Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общие положения. Основные направления градостроительной политики в Московской области
1.1. "Правила застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области" (далее "Правила застройки") разработаны на основе Закона Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации", законодательства Российской Федерации и Московской области.
Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации" утратил силу с введением в действие Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ признан утратившим силу
См. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
1.2. Основные принципиальные требования к формированию застройки в Московской области, ее комплексности и архитектурной выразительности, транспортной и инженерной инфраструктуре, экологической безопасности, бережному использованию уникальной подмосковной природной среды, сохранению многочисленных памятников истории, культуры, архитектуры и археологии, охраняемым ландшафтам по экономической эффективности использования природных и других ресурсов обусловлены архитектурно-планировочными и инженерно-техническими решениями, содержащимися в Генеральном плане развития г. Москвы и Московской области и генеральных планах, разработанных на его основе для всех городов, поселков городского типа, сельских и других населенных пунктов области.
1.3. "Правила застройки" направлены на объединение усилий всех участников инвестиционного процесса на проведение целенаправленной градостроительной политики и являются обязательными для должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, в ведении которых находится контроль, согласование и регулирование вопросов землепользования и капитального строительства, а также застройщиков, инвесторов, проектировщиков, строительных и прочих фирм и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, отдельных граждан, осуществляющих или принимающих участие в проектировании и строительстве на территории Московской области.
1.4. Развитие городских и сельских поселений, рекреационных комплексов, основных инженерных систем и сооружений Московской области увязано с развитием столицы государства - г. Москвы. Основными направлениями этого градостроительного процесса предусмотрено:
а) совершенствование сложившейся системы расселения, направленное на обеспечение высокого качества городской и сельской среды, приоритетное развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры, улучшение экологической обстановки; эффективное использование всех планировочных зон, проведение модернизации застройки; предотвращение застройки ценных сельскохозяйственных, лесных и рекреационных территорий;
б) улучшение архитектурного облика и благоустройство городов, поселков городского типа, сельских и других поселений, их общественных центров, жилых и промышленных зон; переход от освоения строительством новых территорий к комплексной реконструкции сложившихся жилых образований, регулирование этажности застройки с учетом местных условий и особенностей каждого населенного пункта, развитие малоэтажного строительства;
в) сохранение архитектурного своеобразия городов и других населенных пунктов путем проведения мероприятий по охране и реставрации памятников истории, культуры, архитектуры и археологии, создание градостроительных ансамблей и памятных заповедных зон; замена типового на авторское адресное проектирование;
г) реорганизация промышленно-производственного комплекса, развитие промышленности области на базе коренного технического перевооружения и перепрофилирования объектов, переориентация экологически опасных и ресурсоемких производств, внедрение ресурсосберегающих технологий; проведение экологически ориентированной реконструкции действующих предприятий, связанных в первую очередь с обслуживанием потребностей населения Московского региона; развитие наукоемкого производства, а также малого бизнеса как нового сектора экономики и альтернативы дальнейшему наращиванию массового ресурсоемкого промышленного производства;
д) развитие агропромышленного комплекса, нацеленное на устойчивое обеспечение населения г. Москвы и Московской области продуктами питания за счет рациональной интенсификации сельскохозяйственного производства пригородного направления, в т.ч. развития крестьянско-фермерского сектора, роста мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья и емкостей по хранению сельскохозяйственной продукции;
е) дальнейшее развитие туристическо-рекреационной сферы, а также временного сезонного расселения на базе садоводческих коллективов и объектов отдыха в комплексе с развитием автомобильного и железнодорожного транспорта и систем учреждений культурно-бытового обслуживания; организация и благоустройство лесопарков и рекреационных лесов;
ж) комплексное развитие на территории области всех видов городского, пригородного и внутриобластного транспорта с учетом транспорта г. Москвы и сопредельных областей;
з) максимальное использование современных научно-технических решений для развития, реконструкции и модернизации инженерной инфраструктуры городов, поселков городского типа, сельских и других населенных пунктов и рекреационных комплексов на основе внедрения современных технологий по очистке воды и сточных вод, активного создания малых автономных инженерных систем в выработке тепловых и электрических мощностей.
Развитие городов и поселений Московской области происходит в условиях острого недостатка земельных ресурсов. В связи с этим проводимой органами местного самоуправления градостроительной политикой должно предусматриваться:
- эффективное использование свободных территорий в пределах городских и поселковых черт; проведение модернизации и повышение в допускаемых строительными нормами пределах плотности застройки и, в соответствии с утвержденными проектами застройки территорий, упорядочение использования промышленных, коммунальных, складских, санитарно-защитных и прочих территорий;
- последовательное, поэтапное освоение строительством новых территорий, недопущение чересполосиц, выделение гражданам для индивидуального и других видов строительства земельных участков, как правило, взаимосвязанных с существующей селитебной территорией поселений и являющихся естественным продолжением их планировочной структуры;
- бережное сохранение территорий, резервируемых для перспективного строительства и развития городов и поселений, а также территорий, связанных с памятниками истории, культуры, архитектуры и археологии, недопущение использования этих земель для нового промышленного или других видов строительства, в том числе коллективного садоводства, крестьянских и фермерских хозяйств.
1.5. Регулирование деятельности в области архитектуры и строительства в Московской области осуществляется департаментом архитектуры и строительства при администрации Московской области (Мособлархстроем), являющимся государственным территориальным органом управления. Им осуществляется координация деятельности Главархитектуры, Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора, Лицензионно-экспертного управления, направленной на повышение эффективности в области градостроительства, архитектуры и всего строительного комплекса в условиях рыночной экономики и проведения единой инвестиционно-строительный политики на территории Московской области. Департаменту подведомственны предприятия строительного комплекса областной собственности. Департамент соотносит свои отношения с органами местного самоуправления на принципах взаимодействия и сотрудничества с учетом интересов строительного комплекса, развития городов и районов; проводит методическое, консультативное, правовое обеспечение органов местного самоуправления в сфере строительства.
1.6. Контроль за осуществлением всех видов строительной деятельности в городах и других поселениях в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, соблюдением правил планировки и застройки городов и других поселений, за разработкой и реализацией градостроительной документации, за соблюдением установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности, предотвращение необоснованного сноса зданий, сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городах и других поселениях, за предоставлением земельных участков в соответствии с их целевым назначением, исходя из местных градостроительных условий, осуществляется местными органами архитектуры и градостроительства, возглавляемыми главными архитекторами городов и районов Московской области и Главным управлением архитектуры и градостроительства (Главархитектурой).
Для осуществления своих функций главным архитекторам городов (районов) предоставляется право беспрепятственного осмотра любых земельных участков, расположенных на территории области, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также расположенных на них существующих или строящихся зданий и сооружений жилищно-гражданского, промышленного, сельскохозяйственного и иного назначения.
Местными и областной инспекциями Госархстройнадзора осуществляется государственный надзор за предотвращением самовольного строительства, а также строительством и вводом в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
Органы архитектуры и градостроительства, инспекции Госархстройнадзора действуют в районах, городах, районах города и других поселениях в соответствии с примерными положениями, утвержденными в установленном законом порядке.
1.7. Лицензирование деятельности организаций независимо от форм собственности, являющихся юридическими, физическими лицами и осуществляющих или имеющих намерение начать строительную деятельность или проектно-строительную практику, а также физических лиц, осуществляющих творческую архитектурную деятельность, производится в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 ноября 1991 года N 593 "О введении государственного лицензирования строительной деятельности на территории РСФСР" и от 27 декабря 1994 года N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Лицензирование проектно-строительной и архитектурной деятельности осуществляется по заявлениям субъектов лицензирования Лицензионно-экспертным управлением, архитектурной деятельности - по согласованию с Главархитектурой в соответствии с порядком и положениями, утвержденными администрацией Московской области.
1.8. Ответственность за несоблюдение настоящих "Правил застройки" при осуществлении на территории Московской области любого вида строительства или реконструкции, освоение земельных участков не в соответствии с их целевым назначением, осуществление строительства по не согласованным и не утвержденным в установленном порядке проектам возлагается на физические, юридические и должностные лица в соответствии с действующим законодательством, при этом виновные не освобождаются от возмещения причиненного ущерба.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.