Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Московской области
от 4 апреля 2006 г. N 48/2006-ОЗ
"Об областной целевой программе
"Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годов"
20 июля 2007 г.
Законом Московской области от 20 июля 2007 г. N 131/2007-ОЗ в Паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Паспорт областной целевой программы "Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годов"
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годов" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Закон Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области", постановление Правительства Московской области от 31.12.2002 N 638/50 "О разработке проектов областных целевых программ и программ Правительства Московской области" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство образования Московской области |
Разработчик Программы |
Министерство образования Московской области |
Цель Программы |
Обеспечение условий удовлетворения потребностей населения и рынка труда Московской области в качественном образовании |
Задачи Программы |
1. Создание условий для совершенствования содержания и технологий образования. 2. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг. 3. Обеспечение инновационного характера развития сферы образования, ее включенности в национальную инновационную систему. 4. Повышение эффективности управленческого и ресурсного обеспечения развития образования. 5. Обеспечение социальных эффектов образования как факторов роста конкурентоспособности личности, общества, региона |
Сроки реализации Программы |
2006-2010 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
Настоящая Программа предусматривает осуществление мероприятий, представленных в приложении N 1 и в приложении N 2 к Паспорту Программы |
Исполнители Программы |
Исполнители Программы определяются государственным заказчиком в соответствии с законодательством Московской области на условиях конкурса |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий настоящей Программы в 2006-2010 годах, составляет 2 584,75 млн. рублей, в том числе: 2006 год - 275,31 млн. рублей; 2007 год - 441,02 млн. рублей; 2008 год - 533,40 млн. рублей; 2009 год - 618,38 млн. рублей; 2010 год - 716,64 млн. рублей; из них по источникам: средства бюджета Московской области составляют 2 356,50 млн. рублей, в том числе: 2006 год - 250,00 млн. рублей; 2007 год - 403,50 млн. рублей; 2008 год - 481,50 млн. рублей; 2009 год - 564,80 млн. рублей; 2010 год - 656,70 млн. рублей; средства бюджетов муниципальных образований Московской области составляют 153,52 млн. рублей, в том числе: 2006 год - 15,31 млн. рублей; 2007 год - 26,06 млн. рублей; 2008 год - 35,26 млн. рублей; 2009 год - 36,14 млн. рублей; 2010 год - 40,75 млн. рублей; средства бюджета Российской Федерации составляют 61,7 млн. рублей, в том числе: 2006 год - 8,50 млн. рублей; 2007 год - 9,60 млн. рублей; 2008 год - 14,30 млн. рублей; 2009 год - 14,00 млн. рублей; 2010 год - 15,30 млн. рублей. Средства других источников составляют 13,03 млн. рублей, в том числе: 2006 год - 1,50 млн. рублей; 2007 год - 1,86 млн. рублей; 2008 год - 2,34 млн. рублей; 2009 год - 3,44 млн. рублей; 2010 год - 3,89 млн. рублей |
Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы |
Повышение качества образования для жителей Московской области. Обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников учреждений общего и профессионального образования. Снижение вероятности и масштабов безнадзорности, социального сиротства, наркомании и других асоциальных явлений. Создание областной системы оценки качества образования как элемента общероссийской системы оценки качества образования. Улучшение кадрового обеспечения системы образования. Повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов привлеченных в систему образования внебюджетных средств, в том числе за счет оказания платных образовательных услуг. Обновление и повышение эффективности использования материально-технической базы системы образования. Обеспечение участия общественных институтов в управлении образованием. Адаптация системы профессионального образования к потребностям рынка труда. Создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей. Улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Организация контроля за исполнением Программы |
Контроль осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в соответствии с законодательством Московской области. Управление Программой осуществляет государственный заказчик Программы - Министерство образования Московской области |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
В Московской области сложилась многоуровневая система образования, которая включает в себя 3 785 государственных (областных), муниципальных и негосударственных образовательных учреждений с контингентом воспитанников и обучающихся более 1 000 000 человек; областной, муниципальный и институциональный уровни управления образованием.
Значительным этапом развития образования в Московской области, создавшим необходимые основы для качественных изменений в обучении и воспитании, развития материально-технической базы образовательных учреждений, внедрения новых образовательных технологий, увеличения объема предоставляемых услуг, явилась реализация областной целевой программы "Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы".
В то же время в условиях динамичного социально-экономического развития Московской области достигнутые результаты в образовании уже не могут в полной мере удовлетворить потребности личности, общества, рынка труда и социальных заказчиков, не полностью решают задачи по вкладу образования в социально-экономическое и социокультурное развитие Московской области.
Продолжает оставаться актуальным совершенствование качества образования, развитие его доступности и эффективности, обладание выпускниками образовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями и компетентностью, необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда. Данные проблемы осложняются несовершенством механизмов формирования, формулирования и предъявления образованию социального заказа общества.
Недостаточным является влияние образования на гражданское становление молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, мотивацию к здоровому образу жизни.
Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем, реализовывались в предшествующий период.
В ходе выполнения областной целевой программы "Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы" реализованы мероприятия и проекты в области модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, формирования общенациональной системы оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования образования, совершенствования институциональных механизмов управления образованием.
Областная целевая программа "Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы" создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет).
Благодаря мерам, принятым в 2001-2005 годах, в рамках реализации Программы была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии Московской области:
приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования.
Сложный характер перечисленных выше проблем и безотлагательность создания условий для их решения ставят Московскую область перед необходимостью формирования и реализации областной целевой программы развития образования в Московской области нового поколения, нацеленной на достижение конкретных результатов, определяемых четкими показателями.
Реализация Программы позволит объединить усилия субъектов образования и необходимые ресурсы вокруг достижения главных целей развития образования и получения конкретных результатов, что поможет обеспечить новый уровень качества самого образования, масштаб производимых им социальных и образовательных эффектов.
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение условий удовлетворения потребностей населения и рынка труда Московской области в качественном образовании.
Задачи Программы:
1. Создание условий для совершенствования содержания и технологий образования.
2. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг.
3. Обеспечение инновационного характера развития сферы образования, ее включение в национальную инновационную систему.
4. Повышение эффективности управленческого и ресурсного обеспечения развития образования.
5. Обеспечение социальных эффектов образования как факторов роста конкурентоспособности личности, общества, региона.
III. Сроки и этапы реализации настоящей Программы
Реализация Программы планируется на 2006-2010 годы.
IV. Основные мероприятия, предусмотренные Программой
Настоящая Программа предусматривает осуществление мероприятий, представленных в приложении N 1 и в приложении N 2 к Паспорту Программы.
Законом Московской области от 20 июля 2007 г. N 131/2007-ОЗ в раздел V настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
V. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий настоящей Программы обеспечивается за счет средств бюджета Московской области, бюджетов муниципальных образований Московской области, средств бюджета Российской Федерации и других источников.
Объем финансирования указанных мероприятий за счет средств бюджета Московской области может ежегодно уточняться в соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год.
В целом на реализацию настоящей Программы в 2006-2010 годах требуются средства в размере 2 584,75 млн. рублей, в том числе:
Финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Московской области осуществляется в установленном законодательством порядке.
Выделение средств из бюджета Московской области на выполнение конкретного мероприятия, в том числе проекта, осуществляется только при условии подтверждения выделения средств на эти же цели из бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Российской Федерации и (или) других источников.
Объемы финансирования мероприятий настоящей Программы из средств бюджетов муниципальных образований Московской области по каждому муниципальному образованию определяются в договорах, заключаемых на основании результатов соответствующих конкурсов. Софинансирование мероприятий, в том числе проектов, подтверждается гарантийным письмом конкретного муниципального образования.
Решения о финансировании мероприятий и проектов принимаются Министерством образования Московской области по итогам их рассмотрения конкурсными комиссиями.
VI. Исполнители Программы
Исполнители Программы определяются государственным заказчиком в соответствии с законодательством Московской области на условиях конкурса.
VII. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы
В процессе реализации Программы ожидается достижение следующих социально-экономических результатов:
повышение качества образования для жителей Московской области;
обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников учреждений общего и профессионального образования;
снижение вероятности и масштабов безнадзорности, социального сиротства, наркомании и других асоциальных явлений;
создание областной системы оценки качества образования как элемента общероссийской системы оценки качества образования;
улучшение кадрового обеспечения системы образования;
повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов привлеченных в систему образования внебюджетных средств, в том числе за счет оказания платных образовательных услуг;
обновление и повышение эффективности использования материально-технической базы системы образования;
обеспечение участия общественных институтов в управлении образованием;
адаптация системы профессионального образования к потребностям рынка труда;
создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей;
улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За период реализации Программы планируется достижение следующих показателей:
увеличение удельного веса количества муниципальных образований, вовлеченных в решение задач массового образования детей старшего дошкольного возраста, - с 10% до 100% от общего количества муниципальных образований Московской области;
увеличение удельного веса численности детей старшего дошкольного возраста, проходящих предшкольное обучение, - с 6% до 45% от общей численности детей старшего дошкольного возраста;
увеличение удельного веса численности детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования, - с 69% до 74% от общей численности детей дошкольного возраста;
уменьшение количества дней, пропущенных ребенком по болезни в детском дошкольном образовательном учреждении за год в среднем по области, на 1 день;
увеличение удельного веса количества муниципальных образований, вовлеченных в решение задач введения профильного обучения в старшей школе, - с 15% до 100% от общего количества муниципальных образований Московской области;
увеличение удельного веса количества средних (полных) общеобразовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение, - с 25% до 100% от общего количества средних (полных) общеобразовательных учреждений;
увеличение удельного веса численности обучающихся 10-11-х классов, охваченных профильным обучением, - с 25% до 80% от общей численности обучающихся 10-11-х классов;
увеличение удельного веса численности обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений, получающих предпрофильную подготовку, - с 10% до 80% от общей численности обучающихся в 9-х классах общеобразовательных учреждений;
увеличение удельного веса численности выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в учреждения высшего и среднего профессионального образования по результатам Единого государственного экзамена, - с 10% до 80% от общей численности выпускников, прошедших аттестацию в форме Единого государственного экзамена;
увеличение удельного веса количества муниципальных образований, участвующих в Едином государственном экзамене, - с 45% до 100% от общего количества муниципальных образований Московской области;
увеличение удельного веса численности выпускников 11-х классов, прошедших государственную итоговую аттестацию в форме Единого государственного экзамена, - с 10% до 65% от общей численности выпускников 11-х классов;
увеличение удельного веса численности обучающихся 8-11-х классов, обеспеченных учебно-методическим комплектом по предметам областных компонентов государственных стандартов общего образования, - с 5% до 100% от общей численности обучающихся 8-11-х классов;
увеличение удельного веса численности обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах:
- на школьном уровне, - с 50% до 60% от общей численности обучающихся;
- на муниципальном уровне, - с 15% до 22% от общей численности обучающихся;
- на областном уровне, - с 2,8% до 3,1% от общей численности обучающихся;
изменение соотношения численности обучающихся в расчете на один персональный компьютер - с 36 обучающихся общеобразовательных учреждений до 25;
увеличение удельного веса численности выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроенных в течение 1 года по полученной специальности, - с 55% до 70% от общей численности выпускников учреждений начального профессионального образования;
увеличение удельного веса количества учреждений профессионального образования, реализующих программы разного уровня образования, - с 5% до 35% от общего количества учреждений начального профессионального образования;
рост численности незанятого населения Московской области, прошедшего повышение квалификации и переподготовку через учреждения начального профессионального образования, - с 7 тыс. до 11 тыс. человек;
увеличение удельного веса численности детей, охваченных системной внеучебной деятельностью в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования за счет реализации современных программ и форм воспитания и дополнительного образования, - с 60% до 83% от общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
увеличение удельного веса численности обучающихся общеобразовательных учреждений, охваченных услугами учреждений дополнительного образования детей, - с 45% до 50% от общего количества обучающихся в 1-11-х классах;
увеличение удельного веса численности выпускников педагогических вузов и колледжей, прошедших обучение на бюджетной основе, приступивших к работе в образовательных учреждениях Московской области, - с 56% до 72% от общей численности выпускников педагогических вузов, прошедших обучение на бюджетной основе;
увеличение удельного веса численности педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию, - с 12% до 25% от общей численности педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений;
увеличение удельного веса численности педагогического персонала, ежегодно проходящего повышение квалификации и профессиональную переподготовку в общей численности педагогического персонала, занятого в системе образования, - с 11% до 15%;
увеличение удельного веса количества образовательных учреждений, участвующих в инновационных образовательных проектах на областном и федеральном уровнях, - с 25% до 40% от общего количества образовательных учреждений;
увеличение удельного веса численности обучающихся, получивших услуги службы социальной и психолого-педагогической поддержки, - с 12% до 35% от общей численности обучающихся;
увеличение численности детей:
- опекаемых, - с 11 400 до 12 000;
- усыновленных, - до 1 000 в год;
- приемных, - с 185 до 500;
- переданных на патронат, - с 357 до 1 000;
- находящихся в семейных детских домах, на 40%;
увеличение объема платных образовательных услуг населению на 40% за период реализации Программы по сравнению с объемом оказанных платных образовательных услуг в 2005 году;
увеличение удельного веса количества учреждений образования, имеющих доступ к Интернету в:
- общеобразовательных учреждениях, - с 10% до 25% от общего количества общеобразовательных учреждений;
- учреждениях профессионального образования, - с 30% до 80% от общего количества учреждений профессионального образования;
увеличение удельного веса количества общеобразовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении, - с 0% до 20% от общего количества общеобразовательных учреждений.
VIII. Контроль за исполнением Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Московской области, которое организует ее выполнение и координирует взаимодействие исполнителей настоящей Программы.
Государственный заказчик Программы несет ответственность за своевременную реализацию ее мероприятий и определяет исполнителей мероприятий настоящей Программы в соответствии с законодательством.
Получателями финансовых средств на реализацию настоящей Программы являются Министерство образования Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Порядок финансирования мероприятий Программы утверждается Правительством Московской области.
Государственным заказчиком Программы осуществляются предусмотренные настоящей Программой полномочия по организации проведения конкурсов; утверждению положений о соответствующих конкурсах; утверждению конкурсной документации; установлению критериев оценки конкурсных проектов, принципов определения объемов финансовой поддержки победителей конкурсов; утверждению состава конкурсных комиссий и заключению договоров с победителями конкурсов на основании протоколов о результатах конкурсов.
Исполнители научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определяются на основе проведения конкурса, проводимого в соответствии с установленным законодательством порядком. Победители конкурса становятся получателями средств в рамках реализации Программы на текущий финансовый год.
Исполнители мероприятий по закупке оборудования и услуг определяются на основе проведения конкурса, проводимого в соответствии с установленным законодательством порядком.
Исполнители мероприятий осуществляют поставку оборудования и услуг получателям - областным и (или) муниципальным образовательным учреждениям, определяемым на основе экспертизы их проектов по использованию поставляемого оборудования и услуг в рамках реализации направлений Программы.
Экспертиза проектов проводится независимыми экспертами по поручению государственного заказчика и за счет средств государственного заказчика.
Внедрение в практику деятельности образовательной системы Московской области результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и мероприятий настоящей Программы осуществляют администрации областных образовательных учреждений, муниципальные органы управления образованием под непосредственным руководством Министерства образования Московской области в рамках своей компетенции.
Текущий контроль за ходом реализации настоящей Программы, а также целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на выполнение ее мероприятий, осуществляет государственный заказчик Программы, который в установленном законодательством Московской области порядке информирует Правительство Московской области о результатах ее выполнения.
Контроль за исполнением настоящей Программы осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в соответствии с законодательством Московской области.
IX. Состав и сроки предоставления отчетности об исполнении настоящей Программы
Исполнители настоящей Программы представляют государственному заказчику Программы отчеты о выполнении соответствующего мероприятия в течение пяти рабочих дней после его завершения.
Государственный заказчик Программы ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в установленном порядке направляет в Министерство экономики Московской области, Министерство финансов Московской области оперативный отчет о реализации настоящей Программы за отчетный период.
Сводный оперативный отчет должен содержать:
- сведения об общем объеме полученных бюджетных средств и фактически произведенных расходов;
- перечень выполненных мероприятий настоящей Программы;
- анализ причин несвоевременного выполнения мероприятий настоящей Программы.
Государственный заказчик Программы ежегодно до 1 февраля представляет в Министерство экономики Московской области отчет о выполнении настоящей Программы за отчетный год.
После окончания срока реализации Программы государственный заказчик Программы представляет в Министерство экономики Московской области и Министерство финансов Московской области итоговый отчет о ее реализации не позднее 1 февраля года, следующего за последним годом реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.