Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Организация проектирования, согласование, экспертиза, утверждение проектно-сметной документации
Письмом Минстроя РФ от 13 февраля 1996 г. N БЕ-19-4/9 сообщено Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг
См. Закон Московской области от 15 апреля 1999 г. N 19/99-ОЗ "Об организации строительства (реконструкции) объектов недвижимости, осуществляемого физическими лицами на территории Московской области"
См. "Инструкцию о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (СНиП 11-01-95), утвержденную постановлением Минстроя РФ от 30 июня 1995 г. N 18-64)
3.1. Капитальное строительство на территории области должно вестись по проектно-сметной документации, согласованной надзорными органами в установленном настоящими "Правилами застройки" порядке.
Разработка проектно-сметной документации для объектов капитального строительства является завершающим этапом многоступенчатого процесса проектирования, базирующегося на фундаментальных градостроительных проработках по Московской области в целом, отдельным ее районам, городам и поселкам, которые содержатся в разработанной и постоянно обновляющейся путем корректировки градостроительной проектно-планировочной документации.
3.2. К градостроительной проектно-планировочной документации относятся: Генеральный план г. Москвы и Московской области; проекты районной планировки групп и отдельных административных районов области; территориальные комплексные схемы охраны природы, генеральные планы территорий административных образований, генеральные планы (или их схемы) городов, поселков, сельских и других населенных пунктов, рекреационных территорий Подмосковья; проекты городской, поселковой черты, черты сельского населенного пункта; проекты детальной планировки жилых, промышленных, исторических и других функциональных зон, отдельных городских узлов в населенных пунктах; схемы внутрихозяйственной планировки сельскохозяйственных предприятий; отраслевые схемы развития инженерной инфраструктуры населенных пунктов области (всех видов транспорта, улично-дорожной сети, инженерного оборудования и внешнего благоустройства территорий), технико-экономические обоснования застройки, инженерного оборудования, инженерной подготовки отдельных территорий.
3.3. Градостроительной проектно-планировочной документацией решаются текущие и, в основном, перспективные градостроительные проблемы, прогнозируемые на период от 3-5 до 20 лет. Границы рассматриваемых территорий устанавливаются в каждом конкретном случае специальным градостроительным заданием, согласованным Главархитектурой; разработка указанных проектов может осуществляться только проектными организациями градостроительного профиля. Целесообразность и своевременность корректировки или разработки градостроительной проектно-планировочной документации на новый расчетный срок определяются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из темпов реализации градостроительных программ за счет собственных финансовых ресурсов или средств привлекаемых инвесторов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и во взаимодействии с Главархитектурой.
3.4. Архитектурно-планировочные и инженерно-технические решения, содержащиеся в градостроительной проектно-планировочной документации, перечисленной в п. 3.2, до их утверждения подлежат последовательному всестороннему рассмотрению и обсуждению местными и областными надзорными организациями, названными в градостроительном задании, в т.ч. при необходимости комитетом по культуре, с составлением этими организациями заключений о согласовании соответствующих разделов или проекта в целом; подвергаются комплексной экспертизе Главархитектуры (рассматривается областным градостроительным советом). Утверждение этой документации производится в порядке, устанавливаемом администрацией Московской области или органом местного самоуправления в зависимости от принадлежности источника финансирования.
3.5. Архитектурно-планировочные и инженерно-технические решения, разработанные в градостроительной проектно-планировочной документации, обязательны для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности: в последующих стадиях проектирования для капитального строительства, при принятии обоснованных решений о предоставлении земельных участков под объекты строительства, ведении топографо-геодезических и геологических изысканий, при изменении границ и вида землепользования, при кооперации сил и средств отдельных застройщиков, при выработке условий для заключения контрактов и договоров аренды, подряда, при организации конкурсов по дальнейшему проектированию и строительству.
3.6. Пользование градостроительной документацией, находящейся на постоянном хранении в местных органах архитектуры и градостроительства, осуществляется на безвозмездной основе; тиражирование иллюстрированных материалов градостроительной документации заинтересованным организациям, изготовление различных выкопировок и извлечений производятся по заявкам заказчиков на договорной основе.
3.7. К проектно-сметной документации для капитального строительства относятся проекты застройки микрорайонов или кварталов в городах и других поселениях, проекты нового строительства и реконструкции отдельных жилых и общественных зданий или комплексов гражданского, промышленного, производственного, сельскохозяйственного и иного назначения, объекты инженерной инфраструктуры. Указанные проекты выполняются в одну или две стадии: технико-экономические обоснования строительства объекта (или для наиболее крупных и сложных объектов - проект) и рабочая документация. Состав и содержание проектно-сметной документации должны соответствовать действующим СНиП, другим республиканским нормативным актам и нормам, что должно быть удостоверено на титульных листах проектов подписями руководителя проектной организации или фирмы и ответственного исполнителя проекта; состав и содержание документации по памятникам истории, культуры, архитектуры и археологии и их территориям определяются положением, утвержденным Министерством культуры Российской Федерации.
3.8. Проектно-изыскательские работы по объектам капитального строительства выполняются заказчиками самостоятельно или на основе договоров с хозяйствующими субъектами, организационно-правовая форма которых приведена в соответствие с действующим законодательством, и имеющими соответствующие лицензии на эти виды деятельности.
Проектные организации выбираются заказчиками по своему усмотрению; как правило, заключается договор с генеральной проектной организацией, возлагая на нее привлечение специализированных проектных и изыскательских организаций, осуществление контроля и координацию проведения всех видов предпроектных и проектно-изыскательских работ по объекту.
Проектирование индивидуальных жилых домов и топографо-геодезические изыскания для этих целей могут осуществляться организациями, организационно-правовая форма которых приведена в соответствие с действующим законодательством, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и имеющими соответствующие лицензии на эти виды деятельности, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством для индивидуальных застройщиков.
3.9. При выборе земельного участка для строительства заказчик (при необходимости - с участием проектной организации) по имеющейся в местных органах архитектуры и градостроительства градостроительной проектно-планировочной документации и топографо-геодезической изученности территории учитывает особенности и специфические требования, которые будут предъявлены к будущему строительству (или констатирует их отсутствие).
3.10. После выбора земельного участка объем предпроектной эскизной проработки зависит от назначения объекта, его местоположения и основных технико-экономических показателей.
При предпроектной проработке по объектам, расположенным на важных в градостроительном отношении участках, может организовываться конкурс на стадии эскизного проекта. В этих случаях победитель конкурса имеет преимущественное право на земельный участок и разработку проектно-сметной документации.
Картографические и графические эскизные материалы предпроектной проработки должны, по возможности, полнее отражать технико-экономические и объемно-планировочные параметры объекта строительства или реконструкции и содержать:
- ситуационный план на геоподоснове М 1:25000; 1:5000; 1:2000 с отражением по укрупненным показателям объемов работ по внешнему транспорту, инженерному обеспечению объекта, экологической защищенности;
- схему генерального плана застройки участка или эскизный макет М 1:2000; 1:1000; 1:500 с отражением объемов работ по внешнему благоустройству и инженерному оборудованию участка;
- общий вид объекта, чертежи или эскизный макет М 1:200; 1:100; 1:50; развертки застройки, отдельные ее фрагменты, характеризующие объемно-планировочные решения нового объекта и его увязку с окружающей застройкой или природной средой, а также преемственность или принципиальные отличия по отношению к техническим решениям, заложенным в ранее разработанной градостроительной проектно-планировочной документации.
3.11. На основании решений органов местного самоуправления, представленных заказчиками технических условий, выданных службами городских (районных) инженерных сетей и сооружений, землеотводных документов на строительство (реконструкцию) объекта и, в отдельных случаях, предварительной эскизной проектной проработки главным архитектором города (района) составляется и выдается заказчику архитектурно-планировочное задание (АПЗ) на разработку проектно-сметной документации по объекту капитального строительства. АПЗ выдается и на реконструкцию объектов, приобретенных на основании договора купли-продажи.
В АПЗ отражаются специфические требования, предъявляемые к объекту строительства и отдельным его элементам, базирующиеся на архитектурно-планировочных и инженерно-технических решениях градостроительной проектно-планировочной документации, и порядок согласования законченной проектно-сметной документации.
Для объектов, расположенных на территории охранных зон памятников истории, культуры, архитектуры, археологии, АПЗ должно быть согласовано с органами охраны памятников, а расположенных в других охранных зонах - с соответствующими организациями.
Срок действия АПЗ - два года, после окончания которых необходимо оформить продление срока действия для обеспечения учета изменившихся условий застройки.
3.12. АПЗ, оформленные в местных органах архитектуры и градостроительства, подлежат представлению на согласование в Главархитектуру:
- по объектам, определяемым имеющейся проектно-планировочной документацией городов и других поселений, как наиболее значимые в градостроительном отношении;
- по объектам, возводимым за счет федерального и областного бюджетов;
- по объектам, размещаемым на территории с особым режимом градостроительной деятельности, в т.ч. в зонах регулирования застройки памятников архитектуры, истории, культуры, археологии, зонах охраняемого ландшафта, водоохранных зонах, на заповедных территориях;
- по всем объектам, размещаемым на территориях, где отсутствует градостроительная проектно-планировочная документация или предлагаются отступления от архитектурно-планировочных решений градостроительной документации.
3.13. Законченная проектно-сметная документация на объекты капитального строительства подлежит согласованию:
- с организациями, выдавшими технические условия на присоединение к инженерным коммуникациям, в части выполнения этих условий, согласование проектно-сметной документации автоматически продляет срок действия технических условий на весь нормативный или расчетный срок строительства;
- с местными органами надзора или, по их усмотрению, областными органами надзора в части проектных решений, выполненных с отступлением от действующих нормативов или при отсутствии утвержденных нормативов;
- с органами по охране памятников истории, культуры и архитектуры при размещении объектов в исторических городах, в охранных зонах или зонах регулирования застройки;
Законом Московской области от 30 сентября 1997 г. N 45/97-ОЗ в абзац пятый пункта 3.13 настоящего Закона внесены изменения
- с Мособлкомводом и Центром госсанэпиднадзора в Московской области при размещении новых объектов гражданского, промышленного и иного назначения, в т.ч. индивидуального строительства, дачных и садоводческих товариществ, а также при капитальном ремонте или реконструкции объектов указанного назначения, расположенных во втором поясе зоны санитарной охраны московского водопровода;
- с местными органами архитектуры и градостроительства с рассмотрением, при необходимости, на архитектурно-технических советах, а в случаях, специально указанных в АПЗ, - с Главархитектурой, в части приемлемости архитектурно-планировочных решений.
Основным критерием при согласовании архитектурно-планировочных решений проектов органами архитектуры и градостроительства является оценка творческого результата процесса проектирования, объективно обеспечивающего удовлетворение эстетических, функциональных и инженерно-технических требований заказчика к объекту строительства и соответствие разработанных объемных, архитектурно-планировочных и инженерных решений объекта строительства положениям утвержденной градостроительной документации, качество и долговечность применяемых строительных и отделочных материалов.
Одновременно проверяется полнота выполнения в проектно-сметной документации требований и условий, изложенных в постановлении органа местного самоуправления, требований АПЗ и технических условий.
3.14. Согласование проектно-сметной документации или мотивированное отклонение от согласования должно быть произведено не более чем в месячный срок с момента поступления документации. Проектно-сметная документация, выполненная с нарушениями градостроительной политики, настоящих "Правил застройки", а также приводящая к существенным изменениям архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений, содержащихся в градостроительной проектно-планировочной документации города, района или поселка, от согласования отклоняется и подлежит переработке.
Проведенные согласования проектно-сметной документации для капитального строительства действительны в течение двух лет, кроме особо оговоренных случаев организациями, выдавшими технические условия.
Проекты, по которым в указанный срок строительство не начато, подлежат повторному согласованию.
3.15. Градостроительная документация, технико-экономические обоснования, проекты, рабочие проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений на территории Московской области, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, до их утверждения подлежат государственной вневедомственной экспертизе в Лицензионно-экспертном управлении.
Согласование Главархитектурой архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений градостроительной проектно-планировочной документации; размещения объектов на территории области; технико-экономических обоснований, проектов и рабочих проектов на строительство, реконструкцию, расширение предприятий, зданий и сооружений является составной частью комплексной вневедомственной экспертизы градостроительной проектно-сметной документации.
При положительном заключении Лицензионно-экспертного управления, проектно-сметная документация утверждается:
- по объектам строительства, осуществляемым за счет капитальных вложений, финансируемых из областного бюджета - администрацией Московской области;
- по объектам строительства, осуществляемым за счет бюджетных ресурсов заемных или привлеченных средств инвесторов (включая иностранных инвесторов) - непосредственно заказчиками (инвесторами).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.