Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Московской области
от 31 декабря 2004 г. N 218/2004-ОЗ
Областная целевая программа
"Предупреждение и борьба с заболеваниями
социального характера в Московской области на период 2005-2007 годов"
8 ноября 2005 г., 12 января, 14 июля, 15 декабря 2006 г., 19 июля 2007 г.
Законом Московской области от 19 июля 2007 г. N 122/2007-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Паспорт областной целевой программы "Предупреждение и борьба
с заболеваниями социального характера в Московской области
на период 2005-2007 годов"
Наименование Областная целевая программа "Предупреждение и
Программы борьба с заболеваниями социального характера в
Московской области на период 2005-2007 годов"
(далее - Программа)
Основания для Постановление Правительства Российской Федерации
разработки от 13.11.2001 N 790 "О федеральной целевой
Программы программе "Предупреждение и борьба с
заболеваниями социального характера (2002-2006
годы)";
Закон Московской области N 11/96-ОЗ
"О Концепции, прогнозах и государственных
программах социально-экономического развития
Московской области";
постановление Правительства Московской области
от 26.03.2001 N 87/6 "О порядке разработки
областных целевых программ и контроля за их
реализацией";
постановление Правительства Московской области
от 31.12.2002 N 638/50 "О разработке проектов
областных целевых программ и программ
Правительства Московской области"
Государственный Министерство здравоохранения Московской области
заказчик
Программы
Разработчик Министерство здравоохранения Московской области
Программы
Исполнители Министерство здравоохранения Московской области;
Программы Министерство строительного комплекса Московской
области;
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Московской области;
органы местного самоуправления муниципальных
образований Московской области (по
согласованию);
организации, определяемые государственным
заказчиком Программы в соответствии с
законодательством Российской Федерации и
Московской области на условиях конкурса
Цель Программы Стабилизация эпидемиологической ситуации,
снижение уровня инвалидности и смертности
населения от заболеваний социального характера и
их осложнений на основе комплексного решения
проблем профилактики, диагностики, лечения и
реабилитации больных с заболеваниями социального
характера и укрепления материально-технической
базы учреждений здравоохранения
Сроки реализации 2005-2007 годы
Программы
Объемы и Общий объем средств по Программе составляет
источники 4197073,86 тыс. руб.
финансирования Из них:
Программы областной бюджет - 2494302,88 тыс. руб.,
бюджеты муниципальных образований Московской
области - 485770,98 тыс. руб.,
кредиты банков и иных кредитных организаций,
предоставляемые под государственные гарантии
Московской области - 1217000,0 тыс. рублей.
Основные Основные мероприятия Программы представлены в
мероприятия следующих Подпрограммах:
Программы 1. "Сахарный диабет".
2. "Неотложные меры борьбы с туберкулезом
в Московской области".
3. "Вакцинопрофилактика".
4. "О мерах по развитию онкологической помощи
населению Московской области".
5. "О мерах по предупреждению распространения в
Московской области заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
6. "О мерах по предупреждению дальнейшего
распространения заболеваний, передаваемых
половым путем, в Московской области".
7. "Совершенствование службы медицины катастроф
в Московской области".
8. "Профилактика и лечение артериальной
гипертонии в Московской области".
9. "Общая врачебная практика в Московской
области".
10. Оснащение современной медицинской техникой и
оборудованием государственных учреждений
здравоохранения Московской области #
Ожидаемые Стабилизация эпидемиологической ситуации,
социально- снижение уровня инвалидности и смертности
экономические населения от социально значимых заболеваний и их
результаты осложнений на 6-8%. В результате реализации
реализации Программы планируется достижение следующих
Программы показателей (на 10 тыс. населения):
число больничных коек - 88,7;
численность врачей - 31,9;
численность среднего медицинского персонала -
68,4;
число посещений в смену - 258,0
Контроль за Контроль за исполнением Программы осуществляется
исполнением Правительством Московской области и Московской
Программы областной Думой в соответствии с
законодательством Московской области
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В настоящее время в Московской области, как и в Российской Федерации в целом, сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом числа заболеваний социального характера (туберкулез, ВИЧ-инфекция, злокачественные новообразования, сахарный диабет, артериальная гипертония, инфекционные и венерические заболевания).
В 2003 году в Московской области зарегистрировано 3774 впервые выявленных больных туберкулезом. Под наблюдением в противотуберкулезных учреждениях находится 70721 больных различными формами туберкулеза. Смертность от туберкулеза увеличилась до 17,7 случаев на 100 тыс. населения.
Серьезной проблемой, значительно отягощающей общую ситуацию, остается туберкулез в учреждениях уголовно-исполнительной системы, где заболеваемость туберкулезом выше в 8 раз, чем среди населения.
В результате позднего выявления и низкой эффективности лечения растет инвалидизация населения в связи с туберкулезом.
В условиях высокой распространенности туберкулеза среди взрослого населения при наличии большого количества очагов туберкулезной инфекции высока вероятность заражения туберкулезом детей и подростков: в 2003 г. выявлено 127 детей с активными формами туберкулеза.
Число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции среди населения Московской области в 2003 году увеличилось по сравнению с 1995 годом в 140 раз (в 1995 году было зарегистрировано 17 случаев, в 2003 году - 2388). Общее число инфицированных по состоянию на 01.01.2004 составило 20096 человек. В учреждениях уголовно-исполнительной системы по состоянию на 06.05.2002 содержалось 600 ВИЧ-инфицированных, подавляющее большинство которых употребляли наркотики инъекционным способом.
Отмечается увеличение ВИЧ-инфицированных детей. Среди ВИЧ-инфицированных быстро возрастает доля женщин детородного возраста, что увеличивает риск распространения инфекции от матери к ребенку во время беременности и родов. В 2003 году было зарегистрировано 478 ВИЧ-инфицированных беременных. От ВИЧ-инфицированных женщин родилось 326 ребенка.
ВИЧ-инфекция наносит как колоссальный урон здоровью граждан, так и большой экономический ущерб, связанный с дорогостоящим лечением больных, потерей ими трудоспособности, ростом смертности.
За последние 10 лет число ежегодно регистрируемых больных злокачественными опухолями возросло на 12,1%. В 2003 году впервые выявлено более 22 тыс. больных злокачественными новообразованиями, из них 24% были выявлены в запущенной IV стадии заболевания. Наиболее часто выявляются опухоли трахеи, бронхов, легкого, желудка, молочной железы. Тенденцию к росту уровня заболеваемости имеют рак молочной железы, рак толстой кишки, тела матки, предстательной железы, мочевого пузыря.
Высока доля больных, умерших в течение первого года установления диагноза злокачественного новообразования. Общая смертность от новообразований составляет 256,0 случаев на 100 тыс. населения.
Эпидемиологическая ситуация по заболеваниям, передаваемым половым путем, также характеризуется негативными тенденциями. В течение 10 лет (1987-1996 гг.) заболеваемость сифилисом увеличилась в 54,6 раза. К 2003 году произошло ее снижение всего в 2,2 раза, темпы снижения замедляются.
На высоком уровне остается заболеваемость сифилисом среди беременных, продолжают регистрироваться случаи раннего врожденного сифилиса у новорожденных. Прогноз по заболеваемости сифилисом на ближайшие годы остается неблагоприятным.
Заболеваемость другими болезнями, передаваемыми половым путем, также регистрируется на высоком уровне, в том числе урогенитальным хламидиозом, который является одной из ведущих причин развития воспалительных поражений органов малого таза у женщин и мочеполовой сферы у мужчин. Для современной эпидситуации характерно наличие смешанных инфекций у одного пациента, что требует комплексного обследования.
В структуре инфекционных заболеваний весомое место занимают социально значимые инфекции, управляемые средствами вакцинопрофилактики: вирусный гепатит В, эпидемический паротит, коклюш, корь, дифтерия, краснуха. На протяжении нескольких лет заболеваемость дифтерией и коклюшем в Московской области превышает средние показатели по Российской Федерации.
Среди наиболее распространенной патологии неинфекционного характера особое место занимает артериальная гипертония. Это обусловлено тем, что существует устойчивая тенденция роста уровня заболеваемости артериальной гипертонией, которая, в свою очередь, является основным фактором риска развития инфаркта миокарда, инсульта и других тяжелых осложнений, наносящих значительный ущерб обществу в связи с высоким уровнем инвалидности и смертности населения.
В 2003 году в Московской области среди взрослых и подростков зарегистрировано 252,2 тыс. больных артериальной гипертонией. Ежегодно выявляется свыше 20 тыс. новых случаев, за 5 лет заболеваемость возросла в 1,4 раза. Число больных с острым нарушением мозгового кровообращения составило 169681, инфарктом миокарда - 9461.
Болезни системы кровообращения являются причиной смерти 58,8% умерших в Московской области. Растет смертность от артериальной гипертонии и ее осложнений, удельный вес умерших от осложнений артериальной гипертонии в структуре смертности составил 37,6%.
На долю цереброваскулярных заболеваний приходится 34,3%, а гипертонической болезни - 11,3% первичной инвалидности вследствие болезней системы кровообращения. Стабильно высока тяжесть первичной инвалидности от артериальной гипертонии.
Острой медико-социальной проблемой является сахарный диабет, что обусловлено ростом заболеваемости и развитием тяжелых сосудистых осложнений, которые приводят к ранней инвалидизации и снижению продолжительности жизни больных сахарным диабетом.
В Московской области на 01.01.2004 зарегистрировано 124307 больных сахарным диабетом, из них 1399 детей и подростков, в том числе с инсулинозависимым сахарным диабетом, представляющим собой наиболее тяжелую форму заболевания. За последние годы сахарный диабет стал выявляться у детей младшего возраста и характеризуется тяжелым течением и ранним развитием специфических осложнений, сочетанием с инфекционными процессами и поражением других эндокринных желез.
Основной причиной ранней инвалидизации и смертности являются сосудистые осложнения сахарного диабета. Среди больных с сахарным диабетом нефропатия наблюдается чаще в 12-15 раз, слепота - в 10 раз, чем среди населения в целом.
Высокая распространенность социально значимой патологии среди населения снижает качество репродуктивного здоровья женщин, увеличивается число осложнений в период беременности и в родах, не улучшается состояние здоровья новорожденных. Растет общая заболеваемость детского населения, остается высокой детская инвалидность.
На муниципальном уровне большая роль в профилактике и своевременном выявлении многих социально значимых заболеваний отводится врачу общей практики, т.к. именно он владеет наиболее полной информацией о состоянии здоровья каждого члена семьи, распространении социально значимых и наследственных заболеваний в семье, наличии вредных привычек и других факторов риска, об отношении членов семьи к здоровому образу жизни. При этом врач общей практики призван выявлять патологию на ранних стадиях, осуществлять лечебно-оздоровительные мероприятия больным с хроническими заболеваниями, профилактические мероприятия лицам с факторами риска. Внедрение общей врачебной практики в первичную медико-санитарную помощь направлено на повышение ее эффективности.
Наряду с болезнями социального характера к массовому поражению населения могут привести чрезвычайные ситуации. Вероятность их возникновения на территории Московской области весьма высока из-за большого количества химически, биологически и радиационно-опасных предприятий и объектов при высокой плотности проживания населения, а также интенсивного развития авто и железнодорожных магистралей, воздушного и водного транспорта.
Чрезвычайные ситуации сопровождаются самыми различными по характеру, массовости, тяжести и величине механическими и термическими травмами, отравлениями ядовитыми сильнодействующими веществами, комбинированными поражениями. Все это требует комплексного подхода к совершенствованию службы медицины катастроф.
Анализ эпидемиологической ситуации, сложившейся в Московской области, свидетельствует о том, что проблема трансформировалась в медико-социальную и требует комплексного подхода к ее решению, что возможно осуществить только в рамках областной целевой программы.
Программа будет способствовать реализации государственной политики по борьбе с заболеваниями социального характера и их осложнениями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных с целью сохранения и укрепления здоровья населения, снижения уровня заболеваемости, инвалидности и смертности.
Законом Московской области от 12 января 2006 г. N 2/2006-ОЗ в раздел "2. Цель и задачи Программы" настоящей Программы внесены изменения
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является стабилизация эпидемиологической ситуации, снижение уровня инвалидности и смертности населения от заболеваний социального характера и их осложнений на основе комплексного решения проблем профилактики (диспансеризации), диагностики, лечения и реабилитации больных с заболеваниями социального характера и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения.
3. Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на период 2005-2007 годов.
Законом Московской области от 14 июля 2006 г. N 108/2006-ОЗ в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
4. Исполнители Программы
Мероприятия Программы будут осуществляться Министерством здравоохранения Московской области, Министерством строительного комплекса Московской области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (по согласованию). Исполнители мероприятий по закупке медицинского оборудования и лекарственных средств определяются Министерством здравоохранения Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области на условиях конкурса.
Законом Московской области от 19 июля 2007 г. N 122/2007-ОЗ в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
5. Объемы и источники финансирования Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Московской области
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы:
Источники финансирования | Объемы финансирования (тыс. руб.) | |||
Всего | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Всего в Программе | 4197073,86 | 611201,97 | 2213053,77 | 1372818,12 |
Из них: | ||||
Капвложения | 157500,0 | 62500,0 | 62500,0 | 32500,0 |
В том числе: | ||||
Бюджет Московской области | 2494302,88 | 188053,88 | 1167966,0 | 1138283,0 |
Из них: | ||||
Капвложения | 67500,0 | 22500,0 | 22500,0 | 22500,0 |
Бюджеты муниципальных образований Московской области |
485770,98 | 186148,09 | 165087,77 | 134535,12 |
Из них: | ||||
Капвложения | 90000,0 | 40000,0 | 40000,0 | 10000,0 |
Кредиты банков и иных кредитных организаций, предоставляемые под государственные гарантии Московской области |
1217000,0 | 237000,0 | 880000,0 | 100000,0 |
"Сахарный диабет" | ||||
Всего по Подпрограмме | 272261,30 | 90452,70 | 90658,60 | 91150,0 |
В том числе: | ||||
Бюджет Московской области | 165049,0 | 12883,0 | 76083,0 | 76083,0 |
Бюджеты муниципальных образований Московской области |
44012,30 | 14369,70 | 14575,60 | 15067,0 |
Кредиты банков и иных кредитных организаций, предоставляемые под государственные гарантии Московской области |
63200,0 | 63200,0 | ||
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Московской области" | ||||
Всего по Подпрограмме | 490662,0 | 169158,0 | 175771,0 | 145733,0 |
Из них: | ||||
Капвложения | 142500,0 | 57500,0 | 57500,0 | 27500,0 |
В том числе: | ||||
Бюджет Московской области | 233600,0 | 64450,0 | 84700,0 | 84450,0 |
Из них: | ||||
Капвложения | 52500,0 | 17500,0 | 17500,0 | 17500,0 |
Бюджеты муниципальных образований Московской области |
243062,0 | 90708,0 | 91071,0 | 61283,0 |
Из них: | ||||
Капвложения | 90000,0 | 40000,0 | 40000,0 | 10000,0 |
Кредиты банков и иных кредитных организаций, предоставляемые под государственные гарантии Московской области |
14000,0 | 14000,0 | ||
"Вакцинопрофилактика" | ||||
Всего по Подпрограмме | 148729,7 | 49904,6 | 51881,2 | 46943,9 |
В том числе: | ||||
Бюджет Московской области | 57220,0 | 1650,0 | 30270,0 | 25300,0 |
Бюджеты муниципальных образований Московской области |
64709,7 | 21454,6 | 21611,2 | 21643,9 |
Кредиты банков и иных кредитных организаций, предоставляемые под государственные гарантии Московской области |
26800,0 | 26800,0 | ||
"О мерах по предупреждению распространения в Московской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" |
||||
Всего по Подпрограмме | 174858,47 | 63431,58 | 55552,77 | 55874,12 |
В том числе: | ||||
Бюджет Московской области | 97000,0 | 7000,0 | 45000,0 | 45000,0 |
Бюджеты муниципальных образований Московской области |
41858,47 | 20431,58 | 10552,77 | 10874,12 |
Кредиты банков и иных кредитных организаций, предоставляемые под государственные гарантии Московской области |
36000,0 | 36000,0 | ||
"О мерах по развитию онкологической помощи населению Московской области" | ||||
Всего по Подпрограмме | 495870,0 | 157780,0 | 165350,0 | 172740,0 |
Из них: | ||||
Капвложения | 15000,0 | 5000,0 | 5000,0 | 5000,0 |
В том числе: | ||||
Бюджет Московской области | 407370,0 | 69280,0 | 165350,0 | 172740,0 |
Из них: | ||||
Капвложения | 15000,0 | 5000,0 | 5000,0 | 5000,0 |
Кредиты банков и иных кредитных организаций, предоставляемые под государственные гарантии Московской области |
88500,0 | 88500,0 | ||
"О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем, в Московской области" |
||||
Всего по Подпрограмме | 8400,0 | 2800,0 | 2800,0 | 2800,0 |
В том числе: | ||||
Бюджет Московской области | 8400,0 | 2800,0 | 2800,0 | 2800,0 |
"Совершенствование службы медицины катастроф в Московской области" | ||||
Всего по Подпрограмме | 84669,6 | 28408,6 | 27952,4 | 28308,6 |
В том числе: | ||||
Бюджет Московской области | 30000,0 | 10000,0 | 10000,0 | 10000,0 |
Бюджеты муниципальных образований Московской области |
54669,6 | 18408,6 | 17952,4 | 18308,6 |
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Московской области" | ||||
Всего по Подпрограмме | 77162,0 | 33809,0 | 27081,0 | 16272,0 |
В том числе: | ||||
Бюджет Московской области | 52200,0 | 11700,0 | 25300,0 | 15200,0 |
Бюджеты муниципальных образований Московской области |
16462,0 | 13609,0 | 1781,0 | 1072,0 |
Кредиты банков и иных кредитных организаций, предоставляемые под государственные гарантии Московской области |
8500,0 | 8500,0 | ||
"Общая врачебная практика в Московской области" | ||||
Всего по Подпрограмме | 44460,79 | 15457,49 | 16006,80 | 12996,50 |
В том числе: | ||||
Бюджет Московской области | 23463,88 | 8290,88 | 8463,00 | 6710,00 |
Бюджеты муниципальных образований Московской области |
20996,91 | 7166,61 | 7543,80 | 6286,50 |
"Оснащение современной медицинской техникой и оборудованием государственных учреждений здравоохранения Московской области" |
||||
Всего по Подпрограмме | 2400000,0 | 1600000,0 | 800000,0 | |
В том числе: | ||||
Бюджет Московской области | 1420000,0 | 720000,0 | 700000,0 | |
Кредиты банков и иных кредитных организаций, предоставляемые под государственные гарантии Московской области |
980000,0 | 880000,0 | 100000,0 |
Объемы ежегодного финансирования Программы на 2006-2007 годы уточняются в процессе формирования областного бюджета на соответствующий финансовый год.
6. Управление Программой
Министерство здравоохранения Московской области в ходе реализации мероприятий Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей, контролирует своевременность выполнения мероприятий и целенаправленное использование денежных средств, согласовывает с исполнителями бюджетную заявку на поэтапную реализацию мероприятий Программы.
Министерство здравоохранения Московской области представляет в Министерство экономики Московской области и в Министерство финансов Московской области ежегодную сводную бюджетную заявку на реализацию мероприятий Программы.
Закупки медицинского оборудования и лекарственных средств осуществляются через государственный заказ.
Исполнители Программы ежемесячно к 5 числу месяца, следующего за отчетным месяцем, представляют в Министерство здравоохранения Московской области отчет, содержащий следующие сведения:
общий объем полученных средств и фактически произведенных расходов;
перечень выполненных мероприятий Программы;
анализ причин несвоевременного выполнения мероприятий Программы.
7. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
снизить уровень инвалидности и смертности населения от социально значимых заболеваний и их осложнений на 6-8%;
повысить эффективность лечения и профилактики заболеваний социального характера;
повысить качество профессиональной подготовки медицинских работников в области лечения и профилактики заболеваний социального характера;
укрепить материально-техническую базу областных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать повышению эффективности оказания медицинской помощи населению и улучшению показателей деятельности учреждений здравоохранения.
В результате реализации мероприятий Программы планируется уменьшить число больничных коек на 10 тыс. населения с 92,7 (2002 г.) до 88,7 - в 2007 г.: увеличить численность врачей на 10 тыс. населения с 31,0 (2002 г.) до 31,9 - в 2007 г., замедлить темпы снижения показателя численности среднего медицинского персонала: 2002 г. - 72,2, 2007 г. - 68,4 на 10 тыс. населения; увеличить число посещений в смену на 10 тыс. населения с 246,0 (2002 г.) до 258,0 - в 2007 г.
8. Контроль за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в соответствии с законодательством Московской области.
<< Статья 6 Статья 6 |
Приложение 1. >> Подпрограмма "Сахарный диабет" |
|
Содержание Закон Московской области от 31 декабря 2004 г. N 218/2004-ОЗ "Об областной целевой программе "Предупреждение и борьба... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.