Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Московской области от 19 января 1998 г. N 2/1 "Об Инвестиционной программе Администрации Московской области на 1998-2000 годы"

2. Отраслевым администрациям, министерствам, департаментам, комитетам, главным управлениям и управлениям учитывать основные положения и параметры Инвестиционной программы Администрации Московской области на 1998-2000 годы при разработке и уточнении государственных программ социально-экономического развития Московской области (областных целевых программ) и плана капитального строительства на соответствующий год.

3. Поручить Комитету по экономике Администрации Московской области координацию работы по выполнению Инвестиционной программы Администрации Московской области на 1998-2000 годы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

И.о. Губернатора

Московской области

В.О. Власов

 

Инвестиционная программа Администрации Московской области
на 1998-2000 годы
(утв. постановлением Правительства Московской области
от 19 января 1998 г. N 2/1)

ГАРАНТ:

См. Закон Московской области от 31 декабря 1998 г. N 65/98-ОЗ "О гарантиях осуществления инвестиционной деятельности в Московской области"

Паспорт Программы

 

Наименование
Программы
Инвестиционная программа Администрации Московской
области на 1998-2000 годы (далее - Программа)
Дата и номер решения
о разработке
Программы
Постановление Правительства Московской области от
23.06.97 N 46/16
Государственный
заказчик Программы
Администрация Московской области
Руководитель
Программы
Первый Вице-глава по экономической политике и
развитию администрации Московской области
Разработчики
Программы
Комитет по экономике Администрации Московской
области - координатор программы
Московский областной Комитет государственной
статистики
Министерство строительства Администрации
Московской области
Администрация коммунального хозяйства, транспорта
и связи Администрации Московской области
Администрация сельского хозяйства, мясо-молочной и
пищевой промышленности Администрации Московской
области
Администрация внешнеэкономических связей
Администрации Московской области
Цель Программы обеспечение максимального привлечения инвестиций в
экономику Московской области;
определение приоритетных направлений и объектов по
использованию инвестиций в хозяйственных
комплексах;
оптимизация воспроизводственного процесса по
обновлению основных фондов в промышленности,
сельском хозяйстве, строительстве и социальной
сфере
Задачи Программы активизация инвестиционных процессов, создание
благоприятных условий для привлечения в экономику
Московской области инвестиций, в том числе
иностранных, обеспечение экономического роста
Исполнители
основных мероприятий
Программы
Комитет по экономике Администрации Московской
области
Министерство строительства Администрации
Московской области
Администрация внешнеэкономических связей
Администрации Московской области
Администрация по социальным вопросам
Администрации Московской области
Администрация по промышленности и науке
Администрации Московской области
Администрация сельского хозяйства, мясо-молочной и
пищевой промышленности Администрации Московской
области
Администрация коммунального хозяйства, транспорта
и связи Администрации Московской области
Комитет по финансам и налоговой политике
Администрации Московской области
Комитет по управлению имуществом Московской
области
Ожидаемые конечные
результаты реализа-
ции Программы
привлечь в экономику Московской области
инвестиции в объеме не менее 43 трлн. рублей
Контроль за
исполнением
Программы
Комитет по экономике Администрации Московской
области
Московский областной Комитет государственной
статистики
Комитет по финансам и налоговой политике
Администрации Московской области
Отраслевые администрации и министерства
Администрации Московской области

 

Примечание: все расчеты произведены без учета деноминации цен.

 

Основные положения и задачи Инвестиционной программы Администрации
Московской области на 1998-2000 годы

 

Обеспечение высоких темпов роста инвестиций, стабильное обновление основных фондов (5-8 процентов в год), ввод в действие новых производственных мощностей являются важнейшими условиями возобновления экономического роста, стабильного технологического и социального развития Московской области.

Специфика и глубина общеэкономического кризиса объективно диктует необходимость выделения в рамках Программы двух этапов.

Главная цель первого этапа - преодоление инвестиционного спада на основе максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности национальных валовых сбережений и обеспечение положительной динамики инвестиций на уровне не менее 3 процентов в год и ежегодного прироста валового регионального продукта (ВРП) 3-4 процента.

Успешное решение задач первого этапа предполагает осуществление активной антикризисной государственной политики. В ближайшей перспективе должны быть в основном созданы нормативно-правовые, экономические и институциональные предпосылки, разработаны и внедрены механизмы мобилизации на инвестиционные цели капитала частных российских и иностранных инвесторов, а также сбережений населения.

Цель второго этапа - ускоренное восстановление и преобразование структуры народного хозяйства Московской области, и прежде всего перерабатывающей промышленности, путем активизации инвестиционной деятельности во всех секторах и сферах экономики и обеспечения устойчивых темпов роста совокупных инвестиций на уровне 5 процентов в год и выше. На этом этапе главное - восстановление в ключевых секторах экономики Московской области объемов инвестиций на уровне, обеспечивающем активное инновационно-технологическое обновление физически изношенного и обесцененного кризисом основного капитала, а также повышение конкурентоспособности отечественного производства.

Решение задач этого этапа возможно при условии:

расширения государственного участия в финансировании приоритетов экономики Московской области;

внедрения эффективных механизмов привлечения капиталов негосударственных инвесторов при одновременном снижении инвестиционных рисков и увеличении в структуре финансовых источников внебюджетных инвестиций;

активизации процессов на фондовом рынке и повышении ликвидности фондовых активов;

расширения притока в Московскую область иностранных инвестиций.

Программой предусматривается привлечь инвестиции:

 

                                         (млрд. рублей в ценах 1998 года)
  1998 1999 2000
Инвестиции - всего 13800 14150 15000
в том числе за счет:
Федерального бюджета

1300

1330

1370
Бюджета Московской области 1024 1060 1100
Собственных и привлеченных средств
предприятий и организации

10376

10560

11330
Средств населения 1100 1200 1200
кроме того, иностранные инвестиции
(млн. долларов США)
400 680 420
Производственное
строительство
7100 7180 7600
в том числе за счет:
Федерального бюджета

700

710

730
Бюджета Московской области 185 190 190
Собственных и привлеченных средств
предприятий и организаций

6215

6280

6680
кроме того, иностранные инвестиции
(млн. долларов США)
400 680 420
Непроизводственное
строительство
6700 6970 7400
в том числе за счет:
Федерального бюджета

600

620

640
Бюджета Московской области 839 870 910
Собственных и привлеченных средств
предприятий и организаций

4161

4280

4650
Средств населения 1100 1200 1200

 

Это позволит:

 

     1. Обеспечить ввод в эксплуатацию:
        жилых домов общей площадью                  7500 тыс.кв.м
        больниц на                                  1992 коек
        школ на                                     28000 учен. мест
        газовых сетей протяженностью                1487 км
        водозаборных сооружений мощностью           100 тыс.куб.м/сутки
        очистных сооружений мощностью               90 тыс.куб.м/сутки
        АТС на                                      130,8 тыс.номеров
        автомобильных дорог протяженностью          1218,5 тыс.кв.метров.

 

2. Достичь обновления основных фондов в производственной сфере ежегодно на 5-8 процентов.

 

Анализ инвестиционной деятельности в 1992-1997 годах

 

Главными факторами нормального функционирования экономики в условиях рыночных отношений являются сбалансированность инвестиционного спроса и предложений, инвестиций и материально-технических ресурсов, развитие конкурентности среди проектных и строительных организаций, всемерное поощрение предпринимательства, сбалансированность строительного рынка мерами бюджетной, налоговой и кредитной политики.

Динамика инвестиционной деятельности в Московской области характеризуется следующими данными по годам:

 

Таблица 1

  1991 1992 1993 1994 1995 1996
Капитальные вложения -
миллиардов рублей (в
фактически действующих
ценах)

в процентах к предыду-
щему году*



6,5


77



84,2


64



998,0


87



4361,7


82



10803,9


81



12708,5


69

* в сопоставимых ценах

 

В 1997 году темпы спада инвестиционной активности уменьшились и по итогам девяти месяцев составили 8,6 процента.

Соотношение капитальных вложений в производственное и непроизводственное строительство шло по пути уменьшения доли производственного и увеличения доли непроизводственного строительства. Но, начиная с 1996 года, промышленные предприятия наращивают объемы инвестиций в производственное строительство.

 

Таблица 2

(в процентах)

  Объем
капитальных
вложений
в том числе:
производственного
назначения
непроизводственного
значения
1991
1992
1993
1994
1995
1996
100
100
100
100
100
100
69
57
42
47
48
56
31
43
58
53
52
44

 

На строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов в 1996 году использовано 7,2 триллиона рублей, или 56,4 процента всех инвестиций (в 1990 году - 69 процентов).

За годы реформирования экономики удельный вес инвестиций, финансируемых из бюджетных источников, постоянно уменьшается, что характеризуют следующие данные:

 

Таблица 3

(в процентах к общему
объему инвестиций)

1992

1993

1994

1995

1996
Всего 100 100 100 100 100
Бюджетные средства 32,8 39,6 33,2 24,6 21,2
Внебюджетные средства 67,2 60,4 66,8 75,4 78,8

 

Основная часть инвестиционного спроса в последние годы формируется за счет собственных средств предприятий, которые в 1994 году составляли 48,7, в 1995 - 57,9 и в 1996 - 64 процента всех вложений в основной капитал.

Структура источников финансирования инвестиций в январе - июне 1997 года характеризуется следующими данными: 48,9 процента (63,7 процента в январе-июне 1996 года) - собственные финансовые средства предприятий и организаций, в том числе - 32,5 процента за счет прибыли, 10,8 процента - за счет амортизационных отчислений.

В последние годы в Московской области произошли структурные сдвиги в инвестиционной деятельности. В 1996 году 70,3 процента всех инвестиций приходилось на предприятия и организации негосударственного сектора экономики против 23,7 процента в 1992 году. За девять месяцев 1997 года на их долю приходится уже 78,7 процента общего объема инвестиций.

Использование капитальных вложений по формам собственности:

 

Таблица 4

(в процентах к итогу)

  1993 1994 1995 1996
Всего по Московской области,
в том числе
по формам собственности:
государственная,
в том числе:
федеральная
субъектов Российской Федерации

муниципальная
общественных объединений
частная
смешанная российская
смешанная с иностранным участием
100


50,7

35,8
14,9

6,9
-
23,7
18,7
-
100


44,2

31,6
12,6

3,4
0,1
17,8
34,5
100


34,4

28,5
5,9

1,8
0,2
14,8
42,5
6,3
100


29,7

25,2
4,5

1,9
0,1
17,6
48,9
1,8

 

Воспроизводственная структура капитальных вложений по объектам производственного назначения свидетельствует о снижении доли затрат на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий.

 

Таблица 5

(млн. рублей, в сметных ценах 1991 года)

  1991 1992 1993 1994 1995 1996
Капитальные вложения - всего*
в том числе направленные:
3141,2 1673,1 1087,5 1192,8 999,7 815,8
на техническое перевооружение
и реконструкцию действующих
предприятий
в % от общего объема
2011,9


64
920,2


55
598,1


58
591,0


50
436,0


44
311,0


38
на расширение действующих
предприятий
в % от общего объема
523,7

17
234,2

14
152,2

9
157,1

13
88,8

9
62,0

8
на новое строительство
в % от общего объема
488,4
15
418,3
25
271,9
28
384,7
32
437,6
44
414,3
51

* Без затрат на эксплуатационное и глубокое разведочное бурение на нефть, газ и термальные воды, на проектно-изыскательские работы для строительства будущих лет.

Динамично осваивались капитальные вложения в электроэнергетике и строительстве, доли которых во всех инвестициях производственного назначения соответственно составили 5,5 и 7 процентов в 1992 году и 12,4 и 11 процентов в 1996 году.

Ежегодный ввод в действие производственных мощностей характеризуется следующими данными:

 

Таблица 6

  1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996
Электростанции турбинные
(тысяч квт)

328

-

-

-

212

22

80
Котлы водогрейные на теплоэлек-
троцентралях (Гкал в час)

-

-

-

-

180

-

-
Кокс 6% влажности (тысяч тонн) - - - 275 275 275 -
Дизели и дизель-генераторы
(тысяч л.с.)

70

9

10

10

20

10

-
Вагоны грузовые магистральные
восьмиосные, вагоны для метропо-
литена, электропоездов и пасса-
жирские (штук)



-



-



200



200



154



-



-
Панели и другие конструкции для
крупнопанельных домов (тысяч
кв.м)


-


11


-


64


-


-


-
Автомобильные дороги с твердым
покрытием (км)

195

196

66

130

167

200,3

53,5

 

Износ основных фондов в промышленности возрос с 47,4 процента в 1991 году до 56,2 процента в 1996 году.

Инвестиции, направляемые на развитие агропромышленного комплекса Московской области (АПК), в 1996 году составили 1,3 триллиона рублей, что на 53 процента ниже уровня 1995 года. На строительстве объектов производственного назначения в 1996 году было использовано 951,3 миллиарда рублей, или 72 процента от общего объема инвестиций в АПК (80 процентов в 1990 году и 55 процентов в 1995 году).

В сельском хозяйстве Московской области ввод в действие производственных мощностей характеризуется следующими данными:

 

Таблица 7

  1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996
Введено в действие:              
помещение для содержания ско-
та (тыс. скотомест)

22,1

16,1

10,1

4,9

6,0

2,6

3,8
птицефабрик яичного направле-
ния (тыс. кур несушек)

155,0

15,0

55,0

73,3

2,0

-

-
зерносеменохранилищ
(тыс. т. ед. хранения)

8,1

19,0

15,0

4,1

4,0

7,0

-
хранилищ для овощей, картофеля
и фруктов (тыс. ед. хранения)

13,0

7,1

14,6

8,6

2,0

1,0

9,6
внутрихозяйственных автомобиль-
ных дорог с твердым покрытием
(км)

446,0

464,0

260,0

209,

36,08

24,1

9,63

 

Доля затрат в непроизводственное строительство с 32 процентов в 1990 году возросла до 44 процентов в 1996 году в основном за счет увеличения средств, направленных на жилищное строительство.

За период с 1991 по 1996 годы в Московской области построены жилые дома общей площадью 12 миллионов квадратных метров. При этом в течение четырех последних лет ежегодно наращивался ввод жилья.

В 1996 году предприятиями и организациями всех форм собственности введены жилые дома общей площадью 2374,1 тысячи квадратных метра, что на 1 процент больше, чем в 1995 году. По сравнению с 1991 годом ввод жилья увеличился более чем на треть.

 

Таблица 8

  1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996
Введено жилья - всего
(тыс.кв.м общей площади),

в том числе:
в городской местности
в сельской местности

Темпы роста к
предыдущему году (%),

в том числе:
в городской местности
в сельской местности

2380


1945
435

84,8



81,9
101,2

1774


1394
380

74,5



71,7
87,4

1618


1301
317

91,2



93,3
83,4

1905


1490
415

117,7



114,5
131,0

1970,1


1475,5
494,6

103,4



99,0
119,2

2350,1


1574,3
775,8

119,3



106,7
156,8

2374,1


1484,4
889,7

101,0



94,3
114,7

 

Ввод в действие жилых домов по формам собственности характеризуется следующими данными:

 

Таблица 9

(тысяч квадратных метров общей площади)

  Введено
в 1996
Доля в общем объеме
ввода (%)
всего в т.ч. в
сельской
местности

1993

1994

1995

1996
Всего, 2374,1 889,7 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе предприятиями:
государственной собственности,

592,5

39,3

57,8

38,6

26,3

25,0
из нее:
федеральной

568,6

39,3

40,8

26,6

24,5

24,0
субъектов Российской Федера-
ции
23,9 - 17,0 12,0 1,8 1,0
муниципальной собственности 52,3 - 5,6 3,6 2,6 2,2
собственности общественных
объединений

-

-

0,1
 
0,8

0,1
частной собственности 1313,0 808,3 24,1 34,6 47,5 55,3
смешанной собственности 416,3 42,1 12,4 22,4 23,5 17,5

 

Возросли затраты на строительство населением собственных жилых домов. В 1996 году они составили 849,3 миллиарда рублей, или 22,7 процента из общих затрат на жилищное строительство.

Наметилась тенденция интенсивного строительства частных жилых домов в сельской местности; 73,1 процента частных жилых домов построено в сельской местности, тогда как в 1990 году на ее долю приходилось лишь 47 процентов введенных частных строений.

Сбережения населения являются важнейшим источником инвестирования жилищного строительства. На счетах банков по состоянию на 1 января 1997 года накопления населения Московской области составили около 5,8 триллиона рублей, что в 6,4 раза превышает объем капитальных вложений, затраченных на строительство индивидуальных жилых домов.

В соответствии с Государственной целевой программой "Жилище" основными направлениями структурных изменений в архитектуре и градостроительстве являются постепенный переход преимущественно на малоэтажное строительство и сокращение объемов панельного строительства за счет расширения производства местных строительных материалов.

Доля затрат на развитие коммунальных объектов к затратам на жилищное строительство на начало 1997 года составила 12,4 процента, что ниже реальной потребности (30 процентов).

В 1996 году предприятиями и организациями всех форм собственности введены в действие общеобразовательные учреждения на 3,6 тысячи ученических мест (29,7 процента к 1991 году), дошкольные образовательные учреждения на 0,9 тысячи мест, больницы на 872 койки, амбулаторно-поликлинические учреждения на 570 посещений в смену.

Обеспеченность населения Московской области объектами социального назначения характеризуется следующими данными:

 

Таблица 10

 

  1991 1992 1993 1994 1995 1996
Обеспеченность жильем
(кв.м. на 1 жителя)

16,3

17,2

17,7

18,2

18,8

19,5
Численность обучающихся в общеобра-
зовательных учреждениях в 1 смену к
общему числу обучающихся (%)

80,6

78,5

77,5

76,5

76,9

77,2
Число мест в дошкольных образова-
тельных учреждениях на 1000 детей

706

698

689,7

636,1

792

741,7
Обеспеченность больничными койками
на 10 тыс. человек

132,5

135

124,3

123

115,3

115,3
Мощность амбулаторно-
поликлинических учреждений
(посещений в смену на 10 тыс.
человек)

245,3

233

234,6

262,2

244,6

247,0
Численность врачей всех специаль-
ностей на 10 тыс.человек

38,2

38,8

38,6

36,5

31,8

33,5
Численность среднего медперсонала
на 10 тыс.человек

101,7

102,1

99,3

93,8

85

90,9

 

Для активизации инвестиционной деятельности должны быть созданы условия, стимулирующие динамичное накопление национального капитала и механизмы трансформации сбережений в высокоэффективные инвестиции.

 

Стимулирование инвестиционной деятельности частных инвесторов

 

Необходимо обеспечить значительный приток в экономику эффективных инвестиционных вложений частных инвесторов, и прежде всего, крупного корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу инвестируемых средств.

Важным фактором, способствующим снижению инвестиционно-предпринимательских рисков, станет развитие системы правового и коммерческого гарантирования эффективных инвестиционных проектов, в том числе государственных гарантий Российской Федерации и Московской области по привлекаемым капиталам российских и иностранных инвесторов, а также защита и страхование капитала частных инвесторов и вкладчиков инвестиционно-финансовых и кредитных институтов.

Существенная роль в повышении привлекательности инвестирования отводится созданию системы гарантийно-залоговых фондов. Создание системы гарантийного обеспечения возврата капиталов российских и иностранных инвесторов за счет кардинального снижения рисков может стать одним из важнейших направлений активизации инвестиционной деятельности в экономике Московской области.

Государственное участие предусматривает помимо привлечения государственных гарантий, внебюджетные источники в виде ликвидных государственных ценных бумаг и залогового ликвидного имущества, находящегося в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В целях усиления инвестиционных функций рынка страховых услуг Администрация Московской области будет активно содействовать развитию инфраструктуры страхования инвестиционной деятельности (инвестиционных рисков, кредитных вложений), введению специальных видов обязательного страхования, в том числе страхования имущества, и прежде всего - крупными предприятиями.

Для динамичного развития инвестиционной деятельности не менее важно и формирование рынка предложений эффективных инвестиционных проектов, доступных частному капиталу. С этой целью целесообразно организовать постоянно действующую Выставку инвестиционных проектов при Московской областной торгово-промышленной палате.

Созданию благоприятного климата для инвестиций будет содействовать проведение в Российской Федерации налоговой реформы, направленной на снижение налогового бремени и стимулирование инвестиционной активности, в том числе за счет: включения в затраты предприятий расходов на страхование рисков, снятия ограничений на размеры процентов, выплачиваемых по заемным средствам при отнесении их на затраты предприятий, введения института консолидированной группы налогоплательщиков.

Предполагаемое введение нового федерального законодательства, направленного на совершенствование амортизационной политики, предусматривающего ее либерализацию и дальнейшее реформирование, в том числе за счет укрупнения норм амортизации основных активов, расширения практики использования прогрессивных методов ускоренного амортизационного списания, адекватных используемым в мировой практике, способны существенно расширить инвестиционно-финансовые возможности предприятий.

Администрация Московской области проводит целенаправленную работу по созданию условий, способствующих привлечению инвестиций в экономику региона.

Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" предусматривает льготы пользователям объектов крупных производственных инвестиций (не менее 1 млн. долларов США) на территории Московской области по основным видам налогов - на прибыль, на имущество и налогам, зачисляемым в Дорожный фонд Московской области.

ГАРАНТ:

См. Закон Московской области от 24 ноября 2004 г. N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области"

Налоговые льготы, которые являются своеобразной формой инвестиций, предусмотрены и для важнейших отраслей хозяйственного комплекса Московской области - предприятий текстильной и легкой промышленности, оборонного комплекса, молочной и мясоперерабатывающей промышленности. Их использование стимулирует развитие предприятий и создает благоприятный климат для внешних инвестиций.

На цели инвестирования направлен и областной займ, выпуск которого осуществлен в соответствии с Законом Московской области "О Московском областном облигационном займе 1997 года". Первый выпуск займа позволил привлечь средства в размере 1 трлн. рублей, часть из которых направлена на развитие транспортных услуг в Московской области, системы здравоохранения и строительного комплекса.

Целям привлечения дополнительных инвестиций в экономику Московской обязательства Московской области в соответствии с указанным Законом могут иметь форму областных займов, кредитных обязательств, гарантийных обязательств Московской области.

В настоящее время Администрация Московской области ведет работу по подготовке нормативных правовых актов по обслуживанию и учету областного займа, в том числе Положения о порядке и условиях заключения кредитных договоров органами исполнительной государственной власти Московской области и учреждениями, находящимися в государственной собственности Московской области, Положения о формах, условиях и порядке предоставления гарантий (поручительств) от имени Московской области.

Положительное влияние на создание здоровой конкурентной среды, привлечение инвестиций окажет практика проведения открытых конкурсов за право выполнения государственного заказа Московской области.

 

Привлечение иностранных инвестиций

 

Одной из основных задач государственной инвестиционной политики является рост объемов иностранного капитала в различных формах, как существенного источника покрытия дефицита инвестиционных ресурсов. Для чего намечается осуществить следующие основные мероприятия:

развитие правовой базы, которая должна обеспечить стабильность условий для инвестиционной деятельности, а также практику их применения в отношении иностранных инвесторов путем совершенствования существующих и принятия новых российских нормативных правовых актов;

создание условий для практической реализации нормативных правовых актов, в первую очередь, с целью обеспечения стабильности инвестиционной деятельности предоставления гарантий и защиты инвестиций, эффективности рассмотрения и выполнения решений по судебным спорам по защите прав и интересов инвесторов, а также обеспечения личной безопасности иностранных предпринимателей;

совершенствование деятельности органов исполнительной государственной власти Московской области и организаций, содействующих процессу привлечения иностранных инвестиций и функционирования предприятий с их участием.

Инвестиционные проекты в различных отраслях экономики Московской области ориентированы, прежде всего, на техническое переоснащение действующих производств, расширение выпуска конкурентоспособной продукции и потребительских товаров, а также реализацию новейших научно-технических разработок.

За период с 1992 г. по 1996 г. в экономику Московской области иностранными инвесторами вложено около 620 млн. долларов США, причем за 1996 год - 18 процентов от общей суммы привлеченных финансовых ресурсов.

Наиболее крупными объектами вложения иностранного капитала за последние годы стали:

новое кондитерское производство в Ступинском районе - ООО "Марс", в создание которого американская фирма вложила 422,9 млн. долларов США;

машиностроительные предприятия "Поток" (г. Королев) и "Луч" (г.Подольск), на базе которых при участии шведско-датского концерна "Тетра-Лаваль" получили развитие производства оборудования для молочной и пищевой промышленности ("Альфа-Лаваль-Поток"), а также упаковочное оборудование ("Тетра-Пак-Луч"), в которые иностранными партнерами вложено по 23 млн. долларов США;

АООТ "Балашихинский кислородный завод", в производство азота на котором вложено иностранного капитала на сумму 14,7 млн. долларов США;

АООТ "Тиги-Кнауф" (г. Красногорск), где на базе действующего предприятия организовано производство новых видов строительных отделочных материалов и вложено 5 млн. долларов США.

На предприятиях и производствах, созданных при участии иностранных инвесторов и партнеров, за 1992-1996 годы создано дополнительно около 18 тысяч новых рабочих мест.

Проекты с достаточно быстрыми сроками окупаемости, отвечающие требованиям региональных приоритетов, составляют основу Программы в части привлечения иностранных инвестиций.

В настоящее время предприятиями, осуществляющими свою деятельность в Московской области, заявлено около 200 инвестиционных проектов на общую сумму 3,5 трлн. рублей, которые охватывают все хозяйственные комплексы, в том числе:

 

     топливно-энергетический комплекс                         - 3 проекта
     металлургический комплекс                                - 3  -"-
     машиностроительный  комплекс                             - 22 -"-
     спецкомплекс                                             - 36 -"-
     легкая промышленность                                    - 33 -"-
     химико-лесной комплекс                                   - 23 -"-
     строительный комплекс                                    - 20 -"-
     агропромышленный  комплекс                               - 34 -"-

 

По состоянию на 01.01.97 действуют 28 международных соглашений о сотрудничестве Московской области с различными территориальными образованиями зарубежных стран и достигнуты договоренности с рядом иностранных инвесторов о вложениях в экономику Московской области. Ожидаемый приток инвестиций в ближайшие три года составит: 1998 год - 400, 1999 год - 680, 2000 год - 420 млн. долларов США.

Привлечение иностранных инвестиций обеспечит развитие международной производственной кооперации и будет содействовать адаптации действующих производств к требованиям современного рынка с проведением частичной их реструктуризации.

Реализация данного раздела Программы предполагает также использование части средств, полученных за счет областного облигационного займа в качестве региональных гарантий сторонним инвесторам, вкладывающим свои капиталы в инвестиционные проекты, реализуемые на территории Московской области.

 

Использование потенциала рынка ценных бумаг
для активизации инвестиционной деятельности

 

Масштабы привлечения капитала частных инвесторов, вовлечение сбережений населения в инвестиционную сферу во многом зависят от формирования в России эффективного рынка ценных бумаг.

Снижение доходности государственных ценных бумаг создаст реальные предпосылки для выхода предприятий всех форм собственности на рынок капиталов с целью привлечения необходимых им инвестиционных ресурсов. Увеличится вторичная эмиссия акций и выпуск корпоративных облигаций, расширится круг акционерных обществ, эмитирующих высоколиквидные акции. В фондовый оборот будут вовлечены как акции дополнительно приватизируемых предприятий, так и государственные пакеты акций уже приватизированных предприятий; расширится привлечение средств за счет внешних займов и производных ценных бумаг на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Повышению уровня капитализации фондового рынка во многом будет способствовать изменение политики приватизации, ее переориентация на привлечение в производство инвестиций, необходимых для производственного и технологического обновления приватизируемых предприятий. Реализация нового этапа приватизации по индивидуальным проектам, после их тщательной предпродажной подготовки, обеспечит повышение инвестиционной привлекательности предприятий, увеличит котировки продаваемых акций и их ликвидность.

Наиболее эффективным механизмом продажи акций предприятий, в том числе находящихся в государственной собственности, должны стать специализированные денежные аукционы и коммерческие конкурсы, которые гарантируют участие большого количества мелких инвесторов, исключают неконкурентную продажу по заниженной цене, позволяют привлечь внешних, в том числе иностранных, инвесторов. Схема индивидуального распределения средств от продажи предприятий позволит гибко реагировать на изменения экономической конъюнктуры и проводить эффективную инвестиционную политику.

При проведении инвестиционных торгов целесообразно введение процедуры подтверждения финансовых возможностей инвестора, победившего на конкурсе, стандартной банковской или иной аналогичной гарантией, оформляемой в соответствии с требованиями действующего законодательства. При продаже объектов на инвестиционных конкурсах должно практиковаться страхование сделок. В этом случае приватизированное предприятие приобретает гарантии получения предусмотренных проектом инвестиций - либо от инвестора, либо от страховой организации.

Для защиты интересов инвесторов и снижения риска инвестирования в ценные бумаги также необходимо:

преобразование неэффективных инвестиционных институтов в новые, в том числе в паевые инвестиционные фонды, которые способны более эффективно аккумулировать и использовать на цели инвестирования средства частных инвесторов и населения;

развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг и обеспечение высокой степени информационной "прозрачности" рынка, раскрытие достоверной информации об эмитентах:

формирование и развитие рынка страховых услуг, создание и широкое распространение разнообразных форм компенсации, систем взаимных гарантий и страхования на рынке ценных бумаг.

Существенный вклад в оживление инвестиционной деятельности должен внести банковский капитал. Ожидаемое снижение доходности вложений в государственные ценные бумаги и ставки рефинансирования создадут необходимые предпосылки для перетока накопленных в банковском секторе финансовых средств в производство, использования в интересах его развития информационных ресурсов, знаний и опыта в области новейших банковских технологий.

Для привлечения банковских институтов к долгосрочным инвестиционным проектам важно завершение формирования государственной системы правового обеспечения банковской деятельности, в частности, скорейшее принятие законодательства Российской Федерации о гарантировании вкладов граждан в банках, несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и ряда других.

Для привлечения к структурной перестройке предприятий, осуществляющих свою деятельность в Московской области, российских банков целесообразно опираться на их заинтересованность в обладании крупными (контрольными или блокирующими) пакетами акций этих предприятий. Предполагается, что передача банкам акций приватизированных предприятий будет осуществляться одним из следующих способов:

а) передача пакетов акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, взамен на обязательства вложить в развитие предприятия соответствующую сумму финансовых средств;

б) принудительная конверсия долгов предприятий по налогам и другим платежам в акции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 1996 г. N 1054 "О мерах по ликвидации задолженности акционерных обществ по заработной плате и налогам" с последующей продажей этих акций банку;

в) передача принадлежащих государству и муниципальным образованиям пакетов акций предприятий в трастовое управление банкам.

Важным аспектом деятельности банков в инвестиционной сфере является их участие в процессе объединения предприятий различных форм собственности в эффективные промышленные структуры - финансово-промышленные группы (ФПГ), консорциумы, холдинги. Для стимулирования более активной интеграции финансового и промышленного капитала уже в ближайшие годы предполагается доработать действующую законодательную и нормативно-методическую базу.

Для решения перспективных задач требуется динамичное развитие малого и среднего предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики, предоставление малым предприятиям права дополнительного включения в объем собственных средств, направляемых на финансирование проекта, будущих прибыли и амортизации, получаемых в результате производственной деятельности в период создания производственных мощностей по данному проекту, что будет способствовать выравниванию стартовых условий участия малого и крупного бизнеса в конкурсном распределении средств.

В предстоящие годы в Московской области будет продолжена работа по расширению объемов лизинговых операций, позволяющих не только решить проблему финансирования технического перевооружения производства, но и осуществлять ее на принципиально новой прогрессивной основе. Особое внимание при этом должно быть уделено дальнейшему наращиванию продажи российского оборудования посредством лизинговой деятельности, способствующей расширению внутреннего спроса, а также подготовке квалифицированных специалистов по лицензированию лизинговой деятельности.

Для более широкого использования преимуществ лизинга в оживлении инвестиционной активности предусматривается:

создание системы государственных гарантий по частным инвестициям, направляемым на техническое перевооружение товаропроизводящих предприятий на условиях финансового лизинга;

развитие вторичного рынка имущества, составляющего объект финансового лизинга.

Реальным источником пополнения инвестиционных ресурсов в предстоящие годы должны стать сбережения населения. Их участие в инвестиционном процессе во многом будет зависеть от привлекательности (ликвидности, доходности и надежности) вложения средств граждан в финансовые и инвестиционные институты, а также наличия эффективных механизмов трансформации вкладов физических лиц в инвестиции.

Повышению заинтересованности граждан может способствовать создание нового вида вкладов - долгосрочных инвестиционных вкладов под гарантии государства. При этом должен быть разработан механизм их предоставления, учитывающий размеры и сроки вклада, определен порядок и размеры выплаты процентов по ним.

Широкое распространение в предстоящие годы должны получить ипотечные кредиты, получаемые под залог стоимости имеющейся у граждан собственности (приватизированной квартиры, дачи, земельного участка). Государство намерено активно содействовать становлению общероссийской системы жилищного ипотечного кредитования, формированию вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов.

 

Характеристика инвестиционной деятельности по комплексам

 

Социальная сфера

 

Жилищное и коммунальное строительство.

В Московской области в 1998-2000 годах предусматривается:

всемерное развитие жилищного кредитования, в первую очередь, предоставление банками гражданам долгосрочных ипотечных кредитов на приобретение квартир и индивидуальных домов;

содействие развитию среднесрочного кредитования жилищного строительства на основе совершенствования законодательной базы, обеспечивающей использование земельных участков и незавершенных объемов строительства в качестве залога недвижимого имущества;

развитие банковской системы жилищных сбережений с использованием именных жилищных накопительных счетов, защищающих вклады от инфляции и обеспечивающих целевое использование средств;

государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в виде безвозмездных субсидий, как основной формы использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу;

расширение комплекса мер, направленных на государственную поддержку жилищного строительства в городах и районах Московской области, активизация работы региональных и местных фондов развития жилищного строительства, выпуск жилищных сертификатов, осуществление мер по сокращению незавершенного жилищного строительства;

обеспечение на основе соответствующих федеральных целевых программ в объемах, предусмотренных федеральным бюджетом, жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и некоторых других групп населения;

предоставление муниципального жилья, сооружаемого за счет местных бюджетов, только малоимущим гражданам.

 

Таблица 11

(млрд. руб.)

Источники финансирования 1998 1999 2000
Всего 5200 5300 5500
Федеральный бюджет 60 50 40
Областной бюджет и средства местных
бюджетов
120 110 110
Средства предприятий и организаций 1700 1750 1800
Средства населения 1000 1200 1400
Привлеченные средства 2320 2190 2150

 

Важнейшей задачей в предстоящий период является обеспечение сохранности, обновления существующего жилого фонда за счет капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилых домов, построенных в Московской области в 1956-1960 годах, а также строительство новых жилых домов взамен домов, подлежащих сносу. Разрабатываются проекты государственных программ Московской области: "Развитие и модернизация базы стройиндустрии Московской области на период до 2001 года", "Реконструкция жилых домов первых массовых серий", на реализацию которых предусматривается привлечь по 2,0 - 2,2 трлн. рублей ежегодно.

Развитие жилищного и гражданского строительства невозможно без развития коммунального хозяйства. Объем капитальных вложений в коммунальное хозяйство Московской области должен составлять не менее 30 процентов от средств, направляемых на жилищное строительство.

Для развития систем водоснабжения и канализации необходимо вложить за три года 2271,39 млрд. рублей, в том числе 554,53 млрд.рублей - в 1998 году, 853,33 и 863,53 млрд. рублей соответственно - в 1999 и 2000 годах.

Требуется завершить строительство коллектора Егорьевск-Воскресенск, Лужковского водозаборного узла для обеспечения устойчивого водоснабжения г. Серпухова, Восточной системы водоснабжения и других объектов.

На развитие газовых сетей и систем теплоснабжения согласно постановлению Губернатора Московской области от 08.05.97 N 98-ПГ "О газификации Московской области в 1997-2000 годах" необходимо 2168,5 млрд. рублей, в том числе в 1998 году - 964,4, в 1999 году - 614,4 и в 2000 году - 589,7 млрд. рублей.

ГАРАНТ:

См. Государственную программу Московской области от 2 ноября 1998 г. N 15/98-НА "Газификация Московской области" на 1998-2000 годы, утвержденную решением Московской областной Думы от 14 октября 1998 г. N 15/30

На строительство первоочередных комплексов по переработке твердых бытовых отходов (ТБО) в Московской области в рассматриваемом периоде необходимо 1414 млрд. руб., в том числе:

1998 г. - 340 млрд. руб,

1999 г. - 567 млрд. руб.

2000 г. - 507 млрд. руб.

Финансовые ресурсы предполагается сконцентрировать на строительстве двух объектов по переработке ТБО в Пушкинском (д. Царево) и Одинцовском (д. Часцы) районах.

На развитие системы здравоохранения и социальной защиты населения предполагается направить 1359,3 млрд. руб., в том числе:

1998 г. - 391,0 млрд. руб.

1999 г. - 441,8 млрд. руб.

2000 г. - 526,5 млрд. руб.

Будет продолжено строительство лечебно-профилактических и санаторных объектов для оздоровления детей, общеобразовательных специальных учреждений для умственно-отсталых детей и для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, планируется ввести в эксплуатацию 16 больниц на 1992 койки. Приоритетным является строительство объектов родовспоможения, детства и специализированных медицинских учреждений, в том числе: диагностического центра с расширением онкологического диспансера Московского областного диагностического диспансера, реконструкция МОНИИАГ, областной детской психоневрологической больницы для детей с нарушениями центральной нервной системы.

На развитие материально-технической базы образования предполагается направить 570 млрд. руб., в том числе:

1998 г. - 166,8 млрд. руб.

1999 г. - 190,6 млрд. руб.

2000 г. - 212,6 млрд. руб.

Средства бюджетов городов и районов предполагается направить на завершение строительства общеобразовательных учреждений в городах Домодедово, Дубне, Климовске, Рошале, Красноармейске, Ликино-Дулево и других, сельских - в д. Таширово Наро-Фоминского района, д. Павлищево Можайского района и других.

За счет средств областного и федерального бюджетов будет завершено строительство учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: детский дом для глухих детей в г. Коломне на 96 мест, школа-интернат для детей с девиантным поведением на 144 места в д. Дальняя Павлово-Посадского района, школа-интернат для детей-сирот в с. Красное Подольского района, детский дом в г. Раменское на 120 мест и другие.

С помощью сторонних инвесторов будет завершена реконструкция общежитий бывших ПТУ.

На развитие учреждений культуры предполагается направить 109,6 млрд. руб., в том числе:

1998 г. - 28,3 млрд. руб.

1999 г. - 31,8 млрд. руб.

2000 г. - 49,5 млрд. руб.

Средства федерального бюджета предполагается направить на вывод Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника с территории Троице-Сергиевой Лавры, реконструкцию первой очереди Госфильмофонда в п. Белые Столбы Домодедовского района, учебного корпуса Московского государственного университета культуры, вывод историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим" из ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и др.

За счет средств областного бюджета предусматривается завершить строительство фондохранилища Государственного дома-музея П.И. Чайковского в г. Клину, реконструкцию фондохранилища Государственного историко-ландшафтного музея "Мураново" и др.

Средства бюджетов городов и районов предусматривается направить на реконструкцию здания районной библиотеки им. Лажечникова в Коломенском районе, завершение строительства Центра детского творчества в Серпуховском районе и других объектов.

 

Наука

 

На территории Московской области функционирует более 300 научных организаций, в том числе 93 академических. Необходимая активизация их работы в 1998-2000 годах по выполнению научных и опытно-конструкторских разработок и широкому внедрению результатов, в том числе в коммерческие высокоэффективные технологии, образцы и модели конкурентоспособных товаров и услуг, требует только на основании имеющегося "портфеля заявок" на финансирование НИР и НИОКР не менее 100 млрд. руб. в год, в том числе с реализацией значительной части их на возвратной основе.

Основным направлением инвестиций по отрасли "Наука" по данным Минэкономики Российской Федерации на период до 2000 года является завершение строительства крупных научных объектов федерального значения, начатых в 1991-1995 годах. Ввод этих объектов в эксплуатацию позволит развить новые направления науки, создать передовые технологии, а также решать задачи социальной сферы территориальных образований.

Предполагается завершить строительство 16 объектов, в том числе:

Ускорительно-накопительного комплекса (УНК) в Институте физики высоких энергий (г. Протвино).

Московской мезонной фабрики в Институте ядерных исследований (г. Троицк).

Установки "Токомак" со сверхсильным полем в Институте инновационных и термоядерных исследований (г. Троицк).

Лабораторных корпусов в филиале Института ядерной физики (г. Протвино) и Институте биоорганической химии (г. Пущино).

Комплекса объектов Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна).

Инженерно-лабораторных корпусов с сертификационными центрами в Центрах стандартизации, метрологии и сертификации городов Коломны и Сергиева Посада.

На эти цели предполагается направить из федерального бюджета в 1998 году - 165, в 1999 году - 115 и в 2000 году - 110 млрд. руб.

 

Промышленность

 

Топливно-энергетический комплекс Московской области (ТЭК).

В Программе учтены средства, направляемые на расширение и реконструкцию предприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Топливо и энергия", бюджета развития Российской Федерации, а также средства на развитие энергетики а соответствии с постановлением Правительства Московской области от 13.05.96 N 24/11 "Об энергетической стратегии Московского региона на период до 2010 года", которым предусмотрен ввод новых мощностей на Загорской ГАЭС, реконструкция и техническое перевооружение электрических мощностей на ряде электростанций, расположенных на территории Московской области.

Основными источниками инвестиций в комплексе являются собственные и заемные средства предприятии, которые направляются на развитие производственного потенциала на базе прогрессивных технологий.

Реализация Программы позволит существенно повысить экономическую эффективность электроэнергетики путем вывода из эксплуатации и реконструкции устаревшего и изношенного оборудования с увеличением доли комбинированной выработки электроэнергии и тепла.

В металлургическом комплексе Московской области за счет привлечения внебюджетных источников и средств от ускоренной амортизации предполагается обеспечить увеличение в общем выпуске доли сертифицированной на международном уровне высококачественной конкурентоспособной продукции. В АО "Завод "Электросталь", АО "Центролит", АО "Подольский завод цветных металлов" продолжится работа по техническому перевооружению литейных и других производств высокопроизводительным оборудованием.

В химико-лесном комплексе Московской области инвестиционная деятельность будет направлена на решение задач, связанных с реструктуризацией отраслей, входящих в его состав, и достижение стабилизации работы основных жизнеобеспечивающих производств.

Предполагается участие предприятий, осуществляющих свою деятельность в Московской области, и их инвестирование в соответствии с Федеральными целевыми программами "Развитие промышленной биотехнологии" (1996-2000 годы), "Развитие лесопромышленного комплекса Российской Федерации".

В химической промышленности наряду со стабилизацией производства основное внимание уделяется организации выпуска конкурентоспособной и социально ориентированной продукции, в том числе современных химических материалов и изделий из них для медицинской промышленности и здравоохранения, новых прогрессивных полимерных материалов.

В медицинской промышленности - переоснащению шестнадцати предприятий и организаций по выпуску лекарственных средств в соответствии с требованиями международных стандартов с целью повышения качества и конкурентоспособности медицинской продукции, а также шести предприятий по выпуску специализированной техники.

Наибольшие объемы инвестиционных средств (примерно 900 млрд.руб.) предстоит освоить ОАО "Химфармкомбинат "Акрихин", АО "Биомед" (Красногорский район), Институту полиомиелита и вирусных энцефалитов, АО "Медикоинструментальный завод им.Гусенкова" (г.Можайск), АО "Медстекло" (г.Клин).

В лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной отраслях экономики Московской области предусматривается техническое перевооружение деревообрабатывающих (мебельных) предприятий с использованием прогрессивного оборудования, системой контроля и управления технологическими процессами. Техническое перевооружение мебельного производства предусматривается в АО "Электрогорскмебель", АО "Шатура", АО "Сходнямебель" и АО "Экспериментальный завод ДСП" (г. Сергиев Посад).

Одним из основных направлений развития машиностроительного комплекса Московской области 'на период 1998-2000 гг. является увеличение выпуска продукции российского производства для удовлетворения потребности внутреннего рынка машинами и оборудованием с улучшенными показателями по качеству, надежности и конкурентоспособности. Предстоит создать и освоить новые виды машин и оборудования, расширить их ассортимент и модернизировать выпускаемые изделия. Реформирование машиностроительного комплекса связано с решением целого спектра структурных, научно-технических, инвестиционных и других проблем.

Развитие машиностроения и его отдельных отраслей в этот период предусматривается осуществлять на базе федеральных целевых и отраслевых программ, отдельных проектов предприятий за счет собственных и привлеченных средств.

В 1998-2000 гг. предусматривается участие ряда предприятий, осуществляющих свою деятельность в Московской области, в реализации 6 федеральных целевых программ.

В рамках Федеральной целевой программы "Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России (1996-2005 годы) предусматривается создание мощностей по выпуску электровозов в АООТ "Коломенский тепловозостроительный завод" и производству комплектных электропоездов в АО "Демиховский машиностроительный завод". В соответствии с программой "Развитие производства городских автобусов, троллейбусов и трамваев в Российской Федерации в 1993-2000 годах (Развитие транспортных средств для пассажирских перевозок)" продолжится создание мощностей по выпуску автобусов и комплектующих к ним. Дальнейшее развитие получит АО "Холдинговая компания "Голаз", АО "Давыдово", Серпуховский автозавод и ряд других.

Структурная перестройка отраслей машиностроения, обновление их основных фондов до уровня, обеспечивающего выпуск конкурентоспособной продукции, требует увеличения темпов ежегодного обновления основных производственных фондов до 8 процентов, а коэффициент выбытия довести до 5 процентов.

В спецкомплексе Московской области в 1998-2000 гг. инвестиции будут направлены на реконструкцию и техническое перевооружение мощностей по выпуску новейших образцов вооружения и военной техники, необходимых для успешного реформирования Вооруженных Сил России, реализацию Федеральных целевых программ "Разработка и применение технологий двойного назначения (Спецхимия)", "Развитие гражданской авиационной техники России до 2000 года", "Национальная технологическая база" и Российской государственной программой развития электронной техники, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.94 N 453.

Кроме того, государственные инвестиции будут направлены на завершение к 2000 году Федеральной целевой программы "Конверсия оборонной промышленности на 1995-1997 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 1274. Это позволит реализовать ряд конверсионных проектов, которыми предусмотрено производство высокотехнологичной и экспортоориентированной продукции, в том числе авиационной и медицинской техники, оборудования для ТЭК, АПК и других отраслей, что позволит поддержать научно-технический потенциал предприятий оборонных отраслей промышленности.

Государственные инвестиции будут направлены также на реализацию федеральных целевых программ и выполнение мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 23.03.95 N 12/7 "О комплексной программе по усилению борьбы с преступностью в Московской области на 1995-1997 годы". Продолжится строительство и реконструкция следственных изоляторов, зданий для размещения спецбатальонов милиции, зданий районных и городских управлений (отделов) внутренних дел, а также зданий Московского областного, Подольского и Дмитровского районных и городских судов (гг. Реутов и Железнодорожный).

Текстильная и легкая промышленность Московской области.

Программа учитывает изменившиеся условия поставок сырьевых ресурсов, потребности промышленности в тканях технического и специального назначения, а также заполнение рынка импортными товарами легкой промышленности. Предусматривается развитие производства с углубленной переработкой сырья до готовых изделий, обеспечение загрузки высвобождаемых производственных площадей и занятости производственного персонала за счет организации дополнительных рабочих мест. Связанное с этим процессом перепрофилирование ряда производств предприятий требует оснащения их современной высокопроизводительной техникой, организации новых технологических процессов на конечных отдельных этапах изготовления продукции, повышающих потребительские свойства и конкурентоспособность изделий.

В частности, в АО "Глуховский текстиль" ведется техническое перевооружение с привлечением инвестиций на сумму свыше 100 млрд, рублей для использования льноволокна в изготовлении широких смесовых тканей с последующим пошивом готовых изделий и реализацией их на российском и иностранных рынках.

Реконструкция производства Акционерного общества "Серпуховский кожевенный завод "Труд" в объеме 76 млрд. рублей позволит создать современное кожевенное производство и задействовать в процессе изготовления высококачественных кож разнообразного назначения более 10 предприятий в Московской области в качестве партнеров-смежников. Разработанные бизнес-планы предприятий текстильной и легкой промышленности в Московской области предусматривают использовать свыше одного миллиарда рублей инвестиций в основном за счет собственных и привлеченных средств.

Основной источник развития предприятий - собственные средства, которые составят не менее 80 процентов от общей суммы инвестиций или свыше 2 трлн. рублей ежегодно.

 

Таблица 12

(млрд. руб.)

Источники финансирования 1998 1999 2000
Всего (за исключением иностранных
инвестиций),
2500 2550 2600
в том числе:      
Областной бюджет и средства местных
бюджетов
35 40 40
Средства предприятий и организаций 2015 2040 2060
Привлеченные инвестиции 210 420 450
Привлеченные иностранные инвестиции
(млн. долларов США)
210 370 230

 

Программой предусматривается поддержка предприятий промышленного комплекса за счет привлечения средств финансовых и лизинговых компаний, коммерческих банков, частных инвесторов и других источников на уровне 400-450 млрд. рублей в год* привлечение инвестиций на развитие отдельных предприятий и производств в рамках принятых федеральных целевых программ в объеме 150 млрд. рублей. Эффективные инвестиционные проекты будут поддержаны Администрацией Московской области за счет кредитных ресурсов и залогового фонда, который предполагается создать. Кроме того будут привлечены иностранные инвестиции за счет развития взаимовыгодного сотрудничества Московской, области с зарубежными организациями на сумму 800 млн. долларов США.

 

Строительный комплекс

 

В строительном комплексе Московской области инвестиционные ресурсы будут направлены на реализацию структурной перестройки производственной базы жилищного строительства и выполнение Федеральной целевой программы "Свой дом". Развитие производственных отраслей строительного комплекса намечается по следующим направлениям:

возведение жилых и общественных зданий из материалов и конструкций нового поколения, обеспечивающих экономичность строительства и эксплуатации жилья, повышенную комфортность проживания и архитектурную выразительность, сокращение продолжительности инвестиционного цикла;

создание мощностей по производству строительных материалов и изделий на основе новых ресурсе - и энергосберегающих технологий, базирующихся на основе использования местных сырьевых ресурсов, а также отходов различных производств, обеспечивающих снижение материалоемкости в 1,5 раза;

создание минипроизводств по выпуску различных строительных материалов и изделий, а также нового технологического оборудования для их производства;

создание прогрессивных конструкций комплектной поставки для быстровозводимых зданий и сооружений.

Разработаны мероприятия по структурной перестройке производственной базы жилищного строительства Московской области, которые предусматривают проведение радикальных изменений в промышленности строительных материалов на долгосрочную перспективу. В них определены приоритетные направления развития и организации производства новых видов строительных материалов, конструкций и изделий за счет технического перевооружения предприятий и обновления производственного потенциала на новой технологической базе с использованием последних отечественных и зарубежных достижений.

В соответствии с данными мероприятиями за последние два года в Московской области был введен целый ряд объектов и производств, на которых уже осуществляется выпуск эффективных материалов и конструкций. Освоен выпуск керамзитобетонных панелей с термовкладышами из пенополистирола в АО "Дмитровский ДСК", "Воскресенский ДСК", "Тучковский ДСК" и других. В городе Видное введены мощности по производству 4 тысяч тонн эффективного экологически чистого утеплителя "Эковата". Завершаются монтажные работы завода-автомата по выпуску лицевого кирпича, мощностью 45 миллионов штук в год в АООТ "Ново-Иерусалимский кирпичный завод" и технологическая линия на 50 миллионов штук кирпича в АООТ "Гололобовский кирпичный завод". В АООТ "Дмитровский ДОЗ" и АООТ "Балашихинский ДОЗ" отрабатывается технология производства оконных блоков с установкой стеклопакетов и тройным остеклением. Ведется строительство и реконструкция ряда других эффективных производств.

Финансирование работ по реализации намечаемого развития отраслей строительного комплекса предусматривается осуществлять, в основном, за счет привлечения внебюджетных источников.

Для развития строительного комплекса намечается значительное увеличение использования кредитов коммерческих банков, российских и иностранных инвесторов.

Намечается привлечение кредита Экспортно-импортного банка США и Европейского банка реконструкции и развития в объеме 453,4 млн. рублей для финансирования 18 предприятий строительной индустрии, закупающих технологические линии и оборудование.

В 1998-2000 годах развитие промышленности строительных материалов, изделий и конструкций предусматривается за счет реализации инвестиционных проектов под государственные гарантии на конкурсной основе. Общий объем инвестиций за счет всех источников финансирования в 2000 году составит 1754,1 млн.рублей, против 1402,6 млн. рублей в 1996 году, в том числе на развитие отраслей строительного комплекса - 713,7 млн.рублей (1996 год - 705,5 млн.рублей).

 

Агропромышленный комплекс

 

За последние годы в агропромышленном комплексе Московской области произошли глубокие изменения: созданы основы многоукладной экономики, предприятия АПК изменили организационно-правовую форму, набирает силу фермерское движение.

В то же время в агропромышленном секторе пока не преодолены кризисные явления, вызванные трудностями перехода предприятий АПК к работе в рыночных условиях. Снижается производственный потенциал, ухудшается плодородие почв, состояние племенного животноводства и семеноводства, стареют техника и оборудование, не соблюдается система земледелия.

Выход из кризиса, стабилизация и подъем агропромышленного производства связаны прежде всего с насыщением его современными технологиями, обновлением материально-технической базы, реконструкцией и модернизацией действующих предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Создавшаяся ситуация на селе требует активизации инвестирования в АПК Московской области.

На 1998-2000 годы в АПК Московской области предусмотрено направить за счет всех источников финансирования 1846,7 млрд. рублей капитальных вложений, в том числе в сельскохозяйственное производство - 1430,9 млрд. рублей.

Эти средства, будут направлены:

на восстановление производственного потенциала и укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных организаций;

на применение эффективных ресурсосберегающих технологий сельскохозяйственного производства, хранения и переработки сырья и продукции;

на мероприятия по повышению плодородия земель, племенного животноводства и семеноводства;

на вывод из кризиса, восстановление и дальнейшее развитие птицеводства;

на создание условий для развития и укрепления материально-технической базы крестьянских (фермерских) хозяйств, их производственной и социальной инфраструктуры;

на качественное улучшение мелиоративного фонда, осуществление работ по строительству и реконструкции осушительных и оросительных систем, культуртехнические работы, замену вышедших из строя трубопроводов на оросительной сети.

Инвестиции в рыбное хозяйство Московской области будут осуществляться в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.95 N 930 Федеральной программой развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года "Рыба".

Выделяемые средства будут направляться в первую очередь на совершенствование технологии переработки и хранения рыбопродукции, увеличение объемов работ по воспроизводству рыбных запасов, реконструкцию и техническое перевооружение систем водоснабжения зимовальных прудов.

Основными направлениями инвестиционной деятельности в пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2000 года с участием средств бюджета Московской области должны стать ввод в действие объектов хлебопекарной промышленности, относящихся к областной собственности (хлебокомбинат в г. Домодедово), реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий в мясо-молочной и других отраслях, а так же ввод объектов, предусмотренных областной целевой программой "Развитие индустрии детского питания".

 

Транспорт

 

Программой предусматривается обеспечение бесперебойного функционирования в Московской области 1140 автобусных маршрутов общей протяженностью 29698 км, поддержание областной маршрутной сети и технического состояния парка маршрутных автобусов, качественного содержания, ремонта и реконструкции автомобильных дорог Московской области и дополнительные меры по повышению качества обслуживания пассажиров, ремонту и реконструкции автовокзалов и автостанций. Для этого предполагается использовать средства консолидированного бюджета Московской области, регулирование тарифов на перевозку пассажиров и механизм льготного налогообложения, а также кредиты коммерческих банков под гарантию Администрации Московской области.

Устойчивая работа городского электрического транспорта в 1998 году и на период до 2000 года нашла отражение в Областной целевой программе "Обеспечение перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в городах Московской области на 1997 и на период до 2000 года", которая предусматривает удовлетворение общественных потребностей Московской области в перевозке пассажиров городским электрическим транспортом в городах Коломне, Ногинске и Химки. Начато строительство троллейбусной линии в г.Видное, намечается строительство такой же линии в г. Реутове. Это обеспечит выполнение перевозок пассажиров в объеме 50,8 млн. чел. в год по 11 маршрутам общей протяженностью 128,3 км.

Общий объем финансирования областных целевых программ по содержанию и ремонту областных дорог осуществляется за счет средств Дорожного фонда Московской области (56 процентов) и прочих доходов, в том числе субвенций Федерального дорожного фонда Российской Федерации. Дорожно-мостовое хозяйство в большинстве населенных пунктов Московской области содержится и развивается за счет средств областного бюджета.

Инвестиции направляются на обеспечение качественного содержания, ремонта, реконструкции и нового строительства автомобильных дорог общего пользования (13,5 тыс.км) и сооружений на них, в том числе мостов и путепроводов (729/31387, 14 шт. пог. м), водопропускных труб, автобусных павильонов (6272 шт.), площадок-стоянок (441 шт.), съездов (20387 шт.), дорожных знаков (59186 шт.), ограждений опасных мест (61,8 км), тротуаров (1114,4 км), а также объектов дорожно-мостового хозяйства в городах и поселках Московской области - 6757,9 км автомобильных дорог, 1027 искусственных сооружений, 285,9 км ливневой канализации.

Необходимый для выполнения указанных мероприятий объем средств приведен в таблице 13.

 

Таблица 13

(млрд. рублей)

Наименование областных целевых программ Объем инвестиций
1998 1999 2000
Обеспечение перевозок пассажиров ГП
"Мострансавто" в Московской области

257,6

300

300
Обеспечение содержания, ремонта,
реконструкции и нового строительства
автомобильных дорог общего пользования
Московской области и сооружений на них
в 1997 году и на период до 2000 года




543,2




597,5




657,3
Обеспечение содержания, ремонта и
строительства объектов областного
дорожно-мостового хозяйства в городах
и поселках Московской области в 1997
году и на период до 2000 года




47,7




86,0




90,0
Обеспечение перевозок пассажиров
городским электрическим транспортом
в городах Московской области на 1997
год и на период до 2000 года



4,413



5



5

 

Связь

ГАРАНТ:

О принципах развития сети телефонной связи общего пользования Московского региона на период 1998-2007 гг. см. письмо Госкомсвязи РФ от 23 июня 1998 г.

В настоящее время на балансе АООТ "Электросвязь" находятся 311 городских автоматических телефонных станций, 486 сельских АТС и 3 междугородных телефонных станции. Уровень телефонизации в Московской области составляет: в городах - 50,42 телефона на 100 семей, в сельской местности - 19,52 телефона на 100 семей.

Темпы развития телефонной связи значительно отстают от потребностей. Количество неудовлетворенных заявлений от населения на установку телефонов составляет почти 668 тысяч.

В 1998-2000 гг. на развитие связи намечается направить 482 млрд. руб. инвестиций, что позволит дополнительно ввести 131,5 тыс. номеров. В 1998 году за счет собственных средств АООТ "Электросвязь" на развитие отрасли предполагается направить 150 млрд. руб. и 5 млрд. руб. за счет привлеченных средств.

 

Инвестиционная программа Администрации Московской области на 1998-2000 годы разработана Комитетом по экономике Администрации Московской области в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.06.97 N 46/16 и отвечает положениям Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы, принятой решением Московской областной Думы от 25.06.97 N 8/139 и прогнозу социально-экономического развития Московской области на период до 2005 года. Программа направлена на обеспечение максимально возможного привлечения инвестиций в экономику Московской области, определение приоритетных направлений и объектов по использованию инвестиций в хозяйственных комплексах Московской области, оптимизацию воспроизводственного процесса обновления основных фондов в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и социальной сфере.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Московской области от 19 января 1998 г. N 2/1 "Об Инвестиционной программе Администрации Московской области на 1998-2000 годы"


Текст постановления официально опубликован не был