Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 12
к решению Совета депутатов
муниципального образования
"Одинцовский район"
Московской области
от 16 ноября 2001 г. N 5/8
Положение
о порядке учета, оценки и реализации бесхозяйного
имущества, имущества, перешедшего по праву
наследования к государству
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", Законом Московской области от 25.07.96 "Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области", постановлением Правительства Московской области от 02.11.98 N 94/33 "О постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в Московской области", Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683, Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (в ред. от 13 августа 1991 г.).
Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" признан утратившим силу
1.2. В настоящем Положении устанавливается порядок принятия в муниципальную собственность и реализации следующего имущества:
- признанного в установленном порядке бесхозяйным;
- перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству.
1.3. В соответствии с действующим законодательством к бесхозяйному имуществу относится такое имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Органы местного самоуправления (администрация Одинцовского района) или уполномоченные ими территориальные и структурные подразделения (поселковые администрации и администрации сельских округов - на подведомственных им территориях, а Управление жилищно-коммунального хозяйства - в черте города Одинцово по объектам жилищно-коммунального назначения) выявляют объекты бесхозяйного недвижимого имущества на своей территории и осуществляют в соответствующих организациях технический или кадастровый учет этих объектов.
1.4. Согласно Основам гражданского законодательства Союза ССР и республик и Гражданскому кодексу РСФСР от 11.06.64 имущество переходит по праву наследования к государству:
- если имущество завещано государству;
- если у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию;
- если все наследники лишены завещателем права наследования;
- если ни один из наследников не принял наследства (статьи 546, 550).
Федеральным законом от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ раздел VII "Наследственное право" Гражданского кодекса РСФСР от 11.06.64, содержащий статьи 546, 550, признан утратившим силу с 1 марта 2002 г.
Если кто-нибудь из наследников отказался от наследства в пользу государства, к государству переходит причитавшаяся этому наследнику доля наследственного имущества.
Если при отсутствии наследников по закону завещана только часть имущества наследодателя, остальная часть переходит к государству.
1.5. Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Основанием для перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа.
1.6. В случае если наследственное имущество неправомерно передано в собственность лиц, не имеющих право его наследовать, а наследников этого имущества не имеется или они не приняли наследства, налоговый орган или орган местного самоуправления, на чьей территории находится наследственное имущество, обязан предъявить в суде иск о передаче указанного имущества государству по праву наследования.
1.7. В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате от 11.02.93 меры по охране наследственного имущества до передачи его налоговым органам осуществляют нотариальные органы. В населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор, меры по охране наследственного имущества принимают поселковые и сельские администрации.
2. Порядок постановки на учет и регистрация права
муниципальной собственности на бесхозяйное
недвижимое имущество
2.1. Постановка на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется в Одинцовском филиале Московской областной регистрационной палаты (далее по тексту - Регистрационная палата) на основании заявления органа местного самоуправления путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2.2. К заявлению прилагаются:
- доверенность представителя органа местного самоуправления по представлению интересов муниципального образования в Регистрационной палате;
- документ, удостоверяющий личность представителя;
- документ технического или кадастрового учета на заявленный для постановки на учет объект, содержащий сведения о ранее зарегистрированных правах (при наличии такой регистрации);
- заявление от правообладателя об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества и согласии о постановке на учет данного объекта в качестве бесхозяйного.
2.3. При наличии в Реестре прав либо в документах технического или кадастрового учета записи о ранее зарегистрированных правах на данный объект недвижимого имущества и отсутствии иных документов, подтверждающих отказ собственника от прав собственности, заявителю направляется письменный отказ в постановке на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, т.к. данное имущество имеет собственника, который не отказался от своих прав.
2.4. В случае произведенной постановки на учет объекта бесхозяйного имущества заявителю выдается выписка из Реестра прав. Осуществив постановку на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, Регистрационная палата в десятидневный срок письменно сообщает об этом:
- в Комитет по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района;
- в ГУП "Одинцовское межрайонное бюро технической инвентаризации" или Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Одинцовского района. Указанными организациями, ранее осуществлявшими регистрацию объектов недвижимого имущества за правообладателями, производится проверка наличия такой регистрации.
2.5. Объект недвижимого имущества, поставленный на учет в Регистрационной палате в качестве бесхозяйного, снимается с учета в случае государственной регистрации права собственности на данный объект либо письменного заявления собственника об изменении решения об отказе от права собственности.
2.6. Право собственности правообладателя будет прекращено после государственной регистрации права муниципальной собственности на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
2.7. Настоящий порядок для постановки на учет бесхозяйного имущества распространяется на объекты недвижимого имущества, в том числе на земельные участки, если для последних законодательством не установлено иное.
2.8. По истечении года со дня постановки на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного Комитет по управлению муниципальным имуществом или уполномоченный им орган может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество. Решение суда о признании бесхозяйного недвижимого имущества муниципальной собственностью, вступившее в законную силу, является основанием для регистрации права муниципальной собственности. После вступления в законную силу решения суда бывший собственник, если таковой имелся, утрачивает свои права на данное имущество.
2.9. На основании выписки из решения суда глава Одинцовского района издает постановление о принятии в муниципальную собственность Одинцовского района бесхозяйного имущества и передаче его на баланс эксплуатирующей организации (земельные участки и строения, в том числе жилые дома и части их, находящиеся в поселках и сельских населенных пунктах, передаются безвозмездно в ведение соответствующих администраций). Постановление главы Одинцовского района служит основанием для внесения бесхозяйного имущества в Реестр объектов муниципальной собственности.
2.10. Государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, ранее принятый на учет в качестве бесхозяйного, является основанием для его снятия с учета.
2.11. Прием документов на государственную регистрацию прав муниципальной собственности производится в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Правообладателю - муниципальному образованию "Одинцовский район" Московской области выдается свидетельство о государственной регистрации права собственности.
2.12. До истечения года со дня постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества собственник данного имущества, который был ранее не известен, вправе обратиться в Регистрационную палату с заявлением о регистрации права собственности. Если представленные документы подтверждают право собственности заявителя на объект недвижимого имущества, поставленный на учет в качестве бесхозяйного, осуществляется государственная регистрация данного права.
2.13. До истечения года со дня постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества оно может быть по решению суда признано собственностью физического или юридического лица в силу приобретательной давности. Основанием для государственной регистрации права собственности будет являться решение суда, вступившее в законную силу.
2.14. До истечения года со дня постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества собственник этого имущества, от права на которое он ранее отказался, но право собственности на которое не прекращено, может обратиться в Регистрационную палату с письменным заявлением об изменении своего решения об отказе от своих прав.
В случае снятия объекта недвижимого имущества как бесхозяйного по вышеуказанным основаниям об этом письменно извещается орган местного самоуправления, подавший заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
3. Порядок постановки на учет наследственного
недвижимого имущества
3.1. При переходе к государству имущества по праву наследования нотариальный орган направляет соответствующему налоговому органу, получившему свидетельство о праве государства на наследство, опись этого имущества, подписанную государственным нотариусом, понятыми и заинтересованными лицами (если они принимали участие в описи).
3.2. После получения свидетельства о праве государства на наследство и соответствующей описи работник налогового органа принимает его на учет.
3.3. Принятое на учет налоговыми органами недвижимое имущество оценивается по инвентаризационной оценке, а при ее отсутствии - по оценке, принятой для целей государственного страхования. О произведенной оценке имущества составляется акт описи и оценки в необходимом количестве экземпляров.
Акты описи и оценки имущества рассматриваются и утверждаются руководством соответствующего налогового органа не позднее трех дней после их составления.
3.4. Для передачи наследственного имущества безвозмездно в ведение муниципального образования "Одинцовский район" Московской области налоговый орган обращается с заявлением на имя главы Одинцовского района, к которому прилагается свидетельство о праве на наследство по закону (нотариально заверенная копия).
3.5. Прием наследственного имущества в ведение муниципального образования "Одинцовский район" Московской области и передача его на баланс осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
4. Возврат имущества
4.1. Имущество, принятое в муниципальную собственность (ведение), или стоимость его подлежит возврату в следующих случаях:
- отмены решения суда о признании имущества бесхозяйным;
- признания судебными органами недействительными свидетельств о праве государства на наследство или отмены решения суда о передаче имущества по праву наследования государству.
4.2. По имуществу, которое было передано безвозмездно, требование о возврате этого имущества или возмещении его стоимости предъявляется заинтересованным лицом к той организации, которая приняла имущество.
Возникшие споры по имуществу, переданному безвозмездно, решаются народными судами.
5. Реализация имущества
5.1. Порядок реализации муниципального имущества определен на сегодняшний день следующими законодательными актами: статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", Положением о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. N 356.
Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" признан утратившим силу
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585 постановление Правительства РФ от 27 марта 1998 г. N 356 признано утратившим силу
5.2. Процедура продажи бесхозяйного имущества аналогична процедуре, изложенной в Положении о продаже имущества (активов) действующих муниципальных предприятий и организаций Одинцовского района на аукционе (за деньги). При этом имущество передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену и выполнившему все указанные данным Положением последующие процедуры. С победителем конкурса продавец заключает договор купли-продажи. Договор купли-продажи и переход права собственности к покупателю подлежат обязательной государственной регистрации в Одинцовском филиале МОРП.
5.3. Учитывал особый статус земельных участков как объектов недвижимости и соответственно самостоятельную законодательную базу, регулирующую их оборот, продажа земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства производится его собственником самостоятельно путем заключения договора купли-продажи с покупателем на основании проведенного конкурса или аукциона (Закон РФ от 23 декабря 1992 г. N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства").
Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ Закон РФ от 23 декабря 1992 г. N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" признан утратившим силу
5.4. В случае если недвижимое имущество, в том числе земельные участки, находится в долевой собственности нескольких лиц, одним из которых является муниципальное образование "Одинцовский район" Московской области, то распоряжение долей, находящейся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, определенным действующим законодательством.
5.5. Комитет по управлению муниципальным имуществом как структурное подразделение администрации Одинцовского района, уполномоченное от имени муниципального образования "Одинцовский район" Московской области распоряжаться объектами муниципальной собственности, может делегировать свои права в части продажи бесхозяйного имущества соответствующим администрациям поселков и сельских округов. Основанием для такой передачи прав является приказ Комитета по управлению муниципальным имуществом о разрешении на продажу конкретного имущества.
Заместитель главы администрации,
председатель Комитета по управлению
муниципальным имуществом
Одинцовского района |
А.А. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.