Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Московской области от 27 сентября 2006 г. N 161/2006-ОЗ в настоящую Программу внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Приложение
к Закону Московской области
"Об областной целевой программе
"Молодое поколение Подмосковья
на 2006-2008 годы"
Областная целевая программа
"Молодое поколение Подмосковья на 2006-2008 годы"
(Москва, 2006 г.)
27 сентября 2006 г.
Законом Московской области от 27 сентября 2006 г. N 161/2006-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Паспорт областной целевой программы
"Молодое поколение Подмосковья на 2006-2008 годы"
Наименование Областная целевая программа "Молодое поколение
Программы Подмосковья на 2006-2008 годы" (далее - Программа)
Основание Закон Московской области N 155/2003-ОЗ "О
для разработки государственной молодежной политике в Московской
Программы области", Закон Московской области N 11/96-ОЗ "О
Концепции, прогнозах и государственных программах
социально-экономического развития Московской
области", постановление Правительства Московской
области от 31.12.2002 N 638/50 "О разработке
проектов областных целевых программ и программ
Правительства Московской области"
Государственный Комитет по делам молодежи Московской области
заказчик
Программы
Разработчик Комитет по делам молодежи Московской области
Программы
Исполнители Исполнители настоящей Программы определяются
Программы государственным заказчиком в соответствии с
законодательством Российской Федерации и
законодательством Московской области
Цель и задачи 1. Цель Программы - создание условий для
Программы гражданского становления, социальной адаптации и
интеграции молодежи Московской области в
экономическую, культурную и политическую жизнь
современной России
2. Задачи Программы:
- содействие развитию гражданственности,
социальной зрелости молодежи;
- решение проблем социальной адаптации молодежи;
- поддержка социально значимых инициатив молодых
граждан
Срок реализации 2006-2008 годы
Программы
Объем Общий объем финансирования настоящей Программы
и источники составляет:
финансирования средства бюджета Московской области по Программе
Программы составят 186948 тыс. рублей, из них:
2006 г. - 51500 тыс. рублей;
2007 г. - 61640 тыс. рублей;
2008 г. - 73808 тыс. рублей.
Ежегодный объем финансирования Программы,
осуществляемый за счет средств бюджета Московской
области, определяется с учетом уровня инфляции и
подлежит уточнению в соответствии с законом
Московской области о бюджете Московской области на
соответствующий финансовый год.
Ожидаемые Повышение уровня социального, культурного,
результаты духовного и физического воспитания и развития
от реализации молодежи.
Программы Увеличение числа молодежи, активно участвующей в
социально-экономической, политической и культурной
жизни общества.
Снижение уровня безнадзорности среди детей и
подростков.
Снижение смертности среди молодежи, в том числе
путем первичной профилактики наркомании,
токсикомании и алкоголизма.
Снижение уровня безработицы путем обеспечения
развития трудового опыта, поддержки деловой
активности и инициативы молодежи.
Снижение социальной напряженности в молодежной
среде, уровня криминализации и правонарушений и
иных асоциальных явлений в молодежной среде.
Контроль Контроль за реализацией Программы осуществляется
за реализацией Правительством Московской области и Московской
Программы областной Думой в соответствии с их полномочиями,
установленными законодательством Московской
области.
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Областная целевая программа "Молодое поколение Подмосковья на 2006-2008 годы" является продолжением областной целевой программы "Молодежь Подмосковья" на 2001-2005 годы", утвержденной Законом Московской области N 95/2001-ОЗ, и ориентирована на межотраслевой подход к решению всего комплекса проблем молодых граждан Подмосковья.
Программа реализует требования Закона Московской области N 155/2003-ОЗ "О государственной молодежной политике в Московской области" и разработана на основе нормативных правовых актов в сфере государственной молодежной политики.
Разработка Программы обусловлена необходимостью формирования условий для поддержки, самореализации и гражданского становления 1470 тыс. молодых жителей Подмосковья.
Программа носит комплексный характер и обеспечивает последовательность в реализации системы мер по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных общественных объединений в целях повышения социального благополучия молодежи.
Государственная молодежная политика в Московской области осуществляется в отношении молодых жителей в возрасте от 14 до 30 лет, количество которых, по данным Всероссийского статистического исследования, по состоянию на 01.01.2002 года составляло 1569,8 тысяч человек.
Программа призвана определить меры в соответствии с приоритетами государственной молодежной политики, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития Московской области.
Выбор направлений государственной молодежной политики основан на результатах анализа реализации областных целевых программ "Молодежь Подмосковья" на 2001-2005 годы" и "Патриотическое воспитание граждан Московской области на 2002-2005 годы", аналогичных программ в муниципальных образованиях Московской области, потребностей, интересов и запросов молодых жителей Подмосковья.
Весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.
Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10-25-летним жителям страны повышенные требования. Молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения), по прогнозу Росстата, возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 годом на 20% и составит 709 человек.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 лет - 45%. Только 2,7% молодых людей более или менее постоянно принимают участие в деятельности общественных организаций.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этой роли. Согласно опросу, 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.
По данным ГУВД Московской области и ГУРБ Московской области, на территории Московской области действуют различные экстремистские группировки. Среди них, в частности, "Общество сатаны". Численность его адептов составляет несколько сотен человек.
Продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения. Уже сейчас, согласно последнему Всероссийскому опросу, 34% опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% - с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и лишь 10% - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна. Это может привести к потере преемственности в кадровом обеспечении, сделать невозможным реформирование и привести к системному кризису в социальной сфере. Кроме того, нарастают противоречия между объективно "пожилой" по кадровому составу социальной сферой и относительно "молодой" сферой бизнеса. Такая ситуация не способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу.
Начиная с 90-х годов прошлого века, до трех миллионов увеличилось число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, что привело к реальному росту внебрачных детей, увеличению количества неполных семей. Эти тенденции сохранились и сегодня.
По данным Главного управления ЗАГС Московской области, в 2004 году расторгли брак в возрасте 18-24 лет 6112 молодых людей (всего расторгли брак в возрасте 18-39 лет 32323 молодых людей).
Жизнь молодого человека в предполагаемых условиях не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования - к профессиональному, от учебы - к работе, от жизни в родительском доме - к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.
Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.
В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 лет (6,4%). Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллионов молодых людей в год.
За 10 лет в России количество детей-сирот увеличилось вдвое и составило 734 тыс. человек. 93% из них - это социальные сироты, сироты при живых родителях.
Криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. Доля правонарушителей в возрасте 14-29 лет (54,7%) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения. Для сравнения: доля правонарушителей в возрасте 30-49 лет (36,8%) превышает долю своей возрастной группы в составе населения только в 1,2 раза.
По данным Главного управления внутренних дел Московской области, по состоянию на 01.01.2005 в сравнении с аналогичным периодом 2004 года на 57,8% увеличилось количество убийств, совершенных подростками в возрасте 14-18 лет и на 20,3% - молодыми людьми в возрасте 19-30 лет.
В общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте - 80%.
Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым путем) наблюдаются среди мужчин и женщин в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП характеризуется как эпидемия.
По данным Министерства здравоохранения Московской области, за последние 3 года отмечается рост количества несовершеннолетних, состоящих на профилактическом и диспансерном учетах по поводу употребления психоактивных веществ (ПАВ): в 2003 году наблюдалось 5165 детей и подростков, в 2004 году - 5186 человек, в первом полугодии 2005 года - 3840 человек.
По данным диспансеризации, проведенной в Московской области в 2004 году, 40% учащихся подростков отнесены к I группе здоровья (здоровые дети), 41% - ко II группе здоровья (дети с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями в стадии длительной стойкой ремиссии), 19% - к III группе здоровья (дети с хронической патологией и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации).
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области, только в 2004 году в возрасте 15-29 лет умерло 3864 молодых людей, из них 2644 (68,43%) - от несчастных случаев, отравлений и травм. Среди них 288 (7,45%) погибли в результате самоубийств, 352 (9,11%) - убийств, 180 (4,66%) умерли от случайного отравления алкоголем.
Проведенный анализ, а также обстоятельства будущей жизни молодежи в ближайшие десятилетия выдвигают требования выработки нового подхода к реализации молодежной политики и решения проблем молодежи Московской области программно-целевым методом.
2. Государственный заказчик и исполнители Программы
Государственным заказчиком, разработчиком и исполнителем Программы является Комитет по делам молодежи Московской области.
В реализации мероприятий Программы в установленном порядке участвуют муниципальные образования Московской области, общественные объединения и иные организации, привлекаемые к реализации мероприятий Программы на конкурсной основе.
3. Цель и задачи Программы
3.1. Цель Программы - создание условий для гражданского становления, социальной адаптации и интеграции молодежи Московской области в экономическую, культурную и политическую жизнь современной России.
Идеология Программы базируется на следующих принципах:
- социальное инвестирование;
- инновационное развитие;
- инициатива и самореализация.
Учитывая специфику переходного положения молодежи в структуре общества (от детства к полноценной взрослой жизни), содержание Программы в соответствии с указанными выше принципами ее реализации определяется необходимостью обеспечения:
- стратегической преемственности поколений, сохранения и развития национальной культуры, воспитания у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитания патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к адаптации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительно относящихся к языкам, традициям и культуре других народов, толерантных к духовному мнению, умеющих искать и находить содержательные компромиссы;
- формирования культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;
- разностороннего развития молодежи, ее творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умения отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;
- формирования у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений;
- развития у молодежи положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами и навыками эффективного поведения в сфере труда и профессионального обучения;
- освоения молодежью разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развития культуры социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.
3.2. Задачи и основные направления Программы:
3.2.1. Содействие развитию гражданственности, социальной зрелости молодежи:
* патриотическое и гражданское воспитание молодежи;
* формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи;
* развитие патриотических традиций среди граждан Московской области.
3.2.2. Решение проблем социальной адаптации молодежи:
* содействие трудовому воспитанию;
* пропаганда здорового образа жизни, первичная профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании и вредных привычек в молодежной среде;
* поддержка становления и укрепления молодых семей.
3.2.3. Поддержка социально значимых инициатив молодых граждан:
* поддержка деятельности молодежных общественных объединений;
* поддержка творчества различных категорий молодежи;
* содействие общественным институтам молодежной политики;
* содействие международному, межнациональному молодежному сотрудничеству.
Законом Московской области от 27 сентября 2006 г. N 161/2006-ОЗ в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
4. Ресурсное обеспечение П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.