающие благоприятную достойную среду проживания, стремящиеся к самодостаточности по набору объектов обслуживания и мест приложения труда, комплексной застройке новых территорий, реорганизации производственно-промышленных и коммунально-складских объектов.
Основные направления устойчивого градостроительного развития Московской области должны быть сформулированы на основе последовательного учета факторов развития, которые представлены в виде природно-экологического, историко-культурного, транспортно-коммуникационного и поселенческого каркасов.
Основные направления и приоритеты развития
Последовательное проецирование природного, историко-культурного, транспортно-коммуникационного и поселенческого каркасов, а также факторов воздействия на территорию Московской области соседних субъектов Российской Федерации, общероссийских и европейских транспортных систем позволяет сформулировать:
- основные приоритеты развития;
- узлы развития (производственные, природно-рекреационные, историко-культурные, научно-производственные).
В целом территория области по функциональным приоритетам может быть подразделена на 4 сектора: север, запад, юго-запад и юго-восток. При этом направления развития преимущественно распределяются по секторам следующим образом:
- промышленное и аграрное направления - юго-восток;
- рекреационное, лесохозяйственное и аграрное направления - север и юго-запад;
- рекреационное, общественно-деловое и жилое направления - запад и север.
В глобальном плане градостроительное развитие области происходит в условиях реконструкции существующих городских и сельских поселений, инженерной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры.
Для обеспечения комплексной реконструкции такой сложной поселенческой системы, как Московская область, применимы классические приемы реконструкции - качественное улучшение функциональных показателей и приведение их к современным нормативным требованиям.
Качественные изменения жилья, культурно-бытовых, обслуживающих и производственных объектов невозможны без освоения новых территорий, коренной реорганизации транспортного комплекса.
В концепции развития транспортной сети Московской области приоритет отдан реконструкции и модернизации существующей автодорожной сети. Новое строительство сведено к минимуму и намечается только там, где это объективно необходимо для рационализации транспортных потоков и сокращения перепробегов. При этом во главу угла ставится задача создания максимального удобства в транспортном передвижении населения Московской области и снятие транзитных грузопотоков с центральной части области.
В этой связи первоочередной задачей развития транспортного комплекса Московской области должно стать сооружение Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), задача которой "перехватывать" транзитный грузовой транспорт подальше от столицы, снять по возможности транзитную нагрузку с МКАД, разгрузить головные участки федеральных дорог, выходящих из Москвы, развить поперечные транспортные связи. Одновременно необходимо резервирование коридоров для строительства в перспективе хордовых направлений, обеспечивающих интеграцию транспортной сети Московской области в транспортную сеть Европейской части России.
Приоритеты развития:
- экологически безопасное развитие Московской области за счет обеспечения устойчивого развития всех территориальных единиц экологического каркаса (ядер, ключевых территорий, транзитных зон, экологических коридоров и буферных территорий), обеспечивающего долгосрочное неограниченное во времени рациональное возобновимое природопользование и поддержание экологического баланса на региональном уровне;
- полицентрическое развитие системы расселения Московской области с формированием межселенных узлов активного развития, городов-ворот, поощрение большого числа точек роста в городах и других поселениях, а также на примагистральных территориях;
- преобразование городских агломераций, комплексная реконструкция поселений, природных территорий в комфортные системы расселения, обеспечивающие благоприятную достойную среду проживания, стремящиеся к самодостаточности по набору объектов обслуживания и мест приложения труда, на основе упорядочения функционального зонирования, определения социальных и пространственных стандартов проживания и использования для каждой функциональной зоны, развития дисперсных систем расселения, комплексной застройки новых территорий, реорганизации производственно-промышленных и коммунально-складских объектов;
- обеспечение градостроительными средствами территориальных условий для структурной перестройки хозяйственного комплекса Московской области, реорганизации градообразующей базы, развития новых наукоемких, высокотехнологичных, экологически ориентированных производств, предприятий малого бизнеса в целях повышения уровня жизни населения и создания благоприятного инвестиционного климата;
- формирование транспортно-коммуникационного каркаса Московской области, обеспечивающего сбалансированное развитие всех видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного, трубопроводного, альтернативного), инженерных коммуникаций и связи, резервирование территорий под развитие разветвленной автотранспортной и коммуникационной сети, обслуживающей местные, внутриагломерационные, межагломерационные, региональные и межрегиональные связи, с учетом транспортно-коммуникационной системы Европейской части России и формирования европейских транспортных коридоров, систем энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
- оптимальное использование территориальных, природных и историко-культурных ресурсов, создание условий равновесия между урбанизированной и природной средой, обеспечение свободного передвижения и эстетических потребностей населения в природных, городских и сельских пейзажах, различных формах рекреации путем создания современных архитектурно-градостроительных ансамблей, формирования экологического, историко-культурного и транспортно-коммуникационного каркасов на уровне Московской области, муниципальных образований, отдельных поселений при условии соблюдения баланса государственных, общественных и частных интересов;
- реорганизация сложившейся малоэтажной застройки в высококомфортную современную систему рекреационно-парковой застройки с формированием общественно-политических, деловых, торгово-развлекательных, гостиничных, оздоровительных и физкультурно-спортивных центров, историко-культурных, религиозных и природно-ландшафтных комплексов с реорганизацией градообразующей базы, а также поэтапная капитализация существующей сельской застройки и территорий коллективного садоводства.
Узлы ускоренного градостроительного развития
Узлы ускоренного развития промышленных, складских, общественно-деловых, рекреационных, рекреационно-жилых, природно-ландшафтных и природно-рекреационных функций опираются на реорганизуемый транспортно-коммуникационный каркас.
Формирование узлов развития создает предпосылки для формирования высокоскоростных поперечных пассажирских связей (линии малого метро, монорельсовые дороги и т.д.), коренной реконструкции узловых сортировочных станций, реорганизации Московского железнодорожного узла, а также более эффективного использования системы кольцевого трубопроводного транспорта.
В узлах развития может быть создано до 500 тыс. новых рабочих мест. Новые узлы ускоренного развития области не исключают комплексного обустройства территории существующих городов и поселений.
Для осуществления развития существующих городов, поселений, новых узлов требуется разделение уровней принятия решений по размещению новых объектов строительства, реконструкции и реорганизации систем инженерно-транспортного обеспечения.
Принципы устойчивого градостроительного развития применимы для всех типов поселений и уровней систем расселения: от кондоминиума, группы деревень и малоэтажных поселков до таких крупных систем расселения, как городская агломерация.
Следуя основным принципам устойчивого развития территории, на основе узлов развития Ступино - Кашира - Ожерелье - Коломна - Воскресенск - Куровское - Ликино-Дулево можно выделить Приокско-Мещерскую систему расселения, которая в результате целенаправленной реализации комплекса мер по формированию инженерно-транспортной и социальной инфраструктур имеет все необходимые условия для образования устойчивой системы расселения. Тем самым может быть восстановлена историческая справедливость в отношении таких древних центров развития, как Коломна, Зарайск, Кашира, Серпухов.
Между узлами ускоренного развития Кубинка - Клин - Солнечногорск - Поварово создаются условия для реорганизации сложившейся малоэтажной застройки в высококомфортную современную систему рекреационно-парковой застройки с формированием общественно-политических, деловых, торгово-развлекательных, гостиничных, оздоровительных и физкультурно-спортивных центров, историко-культурных, религиозных и природно-ландшафтных комплексов, с реорганизацией градообразующей базы (университетские городки, киногородки и т.д.) в устойчивую систему расселения Мякинино - Звенигород - Истра.
Формирование крупнейших систем ускоренного развития на западе, юге и востоке области создают предпосылки для обустройства глубинных территорий Московской области - Лотошинский, Шаховской, Волоколамский, Можайский, Рузский, Наро-Фоминский районы на западе и Шатурский, Озерский, Серебряно-Прудский районы на юге.
Особое значение приобретает проблема гармонизации среды обитания за счет реорганизации территорий крупнейших городских агломераций, расположенных в центральной части Московской области (Мытищи - Королев - Щелково - Пушкино; Балашиха - Реутов; Люберцы - Котельники - Дзержинский; Щербинка - Подольск - Климовск).
1. Промышленные и складские функции:
Клин - Солнечногорск - Поварово: территории, расположенные между автодорогой "Россия" и строящимся обходом г. Клина, Солнечногорска, на базе существующих наукоемких производств, предприятий химической и нефтехимической промышленности, точного машиностроения, промышленности, строительных материалов и строительной индустрии, деревообработки, полиграфии, пищевой промышленности имеются возможности для размещения новых объектов соответствующего профиля на прилегающих территориях, а также для размещения товарораспределительных и производственно-складских комплексов, тяготеющих к примагистральным территориям. На стыке с природно-рекреационным комплексом Истринского водохранилища предпочтительным является размещение гостиничных, туристических и рекреационных объектов, тяготеющих с одной стороны, к ценным природным и историко-культурным ландшафтам, с другой стороны, к удобным автомобильным дорогам, обеспечивающим доступность до столицы;
Кубинка: территории, прилегающие к существующей застройке поселений и спецтерриториям, предпочтительно использовать в целях размещения производственных объектов автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта, полиграфии, товарораспределительных и производственно-складских комплексов, тяготеющих к реконструируемым элементам Центральной кольцевой автодороги, административно-деловому центру, с использованием природно-экологического потенциала местности в окрестностях Кубинки;
Климовск: на базе сложившегося наукограда целесообразно развивать наукоемкие, высокотехнологичные производства, предприятия машиностроения и производственно-складские комплексы;
Домодедово - Бронницы: наличие существующих производственных объектов предопределяет возможности использования прилегающих территорий для размещения предприятий автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта, точного машиностроения, товарораспределительных и производственно-складских комплексов, административно-деловых центров, выделение значительных по размерам территорий для организации технических и экстремальных видов спорта;
Электросталь - Ногинск: реорганизация промышленных узлов и размещение на межселенных территориях современных технопарков, включающих предприятия отраслей тяжелого машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов, товарораспределительные и производственно-складские комплексы, предприятия оптово-розничной торговли, автомобильного и железнодорожного транспорта;
Рахманово: учитывая выгодное размещение узла на пересечении магистральной федеральной автодороги "Холмогоры" с Центральной кольцевой автодорогой, наиболее предпочтительным является размещение крупных товарораспределительных и производственно-складских комплексов;
Ступино - Кашира - Ожерелье - Коломна - Воскресенск - Куровское - Ликино - Дулево: учитывая высокий производственный потенциал, наличие территориальных, энергетических и трудовых ресурсов на территории Приокско-Мещерской системы расселения, приоритетным является реорганизация существующих производственных территорий с размещением новых наукоемких производств, предприятий машиностроения, автомобильного, железнодорожного и водного транспорта, пищевой промышленности, перспективное развитие автодорожного и речного транспорта; повышение интенсивности использования железнодорожных узлов способствует размещению здесь крупнейших товарораспределительных и производственно-складских комплексов, а наличие большого количества памятников архитектуры и градостроительства предопределяет дальнейшее развитие объектов туризма и рекреации.
2. Общественно-деловые и рекреационно-жилые функции:
Поварово: в зоне пересечения радиальной магистрали с Центральной кольцевой автодорогой имеются предпосылки формирования деловых и торгово-развлекательных центров, дополненных территориями жилой застройки для временного и постоянного проживания;
Мякинино - Звенигород - Истра: на весьма обширной территории предполагается реорганизация сложившейся малоэтажной застройки в высококомфортную современную систему рекреационно-парковой застройки с формированием общественно-политических, деловых, торгово-развлекательных, гостиничных, оздоровительных и физкультурно-спортивных центров, историко-культурных, религиозных и природно-ландшафтных комплексов, с реорганизацией градообразующей базы непроизводственного профиля (университетские городки, киногородки, оздоровительные и лечебные комплексы и т.д.);
Троицк: жилищное строительство, формирование деловых и торгово-развлекательных центров;
Домодедово: реорганизация сложившейся малоэтажной застройки в высококомфортную современную систему рекреационно-парковой застройки с формированием деловых, физкультурно-оздоровительных центров, историко-культурных и природно-ландшафтных комплексов;
Жуковский: реорганизация сложившейся застройки с формированием международных деловых, выставочных, развлекательных, физкультурно-оздоровительных центров, природно-ландшафтных комплексов;
Пушкино - Королев: реорганизация сложившейся малоэтажной застройки в высококомфортную современную систему рекреационно-парковой застройки с формированием деловых, торгово-развлекательных и физкультурно-спортивных центров, историко-культурных и природно-ландшафтных комплексов.
3. Наукограды, бизнес-центры по внедрению современных наукоемких технологий:
Королев, Дубна, Жуковский, Пущино, Протвино, Лыткарино, Троицк, Долгопрудный, Химки, Истра, Солнечногорск, Наро-Фоминск, Краснознаменск, Красногорск, Красноармейск, Черноголовка, Фрязино, в которых на базе существующих предприятий и научно-исследовательских институтов, имеющих территориальные ресурсы для развития экспериментальной и опытной базы, за счет внедрения современных технологий и использования имеющегося научного потенциала и высокообразованных трудовых кадров, высших учебных заведений могут быть созданы условия для устойчивого развития вышеназванных городов науки, что в дальнейшем может послужить предпосылкой для выдвижения Московской области на передовые рубежи в социально-экономическом развитии России.
4. Туристско-рекреационные центры:
Волоколамский, Лотошинский, Рузский, Можайский, Наро-Фоминский районы на западе области, Шатурский - на востоке, Озерский, Серебряно-Прудский районы на юге, Дмитровский, Талдомский, Сергиево-Посадский районы на севере обладают высоким природно-экологическим и историко-культурным потенциалом для организации в ближайшем будущем индустрии отдыха и туризма с использованием территорий крупнейших лесных массивов и буферных зон природно-экологического каркаса, территорий природных и историко-культурных заповедников и заказников, особо охраняемых территорий, с учетом режимов использования, установленных проектами охранных зон. На территориях этих узлов развития могут быть размещены объекты обслуживания для организации экологического туризма, пешеходных, водных, велосипедных маршрутов, авиапарки, маршруты для верховой езды, объекты для организации охоты и рыбалки, возрождения русских традиционных игр и развлечений в окружении природного ландшафта, строительство экопоселений, развитие научно-исследовательской, природоохранной и природовосстановительной деятельности.
Меры устойчивого пространственного развития
Реализация основных направлений устойчивого градостроительного развития при последовательном осуществлении градостроительной политики на территории Московской области через систему нормативных правовых актов Московской области, через разработку комплекса проектной документации о градостроительном планировании и застройке территорий с соблюдением приоритетов в развитии, с учетом реализации транспортно-коммуникационного каркаса 1-й и 2-й очереди, узлов ускоренного развития позволит в ближайшее время создать градостроительные условия повышения инвестиционной привлекательности территорий Московской области, реализовать крупные инвестиционные проекты, обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие территорий на принципах устойчивого развития.
Локомотивом развития области является формирование и обустройство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) как основы формирования узлов ускоренного развития, интеграции европейских транспортных коридоров N 2 и 9 в транспортно-коммуникационный каркас Московской области. Ввиду недостаточности государственных средств для реализации столь масштабных задач необходимо межгосударственное и государственно-частное партнерство, что обеспечит большие инвестиции в течение ближайших лет для целей устойчивого градостроительного развития Московской области.
Выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года" путем принятия нормативных правовых актов, обеспечивающих градостроительное регулирование через насыщение территории градостроительными регламентами, через систему последовательной разработки градостроительной документации от территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий и генеральных планов, проектов планировки, проектов застройки, проектов межевания к проектной документации по обоснованию размещения и строительства отдельных объектов, обеспечивает комплексную застройку территории, опирающуюся на реализацию основных принципов градостроительного развития Московской области. Это позволит сконцентрировать усилия инвесторов, государственных и общественных структур на обеспечении современных социальных и пространственных стандартов проживания населения.
Общество формирует пространственные и социальные стандарты, которые при помощи профессионалов-градостроителей и проектировщиков обретают формы архитектурно-пространственной организации территории, отраженные в градостроительной и проектной документации.
Пространственные и социальные стандарты структурируются в соответствии с институциональной структурой общества - от государственных (субъект федерации) через муниципальные к локальным (кондоминиумы, ТСЖ), отражающие предпочтения и ментальные установки каждой территориальной общности населения.
Государство закрепляет выработанные обществом стандарты в виде нормативных правовых актов (ТСН, правила застройки субъекта федерации, порядки, уставы муниципальных образований).
Нормативные правовые акты и правила застройки определяют уровень компетенции и характер взаимодействия, права и обязанности участников (субъектов) градостроительной деятельности.
Правительство Московской области утверждает долгосрочную документацию о градостроительном планировании развития территории Московской области, частей территории Московской области, муниципальных образований, территорий особого градостроительного развития, отраслевые программы.
Органы местного самоуправления организуют разработку, согласование и утверждение правил застройки территорий в границах муниципальных образований с учетом местных особенностей и основанных на правилах застройки Московской области и нормативных правовых актах Московской области, регулирующих градостроительную деятельность на территории Московской области, документации о градостроительном планировании развития территории частей муниципальных образований, городов, городских, сельских и дачных поселений, участков индивидуального жилищного строительства и градостроительной документации о застройке территорий, а также градостроительных заключений и градостроительных обоснований размещения объектов на территории муниципальных образований.
Опираясь на основные направления устойчивого градостроительного развития, можно обеспечить поэтапное осуществление комплексной реконструкции и застройки территории Московской области, направленной на:
- сокращение неравномерности в уровне социально-экономического развития территорий Московской области;
- максимальное использование потенциала выявленных узлов ускоренного развития;
- изменение мотивации поведения населения за счет повышения социальных и пространственных стандартов проживания;
- более активное включение Московской области в систему международного и российского территориального разделения труда.
Существующая неоднородность в уровне социально-экономического развития территорий Московской области способствует концентрации инвестиционных потоков в строительство жилья, торговых, промышленных и складских объектов в центральной части области, в районах, которые и без того являются "донорами" и имеют стабильные бюджеты муниципальных образований.
Современный уровень социально-экономического развития муниципальных образований Московской области характеризуется крайне высокой дифференциацией. О масштабах современной территориальной неоднородности социально-экономических условий говорят следующие данные: разброс между районами области по объему промышленного производства в расчете на 1 жителя составляет 23,3 раза, по среднемесячной зарплате - 2,3 раза, по объему товарооборота - 6,3 раза, по совокупным доходам бюджета - 3,7 раза. В этих условиях на первый план выходит задача выравнивания уровней социально-экономического развития муниципальных образований Московской области.
Наиболее высокими показателями уровня социально-экономического развития характеризуются пять районов, расположенных вдоль МКАД, - Красногорский, Химкинский, Мытищинский, Балашихинский и Люберецкий; еще семь районов совсем немного уступают лидерам. Среди районов, которые не имеют выхода на МКАД, только пять: Пушкинский, Щелковский, Ногинский, Чеховский, Подольский - имеют такие же показатели.
Снижение неоднородности в уровнях развития отдельных территорий предполагает этапность проведения комплекса мероприятий.
На первом этапе предполагается создание и развитие узлов производственного и складского назначения в 40-50-километровой зоне от Москвы, взаимоувязанное с реконструкцией элементов транспортного каркаса первой очереди (ЦКАД). Строительство ЦКАД повысит инвестиционную привлекательность Московской области, создаст предпосылки для развития производственных и складских центров, торгово-деловых комплексов. В качестве первоочередных узлов развития выделяются следующие: Клин - Солнечногорск - Поварово, Кубинка, Климовск, Домодедово - Бронницы, Электросталь - Ногинск, Рахманово. По экспертным оценкам, на прилегающих к ЦКАД территориях может быть создано не менее 300 тыс. новых рабочих мест, что позволит значительно увеличить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.
Создаваемые узлы и комплексы станут ядрами деловой и инвестиционной активности. Используя свое выгодное транспортно-географическое положение, они могут обслуживать потребности соседних субъектов Российской Федерации в поставках грузов, проходящих по европейским транспортным коридорам, тем самым усиливая экономическое взаимодействие Московской области с соседними субъектами Российской Федерации.
На втором этапе предусматриваются активная реконструкция и развитие местной автодорожной сети, что позволит создать благоприятные условия для развития делового сектора экономики и высокотехнологичных производств на базе существующих городов науки и новых административных, общественно-деловых и рекреационно-жилых центров - узлов развития, в которых будут создаваться тысячи рабочих мест как для занятых в основном секторе производства, так и в сфере обслуживания. Среди этих узлов: Ступино - Кашира - Ожерелье - Коломна - Воскресенск - Куровское - Ликино-Дулево, Поварово, Троицк, Домодедово, Жуковский, Пушкино - Королев. При реализации импульса развития этих территорий, полученного на первом этапе, может быть создано не менее 200 тыс. новых рабочих мест в производственно-деловой сфере.
Дальнейшее развитие транспорта и узлов первой и второй очереди создает предпосылки для развития периферийных районов и центров, связанных с организацией туристско-рекреационной деятельности, основанной на использовании природного комплекса Волоколамского, Солнечногорского, Рузского, Можайского, Лотошинского, Дмитровского районов.
Таким образом, существует реальная возможность перераспределения инвестиций в строительство, основанная на реструктуризации градостроительной политики, что позволит в течение расчетного срока действия Генерального плана Московской области сгладить резкие различия в уровне социально-экономического развития территорий Московской области.
Последующее развитие обеспечивается дальнейшим совершенствованием автотранспортного каркаса с учетом использования зарезервированных на первом этапе хордовых транспортно-коммуникационных коридоров под строительство новых автодорог и созданием альтернативных видов пассажирского транспорта внутри агломераций второго порядка, что позволит в еще большей мере усилить намеченные тенденции по смещению акцентов и создать в периферийных районах условия для развития альтернативных секторов экономики, расширения сферы обслуживания, снижения и перераспределения миграционных потоков.
Сформулированные основные направления устойчивого градостроительного развития позволили:
- подготовить, согласовать и утвердить градостроительное задание на разработку Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Московской области;
- определить необходимые структурные, организационные и нормативные правовые изменения в осуществлении градостроительного регулирования, функционального зонирования и организации территории Московской области.
Подготовлен пакет нормативных правовых актов Московской области по градостроительству и градостроительному регулированию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 12 сентября 2003 г. N 549/34 "О проекте Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области"
Текст постановления опубликован в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 27 сентября 2003 г., N 180
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Московской области от 21 декабря 2022 г. N 1426/45
Изменения вступают в силу с 22 декабря 2022 г.