Московская областная Дума решила:
Принять за основу проект закона Московской области "О государственных и муниципальных финансовых фондах Московской области" (приложение).
И.о. Председателя Московской
областной Думы |
В.Е. Аксаков |
Приложение
к решению Московской
областной Думы
от 17 июня 1998 г. N 11/21
Проект
Закон
о государственных и муниципальных
финансовых фондах Московской области
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 3)
Глава 2. Образование, формирование и управление (ст.ст. 4 - 10)
фондами
Глава 3. Контроль, отчетность и ответственность (ст.ст. 11 - 14)
Глава 4. Заключительные и переходные положения (ст. 15)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе образования представительным органом государственной власти Московской области (представительным органом местного самоуправления), формирования, использования и ликвидации государственных и муниципальных финансовых фондов (далее - фонды).
Настоящий Закон применяется по отношению ко всем фондам, если иное не установлено действующим законодательством.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1) фонд - часть финансовых ресурсов Московской области, определяемая нормативным правовым актом Московской области (нормативным правовым актом местного самоуправления) с закреплением самостоятельных источников поступлений и целей расходования, а также установлением принципов формирования, управления и контроля за средствами фонда;
2) бюджет фонда - принятая представительным органом государственной власти Московской области (представительным органом местного самоуправления) совокупность статей доходов и расходов финансового фонда с указанием сумм доходов и расходов по соответствующим статьям в предстоящем финансовом году;
3) средства фонда - областные, муниципальные, иные финансовые средства и имущество, закрепленные за уполномоченным органом на праве оперативного управления;
4) областные (местные) финансовые ресурсы - средства областного (местного) бюджета, областных (местных) внебюджетных и валютных фондов, иные финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение органов государственной власти Московской области (местного самоуправления) в соответствии с действующим законодательством, а также финансовые ресурсы организаций, находящихся в областной собственности (муниципальной собственности);
5) уполномоченный орган по управлению средствами фонда (далее - уполномоченный орган) - центральный орган исполнительной государственной власти Московской области (орган местного самоуправления), осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность со средствами фонда, или государственное учреждение Московской области (муниципальное учреждение), наделяемое полномочиями по осуществлению функций управления средствами финансового фонда;
6) кассовое исполнение бюджета фонда - деятельность уполномоченного органа по управлению средствами соответствующего фонда в Уполномоченных банках Московской области;
7) реестр фондов - перечень фондов, содержащий информацию о фондах, установленную настоящим Законом;
8) самостоятельные источники поступлений - источники финансовых поступлений, в том числе и бюджетные средства, установленные законодательством Российской Федерации и Московской области (решениями органов местного самоуправления) для зачисления в фонды;
9) секвестр бюджета фонда - пропорциональное сокращение сумм по статьям расходной части бюджета фонда, за исключением защищенных статей.
Статья 2. Правовой статус фондов
1. Фонды образовываются представительным органом государственной власти Московской области (представительным органом местного самоуправления).
2. Московская областная Дума (представительный орган местного самоуправления) принимает закон Московской области (нормативный правовой акт местного самоуправления) об образовании и принципах осуществления деятельности каждого фонда (далее - нормативный правовой акт о фонде) в соответствии с требованиями, установленными в настоящем Законе.
3. В зависимости от формы собственности фонды подразделяются на:
а) государственные;
б) муниципальные.
В зависимости от формы бюджетных отношений фонды могут быть целевые бюджетные (консолидированные) и внебюджетные.
4. Целевые бюджетные фонды создаются в рамках бюджета с момента образования или с момента принятия решения о консолидации внебюджетного фонда в состав бюджета.
Обязательной консолидации в соответствующих бюджетах с сохранением целевой направленности подлежат средства внебюджетных фондов, образованных за счет самостоятельных источников поступлений, обладающих свойствами обязательности, устойчивости и регулярности, если иное не установлено действующим законодательством.
5. Фонды подлежат обязательному учету.
Деятельность государственных фондов без учета не допускается.
Учет муниципальных фондов носит заявительный характер.
6. Средствами фондов управляют уполномоченные органы.
В качестве уполномоченного органа может выступать:
а) центральный орган исполнительной государственной власти Московской области (орган местного самоуправления);
б) государственное учреждение Московской области (муниципальное учреждение).
Форма организационной обособленности фонда устанавливается в нормативном правовом акте о фонде.
Уполномоченные органы наделяются полномочиями по выполнению отдельных государственных функций (вопросов местного значения).
Средства фонда закрепляются за уполномоченным органом на праве оперативного управления посредством договора. Основные условия договора о закреплении средств фонда за уполномоченным органом устанавливаются представительным органом государственной власти Московской области (представительным органом местного самоуправления) в нормативном правовом акте о фонде.
7. Добровольные пожертвования направляются в фонды в соответствии и на условиях жертвователя.
8. Средства фондов должны быть застрахованы.
Статья 3. Учет фондов
1. Государственные фонды проходят учет в Регистрационной палате Московской области, муниципальные фонды - в филиалах (представительствах) Регистрационной палаты по месту нахождения представительного органа местного самоуправления, принявшего решение об образовании фонда, в соответствии с Порядком, утверждаемым Губернатором Московской области (далее - Реестродержатель).
2. Реестр фондов представляет собой единый сводный перечень, содержащий сведения о фондах и состоящий из двух разделов:
- государственные фонды;
- муниципальные фонды.
Реестр фондов открыт для всеобщего ознакомления.
3. Реестродержатель выполняет следующие функции:
а) ведет Реестр фондов в соответствии с Положением о ведении Реестра фондов;
б) выступает администратором данных по информационному обеспечению (обновление, актуализация, достоверность, сохранность, право доступа);
в) обеспечивает взаимодействие с информационными центрами.
4. Для прохождения учета фонда уполномоченный орган представляет в Регистрационную палату Московской области:
- заявление;
- законодательные или иные нормативные правовые акты о фонде.
Изменения и дополнения вносятся в Реестр в соответствии с нормами Положения о ведении Реестра фондов.
Учет фонда подтверждается свидетельством специальной формы за подписью руководителя Регистрационной палаты Московской области (ее филиала) или уполномоченного ими лица.
Использование средств фонда разрешается с момента учета фонда (внесения в Реестр фондов).
Глава 2. Образование, формирование и управление фондами
Статья 4. Документация, необходимая для организации деятельности фонда
Деятельность фондов регламентируется следующими документами:
а) нормативным правовым актом о фонде;
б) законом Московской области (нормативным правовым актом органа местного самоуправления) о бюджете фонда;
в) учредительными документами государственного учреждения Московской области (муниципального учреждения) или Положением о центральном органе исполнительной государственной власти Московской области (органе местного самоуправления). В учредительных документах устанавливается как вид деятельности управление средствами фонда. В Положении о центральном органе исполнительной государственной власти Московской области (органе местного самоуправления) такой орган наделяется полномочиями по управлению средствами фонда;
г) договором о закреплении за уполномоченным органом средств фонда;
д) свидетельством об учете фонда.
Статья 5. Требования к содержанию нормативного правового акта о фонде
Нормативный правовой акт о фонде определяет:
- цели образования фонда;
- основные характеристики фонда;
- самостоятельные источники поступлений фонда;
- направления использования средств фонда;
- принципы формирования бюджета фонда;
- порядок управления средствами фонда;
- порядок и сроки представления отчетности фонда;
- порядок контроля за деятельностью фонда;
- порядок ликвидации фонда;
- иные нормы в соответствии с настоящим Законом.
Статья 6. Источники формирования средств фонда
1. В качестве источников формирования средств фонда могут выступать:
а) обязательные платежи, подлежащие зачислению в фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области (нормативными правовыми актами местного самоуправления);
б) средства бюджетов, подлежащие зачислению в целевые бюджетные фонды;
в) ассигнования из бюджетов, подлежащие в соответствии с областным бюджетом (местными бюджетами) зачислению в фонды;
г) субвенции и дотации из вышестоящих бюджетов и внебюджетных фондов;
д) добровольные пожертвования;
е) иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Московской области, решениями органов местного самоуправления.
2. В нормативном правовом акте о фонде указываются конкретные источники формирования средств фонда, отнесенные к иным источникам.
3. Налоги и другие платежи, предназначенные в соответствии с бюджетным законодательством для зачисления в бюджеты, не подлежат зачислению во внебюджетные фонды.
Статья 7. Принципы формирования бюджета фонда
1. Бюджет фонда составляется по принципу сбалансированности и не может быть дефицитным.
2. Бюджеты фондов принимаются отдельными законами Московской области (нормативными правовыми актами местного самоуправления) по каждому фонду.
3. Структура доходных и расходных статей бюджета фонда должна соответствовать действующей бюджетной классификации. В случае недостаточности детализации бюджетной классификации Администрация Московской области (администрация местного самоуправления) разрабатывает проект закона Московской области (нормативного правового акта местного самоуправления), предусматривающий введение необходимой детализации бюджетной классификации.
Общая сумма доходов и расходов целевого бюджетного фонда отражается в областном бюджете (местных бюджетах) отдельной строкой.
4. Губернатор Московской области (глава местного самоуправления) вносит на рассмотрение Московской областной Думы (представительного органа местного самоуправления) проект бюджета фонда на предстоящий финансовый год до внесения на рассмотрение проекта областного (местного) бюджета.
5. Московская областная Дума (представительный орган местного самоуправления) при утверждении бюджета фонда может предоставить одной или нескольким расходным статьям статус защищенных.
6. Отдельной статьей в расходной части бюджета фонда указываются средства на проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности по итогам финансово-хозяйственной деятельности фонда.
Статья 8. Принципы исполнения бюджета фонда
1. Средства фондов изъятию не подлежат и расходуются в строгом соответствии с целевым назначением.
2. Целевой бюджетный фонд исполняется по отдельной смете вне зависимости от степени исполнения соответствующего бюджета в целом.
Для целевого бюджетного фонда в нормативном правовом акте о фонде устанавливается схема движения финансовых средств фонда, обеспечивающая их целевое использование.
3. В случаях, когда при исполнении бюджета фонда происходит значительное снижение поступлений от доходных источников, Московская областная Дума (представительный орган местного самоуправления) по представлению Губернатора Московской области (главы муниципального образования) принимает решение о введении установленного законом (нормативным правовым актом органа местного самоуправления) механизма секвестра расходов фонда.
Статья 9. Принципы управления средствами фонда
1. Договоры о закреплении средств фондов заключаются между финансовым органом Московской области (местного самоуправления), Комитетом по управлению имуществом Московской области (местного самоуправления), с одной стороны, и уполномоченными органами, с другой стороны.
2. В структуре уполномоченного органа для управления средствами фонда может создаваться специальный коллегиальный орган (Правление, Наблюдательный совет и т.п.).
Основные функции коллегиального органа:
а) анализ выполнения установленных целей образования фонда;
б) разработка предложений по повышению эффективности использования средств фонда;
в) анализ эффективности использования самостоятельных источников поступлений, разработка предложений по дополнительным источникам поступлений;
г) рассмотрение и одобрение проекта бюджета фонда;
д) рассмотрение и согласование ежегодных докладов и годовых отчетов об использовании средств текущего бюджета (свода доходов и расходов) фонда;
е) опубликование годового отчета об использовании средств фонда в средствах массовой информации.
В нормативном правовом акте о фонде на коллегиальный орган могут быть возложены и иные функции по управлению средствами фонда.
В состав коллегиального органа могут входить представители представительных и исполнительных органов государственной власти Московской области (местного самоуправления), заинтересованных организаций и физических лиц.
3. Персональный состав коллегиального органа государственного фонда утверждается Губернатором Московской области после его согласования Московской областной Думой.
4. Структура уполномоченных органов по управлению средствами муниципальных фондов и требования к этим органам устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
5. Финансовые средства фондов размещаются исключительно на специальных счетах, открываемых в уполномоченных банках Московской области.
Уполномоченный орган передает Реестродержателю реквизиты кассового исполнения соответствующего фонда. Реестродержатель на основании данных уполномоченных органов и сведений обслуживающих их банков проводит ежеквартальную инвентаризацию реквизитов кассового исполнения фондов.
6. Расходование средств внебюджетных фондов в бухгалтерской отчетности отражается как расходование средств целевого финансирования.
Статья 10. Порядок реорганизации или ликвидации фонда
1. Ликвидация или реорганизация фонда может осуществляться на основании закона Московской области (нормативного правового акта местного самоуправления).
Закон Московской области (нормативный правовой акт местного самоуправления) о ликвидации или реорганизации фонда принимается в следующих случаях:
а) истечение срока, на который создавался фонд, в соответствии с нормативным правовым актом о фонде;
б) по итогам рассмотрения отчета об исполнении бюджета фонда;
в) по обоснованному предложению Губернатора Московской области (главы муниципального образования), подтверждающему неэффективность работы фонда;
г) по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
2. На основании закона Московской области (нормативного правового акта местного самоуправления) о ликвидации или реорганизации фонда Реестродержатель вносит соответствующие изменения в Реестр фондов.
3. В случае ликвидации фонда, управление средствами которого осуществляют специально созданный для этого уполномоченный орган, такой орган подлежит ликвидации в установленном законодательством порядке.
В случае ликвидации фонда, уполномоченный орган которого помимо управления средствами фонда осуществляет иные полномочия, оформляется закрытие всех счетов фонда.
4. Финансовые средства и имущество, остающиеся после ликвидации фонда, подлежат перечислению в соответствующий бюджет, передаче на баланс органа по управлению имуществом.
Глава 3. Контроль, отчетность и ответственность
Статья 11. Контроль за использованием средств фондов
1. Контроль за целевым использованием средств фонда осуществляет представительный орган государственной власти Московской области (представительный орган местного самоуправления), а также центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (исполнительные органы местного самоуправления) в соответствии с их компетенцией.
2. Губернатор Московской области (глава местного самоуправления) направляет в Московскую областную Думу (представительный орган местного самоуправления) годовой отчет об исполнении бюджета фонда на утверждение в срок не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.
3. По итогам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета фонда Московская областная Дума (представительный орган местного самоуправления) принимает решение о его утверждении или неутверждении.
Решение о неутверждении отчета об исполнении бюджета фонда принимается в случае:
а) установления фактов нецелевого использования средств фонда;
б) отсутствия поступлений (расходования) средств фонда в течение 12 месяцев подряд;
в) неисполнения норм настоящего Закона, в том числе и несвоевременного представления отчетов об исполнении бюджета фонда;
г) в иных случаях.
4. В случае неутверждения отчета об исполнении бюджета фонда Московская областная Дума (представительный орган местного самоуправления) вправе принять:
а) решение о соответствии занимаемой должности лица, являющегося руководителем уполномоченного органа (коллегиального органа);
б) закон Московской области (нормативный правовой акт местного самоуправления) о ликвидации или реорганизации фонда.
5. Уполномоченные органы представляют органам государственной власти Московской области (органам местного самоуправления) в 2-недельный срок любую требуемую информацию, связанную с формированием и использованием средств фондов.
6. Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета фонда в Московскую областную Думу (представительный орган местного самоуправления) направляется заключение об аудиторской проверке годовой бухгалтерской отчетности фонда по итогам финансово-хозяйственной деятельности.
По решению Московской областной Думы (представительного органа местного самоуправления) аудиторское заключение вместе с отчетом об исполнении бюджета фонда может быть направлено в другую аудиторскую фирму для повторного аудита.
7. Для контроля за использованием средств фондов могут создаваться ревизионные комиссии. Состав, функции и порядок работы ревизионных комиссий определяются нормативным правовым актом о соответствующем фонде.
Статья 12. Отчетность о формировании и использовании средств фондов
1. Уполномоченные органы составляют отчетность о формировании и использовании средств фондов по установленным формам.
Форма отчетности финансового фонда соответствует форме бюджета фонда и утверждается финансовым органом Московской области (местного самоуправления).
2. Уполномоченные органы представляют ежеквартальную отчетность по установленным формам в Московскую областную Думу (представительный орган местного самоуправления).
Статья 13. Ответственность должностных лиц уполномоченных органов
1. Ответственность за формирование и целевое использование средств фонда, а также за надлежащее исполнение норм настоящего Закона, возлагается на руководителя уполномоченного органа.
2. В случае 2-кратного неутверждения отчета об исполнении бюджета фонда по итогам финансового года соответствующий исполнительный орган власти (орган местного самоуправления) принимает решение о замене руководителя уполномоченного органа.
Статья 14. Гарантии гласности при принятии решений по вопросам, связанным с фондами
В случае принятия решения о неутверждении отчетов об использовании средств фондов или о ликвидации фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы сведения о причинах принятия такого решения.
Глава 4. Заключительные и переходные положения
Статья 15. О приведении нормативных правовых актов Московской области (местного самоуправления) в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты Московской области (местного самоуправления) приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
Нормативные правовые акты Московской области (местного самоуправления) до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московской областной Думы от 17 июня 1998 г. N 11/21 "О проекте закона Московской области "О государственных и муниципальных финансовых фондах Московской области"
Текст решения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Московской областной Думы от 15 июля 1998 г. N 31/25