Паспорт Государственной программы Московской области
"Развитие и модернизация базы стройиндустрии
Московской области на период до 2001 года"
Наименование программы
Государственная программа Московской области "Развитие и модернизация базы стройиндустрии Московской области на период до 2001 года".
Дата принятия решения о разработке программы (наименование соответствующего нормативного акта)
Постановление Правительства Московской области от 15.11.95 N 39/14, решение Московской областной Думы от 22.10.97 N 14/149 "Об областной целевой программе "Жилище" на период до 2000 года".
Государственный заказчик
Министерство строительства администрации Московской области.
Цели и задачи программы
Программа определяет научно-технические основы приоритетных направлений развития и организации производства новых видов строительных материалов, конструкций и изделий за счет технического перевооружения организаций и обновления производственного потенциала на новой технологической базе с использованием последних отечественных и зарубежных достижений.
Сроки и этапы реализации программы - 1998 - 2001 годы:
I этап - 1998 г. - создание организационно-правовой базы, разработка финансово-кредитного механизма по предоставлению льготных кредитов банков, привлечение инвестиций, средств граждан и организаций с учетом интересов всех участников процесса.
II этап - 1999 - 2001 гг. техническое перевооружение стройиндустрии за счет предоставленных кредитов банков и других источников финансирования согласно направлениям, указанным в программе, обеспечивая объемы выпуска строительной продукции, указанные в приложении 1.
Перечень основных мероприятий
разработка финансово-кредитного и инвестиционного механизмов;
подготовка проектов малоэтажных домов;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию современных технологий, материалов и инженерного оборудования;
модернизация базы стройиндустрии и промстройматериалов;
разработка и внедрение нормативной и правовой базы.
Исполнители основных мероприятий
органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
организации строительной индустрии, научно-исследовательские и проектные институты на конкурсной основе.
Объемы и источники финансирования
общий объем финансирования - 219,0 млн.руб. (в ценах 1998 года), в том числе:
научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по строительным материалам и проектам жилых домов - 38 млн.руб.;
разработки и внедрение технологического оборудования для производства строительных материалов и конструкций, в том числе перевооружение предприятий стройиндустрии - 155 млн.руб.;
разработка и внедрение технологического оборудования по производству систем инженерного обеспечения - 26 млн.руб.
Собственные средства организаций, кредиты коммерческих банков, прямые иностранные инвестиции, фонд НИОКР, средства федерального бюджета, в том числе льготные кредиты, ассигнования из местных фондов, территориальные целевые фонды. Объем средств, привлекаемый на реализацию программы, уточняется по результатам отчета исполнения программы за прошедший финансовый год по источникам и направлениям при разработке прогноза социально-экономического развития Московской области на очередной финансовый год и утверждается Московской областной Думой.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
возведение жилых домов и объектов социально-культурного назначения из материалов и конструкций нового поколения;
снижение продолжительности Инвестиционного цикла в 2 раза;
выпуск новых, эффективных строительных материалов и конструкций, разработка технологий их производства, обеспечивающих снижение материалоемкости в 1,5 раза, создание мини-производств по выпуску широкой гаммы стройматериалов;
технологическое перевооружение организаций стройиндустрии, строительных материалов и изделий;
внедрение прогрессивных систем инженерного обеспечения объектов жилищного и социального назначения.
Система организации контроля за исполнением программы
Министерство строительства администрации Московской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований обобщает поступающие от организаций материалы о реализации программы.
1. Общие положения
Государственная программа Московской области "Развитие и модернизация базы стройиндустрии Московской области на период до 2001 года" разработана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 15.11.95 N 39/14 и решением Московской областной Думы от 22.10.97 N 14/149 "Об областной целевой программе "Жилище" на период до 2000 года."
Настоящая программа определяет научно-технические основы приоритетных направлений развития и организации производства новых видов строительных материалов, конструкций и изделий за счет технического перевооружения организаций и обновления производственного потенциала на новой технологической базе с использованием последних отечественных и зарубежных достижений.
Одним из основных направлений данной программы определена необходимость дальнейшей структурной перестройки производственной базы домостроения и промышленности строительных материалов и конструкций для жилищного строительства, которая должна быть направлена на обеспечение в жилищном строительстве постепенного снижения веса конструкций, переход к открытой системе домостроения, позволяющей возводить жилые дома различной этажности и потребительских качеств, организацию производства прогрессивных конструкций на основе использования листовых и плитных экологически чистых и эффективных теплоизоляционных материалов, отказ от применения металло- и энергоемких производственных процессов, выпуск конкурентоспособных строительных материалов на уровне европейских и мировых стандартов качества в организациях промышленности строительных материалов и конструкций Московской области.
Анализ современного состояния капитального строительства в Московской области показывает, что материально-технические базы строительства и строительной индустрии физически и морально устарели и не позволяют производить в нужном количестве эффективные материалы и изделия на уровне евростандартов, реализовать прогрессивные конструкции и проекты зданий и сооружений различного назначения. Строительное производство не оснащено в достаточной степени техническими средствами и особенно средствами малой механизации.
Промышленность строительных материалов Московской области охватывает 350 предприятий с численностью промышленно-производственного персонала более 41000 человек.
Объемы производства в 1995 - 2000 гг. основных строительных материалов на заводах Московской области представлены в приложении 1*.
По состоянию на 01.01.98 в Московской области функционируют производственные мощности по ежегодному выпуску изделий для полносборного строительства на объем 1608 тыс.кв.м общей площади. Возможности кирпичного жилищного строительства по опыту прошлых лет, исходя из мощностей строительных организаций, кирпичных заводов, технологического транспорта и других факторов, составляют около 1800,0 тыс.кв.м общей жилой площади. Следовательно, собственные производственные мощности позволяют возводить ежегодно 3400 тыс.кв.м общей жилой площади. При этом применяемые технологии и имеющееся оборудование находятся на достаточно низком уровне, что не позволяет обеспечить выпуск продукции высокого качества и низкой себестоимости: высококачественного лицевого и эффективного кирпича, кровельных, столярных изделий, теплоизоляционных и сантехнических изделий.
В ходе реализации программы необходимо решить вопрос развития производства по выпуску оборудования для автономного жизнеобеспечения индивидуального малоэтажного строительства, перевооружения организаций крупнопанельного домостроения и заводов железобетонных изделий с целью выпуска конструкций для малоэтажного строительства.
Решение поставленных задач требует разработки и внедрения в строительство, в первую очередь жилищное, принципиально новых организационно-экономических подходов и концепций, базирующихся на прогрессивных достижениях в различных областях науки и техники, что позволит в кратчайшие сроки создать и внедрить в производство современные эффективные материалы и технологии, создать совершенные жилые комплексы, решить ряд вопросов, связанных с обеспечением экологической чистоты производства и повышением комфортности жилья. При этом задача должна быть решена при минимальных затратах на расширение производства и всемерном ресурсосбережении в строительстве.
2. Основные направление и задачи программы
Программа включает три основных направления:
Первое направление - жилые и общественные здания нового поколения.
Возведение жилых и общественных зданий из материалов и конструкций, обеспечивающих экономичность строительства и эксплуатацию жилья, повышенную комфортность проживания и архитектурную выразительность, а также снижение продолжительности инвестиционного цикла в два раза.
Решение проблемных вопросов по сохранению районов исторической застройки и требований современной урбанизации. Разработка системы жилых зданий и объектов социальной сферы для инвалидов и маломобильных групп населения в городах и поселках, позволяющих привлечь их в производственную сферу деятельности.
Второе направление - новые материалы, конструкции и технологии.
Выпуск новых эффективных строительных материалов и конструкций, разработка технологий их производства, базирующихся на использовании местных сырьевых ресурсов, в том числе отходов различных производств, обеспечивающих снижение материалоемкости в 1,5 раза, создание мини-производств по выпуску широкой гаммы стройматериалов, обеспечивающих реконструкцию жилых домов первых массовых серий.
Технологическое перевооружение предприятий стройиндустрии, строительных материалов и изделий, производство конструкций комплектной поставки для быстровозводимых зданий и сооружений.
Третье направление - системы инженерного обеспечения.
Разработка и внедрение прогрессивных систем инженерного обеспечения объектов жилищного и социального назначения, обеспечивающих комфортные условия проживания, снижение экономических затрат при эксплуатации зданий. Разработка санитарно-технических изделий, высокоэкономичного современного отопительного оборудования для индивидуальных жилых домов, современных очистных сооружений для индивидуальной и групповой застройки, надежных и долговечных трубопроводных систем коммунального назначения.
Основными задачами первого направления являются:
научное обоснование выбора рациональной структуры жилищного строительства для различных условий, исходя из необходимости максимальной активизации его по всем линиям: государства, организаций, кооперативов и индивидуальных застройщиков; научное обоснование выбора типов квартир, домов, их этажности, разработка санитарно-гигиенических параметров комфорта внутренней среды обитания, оборудования и инженерного оснащения жилища, обеспечивающих улучшение условий проживания и сокращение времени на ведение домашнего хозяйства в 1,5 раза;
создание перспективных архитектурных и инженерно-конструкторских моделей городского и сельского жилищ, наиболее полно отвечающих современным социально-бытовым потребностям населения и обеспечивающих повышение архитектурно-хозяйственного уровня жилья в городах и сельской местности;
разработка каркасных и смешанных систем в жилищном строительстве, предусматривающих оптимальное использование свойств и качеств каждого из применяемых материалов и конструкций: для наружных стен - ячеистые бетоны, низкосортная древесина, местные строительные материалы; для внутренних стен, перекрытий, лестниц - элементы крупнопанельного домостроения, гипсовые пазогребневые блоки и другие материалы; фундаменты и внутренние несущие конструкции - монолитный бетон;
развитие монолитного домостроения, требующего по сравнению с крупнопанельным в 2 - 3 раза меньше капитальных вложений в развитие материально-технической базы, имеющего лучшие конструктивные характеристики, открывающие качественно иные возможности в градостроительстве и архитектурной выразительности жилых домов;
разработка принципиально новых энергосберегающих технических решений, обеспечивающих утепление ограждающих конструкций зданий, повышение их сопротивления теплопередаче, снижение воздухопроницаемости окон и дверей. При этом снижение энергопотребления на эксплуатацию зданий за счет совершенствования конструктивных решений и применения автоматизированных систем инженерного оборудования суммарно составит до 40%.
В период реализации программы значительно возрастет роль реконструкции жилых и общественных зданий, которая при рациональном подходе и прогрессивных технологических решениях может стать конкурентоспособной по стоимости новому строительству и обеспечит сбережение материальных ресурсов.
Основными задачами второго направления являются:
переориентация производственной базы на выпуск эффективных материалов и конструкций для индивидуального строительства и создание различных мини-производств;
использование существующих и разработка новых минипроизводств по выпуску: грунтоцементного кирпича мощностью 1 - 20 млн. условного кирпича в год, керамического кирпича мощностью 5 - 15 млн. штук, блоков из ячеистого бетона, изделий для малоэтажного строительства из мелкозернистого бетона, стеновых материалов из отходов древесины.
Указанные производства ориентированы на использование местных сырьевых ресурсов, малоэнергоемки и характеризуются высоким научно-техническим уровнем. В качестве местных сырьевых ресурсов в разрабатываемых производствах будут использоваться некондиционное сырье, отвальные и горные породы угольных шахт, металлических производств, золы ТЭЦ, продукты углеобогащения и прочие.
Создание и внедрение мини-производств и прогрессивных технологических линий для действующих мощностей по автоклавным и безавтоклавным ячеистобетонным изделиям из местного сырья позволит уменьшить дефицит стеновых и теплоизоляционных материалов и обеспечить малоэтажное строительство высокоэффективными конструкционно-теплоизоляционными материалами при снижении стоимости стен на 25 - 50% и сокращении теплопотерь в процессе эксплуатации в 1,5 - 2 раза;
переработка местных ресурсов в эффективные строительные материалы на базе производства грубых и тонких базальтовых волокон: базальтопластиковая арматура, плитный утеплитель и маты связи. Использование БПА в бетонных конструкциях позволит применять различные виды вяжущих, обеспечить экономию стали до 60%. Применение базальтового утеплителя в качестве среднего слоя сэндвич-панелей ограждающих конструкций обеспечит высокую огнестойкость, срок службы и пониженную материалоемкость зданий, экологическую чистоту;
производство рулонных кровельных материалов нового поколения, изготовление которых основано на экологически чистой электронно-химической технологии с приклеивающими и герметизирующими свойствами. Срок службы не менее 15 - 20 лет с гарантированным обеспечением качества при эксплуатации в диапазоне температур от 60°С до -50°С;
создание технологических линий и мини-производств по выпуску отделочных материалов достаточно широкой номенклатуры: керамических плиток, облицовочных материалов из дерева и пластмассы, плиток на основе гипсового и магнезиального сырья;
разработка и внедрение новых видов вяжущих веществ, обеспечивающих значительное увеличение производства цементов за счет рационального использования портланд-цементного клинкера и широкой гаммы местных сырьевых ресурсов в сочетании с новыми высокоэффективными химическими модификациями. Применение новых видов вяжущего обеспечивает значительную экономию цемента, повышает качество и долговечность изделий и конструкций, снижает материально-энергетические затраты. Новые вяжущие материалы и модификаторы открывают возможность значительной в ряде случаев коренной перестройки технологии производства строительных изделий и возведения зданий и сооружений, позволяющей шире использовать новые конструкции и типы зданий и сооружений, сократить сроки строительства, повысить его качество, улучшить экономические показатели, что имеет важное значение при переходе на новый хозяйственный механизм;
разработка и внедрение в строительстве суперпластификаторов и комплексных добавок - модификаторов на их основе. Внедрение модификаторов позволит сэкономить 10 - 20% цемента, усовершенствовать технологию и уменьшить энергетические и трудозатраты при производстве сборных и монолитных бетонных и железобетонных изделий, повысить качество и долговечность изделий, ускорить их производство, более широко использовать отходы промышленности и энергетики, значительно сократить долю тяжелых ручных операций и повысить социальную привлекательность труда.
Для решения задач второго направления используется комплексный подход, обеспечивающий наполнение строительного рынка различными стеновыми, кровельными, теплоизоляционными и прочими материалами для возведения объектов под ключ. К основным видам разрабатываемых материалов следует отнести строительные материалы и изделия из дерева и отходов древесины, из гипса и магнезиальных вяжущих материалов, керамические, полимерные, безасбестовые и бесцементные материалы, ячеистобетонные, цементно-волокнистые, бетонные и железобетонные материалы и конструкции, эффективные вяжущие материалы.
В целом в составе программы проводятся исследования и разработки по созданию 150 наименований новых строительных материалов, изделий и конструкций, более 100 наименований высокоэффективного оборудования и минипроизводств с максимальным использованием местных сырьевых ресурсов, снижению стоимости продукции и энергоемкости производства.
Основными задачами третьего направления являются:
обеспечение малоэтажной городской застройки санитарно-техническим оборудованием нового поколения с высокими потребительскими и эстетическими свойствами при повышении ресурса на 20 - 25%, сокращении материалоемкости на 10 - 15% и расхода воды на 15 - 20%, экономии энергетических и трудовых ресурсов, решении вопросов экологии и санитарной гигиены;
разработка эффективных материалов, технологий и оборудования для строительства новых и ремонта существующих трубопроводов коммунального назначения с использованием антикоррозионных и теплогидроизоляционных покрытий;
разработка экологически чистых многофункциональных автоматизированных теплогенераторов для индивидуальных домов, работающих на четырех источниках энергии (твердом, жидком, газообразном топливе и электричестве), бытовых автоматизированных систем, обеспечивающих автономное водоснабжение и отопление индивидуального дома;
внедрение эффективных технологий и оборудования для очистных сооружений, обеспечивающих глубокую очистку (ВПК до 3 мг/л) производственных сточных вод от малых предприятий различной мощности по переработке мяса, молока, овощей и фруктов, а также хозбытовых суточных вод.
В целом программа учитывает особенности жилищного строительства в Московской области, климатические и сырьевые особенности, изменения хозяйственного механизма, в том числе индустриализацию строительства с использованием готовых элементов и изделий, имеющуюся материально-техническую базу производства сборного малоэтажного строительства, использование значительных ресурсов техногенных отходов промышленности и энергетики.
Техническое перевооружение предприятий стройматериалов и стройиндустрии и освоение технологий при производстве новых материалов и конструкций программой намечено осуществлять с использованием прежде всего отечественного оборудования и его комплектующих, а их разработку - на основе потенциала российских НИИ и КБ. Эти направления отражены в приложениях 2, 3, 4 программы. Использование импортного оборудования намечено при комплектовании технологических линий процессорной компьютерной техникой и средствами автоматизации производства.
3. Сроки и механизм реализации программы
Реализацию Государственной программы структурной перестройки производственной базы жилищного строительства Московской области на период до 2001 года предусматривается осуществить в два этапа:
I этап - 1998 г. - создание организационно-правовой базы, разработка финансово-кредитного механизма по предоставлению льготных кредитов банков, привлечение инвестиций, средств граждан и предприятий с учетом интересов всех участников процесса.
II этап - 1999 - 2011 гг. - техническое перевооружение стройиндустрии за счет предоставленных кредитов банков и других источников финансирования, согласно направлениям, указанным в программе, обеспечивая объемы строительной продукции, указанные в приложении 1.
Для осуществления скоординированной экономической, научно-технической и жилищной политики, повышения эффективности и деятельности организаций и предприятий строительного комплекса министерством создается Московский союз предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, который совместно с минмособлстроем призван эффективно формировать рынок строительных материалов Московской области. В целях повышения качества строительных материалов намечена единая сертификация продукции организаций стройиндустрии через территориальный технический центр по сертификации в строительстве (ТЦС) при минмособлстрое.
См. постановление Правительства Московской области от 31 августа 1998 г. N 80/26 "Об организации работ по сертификации строительных материалов, изделий и конструкций на территории Московской области"
В целях комплексного подхода к вопросам экономики строительной отрасли Московской области, своевременной оценки реализации этапов программы, анализа и оценки бизнес-планов городов и районов, предприятий и организаций по реализации технико-экономических проектов развития и реконструкции баз стройиндустрии, определения их целесообразности, своевременного привлечения и дальнейшей оценки деятельности инвесторов, определения политики в области экспертизы, сертификации и лицензирования при их реализации при минмособлстрое создан экспертный совет по вопросам экспертизы инвестиционных проектов, бизнес-планов по предоставлению льготных кредитов.
Московская областная Дума вправе направить уполномоченного представителя для участия в работе экспертного совета при минмособлстрое по вопросам экспертизы инвестиционных проектов, бизнес-планов по представлению льготных кредитов.
4. Финансовое и ресурсное обеспечение программы
Программой не предусматривается разработка каких-либо принципиально новых финансовых механизмов ее реализации. Предполагается использовать для этих целей наработанные в годы экономической реформы методы и схемы привлечения финансовых ресурсов, активизации инвестиционной деятельности.
В качестве основных источников финансирования будут выступать внебюджетные средства, а именно:
собственные средства предприятий и организаций;
кредиты коммерческих банков;
прямые иностранные инвестиции;
средства внебюджетных фондов;
средства федерального и областного бюджетов, в т.ч. льготные кредиты;
ассигнования из местных фондов;
территориальные целевые фонды.
Финансово-кредитный механизм реализации программы формируется с целью повышения доступности в приобретении средств для модернизации и развития производственной базы для всех предприятий независимо от форм собственности.
Объемы финансирования распределяются следующим образом:
Первое направление - жилые и общественные здания нового поколения:
научно-исследовательские работы по материалам и конструкциям, обеспечивающим экономичность и качество строительства - 10 млн.руб.
Проектные работы по созданию жилых и общественных зданий нового поколения - 28 млн.руб.
Объемы финансового обеспечения по первому направлению основываются на планах НИОКР, представляемых министерством строительства и Главархитектурой ежегодно при формировании бюджета Московской области. Разбивка по годам приводится в приложении 2.
Второе направление - новые эффективные строительные материалы и конструкции:
технологические линии и оборудование для перевооружения домостроительных комбинатов с целью их перевода на комбинированное (монолитное) домостроение и создания мелкоштучных материалов - объем внебюджетных средств 25 млн.руб.
Технологические линии и оборудование по производству кирпича - объем внебюджетных средств 40 млн.руб.
Технологические линии и оборудование по выпуску керамической плитки и санитарно-технических изделий - объем внебюджетных средств 10 млн.руб.
Технологические линии и оборудование по выпуску деревянных изделий и конструкций - объем внебюджетных средств 8 млн.руб.
Технологические линии и оборудование по выпуску ячеистых блоков и плит перекрытия - объем внебюджетных средств 9 млн.руб.
Технологические линии и оборудование по выпуску железобетонных изделий и конструкций - объем внебюджетных средств 6 млн.руб.
Технологические линии и оборудование по производству нерудных материалов - объем внебюджетных средств 10 млн.руб.
Технологические линии и оборудование по производству цемента - объем внебюджетных средств 12 млн.руб.
Технологические линии и оборудование по выпуску стекла - объем внебюджетных средств 5 млн.руб.
Технологические линии и оборудование по производству теплоизоляционных, полимерных, гипсовых, асбестоцементных материалов, направленные в первую очередь на переработку отходов промышленности с целью нормализации экологической среды - объем внебюджетных средств 12 млн.руб.
Технологические линии и оборудование по выпуску металлоконструкций - объем внебюджетных средств 6 млн.руб.
Перевооружение технологических линий и обновление оборудования предприятий промышленности, оборонных заводов, подлежащих конверсии, с целью перепрофилирования данных предприятий на производство строительной продукции различного вида - объем внебюджетных средств 12 млн.руб.
Объемы финансового обеспечения по второму направлению сформированы на основе стоимости линий передовых технологий мини-производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции высокого качества, составляющей обновление до 40% выпускаемой продукции ежегодно, и приведены с разбивкой по годам (приложение 3).
Третье направление - системы инженерного обеспечения:
технологические линии и оборудование по изготовлению труб с защитным покрытием - объем внебюджетных средств 16 млн.руб.
Технологические линии и оборудование для выпуска автономных источников жизнеобеспечения (тепла, электроэнергии, кондиционирования), очистных установок малой производительности - объем внебюджетных средств 10 млн.руб.
Объем финансирования сформирован по обеспечению автономными источниками жизнеобеспечения до 30% строящегося индивидуального жилья исходя из стоимости одной современной технологической линии (приложение 4).
Губернатор Московской области |
А.С. Тяжлов |
Утверждена решением Московской областной Думы
от 27 мая 1998 г. N 7/8
------------------------------
* Публикуется в "Вестнике Московской областной Думы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная программа Московской области от 16 июня 1998 г. N 8/98-НА "Развитие и модернизация базы стройиндустрии Московской области на период до 2001 года" (утв. решением Московской областной Думы от 27 мая 1998 г. N 7/18)
Текст программы опубликован в газете "Подмосковные известия" от 2 июля 1998 г., N 119