Территориальные строительные нормы
"Порядок предпроектной и проектной подготовки строительства
в Московской области ТСН ППС-99 МО"
(утв. распоряжением Министерства строительства Московской области
от 10 января 2000 г. N 2)
21 декабря 2000 г., 1 марта 2001 г., 10 января, 27 июня 2003 г., 5 января 2004 г.
Введение
Территориальные строительные нормы Московской области, регламентирующие предпроектную и проектную подготовку объектов строительства в Московской области, разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Московской области по градостроительству, экологии, земельным отношениям, инвестированию и строительству, проектированию, использованию и охране земель, взаимодействию органов государственной власти, органов местного самоуправления в этих вопросах и на основе обобщения позитивного опыта предпроектной и проектной подготовки и осуществления строительства в Московской области.
Территориальные строительные нормы (ТСН) разработаны с целью обобщения разрозненных нормативных документов, совершенствования и упрощения действующего порядка предпроектной и проектной подготовки строительства объектов в Московской области, сокращения сроков и количества согласовании, а также повышения качества исходно-разрешительной и распорядительной документации.
Настоящие ТСН конкретизируют и развивают основные положения действующих федеральных и территориальных норм и правил и направлены на обеспечение рациональной организации территории, эффективного использования и охраны земель.
1. Область применения
1.1. Настоящие ТСН устанавливают порядок предпроектной и проектной подготовки строительства*, капитального ремонта на территории Московской области с учетом особенностей ведения инвестиционной деятельности на территории городских и сельских поселений, межселенных территориях и в зонах особого правового режима использования территории (9)** и особого регулирования градостроительной деятельности (3).
-------------------------------
* Здесь и далее понятие "строительство" включает новое строительство, расширение реконструкцию и техническое перевооружение.
** Здесь и далее ссылка на документ, представленный в главе 7 настоящих ТСН.
1.2. Положения настоящих ТСН обязательны для государственных органов и органов местного самоуправления юридических лиц и граждан, осуществляющих на территории Московской области деятельность по градостроительному планированию развития территорий и поселений, определению видов использования земельных участков, проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов недвижимости, разработке и согласованию проектной документации.
1.3. Порядок разработки и согласования градостроительной и проектной документации в полном объеме, обоснование инвестиций в строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов недвижимости устанавливаются в соответствующих нормативных документах.
1.4. Порядок предпроектной и проектной подготовки индивидуального жилищного строительства в Московской области установлен Законом Московской области "Об организации строительства (реконструкции) объектов недвижимости, осуществляемого физическими лицами на территории Московской области" (утвержден решением Московской областной Думы от 31.03.99 N 10/50), ТСН ПМС-97 МО "Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для индивидуального малоэтажного строительства в Московской области" и в настоящих ТСН не рассматривается.
2. Общие положения
2.1. Настоящие территориальные строительные нормы включают вопросы предпроектной и проектной деятельности от заявки заказчика (инвестора, застройщика) в органы местного самоуправления на имя главы муниципального образования (приложение 1) о предоставлении ему земельного участка для строительства либо на разрешение проектирования и строительства (или капитального ремонта) на своей территории с оформленными правами землепользования до выдачи разрешения на строительство.
2.2. Последовательность процесса предпроектной и проектной подготовки строительства, определяемая конкретными условиями по эколого-градостроительной ситуации и обеспеченности утвержденной градостроительной документацией, отражена на схемах (приложения 2 и 3).
2.3. В связи с высокой ценностью земельных ресурсов Московской области на период предпроектной и проектной подготовки строительства до окончательного введения в действие механизма, обеспечивающего полный учет землепользования и контроль взимания земельных платежей, вводятся преимущественно краткосрочные отношения (временное пользование или краткосрочная аренда) на право пользования земельным участком.
2.4. Документом, разрешающим размещение строительства или капитальный ремонт объекта недвижимости на испрашиваемом заказчиком (застройщиком, инвестором) земельном участке, а также предоставляющим право на проектирование и строительство на ранее предоставленном земельном участке, является соответствующее постановление главы муниципального образования.
2.5. Особые условия или дополнительные требования к порядку подготовки исходно-разрешительной документации и к разработке градостроительной и проектной документации, ее согласованию и утверждению предъявляются:
- к объектам недвижимости, составляющим государственную тайну (3, ст. 63);
- к объектам градостроительной деятельности особого регулирования федерального и областного значения (3, ст. 6, 21, 22, 29);
- при оформлении разрешений на строительство новых, расширение и реконструкцию действующих объектов межрайонного, областного и федерального значения на территории Московской области (19, 27);
- к объектам автодорожного сервиса на федеральных дорогах Московской области (16);
- при размещении садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (51);
- при оформлении разрешений на строительство новых или расширение действующих карьеров (55, 56),
а также к размещению объектов:
на территории резерва для развития поселения в границах пригородной зоны города (3, ст. 50 и 4);
в придорожных полосах федеральных и территориальных автомобильных дорог общего пользования или объектов, находящихся вне этих полос, но требующих для эксплуатации специального доступа к ним (6);
на землях областного значения в пределах территории районов и городов, главам которых не переданы полномочия руководителей территориальных исполнительных органов Администрации Московской области (7, 17, 18, 28);
на землях федеральной собственности;
на территории районов центральной части Московской области (15);
в зонах общего назначения (9 ст. 6, п. 6);
в полосе 200 м от МКАД (14);
в исторических поселениях, а также в поселениях, на территориях которых имеются памятники истории и культуры;
на особо охраняемых природных территориях (36);
на землях лесного фонда (52, 53, 54), особо ценных и ценных землях;
на территориях, прилегающих к основным автотранспортным и железнодорожным магистралям федерального значения, на расстоянии 200 м с обеих сторон;
в зонах военных объектов и в иных зонах режимных территорий (3, ст.48);
на территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (43, 44, 45, 46, 47);
в охранных зонах и зонах планировочных ограничений;
в период разработки градостроительной документации по градостроительному планированию развития территории муниципального образования и по регулированию застройки территорий городских и сельских поселений (33).
2.6. Основанием принятия решения по использованию территорий и инвестированию в нее средств собственного бюджета, средств областного, федерального бюджетов или использованию инвестиций специальных фондов, средств юридических лиц и граждан, осуществляющих функции заказчиков на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов недвижимости, является утвержденная в установленном порядке градостроительная документация.
2.7. Разработанная, согласованная и утвержденная в установленном порядке градостроительная документация концентрируется и хранится в местных органах архитектуры и градостроительства, а содержащиеся в ней архитектурно-планировочные и инженерно-транспортные проработки являются основой для формирования застройки поселений, межселенных территорий, развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, ведения рационального землепользования, выработке необходимых природоохранных мероприятий, мер по сохранению культурного и исторического наследия, а также является исходной базой для формирования рыночных отношений в области градостроительства, проведения тендеров, конкурсов, аукционов, заключения необходимых договоров и контрактов.
2.8. Последовательность подготовки, объем предпроектной и проектной документации на конкретный объект строительства зависят от степени обеспеченности территории района, города или другого поселения документацией по градостроительному планированию, по генеральному плану, проекту планировки и проекту застройки данной территории, а также от соответствия намечаемого строительства ранее разработанной документации, градостроительным регламентам и режимам использования, установленным в Градостроительном кадастре.
2.9. При отсутствии или наличии устаревшей градостроительной документации, а также при несоответствии ей намечаемого строительства требуется выполнение дополнительных градостроительных разработок и обоснований в составе предпроектных работ подготовки строительства.
Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 27 июня 2003 г. N 31 раздел 2 настоящих ТСН дополнен пунктом 2.10
2.10. Для учета ответственности зданий и сооружений, характеризуемой экономическими, социальными и экологическими последствиями их отказов, в соответствии с действующими нормативными документами устанавливаются три уровня: I - повышенный, II - нормальный, III - пониженный:
2.10.1. К повышенному уровню ответственности относятся следующие объекты:
- резервуары для нефти и нефтепродуктов вместимостью свыше 10 тыс. куб. м;
- производственные здания с пролетами 100 м и более;
- спортивные сооружения с трибунами, здания театров, кинотеатров, другие объекты зрелищного назначения с пропускной способностью (вместимостью) более 100 человек;
- крытые рынки, торговые центры, гипермаркеты и другие предприятия по обслуживанию населения с пропускной способностью (вместимостью) более 500 человек;
- детские дошкольные учреждения, учебные заведения;
- учреждения медицинского назначения пропускной способностью более 90 посещений в смену, более 60 койкомест;
- башни телевизионные, объекты связи высотой более 100 м;
- мостовые сооружения (большие мосты) в соответствии со СНиП 2.05.03-84*;
- автовокзалы, железнодорожные вокзалы, аэропорты, речные вокзалы;
- общественные и административные здания с пропускной способностью (вместимостью) более 100 человек;
- культовые сооружения с пропускной способностью (вместимостью) более 100 человек.
2.10.2. К пониженному уровню ответственности относятся следующие объекты:
- жилые строения, возводимые на садовом земельном участке;
- отдельно стоящие гаражи, принадлежащие физическим лицам;
- хозяйственные постройки, возведенные на участках физическими лицами;
- торговые павильоны из легковозводимых конструкций, металлоконструкций без заглубленных фундаментов;
- автомобильные площадки и другие подобные плоскостные сооружения;
- теплицы, парники, беседки и другие подобные сооружения;
- отдельно стоящие склады без процессов сортировки и упаковки (возводимые) из легковозводимых конструкций по типовым проектам, без заглубленных фундаментов площадью до 500 кв. м.
2.10.3. К нормальному уровню ответственности относятся объекты промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-гражданского назначения и объекты связи, не вошедшие в I и III уровни ответственности.
2.10.4. В случае разногласий по отнесению объектов к соответствующему уровню ответственности окончательное решение принимает Главное управление государственного архитектурно-строительного надзора Московской области.
3. Подготовка исходно-разрешительной документации для строительства,
капитального ремонта зданий и сооружений на территории
муниципальных образований Московской области
3.1. Имея намерения о строительстве или капитальном ремонте предприятия, здания или сооружения заказчик (инвестор, застройщик) осуществляет градостроительную деятельность с предварительного ознакомления с возможными условиями размещения инвестиций и объектов недвижимости на территории города, поселка или другого муниципального образования с целью изучения комплекса факторов, влияющих на инвестиционный потенциал земельного участка строительства (реконструкции) (39).
Местные органы архитектуры и градостроительства по заявке заказчика (инвестора, застройщика) оказывают предварительные консультации по возможности размещения строительства с оценкой земельного участка по следующим основным факторам:
- местоположения земельного участка с учетом его перспективности исходя из материалов градостроительного планирования развития территории;
- наличие развитой транспортной инфраструктуры и возможность обеспечения земельного участка различными видами инженерных коммуникаций;
- состояние окружающей среды;
- эстетическая, историческая и ландшафтная ценность территории;
- уровень развития социальной инфраструктуры;
- инженерно-геодезические, инженерно-геологические условия и условия, осложняющие проведение строительных работ;
- возможность негативного общественного мнения;
- влияние потенциальных опасностей природного, техногенного, биолого-социального, военного характера.
3.2. Исходя из целей инвестиций заказчик (инвестор, застройщик) представляет в орган местного самоуправления (на имя главы муниципального образования) ходатайство о намерениях (приложение 1), обоснование инвестиций, содержащее достаточные материалы и сведения для принятия решения: назначение объекта, сроки проектирования и строительства, размеры земельного участка, возможное его местоположение; технические и технологические данные, численность работающих и служащих, потребность предприятия в сырье, материалах, энерго- и водных ресурсах, транспортном обеспечении, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и условия очистки отходов, способ их утилизации; сведения об источниках финансирования, кредитования, банковские реквизиты, адрес регистрации учредительных документов инвестора в соответствии с СП 11-101-95 (31) и других нормативных правовых документов (34, 41, 48).
3.3. По поручению главы муниципального образования местные органы архитектуры и градостроительства изучают возможность размещения нового объекта строительства или осуществления реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта с подготовкой материалов градостроительной проработки по размещению объекта строительства.
3.4. Глава муниципального образования до выдачи поручения местным органам архитектуры и градостроительства может передать материалы ходатайства о намерениях с обоснованием инвестиций районной (городской) Комиссии по градостроительству и земельным отношениям для рассмотрения и согласования размещения объекта строительства на территории данного муниципального образования.
При положительном решении Комиссии материалы ходатайства о намерениях строительства объекта передаются в местные органы архитектуры и градостроительства для градостроительной проработки по возможности размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке.
3.5. Подготовка исходно-разрешительной документации при размещении объекта строительства в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.
3.5.1. Размещение объекта строительства в городских и сельских поселениях должно соответствовать генеральному плану и градостроительной документации о застройке территории (проект планировки, проект застройки).
Размещение объекта строительства вне городских и сельских поселений должно соответствовать градостроительной документации по градостроительному планированию развития территорий района (генплан района), сельского округа либо другой градостроительной документации регионального уровня, определяющей функциональное зонирование территории, градостроительные требования по ее организации и использованию.
3.5.2. Местные органы архитектуры и градостроительства осуществляют градостроительную проработку по размещению объекта строительства с подготовкой градостроительного заключения, включающего в себя: уточнение степени соответствия размещаемого объекта функциональному назначению территории, соблюдение принципов архитектурно-планировочной организации территории, инженерного обеспечения и установленных красных линий по утвержденной градостроительной документации, выявление специфических требований к объекту строительства при размещении на конкретном земельном участке, рассмотрение возможных альтернативных вариантов размещения объекта.
При необходимости изменения целевого назначения земельного участка, изменения формы собственности и прекращения права собственности на землю районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству обеспечивают землеустроительную подготовку обоснования размещения объекта строительства. Материалы, включающие пояснительную записку, сведения о качественной характеристике земельного участка, о смежных землепользователях, предварительный расчет убытков и потерь сельскохозяйственного производства, требования по соблюдению особых условий, передаются главному архитектору района (города) для учета при подготовке документов главе муниципального образования по вопросу размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке.
3.5.3. При соответствии размещения объекта строительства утвержденной градостроительной документации и градостроительным регламентам оформление акта выбора земельного участка и согласования материалов градостроительной проработки с органами Госнадзора не производится (1, ст. 28, 3, ст. 56).
3.5.4. Результатами градостроительной проработки являются:
- градостроительное заключение (приложение 4), содержащее пояснительную записку, схему размещения объекта в М 1:10000 и план размещения объекта в М 1:2000 с планировочными ограничениями, границами предполагаемого земельного участка и проектными предложениями по застройке примыкающих к участку территорий.
На плане размещения объекта главный архитектор района (города) делает запись о соответствии размещения объекта согласованной и утвержденной градостроительной документации;
- Проект постановления главы муниципального образования о согласовании размещения объекта строительства и разрешении ведения проектных и изыскательских работ и права строительства (приложение 5).
3.5.5. Копии материалов градостроительной проработки передаются заказчику (инвестору, застройщику) для ознакомления и проведения согласований, указанных в этих материалах.
3.5.6. Согласованные материалы градостроительной проработки и проект постановления главы муниципального образования передаются главным архитектором района (города) главе муниципального образования, утверждаются постановлением главы муниципального образования и выдаются заказчику (инвестору, застройщику) вместе с указанным постановлением.
Распоряжением Министерства строительства Московской области от 10 января 2003 г. N 3/1 в подпункт 3.5.7 пункта 3.5 раздела 3 настоящих ТСН внесены изменения
3.5.7. Постановление главы муниципального образования является основанием для заказчика (инвестора, застройщика) на:
- проведение дополнительных согласовании при строительстве объектов, указанных в п. 2.5 настоящих ТСН, или при размещении объектов на территориях, перечисленных в указанном пункте;
- получение (оформление) документов на право пользования участком (при необходимости) на период проектирования и утверждения проектной документации;
- получение разрешения (ордера) на проведение инженерных изысканий;
- получение необходимых технических условий на подключение к инженерным коммуникациям (приложение 6);
- получение архитектурно-планировочного задания (АПЗ) (приложение 7) или градостроительного задания на разработку градостроительной документации о застройке территории (при необходимости);
- разработку проектной документации;
- регистрацию инвестиционного контракта (договора) на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости жилищного назначения на территории Московской области в соответствии с законодательством Московской области (59).
3.6. Подготовка исходно-разрешительной документации при отсутствии разработанной и утвержденной градостроительной документации.
3.6.1. При отсутствии утвержденной градостроительной документации или при несоответствии заявленного размещения объекта строительства положениям градостроительной документации для решения вопроса о возможности размещения объекта строительства (капитального ремонта) на испрашиваемом земельном участке заказчиком (инвестором, застройщиком) по указанию главного архитектора района (города) на основе выводов предварительной градостроительной проработки разрабатывается градостроительная документация, обосновывающая возможность размещения объекта в указанном месте, и проводится ее согласование с районными или областными надзорными службами и заинтересованными организациями.
3.6.2. В данном случае предварительная градостроительная проработка, выполняемая местными органами архитектуры и градостроительства в течение 20 дней, включает в себя составление ситуационного плана М 1:2000 с границами предполагаемого земельного участка и вариантами размещения объекта строительства со схемой размещения М 1:10000, содержит вывод о необходимости разработки того или иного вида градостроительной документации, обосновывающей возможность размещения объекта строительства на испрашиваемом участке.
Главный архитектор района (города) согласовывает принятое решение с Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области и головной территориальной проектной организацией по градостроительству в Московской области - ГУП НИиПИ градостроительства.
3.6.3. Градостроительная документация, обосновывающая возможность размещения объекта строительства, может выполняться в зависимости от значимости объекта, сложившейся эколого-градостроительной ситуации в районе предполагаемого размещения, особых условий строительства и эксплуатации объекта в следующих видах:
- градостроительное обоснование размещения объекта строительства;
- градостроительное заключение (приложение 8);
- в исключительных случаях при заявке на размещение и строительство крупных промышленно-коммунальных, курортно-рекреационных, жилых комплексов, деловых, культурных, многофункциональных центров и других объектов, предполагающих значительную реконструкцию сложившейся планировочной организации территории, главный архитектор района (города) вправе принимать решение об отказе оформления исходно-разрешительной документации до разработки и утверждения градостроительной документации по градостроительному планированию развития территории района, города, другого муниципального образования либо до разработки и утверждения проекта планировки и/или проекта застройки.
Порядок разработки, согласования и утверждения указанной градостроительной документации изложен в разделе 4 настоящих ТСН.
3.6.4. Градостроительное обоснование размещения объекта строительства разрабатывается в основном для объектов, размещаемых на межселенных территориях и за пределами городских с целью определения возможности строительства объекта на указанном земельном участке по функциональному признаку, архитектурно-планировочным и экологическим условиям, экономической обоснованности использования территории под заявленные цели и обеспечения комплексного градостроительного планирования развития территории в районе размещения.
3.6.5. Градостроительное заключение выполняется для отдельных объектов строительства, размещение которых не приведет к ухудшению или значительному изменению сложившейся градостроительной и экологической ситуации, но требует определения особых условий по их размещению на испрашиваемом земельном участке, установления определенных градостроительных регламентов и частных сервитутов.
3.6.6. Задание на разработку соответствующего вида градостроительной документации выдают местные органы архитектуры и градостроительства. Оплату разработки градостроительной документации, указанной в пунктах 3.6.4 и 3.6.5, осуществляет заказчик (инвестор, застройщик).
3.6.7. Состав и содержание градостроительной документации, обосновывающей возможность размещения объекта строительства, определяются заданием на проектные работы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления.
Рекомендуемый состав проектных материалов по градостроительному обоснованию размещения строительства:
пояснительная записка;
графические материалы:
схема размещения проектируемой территории в системе расселения, М 1:50000 (25000, 1000, 5000);
план современного использования территории (опорный план), Планировочные ограничения, M 1:10000 (5000, 2000, 1000);
схема планировочной организации территории, М 1:10000 (5000, 2000, 1000);
схема функционального (и строительного) зонирования территории, М 1:10000 (5000, 2000, 1000);
схема ландшафтно-визуального анализа территории, М 1:10000 (5000, 2000, 1000);
схема транспортного обслуживания, М 1:10000 (5000, 2000);
схема водоснабжения, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации, М 1:10000 (5000, 2000);
схема инженерной подготовки территории, М 1:10000 (5000, 2000) (при необходимости);
схема тепло-, электро- и газоснабжения и связи, М 1:10000 (5000, 2000);
эскиз застройки, М 1:2000 (1000) (при необходимости);
схема красных линий, М 1:2000 (1000) (при необходимости).
Состав и масштаб графических материалов устанавливаются заданием на проектирование в зависимости от значимости объекта строительства, размера земельного участка, влияния объекта на градостроительную ситуацию в районе размещения, условий и требований по инженерно-транспортному обеспечению, размещения в зоне особого регулирования градостроительной деятельности и других эколого-градостроительных условий.
3.6.8. В составе градостроительной документации, обосновывающей возможность размещения объекта строительства, или параллельно с ней заказчик (инвестор, застройщик) выполняет специализированные работы (разделы):
- оценка воздействия объекта на окружающую среду (ОВОС) (при отсутствии указанного раздела в материалах обоснования инвестиций);
- экономическая оценка ущерба, наносимого при размещении объекта строительства на сельскохозяйственных землях и землях лесного фонда;
- схема (проект) зон охраны памятника истории и культуры при размещении объекта строительства в районе размещения памятника (при отсутствии утвержденного проекта зон охраны) или историко-архитектурный опорный план с анализом композиционного влияния предполагаемого объекта строительства.
3.6.9. Градостроительная документация, обосновывающая возможность размещения объекта, строительства является краткосрочной градостроительной документацией и служит основой для принятия решения главой муниципального образования о размещении объекта строительства, оформления землеустроительного дела, разработки архитектурно-планировочного задания и проектной документации для строительства объекта.
3.6.10. Разработка градостроительной документации, обосновывающей возможность размещения объекта строительства, может выполняться только проектными организациями, имеющими лицензию на ведение градостроительных работ.
3.6.11. Согласование градостроительной документации, обосновывающей возможность размещения объекта строительства, проводится в порядке, установленном в задании на проектирование.
3.6.12. Утверждение материалов градостроительного обоснования производится главой муниципального образования при наличии положительного заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, утверждение градостроительного заключения - Главным архитектором Московской области.
3.6.13. При положительном решении в градостроительной документации размещения объекта строительства в пределах проектируемой территории порядок подготовки исходно-разрешительной документации должен соответствовать пункту 3.5 настоящих ТСН.
3.6.14. При отрицательном решении о возможности размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке и при отказе заказчика (инвестора, застройщика) от предлагаемого в градостроительной документации другого земельного участка, глава муниципального образования направляет заказчику письменное уведомление об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления строительства.
4. Градостроительная документация
Градостроительная документация - система взаимосвязанных документов, являющаяся основой принятия решений по использованию территории, режимам градостроительной деятельности и установлению градостроительных регламентов, принципам освоения отдельных участков, необходимым инвестициям, предполагаемым срокам изменения назначения земель, а также для выполнения на их основе проектной документации для конкретных объектов строительства и благоустройства: зданий, сооружений, их комплексов и ансамблей, парков, лесопарков, инженерно-транспортных, промышленно-коммунальных и других объектов, предусмотренных градостроительной документацией.
Архитектурно-планировочные и инженерно-технические решения, функциональное использование территории, природоохранные требования, принятые в градостроительной документации, обязательны для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности: при предоставлении земельных участков под объекты строительства, при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, при изменении границ и вида землепользования, при выработке условий для проведения аукционов, заключения контрактов и договоров аренды, подряда, при организации конкурсов, тендеров по проектированию и строительству, при осуществлении строительной деятельности.
Градостроительная документация подразделяется на документацию о градостроительном планировании развития территорий и документацию о застройке территории городских и сельских поселений.
4.1. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий области, городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
4.1.1. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории Московской области, а также ее частей, территорий районов, городских и сельских поселений и их групп, других муниципальных образований определяет условия формирования среды жизнедеятельности в интересах населения области и отдельных ее частей.
4.1.2. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории Московской области включает в себя:
- консолидированные схемы градостроительного планирования территории Московской области (или ее частей) и территории г. Москвы (или других субъектов РФ). Консолидированные схемы градостроительного планирования разрабатываются в целях взаимного согласования интересов двух и более субъектов Российской Федерации и интересов Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности;
- территориальную комплексную схему градостроительного планирования развития территории Московской области (Генеральный план Московской области). В градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Московской области (генеральный план Московской области) учитываются положения генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и положения консолидированной схемы градостроительного планирования территории двух и более субъектов Российской Федерации (Москвы и Московской области) при их предшествующей разработке;
- территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территории частей Московской области:
генеральные планы групп административных районов, городов, имеющих общие проблемы и требующих совместного решения органов управления Московской области и органов местного самоуправления районов, и городов, входящих в планируемую территорию;
генеральный план Московской агломерации, генеральные планы агломераций 2-го порядка, внешней зоны Московской области;
территориальные схемы и проекты зон особого регулирования, особо охраняемых природных объектов, охраняемых историко-культурных объектов, санитарных, водоохранных и других территорий;
территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории района (генеральный план района).
В составе генерального плана района могут рассматриваться вопросы развития городов или поселков, имеющих статус самостоятельного муниципального образования, прилегающего к границам планируемой территории, но имеющего с планируемым административным районом тесные трудовые, производственные, инженерно-транспортные, рекреационные и другие связи.
4.1.3. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий сельских округов, городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя:
- территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий (генеральные планы) сельских округов;
- генеральные планы городских и сельских поселений и других муниципальных образований;
- проекты черты (границы) городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями;
- проекты черты городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования.
4.1.4. При наличии на территории районов, городов, сельских округов, сельских поселений зон особого регулирования градостроительной деятельности выполняются специальные градостроительные предпроектные и проектные исследования до разработки генеральных планов (или одновременно с разработкой генеральных планов): схемы и проекты зон охраны памятников истории и культуры, территориальные комплексные схемы охраны природы и другие специальные проекты и схемы.
4.2. Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
4.2.1. Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений включает в себя:
- проекты планировки частей территории городских и сельских поселений (далее - проект планировки);
- проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений (далее - проект застройки);
- проекты межевания территорий.
4.2.2. Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований разрабатывается на основе градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и правил застройки.
4.3. Другие виды градостроительной документации. Законодательными и иными нормативными правовыми актами Московской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться иные виды градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
4.4. Организация разработки, согласования и утверждения градостроительной документации.
4.4.1. Градостроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания, выданного соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или по согласованию с ними заказчиком (инвестором, застройщиком).
Задание на разработку градостроительной документации любого вида в случае необходимости может включать в себя проведение предпроектных научно-исследовательских работ и инженерных изысканий.
4.4.2. Состав и содержание каждого вида градостроительной документации определяются заданием.
4.4.3. Финансирование разработки градостроительной документации на всю территорию Московской области осуществляется из средств областного бюджета; функции заказчика проектов осуществляются Главархитектурой.
Финансирование разработки градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований осуществляется из средств местного бюджета или из средств заказчика (инвестора, застройщика). Функции заказчика проектов, как правило, осуществляют местные органы самоуправления соответствующего поселения или Главархитектура.
Финансирование разработки проектов планировки, проектов застройки осуществляется за счет средств местного бюджета, средств заказчиков (инвесторов, застройщиков). Заказчиком работ могут выступать местные органы самоуправления, Главархитектура, инвестор или застройщик.
4.4.4. Разработку градостроительной документации по градостроительному планированию развития территории области, консолидированные схемы градостроительного планирования осуществляет территориальная проектная организация по градостроительству Московской области - НИиПИ градостроительства.
Разработку градостроительной документации по градостроительному планированию развития территории районов, сельских округов, городских и сельских поселений, других муниципальных образований, по регулированию застройки территорий городских и сельских поселений осуществляет, как правило. Территориальная проектная организация по градостроительству Московской области - НИиПИ градостроительства или по согласованию с Главархитектурой - другая проектная организация, имеющая лицензию на ведение градостроительных работ.
4.4.5. Градостроительная документация направляется заказчиком на согласование в организации, перечень которых определяется заданием на проектирование.
4.4.6. Согласующие организации должны в месячный срок с момента представления им материалов согласовать их или сообщить свои замечания заказчикам и проектировщикам. В случае непредставления заключений в указанный срок градостроительная документация считается согласованной.
4.4.7. Градостроительная документация с заключениями согласующих организаций и заинтересованных органов местного самоуправления, а также результатами общественного обсуждения направляется на рассмотрение в Главархитектуру для проведения государственной экспертизы и согласования на Градостроительном совете при главном архитекторе Московской области.
4.4.8. Градостроительная документация подлежит утверждению в следующем порядке:
- Правительство Московской области утверждает Генеральный план Московской области и генеральный план Московской агломерации, генеральные планы групп административных районов, городов, агломераций второго порядка, а также градостроительную документацию, по которой имеются принципиальные замечания согласующих организаций и разногласия субъектов градостроительной деятельности, после рассмотрения ее на Коллегии Министерства строительства Московской области;
- Министерство строительства Московской области утверждает территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (генеральные планы районов), генеральные планы городов с проектом пригородных зон, генеральные планы исторических поселений, проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований, границы пригородных зон и объектов градостроительной деятельности особого регулирования, а также градостроительную документацию на территории объектов историко-культурного наследия, особо охраняемые природные территории и другие территории, на которых градостроительная деятельность подлежит особому градостроительному регулированию (21);
- органы местного самоуправления районов утверждают территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий (генеральные планы) сельских округов, генеральные планы городов и других поселений, не являющихся отдельными муниципальными образованиями, в том числе сельских населенных пунктов и поселков малоэтажной застройки, проекты планировки территорий садоводческих товариществ, личных подсобных хозяйств, градостроительную документацию о застройке территории вне городских и сельских поселений;
- органы местного самоуправления городских и сельских поселений, других муниципальных образований (кроме районов) утверждают градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений.
4.4.9. Согласование и утверждение градостроительной документации для закрытых административно-территориальных образований производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим их статус.
4.4.10. Один экземпляр утвержденной градостроительной документации любого вида подлежит безвозмездной передаче в местные органы архитектуры и градостроительства для регистрации, хранения и внесения в базу данных Градостроительного кадастра. Прием-передача документации оформляется соответствующим актом.
4.5. Государственная экспертиза градостроительной документации.
Градостроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе в Главархитектуре Московской области (3, ст. 26) и государственной экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" (4).
5. Проектная документация.
Состав, содержание и порядок согласования
5.1. Проектные работы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий и сооружений определяют архитектурно-планировочное, объемно-планировочное, конструктивные и инженерно-технические решения объектов.
Проектная документация разрабатывается на основании постановления главы муниципального образования, исходно-разрешительной документации в соответствии с требованиями раздела 3 настоящих ТСН, АПЗ и задания на проектирование.
Разработка проектной документации на строительство объектов осуществляется в соответствии и с учетом утвержденной градостроительной документации и утвержденных обоснований инвестиций в строительство объекта.
На основании утвержденной проектной документации оформляется землеустроительное дело по предоставлению земельного участка с подготовкой проекта постановления главы муниципального образования (приложение 9).
5.2. Проектная документация, ее состав:
5.2.1. Проектирование объектов строительства выполняется, как правило, в две стадии: ТЭО (далее - проект), рабочая документация (выполняется на основе утвержденного в установленном порядке ТЭО (проекта).
Для объектов, строящихся по проектам массового и повторного применения, прошедших сертификацию в установленном порядке, а также других технически несложных объектов на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций в строительство и градостроительной документации может разрабатываться проектная документация в одну стадию - рабочий проект в составе утверждаемой части (применительно к составу ТЭО (проекту) и рабочей документации.
Состав и содержание разделов проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, в т.ч. на капитальный ремонт, должны соответствовать СНиП II-01-95.
5.2.2. Состав проекта, утверждаемой части рабочего проекта:
- общая пояснительная записка с исходно-разрешительной документацией;
- основные чертежи:
ситуационный план М 1:2000 (1:5000, 1:10000);
генеральный план М 1:500 (М 1:1000);
схема организации движения (при необходимости) М 1:500 (М 1:1000);
историко-архитектурный опорный план (при необходимости);
схема организации рельефа М 1:500 (М 1:1000);
план земляных масс М 1:500 (1:1000);
план и конструкции дорожных покрытий М 1:500 (1:1000);
схема благоустройства и озеленения территории М 1:500 (1:1000);
сводный план инженерных сетей (схема) М 1:500 (1:1000, 1:2000, 1:5000, 1:10000);
чертежи поэтажных планов неповторяющихся этажей М 1:100 (1:200);
фасады и разрезы М 1:100 (M 1:200) (цветовое решение);
конструктивные схемы (для уникальных решений);
технология и ее поэтажные компоновочные решения;
стройгенплан, М 1:500 (M 1:1000).
Сводный сметный расчет стоимости строительства или сметные расчеты с объектными, локальными сметами для объектов, финансируемых из бюджета (либо по желанию заказчика).
Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 21 декабря 2000 г. N 168 в пункт 5.3 раздела 5 настоящих ТСН внесены изменения
5.3. Общие рекомендуемые требования к проектной документации.
5.3.1. Пояснительные записки должны содержать:
- основные градостроительные решения, архитектурно-планировочные решения, композиционное обоснование, объемно-планировочные и конструктивные решения, решения по благоустройству;
- данные о проектной мощности объекта (вместимость, пропускная способность и т.д.);
- основные технологические решения;
- решения по обеспечению инженерными сетями, коммуникациями и инженерному оборудованию здания, обоснования возможности сброса стоков в водоем или канализационную сеть, строительство очистных сооружений и др.;
- противопожарные мероприятия;
- охрана окружающей среды;
- основные мероприятия по организации строительства;
- основные технико-экономические показатели;
- инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению ЧС.
5.3.2. На ситуационном плане показываются:
- красные линии;
- линии застройки;
- границы участка;
- названия улиц, проездов;
- существующие, сохраняемые, сносимые и проектируемые здания и сооружения, включая противоположную сторону улиц и прилегающие территории;
- номера корпусов (строений);
- экспликация зданий, их этажность;
- направление север - юг и др.;
- точки подключения к внешним инженерным сетям.
5.3.3. На генеральном плане с топографической основой показываются:
- границы участка;
- существующие, сохраняемые и сносимые здания и сооружения;
- названия улиц, проездов;
- номера корпусов (строений), их этажность;
- границы благоустройства;
- внутриплощадные проезды, проходы;
- абсолютная отметка, соответствующая условной нулевой отметке здания;
- геологические выработки.
5.3.4. На схеме организации рельефа показываются:
- направления уклонов;
- точки перелома рельефов;
- дождеприемные решетки;
- таблица баланса земляных работ.
5.3.5. На схеме благоустройства и озеленения территории показываются:
- площадки;
- существующие сохраняемые деревья;
- проектируемые посадки деревьев и кустарников;
- газоны, цветники;
- малые архитектурные формы.
Допускается совмещать схему благоустройства и озеленения территории с генеральным планом.
5.3.6. На технологических планах показываются:
- крупное и уникальное оборудование;
- транспортные средства.
На стадии РП - расстановка всего основного технологического оборудования.
5.3.7. На сводном плане инженерных сетей показываются:
- границы участка;
- существующие и проектируемые здания;
- все существующие и проектируемые коммуникации и сооружения.
5.3.8. На планах повторяющихся этажей наносятся:
- координационные оси здания по характерным местам и размеры между ними;
- лестничные клетки;
- лифтовые шахты;
- стены и перегородки, в том числе на путях эвакуации;
- оконные и дверные проемы с направлениями их открывания;
- наименование помещений и их площади;
- линии разрезов;
- балконы и прочие архитектурные элементы (при необходимости).
5.3.9. Разрезы выполняются по характерным местам здания. На разрезах показываются:
- габариты несущих и ограждающих конструкций, лестницы, перегородки;
- входы, оконные и дверные проемы;
- фундаменты и отметки их заложения;
- относительные отметки по этажам и отметки рельефа.
5.3.10. На схеме стройгенплана показываются:
- ограждения стройплощадки;
- места размещения бытовых зданий;
- временные автодороги;
- пути для перемещения башенных кранов;
- места складирования строительных конструкций и материалов.
5.3.11. При разработке проекта с применением типовых и повторно применяемых проектов объем проектной документации может быть сокращен. А именно: прикладываются каталожные листы типового или повторно применяемого проекта, исходные данные, общая пояснительная записка, генплан, сводный план инженерных сетей, решение по благоустройству и озеленению.
Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 5 января 2004 г. N 1 в пункт 5.4 раздела 5 настоящих ТСН внесены изменения
5.4. Проектная документация подлежит согласованию:
- с местными органами архитектуры и градостроительства с рассмотрением при необходимости и в случаях, специально указанных в АПЗ, - с Главархитектурой в части приемлемости архитектурно-планировочных решений. Одновременно проверяется полнота выполнения в проектной документации требований и условий, изложенных в постановлении главы муниципального образования и в АПЗ;
- с организациями, выдавшими технические условия на присоединение к инженерным коммуникациям, в случае отступления от этих условий;
- с органами, утвердившими нормативы при отступлении от действующих государственных норм, правил и стандартов и при отсутствии записи ответственного за проект лица (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом), удостоверяющей соответствие проектной документации действующим нормам, правилам и стандартам;
- с органами по охране памятников истории, культуры и архитектуры при размещении объектов в исторических и охранных зонах или зонах регулирования застройки;
- с Мособлкомводом и Центром Госсанэпиднадзора в Московской области при размещении новых объектов гражданского, промышленного и иного назначения, в том числе индивидуального строительства, дачных и садоводческих товариществ, а также при капитальном ремонте или реконструкции объектов, расположенных во II поясе зоны санитарной охраны Московского водопровода;
- с подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения управлений (отделов) внутренних дел Московской области.
5.5. Согласование проектной документации или мотивированное отклонение от согласования должно быть произведено не более чем в месячный срок с момента поступления документации.
5.6. Согласование проектной документации для строительства действительно в течение нормативного срока проектирования и строительства, кроме случаев, оговоренных организациями, выдавшими технические условия. Проекты, по которым строительство не начато в течение 3 лет, подлежат повторному согласованию.
5.7. Согласование Главархитектурой архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений, представленных в проектной документации на строительство, капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений является составной частью комплексной вневедомственной экспертизы проектной документации и служит основанием для выдачи разрешения на строительство.
5.8. Экспертиза проекта.
5.8.1. Проектная документация подлежит государственной экологической экспертизе (4).
Распоряжением Министерства строительства Московской области от 10 января 2003 г. N 3/1 в подпункт 5.8.2 пункта 5.8 раздела 5 настоящих ТСН внесены изменения
5.8.2. Проектная документация (проекты, рабочие проекты) на строительство предприятий, зданий и сооружений, и сооружений до ее утверждения подлежит государственной экспертизе (30, 5, 7, 50, 58) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Московской области (49)
Необходимость проведения экспертизы проектов, финансируемых за счет средств граждан или юридических лиц, определяется лицами, осуществляющими финансирование (5)
На экспертизу представляется комплект проекта или утверждаемая часть рабочего проекта согласно перечню, указанному в данном разделе.
5.8.3. Органы государственной вневедомственной экспертизы для проведения комплексной экспертизы могут привлекать в необходимых случаях организации надзора и контроля.
5.8.4. Проектно-сметная документация представляется на экспертизу в одном экземпляре в составе:
- общая пояснительная записка;
- проектные материалы;
- охрана окружающей среды;
- сметная документация;
- эффективность инвестиций (при необходимости).
5.8.5. При реконструкции здания необходимо представить обмерочные чертежи и заключение специализированной организации по результатам обследования конструкций существующего здания.
Кроме того, при необходимости при экспертизе проекта могут быть затребованы дополнительно:
- обосновывающие расчеты;
- альбомы типового проекта;
- альбомы несерийных деталей и конструкций заводского изготовления, применяемые только для данного проекта;
- альбомы (чертежи) нестандартизированного оборудования.
5.8.6. При повторной экспертизе представляются:
- общая пояснительная записка к доработанному по замечаниям экспертизы проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями;
- проектная документация, в которую внесены изменения и дополнения по результатам предыдущего рассмотрения.
5.8.7.Заключение государственной вневедомственной экспертизы является юридическим документом и обязательно к исполнению всеми участниками инвестиционной деятельности.
5.8.8. При выходе новых нормативных документов на проектирование, требующих корректировки проекта в процессе строительства, она производится проектной организацией по договору с заказчиком. Повторная экспертиза проектов не производится.
В откорректированной проектной документации не должны изменяться объемно-планировочные конструктивные решения, технико-экономические показатели, в противном случае проектная документация вновь представляется на экспертизу.
5.8.9. Стоимость экспертизы определяется в соответствии с постановлением Госстроя России от 18.08.97 N 18-44 "О порядке определения стоимости работ по проведению экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации".
6. Выдача разрешения на строительство
6.1. Основные требования к порядку выдачи разрешений на строительство предусмотрены ст. 62 Градостроительного кодекса РФ.
Подготовку документов для выдачи разрешений на строительство осуществляют местные органы архитектуры и градостроительства.
Распоряжением Министерства строительства Московской области от 10 января 2003 г. N 3/1 в пункт 6.2 раздела 6 настоящих ТСН внесены изменения
6.2. Для получения разрешения на строительство заказчик (инвестор, застройщик) представляет главному архитектору района (города) заявление на получение разрешения на строительство, постановление главы муниципального образования о разрешении на размещение объекта строительства и заключение Градостроительного совета Главархитектуры или местного органа архитектуры и градостроительства по проекту, инвестиционный контракт (иной необходимый договор) на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости на территории Московской области в соответствии с законодательством Московской области (61)
6.3. Разрешение на строительство (приложение 10) выдается органами местного самоуправления муниципального образования. По поручению главы муниципального образования разрешение на строительство подписывает и выдает главный архитектор района (города) (3, ст. 23 и ст. 27).
Разрешение на строительство утверждает глава района, города или другого муниципального образования.
6.4. Разрешение на строительство выдается на срок не более чем три года. Разрешение на строительство может быть продлено на основании заявления заказчика (инвестора, застройщика). Порядок и срок продления действия разрешения на строительство устанавливаются органами местного самоуправления.
Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 21 декабря 2000 г. N 168 в пункт 6.5 раздела 6 настоящих ТСН внесены изменения
6.5. До начала производства работ объекты строительства подлежат регистрации в органах Госархстройнадзора Московской области с выдачей соответствующего разрешения на выполнение строительно-монтажных работ (7, 10).
Заказчик (инвестор, застройщик) одновременно с заявлением на регистрацию представляет в органы Госархстройнадзора документы в соответствии с приложением 11 к настоящим ТСН.
7. Законодательные, правовые и нормативные акты и документы,
определяющие порядок предпроектной и проектной подготовки строительства
на 01.01.99 и используемые в настоящих ТСН.
Использование научных трудов и публикаций
1. Земельный кодекс РСФСР (25.04.91).
Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. признан утратившим силу
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ.
4. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ.
5. Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ.
6. Указ Президента Российской Федерации от 27.06.98 N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования".
7. Закон Московской области "Правила застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области" (принят решением Московской областной Думы от 13.03.96 N 7/85).
8. Закон Московской области "О местном самоуправлении в Московской области" (принят решением Московской областной Думы от 05.06.96 N 14/92).
9. Закон Московской области "Об организации и функциональном зонировании территории Московской области" (принят решением Московской областной Думы от 19.12.96 N 7/114).
10. Закон Московской области "О государственном архитектурно-строительном надзоре Московской области" (принят решением Московской областной Думы от 22.10.97 N 10/149).
11. Постановление Правительства Московской области от 27.02.92 N 18/5 "Об утверждении Положения о порядке отвода земельных участков для государственных и общественных нужд в Московской области".
12. Постановление Главы Администрации Московской области от 31.03.93 N 55 "Об образовании областного земельного фонда малоэтажного строительства".
13. Постановление Главы Администрации Московской области от 13.12.94 N 282 "О соблюдении порядка предоставления земельных участков на территории Московской области".
14. Постановление Главы Администрации Московской области от 01.09.95 N 174-ПГ "Об установлении зоны с особым правовым режимом использования земель, прилегающих к Московской кольцевой автомобильной дороге".
15. Постановление Правительства Московской области от 27.12.95 N 44 "О градостроительном регулировании организации территории центральной части Московской области".
16. Постановление Правительства Московской области и Федеральной дорожной службы России от 13.05.96 N 25/11-1/76 "О программе развития инфраструктуры дорожного сервиса на федеральных автодорогах Московской области".
17. Постановление Главы Администрации Московской области от 21.06.96 N 279-ПГ "Об утверждении Временного положения о государственных территориальных управлениях Администрации Московской области".
18. Постановление Главы Администрации Московской области от 14.11.96 N 565-ПГ "О создании территориальных исполнительных органов Администрации Московской области".
19. Постановление Губернатора Московской области от 18.02.97 N 32-ПГ "О порядке оформления разрешений на строительство новых, расширение и реконструкцию действующих объектов межрайонного, областного и федерального значения на территории Московской области".
20. Постановление Правительства Московской области от 13.04.98 N 38/11 "Об утверждении порядка проведения работ по подготовке, утверждению, регистрации, изданию и распространению территориальных строительных норм в Московской области".
21. Постановление Главы Администрации Московской области от 07.07.95 N 133-ПГ "О порядке согласования и утверждения градостроительной документации".
22. Постановление Госстроя Российской Федерации от 29.10.93 N 18-41 "О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации".
23. Распоряжение министра строительства Минмособлстроя от 10.06.98 N 19 "О порядке оплаты услуг коммунальных, эксплуатационных, надзорных и других организаций при строительстве объектов жилищного и культурно-бытового назначения".
24. Распоряжение министра строительства Минмособлстроя от 10.08.98 N 32 "О Временном порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных заданий на размещение объектов строительства в Московской области".
25. Решение Малого Совета Мособлсовета от 27.05.92 N 4/11 "Об упорядочении изъятия и предоставления земельных участков на территории Московской области, прилегающей к Москве".
26. Решение Малого Совета Мособлсовета от 16.09.92 N 9/20 "О примерном порядке изъятия и предоставления земельных участков в городах и поселках Московской области".
27. Решение Малого Совета Мособлсовета от 09.10.92 N 27/21 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков под объекты, имеющие федеральное и межрегиональное значение, для строительства и расширения предприятий, находящихся в собственности области".
28. Положение о фонде земель областного значения, принятое решением Мособлдумы от 07.09.94 N 10/27, с дополнениями и изменениями, принятыми решением Мособлдумы от 22.02.95 N 7/44.
29. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения". Минстрой России, Москва, 1994.
30. СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений". Минстрой России, Москва, 1995.
31. СП 11-101-95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений". Минстрой России, 1995.
32. РДС 11-201-95 "Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы, проектов строительства". Минстрой России, Москва, 1995.
33. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации. Госстрой России, Москва, 1993.
34. Практическое пособие по обоснованию инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. Минстрой России, ГП "Центринвестпроект", Москва, 1995.
35. Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг. Минстрой России, Москва, 1996.
36. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.95 N 33-ФЗ.
37. Энциклопедия индивидуального застройщика. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Госстрой России, Москва, 1998.
38. Т. Афанасьева. Градостроительное законодательство и инвестирование в недвижимость. Информационный бюллетень "Землепользование и застройка", август - сентябрь, 1997.
39. С. Аргунов. Инвестиционный потенциал земельного участка. Панорама. Выпуск 13, сентябрь 1998, приложение к "Строительной газете", 18.09.98.
40. Закон Московской области "Об организации строительства (реконструкции) объектов недвижимости, осуществляемого физическими лицами на территории Московской области" (принят решением Мособлдумы от 31.03.99 N 10/50).
41. Постановление Правительства Московской области от 25.01.99 N 10/3 "О порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласование документации на строительство (реконструкцию) объектов недвижимости, а также оплаты указанных работ (услуг) на территории Московской области".
42. Постановление Правительства Москвы и Правительства Московской области от 02.03.99 N 151-16 "О порядке выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих некоммерческих объединений жителей города Москвы".
43. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Москва, 1995.
44. ГОСТ 22.0.02-94.
45. СНиП 2.01.51.90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны".
46. Распоряжение главы Администрации Московской области от 19.03.93 N 156 "Об утверждении границы зоны возможных чрезвычайных ситуаций".
47. СП 11-107-98 "Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства".
48. Инструктивное письмо Министерства экономики Российской Федерации от 11.04.96 N ЯУ-203/8-384 "О методических рекомендациях о порядке организации и проведении конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов".
Распоряжением Министерства строительства Московской области от 10 января 2003 г. N 3/1 пункт 49 раздела 7 настоящих ТСН изложен в новой редакции
49. Постановление Правительства Московской области от 02.04.2002 N 115/11 "Об организации проведения государственной экспертизы проектной документации в Московской области".
50. Распоряжение Вице - главы Администрации Московской области от 30.04.96 N 351-РВГ "О порядке проведения государственной вневедомственной экспертизы проектной документации на строительство, расширение и реконструкцию предприятий, зданий и сооружений в Московской области".
51. Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.98 N 66-ФЗ.
52. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ.
53. Постановление Правительства РФ от 19.09.97 N 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда".
Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. N 455 постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1200 признано утратившим силу с 1 ноября 2004 г.
54. Постановление Губернатора Московской области от 12.04.99 N 117-ПГ "Об утверждении Положения о рассмотрении ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда на территории Московской области".
55. Закон РФ "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1.
56. Закон Московской области "О недрах и недропользовании в Московской области" от 02.02.99 N 2/99-ОЗ.
57. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ.
Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 1 марта 2001 г. N 31 раздел 7 настоящих ТСН дополнен пунктом 58
58. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации".
Распоряжением Министерства строительства Московской области от 10 января 2003 г. N 3/1 раздел 7 настоящих ТСН дополнен пунктом 59
59. Постановление Правительства Московской области от 28.08.2001 N 270/28 "О строительстве объектов недвижимости на территории Московской области по инвестиционным контрактам".
Распоряжением Министерства строительства Московской области от 10 января 2003 г. N 3/1 раздел 7 настоящих ТСН дополнен пунктом 60
60. Постановление Правительства Московской области от 28.08.2001 N 271/28 "Об участии инвесторов в строительстве и реконструкции инженерных сетей и сооружений при реализации инвестиционных проектов по строительству и реконструкции объектов недвижимости на территории Московской области".
Распоряжением Министерства строительства Московской области от 10 января 2003 г. N 3/1 раздел 7 настоящих ТСН дополнен пунктом 61
61. Постановление Правительства Московской области от 28.08.2001 N 272/28 "Об учетной регистрации инвестиционных контрактов (договоров) на строительство объектов недвижимости в Московской области и договоров привлечения финансовых средств в строительство (реконструкцию) жилых домов в рамках инвестиционного контракта".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Территориальные строительные нормы Московской области "Порядок предпроектной и проектной подготовки строительства в Московской области (ТСН ППС-99 МО)" (утв. распоряжением Министерства строительства Московской области от 10 января 2000 г. N 2)
Текст ТСН опубликован в официальном издании Министерства строительства Администрации Московской области "Нормирование и стандартизация", Москва 2001 г.
Разработаны: Главным управлением архитектуры и градостроительства (Зубахин В.Ф., Новоселов Ю.А., Ефимова Л.В.); ГУП НИиПИ градостроительства (Климова С.П., Шавшуков В.В., Любимов В.М., Кадышев Г.И., Цейкинская А.И., Глухов А.И., Данилычев И.А., Королев А.В., Гладунцов А.И.); акционерным обществом открытого типа "ГУКС" (Еременко А.И., Хохлов В.В.); главным архитектором Мытищинского района (Мухтаров Р.Х.);
при участии: главного архитектора Одинцовского района (Жданов А.П.); главного архитектора Ступинского района (Володин С.В.); руководителя АПМ института Мосгражданпроект (Александров В.В.); зам. председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Московской области (Мартьянов В.В.), зам. начальника отдела (Готовкин Б.М.), главного специалиста (Полянская Л.И.); зам. начальника Лицензионно-экспертного управления Московской области (Мищерин В.И.); начальника отдела Государственного комитета по охране окружающей среды Московской области (Иванов В.А.); зам. начальника Главного управления Государственного архитектурно-строительного надзора Московской области (Егорычев Е.Л.); начальника отдела Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Московской области (Рябова В.И.); начальника ТПМ Ленинского района (Самарин С.А.).
Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 20 июля 2012 г. N 62 распоряжение Министерства строительства Московской области от 10 января 2000 г. N 2, утвердившее настоящие Территориальные строительные нормы, признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Коллегии Министерства строительного комплекса Московской области от 13 ноября 2006 г. N 9/4
Распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 1 марта 2006 г. N 6
Распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 28 сентября 2004 г. N 51
Распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 5 января 2004 г. N 1
Распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 27 июня 2003 г. N 31
Распоряжение Министерства строительства Московской области от 10 января 2003 г. N 3/1
Распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 1 марта 2001 г. N 31
Распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 21 декабря 2000 г. N 168