Закон Московской области от 16 июня 1995 г. N 16/95-ОЗ
"О референдуме Московской области"
(принят решением Московской областной Думы
от 1 июня 1995 г. N 5/54)
3 февраля 1997 г., 20 июля 1998 г.
Законом Московской области от 22 июля 2003 г. N 93/2003-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
I. Общие положения
Законом Московской области от 3 февраля 1997 г. N 10/97-03 в статью 1 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования
Статья 1. Понятие референдума и его компетенция
Референдум Московской области - голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Московской области, по законопроектам, действующим законам Московской области и другим важным вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством к компетенции Московской области как субъекта Российской Федерации, а также по вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и Московской области. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум Московской области проводится на всей территории Московской области.
На референдум Московской области не могут выноситься вопросы:
- изменения статуса Московской области как субъекта Российской Федерации;
- принятия и изменения бюджета Московской области;
- введения, изменения и отмены установленных в Московской области налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
- принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
- продления сроков полномочий Губернатора Московской области, депутатов Московской областной Думы;
- проведения досрочных выборов Губернатора Московской области, депутатов Московской областной Думы.
О перечне вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум субъекта РФ и местный референдум, см. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ
Статья 2. Право граждан на участие в референдуме
В референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории Московской области и обладающие избирательным правом.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме Московской области в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.
Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Статья 3. Общие принципы проведения референдума
Граждане участвуют в референдуме Московской области непосредственно и лично, голосование за других лиц не допускается. Участие в референдуме является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдуме.
Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного проживания. Каждый гражданин имеет один голос.
Статья 4. Законодательство о референдуме и контроль за его соблюдением
Вопросы подготовки и проведения референдума Московской области регулируются законодательством Российской Федерации, Московской области, настоящим Законом и законом Московской области о проведении референдума по конкретным вопросам.
Контроль за соблюдением настоящего Закона осуществляют Московская областная Дума, Глава Администрации Московской области, органы местного самоуправления Московской области.
В осуществлении контроля за соблюдением Закона о референдуме Московской области имеют право участвовать представители трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Московской области, зарегистрированных в установленном законом порядке, средств массовой информации, политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций и массовых движений, а также депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, Московской областной Думы, органов местного самоуправления.
Статья 5. Агитация по поводу референдума
Зарегистрированным в установленном законом порядке политическим партиям, профсоюзам, другим общественным организациям и массовым движениям, а также трудовым коллективам предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Московской области, и гражданам гарантируется право беспрепятственной агитации "за" или "против" предложения о назначении референдума Московской области, "за" или "против" проекта вопроса или решения, выносимого на референдум. Агитация прекращается за один день до проведения референдума.
Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (областного бюджета, местного бюджета), обязаны обеспечить равные возможности гражданам и общественным объединениям для изложения позиций "за" и "против" проекта вопроса или решения, выносимого на референдум.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Статья 6. Гласность при подготовке и проведении референдума Московской области
Деятельность государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
Все решения, касающиеся референдума, а также вопросы или иные решения, выносимые на референдум, подлежат опубликованию областными и местными средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.
Областные и местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума Московской области, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с проведением референдума, и получение соответствующей информации.
Комиссии по проведению референдума Московской области в установленные настоящим Законом сроки информируют граждан о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
На заседаниях комиссий по проведению референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать общественные наблюдатели: представители трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Московской области, собраний граждан по месту работы, учебы и жительства, зарегистрированных в установленном законом порядке политических партий и иных общественных организаций и движений, средств массовой информации, а также депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, Московской областной Думы, органов местного самоуправления. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.
Законом Московской области от 20 июля 1998 г. N 29/98-ОЗ в статью 7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования
Статья 7. Материальное обеспечение референдума
Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума Московской области, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет областного бюджета.
Помещения для голосования безвозмездно предоставляются в распоряжение участковых комиссий по проведению референдума главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления.
II. Назначение референдума Московской области
Статья 8. Назначение референдума
Референдум Московской области обязательно назначается по инициативе:
- не менее чем 100000 граждан, постоянно проживающих на территории Московской области и имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного района (города областного значения) Московской области проживают не более 10 процентов из них;
- не менее 23 районов и городов областного значения Московской области, если такое решение принято Собраниями представителей этих районов и городов.
С инициативой назначения референдума Московской области могут выступать Московская областная Дума и Глава Администрации Московской области.
Референдум Московской области назначается путем принятия закона Московской области о проведении референдума по конкретным вопросам.
Статья 9. Требования к закону Московской области о проведении референдума по конкретным вопросам
Закон Московской области о проведении референдума по конкретным вопросам не может противоречить законодательству Российской Федерации, Московской области и настоящему Закону.
В законе Московской области о проведении референдума по конкретным вопросам должны быть определены: дата проведения референдума, вопросы, выносимые на референдум; необходимые финансовые средства на проведение референдума; государственные органы, должностные лица и органы местного самоуправления, ответственные за проведение референдума.
Закон Московской области о проведении референдума по конкретным вопросам может содержать другие, необходимые для проведения референдума нормы.
Статья 10. Порядок реализации инициативы проведения референдума гражданами и общественными объединениями
Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Московской области и имеющие право на участие в референдуме, а равно общефедеральные (их отделения), областные общественные объединения, политические партии, уставы которых зарегистрированы в органах юстиции Российской Федерации и Московской области, могут образовывать инициативные группы в количестве не менее 50 человек для сбора подписей с целью назначения и проведения референдума Московской области.
Инициативная группа обращается в избирательную комиссию Московской области с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы указывается:
- формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум Московской области;
- перечень районов (городов) Московской области, на территориях которых предполагается сбор подписей;
- фамилии, имена, отчества, года рождения, места жительства, серии и номера паспортов (или документов, их заменяющих) членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени группы на территориях районов (городов) Московской области.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы. В отношении граждан, которым в год голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения.
Избирательная комиссия Московской области, установив соответствие ходатайства и приложенных документов требованиям настоящего Закона, в течение двух недель со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство, извещает об этом Московскую областную Думу и Главу Администрации Московской области, а также органы местного самоуправления районов (городов) Московской области, которые инициативная группа указала в ходатайстве.
В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение избирательной комиссией Московской области. Отказ в регистрации может быть обжалован в Московскую областную Думу или в судебном порядке. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициаторами положений Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Московской области и настоящего Закона, указанное в мотивированном решении избирательной комиссии Московской области. Общее количество инициативных групп не ограничивается. По решению трех или более инициативных групп допускается создание координационной инициативной группы референдума Московской области.
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи с целью проведения референдума Московской области. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной избирательной комиссией Московской области, действительно в течение двух месяцев.
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей граждан по каждому району (городу) Московской области, где проводился их сбор, а также общее количество собранных подписей граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Московской области, о чем составляется итоговый протокол.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по каждому району (городу) Московской области, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются в избирательную комиссию Московской области, которая проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки решение и в десятидневный срок направляет его в Московскую областную Думу и Главе Администрации Московской области. Копия решения направляется также инициативной группе.
Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям настоящего Закона, избирательной комиссией Московской области выносится решение об отказе в проведении референдума Московской области. Копия решения направляется инициативной группе, и данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума Московской области.
В случае, если избирательная комиссия Московской области обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на две недели.
Если в течение срока действия регистрационного свидетельства не будет собрано необходимое количество подписей, то с инициативой о проведении референдума Московской области с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса можно обращаться не ранее чем через год. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются.
Статья 11. Подписной лист областного референдума
В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума Московской области (подписном листе) указываются:
- номер регистрационного свидетельства и дата регистрации инициативной группы;
- наименование района (города) Московской области, где проводится сбор подписей граждан;
- формулировка вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Московской области;
- фамилия, имя, отчество (или инициалы), год рождения, место жительства, серия и номер паспорта (или документа, его заменяющего) гражданина, имеющего право на участие в референдуме Московской области, и его подпись. В отношении граждан, которым в год голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, места жительства, года рождения, серии и номера паспорта (или документа, его заменяющего) каждого из этих лиц.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.
Статья 12. Порядок реализации инициативы проведения референдума Собраниями представителей районов городов областного значения Московской области
Собрание представителей каждого района Московской области и города областного значения (двумя третями голосов от общего количества депутатов, установленного для данного Собрания представителей) может в инициативном порядке принять решение о проведении референдума Московской области и обратиться к Собраниям представителей других районов Московской области и городов областного значения с предложением поддержать его инициативу. В решении должны быть с учетом требований настоящего Закона сформулированы вопрос или вопросы, которые Собрание представителей района Московской области или города областного значения считает необходимым вынести на референдум Московской области.
Принятое решение направляется в избирательную комиссию Московской области, которая, в свою очередь, информирует о нем Московскую областную Думу, Главу Администрации Московской области, а также Собрания представителей всех районов Московской области и городов областного значения.
Собрания представителей районов Московской области и городов областного значения, поддержавшие инициативу о проведении референдума Московской области, направляют свои решения в избирательную комиссию Московской области.
В том случае, если решение о проведении референдума Московской области приняли не менее 23 Собраний представителей районов Московской области и городов областного значения, избирательная комиссия Московской области незамедлительно направляет необходимые документы вместе со своим заключением в Московскую областную Думу и Главе Администрации Московской области.
Статья 13. Принятие решения по инициативе о проведении референдума
Московская областная Дума по инициативе о проведении референдума Московской области вправе принять одно из следующих решений:
а) принять Закон о проведении референдума Московской области по конкретным вопросам;
б) отклонить инициативу о проведении референдума Московской области в случае нарушения инициаторами Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Московской области и настоящего Закона.
Московская областная Дума рассматривает представленные материалы с инициативой о проведении референдума и принимает по ним решение в течение недели со дня их поступления.
Принятое решение об отклонении инициативы о проведении референдума в пятидневный срок публикуется в областных и местных средствах массовой информации, а там, где они отсутствуют, доводится до сведения граждан иным путем.
Статья 14. Срок проведения референдума
Референдум Московской области не может проводиться ранее двух месяцев и позднее трех месяцев со дня опубликования закона о проведении референдума по конкретным вопросам.
III. Подготовка к референдуму
Статья 15. Комиссии по проведению референдума
Для подготовки и проведения референдума Московской области образуются следующие комиссии:
- областная комиссия по проведению референдума Московской области (не позднее чем за 60 дней до проведения референдума, в составе председателя и 8-12 членов);
- территориальные (районов, городов) комиссии по проведению референдума (не позднее чем за 50 дней до проведения референдума, в составе председателя и 6-10 членов);
- участковые комиссии по проведению референдума (не позднее чем за 40 дней до проведения референдума, в составе председателя и 6-14 членов).
По решению Московской областной Думы полномочия комиссии по проведению областного референдума могут быть возложены на избирательную комиссию Московской области, соответствующие территориальные и участковые избирательные комиссии.
Статья 16. Образование комиссий по проведению референдума Московской области
Областная комиссия по проведению референдума Московской области формируется Московской областной Думой и Главой Администрации Московской области на основе предложений зарегистрированных в установленном законом порядке политических партий, общественных объединений, а также органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов комиссии назначается Московской областной Думой.
Аналогичным порядком органами местного самоуправления формируются территориальные и участковые комиссии по проведению референдума Московской области.
Для определения трудовых коллективов, политических партий и общественных организаций, выдвигающих своих представителей в составы комиссий по проведению референдума, Московская областная Дума и органы местного самоуправления могут проводить совещания уполномоченных политических партий и общественных организаций, трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Московской области, в границах района, города или участка проведения референдума.
Инициативная группа, указанная в статье 10 настоящего Закона, после опубликования закона о проведении референдума Московской области по конкретным вопросам вправе назначить одного члена областной комиссии по проведению референдума с правом совещательного голоса. Та же инициативная группа после формирования территориальных и участковых комиссий по проведению референдума вправе назначить по одному члену соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после опубликования (обнародования) решения, принятого на референдуме Московской области.
Статья 17. Полномочия комиссий по проведению референдума
Областная комиссия по проведению референдума:
- обеспечивает при проведении референдума Московской области строгое соблюдение требований настоящего Закона и действующего законодательства Российской Федерации и Московской области;
- организует деятельность территориальных и участковых комиссий по проведению референдума;
- утверждает примерную смету затрат на проведение референдума Московской области и распределяет денежные средства по комиссиям;
- устанавливает форму и утверждает образец бюллетеня референдума Московской области, устанавливает формы списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, протоколов комиссий по проведению референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по проведению референдума;
- контролирует своевременное издание материалов референдума Московской области;
- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных и участковых комиссий и принимает по ним решения;
- подводит итоги референдума Московской области, устанавливает его результаты и публикует их в средствах массовой информации;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Территориальная (района, города) комиссия по проведению референдума Московской области:
- обеспечивает на территории района, города строгое соблюдение требований настоящего Закона и действующего законодательства при проведении референдума;
- согласовывает с главой местного самоуправления границы участков и организует деятельность участковых комиссий;
- контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения референдума;
- контролирует своевременность и правильность составления списков участников референдума и представления их для всеобщего ознакомления;
- обеспечивает своевременное издание материалов референдума Московской области;
- содействует организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение сути вопросов или иного решения, вынесенного на референдум Московской области;
- обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий по проведению референдума;
- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий и принимает по ним решения;
- на основе протоколов участковых комиссий подсчитывает итоги голосования по вопросу, вынесенному на референдум Московской области, по округу, публикует их в средствах массовой информации;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Участковая комиссия по проведению референдума:
- составляет списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме Московской области, на основании сведений, представляемых главой местного самоуправления;
- организует ознакомление граждан со списками участников референдума, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
- оповещает граждан о дне проведения референдума, времени и месте голосования;
- обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование;
- организует на участке голосование в день проведения референдума;
- производит подсчет голосов и определяет результаты голосования по участку;
- рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним решения;
- осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Полномочия комиссий по проведению референдума Московской области возникают с момента их образования и прекращаются по истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума.
Статья 18. Участки референдума Московской области
Территория района, города делится на участки, образуемые не позднее чем за 45 дней до проведения референдума Московской области решением главы местного самоуправления по согласованию с территориальной комиссией референдума из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке.
Участки образуются с учетом границ поселков и сельских округов, городов и районов с целью создания максимальных удобств для граждан, участвующих в референдуме. Территории участков референдума могут совпадать с территориями избирательных участков.
В больницах, санаториях и домах отдыха могут создаваться участки референдума. В воинских частях участки не образуются.
Список участков референдума Московской области с указанием их границ и адресов участковых комиссий публикуется в местных средствах массовой информации, а там, где они отсутствуют, доводится до сведения граждан иным путем в течение пяти дней после принятия решения об их образовании.
Каждая участковая комиссия по проведению референдума должна иметь помещение для работы с гражданами до референдума и место для голосования, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосов должны свободно размещаться члены участковой комиссии, общественные наблюдатели. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами с информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования.
Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом проекта решения, вынесенного на референдум, а также авторучками. Применение карандашей не допускается.
Статья 19. Организация работы комиссий по проведению референдума Московской области
Комиссии по проведению референдума должны провести свои первые заседания не позднее чем в течение трех дней с момента их образования.
Заседания комиссий по проведению референдума являются правомочными, если в них принимают участие не менее половины состава комиссий. Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии. Заверенные копии указанных документов выдаются по первому требованию заинтересованных лиц.
Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения государственными и общественными органами, организациями и должностными лицами.
Решения и действия участковой комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в судебном порядке.
Член комиссии по проведению референдума, включая председателя, заместителя председателя, секретаря по решению комиссии в период подготовки и проведения референдума Московской области может освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
Государственные и общественные органы и организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению референдума в осуществлении ими своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии по проведению референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные и общественные органы и организации, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления запроса.
Председатель, заместитель председателя, секретарь или член комиссии по проведению референдума может быть освобожден от своих обязанностей в комиссии образовавшим ее органом по личному заявлению либо представлению общественной организации, трудового коллектива, инициативной группы референдума.
Законом Московской области от 20 июля 1998 г. N 29/98-ОЗ в статью 20 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования
Статья 20. Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме Московской области
Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых главой местного самоуправления, участковой комиссией по проведению референдума, подписываются ее председателем, секретарем и скрепляются печатью участковой комиссии.
В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме на момент составления списков, постоянно проживающие на территории данного участка. Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен не более чем в один список. Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списках указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес гражданина. В отношении граждан, которым в год проведения референдума исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения.
Списки представляются для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии по проведению референдума не позднее чем за тридцать дней до проведения референдума, а также доводятся до сведения граждан другими способами.
Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности. Заявления об ошибках и неточностях в списке рассматриваются участковой комиссией по проведению референдума, которая обязана в течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке. Исправление в списке в соответствии с решением суда производится участковой комиссией по проведению референдума немедленно.
Статья 21. Бюллетень для голосования
В бюллетене для голосования воспроизводится текст выносимого на референдум Московской области вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления голосующего: "за" или "против" ("да" или "нет").
Форма (образец), текст и тираж бюллетеней для голосования утверждаются областной комиссией по проведению референдума не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума.
Территориальная комиссия по проведению референдума обеспечивает бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума.
Статья 22. Время проведения референдума Московской области
Время для голосования устанавливается с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума.
Законом Московской области от 20 июля 1998 г. N 29/98-ОЗ в статью 23 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования
Статья 23. Досрочное голосование
Гражданину, который в течение 15 дней до дня проведения референдума Московской области включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего постоянного проживания и не сможет прийти на участок, на котором он включен в список, предоставляется право проголосовать досрочно, путем заполнения бюллетеня в помещении территориальной или участковой комиссии по проведению референдума. При получении бюллетеня по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, участник референдума расписывается в списке напротив своей фамилии. Заполненный бюллетень вкладывается участником референдума в конверт и заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой комиссии по проведению референдума, которые заверяются печатью соответствующей комиссии по проведению референдума, а также подписью участника референдума, проголосовавшего досрочно.
Запечатанный конверт с бюллетенями для голосования в референдуме хранится у секретаря соответствующей комиссии по проведению референдума в помещении территориальной комиссии по проведению референдума до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию по проведению референдума, в помещении участковой комиссии по проведению референдума до дня голосования.
Статья 24. Голосование в день проведения референдума
В день проведения референдума председатель участковой комиссии за полчаса до начала голосования в присутствии членов комиссии, общественных наблюдателей проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких - либо вложений, а затем опечатывает их.
Перед началом общего голосования председатель участковой комиссии вскрывает конверты с бюллетенями, заполненными досрочно проголосовавшими гражданами, подсчитывает их и опускает в ящик для голосования. Число бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии. При этим число опущенных бюллетеней должно соответствовать числу досрочно проголосовавших граждан. При несоответствии этих чисел бюллетени погашаются и не учитываются в дальнейшем при подсчете голосов "за" и "против". Этот факт отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. При этом указывается причина погашения. Данные бюллетени упаковываются отдельно.
Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам участников референдума по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке.
Граждане самостоятельно заполняют бюллетени для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем. Заполненные бюллетени опускаются гражданином в ящики для голосования, которые должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению референдума и наблюдателей.
Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на референдум Московской области вопроса, вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов - "за" или "против" ("да" или "нет").
В тех случаях, когда граждане, включенные в списки, имеющие право участвовать в референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия, при наличии их заявления, организует голосование по месту нахождения этих граждан. Учет заявлений, поступивших от граждан, ведется в журнале участковой комиссии. Два члена участковой комиссии, которым поручено провести голосование по заявлениям граждан вне помещения для голосования, получают у председателя комиссии под роспись бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено гражданином в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии. Количество заявлений граждан, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные о гражданах, проголосовавших вне помещения для голосования, на основе подтвержденных в письменной форме заявок вносятся в дополнительный список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать общественные наблюдатели.
Статья 25. Подсчет голосов участковыми комиссиями
После заявления председателя об окончании времени голосования участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, число которых заносится в протокол.
На основании списков граждан, имеющих право на участие в референдуме (в том числе дополнительных), комиссия подсчитывает общее число граждан, получивших бюллетени.
Вначале производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках. Количество бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать числа письменных заявлений от граждан с просьбами о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносных ящиках большего количества бюллетеней, чем количество письменных заявлений с просьбой о голосовании вне помещения участка, все бюллетени, находившиеся в переносных ящиках, погашаются и не учитываются при подсчете голосов. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивавших голосование вне помещения участка, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. При этом указываются причины погашения. Данные бюллетени упаковываются отдельно.
На основании списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и по количеству находящихся в ящиках для голосования бюллетеней участковая комиссия устанавливает и заносит в протокол:
- число граждан, имеющих право на участие в референдуме, внесенных в списки;
- число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
- число бюллетеней, выданных гражданам на участке в день голосования;
- число погашенных бюллетеней;
- число бюллетеней, поданных гражданами, проголосовавшими досрочно;
- число бюллетеней, поданных гражданами, проголосовавшими вне помещения для голосования;
- число бюллетеней, содержащихся в ящиках;
- число действительных бюллетеней;
- число бюллетеней, признанных недействительными;
- число голосов граждан, поданных "за" вынесенный на референдум проект решения или вопроса;
- число голосов граждан, поданных "против".
Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируя количество таких случаев в протоколе.
При принятии решения о признании бюллетеня недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии. Бюллетени неутвержденного образца при определении числа граждан, принявших участие в референдуме, из подсчета исключаются.
Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому из них производится отдельно.
Статья 26. Протокол участковой комиссии по итогам голосования
Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах, каждый из которых заполняется чернилами или шариковыми ручками, подписывается всеми членами участковой комиссии и заверяется печатью. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение.
Один экземпляр протокола доставляется в территориальную комиссию референдума, другой экземпляр остается на хранении в участковой комиссии.
По требованию любого члена участковой комиссии или общественного наблюдателя участковая комиссия обязана предоставить им возможность ознакомиться с протоколом о результатах голосования и снять с него копию в помещении участковой комиссии. Копия протокола заверяется председателем и двумя членами участковой комиссии, скрепляется печатью.
Участковые комиссии по проведению референдума после подсчета голосов сдают копии протоколов и бюллетени в опечатанном виде, в том числе и погашенные, а также другие документы участковой комиссии в орган местного самоуправления, где они хранятся в течение одного года, а затем уничтожаются, если за это время результаты референдума не были опротестованы.
Статья 27. Подсчет голосов территориальными комиссиями по проведению референдума
Территориальная комиссия по проведению референдума на основании протоколов всех участковых комиссий определяет:
- число граждан, имеющих право на участие в референдуме, внесенных в списки;
- число бюллетеней, полученных участковыми комиссиями;
- число бюллетеней, выданных гражданам на участках в день голосования;
- число погашенных бюллетеней;
- число бюллетеней, поданных гражданами, проголосовавшими досрочно;
- число бюллетеней, поданных гражданами, проголосовавшими вне помещений для голосования;
- число бюллетеней, содержащихся в ящиках;
- число действительных бюллетеней;
- число бюллетеней, признанных недействительными;
- число голосов граждан, поданных "за" вынесенный на референдум проект решения или вопроса;
- число голосов граждан, поданных "против".
Итоги подсчета голосов обсуждаются на заседании территориальной комиссии и заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах, каждый из которых заполняется чернилами или шариковой ручкой, подписывается всеми членами территориальной комиссии и скрепляется печатью. Член территориальной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение. Один экземпляр протокола направляется в областную комиссию по проведению референдума, второй экземпляр остается на хранении в территориальной комиссии по проведению референдума.
По требованию любого члена территориальной комиссии или общественного наблюдателя территориальная комиссия обязана предоставить им возможность ознакомиться с протоколом об итогах референдума и снять с него копию в помещении территориальной комиссии. Копия протокола заверяется председателем и двумя членами территориальной комиссии, скрепляется печатью.
IV. Определение и опубликование результатов референдума
Статья 28. Определение результатов референдума
Областная комиссия по проведению референдума Московской области на основании протоколов, поступивших от всех территориальных комиссий, определяет результаты референдума.
В случае признания результатов голосования по какому - либо участку недействительными областная комиссия по проведению референдума вправе поручить соответствующей участковой комиссии провести в течение двух недель на данном участке повторное голосование. Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение недели со дня его принятия.
О толковании части 3 статьи 28 настоящего Закона см. решение Московской областной Думы от 3 декабря 1997 г. N 16/155
Решение по вынесенному на референдум Московской области вопросу считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме, при условии, что это составляет не менее 25 процентов от общего числа граждан, имеющих право участвовать в референдуме и внесенных в списки. Число граждан, принявших участие в референдуме Московской области, определяется общим числом граждан, получивших бюллетени.
Если по вопросу, вынесенному на референдум Московской области, решение не принято, то с инициативой о проведении референдума Московской области с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса можно обращаться не ранее чем через год.
Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными, а их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее чем через год.
Результаты референдума Московской области могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, повлиявших на результаты голосования.
В случаях обнаружения таких нарушений результаты референдума Московской области могут быть обжалованы в судебном порядке в течение месяца со дня опубликования его итогов.
Статья 29. Опубликование итогов референдума и принятого на нем решения
Итоги референдума Московской области публикуются в областных и местных средствах массовой информации, а там, где они отсутствуют, доводятся до сведения граждан иным путем территориальными комиссиями по проведению референдума не позднее десяти дней со дня окончания голосования.
Принятое на референдуме Московской области решение публикуется в средствах массовой информации областной комиссией не позднее семи дней с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении, принятом на референдуме Московской области, не предусмотрен иной срок.
Законом Московской области от 20 июля 1998 г. N 29/98-ОЗ в статью 30 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования
Статья 30. Обязательность решений, принятых на референдуме Московской области
Решение, принятые на референдуме Московской области, имеют обязательный характер для органов государственной власти и местного самоуправления Московской области, должностных лиц местных администраций, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Московской области, а также для всех граждан, проживающих на территории Московской области, и могут быть обжалованы в судебном порядке в случае нарушения законности при проведении референдума.
- если судом будет установлено, что решение референдума Московской области (в целом или в части) принято в нарушение действующего законодательства Российской Федерации и Московской области, решение референдума является недействительным (в целом или в части) и исполнению не подлежит.
Если в результате изменения действующего законодательства Российской Федерации и Московской области решение, принятое на референдуме Московской области, окажется противоречащим законодательству (в целом или в части), то решение референдума не подлежит исполнению (в целом или в части).
Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание правового акта, Московская областная Дума, Глава Администрации Московской области, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта.
Если вопрос, решение по которому принято на референдуме, находится в совместном ведении Российской Федерации и Московской области как субъекта Российской Федерации, Московская областная Дума, Глава Администрации Московской области информируют о нем Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и в течение 30 дней направляют им подготовленный проект соответствующего правового акта.
Ответственность должностных лиц за невыполнение решений, принятых на референдуме Московской области, устанавливается законодательством Российской Федерации.
Изменение либо отмена решения, принятого на референдуме Московской области, производится только на референдуме Московской области, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи
V. Ответственность за нарушение Закона о референдуме
Статья 31. Ответственность за нарушение Закона "О референдуме Московской области"
Ответственность за нарушение Закона "О референдуме Московской области" наступает в соответствии с действующим законодательством.
Глава Администрации
Московской области |
А.С. Тяжлов |
16 июня 1995 г.
N 16/95-ОЗ
Принят решением
Московской областной Думы
от 1 июня 1995 г. N 5/54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Московской области от 16 июня 1995 г. N 16/95-ОЗ "О референдуме Московской области" (принят решением Московской областной Думы от 1 июня 1995 г. N 5/54)
Текст Закона опубликован в газете "Подмосковные известия" от 29 июня 1995 г., N 118; "Вестнике Московской областной Думы", июль 1995 г., N 7
Законом Московской области от 22 июля 2003 г. N 93/2003-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Московской области от 20 июля 1998 г. N 29/98-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня опубликования
Закон Московской области от 3 февраля 1997 г. N 10/97-03
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования