Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Московской области от 27 сентября 2006 г. N 161/2006-ОЗ в настоящую Программу внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Приложение
к Закону Московской области
"Об областной целевой программе
"Молодое поколение Подмосковья
на 2006-2008 годы"
Областная целевая программа
"Молодое поколение Подмосковья на 2006-2008 годы"
(Москва, 2006 г.)
27 сентября 2006 г.
Законом Московской области от 27 сентября 2006 г. N 161/2006-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Паспорт областной целевой программы
"Молодое поколение Подмосковья на 2006-2008 годы"
Наименование Областная целевая программа "Молодое поколение
Программы Подмосковья на 2006-2008 годы" (далее - Программа)
Основание Закон Московской области N 155/2003-ОЗ "О
для разработки государственной молодежной политике в Московской
Программы области", Закон Московской области N 11/96-ОЗ "О
Концепции, прогнозах и государственных программах
социально-экономического развития Московской
области", постановление Правительства Московской
области от 31.12.2002 N 638/50 "О разработке
проектов областных целевых программ и программ
Правительства Московской области"
Государственный Комитет по делам молодежи Московской области
заказчик
Программы
Разработчик Комитет по делам молодежи Московской области
Программы
Исполнители Исполнители настоящей Программы определяются
Программы государственным заказчиком в соответствии с
законодательством Российской Федерации и
законодательством Московской области
Цель и задачи 1. Цель Программы - создание условий для
Программы гражданского становления, социальной адаптации и
интеграции молодежи Московской области в
экономическую, культурную и политическую жизнь
современной России
2. Задачи Программы:
- содействие развитию гражданственности,
социальной зрелости молодежи;
- решение проблем социальной адаптации молодежи;
- поддержка социально значимых инициатив молодых
граждан
Срок реализации 2006-2008 годы
Программы
Объем Общий объем финансирования настоящей Программы
и источники составляет:
финансирования средства бюджета Московской области по Программе
Программы составят 186948 тыс. рублей, из них:
2006 г. - 51500 тыс. рублей;
2007 г. - 61640 тыс. рублей;
2008 г. - 73808 тыс. рублей.
Ежегодный объем финансирования Программы,
осуществляемый за счет средств бюджета Московской
области, определяется с учетом уровня инфляции и
подлежит уточнению в соответствии с законом
Московской области о бюджете Московской области на
соответствующий финансовый год.
Ожидаемые Повышение уровня социального, культурного,
результаты духовного и физического воспитания и развития
от реализации молодежи.
Программы Увеличение числа молодежи, активно участвующей в
социально-экономической, политической и культурной
жизни общества.
Снижение уровня безнадзорности среди детей и
подростков.
Снижение смертности среди молодежи, в том числе
путем первичной профилактики наркомании,
токсикомании и алкоголизма.
Снижение уровня безработицы путем обеспечения
развития трудового опыта, поддержки деловой
активности и инициативы молодежи.
Снижение социальной напряженности в молодежной
среде, уровня криминализации и правонарушений и
иных асоциальных явлений в молодежной среде.
Контроль Контроль за реализацией Программы осуществляется
за реализацией Правительством Московской области и Московской
Программы областной Думой в соответствии с их полномочиями,
установленными законодательством Московской
области.
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Областная целевая программа "Молодое поколение Подмосковья на 2006-2008 годы" является продолжением областной целевой программы "Молодежь Подмосковья" на 2001-2005 годы", утвержденной Законом Московской области N 95/2001-ОЗ, и ориентирована на межотраслевой подход к решению всего комплекса проблем молодых граждан Подмосковья.
Программа реализует требования Закона Московской области N 155/2003-ОЗ "О государственной молодежной политике в Московской области" и разработана на основе нормативных правовых актов в сфере государственной молодежной политики.
Разработка Программы обусловлена необходимостью формирования условий для поддержки, самореализации и гражданского становления 1470 тыс. молодых жителей Подмосковья.
Программа носит комплексный характер и обеспечивает последовательность в реализации системы мер по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных общественных объединений в целях повышения социального благополучия молодежи.
Государственная молодежная политика в Московской области осуществляется в отношении молодых жителей в возрасте от 14 до 30 лет, количество которых, по данным Всероссийского статистического исследования, по состоянию на 01.01.2002 года составляло 1569,8 тысяч человек.
Программа призвана определить меры в соответствии с приоритетами государственной молодежной политики, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития Московской области.
Выбор направлений государственной молодежной политики основан на результатах анализа реализации областных целевых программ "Молодежь Подмосковья" на 2001-2005 годы" и "Патриотическое воспитание граждан Московской области на 2002-2005 годы", аналогичных программ в муниципальных образованиях Московской области, потребностей, интересов и запросов молодых жителей Подмосковья.
Весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.
Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10-25-летним жителям страны повышенные требования. Молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения), по прогнозу Росстата, возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 годом на 20% и составит 709 человек.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 лет - 45%. Только 2,7% молодых людей более или менее постоянно принимают участие в деятельности общественных организаций.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этой роли. Согласно опросу, 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.
По данным ГУВД Московской области и ГУРБ Московской области, на территории Московской области действуют различные экстремистские группировки. Среди них, в частности, "Общество сатаны". Численность его адептов составляет несколько сотен человек.
Продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения. Уже сейчас, согласно последнему Всероссийскому опросу, 34% опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% - с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и лишь 10% - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна. Это может привести к потере преемственности в кадровом обеспечении, сделать невозможным реформирование и привести к системному кризису в социальной сфере. Кроме того, нарастают противоречия между объективно "пожилой" по кадровому составу социальной сферой и относительно "молодой" сферой бизнеса. Такая ситуация не способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу.
Начиная с 90-х годов прошлого века, до трех миллионов увеличилось число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, что привело к реальному росту внебрачных детей, увеличению количества неполных семей. Эти тенденции сохранились и сегодня.
По данным Главного управления ЗАГС Московской области, в 2004 году расторгли брак в возрасте 18-24 лет 6112 молодых людей (всего расторгли брак в возрасте 18-39 лет 32323 молодых людей).
Жизнь молодого человека в предполагаемых условиях не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования - к профессиональному, от учебы - к работе, от жизни в родительском доме - к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.
Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.
В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 лет (6,4%). Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллионов молодых людей в год.
За 10 лет в России количество детей-сирот увеличилось вдвое и составило 734 тыс. человек. 93% из них - это социальные сироты, сироты при живых родителях.
Криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. Доля правонарушителей в возрасте 14-29 лет (54,7%) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения. Для сравнения: доля правонарушителей в возрасте 30-49 лет (36,8%) превышает долю своей возрастной группы в составе населения только в 1,2 раза.
По данным Главного управления внутренних дел Московской области, по состоянию на 01.01.2005 в сравнении с аналогичным периодом 2004 года на 57,8% увеличилось количество убийств, совершенных подростками в возрасте 14-18 лет и на 20,3% - молодыми людьми в возрасте 19-30 лет.
В общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте - 80%.
Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым путем) наблюдаются среди мужчин и женщин в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП характеризуется как эпидемия.
По данным Министерства здравоохранения Московской области, за последние 3 года отмечается рост количества несовершеннолетних, состоящих на профилактическом и диспансерном учетах по поводу употребления психоактивных веществ (ПАВ): в 2003 году наблюдалось 5165 детей и подростков, в 2004 году - 5186 человек, в первом полугодии 2005 года - 3840 человек.
По данным диспансеризации, проведенной в Московской области в 2004 году, 40% учащихся подростков отнесены к I группе здоровья (здоровые дети), 41% - ко II группе здоровья (дети с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями в стадии длительной стойкой ремиссии), 19% - к III группе здоровья (дети с хронической патологией и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации).
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области, только в 2004 году в возрасте 15-29 лет умерло 3864 молодых людей, из них 2644 (68,43%) - от несчастных случаев, отравлений и травм. Среди них 288 (7,45%) погибли в результате самоубийств, 352 (9,11%) - убийств, 180 (4,66%) умерли от случайного отравления алкоголем.
Проведенный анализ, а также обстоятельства будущей жизни молодежи в ближайшие десятилетия выдвигают требования выработки нового подхода к реализации молодежной политики и решения проблем молодежи Московской области программно-целевым методом.
2. Государственный заказчик и исполнители Программы
Государственным заказчиком, разработчиком и исполнителем Программы является Комитет по делам молодежи Московской области.
В реализации мероприятий Программы в установленном порядке участвуют муниципальные образования Московской области, общественные объединения и иные организации, привлекаемые к реализации мероприятий Программы на конкурсной основе.
3. Цель и задачи Программы
3.1. Цель Программы - создание условий для гражданского становления, социальной адаптации и интеграции молодежи Московской области в экономическую, культурную и политическую жизнь современной России.
Идеология Программы базируется на следующих принципах:
- социальное инвестирование;
- инновационное развитие;
- инициатива и самореализация.
Учитывая специфику переходного положения молодежи в структуре общества (от детства к полноценной взрослой жизни), содержание Программы в соответствии с указанными выше принципами ее реализации определяется необходимостью обеспечения:
- стратегической преемственности поколений, сохранения и развития национальной культуры, воспитания у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитания патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к адаптации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительно относящихся к языкам, традициям и культуре других народов, толерантных к духовному мнению, умеющих искать и находить содержательные компромиссы;
- формирования культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;
- разностороннего развития молодежи, ее творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умения отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;
- формирования у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений;
- развития у молодежи положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами и навыками эффективного поведения в сфере труда и профессионального обучения;
- освоения молодежью разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развития культуры социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.
3.2. Задачи и основные направления Программы:
3.2.1. Содействие развитию гражданственности, социальной зрелости молодежи:
* патриотическое и гражданское воспитание молодежи;
* формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи;
* развитие патриотических традиций среди граждан Московской области.
3.2.2. Решение проблем социальной адаптации молодежи:
* содействие трудовому воспитанию;
* пропаганда здорового образа жизни, первичная профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании и вредных привычек в молодежной среде;
* поддержка становления и укрепления молодых семей.
3.2.3. Поддержка социально значимых инициатив молодых граждан:
* поддержка деятельности молодежных общественных объединений;
* поддержка творчества различных категорий молодежи;
* содействие общественным институтам молодежной политики;
* содействие международному, межнациональному молодежному сотрудничеству.
Законом Московской области от 27 сентября 2006 г. N 161/2006-ОЗ в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
4. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансового обеспечения Программы являются средства бюджета Московской области. Для реализации мероприятий Программы в установленном порядке могут дополнительно привлекаться средства из иных, кроме бюджета Московской области, источников.
Общий объем финансирования настоящей Программы составляет 186948 тыс. рублей, в том числе по годам:
2006 г. - 51500 тыс. рублей;
2007 г. - 61640 тыс. рублей;
2008 г. - 73808 тыс. рублей.
Финансирование Программы за счет средств бюджета Московской области осуществляется в соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год.
Ежегодный объем финансирования Программы, осуществляемый за счет средств бюджета Московской области, подлежит уточнению в соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год.
5. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Московской области.
6. Ожидаемые социально-экономические результаты
от реализации Программы
В результате выполнения Программы предполагается:
- осуществлять систематическое и планомерное социальное, культурное, духовное и физическое воспитание, образование и развитие молодежи;
- включать молодежь в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь области;
- увеличивать число воспитанников военно-патриотических клубов и объединений на 7% ежегодно;
- осуществить издание информационной, методической литературы в области гражданского и патриотического воспитания молодежи в количестве 8 единиц тиражом до 16 тысяч;
- содействовать реализации за отчетный период не менее 60 муниципальных программ в сфере молодежной политики, не менее 20 самостоятельных программ по патриотическому воспитанию граждан;
- увеличивать число участников оздоровительно-спортивных мероприятий не менее чем на 20%, в том числе количество участников военно-спортивной игры "Защитник Отечества" - до 5 тысяч человек, выявлять одаренную молодежь, широко привлекать ее к занятиям в творческих коллективах и объединениях;
- формировать в летний период до 50 областных и межрайонных оборонно-спортивных оздоровительных лагерей ежегодно;
- снижение уровня безработицы путем обеспечения вторичной и сезонной занятости молодежи, в том числе путем увеличения количества молодежи, прошедшей профессиональную ориентацию, числа подростков и молодежи, трудоустроенных в период летних каникул, формирования студенческих отрядов;
- формирование стойкого противодействия наркотикам в среде молодежи и несовершеннолетних, в том числе путем увеличения численности добровольцев (волонтеров) по пропаганде здорового образа жизни из числа подростков и молодежи;
- осуществить снижение уровня асоциальных явлений в молодежной среде не менее чем на 4%;
- создание условий для развития сети учреждений органов по делам молодежи по месту жительства;
- увеличить количество услуг для молодежи, оказанных учреждениями органов по делам молодежи;
- реализовать ежегодно не менее 30 проектов и программ по социоклубному взаимодействию;
- продолжить формирование в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования студенческих советов;
- воспитать в подрастающем поколении устойчивую потребность к освоению национальной и общечеловеческой культуры, формированию эстетических ценностей и желание участвовать в культурной жизни общества;
- увеличить число участников досуговых и творческих областных мероприятий до 12 тыс. человек, а число зрителей - до 100 тыс. человек;
- направлять для участия в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах молодежные творческие делегации;
- увеличить число социальных услуг, предоставляемых детям и молодежи в рамках реализации программ молодежных общественных объединений;
- использовать инновационный потенциал молодежи в интересах государственного и общественного развития.
7. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий формируется исходя из целей и задач государственной молодежной политики в Московской области.
Комплекс программных мероприятий на 2006-2008 годы уточняется ежегодно с учетом объема имеющихся бюджетных средств.
Программа создает условия для осуществления следующих основных направлений государственной молодежной политики на территории Московской области:
- содействие развитию гражданственности, социальной зрелости молодежи;
- решение проблем социальной адаптации молодежи;
- поддержка социально значимых инициатив молодых граждан.
Мероприятия по каждому направлению Программы представлены в приложении.
Законом Московской области от 27 сентября 2006 г. N 161/2006-ОЗ в раздел 8 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
8. Механизм реализации Программы, контроль и отчетность
Государственным заказчиком Программы является Комитет по делам молодежи Московской области, который организует ее выполнение. Государственный заказчик Программы с учетом фактически выделенных лимитов финансирования мероприятий настоящей Программы из средств бюджета Московской области на соответствующий финансовый год определяет последовательность финансирования указанных мероприятий, несет ответственность за своевременную реализацию ее мероприятий, определяет исполнителей мероприятий настоящей Программы в соответствии с законодательством.
Полномочия по организации проведения конкурсов, утверждению положений о конкурсах, утверждению конкурсной документации, установлению критериев оценки конкурсных проектов, принципов определения объемов финансовой поддержки победителей конкурсов, утверждению конкурсных комиссий и заключению договоров с победителями конкурсов на основании протоколов о результатах конкурсов осуществляются государственным заказчиком Программы. Положение о Московском областном ежегодном конкурсе "Семь+Я" утверждается Губернатором Московской области.
Комитет по делам молодежи Московской области является получателем финансовых средств, предусмотренных на реализацию настоящей Программы.
Государственный заказчик Программы ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в установленном порядке направляет в Министерство экономики Московской области, Министерство финансов Московской области и Главное контрольно-ревизионное управление Московской области сводный оперативный отчет о реализации настоящей Программы за отчетный период.
Сводный оперативный отчет должен содержать:
* сведения об общем объеме полученных средств и фактически произведенных расходов - всего и, в том числе, по источникам финансирования;
* перечень выполненных мероприятий настоящей Программы;
* анализ причин несвоевременного выполнения мероприятий настоящей Программы;
* предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и иных дополнительных способах достижения программных целей.
Государственный заказчик Программы ежегодно до 1 февраля представляет в Министерство экономики Московской области отчет о выполнении настоящей Программы за отчетный год.
После окончания срока реализации настоящей Программы государственный заказчик Программы представляет в Министерство экономики Московской области и Министерство финансов Московской области итоговый отчет о ее реализации не позднее 1 февраля года, следующего за последним годом реализации Программы.
Итоговый отчет о реализации Программы в целом представляется Губернатором Московской области в Московскую областную Думу на утверждение не позднее 1 марта года, следующего за последним годом ее реализации, и должен содержать данные о финансировании Программы в целом и по отдельным мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования и годам реализации, процент реализации Программы, оценку результатов реализации Программы, уровень достижения программных целей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.