Решение Московского областного Совета народных депутатов
от 1 ноября 1991 г. N 12/6
"О приватизации жилищного фонда в Московской области"
Решением Малого Совета Мособлсовета от 17 февраля 1993 г. N 6/34 настоящее решение признано утратившим силу
Рассмотрев проект Положения о приватизации жилищного фонда в Московской области, Московский областной Совет народных депутатов решил:
1. Утвердить "Положение о приватизации жилищного фонда в Московской области" (Прилагается).
2. Установить размер бесплатно передаваемой в собственность граждан общей площади 18 кв. метров на человека и дополнительно 12 кв. метров на семью.
Местные Советы народных депутатов вправе увеличить размер бесплатно передаваемых в собственность граждан жилых помещений с учетом потребительских качеств жилищного фонда, состава семьи, ее материального положения, совокупного трудового стажа, получения квартиры в связи со сносом дома без компенсации и других обстоятельств (ст. 13 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР"), принимать решения о бесплатной передаче всего занимаемого жилья, находящегося в муниципальной собственности, а также в собственности предприятий и организаций, инвалидам и ветеранам войны, инвалидам труда и детства I и II групп, семьям погибших при исполнении государственных обязанностей и другим категориям граждан.
Средства от приватизации жилья поступают на счета соответствующих Советов народных депутатов, предприятий, учреждений, организаций, за которыми закреплен жилищный фонд, и используются на дальнейшее расширение жилищного строительства и капитальный ремонт жилищного фонда на местах.
3. Главе администрации Московской области, местным Советам народных депутатов, предприятиям, организациям и учреждениям:
3.1. Обеспечить население оперативной и доступной информацией о порядке и условиях приобретения жилья в собственность.
3.2. Организовать работу по передаче и продаже гражданам в собственность занимаемой ими жилой площади в соответствии с Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и Положением о приватизации жилищного фонда в Московской области.
4. Главе администрации Московской области:
4.1. Обеспечить местные Советы народных депутатов нормативными и методическими документами, регулирующими порядок приватизации жилищного фонда в Московской области.
Срок: 15 ноября 1991 года.
4.2. Разработать и утвердить прейскурант на оказываемые населению услуги по оформлению документов по приватизации жилищного фонда в Московской области.
Срок: 15 ноября 1991 года.
4.3. Внести изменения в "Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области" в соответствии с Законами РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР".
Срок: 01.01.1992 года.
5. Считать необходимым Мособлсовету выступить учредителем Московской областной государственной биржи (МОБЖ) жилья и недвижимости.
Постоянным комиссиям: планово-бюджетной и по жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи внести предложение о размере взноса Мособлсовета в уставной фонд МОБЖ и подготовить необходимые для образования МОБЖ уставные документы.
6. Рекомендовать:
6.1. Местным Советам народных депутатов, предприятиям и учреждениям, имеющим на балансе свой жилищный фонд, создать специальные хозрасчетные службы по оказанию гражданам услуг в приватизации занимаемых ими жилых помещений.
6.2. Общественным объединениям, организациям осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищного фонда.
6.3. Местным Советам народных депутатов, предприятиям, учреждениям в период перехода к рыночным отношениям выделять часть вновь вводимой жилой площади для свободной продажи, включая аукционную, гражданам РСФСР, имеющим право на проживание в Московской области, если иное не предусмотрено в межреспубликанских договорах.
7. Просить Верховный Совет РСФСР разрешить гражданам РСФСР при приватизации жилищного фонда использовать именные приватизационные счета.
8. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя председателя Мособлсовета А.А. Полякова и постоянную комиссию Мособлсовета по жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи.
Председатель Московского
областного Совета народных депутатов |
А.В. Долголаптев |
Утверждено
решением Мособлсовета
от 01.11.91 N 12/6
Положение
о приватизации жилищного фонда в Московской области
1. Общие положения
2. Основные принципы и условия приватизации жилищного фонда
3. Обслуживание и ремонт приватизированного жилья
1. Общие положения
Настоящее Положение устанавливает основные правила передачи и продажи в собственность граждан жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда, обслуживания и ремонта приватизированного жилья.
1.1. Приватизация государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется путем передачи или продажи в собственность граждан на добровольной основе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи в долевую или совместную собственность занимаемых ими жилых помещений по договору найма или аренды.
1.2. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются этими помещениями по своему усмотрению: вправе продавать, завещать, дарить, сдавать в аренду, совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству и не ущемляющие права и интересы других лиц.
1.3. Право собственности на жилой дом, в котором приватизированы все жилые и нежилые помещения, переходит к их владельцам. Дома с частично либо полностью приватизированными жилыми помещениями, с имеющимися в них нежилыми неприватизированными помещениями, находятся в общей долевой государственной (муниципальной) и частной собственности.
Собственники приватизированных жилых и нежилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования соразмерно занимаемой ими площади в этом доме.
1.4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, дома, подлежащие сносу, не отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, в общежитиях, коммунальных квартирах, домах-памятниках культуры и истории, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения вправе, с учетом мнения коллективов, принимать решения о передаче в собственность граждан занимаемых ими служебных жилых помещений и коммунальных квартир.
Перечень всех домов, которые не могут быть приватизированы, утверждается местными Советами народных депутатов по предложениям их исполнительных органов, предприятий и учреждений, находящихся на территории Советов.
1.5. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта и реконструкции в соответствии с нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда, осуществляется, как правило, после проведения наймодателем капитального ремонта или реконструкции. При согласии граждан за непроизведенный ремонт наймодателем может выплачиваться соответствующая компенсация в сумме действующих на момент приватизации расценок на ремонтные работы.
С этой целью собственнику должен быть открыт целевой счет, используемый для капитального ремонта этого дома.
2. Основные принципы и условия приватизации жилищного фонда
2.1. Основными принципами приватизации государственного и муниципального жилищного фонда являются:
- добровольность приобретения гражданами жилой площади в собственность;
- бесплатная передача гражданам занимаемых ими жилых помещений в соответствии с установленным размером с учетом потребительских качеств жилищного фонда. При этом каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения только один раз.
2.2. В период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями. Для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма.
Приобретение вновь полученного жилого помещения в собственность осуществляется по желанию граждан после получения ордера на его заселение.
2.3. Передача и продажа в собственность граждан жилых помещений осуществляется:
- соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом;
- предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения;
- учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
2.4. Для организации процесса приватизации жилья могут создаваться специальные жилищные агентства (бюро) или службы, действующие на хозрасчетной основе, учреждаемые местными Советами народных депутатов, предприятиями и учреждениями.
2.5. Передача и продажа жилого помещения в собственность граждан оформляется соответствующим договором, заключаемым Советом народных депутатов, предприятием, учреждением с гражданином, приобретающим жилое помещение в собственность, в порядке и на условиях, установленных нормами Гражданского кодекса РСФСР (в нотариальном порядке).
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
2.6. При оформлении передачи жилого помещения в собственность в договор вносятся сведения о членах семьи, приватизирующих жилую площадь.
Остальные члены семьи, не участвующие в приватизации, могут осуществлять свое право на приобретение жилой площади при вселении в другое жилье.
2.7. Размер бесплатно передаваемых в собственность граждан жилых помещений устанавливается 18 кв. метров на человека и дополнительно 12 кв. метров на семью с учетом потребительских качеств жилья.
При переезде в другое жилое помещение и заселение его по договору найма граждане имеют право на приватизацию этого жилья на следующих условиях:
- если ранее приватизированные ими квартиры переданы безвозмездно местным Советам, то гражданам бесплатно передается площадь по нормативу и со средним уровнем потребительских качеств в данном населенном пункте;
- в иных случаях отчуждения ранее приватизированной квартиры, оцененной ниже стоимостного эквивалента, гражданам бесплатно передается площадь стоимостью в размере этой разницы. Аналогично решаются вопросы в отношения выехавших членов семьи собственника приватизированной квартиры.
Факт приобретения в собственность жилья по прежнему месту жительства в размере менее бесплатно передаваемого норматива должен быть подтвержден Актом оценки стоимости приватизированного жилого помещения.
Местные Советы народных депутатом вправе:
- увеличивать размер бесплатно передаваемой площади с учетом потребительских качеств жилой площади, состава семьи, ее материального положения, совокупного трудового стажа, получения гражданам квартиры в связи со сносом его дома без компенсации и других обстоятельств;
- принимать решения о бесплатной передаче всего занимаемого жилья семьям инвалидов и ветеранов войны, инвалидов труда и детства I и II групп, семьям погибших при исполнении государственных обязанностей и другим категориям граждан.
2.8. Установленный размер бесплатно передаваемого в собственность жилого помещения оценивается через стоимостный эквивалент, определяемый исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади в действующих ценах в домах со средним для данного населенного пункта уровнем потребительских качеств: уровнем благоустройства, средним уровнем износа жилищного фонда и др.
2.9. Общая стоимость квартиры и величина стоимостного эквивалента бесплатно передаваемой площади в собственность граждан рекомендуется определять по "Методике оценки стоимости жилья, передаваемого в собственность граждан", разработанной Госкомитетом РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству (прилагается) <*>, независимыми комиссиями, создаваемыми при местных Советах народных депутатов, с обязательным участием народных депутатов, представителей профсоюзных организаций, трудовых коллективов, финансовых органов и банков, а также с участкам граждан, приобретающих жилые помещения.
При необходимости в комиссии включаются работники органов технической инвентаризации, проектных организаций и другие специалисты. По результатам работы составляется Акт оценки стоимости приватизированного жилого помещения.
Коэффициент потребительских качеств микрорайонов населенного пункта устанавливается независимыми комиссиями местных Советах народных депутатов.
2.10. При приватизации жилья, превышающего бесплатно передаваемый размер и уровень потребительских качеств, граждане оплачивают разницу между общей стоимостью квартиры и стоимостным эквивалентом бесплатно передаваемой жилой площади.
2.11. Приватизация жилых помещений может осуществляться с использованием именных приватизационных счетов граждан долгосрочных кредитов, предоставляемых на условиях, определяемых Советом Министров РСФСР и Центральным банком, а также в рассрочку в порядке, устанавливаемом местными Советами народных депутатов, организациями и предприятиями.
Задолженность по платежам в счет покрытия стоимости приобретенных в собственность жилых помещений взыскивается в порядке, установленном законодательством.
2.12. По решению Советов народных депутатов, предприятий, учреждений незаселенные жилые дома, подлежащие капитальному ремонту и реконструкции, могут быть проданы гражданам, организованным товариществам или иным объединениям.
После проведения капитального ремонта и реконструкции граждане, товарищества могут сдавать квартиры в этих домах в наем, аренду, продавать их без изменения целевого назначения жилой площади.
2.13. Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения в период перехода к рыночным отношениям могут выделять часть вновь вводимой жилой площади для свободной продажи, включая аукционную, гражданам РСФСР, имеющим право на проживание в Московской области, если иное не предусмотрено в межреспубликанских договорах.
2.14. В случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилья они вправе обратиться в народный суд, в том числе и при отсутствии решения вопроса о приватизации в 2х месячный срок со дня подачи документов.
3. Обслуживание и ремонт приватизированного жилья
3.1. Обслуживание и ремонт приватизированного жилья должны осуществляться с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного фонда, и включает в себя следующий комплекс работ по содержанию жилых домов:
- техническое обслуживание элементов дома и жилых помещений;
- текущий ремонт дома и жилых помещений;
- капитальный ремонт дома и жилых помещений;
- санитарное обслуживание вспомогательных помещений дома;
- санитарное обслуживание придомовой территории и др.
Объем этих работ, их периодичность, критерии оценки качества определяются действующими нормативами.
Весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту приватизированных домов и жилых помещений осуществляется за счет средств собственников.
3.2. Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда.
Собственники жилых и нежилых помещений в полностью приватизированном доме вправе самостоятельно определять организацию для обслуживания этого дома, включая государственные организации, частные фирмы, кооперативы и иные субъекты хозяйствования.
3.3. Обслуживание и ремонт квартир, находящихся в собственности граждан в частично приватизированных домах, осуществляются теми же жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, которые обслуживали эти дома до начала приватизации.
3.4. Собственники жилых и нежилых помещений, расположенных в домах государственного и муниципального жилищного фонда, обязаны участвовать в общих расходах по обслуживанию и ремонту строения, его инженерного оборудования и придомовой территории пропорционально доле занимаемой площади в этом доме, что должно быть предусмотрено договором передачи квартир в собственность.
3.5. В переходный период создания рынка жилья для собственников приватизированных домов (жилых помещений), участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома, сохраняются те же условия, что и нанимателям жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Оплата коммунальных услуг производится собственниками жилых помещений также, как и нанимателями жилых помещений.
3.6. Взаимоотношения между собственниками жилых помещений и организациями, осуществляющими работы по, содержанию и ремонту жилищного фонда (государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными предприятиями, кооперативами, арендными коллективами, частными фирмами и иными субъектами хозяйствования), основываются на договорных отношениях.
3.7. Собственники жилых и нежилых помещений в полностью либо частично приватизированных домах для представления своих интересов могут образовывать товарищества и иные объединения.
Жилищное товарищество создается и действует в соответствии с действующим законодательством на основании Устава.
3.8. Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного жилищного фонда осуществляют местные Советы народных депутатов и органы местного самоуправления.
Нарушение правил эксплуатации приватизированных жилых помещений, инженерного оборудования, коммуникаций и придомовой территории влечет ответственность в законодательном порядке.
---------------------------------------------
<*> Не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного Совета народных депутатов от 1 ноября 1991 г. N 12/6 "О приватизации жилищного фонда в Московской области"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Малого Совета Мособлсовета от 17 февраля 1993 г. N 6/34 настоящее решение признано утратившим силу