Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Московской области
"Об областной целевой программе
"Разработка Генерального плана развития
Московской области на период до 2020 года"
Областная целевая программа
"Разработка Генерального плана развития Московской
области на период до 2020 года"
14 января 2004 г.
Законом Московской области от 14 января 2004 г. N 16/2004-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
Паспорт
областной целевой программы "Разработка Генерального плана
развития Московской области на период до 2020 года"
Наименование Областная целевая программа "Разработка
Программы Генерального плана развития Московской
области на период до 2020 года" - далее
Программа
Основания для Постановление Правительства Московской
разработки области от 15.11.2001 N 367/42 "О разработке
Программы проекта областной целевой программы
"Генеральный план развития Московской
области на период до 2020 года", Законы
Московской области "О Концепции, прогнозах и
государственных программах социально-
экономического развития Московской области"
и "Об организации и функциональном
зонировании территории Московской области".
Государственный Министерство строительного комплекса
заказчик Программы Московской области.
Разработчик Министерство строительного комплекса
Программы Московской области, Главное управление
архитектуры и градостроительства Московской
области
Цель Программы Разработка Генерального плана развития
Московской области, направленного на
улучшение условий проживания населения и
устойчивого территориального развития
Московской области посредством
совершенствования системы расселения,
застройки, благоустройства городских и
сельских поселений, их инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур,
рационального природопользования, охраны и
использования объектов историко-культурного
наследия, сохранения и улучшения окружающей
природной среды.
Срок реализации Срок реализации Программы 2002-2005 гг.
Программы 1. Разработка Генерального плана развития
Московской области и его общественное
обсуждение - 2002-2003 гг.
2. Экспертиза, согласование и утверждение
Генерального плана развития Московской
области - 2002-2005 гг.
Исполнители Территориальные органы федеральных органов
мероприятий исполнительной власти (по согласованию),
Программы органы исполнительной власти Московской
области, органы местного самоуправления
муниципальных образований Московской
области, специализированные научно-
исследовательские, проектные, отраслевые
технологические и другие институты,
учреждения и организации.
Государственный заказчик определяет
исполнителей областной целевой программы в
порядке, установленном настоящим Законом.
Ожидаемые конечные Создание:
результаты научно-методических основ и
Программы экономических обоснований для системы
стратегического планирования развития
Московской области;
комплекта документов Генерального
плана развития Московской области,
обеспечивающих устойчивое пространственное
развитие Московской области.
Разработка:
Градостроительного кодекса Московской
области и правил застройки муниципальных
образований;
Градостроительного кадастра Московской
области.
Объемы и источники Общий объем финансирования Программы 2002-
финансирования 2005 годов составляет 745,6 млн. руб., в т.ч.
Программы за счет средств областного бюджета 357,0
млн. руб., средств бюджетов муниципальных
образований - 344,2 млн. руб., привлеченных
средств - 44,4 млн. руб.
2002 г. - 42,5 млн. руб., в т.ч. за счет
средств областного бюджета - 5,0 млн. руб.,
средств бюджетов муниципальных образований -
37,5 млн. руб.
2003 г. - 179,5 млн. руб., в т.ч. за
счет средств областного бюджета - 90,9 млн.
руб., средств бюджетов муниципальных
образований - 67,7 млн. руб., привлеченных
средств - 20,9 млн. руб.
2004 г. - 262,5 млн. руб., в т.ч. за
счет средств областного бюджета - 114,2 млн.
руб., средств бюджетов муниципальных
образований - 128,8 млн. руб., привлеченных
средств - 19,5 млн. руб.
2005 г. - 261,1 млн. руб., в т.ч. за
счет средств областного бюджета - 146,9 млн.
руб., средств бюджетов муниципальных
образований - 110,2 млн. руб., привлеченных
средств - 4,0 млн. руб.
Система Контроль за исполнением Программы
организации и осуществляет Правительство Московской
контроля за области и Московская областная Дума в
исполнением соответствии с их полномочиями,
Программы установленными законодательством.
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
Важнейшими особенностями Московской области, в значительной степени определяющими направления и пропорции ее развития, являются ее центральное расположение в Российской Федерации и тесная взаимосвязь со столицей Российской Федерации г. Москвой, проявляющаяся через общность интересов столичного региона, социально-производственной и транспортной инфраструктуры, научно-производственных связей, проблем рационального природопользования и охраны природы, формирования и использования трудовых, водных ресурсов и других факторов развития.
Высокий научно-технический и производственный потенциал, сформировавшаяся сложная система расселения и структура поселений, исключительные природные, историко-культурные ценности и сложные экологические условия Московской области требуют комплексного решения возникающих проблем на уровне Генерального плана развития Московской области (далее - Генеральный план).
Ныне действующий Генеральный план Московской области разрабатывался до того, как в Российской Федерации наметились изменения в экономической и политической жизни государства. В связи с этим в решениях Генерального плана не учитываются важнейшие факторы, среди которых - появление новых форм собственности, появление многоукладного землепользования, обретение землей свойств товара, возникновение рыночной стоимости на городские земельные участки, наличие новых источников финансирования капитального строительства, имущественное расслоение общества.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации градостроительной документацией должны быть обеспечены все районы (39), все города (75), все поселки (112), сельские округа (около 400), сельские поселения (более 6000). После 1991 г. работа над генеральными планами городских и сельских поселений была сведена до минимума. Выполненные генеральные планы (20 проектов) - это только незначительная часть необходимого объема работ.
Отсутствие в Московской области градостроительной документации по районам, городским (города и поселки) и сельским (села, деревни) поселениям, сельским округам приводит в реальных условиях к необходимости принятия решений на материалах, не соответствующих современным социально-экономическим и правовым условиям.
Отсутствие комплексного освоения и застройки территорий муниципальных образований Московской области, городских и сельских поселений приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, транспорта, инженерных сетей и оборудования, упадку коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологии в Московской области.
Исключение градостроительных технологий планирования развития территорий из хозяйственной деятельности при формировании инвестиционных программ и проектов приводит к утрате эффективности принимаемых управленческих решений, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Критическое положение усугубляется не только отсутствием финансирования, незавершенностью имеющихся градостроительных разработок, но и рядом управленческих и организационно-правовых ошибок в формировании инвестиционных процессов при размещении и строительстве объектов, а также решении земельных отношений без учета закономерностей территориально-пространственного развития Московской области.
В сложившихся условиях представляется необходимым осуществить одновременные действия по:
1. Становлению стратегического планирования развития Московской области на основе взаимодействия социально-экономического прогнозирования, программно-целевого и градостроительного планирования развития территории;
2. Созданию стратегических градостроительных документов и градостроительных регламентов развития территорий.
Осуществление этих действий требует координации деятельности органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования, градостроительного развития, земельных отношений и инвестиционной политики, что возможно только программными методами в рамках областной целевой программы "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года".
2. Цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является разработка Генерального плана развития Московской области, направленного на создание условий улучшения проживания населения и устойчивого территориального развития Московской области посредством развития системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историкокультурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. Создание научно-методических основ и экономических обоснований территориально-пространственного развития и градостроительного планирования Московской области.
2. Разработка Генерального плана как стратегического документа социально-экономического и градостроительного развития Московской области.
3. Создание нормативно-правовой базы управления пространственным развитием Московской области и градостроительных аспектов регулирования рынка недвижимости.
4. Разработка экономического обоснования территориальнопространственного # развития Московской области.
5. Разработка градостроительной документации, обеспечивающей устойчивое пространственное развитие Московской области:
5.1. Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Московской области.
5.2. Генеральные планы муниципальных образований Московской области.
5.3. Градостроительные регламенты деятельности субъектов рынка на территории Московской области.
6. Разработка Градостроительного кодекса Московской области.
7. Разработка Градостроительного кадастра Московской области и градостроительных кадастров муниципальных образований Московской области.
8. Разработка нормативно-правовой базы реализации Генерального плана.
Законом Московской области от 14 января 2004 г. N 16/2004-ОЗ в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
3. Срок и этапы реализации Программы
Мероприятия Программы должны быть реализованы в течение 2002-2005 годов. Перечень мероприятий приведен в приложении 1.
2002 год - Разработка основных положений Генерального плана развития Московской области:
1. Разработка "Основных направлений устойчивого пространственного развития Московской области" - документа, определяющего приоритеты градостроительной политики органов государственной власти Московской области.
2. Разработка и принятие Правительством Московской области "Порядка разработки, согласования и утверждения Генерального плана развития Московской области".
3. Разработка проектных градостроительных документов ("Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Московской области" - основные положения, генеральные планы развития муниципальных образований) - разрабатываются, обсуждаются, согласовываются и утверждаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области.
4. Разработка нормативных правовых актов Московской области в сфере архитектуры и градостроительства, управления градостроительным развитием Московской области.
5. Разработка и реализация мероприятий по созданию единой системы организации и ведения градостроительного кадастра Московской области, направленной на создание долговременной основы для реализации положений Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Закона Московской области "Об организации и функциональном зонировании территории Московской области".
6. Информирование населения об основных положениях Генерального плана территорий (области, района, города, другого муниципального образования и планируемых мероприятиях по организации территории).
2003 год - Общественное обсуждение и утверждение основных положений Генерального плана:
1. Согласование и утверждение Правительством Московской области "Основных направлений устойчивого пространственного развития Московской области" - документа, определяющего приоритеты градостроительной политики органов государственной власти Московской области.
2. Разработка и реализация мероприятий по созданию градостроительных кадастров муниципальных образований Московской области.
3. Градостроительная проработка программ развития отраслей экономики Московской области (промышленность, сельское хозяйство, строительство и промышленность строительных материалов, потребительский рынок, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, культура) совместно с органами государственной власти Московской области, специализированными отраслевыми научно-исследовательскими, проектными, технологическими институтами, учреждениями и организациями.
4. Разработка правил застройки (градостроительные Уставы) муниципальных образований Московской области, устанавливающих регламенты осуществления градостроительной деятельности на территории муниципального образования, которые согласовываются и утверждаются органами местного самоуправления.
5. Разработка, согласование и утверждение градостроительной документации муниципальных образований Московской области.
6. Разработка градостроительной документации на территорию зон особого градостроительного регулирования Московской области.
7. Комплексное экспертное сопровождение Генерального плана развития Московской области.
2004 год - Согласование Генерального плана:
1. Разработка проекта закона Московской области "О Генеральном плане развития Московской области".
2. Согласование и утверждение основных положений "Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Московской области".
3. Социально-экономические предпосылки территориально-пространственного развития Московской области на долгосрочную перспективу - разработка проектных градостроительных решений Генерального плана, согласованных с основными положениями утвержденных социально-экономических и отраслевых программ, проектов программ и концепций перспективного развития Московской области.
4. Разработка проекта планировки пригородной зеленой зоны городов Московской области и г. Москвы - документа, определяющего планировочные решения, градостроительные регламенты по градостроительному регулированию освоения и использования территорий зеленой зоны г. Москвы и городов Московской области.
5. Разработка программы взаимоувязанного развития районов центральной части Московской области и г. Москвы.
6. Разработка, согласование и утверждение градостроительной документации муниципальных образований Московской области.
7. Разработка правила застройки (градостроительные Уставы) муниципальных образований Московской области.
8. Разработка, согласование и утверждение программы создания градостроительных кадастров муниципальных образований Московской области.
9. Комплексное экспертное сопровождение Генерального плана развития Московской области.
2005 год - Генеральный план - нормативные процедурные регламенты:
1. Актуализация основных направлений территориально-пространственного развития Московской области.
2. Разработка "Консолидированной схемы градостроительного планирования г. Москвы и Московской области" - документа, обеспечивающего согласование взаимных интересов субъектов Российской Федерации по градостроительному освоению территорий собственной юрисдикции, утверждаемого постановлениями Губернатора Московской области и Мэра Москвы.
3. Текущая актуализация градостроительных документов.
4. Разработка, согласование и утверждение градостроительной документации муниципальных образований Московской области.
5. Мониторинг объектов градостроительной деятельности в Московской области и ее муниципальных образований.
6. Комплексная экспертиза Генерального плана развития Московской области.
Законом Московской области от 14 января 2004 г. N 16/2004-ОЗ в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.
4. Сведения о заказчиках и исполнителях Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство строительного комплекса Московской области.
Головным исполнителем является Государственное унитарное предприятие научно-исследовательский и проектный институт градостроительства (ГУП НИиПИ градостроительства) - базовая территориальная проектная организация, осуществляющая в соответствии с утвержденным Положением*(1) функции в части разработки и реализации:
- градостроительных концепций и программ совершенствования системы расселения, мероприятий, направленных на обеспечение комплексного социально-экономического и эколого-градостроительного развития территории области, эффективного использования и охраны земель, развития инженерно-транспортной инфраструктуры;
- Генерального плана развития Московской области, консолидированных и комплексных территориальных схем, иной градостроительной и проектной документации;
- функционального зонирования территории Московской области, предложений и обоснований по изменению границ функциональных зон, обоснований по структуре и границам муниципальных образований на территорий области;
- Градостроительного кодекса, иных нормативных правовых актов и территориальных строительных норм по регулированию градостроительной деятельности, планировке и застройке территорий;
- Градостроительного кадастра Московской области, программ и средств формирования банков данных для его ведения и осуществления мониторинга градостроительных изменений;
- предложений и обоснований, планов научно-исследовательских работ и практических мероприятий по вопросам научно-технического и социально-экономического развития при реализации градостроительной политики Московской области.
Государственный заказчик совместно с головным исполнителем определяет исполнителей отдельных мероприятий Программы, в том числе путем проведения конкурса в порядке, установленном Правительством Московской области.
Выполнение мероприятий Программы осуществляется на условиях договоров, заключаемых государственным заказчиком Программы с головным исполнителем и исполнителями мероприятий Программы.
______________________________
*(1) Положение о базовой территориальной проектной организации по градостроительству Московской области ГУП НИиПИ градостроительства" согласовано заместителем Председателя Госстроя России Н.В. Масловым и утверждено первым заместителем Председателя Правительства Московской области В.Ю. Голубевым
Законом Московской области от 14 января 2004 г. N 16/2004-ОЗ в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.
5. Управление Программой, механизм ее реализации
Государственный заказчик Программы - Министерство строительного комплекса Московской области - является получателем и распорядителем выделенных на реализацию Программы бюджетных средств и обеспечивает их использование в соответствии с утвержденными программными мероприятиями, а также обеспечивает взаимодействие между исполнителями работ.
Законом Московской области от 14 января 2004 г. N 16/2004-ОЗ в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
6. Финансовое обеспечение Программы
Источниками финансирования программы являются:
- средства областного бюджета, которые используются на реализацию мероприятий областного значения, а также предоставляются муниципальным образованиям в виде субвенций на разработку градостроительной документации муниципального уровня;
- средства муниципальных образований (бюджет и иные привлеченные источники) - на реализацию мероприятий по разработке градостроительной документации муниципального уровня;
- привлеченные средства, из них бюджетные и внебюджетные средства Правительства г. Москвы, направляемые по согласованию на разработку "Консолидированной схемы градостроительного планирования г. Москвы и Московской области" (2000 тыс. руб.); Программ взаимоувязанного развития районов центральной части Московской области и г. Москвы (7400 тыс. руб.)*(1).
Общий объем финансирования Программы 2002-2005 годов составит 745,6 млн. руб., в т.ч. по источникам финансирования:
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | Всего | |
Средства областного бюджета | 5,0 | 90,9 | 114,2 | 146,9 | 357,0 |
Средства муниципальных образований |
37,5 | 67,7 | 128,8 | 110,2 | 344,2 |
Привлеченные средства | 0,0 | 20,9 | 19,5 | 4,0 | 44,4 |
Итого | 42,5 | 179,5 | 262,5 | 261,1 | 745,6 |
Ежегодный объем финансирования Программы, осуществляемый из средств областного бюджета, подлежит уточнению в соответствии с законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Порядок финансирования реализации мероприятий областной целевой программы "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года" определяется Правительством Московской области".
______________________________
*(1) В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы и Правительства Московской области от 20.07.1999 N 679-61/17 "Об основных направлениях градостроительного развития территории районов центральной части Московской области с учетом градостроительного развития г. Москвы" и протоколом совещания рабочей группы по вопросам выполнения совместных директивных документов Правительств г. Москвы и Московской области от 25.07.2000, утвержденного первым заместителем министра строительного комплекса Московской области Л.О. Ставицким.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Ожидаемые результаты:
1. Взаимоувязанность социально-экономического прогнозирования и градостроительного планирования развития Московской области и ее муниципальных образований.
2. Создание научно-методических основ и экономических обоснований для системы стратегического планирования развития Московской области.
3. Создание комплекта документов Генерального плана развития Московской области, обеспечивающих устойчивое пространственное развитие Московской области.
4. Разработка градостроительного кодекса Московской области и разработка правил застройки муниципальных образований.
5. Разработка градостроительного кадастра Московской области.
Кроме того, реализация мероприятий Программы будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности реализации градостроительных программ и проектов развития территории Московской области, а также повышению обоснованности предложений, прозрачности и ясности процедур по размещению объектов недвижимости.
8. Контроль за исполнением Программы и представление отчетности
Контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством. Отчет о реализации Программы в отчетном финансовом году представляется в Московскую областную Думу одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за соответствующий финансовый год. Итоговый отчет о реализации Программы представляется в Московскую областную Думу на утверждение не позднее 1 марта года, следующего за последним годом ее реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.