Паспорт
Государственной программы Московской области
"Старшее поколение Подмосковья" на 1998-1999 годы
Наименование Программы Государственная программа Московской
области "Старшее поколение Подмосковья"
на 1998-1999 годы
Основания для разработки Указ Президента Российской Федерации от
Программы 13.06.96 N 883 "О федеральной целевой
программе "Старшее поколение" на
1997-1999 годы";
постановление Правительства Московской
области от 10.03.98 N 23/7 "О программе
Правительства Московской области на 1998
год".
Государственный заказчик Администрация Московской области.
Разработчик Программы Департамент социальной защиты населения
Администрации Московской области.
Цель и задачи Программы Целью и задачами Программы является
смягчение социально-экономических
последствий переходного периода
экономики развития для граждан старшего
поколения, формирование организационных,
правовых, социально-экономических
условий для осуществления мер по
улучшению положения граждан старшего
поколения, улучшение кадрового
обеспечения учреждений социальной
защиты.
Сроки реализации 1998-1999 годы.
Программы
Основные исполнители Департамент социальной защиты населения
Программы Администрации Московской области;
Отделение пенсионного фонда Российской
Федерации по Московской области;
Главное управление здравоохранения
Администрации Московской области;
Главное управление по труду и социальным
вопросам Администрации Московской
области;
Московский областной комитет
государственной статистики;
Департамент Федеральной государственной
службы занятости населения по Московской
области (по согласованию);
Комитет по финансам и налоговой политике
Администрации Московской области;
Комитет по физической культуре, спорту и
туризму Администрации Московской
области;
Министерство по печати и информации
Администрации Московской области;
Комитет по экономике Администрации
Московской области;
Министерство строительства Администрации
Московской области;
Комитет по культуре Администрации
Московской области;
Департамент Московской области по
образованию.
Объемы и источники 130245 тыс.рублей - из средств
финансирования областного бюджета, в том числе 50021
тыс.рублей в 1998 г.;
350 тыс.руб. - внебюджетные средства, в
том числе 200 тыс.руб. в 1998 г.;
местные бюджеты (по согласованию).
Ожидаемые конечные Улучшение положения граждан старшего
результаты реализации поколения с учетом современной
Программы демографической и
социально-экономической ситуации;
развитие социальной инфраструктуры,
обеспечивающей предоставление помощи и
услуг гражданам старшего поколения;
укрепление механизма межотраслевого
взаимодействия по разрешению социальных
проблем старшего поколения; проведение в
Московской области Международного года
пожилых людей (1999 год).
Организация контроля за Контроль за реализацией Программы
реализацией Программы осуществляют:
администрация по социальным вопросам
Администрации Московской области;
Комитет по экономике Администрации
Московской области;
Комитет по финансам и налоговой политике
Администрации Московской области.
Обоснование разработки
В Подмосковье, как и во всей Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост в составе населения численности граждан старшего поколения (женщины 55 лет и старше и мужчины 60 лет и старше).
До 1969 года в Московской области сохранялась достаточно благоприятная возрастная структура населения: доля людей трудоспособного возраста устойчиво превышала 60 процентов от численности населения, а доля детей была неизменно больше числа пожилых людей.
Со времени проведения Всесоюзной переписи населения 1989 года произошло значительное ухудшение возрастной структуры населения Московской области: численность населения трудоспособного возраста уже на протяжении семи лет составляет менее 60 процентов, а численность людей нетрудоспособного возраста устойчиво превышает численность детей.
Динамика возрастной структуры населения Московской области по данным всесоюзных переписей 1970, 1979, 1989 годов; по 1994, 1995 и 1997 гг. - расчетные данные на 1 января
в % ко всему населению
1970 1979 1989 1994 1995 1997
Все население, 100 100 100 100 100 100
в том числе в возрасте:
- до 15 лет 24,0 20,2 21,1 19,7 19,3 18,4
- трудоспособном 60,3 62,8 58,2 57,5 57,7 58,0
- нетрудоспособном 15,7 17,0 20,7 22,8 23,0 23,6
Низкий уровень рождаемости и высокий уровень ранней смертности способствует ускорению процесса демографического старения населения Московской области.
Согласно международным критериям население с демографической точки зрения считается старым, когда число лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7 процентов от общей численности населения. В Московской области в 1994 году доля таких лиц в общей численности населения равнялась 13,4 процента, в 1989 году - 10,6 процента.
Некоторое позитивное влияние на возрастную структуру населения Московской области продолжает оказывать миграция, сальдо которой все годы с момента проведения Всесоюзной переписи населения 1989 года оставалось положительным. В 1994 году в Московскую область прибыло 133,1 тысячи человек, среди которых преобладают люди трудоспособного возраста и дети (66 и 21,2 процентов соответственно). Численность лиц пенсионного возраста среди мигрантов составляет 12,8 процентов.
Интенсивный процесс демографического старения населения приводит к сложным экономическим и социальным последствиям. В Московской области к 1991 году коэффициент демографической нагрузки (пожилыми и старыми людьми) составил 369 на 1000 человек трудоспособного возраста, в то время как в 1970 году он был равен 261.
Итогом перечисленных демографических процессов последних лет будет дальнейшее снижение численности трудоспособного населения и повышение численности нетрудоспособного населения. По прогнозу специалистов Центра народонаселения МГУ к 2010 году удельный вес пенсионеров в общей численности городского населения почти удвоится. В сельской местности это увеличение составит к 2010 году 37,3 - 45,7 процента от численности сельского населения.
У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в преклонном возрасте - в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 процентов пенсионеров, получающих пенсию по старости, нуждаются в медико-социальной помощи. Более 70 процентов указанных лиц имеют четыре-пять заболеваний сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения, нарушения зубочелюстной системы.
Главным источником дохода большинства пожилых людей остается пенсия. В 1996 году средний размер пенсии составляет около 37 процентов средней заработной платы, на конец 1996 года - 34,4 процента, на конец 1997 года - 31,1 процента. По уровню материального положения значительную часть пожилых людей можно отнести к категории "традиционно бедных".
Наиболее тяжелым становится положение пенсионеров в возрасте 71-75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых людей. Сокращается численность работающих пенсионеров.
Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета ограничивается возрастными нарушениями здоровья.
Анализ положения пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых жителей Московской области: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособного населения.
Острота проблем пожилых людей требует принципиальных решений и направленных действий органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений по упрочению социальной защищенности граждан старших возрастных групп Московской области.
В основу этой деятельности положены следующие основные принципы: предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей; содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых людей; дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей; адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетом содействия пожилым людям; содействие созданию и эффективному функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития; учет изменений в структуре населения в социальной политике и практике.
Необходимость обозначения на областном уровне приоритетов в решении проблем граждан старшего поколения, создание им благоприятных условий для реализации прав и законных интересов, полноценного участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни, находят отражение в Программе (Приложение).
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
способствовать установлению приоритетов социальной политики с учетом потребностей граждан старшего поколения, традиционно нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления;
обеспечить системный подход к решению проблем пожилых людей;
смягчить социально-экономические последствия переходного периода экономики для самих пожилых людей и для семей, имеющих в своем составе пожилых людей, в первую очередь, за счет совершенствования предоставления помощи и услуг учреждениями социальной сферы;
привлечь внимание всех жителей Московской области к проблеме старения населения и способствовать преодолению стереотипа негативного восприятия старости людьми всех возрастов;
подготовиться к проведению в Московской области Международного года пожилых людей (1999 год).
Оценка эффективности программных мероприятий осуществляется через наблюдение за изменениями социально-экономического положения пожилых людей, проведение социологических опросов в муниципальных образованьях, изучение обращений пожилых людей, а также путем подготовки государственного доклада о положении граждан старшего поколения в Московской области.
И.о. Губернатора Московской области |
В.В. Семаев |
Утверждена решением
Московской областной Думы
от 15 июля 1998 г. N 20/25
Приложение
к государственной программе Московской области
"Старшее поколение Подмосковья" на 1998-1999 годы
Перечень
мероприятий государственной программы Московской области
"Старшее поколение Подмосковья" на 1998 - 1999 годы
-------------------------------------------------------------------------
Мероприятия Исполнители Сроки Стоимость Источники фи-
(тыс.руб.) нансирования
------------
всего в т.ч.
1998 год
-------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6
-------------------------------------------------------------------------
Раздел I. Основные направления организационной деятельности
по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения
-------------------------------------------------------------------------
1. Подготовить |Департамент соци-|1999 | | |Средства об-
доклад о поло-|альной защиты| | | |ластного бюд-
жении граждан|населения Адми-| | | |жета (в пре-
старшего поко-|нистрации Москов-| | | |делах
ления в Москов-|ской области;| | | |средств, вы-
ской области |Московский облас-| | | |деленных на
|тной комитет го-| | | |текущее фи-
|сударственной | | | |нансирование
|статистики; | | | |центральных
|Отделение Пенси-| | | |органов ис-
|онного фонда Рос-| | | |полнительной
|сийской Федерации| | | |государствен-
|по Московской об-| | | |ной власти
|ласти | | | |Московской
| | | | |области)
| | | | |
2. Сформировать |Департамент соци-|1998-| | |Средства об-
социальную базу|альной защиты|1999 | | |ластного бюд-
данных граждан|населения Адми-| | | |жета (в пре-
старшего поко-|нистрации Москов-| | | |делах
ления |ской области | | | |средств, вы-
| | | | |деленных на
| | | | |текущее фи-
| | | | |нансирование
| | | | |Департамента
| | | | |социальной
| | | | |защиты насе-
| | | | |ления Адми-
| | | | |нистрации
| | | | |Московской
| | | | |области)
| | | | |
3. Проводить мони-|Департамент соци-|1998-| | |Средства об-
торинг уровня и|альной защиты|1999 | | |ластного бюд-
качества жизни|населения Адми-| | | |жета (в пре-
граждан старше-|нистрации Москов-| | | |делах
го поколения |ской области | | | |средств, вы-
| | | | |деленных на
| | | | |текущее фи-
| | | | |нансирование
| | | | |Департамента
| | | | |социальной
| | | | |защиты насе-
| | | | |ления Адми-
| | | | |нистрации
| | | | |Московской
| | | | |области)
| | | | |
4. Обеспечить ор-|Департамент феде-|1998-| | |В пределах
ганизационно- |ральной государс-|1999 | | |средств,
практическую |твенной службы| | | |выделенных на
работу по со-|занятости населе-| | | |текущее фи-
действию заня-|ния по Московской| | | |нансирование
тости желающих|области (по сог-| | | |Департамента
трудоустроиться|ласованию) | | | |федеральной
граждан пенси-| | | | |государствен-
онного возраста| | | | |ной службы
| | | | |занятости
| | | | |населения по
| | | | |Московской
| | | | |области
| | | | |
5. Подготовить |Департамент соци-|1998-| | |Средства об-
проекты норма-|альной защиты|1999 | | |ластного бюд-
тивно-правовых |населения Адми-| | | |жета (в пре-
актов, предус-|нистрации Москов-| | | |делах
матривающих |ской области | | | |средств, вы-
меры социально-| | | | |деленных на
-правовой защи-| | | | |текущее фи-
ты пожилых| | | | |нансирование
людей | | | | |Департамента
| | | | |социальной
| | | | |защиты насе-
| | | | |ления Адми-
| | | | |нистрации
| | | | |Московской
| | | | |области)
| | | | |
6. Принимать сво-|Администрация по|1998-| | |
евременные меры|социальным вопро-|1999 | | |
по безусловному|сам Администрации| | | |
выполнению Фе-|Московской облас-| | | |
дерального за-|ти; | | | |
кона "О госу-|Отделение Пенси-| | | |
дарственных |онного фонда Рос-| | | |
пенсиях в Рос-|сийской Федерации| | | |
сийской Федера-|по Московской об-| | | |
ции" |ласти | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Раздел 2. Меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения
-------------------------------------------------------------------------
7. Развивать сеть|Администрации |1999 | | |Средства бюд-
учреждений со-|муниципальных об-| | | |жета Московс-
циального обс-|разований (по| | | |кой области
луживания пожи-|согласованию) | | | |
лых граждан | | | | |
| | | | |
8. Обеспечить ав-|Департамент соци-|1998-|118095,0|45071,0|Средства об-
тотранспортом, |альной защиты|1999 | | |ластного бюд-
медицинской |населения Адми-| | | |жета (в пре-
техникой и мяг-|нистрации Москов-| | | |делах
ким инвентарем|ской области | | | |средств, вы-
Ногинский, Кли-| | | | |деленных на
мовский, Звени-| | | | |текущее фи-
городский и др.| | | | |нансирование
дома-интернаты | | | | |Департамента
| | | | |социальной
| | | | |защиты насе-
| | | | |ления Адми-
| | | | |нистрации
| | | | |Московской
| | | | |области);
| | | | |
| | |250,0 |150,0 |внебюджетные
| | | | |средства
| | | | |
9. Обеспечить ме-|Главное управле-|1998-| | |Средства бюд-
дицинским об-|ние здравоохране-|1999 | | |жета Московс-
служиванием |ния Администрации| | | |кой области
граждан пожило-|Московской облас-| | | |(в пределах,
го возраста:|ти | | | |предусмотрен-
лекарственные | | | | |ных на здра-
средства, зу-| | | | |воохранение,
бопротезирова- | | | | |в рамках вы-
ние, слухопро-| | | | |полнения Фе-
тезирование в| | | | |дерального
рамках Феде-| | | | |закона "О
рального закона| | | | |ветеранах")
"О ветеранах" | | | | |
| | | | |
10. Организовать |Главное управле-|1998-| | |Средства об-
областной ге-|ние здравоохране-|1999 | | |ластного бюд-
риатрический |ния Администрации| | | |жета (в пре-
центр на базе|Московской облас-| | | |делах
Московского |ти | | | |средств, пре-
областного | | | | |дусмотренных
госпиталя для| | | | |на текущее
ветеранов войн| | | | |финансирова-
| | | | |ние Главного
| | | | |управления
| | | | |здравоохране-
| | | | |ния Админист-
| | | | |рации Москов-
| | | | |ской области)
| | | | |
11. Обеспечить ад-|Департамент соци-|1999 |400,0 | |Средства об-
ресное предос-|альной защиты| | | |ластного бюд-
тавление про-|населения Адми-| | | |жета
филактической |нистрации Москов-| | | |
(малосложной |ской области | | | |
ортопедичес- | | | | |
кой) обуви| | | | |
лицам пожилого| | | | |
и престарелого| | | | |
возрастов, | | | | |
страдающих | | | | |
деформировани-| | | | |
ями стоп, по| | | | |
медицинским | | | | |
показаниям | | | | |
| | | | |
12. Обеспечить |Департамент соци-|1998-|100,0 |50,0 |Внебюджетные
поливитаминами|альной защиты|1999 | | |средства
граждан пожи-|населения Адми-| | | |
лого возраста,|нистрации Москов-| | | |
находящихся в|ской области | | | |
домах-интерна-| | | | |
тах | | | | |
| | | | |
13. Разработать |Департамент соци-|1998-| | |Средства об-
рекомендации |альной защиты|1999 | | |ластного бюд-
по проведению|населения Адми-| | | |жета (в пре-
социально-оз- |нистрации Москов-| | | |делах
доровительных |ской области; | | | |средств, вы-
мероприятий |Главное управле-| | | |деленных на
для учреждений|ние здравоохране-| | | |текущее фи-
социального |ния Администрации| | | |нансирование
обслуживания |Московской облас-| | | |Департамента
лиц старшего|ти | | | |социальной
возраста | | | | |защиты насе-
| | | | |ления Адми-
| | | | |нистрации
| | | | |Московской
| | | | |области и
| | | | |Главного уп-
| | | | |равления
| | | | |здравоохране-
| | | | |ния Админист-
| | | | |рации Москов-
| | | | |ской области)
-------------------------------------------------------------------------
Раздел 3. Меры по оптимизации среды жизнедеятельности
граждан старшего поколения
-------------------------------------------------------------------------
14. Разработать |Департамент соци-|1998-|2450,0 |450,0 |Средства об-
проектно-смет-|альной защиты|1999 | | |ластного бюд-
ную документа-|населения Адми-| | | |жета по плану
цию и обеспе-|нистрации Москов-| | | |капитального
чить реконст-|ской области; | | | |строительства
рукцию Кратов-|Министерство | | | |
ского санато-|строительства Ад-| | | |
рия им.Ленина |министрации Мос-| | | |
|ковской области; | | | |
|Комитет по эконо-| | | |
|мике Администра-| | | |
|ции Московской| | | |
|области | | | |
| | | | |
15. Продолжить |Департамент соци-|1998-|7300,0 |4300,0 |Средства об-
строительство |альной защиты|1999 | | |ластного бюд-
спального кор-|населения Адми-| | | |жета по плану
пуса на 300|нистрации Москов-| | | |капитального
мест в п.Колы-|ской области; | | | |строительства
чево Егорьевс-|Министерство | | | |
кого района |строительства Ад-| | | |
|министрации Мос-| | | |
|ковской области; | | | |
|Комитет по эконо-| | | |
|мике Администра-| | | |
|ции Московской| | | |
|области | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Раздел 4. Меры по созданию благоприятных условий для реабилитации
интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения
-------------------------------------------------------------------------
16. Обеспечить ор-|Департамент соци-|1998-|300,0 | |Средства об-
ганизацию и|альной защиты|1999 | | |ластного бюд-
проведение |населения Адми-| | | |жета
праздничных |нистрации Москов-| | | |
мероприятий, |ской области | | | |
посвященных | | | | |
Международному| | | | |
году пожилых| | | | |
людей | | | | |
| | | | |
17. Организовать |Комитет по физи-|1998-| | |Средства об-
цикл теле- и|ческой культуре,|1999 | | |ластного бюд-
радиопередач о|спорту и туризму| | | |жета (в пре-
спортсменах- |Администрации | | | |делах
ветеранах в|Московской облас-| | | |средств, вы-
средствах мас-|ти; | | | |деленных на
совой информа-|Министерство по| | | |текущее фи-
ции под деви-|печати и информа-| | | |нансирование
зом "Старшее|ции Администрации| | | |Комитета по
поколение" |Московской облас-| | | |физической
|ти | | | |культуре,
| | | | |спорту и ту-
| | | | |ризму Адми-
| | | | |нистрации
| | | | |Московской
| | | | |области)
| | | | |
18. Провести ряд|Комитет по куль-|1998-|500,0 |200,0 |Средства об-
мероприятий по|туре Администра-|1999 | | |ластного бюд-
организации |ции Московской| | | |жета
досуга пожилых|области; | | | |
людей: |Департамент соци-| | | |
создание тема-|альной защиты| | | |
тических кон-|населения Адми-| | | |
цертных прог-|нистрации Москов-| | | |
рамм "Как мо-|ской области | | | |
лоды мы были";| | | | |
организация | | | | |
театральных | | | | |
бенефисов ве-| | | | |
дущих мастеров| | | | |
сцены театров| | | | |
в городах и| | | | |
районах Мос-| | | | |
ковской облас-| | | | |
ти и областных| | | | |
домах-интерна-| | | | |
тах для прес-| | | | |
тарелых и ин-| | | | |
валидов | | | | |
| | | | |
19. Обеспечить |Комитет по физи-|1998-| | |В пределах
проведение |ческой культуре,|1999 | | |средств, вы-
праздничных |спорту и туризму| | | |деленных на
вечеров, |Администрации | | | |текущее фи-
встреч ветера-| | | | |нансирование
нов спорта,| | | | |Комитета по
областной | | | | |физической
Спартакиады, | | | | |культуре,
фестиваля ве-| | | | |спорту и ту-
теранов физ-| | | | |ризму Адми-
культуры и| | | | |нистрации
спорта, учас-| | | | |Московской
тие в Междуна-| | | | |области
родных товари-| | | | |
щеских встре-| | | | |
чах ветеранов| | | | |
спорта по раз-| | | | |
личным видам| | | | |
спорта - еже-| | | | |
годно | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Раздел 5. Кадровое обеспечение деятельности по укреплению
социальной защищенности граждан старшего поколения
-------------------------------------------------------------------------
20. Направить в|Департамент соци-|1998-| | |Средства бюд-
образователь- |альной защиты|1999 | | |жета Московс-
ные учреждения|населения Адми-| | | |кой области
высшего про-|нистрации Москов-| | | |
фессионального|ской области | | | |
образования 30| | | | |
учащихся обра-| | | | |
зовательных | | | | |
школ для под-| | | | |
готовки специ-| | | | |
алистов в сфе-| | | | |
ре работы с| | | | |
пожилыми людь-| | | | |
ми | | | | |
| | | | |
21. Организовать |Департамент Мос-|1998-| | |Средства об-
подготовку |ковской области|1999 | | |ластного бюд-
специалистов, |по образованию | | | |жета (в пре-
обеспечивающих| | | | |делах
предоставление| | | | |средств, вы-
квалифициро- | | | | |деленных на
ванной помощи| | | | |текущее фи-
и услуг людям| | | | |нансирование
пожилого воз-| | | | |Департамента
раста в про-| | | | |Московской
фессиональных | | | | |области по
лицеях: | | | |1200,0 |образованию)
| | | | |
Щелковский | | | | |
учебный центр;| | | | 200,0 |
Дмитровский | | | | |
лицей"; | | | | 200,0 |
Подольский | | | | |
лицей N 45; | | | | 200,0 |
Раменский | | | | |
лицей N 123; | | | | 200,0 |
Солнечногорс- | | | | |
кий лицей| | | | 200,0 |
N 39; | | | | |
Наро-Фоминский| | | | |
лицей N 71 | | | | 200,0 |
-------------------------------------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная программа Московской области от 29 июля 1998 г. N 13/98-НА "Старшее поколение Подмосковья" на 1998-1999 годы (утв. решением Московской областной Думы от 15 июля 1998 г. N 20/25)
Текст программы официально опубликован не был