В связи с поступающими обращениями, касающимися применения Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее - Закон), сообщаем.
Для уточнения сведений государственного земельного кадастра в случае противоречивости, недостаточности или отсутствия сведений, позволяющих однозначно определить земельный участок (положение его границ на местности) в качестве имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные ими лица могут выполнять работы по межеванию, что вытекает из Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".
При контроле за соблюдением технических условий и требований проведения межевания земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в отношении которых Законом предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности граждан, необходимо учитывать следующее:
1. В соответствии с пунктом 7 статьи 36 "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения" Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. На основании проекта границ земельного участка за счет заинтересованных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Аналогичные положения содержатся в Законе Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (в редакции Закона Московской области N 106/2006-ОЗ) (пункт 6 части 4 статьи 7) и в постановлении Правительства Московской области от 16.07.2004 N 414/28 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения", согласно которому в состав названного Перечня входит решение органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об утверждении проекта границ земельного участка с приложением проекта границ земельного участка.
Таким образом, при межевании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, занятых зданиями, строениями, сооружениями, в целях оформления правообладателями перечисленных объектов прав на землю, в составе землеустроительной документации должны быть проекты границ земельных участков, утвержденные органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
2. В иных случаях - при межевании земельных участков, находящихся в собственности граждан (в т.ч. если содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка не превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами для земель различного целевого назначения и разрешенного использования), - утверждение органами местного самоуправления проекта границ земельных участков не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Исходя из этого, Законом Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" регламентировано, если правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на земельные участки были выданы без установления и закрепления границ земельных участков на местности, органы местного самоуправления по обращению правообладателей (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) принимают решения об утверждении проектов границ земельных участков (часть 2 статьи 8). Указанные решения принимаются органами местного самоуправления только в заявительном порядке (при обращении об этом заинтересованного лица) и не являются обязательным условием межевания земельных участков, в отношении которых Законом предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности граждан.
3. В соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения (далее - Проект) и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения (пункт 2 статьи 32).
В то же время наличие утвержденного Проекта либо внесение изменений в Проект в случае, если площадь земельного участка, уточненная при межевании, не соответствует площади земельного участка, указанной в Проекте, не является обязательным условием межевания земель и внесения уточненных сведений о границах и площади земельного участка в государственный земельный кадастр.
Указанное следует из состава документов землеустроительного дела по межеванию земельных участков (пункт 18 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003), а также документов, представляемых для выполнения учетных кадастровых записей о возникновении новых земельных участков или об изменении отдельных характеристик существующих земельных участков (статья 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
Руководитель
Управления Роснедвижимости
по Московской области |
В.Д. Гужев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области от 18 октября 2006 г. N 8995-13 "О некоторых вопросах, касающихся применения Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества"
Текст письма официально опубликован не был
Приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области от 28 февраля 2008 г. N 35 настоящее письмо признано утратившим силу со дня вступления в силу названного приказа
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области от 22 декабря 2006 г. N 11984-13