В соответствии с распоряжением Губернатора Московской области от 05.03.2003 N 177-РГ "О создании рабочей группы" и в целях развития социальной сферы села в Московской области Правительство Московской области постановляет:
Одобрить прилагаемую Концепцию социального развития села в Московской области до 2010 года.
И.о. Губернатора
Московской области |
А.Б. Пантелеев |
Приложение
к постановлению Правительства
Московской области
от 10 ноября 2003 г. N 645/40
Концепция социального развития села
в Московской области до 2010 года
1. Общие положения
Концепция социального развития села в Московской области (далее - Концепция) разработана в соответствии с Законом Московской области "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области" и с учетом основных положений Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы.
Целью настоящей Концепции является определение основных направлений социально-экономического развития сельских поселений, расположенных в Московской области (далее - сельские поселения), а именно: создание правовых, институциональных, организационных условий для значительного улучшения уровня жизни населения, проживающего в сельской местности Московской области, развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Географической особенностью Московской области является то, что она граничит с одним из крупнейших мегаполисов Российской Федерации - городом Москвой, в связи с чем сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие свою деятельность в Московской области (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), имеют огромный рынок сбыта производимой ими продукции.
За последние годы в Московской области удалось остановить падение производства сельскохозяйственной продукции. Более того, за период с 1999 по 2001 год отмечается рост производства указанной продукции по основным показателям.
По итогам первого полугодия 2003 года производство скота и птицы достигло 77,6 тыс. тонн (в убойном весе), что составляет 115 процентов по отношению к тому же периоду 2002 года. Производство молока достигло 537,3 тыс. тонн, что соответственно составляет 103 процента к уровню 2002 года. По объемам производства молока Московская область занимает первое место, а по производству мяса - третье место среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа.
Для обеспечения роста производства конкурентоспособной, высококачественной и разнообразной сельскохозяйственной продукции в современных условиях необходимо обеспечить не только механизацию и модернизацию указанного производства, но также необходимо наличие высококвалифицированных работников.
Привлечение для работы в сфере сельского хозяйства необходимых специалистов возможно лишь при обеспечении должного уровня оплаты их труда и развития социально-бытовой инфраструктуры сельских поселений.
В настоящее время средняя заработная плата работников сельского хозяйства в Московской области составляет 4865 руб. и выросла по сравнению с тем же периодом 2002 года на 30,4 процента.
Однако вследствие общего ухудшения финансового положения отраслей сельскохозяйственного производства недостаточное внимание уделяется развитию социально-бытовой и инженерной инфраструктуры сельских поселений. В результате во многих сельских поселениях сокращается количество образовательных учреждений, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, учреждений здравоохранения и культуры. Быстро ухудшается демографическая ситуация.
Для решения указанных задач необходимо разделить сельские поселения на несколько категорий, различающихся по количеству постоянно проживающего в них населения.
Из 6230 сельских поселений, в которых проживает 1371,5 тыс. человек, в 350 сельских поселениях отсутствует постоянно проживающее население, в 1551 - постоянно проживают до 10 человек; в 2046 - постоянно проживают от 11 до 50 человек, в 708 - постоянно проживают от 51 до 100 человек, в 1575 - постоянно проживают более 100 человек.
Указанная дифференциация позволит наиболее эффективно определить, какое количество и какие объекты социальной сферы необходимы для соответствующих сельских поселений.
3. Основные направления социального развития села
в Московской области
Здравоохранение
Для обеспечения сельского населения услугами учреждений здравоохранения необходимо:
- совершенствование материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения;
- совершенствование организации первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей врачебной практики;
- укомплектование учреждений здравоохранения специалистами общей врачебной практики, патронажной службы;
- совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи на основе создания выездных (мобильных) формирований, центров, отделений общей врачебной практики;
- развитие профилактической направленности системы сельского здравоохранения путем реализации областных целевых программ.
Образование и культура
В сельских поселениях на территории Московской области работают около 1800 библиотек и учреждений культуры клубного типа, 17 музеев, более 80 детских школ искусств и музыкальных школ, более 300 киноустановок.
В целях формирования единого культурного пространства в Московской области должен быть обеспечен приоритет развития различных направлений в сферах образования и культуры в сельской местности, для чего необходимо:
1. Обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также реализации принципа общедоступности образования, а именно:
- укрепление материально-технической базы учреждений образования и культуры;
- создание новых моделей сельских культурных комплексов;
- сохранение и развитие сети образовательных учреждений в сельских поселениях, в том числе учреждений дополнительного образования в сфере культуры;
- разработка мероприятий по материальному стимулированию работников образования и культуры;
- создание условий для привлечения внебюджетных финансовых ресурсов в сфере культуры и образования, в том числе развитие меценатства и спонсорства.
2. Сохранение и развитие культурного и исторического наследия, традиций народной культуры, а именно:
- внедрение современных технологий в учреждениях культуры и образования;
- внедрение и модернизация технических систем безопасности в муниципальных музеях;
- развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел.
3. Дальнейшее приобщение сельского населения к ценностям российской и зарубежной культуры, лучшим образцам классического и зарубежного искусства, а именно:
- расширение и совершенствование театрального и концертного обслуживания сельского населения;
- развитие кинообслуживания;
- выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение условий для их образования и творческого развития;
- поддержка учебно-показательных мероприятий в сфере самодеятельного творчества и системе дополнительного образования (конкурсов, фестивалей, выставок).
4. Создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального, профессионального образования в сельской местности.
Физическая культура и спорт
В сельских поселениях, расположенных на территории бывших центральных усадеб, где в настоящее время постоянно проживают от 500 человек, целесообразно построить физкультурно-оздоровительные комплексы. В сельских поселениях, где проживают от 300 до 500 человек, предполагается строительство спортивного ядра (футбольное поле, волейбольная, баскетбольная площадки). Кроме того, необходимо возобновить деятельность уже имеющихся спортивных залов, в том числе в общеобразовательных школах, находящихся в сельских поселениях.
Социальная защита
В сельских поселениях, где проживают до 300 человек, население должно обслуживаться "приходящими" социальными работниками.
Целесообразно рассмотреть вопрос об открытии домов-интернатов малой вместимости с обеспечением их техническими средствами реабилитации и оборудованием в целях создания для пожилых граждан необходимых условий, в том числе оборудованием соответствующих помещений пандусами, противоскользящими покрытиями, поручнями, перилами и другими специальными приспособлениями.
Необходимы организация и внедрение новых форм социального обслуживания населения, проживающего в сельской местности (мобильных (передвижных) центров социального обслуживания, отделений дневного и временного проживания).
Строительный комплекс
Необходимо формирование финансовых, организационных и правовых механизмов приобретения и строительства жилья в сельских поселениях, включая механизмы ипотечного кредитования.
Создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных финансовых средств в жилищное строительство в сельской местности.
Повышение уровня газификации сетевым газом сельских поселений в Московской области.
Внедрение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей.
Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности.
Коммунальное хозяйство
Обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Предполагается осуществление комплекса мероприятий, необходимых для:
- постепенного перевода сельских поселений на централизованное водоснабжение и централизованный сброс сточных вод;
- улучшения качества питьевой воды и обеспечения ее бесперебойного поступления;
- развития электрических сетей в сельской местности;
- строительства и реконструкции систем водоснабжения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 10 ноября 2003 г. N 645/40 "О Концепции социального развития села в Московской области до 2010 года"
Текст постановления опубликован в "Информационном вестнике Правительства Московской области", декабрь 2003 г., N 12