Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 24. Регистрация кандидатов
1. Регистрация кандидата при наличии составленного в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона заявления кандидата о его согласии баллотироваться на должность Губернатора Московской области и сведений, представленных в соответствии с пунктом 3 статьи 20 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей или внесенного избирательного залога, или решения политической партии, избирательного блока, указанных в пункте 19 настоящей статьи, осуществляется Избирательной комиссией Московской области.
2. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
3. Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, представляются в Избирательную комиссию Московской области не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени.
Подписные листы представляются в Избирательную комиссию Московской области в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов Избирательная комиссия Московской области заверяет каждый подписной лист печатью Избирательной комиссии Московской области и выдает кандидатам подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
4. Избирательная комиссия Московской области для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Избирательной комиссии Московской области, работников аппарата Избирательной комиссии Московской области, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах.
5. Избирательная комиссия Московской области проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке Избирательной комиссией Московской области подлежит 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации количества подписей. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура случайной выборки определяется Избирательной комиссией Московской области. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов вправе присутствовать кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата. Жеребьевка проводится непосредственно после выдачи подтверждения в письменной форме приема подписных листов. О времени проведения жеребьевки и проверки подписных листов Избирательная комиссия Московской области обязана сообщить указанным лицам. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
6. По результатам проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
7. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, до представления подписных листов в Избирательную комиссию Московской области, если исключение (вычеркивание) специально оговорено указанными лицами в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей избирателей до представления подписных листов в Избирательную комиссию Московской области.
8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
10. Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
11. Недействительными считаются:
а) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем получения Избирательной комиссией Московской области уведомления о выдвижении кандидата;
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, место жительства которых расположено за пределами территории Московской области;
в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
г) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
д) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, дата внесения которых проставлены избирателями не собственноручно;
ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, или уполномоченного им лица, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения или уполномоченным им лицом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, названными уполномоченными представителями, кандидатом или его уполномоченным лицом;
и) подписи избирателей, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказание благотворительной помощи;
к) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
л) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложениями 3 и 4 к настоящему Закону.
12. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "з" и "л" пункта 11 настоящей статьи.
13. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 9-11 настоящей статьи. Не могут служить основаниями для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателях сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
14. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом Избирательной комиссии Московской области с правом решающего голоса и представляется в Избирательную комиссию Московской области для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и недействительными.
15. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей Избирательная комиссия Московской области отказывает в регистрации кандидата.
16. О результатах соответствующей проверки кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению Избирательной комиссии Московской области. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается. Копия протокола передается кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата не менее чем за двое суток до дня заседания Избирательной комиссии Московской области, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
17. По решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата не проводится, а регистрация кандидата осуществляется Избирательной комиссией Московской области на основании внесенного в избирательную комиссию в соответствии со статьей 48 настоящего Закона этим кандидатом избирательного залога.
18. Факт сбора, представления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
Пункт 19 статьи 24 настоящего Закона вступает в силу после проведения первых, после вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
19. Регистрация кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое политической партией, избирательным блоком в установленном федеральным законом порядке.
20. Избирательная комиссия Московской области в течение семи дней после принятия необходимых документов для регистрации кандидата и не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям законодательства и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
21. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении Избирательной комиссии Московской области отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком.
22. Зарегистрированным кандидатам выдаются удостоверения о регистрации с указанием даты и времени регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются для опубликования в средства массовой информации.
23. В случае отказа в регистрации кандидата Избирательная комиссия Московской области обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидатам либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшим кандидата, копию решения Избирательной комиссии Московской области с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; выдвинутых иными общественными объединениями - требований пункта 2 статьи 22 настоящего Закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом для регистрации кандидата;
г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, или превышение установленной настоящим Законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата не внесен избирательный залог либо не представлено решение политической партии, избирательного блока в соответствии с пунктом 19 настоящей статьи);
е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда;
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока требований, установленных пунктом 1 статьи 41 настоящего Закона;
л) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения.
24. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата по решению Избирательной комиссии Московской области, установленный пунктом 23 настоящей статьи, является исчерпывающим.
25. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.