Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На участие в совместной закупке было подано четыре заявки. В первой, второй и четвертой заявке предложен товар иностранного производства. Причем в первой заявке только в одной позиции (из шести позиций) предложен товар китайского производства. В третьей заявке предложен товар только российского производства. Победил первый участник, который предложил товар китайского производства только по одной позиции, и эта позиция заказана только одним заказчиком. У остальных заказчиков при формировании проекта контракта все позиции в спецификации российского производства.
Надо ли цену всей закупки по совместным торгам снизить на 15% каждому заказчику в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н или только заказчику, которому предложен товар из КНР?
Прежде отметим, что по результатам совместных торгов согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон N 44-ФЗ), п. 8 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088, заключаются отдельные контракты между каждым заказчиком и победителем. В силу пп. "б" п. 6 Правил в извещении о проведении совместных торгов и в документации о таких торгах указывается начальная максимальная цена (НМЦ), которая определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика. НМЦК каждого контракта, который будет заключен, в извещении не указывается (письмо Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-46).
На основании ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н. В соответствии с пп. "а" п. 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в Приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в Приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении N 1 и Приложении N 2, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
То есть заявка с предложением о поставке товара из соответствующих приложений Приказа N 126н, хотя бы один из которых является товаром иностранного происхождения, признается для целей предоставления приоритета "иностранной", и контракт с победителем закупки, предлагающим такой товар, должен быть заключен по сниженной цене. При этом отметим, что буквально в норме пп. "а" п. 1.3 Приказа N 126н речь идет об одной заявке и одном заключаемом по результатам закупки контракте. Приказ N 126н не содержит специальных правил предоставления приоритета для случаев совместных закупок (торгов), когда заключается более одного контракта. В то же время совместные торги не названы в п. 2 Приказа N 126н, содержащем перечень случаев, в которых положения пп. 1.1-1.3 п. 1 этого документа не применяются.
В рассматриваемой ситуации можно предположить два варианта применения нормы пп. "а" п. 1.3 Приказа N 126н:
1) при заключении по результатам совместной закупки контрактов снизить цену того из них, по которому один из поставляемых товаров имеет иностранное происхождение, и не снижать цены прочих контрактов;
2) каждый контракт совместной закупки заключить по сниженной цене.
Второй вариант, на наш взгляд, представляется более обоснованным. Принцип работы механизма предоставления приоритета российским товарам Приказа N 126н заключается в том, чтобы заключить контракт с пониженной ценой с тем участником закупки, который предложил иностранный товар в составе своей заявки. При этом цена снижается в отношении не конкретного иностранного товара, но всех товаров, поставляемых по такому контракту. Приоритет в соответствии с Приказом N 126н заключается не в предоставлении преимуществ победителям закупки, предлагающим товары российского происхождения, а в ухудшении положения победителей закупки, предлагающих товары, происходящие из иностранных государств (даже если это один иностранный товар, поставляемый наряду с прочими российскими).
К сожалению, официальных разъяснений, документов правоприменительной практики по обозначенной в вопросе проблеме не обнаружено.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
5 февраля 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.