Решением Московской областной Думы от 24 мая 2001 г. N 29/136 настоящее решение снято с контроля в связи с выполнением
Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Московской области на 2000 год, Московская областная Дума решила:
1. Принять к сведению прогноз социально-экономического развития Московской области на 2000 год. (Прилагается).
2. Обратить внимание Губернатора Московской области Б.В. Громова на:
2.1. нарушение сроков представления в Московскую областную Думу прогноза социально-экономического развития Московской области на 2000 год;
2.2. отсутствие согласованной с Московской областной Думой системы показателей социально-экономического развития Московской области, используемой при прогнозировании социально-экономического развития Московской области.
3. Предложить Губернатору Московской области Б.В. Громову до 01.06.2000 внести на согласование в Московскую областную Думу систему показателей социально-экономического развития Московской области.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Дупака В.Я.
И.о.Председателя
Московской областной Думы |
С.С. Сокол |
Прогноз социально-экономического развития
Московской области на 2000 год
См. Закон Московской области от 30 июня 2000 г. N 38/2000-ОЗ "О Комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2000 год", принятый решением Московской областной Думы от 7 июня 2000 г. N 6/101
Прогнозы социально-экономического развития Московской области являются расчетным ориентиром развития хозяйственного комплекса и социальной сферы и разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законом Московской области "О Концепции, прогнозах и программах социально-экономического развития Московской области".
Прогноз социально-экономического развития Московской области на 2000 год разработан Комитетом региональной экономической политики и развития Московской области с участием структурных подразделений Администрации Московской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1999 года N 292 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2000 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2002 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2002 года".
В прогнозе учтены разработки органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по их социально-экономическому развитию на 2000 год, основанные на предложениях предприятий и организаций всех форм собственности.
Комплекс мер, принимаемых Правительством Московской области, позволяет закрепить положительные и преодолеть отрицательные тенденции, сформировать более благоприятные условия для социально-экономического развития Московской области.
Прогнозом на 2000 год предусматривается рост основных показателей социально-экономического развития Московской области.
По целевому варианту прогнозируется положительная динамика темпов роста: валового регионального продукта - 102%, производства промышленной продукции - 102%, продукции сельского хозяйства - 110%, инвестиций в основной капитал - 100%.
Промышленность
Анализ деятельности промышленных предприятий показывает, что большинство из них сохранили свою мобильность и не потеряли потенциальную возможность по наращиванию объемов производства.
Для промышленного комплекса Московской области в 1999 году характерна тенденция к улучшению положительной динамики промышленного производства. Общий объем промышленной продукции по сравнению с 1998 годом увеличился на 25,3%, в том числе по крупным, средним и совместным предприятиям - 25,8%.
Стабильно в истекшем году работали предприятия машиностроения и металлообработки (индекс физического объема 133,4%), химической и нефтехимической промышленности (130%), легкой промышленности - (127,7%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (126,4%), промышленности строительных материалов (124,5%), пищевой промышленности (111,3%).
Прогноз социально-экономического развития на 2000 год разработан с учетом сложившейся ситуации в промышленности Московской области и предусматривает рост объема промышленного производства на 2%.
С целью стабилизации и дальнейшего развития производственного потенциала Московской области Администрацией Московской области разрабатываются планы мероприятий по поддержке перспективных предприятий-товаропроизводителей и обеспечению перехода районов и городов к бездотационной системе работы в ближайшие 2-3 года.
В частности, разработаны мероприятия по поддержке перспективных товаропроизводителей г.Красноармейска: программа развития научно-промышленного комплекса г.Фрязино; план мероприятий по экономическому развитию научно-производственного комплекса г.Дубны. Разработаны планы мероприятий по поддержке и развитию перспективных производителей Озерского района, по увеличению доходной части бюджетов Воскресенского и Чеховского районов. Аналогичная работа проведена в Дмитровском и Шатурском районах, гг.Подольске и Лыткарино.
Учитывая действие специфических для городов и районов факторов, Администрация Московской области определяет приоритетные производства и отрасли, которым в той или иной степени оказывается поддержка. Отдельным предприятиям предоставляются отсрочки налоговых платежей, проводятся взаимозачеты предприятий с бюджетами городов и районов. Разработана и внедряется система льгот для предприятий, обеспечивающих наибольшую занятость населения и оказывающих наиболее значимые социальные услуги.
Таким образом, в Московской области создаются новые пути развития территориально-промышленных комплексов, направленные на обеспечение позитивных изменений в экономике и достижение показателей, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития на 2000 год.
В 1999 году уделялось особое внимание вопросам развития научного потенциала для обеспечения роста экономики Московской области.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О мерах по развитию "наукоградов" и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 N 79 "О мерах по развитию муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами (наукоградов)" Правительство Московской области приняло постановление N 2/1 от 11.01.99, регулирующее порядок и процедуры рассмотрения документов, подготовленных муниципальными образованиями, претендующими на получение статуса "наукограда".
В настоящее время прошли экспертизу проекты программ развития 4-х муниципальных образований в качестве наукоградов: гг.Королев, Юбилейный, Долгопрудный, Протвино.
По городам Королев и Юбилейный дана положительная оценка и их документы направлены на рассмотрение и экспертизу на федеральный уровень.
Агропромышленный комплекс
В Московской области продолжается процесс реорганизации и реформирования сельскохозяйственных предприятий, создание новых форм хозяйствования многоукладной экономики в отраслях агропромышленного комплекса.
Основной объем сельскохозяйственной продукции (98,9%) производят сельскохозяйственные предприятия (52,4%) и хозяйства населения (46,5%). Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме сельскохозяйственного производства составляет 1,1%.
Основная часть фермеров занимается производством картофеля, зерновых, овощей и кормовых культур.
Итоги работы сельскохозяйственных товаропроизводителей Московской области за 1999 год свидетельствуют о том, что наметилась тенденция к стабилизации сельскохозяйственного производства.
Производство молока во всех категориях хозяйств по сравнению с 1998 годом увеличилось на - 3,3%, яиц - 2,9%. Большая роль в этом принадлежит сельскохозяйственным предприятиям. В данной категории хозяйств достигнут рост производства молока на 5,5%, яиц - 4,4%. Отмечен рост поголовья свиней на 5,2%.
В молочном животноводстве рост производства достигнут в основном за счет увеличения продуктивности. Надой на одну корову составил 3567 кг, что на 11,8% выше уровня 1998 года.
Хозяйствами области за 1999 год получено из федерального бюджета дотаций и компенсаций - на 34,2 млн.рублей (88% от предусмотренного объема).
Из средств специального фонда льготного кредитования Минсельхозпрода РФ предоставлен льготный кредит на сумму 192,7 млн.руб. Из областного бюджета в виде дотаций и компенсаций сельским товаропроизводителям перечислено 25,5 млн.рублей, из бюджетов муниципальных образований - 43,7 млн.рублей. На авансирование производства овощной продукции от Правительства Москвы поступило 200 млн.рублей, на приобретение комбикормов для птицефабрик - 54 млн.руб.
Учитывая итоги работы сельских товаропроизводителей в 1999 году, сформированы прогнозные показатели развития агропромышленного комплекса на 2000 год.
По прогнозу в 2000 году объем валовой продукции во всех категориях хозяйств по сравнению 1999 годом намечается увеличить на 10%, в том числе в растениеводстве - на 16%, в животноводстве - на 4%.
Производство зерна возрастет в 3,1 раза, картофеля - на 15%, молока - на 3,5%, мяса скота и птицы - на 6,8%, яиц - на 3%.
Прогнозируемый рост производства зерна позволит в определенной мере решить проблему обеспечения животноводства концентрированными кормами, его рост намечается за счет увеличения посевных площадей, применения высокоурожайных сортов и гибридов зерновых культур, использования интенсивных ресурсосберегающих технологий.
Основными производителями картофеля в ближайшем будущем останутся личные подсобные хозяйства населения, которые обеспечивают 77,3% от общего объема производства.
Увеличение объемов производства в животноводстве будет базироваться на сохранении численности поголовья, а по некоторым видам (свиньи, птица) - ее увеличении. Предусматривается рост продуктивности животных за счет увеличения кормовой базы и улучшения селекционно-племенной работы.
Получат дальнейшее развитие крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения. Рост валовой продукции по этим категориям хозяйств составит соответственно 10,2% и 13,5%.
Основным условием реализации прогноза развития агропромышленного комплекса является осуществление в полном объеме мер государственной поддержки.
Инвестиции
Важнейшей задачей строительного комплекса Московской области является сохранение положительной динамики работы.
В 1999 году на капитальное строительство направлено 28,8 млрд.рублей, из них собственные средства предприятий и организаций составили 12,8 млрд.рублей или 44,5% от общего объема, средства бюджета области и муниципальных образований - 781,3 млн.рублей (2,7%).
В целях снижения стоимости строительства Администрацией Московской области разработан "Порядок оплаты услуг коммунальных, эксплуатационных, надзорных и других организаций при строительстве объектов недвижимости на территории Московской области".
Задачами развития строительного комплекса Московской области являются: снижение стоимости жилья, создание прогрессивных энергетических проектов жилых домов, перестройка в этих целях производственной базы домостроения, промышленности строительных материалов и конструкций для жилищного строительства, выпуск конкурентоспособной строительной продукции на уровне европейских и мировых стандартов качества.
Инвестиционной программой и прогнозом социально-экономического развития на 2000 год намечается направить 33,1 млрд.рублей капитальных вложений. Это позволит достичь обновления основных фондов в производственной сфере на 5-6%, ввести 2500 тыс.кв.м общей площади жилых домов.
В общем объеме финансирования инвестиций в 2000 году ключевую роль будут играть собственные средства предприятий, которые составят 45%, доля средств, финансируемых из федерального бюджета - 20,5%, из областного бюджета и муниципальных образований - 5,5%, средств населения на индивидуальное жилищное строительство - 8,5%.
Потребность в ассигнованиях из федерального бюджета на 2000 год непосредственно Администрации Московской области составляет 883,3 млн.рублей, в том числе на реализацию федеральных целевых программ - 695 млн.руб., из них:
"Жилище" - 518,92 млн.руб.
"Защита населения от воздействия последствий
Чернобыльской катастрофы" - 60,9 млн.руб.
"Дети России" - 12 млн.руб.
На очереди по улучшению жилищных условий стоит 6370 семей военнослужащих, уволенных в запас или отставку. В 2000 году для реализации программы необходимо 410 млн.руб., что позволит обеспечить жильем 1300 семей военнослужащих. Кроме того, необходимо погасить образовавшуюся кредиторскую задолженность за выполненные в 1996-1997 годах работы в объеме 103,73 млн.руб.
На очереди по улучшению жилищных условий стоит 673 семьи ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в том числе 61 семья инвалидов-ликвидаторов.
На финансирование программы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" в 2000 году из федерального бюджета необходимо выделить 30 млн.руб.
В настоящее время Минэкономики России в соответствии с Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" подтверждает лимит государственных инвестиций на 2000 год в объеме 46 млн.руб. (5,2% от потребности), в том числе 6 млн.руб. за счет дополнительных доходов.
Администрация Московской области и Московская областная Дума проводят целенаправленную работу по созданию условий, способствующих привлечению инвестиций в экономику Московской области.
Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" предусматривает льготы пользователям объектов крупных производственных инвестиций (не менее 1 млн.долл. США) на территории Московской области по основным видам налогов - на прибыль, на имущество и налогам, зачисляемым в Дорожный фонд Московской области.
См. Закон Московской области от 24 ноября 2004 г. N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области"
Налоговые льготы, которые являются своеобразной формой инвестиций, предусмотрены и для важнейших отраслей хозяйственного комплекса Московской области - предприятий текстильной и легкой промышленности, оборонного комплекса, металлургии, перерабатывающей и пищевой промышленности, Их использование стимулирует развитие льготируемых предприятий и создает благоприятный климат для инвестиций.
Положительное влияние на создание здоровой конкурентной среды, привлечение инвестиций окажет практика проведения открытых конкурсов за право выполнения государственного заказа Московской области, организация которых предусматривается Законом Московской области "О поставках продукции для государственных нужд Московской области".
Финансы
Прогноз сводного финансового баланса основан на анализе тенденций, складывающихся в последние годы в экономике Московской области, и осуществлен в одном - целевом варианте, в условиях действующего налогового законодательства. В нем учтены внесенные с 1999 года изменения ставок ряда основных налогов, а также порядка распределения налоговых поступлений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
Показатели баланса по прогнозной оценке на 1999 год определены с использованием отчетных данных об исполнении бюджета Московской области и оценки финансовых результатов деятельности отделений государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов Московской области.
Общий объем финансовых ресурсов Московской области, включающих в себя налоговые и неналоговые поступления, средства целевых бюджетных и внебюджетных фондов без учета средств, перечисляемых и получаемых из федерального бюджета и структур федерального уровня, по оценке 1999 года составил 80,7 млрд.руб., в 2000 году достигнет 106,7 млрд.руб. (рост к предыдущему году соответственно на 35,3% и 32,3%).
Основной вклад в увеличение доходной части сводного финансового баланса внесет рост налоговых доходов: с 33,7 млрд.руб. в 1999 году (41,7% от доходной части) до 48,4 млрд.руб. в 2000 году (45,4%).
В структуре доходов в 2000 году наибольший удельный вес составит прибыль, получаемая предприятиями и организациями различных форм собственности по всем видам деятельности. Доля этого показателя в 2000 году достигнет 31,2%. Общий объем прибыли, полученной предприятиями и организациями Московской области в 1999 году, определен в размере 26,4 млрд.руб. (рост по сравнению с 1998 годом на 53,2%), в 2000 году - 33,3 млрд.руб. (рост к 1999 году на 26,2%).
Основное влияние на увеличение показателя прибыли в Московской области в 1999-2000 г.г. окажет ценовой фактор.
Удельный вес налога на добавленную стоимость в общей сумме доходов Московской области возрастет с 13,1% в 1999 году до 16% в 2000 году.
Незначительным будет увеличение доли неналоговых доходов - с 2,1% в 1999 году до 2,6% в 2000 году.
Объемы амортизационных отчислений за 1999-2000 гг. определены расчетно, исходя из действующих условий и методов начисления амортизации. Величина этого показателя в 1999 году составит 6,8 млрд.руб., в 2000 году - 8,5 млрд.руб. (8,2%).
Доходы государственных внебюджетных фондов возрастут с 13,4 млрд.руб. в 1999 году до 16,3 млрд.руб. в 2000 году, увеличившись на 22,3%. Объем перечислений в государственные внебюджетные фонды из Московской области возрастет практически в 2 раза, а средства, получаемые из них, уменьшатся на 15,7%.
Расчет расходной части сводного финансового баланса Московской области осуществлен, исходя из прогноза соответствующих доходных статей баланса, с учетом необходимости снижения дефицита консолидированного бюджета Московской области. Объем расходной части баланса в 2000 году составит 89,98 млрд.руб. (119% к уровню 1999 года).
В расходной части финансового баланса 37,7% составляют расходы предприятий за счет остающихся в их распоряжении прибыли и амортизационных отчислений.
В 2000 году значительную долю (31,2%) в структуре расходов будут составлять расходы на социально-культурные мероприятия, которые увеличатся на 14,4% по сравнению с 1999 годом.
Превышение расходной части сводного финансового баланса Московской области над его доходной частью в 2000 году составит 3,2 млрд.руб.
Важнейшее влияние на финансовую обеспеченность Московской области оказывает действующий в настоящее время порядок взаимоотношений с федеральным Центром.
Являясь регионом-донором, Московская область в 1999 году перечислила в федеральный бюджет, государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды 44,4% от общего объема налоговых платежей и других доходов, получаемых на территории Московской области. В федеральный бюджет, государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды перечислено 16,8 млрд.руб. В виде поступлений по налоговым платежам и другим доходам в Российскую Федерацию передано 15,7 млрд.руб. и, в то же время Московская область получила из федерального бюджета, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов 8,6 млрд.руб., из них из федерального бюджета поступило 6,7 млрд.руб. (дотации и субвенции - 6 млн.руб., трансферты - 201 млн.руб., ассигнования на инвестиции - 5,9 млрд.руб., прочие - 548 млн.руб.), из государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов - 1,99 млрд.руб.
По прогнозу на 2000 год при сохранении действующего порядка взаимоотношений с органами власти на уровне Российской Федерации объем средств, перечисляемых Московской областью в федеральный бюджет, государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды, превысит объем средств, получаемых с федерального уровня, в 3,3 раза.
По прогнозу на 2000 год Московская область передаст на уровень Российской Федерации 28,6 млрд.руб., в том числе в федеральный бюджет - 27,4 млрд.руб. Из федерального бюджета ожидается получение средств в виде ассигнований на инвестиции - 6,8 млрд.руб., дотации и субвенции составят лишь 260 млн.руб. Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды направят в Московскую область в этот период 1,6 млрд.руб.
Наличие на территории Московской области дефицита финансовых ресурсов в 2000 году вызывает необходимость поиска внутренних резервов и принятия мер по увеличению доходов территории.
Денежные доходы и расходы населения
По предварительному отчету в 1999 году общая сумма денежных доходов населения Московской области составила 113,4 млрд.руб.
В структуре денежных доходов снижается доля начисленной заработной платы, удельный вес которой составил 33,2% (или 37,7 млрд.руб.) против 36,9% по отчету за 1998 год.
Уменьшение доли начисленного фонда заработной платы в общей сумме доходов объясняется последствиями финансово-экономического кризиса 1998 года, повлекшего свертывание деятельности ряда организаций различных отраслей экономики Московской области. Это повлекло за собой увеличение доли доходов населения, не связанных с работой по найму. Свыше половины общей суммы денежных доходов населения (52%) в 1999 году составили так называемые "прочие доходы", в структуре которых значительный удельный вес занимают доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности.
Удельный вес социальных выплат в 1999 году, по предварительной оценке, составил 14,8%.
Общая сумма расходов и сбережений населения в 1999 году, по предварительной оценке, составила 113,2 млрд.руб., что в 1,8 раза выше уровня 1998 года.
Увеличение расходов населения в 1999 году по сравнению с 1998 годом вызвано:
- значительным удельным весом (84,8%) покупки товаров и оплаты услуг в общей сумме расходов и сбережений населения;
- ростом на 56,4% обязательных платежей и различных взносов, что вызвано повышением заработной платы в ряде отраслей экономики Московской области (в частности, с 1 апреля 1999 года в 1,5 раза в бюджетной сфере).
Вследствие роста потребительских цен, а также увеличения расходов на обязательные платежи и различные взносы реальные доходы населения в 1999 году снизились и составили 90% к уровню 1998 годом.
Общая сумма денежных доходов населения по прогнозу на 2000 год составит 139,4 млрд.руб., что на 23% выше предварительного отчета 1999 года. Намечается, что фонд заработной платы составит 33,5% в общей сумме доходов или 46,7 млрд.руб. и возрастет на 24% по сравнению с 1999 годом.
Предполагается, что в 2000 году на 22% возрастет величина социальных выплат населению, которая достигнет 20,5 млрд.руб. Прогноз роста социальных выплат основан на том, что в 2000 году будет продолжена социальная политика, направленная на адресную защиту малообеспеченных споев населения с целью преодоления спада уровня жизни.
Предполагается, что тенденция снижения реальных денежных доходов населения сохранится и в 2000 году, хотя и несколько замедлится. Реальные денежные доходы населения в 2000 году составят 95% к уровню 1999 года.
Общая сумма расходов и сбережений населения по прогнозу на 2000 год достигнет 139,4 млрд.руб., что на 23% выше уровня 1999 года. Наибольшую долю (86%) в сумме расходов будут занимать затраты на покупку товаров и оплату услуг.
Труд
Положение в сфере труда Московской области во многом обусловлено дальнейшим развитием демографических, экономических и социальных процессов.
В последние годы в результате низкой рождаемости, высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры сохраняется отрицательный естественный прирост населения. В 1999 году, по оценке, численность постоянного населения Московской области сократится на 20,9 тыс.чел.
По прогнозу на 2000 год численность населения по сравнению с 1999 годом уменьшится на 16 тыс.человек и составит 6472 тыс.чел. (по целевому варианту). В городских поселениях будет проживать - 5184 тыс.чел., или 80,1% жителей области, сельское население составит 1288 тыс.чел. (19,9%).
В 2000 году сохраняется тенденция роста численности трудовых ресурсов Московской области. Как и в предыдущие годы, численность вступающей в трудоспособный возраст молодежи значительно превышает численность населения, выбывающего из трудоспособного возраста в послерабочие возраста. Коэффициент текущего трудового замещения (без учета смертности) составит в 1999 году - 150%, в 2000 году - 139%. По оценке, численность трудовых ресурсов области в 2000 году составит - 3344 тыс.чел. (по целевому варианту).
Анализ положения в сфере занятости населения показал, что положительные тенденции в экономике Московской области, характеризующиеся оживлением работы ведущих предприятий и ростом объема производства, привели к увеличению в 1998 году численности занятых в промышленности на 10,1 тыс.чел. В 1999 году, по оценке, наметился рост числа занятых в промышленности на 3,3 тыс.чел., по целевому варианту прогноза на 2000 год увеличение численности работающих в промышленности продолжится.
В то же время в 1998 году численность занятых в сельском и лесном хозяйстве сократилась на 21,3 тыс.чел., в строительстве - на 8,2 тыс.чел. В 1999 году наметилось дальнейшее, но уже незначительное сокращение занятых в этих отраслях.
В 1999 году, по оценке, предполагается сокращение числа занятых в экономике Московской области на 5,5 тыс.чел. По прогнозу на 2000 год ожидается, что численность занятых в экономике увеличится по целевому варианту - на 12 тыс.чел.
Ожидается также рост числа занятых в отраслях непроизводственной сферы: здравоохранении, образовании, науке и научном обслуживании.
При этом общая численность безработных (по методологии МОТ) в 1999 году сократилась по сравнению с 1998 годом на 25,4 тыс.чел. (7,2%), из них численность зарегистрированных безработных - на 7,7 тыс.чел. (10,9%).
По прогнозу на 2000 год предполагается дальнейшее сокращение как общей численности безработных, так и численности зарегистрированных безработных и улучшение положения в сфере занятости населения области.
Потребительский рынок
В 1999 году по сравнению с 1998 годом оборот розничной торговли увеличился на 11,3% и составил 75,1 млрд.руб.
В структуре оборота розничной торговли преобладающую долю занимали продовольственные товары. Их удельный вес составил 52,8%. Населению области продано продовольственных товаров на 39,7 млрд.руб., непродовольственных - на 35,4 млрд.руб. В товарной массе это равно соответственно 122,9% и 100,9% к уровню 1998 года (в сопоставимых ценах).
Правительством Московской области проводится работа по формированию и поддержанию на требуемом уровне ресурсов продовольствия, обеспечению продуктами питания бюджетных и специализированных организаций, незащищенных слоев населения.
В 2000 году предусматривается увеличение объема оборота розничной торговли, который составит 92,5 млрд.рублей (101% в сопоставимых ценах к 1999 году).
Анализ состояния сферы услуг показывает, что положение дел в отрасли стабилизируется. Темп роста объема платных услуг населению в 1999 году составил 116,2%.
В структуре платных услуг преобладали бытовые услуги (32,1%), пассажирского транспорта (17,3%), коммунальные (16,3%), связи (7,2%), жилищные (6,3%), образования (5,1%).
Согласно целевому варианту в 2000 году прогнозируется рост реальных доходов населения области, что позволит обеспечить прирост объема платных услуг на 5%.
Охрана окружающей среды
В 1999 году, по оценке, на природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования направлено 87,8 млн.руб.
В 1999 году осуществлялась плата за пользование водными объектами Московской области в соответствии с Федеральным законом от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" который устанавливает введение и границы ставок платы за пользование водными объектами.
Проводилась работа по выявлению предприятий-водопользователей, не имеющих лицензий на водопользование. По оценке, объем водопотребления в 1999 году составил 1900 млн.куб.м. или 102,6% к уровню 1998 года.
В прогнозируемом периоде намечается осуществить комплекс мероприятий по дальнейшему улучшению окружающей среды Московской области.
На природоохранные мероприятия в 2000 году предполагается направить за счет всех источников финансирования 133,9 млн.руб. инвестиций, что выше уровня 1999 года на 12,2%. За счет средств федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ в 2000 году предусматривается 9,2 млн.руб. (6,9% от общего объема инвестиций), предполагается израсходовать собственных средств предприятий - 62 млн.руб. (46,3%). Из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований направляется 62,7 млн.руб. или 46,8% общего объема.
В 2000 году из экологических фондов предполагается израсходовать 107 млн.руб., из них на строительство объектов природоохранного назначения - 24,1 млн.руб. или 22,5% от общего объема.
Объем сброса загрязненных сточных вод в 2000 году составит 675,5 млн.куб.м и по сравнению с 1999 годом снизится на 0,5 млн.куб.м.
В 2000 году объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, составит 154 тыс.тон.
Объем водопотребления в 2000 году по сравнению с 1999 годом возрастет на 7,9%.
Внешнеэкономические связи
Внешнеторговый оборот Московской области за январь - сентябрь 1999 года составил 1841 млн.долл. США и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился на 16,6%.
Экспорт по отношению к соответствующему периоду 1998 года увеличился на 19,5% и составил 954,1 млн.долл. США. Импорт уменьшился более, чем на треть (37%).
Рост объема экспортных поставок продукции в 2000 году прогнозируется в размере 3,8%, импорта - на 3,2%,
Прогноз
социально-экономического развития Московской области на 2000 год
Показатели | Единица измере- ния |
1998 год отчет |
1999 год предва- рит.от- чет |
2000 год - прогноз | |
I вари- ант |
II вари- ант |
||||
Основные общеэкономичес- кие показатели Валовой региональный про- дукт в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах Промышленность Объем промышленной проду- кции (работ, услуг) в оптовых ценах предприятий (без налога на добавлен- ную стоимость и акциза) в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах из него по отраслям: электроэнергетика в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах топливная промышленность в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах черная металлургия в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах цветная металлургия в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах химическая и нефтехими- ческая промышленность в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах машиностроение и метал- лообработка в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах лесная, деревообрабаты- вающая и целлюлозно-бу- мажная промышленность в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах промышленность строите- льных материалов в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах легкая промышленность в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах пищевая промышленность в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах Агропромышленный комплекс Продукция сельского хо- зяйства во всех категори- ях хозяйств в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах Из общего объема продук- ции сельского хозяйства: продукция сельскохозяй- ственных предприятий в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах продукция крестьянских (фермерских) хозяйств в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах продукция в хозяйствах населения в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах Производство основных видов сельскохозяйствен- ной продукции (все кате- гории хозяйств): зерно (в весе после доработки) картофель овощи скот и птица (в живом весе) молоко яйца Малое предпринимательство Среднесписочная числен- ность работников малых предприятий в том числе по отра- слям: экономики: промышленность строительство торговля и общест- венное питание другие отрасли Объем произведенной про- дукции (работ, услуг) малыми предприятиями в действующих ценах каждого года в том числе по отраслям экономики: промышленность строительство торговля и общест- венное питание другие отрасли Объем инвестиций малых предприятий в действую- щих ценах каждого года экономики: промышленность строительство торговля и общест- венное питание другие отрасли Прибыль малых предприятий в том числе по от- раслям экономики: промышленность строительство торговля и общест- венное питание другие отрасли Инвестиции Объем инвестиций в основ- ной капитал за счет всех источников финансирова- ния в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах в том числе: производственного наз- начения в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах непроизводственного на- значения в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах Из инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирова- ния - инвестиции за счет: собственных средств пре- дприятий и организаций в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах средств населения на индивидуальное жилищное строительство в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах средств федерального бюджета в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах средств областного бюджета в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах средств бюджетов муници- пальных образований в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах Иностранные инвестиции Финансы (Сводный финансовый ба- ланс в действующих ценах каждого года) Доходы Прибыль * Амортизационные отчисле- ния Налог на добавленную сто- имость Акцизы Налог с розничных продаж Подоходный налог с физи- ческих лиц Налоги на имущество Платежи за использование природных ресурсов (кроме отчислений на воспроизво- дство минерально-сырьевой базы) Прочие налоги, сборы и пошлины Неналоговые доходы - все- го в том числе: доходы от государствен- ной собственности или деятельности прочие неналоговые до- ходы Средства целевых бюджет- ных фондов из них: дорожных экологических Подмосковье - БД Средства для образования государственных внебюдже- тных фондов в том числе: Пенсионного фонда Фонда социального страхования Фонда обязательного медицинского страхо- вания Фонда занятости Итого доходов: Взаимоотношения с другими уровнями власти Средства, перечисляемые: в федеральный бюджет в том числе: налог на добавленную стоимость акцизы налог на прибыль прочие платежи в государственные вне- бюджетные фонды в том числе: в Пенсионный фонд в Фонд социального страхования в Фонд обязательного медицинского страхо- вания в Фонд занятости в государственные це- левые бюджетные фонды в том числе: дорожный экологический Средства, получаемые: из федерального бюд- жета в том числе: дотации и субвенции трансферты ассигнования на инвес- тиции прочие из государственных внебюджетных фондов в том числе: Пенсионного фонда Фонда социального страхования Фонда обязательного медицинского страхо- вания Фонда занятости из государственных це- левых бюджетных фондов - дорожного Всего доходов Расходы Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, а также за счет амортизации из них на инвестиции Затраты на инвестиции (кроме инвестиций, осуще- ствляемых за счет прибы- ли, оставляемой в распо- ряжении предприятий) из них за счет: средств федерального бюджета средств бюджетов субъе- ктов Федерации Субсидии из них: на сельхозпродукцию жилищно-коммунальному хозяйству другие субсидии Расходы на социально-ку- льтурные мероприятия, фи- нансируемые за счет бюд- жета и внебюджетных фон- дов (без капитальных вло- жений) из них: образование культура, искусство, средства массовой инфо- рмации здравоохранение и физ- культура социальная политика в том числе: пенсионное обеспече- ние государственные посо- бия и компенсационные выплаты населению социальное страхова- ние медицинское страхова- ние расходы государствен- ного фонда занятости Расходы на научные иссле- дования и разработки Расходы за счет средств целевых бюджетных фондов из них: дорожных экологических Подмосковье-БД Расходы на содержание правоохранительных орга- нов (без капитальных вло- жений) Расходы на содержание ор- ганов власти и управления (без капитальных вложений Прочие расходы Всего расходов Превышение расходов над доходами(-) Источники покрытия дефи- цита - внутренние Труд Трудовые ресурсы Численность занятых в экономике - всего в том числе: в материальном произ- водстве в том числе: промышленность сельское и лесное хозяйство строительство транспорт связь торговля и общест- венное питание другие отрасли в непроизводственной сфере в том числе: здравоохранение и физическая культура образование наука и научное об- служивание культура и искусство другие отрасли Лица, не занятые трудовой деятельностью и учебой в том числе лица, имеющие статус безработного Уровень безработицы (уде- льный вес безработных в численности экономически активного населения) Денежные доходы и расходы населения Доходы - всего в том числе: фонд заработной платы социальные выплаты- всего в том числе: пенсии и пособия стипендии прочие доходы Реальные располагаемые денежные доходы Расходы и сбережения - всего в том числе: покупка товаров и оп- лата услуг из них покупка товаров обязательные платежи и добровольные взносы прирост вкладов в бан- ках, приобретение нед- вижимости, валюты, об- лигаций, государствен- ных займов и др. цен- ных бумаг Превышение доходов над расходами (+) или расхо- дов над доходами (-) Потребительский рынок Оборот розничной торговли (во всех каналах реализа- ции) в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах Объем платных услуг насе- лению (с учетом эксперт- ной оценки объемов услуг по недоучтенным предприя- тиям и оказываемых физи- ческими лицами) в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах Развитие отраслей социа- льной сферы Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источ- ников финансирования Средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов (на конец года) Обеспеченность: больничными койками амбулаторно-поликлини- ческими учреждениями врачами средним медицинским пе- рсоналом домами-интернатами для престарелых и инвалидов и детей-инвалидов дошкольными образовате- льными учреждениями Количество обучающихся в первую смену в дневных учреждениях общего обра- зования в % к общему чис- лу обучающихся в этих учреждениях в том числе: город село Охрана окружающей среды Инвестиции, предусматри- ваемые на природоохранные мероприятия, за счет всех источников финансирования в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах Расходование средств эко- логических фондов в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах в том числе на строи- тельство объектов при- родоохранного назначе- ния в действующих ценах каждого года в сопоставимых ценах Объем сброса загрязненных сточных вод Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосфер- ный воздух стационарными источниками загрязнения Объем водопотребления Объем оборотного и повто- рно-последовательного ис- пользования воды Внешнеэкономическая деятельность Экспорт Импорт Страны вне СНГ Экспорт Импорт Государства-участники СНГ Экспорт Импорт |
млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду тыс.т. в % к предыду- щему го- ду тыс.т. в % к предыду- щему го- ду тыс.т. в % к предыду- щему го- ду тыс.т. в % к предыду- щему го- ду тыс.т. в % к предыду- щему го- ду млн.шт. в % к предыду- щему го- ду тыс.чел. -"- -"- -"- -"- млн. рублей -"- -"- -"- -"- млн. рублей -"- -"- -"- -"- млн. рублей -"- -"- -"- -"- млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. долл.США в % к предыду- щему го- ду млн. руб. -"- млн.руб. -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- млн.руб. -"- -"- -"- -"- млн.руб. млн.руб. -"- -"- млн.руб. -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- млн.руб. -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- млн.руб. млн.руб. -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- млн.руб. млн.руб. -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- млн.руб. -"- тыс.чел. тыс.чел. -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- тыс.чел. тыс.чел. -"- млн.руб. -"- -"- -"- -"- -"- в % к предыду- щему го- ду млн.руб. млн.руб. -"- млн.руб. млн.руб. -"- млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду тыс.кв.м общей площади кв.м на человека коек на 10 тыс. жителей посеще- ний в смену на 10 тыс. жителей человек на 10 тыс. жителей человек на 10 тыс. жителей мест на 10 тыс. жителей мест на 1000 де- тей до- школьно- го воз- раста % % % млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн. рублей в % к предыду- щему го- ду млн.куб. м. в % к предыду- щему го- ду тыс.т. в % к предыду- щему го- ду млн.куб. м в % к предыду- щему го- ду млн.куб. м в % к предыду- щему го- ду млн. долл.США в % к предыду- щему го- ду млн. долл.США в % к предыду- щему го- ду млн. долл.США в % к предыду- щему го- ду млн. долл.США в % к предыду- щему го- ду млн. долл.США в % к предыду- щему го- ду млн. долл.США в % к предыду- щему го- ду |
100611,6 97,6 42812,19 99,8 6362,8 97,6 65,52 84,3 1315,23 104,3 769,82 102,1 2945,56 94,4 11214,86 100,4 2376,07 81,4 3412,49 102,7 2344,08 83 8905,36 120,5 10006,5 95,3 5360,8 104,2 145,8 92,1 4499,9 82 260,8 56,7 947,6 73,5 489 94,4 138,7 95,3 910,4 102,7 2104,6 101,4 220,7 58,5 46,4 62 53,8 14435 3755 3320 3898 3462 904 241 400 24 239 1872 491 431 507 443 19444 160 12373 160 7071 86 10819,2 130,6 2686 1240,3 61,6 453,5 98,7 340,2 40,4 737,2 163,8 17216 6332 6594 7379 16 2934 1722 650 2145 1048 656 392 3276 3104 114 58 10309 7565 1129 1254 361 59621 13943 12751 4116 6886 1528 221 215 71 94 45 5 977 977 - 3006 1712 52 116 1240 304 1084 1067 3 10 4 210 48684 19056 10819 4720 1240 794 6166 383 4679 1104 17507 3077 326 2337 11767 8408 910 938 1158 353 13 2444 2286 95 63 395 999 2027 53327 -4643 4643 3295,7 2331,5 1382,6 561,7 143,1 165,2 107,6 26,7 342,6 35,7 948,9 194,1 204,95 142,8 34,35 372,7 354,4 70,7 2,6 67752,7 25036,8 10890,9 10832,6 58,3 31825 83,5 62793,9 48709,2 37394,3 4279,3 9805,4 4958,8 35641 12403,4 96,6 2613,2 21 100,8 235,9 31,3 79,5 15,5 734 75,9 74,1 86,3 58,9 67,6 97,13 170 22 120 676,3 99,8 154,4 95,5 1851,96 98,5 3303,9 97,5 1086,9 81,8 1675,3 76,5 821,3 85,2 1399,9 88 265,6 72,6 275,4 46 |
155475 101 81747,6 125,3 7971,43 99,5 97,2 148,1 2834,89 115,8 2274,4 215 6287,44 130 22335,95 133,4 5919,19 126,4 7443,65 124,5 5090,37 127,7 18457,39 111,3 20835,5 100,9 10915 98,9 240 80,5 9680,5 105,5 126,4 48,5 968,3 102,2 548,7 112,2 130,3 93,9 940,2 103,3 2165,8 102,9 236,4 67,5 48,7 67,2 53 29800 8900 7400 5470 8030 1200 460 528 72 140 4600 880 2400 700 620 28829 97,8 17697 96,6 11132 103,1 12830 97,2 3300 100,7 5900 в 3,9 раза 401,3 72,5 380 91,6 500 67,8 26372 6775 10546 5281 - 4727 2236 1114 3166 1667 1324 343 5411 5296 115 - 13356 9198 1748 1916 494 80651 16831 15655 7745 4240 2166 1504 146 - 64 75 7 1030 1021 9 8641 6655 6 201 5900 548 1946 1906 2 38 - 40 72461 26554 12830 9981 5900 781 7547 168 5963 1416 24538 4310 490 3429 16309 11104 1322 1598 1798 487 14 4364 4258 106 - 518 1386 744 75646 -3185 3185 3320 2326 1380 565 142 162 108 27 340 36 946 193 205 143 35 370 329 63 2,4 113397,5 37651,2 16772 16682,2 89,8 58974,3 90 113188,6 95997,1 77091,9 6692,1 10499,4 208,9 75102,3 111,3 19332,4 116,2 2700,7 22 98,5 240,8 31,3 79,9 15,5 730 78,2 75,9 86,9 87,75 126,3 107 93,3 24,06 92,7 676 100 154 99,7 1900 102,6 3705 112,1 1162,2 106,9 1357 81 870 106 1000 71,4 292,2 110 357 129,6 |
191887 102 110260,1 102 10326,19 102 133,17 100 3951,26 101 3557,34 117,6 7835,41 100,5 30528,78 102 7885,96 101,7 9967,04 103 6573,14 100,1 25166,65 101 30024 110 15329 108 345 110,2 14350 113,5 400 в 3,2 раза 1113,5 115 597 108,8 139,2 106,8 973,2 103,5 2230 103 254 72 51,6 72,5 57,9 35200 11080 8900 6400 8820 1500 570 657 90 183 5500 1100 2900 820 680 33100 100 20360 100 12740 100 14900 101 2800 73,8 6800 100,2 1415 в 3,1 раза 420 96,1 500 100 33292 8530 17080 10319 - 5755 2335 1529 3563 2820 2464 336 5112 5011 101 - 16340 11478 1717 2526 619 106675 28616 27376 14518 8299 2876 1683 278 - 65 91 122 962 952 10 8701 7060 260 - 6800 - 1641 1638 3 - - - 86760 33972 14900 11435 6800 1835 6352 206 5167 979 28082 4369 655 3371 19687 13116 2036 1608 2430 497 31 4150 4059 91 - 789 1596 3572 89979 -3219 3219 3344 2338 1385 568 143 163 108 28 338 37 953 195 210 146 35 367 320 55 2,1 139419 48687,5 20461,8 20352,3 109,5 70269,7 95 139419 119900,3 94977,2 8365,1 11153,6 92541,1 101 25370 105 2500 22 96,5 244,3 31 80,5 15,5 730 84 85 90 133,94 112,2 107 73,5 24,06 73,6 675,5 99,9 154 100 2050 107,9 3780 102 1206,8 103,8 1399,8 103,2 900 103,4 960 96 306,8 105 439,8 123,2 |
113868,68 100,5 10547 101 127,34 100 3865,37 101 3359,29 105,5 8783,25 100,5 30680,66 101 8728,44 101 10098,05 102 7024,71 100 27132,37 100 26171,2 94,6 13226,3 91,9 350,5 108,5 12594,4 98,9 372 в 2,9 раза 996,1 102,9 522 95,1 123 94,4 844 89,8 1973 91,1 3328 2328 1380 565 142 162 108 28 338 37 948 195 208 143 35 367 324 57 2,2 93877,9 100 25880 103 1198 103,1 1376,1 101,4 900 103,4 960 96 298 102 416,1 116,6 |
* - прибыль юридических лиц, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории Московской области (без филиалов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московской областной Думы от 26 апреля 2000 г. N 5/96 "О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2000 год"
Текст решения опубликован в "Вестнике Московской областной Думы", N 7, июль 2000 г.
Настоящий документ снят с контроля