Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Московской области
от 30 июня 2005 г. N 155/2005-ОЗ
Областная целевая программа
"Экология Подмосковья на 2005-2006 годы"
28 октября 2005 г.
Законом Московской области 28 октября 2005 г. N 223/2005-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы "Экология Подмосковья
на 2005-2006 годы"
Наименование Областная целевая программа "Экология
Программы Подмосковья на 2005-2006 годы" (далее -
Программа)
Основания для Закон Московской области N 11/96-ОЗ "О
разработки Концепции, прогнозах и государственных
Программы программах социально-экономического развития
Московской области", постановление Правительства
Московской области от 30.09.2004 N 590/39 "О
разработке проекта областной целевой программы
"Экология Подмосковья на 2005-2006 годы"
Государственный Министерство экологии и природопользования
заказчик Московской области
Программы
Разработчик Министерство экологии и природопользования
Программы Московской области
Исполнители Организации, отбираемые на конкурсной основе в
мероприятий порядке, установленном Указом Президента
Программы Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О
первоочередных мерах по предотвращению коррупции
и сокращению бюджетных расходов при организации
закупки продукции для государственных нужд",
Законом Московской области N 61/98-ОЗ "О
закупках и поставках продукции для
государственных нужд Московской области",
постановлением Губернатора Московской области от
25.07.2001 N 211-ПГ "О порядке проведения
конкурсов на размещение государственного заказа
Московской области на закупки и поставки
товаров, выполнение работ и оказание услуг для
государственных нужд Московской области"
Цель Программы Цель Программы - обеспечение конституционных
прав граждан на благоприятную окружающую среду
за счет стабилизации экологической обстановки в
Московской области и ее постепенного улучшения
на территориях с наиболее высокими уровнями
загрязнения
Сроки и этапы 2005-2006 годы.
реализации Первый этап - 2005 год.
Программы Второй этап - 2006 год
Объемы и источники Общий объем финансирования настоящей Программы
финансирования на 2005-2006 годы - 590534 тыс. рублей.
Программы Источники финансирования: средства бюджета
Московской области (далее - средства областного
бюджета) - 26741 тыс. рублей и средства
Московского областного экологического фонда
(далее - Экологический фонд) - 563793 тыс.
рублей, в том числе:
2005 год - 26 741 тыс. рублей - средства
областного бюджета, 359 228 тыс. рублей -
средства Экологического фонда,
2006 год - 204565 тыс. рублей - средства
Экологического фонда.
Мероприятия Раздел 1. "Мероприятия по защите природных
Программы объектов от вредного воздействия"
предусматривает проведение мероприятий
межмуниципального и регионального (областного)
характера по следующим основным направлениям:
- строительство объектов в целях улучшения
качества окружающей среды;
- реконструкция и капитальный ремонт наиболее
изношенных очистных сооружений с целью
предотвращения аварийного загрязнения водотоков
и водоемов, в том числе межрайонных очистных
сооружений;
- реконструкция и ремонт канализационных
коллекторов, в том числе межрайонных, прорывы
которых представляют наибольшую угрозу для
природных комплексов территории и
санитарно-эпидемиологического благополучия
проживающего на ней населения;
- реабилитация загрязненных водотоков и водоемов
путем их очистки и благоустройства;
- мероприятия по проектированию и строительству
полигонов твердых бытовых отходов в г. Люберцы,
Можайском и Сергиево-Посадском районах, имеющих
межмуниципальное значение.
Раздел 2. "Регулирование качества окружающей
среды" включает мероприятия по двум основным
направлениям:
- усовершенствование технологии переработки
осадков иловых карт очистных сооружений,
переработки и утилизации отходов
автотранспортного комплекса, нефтесодержащих
отходов;
- совершенствование системы информационного
обеспечения управления в сфере экологии и
природопользования, а также создание и развитие
комплексного экологического мониторинга
областного уровня.
Раздел 3. "Особо охраняемые природные
территории" содержит мероприятия по
осуществлению биотехнических мероприятий в
пределах функционирующих особо охраняемых
природных территорий и их инвентаризации.
Раздел 4. "Охрана среды обитания диких животных
и рыб, сохранение редких и исчезающих видов
животных и растений" содержит мероприятия,
решающие задачи по сохранению и улучшению среды
обитания объектов растительного и животного
мира, водных биологических ресурсов.
Раздел 5. "Экологическое образование, воспитание
и информирование населения" включает работу по
подготовке и изданию Государственного доклада о
состоянии природных ресурсов и окружающей
природной среды Московской области,
распространению через средства массовой
информации и литературу экологических знаний
среди населения Московской области,
экологическому воспитанию и практическому
обучению детей школьного возраста и молодежи,
навыкам и методам проведения экологических
исследований
Ожидаемые Оздоровление экологической обстановки на
социально- территории Московской области.
экономические Снижение сбросов загрязненных сточных вод в
результаты водные объекты.
от реализации Снижение загрязнения поверхностных водных
Программы объектов.
Повышение уровня безопасности эксплуатации
гидротехнических сооружений.
Сохранение ресурсного потенциала и генофонда
животных и рыб.
Снижение рисков от воздействия антропогенного
загрязнения на окружающую среду
Контроль за Контроль за реализацией настоящей Программы
реализацией осуществляется Правительством Московской области
Программы и Московской областной Думой в соответствии с их
полномочиями, установленными законодательством
Московской области.
Координация выполнения мероприятий настоящей
Программы осуществляется государственным
заказчиком настоящей Программы - Министерством
экологии и природопользования Московской области
1. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Конституцией Российской Федерации определено, что каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Основные ориентиры в экологической сфере закреплены Концепцией перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития и Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р.
В Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы сформулированы стратегические цели социально-экономической политики, проводимой органами государственной власти Московской области, где одной из важнейших целей экологической политики в социально-экономической сфере является минимизация вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, снижение ресурсоемкости производства продукции, обеспечение соблюдения требований природоохранного законодательства.
Современные экологические проблемы в Московской области связаны с рядом ее специфических особенностей, к которым относятся:
наивысшая плотность населения (149 чел./кв. км) по сравнению с другими субъектами Российской Федерации;
концентрация основной части населения в городах и поселках городского типа (80 процентов с конца 80-х годов XX века и до настоящего времени) и высокая доля урбанизированных территорий (15 процентов);
наличие развитой промышленности, нередко размещенной без учета экологических ограничений, и ее специализация по отраслям, представленным машиностроением, химической и нефтехимической, легкой и полиграфической промышленностью;
преобладание в промышленном производстве продукции тяжелой индустрии (около 70 процентов), в которой значительную долю составляют организации военно-промышленного комплекса;
перенасыщение промышленными объектами и высокая плотность населения в центральной части Московской области (Балашихинский, Люберецкий, Ленинский, Красногорский, Мытищинский, Одинцовский, Подольский, Пушкинский, Химкинский, Щелковский районы), а также в ее восточных районах, в бассейне реки Клязьмы, в пределах которых проживает около 55 процентов ее населения, на территории, составляющей около 20 процентов от общей площади Московской области (средняя плотность населения в районах первой группы - более 500 чел./кв. км, второй группы - около 300 чел./кв. км);
наивысшая для Российской Федерации плотность сельского населения (в среднем 32 чел./кв. км) с высокой его концентрацией в центральной части Московской области, а также наличие высокоиндустриального сельского хозяйства пригородного типа с высоким уровнем развития мелиоративных систем (в бассейнах притоков реки Волги, рек Дубны и Сестры, в пойменной части долин рек Москвы и Оки) и высокой плотностью объектов индустриального животноводства, размещенных зачастую без должного экологического обоснования в пригородах и зонах охраны поверхностных источников водоснабжения;
интенсивное использование территории Московской области в рекреационных целях в интересах населения городов Московской области и г. Москвы (площадь, занятая объектами рекреации достигла 60 тыс. га, из них 37 тыс. га отведены под коллективные садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, а более 30 процентов лесов государственного лесного фонда используются для кратковременного отдыха);
наивысший в Центральном экономическом районе Российской Федерации уровень разработки месторождений твердых полезных ископаемых для обеспечения строительного комплекса Московской области и г. Москвы, сельского хозяйства, других видов производства, в том числе для экспорта в другие регионы России (фосфоритная мука, стекольные пески, доломиты для металлургии);
беспрецедентно высокий уровень добычи подземных вод, обеспечивавший более чем на 90 процентов потребность Московской области в хозяйственно-питьевой воде и на 80 процентов производственные нужды промышленных организаций (без учета теплоэнергетики) и составлявший 10 процентов от добычи подземных вод в стране в целом;
низкий уровень переработки отходов производства и потребления и использование захоронения промышленных и бытовых отходов Московской области и г. Москвы в качестве основного способа их утилизации.
Указанные особенности экономики Московской области обусловили исключительно высокий уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду и как результат этого:
практически повсеместное сверхнормативное (для водоемов рыбохозяйственного назначения) загрязнение рек в Московской области городскими стоками, смывом навоза и помета с территорий животноводческих организаций;
образование обширных зон устойчивого и сверхнормативного загрязнения атмосферного воздуха, в пределах которых в Московской области проживает около 3,5 млн. человек;
загрязнение сельскохозяйственных земель в результате экологически необоснованного использования токсичных иловых осадков городских очистных сооружений, а также сверхнормативного использования удобрений и ядохимикатов;
образование свалок твердых бытовых отходов с нарушением экологических требований и содержащих, кроме бытовых, промышленные отходы, в том числе выше IV класса опасности.
В результате выполнения природоохранных мероприятий в Московской области, в том числе в ходе реализации областных целевых программ в сфере экологии в течение 1999-2004 годов, удалось добиться того, что экологическая обстановка в пределах ее территории в значительной степени стабилизировалась и в настоящее время отсутствуют выраженные тенденции к ее ухудшению.
В рамках осуществления мероприятий Программы предполагается продолжить целенаправленную работу по нормализации уже имеющихся опасных экологических ситуаций и профилактике ухудшения экологической обстановки в Московской области.
2. Цель и основные задачи Программы
Цель Программы - обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки в Московской области и ее постепенного улучшения на территориях с наиболее высокими уровнями загрязнения.
Основные задачи Программы:
предупреждение возникновения природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций на территории Московской области;
организация и осуществление в Московской области межмуниципальных объектов и проектов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
сохранение природных комплексов, особо охраняемых природных территорий и природного биологического разнообразия;
научно-практическое и технологическое обеспечение развития системы охраны окружающей среды и природно-ресурсного потенциала Московской области;
развитие системы информационного обеспечения управления природопользованием путем совершенствования систем экологического учета и комплексного экологического мониторинга;
развитие информационной базы управления природопользованием на основе создания системы комплексного экологического мониторинга в Московской области;
формирование нормативно-правовых и экономических механизмов регулирования в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования и воспроизводства природных ресурсов;
экологическое образование, воспитание населения Московской области, улучшение его информированности в вопросах экологии.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Настоящая Программа рассчитана на период с 2005 по 2006 год.
Первый этап - 2005 год.
Второй этап - 2006 год.
Законом Московской области 28 октября 2005 г. N 223/2005-ОЗ в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования настоящей Программы в 2005-2006 годах составляет 590534 тыс. рублей.
Источники финансирования настоящей Программы:
средства областного бюджета - 26741 тыс. рублей и средства Экологического фонда - 563793 тыс. рублей, в том числе:
2005 год - 26 741 тыс. рублей - средства областного бюджета,
359 228 тыс. рублей - средства Экологического фонда,
2006 год - 204565 тыс. рублей - средства Экологического фонда.
Порядок финансирования мероприятий настоящей Программы определяется Правительством Московской области.
Объем финансирования мероприятий настоящей Программы может ежегодно уточняться в соответствии с законами Московской области о бюджете Московской области на 2005 и 2006 финансовые годы.
5. Государственный заказчик и исполнители Программы
Государственным заказчиком настоящей Программы является Министерство экологии и природопользования Московской области.
Мероприятия настоящей Программы будут осуществляться организациями, привлекаемыми на конкурсной основе, в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", Законом Московской области N 61/98-ОЗ "О закупках и поставках продукции для государственных нужд Московской области", постановлением Губернатора Московской области от 25.07.2001 N 211-ПГ "О порядке проведения конкурсов на размещение государственного заказа Московской области на закупки и поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Московской области".
6. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией настоящей Программы осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Московской области.
Координация выполнения мероприятий настоящей Программы осуществляется государственным заказчиком настоящей Программы - Министерством экологии и природопользования Московской области.
Отчетность о реализации настоящей Программы представляется в порядке и сроки, установленные Законом Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области".
7. Ожидаемые социально-экономические результаты
от реализации Программы
Реализация мероприятий настоящей Программы позволит обеспечить:
оздоровление экологической обстановки на территориях Московской области с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды;
снижение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты и объемов складируемых осадков сточных вод иловых карт очистных сооружений в Московской области;
снижение загрязнения поверхностных водных объектов за счет повышения степени очистки и сокращения сброса загрязненных сточных вод до 3 млн. куб. метров в год;
повышение уровня безопасности эксплуатации гидроузлов и гидротехнических сооружений;
предотвращение развития оползней и разрушения берегов водных объектов;
развитие информационной базы управления природопользованием и системы комплексного экологического мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей среды;
сохранение ресурсного потенциала и генофонда более 15 видов птиц и 20 видов млекопитающих благодаря проведенным мероприятиям по улучшению их среды обитания;
обеспечение условий среды обитания для сохранения 10 видов рыб;
повышение экологического образования, воспитания и информирования населения;
снижение рисков от воздействия антропогенных загрязнений на окружающую среду.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.