Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Московской области
от 19 мая 2004 г. N 67/2004-ОЗ
Областная целевая программа
развития и поддержки малого предпринимательства
в Московской области на 2004-2007 годы
21 мая 2005 г., 28 сентября, 15 декабря 2006 г.
Законом Московской области от 15 декабря 2006 г. N 224/2006-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Паспорт
областной целевой программы
развития и поддержки малого предпринимательства
в Московской области на 2004-2007 годы
Наименование Областная целевая программа развития
Программы и поддержки малого предпринимательства
в Московской области на 2004-2007 годы
(далее - Программа)
Основания Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ
для разработки "О государственной поддержке малого
Программы предпринимательства в Российской Федерации"
(с изменениями, внесенными Федеральным
законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ);
Закон Московской области N 16/96-ОЗ "О
поддержке малого предпринимательства в
Московской области" (с изменениями,
внесенными Законами Московской области
14/97-ОЗ и N 147/2003-ОЗ);
Закон Московской области N 11/96-ОЗ
"О Концепции, прогнозах и государственных
программах социально-экономического
развития Московской области" (в редакции
Закона Московской области N 47/99-ОЗ,
с изменениями и дополнениями, внесенными
Законом Московской области N 81/2001-ОЗ,
N 4/2002-ОЗ);
постановление Правительства Московской
области от 26.03.2001 N 87/6 "О Порядке
разработки областных целевых программ и
контроля за их реализацией";
постановление Правительства Московской
области от 31.12.2002 N 638/50 "О
разработке проектов областных целевых
программ и программ Правительства
Московской области" (с изменениями и
дополнениями, внесенными постановлениями
Правительства Московской области
от 04.03.2003 N 108/6, от 22.05.2003
N 305/18, от 01.07.2003 N 383/23,
от 11.07.2003 N 411/25, от 16.03.2004
N 138/10, от 05.04.2004 N 177/12,
от 13.05.2004 N 271/16)
Государственный Комитет по развитию предпринимательства
заказчик Московской области (далее -
Программы Мособлкомпредпринимательство)
Разработчик Мособлкомпредпринимательство
Программы
Исполнители Мособлкомпредпринимательство - в части
Программы осуществления организационных мероприятий;
Министерство промышленности и науки
Московской области;
Министерство жилищно-коммунального
хозяйства Московской области;
Министерство имущественных отношений
Московской области;
Министерство по делам печати и информации
Московской области;
Министерство сельского хозяйства
и продовольствия Московской области;
Министерство строительного комплекса
Московской области;
Министерство образования Московской
области;
Министерство финансов Московской области;
Министерство экологии и природопользования
Московской области;
Комитет по делам молодежи Московской
области;
Комитет по физической культуре и спорту
Московской области;
Министерство социальной защиты населения
Московской области;
Главное управление по труду и социальным
вопросам Московской области;
местные администрации муниципальных
образований Московской области (далее -
администрации муниципальных образований
Московской области) (по согласованию);
Территориальный орган Федеральной службы
государственной статистики по Московской
области (далее - Мособлстат) (по
согласованию);
Управление Федеральной налоговой службы
Российской Федерации по Московской области
(далее - УФНС России по Московской области)
(по согласованию);
Департамент Федеральной государственной
службы занятости населения по Московской
области (далее - Департамент ФГСЗН по
Московской области) (по согласованию).
Иные исполнители настоящей Программы
определяются государственным заказчиком
Программы в соответствии с
законодательством Российской Федерации и
законодательством Московской области
Цель Содействие развитию малого
Программы предпринимательства в Московской области
путем координации действий центральных
исполнительных органов государственной
власти Московской области и органов
местного самоуправления муниципальных
образований Московской области
Основные Информационное и научно-методическое
направления обеспечение малого предпринимательства;
Программы развитие инфраструктуры малого
предпринимательства;
финансовая и имущественная поддержка
субъектов малого предпринимательства;
кадровое обеспечение малого
предпринимательства
Сроки реализации 2004-2007 годы
Программы
Объем и источники Общий объем средств, направляемых на
финансирования реализацию мероприятий настоящей Программы
Программы в 2004-2007 годах составляет 307,700 млн.
рублей,
в том числе:
2004 год - 40,887 млн. рублей;
2005 год - 69,813 млн. рублей;
2006 год - 68,400 млн. рублей;
2007 год - 128,600 млн. рублей;
из них по источникам:
средства бюджета Московской области (далее
- областной бюджет) составляют 198,400 млн.
рублей,
в том числе:
2004 год - 20,287 млн. рублей;
2005 год - 45,713 млн. рублей;
2006 год - 39,000 млн. рублей;
2007 год - 93,400 млн. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований
Московской области составляют 22,700 млн.
рублей,
в том числе:
2004 год - 2,600 млн. рублей;
2005 год - 5,800 млн. рублей;
2006 год - 6,400 млн. рублей;
2007 год - 7,900 млн. рублей;
внебюджетные средства составляют 86,600
млн. рублей,
в том числе:
2004 год - 18,000 млн. рублей;
2005 год - 18,300 млн. рублей;
2006 год - 23,000 млн. рублей;
2007 год - 27,300 млн. рублей.
Ожидаемые Увеличение стоимости основных фондов
социально-экономические малых предприятий на 8-10 процентов в год;
результаты увеличение численности работающих в малом
от реализации предпринимательстве на 7-10 тыс. человек в
Программы год, в том числе за счет вовлечения
безработных граждан;
увеличение темпов роста объема продукции
(товаров и услуг), производимой субъектами
малого предпринимательства, до 20-22
процентов в год;
рост среднемесячной заработной платы на
малых предприятиях на 35-38 процентов
ежегодно;
увеличение доходов областного бюджета и
бюджетов муниципальных образований
Московской области за счет поступлений от
малого предпринимательства на 13-15
процентов в год;
создание 50-60 объектов инфраструктуры
малого предпринимательства
Управление Контроль за исполнением настоящей
Программой Программы осуществляется Правительством
и контроль Московской области и Московской областной
за ее реализацией Думой в соответствии с их полномочиями,
установленными законодательством. Сбор
отчетности о выполнении мероприятий
настоящей Программы и ее анализ
осуществляются государственным заказчиком
Программы в порядке и сроки, установленные
законодательством Московской области.
Состав отчетности о ходе реализации
Программы определяется настоящей
Программой. Отчет об исполнении настоящей
Программы за истекший финансовый год
ежегодно в установленные законодательством
Московской области порядке и сроки
рассматривается Правительством Московской
области и представляется Губернатором
Московской области в Московскую областную
Думу. Итоговый отчет о реализации настоящей
Программы в целом рассматривается
Правительством Московской области
и представляется Губернатором Московской
области на утверждение в Московскую
областную Думу не позднее 1 марта года,
следующего за последним годом реализации
Программы
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Малое предпринимательство заняло прочное место в структуре экономики Московской области и играет существенную роль в социальной жизни ее населения. Количество малых предприятий составляет свыше 46 тысяч с общей численностью работающих более 291 тыс. человек.
Количество зарегистрированных в Московской области предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), превысило 179 тысяч. В целом, с учетом индивидуальных предпринимателей, в сфере малого предпринимательства трудится более 470 тыс. человек, что составляет 23,6 процента от общего числа занятых в Московской области.
На тысячу жителей Московской области приходится более 7 малых предприятий. Малые предприятия сконцентрированы, в основном, в пяти отраслях экономики Московской области. От общего количества малых предприятий они составляют: в торговле и общественном питании - 46 процентов, промышленности - 18 процентов, строительстве - 12 процентов, науке и научном обслуживании - 4 процента, на транспорте - 3 процента.
В 2002 году в Московской области объем производства товаров и оказания услуг по всем видам деятельности (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов) составил по малым предприятиям 77 млрд. рублей, а с учетом объемов производства индивидуальными предпринимателями - около 90 млрд. рублей. Доля вклада указанных структур в общем объеме произведенной продукции (услуг) Московской области составляет 22,2 процента. Наибольший объем произведенной продукции (услуг) достигнут в промышленности (31 процент от общего объема произведенной продукции и оказанных услуг малыми предприятиями), строительном комплексе (23,7 процента), торговле и общественном питании (18,7 процента), науке и научном обслуживании (4,7 процента), на транспорте (4 процента).
Поступление денежных средств от малого предпринимательства в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований Московской области составило в 2002 году более 12,1 млрд. рублей или 25,5 процента от объема всех налоговых поступлений, в том числе в областной бюджет - около 5,3 млрд. рублей или 22,1 процента, в бюджеты муниципальных образований - около 6,9 млрд. рублей или 28 процентов.
За время реализации областной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2001-2002 годы объем произведенной малыми предприятиями продукции и оказанных ими услуг по всем видам деятельности (без налога на добавленную стоимость и акцизов) увеличился в 1,9 раза.
Объем налоговых поступлений от малого предпринимательства в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований Московской области за два года вырос более чем в два раза или на 6,4 млрд. рублей, в том числе в областной бюджет - в 3,3 раза или на 3,7 млрд. рублей, в бюджеты муниципальных образований - более чем в 1,6 раза или на 2,7 млрд. рублей.
В малое предпринимательство в Московской области за два года привлечено инвестиций в объеме 3,9 млрд. рублей.
Однако достигнутый уровень развития малого предпринимательства в Московской области еще недостаточен с точки зрения требований рыночной экономики, для обеспечения устойчивости и необратимости указанных позитивных изменений.
Темпы наращивания потенциала этой сферы экономики Московской области не могут быть увеличены, если существенно не изменятся правовые и экономические условия для свободного развития малого предпринимательства.
На становление и развитие малого предпринимательства в Московской области серьезное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для всех муниципальных образований Московской области проблемы, а именно:
действующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере малого предпринимательства, не в полной мере обеспечивают условия для создания и функционирования его субъектов;
отсутствие стартового капитала и знаний для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на ее развитие;
высокие процентные ставки банковских кредитов, недоступность лизинговых услуг;
усложнена административно-разрешительная система по осуществлению деятельности субъектов малого предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля и тому подобное).
Существенным негативным фактором, сдерживающим развитие малого предпринимательства, является отсутствие развитых рыночных механизмов его поддержки.
Анализ факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства, а также опыт реализации трех программ поддержки и развития малого предпринимательства в Московской области показывают, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов малого предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований.
Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля. В числе таких мероприятий:
совершенствование системы показателей развития малого предпринимательства;
оказание субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в реализации лучших бизнес-проектов по приоритетным отраслям развития малого предпринимательства в Московской области;
формирование специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтов и механизмов;
имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства;
развитие выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого предпринимательства;
формирование инфраструктуры, обеспечивающей консалтинговое сопровождение проектов малого предпринимательства, включая бизнес-центры и бизнес-инкубаторы;
информационное и научно-методическое обеспечение малого предпринимательства;
развитие системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности.
Мероприятия настоящей Программы, представленные в приложении к ней, сохраняют преемственность системы мер предшествующих областных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства в Московской области, а также учитывают сложившуюся ситуацию в экономике Московской области и в малом предпринимательстве в частности.
Законом Московской области от 21 мая 2005 г. N 125/2005-ОЗ в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
2. Цель настоящей Программы, приоритетные направления развития
малого предпринимательства в Московской области
Целью настоящей Программы является содействие развитию субъектов малого предпринимательства Московской области путем координации действий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
В соответствии с указанной целью предполагается создать условия для увеличения занятости населения, насыщения рынка товарами и услугами, развития малого предпринимательства в приоритетных отраслях, роста доходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Московской области путем формирования действенных механизмов его поддержки.
Указанная цель соответствует приоритетам социально-экономического развития Московской области, установленным Концепцией социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы, которая определяет малое предпринимательство как стимулирующий фактор развития свободной конкурентной экономики, источник создания новых рабочих мест.
Приоритетными направлениями развития малого предпринимательства в Московской области являются:
инновационная деятельность и производство наукоемкой продукции;
производство продукции для нужд здравоохранения, образования и социальной защиты населения;
производство продукции для нужд жилищно-коммунального хозяйства, оказание коммунальных и бытовых услуг;
производство продукции физкультурно-спортивного назначения;
производство работ по улучшению экологии и природопользования, включая сбор, утилизацию и переработку вторичных ресурсов;
производство товаров потребительского назначения, основанных на исторических и народных традициях.
3. Сроки и этапы реализации настоящей Программы
Реализация настоящей Программы рассчитана на 2004-2007 годы и осуществляется в два этапа.
На первом этапе проводится анализ состояния малого предпринимательства и уточняются показатели его развития, совершенствуется система содействия развитию малого предпринимательства, разрабатываются проекты нормативных правовых актов по вопросам малого предпринимательства. Этот этап охватывает 2004-2005 годы.
На втором этапе развиваются действующие и создаются новые малые предприятия в приоритетных отраслях, структуры поддержки малого предпринимательства, развиваются информационное и кадровое обеспечение малого предпринимательства. Этот период охватывает 2006-2007 годы.
Законом Московской области от 15 декабря 2006 г. N 224/2006-ОЗ в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
4. Ресурсное обеспечение настоящей Программы
Финансирование мероприятий настоящей Программы обеспечивается за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Московской области, предпринимателей и заинтересованных организаций.
Объем финансирования указанных мероприятий за счет средств областного бюджета может ежегодно уточняться в соответствии с законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В целом на реализацию настоящей Программы в 2004-2007 годах требуются средства в размере 307,700 млн. рублей, в том числе:
в 2004 году - 40,887 млн. рублей,
в том числе:
средства областного бюджета - 20,287 млн. рублей,
из них:
бюджетные кредиты из кредитного фонда - 3,000 млн. рублей,
Московской области для предоставления
кредитов юридическим лицам
государственные гарантии Московской - 3,000 млн. рублей;
области
средства бюджетов муниципальных - 2,600 млн. рублей;
образований
внебюджетные средства - 18,000 млн. рублей;
в 2005 году - 69,813 млн. рублей,
в том числе:
средства областного бюджета - 45,713 млн. рублей;
из них:
бюджетные кредиты из кредитного фонда - 3,0000 млн. рублей;
Московской области для предоставления
кредитов юридическим лицам
государственные гарантии - 3,0000 млн. рублей;
средства бюджетов муниципальных - 5,800 млн. рублей;
образований
внебюджетные средства - 18,300 млн. рублей;
в 2006 году - 68,400 млн. рублей,
в том числе:
средства областного бюджета - 39,000 млн. рублей,
средства бюджетов муниципальных - 6,400 млн. рублей;
образований
внебюджетные средства - 23,000 млн. рублей;
в 2007 году - 128,600 млн. рублей,
в том числе:
средства областного бюджета - 93,400 млн. рублей,
из них:
бюджетные кредиты из кредитного фонда - 10,000 млн. рублей,
Московской области для предоставления
кредитов юридическим лицам
средства бюджетов муниципальных - 7,900 млн. рублей;
образований
внебюджетные средства - 27,300 млн. рублей.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном законодательством порядке и включает:
по подпункту 3.1.4 приложения к настоящей Программе - предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам, по подпункту 3.1.5 приложения к настоящей Программе - предоставление заемных средств под государственные гарантии Московской области в порядке и на условиях, установленных законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год;
по пунктам 1.1, 2.1, 2.2, подпунктам 3.1.1-3.1.3 пункта 3.1, пунктам 3.3, 3.4, 4.1 приложения к настоящей Программе - финансирование в форме субсидий на конкурсной основе;
по пункту 1.7, 1.9, подпункту 3.1.6, пунктам 3.2, приложения к настоящей Программе - финансирование в форме субвенций на конкурсной основе;
по пунктам 1.3, 4.2 приложения к настоящей Программе - финансирование в форме субсидий на договорной основе;
по пунктам 1.2, 1.4-1.6, подпункту 2.5.1 пункта 2.5, пункту 3.5, пункту 4.3 приложения к настоящей Программе - финансирование на договорной основе в соответствии с законодательством.
Порядок финансирования за счет средств областного бюджета расходов на проведение мероприятий Программы устанавливается Правительством Московской области.
Объемы финансирования мероприятий настоящей Программы из средств бюджетов муниципальных образований Московской области по каждому муниципальному образованию определяются в договорах, заключаемых на основании результатов соответствующих конкурсов.
Конкретные объемы внебюджетного финансирования по каждой организации определяются в договоре, заключаемом по итогам соответствующих конкурсов.
Решения о финансировании мероприятий, в том числе, проектов субъектов малого предпринимательства в форме субсидий, принимаются Мособлкомпредпринимательством по итогам их рассмотрения конкурсными комиссиями.
Решения о предоставлении бюджетных кредитов и государственных гарантий Московской области принимаются в соответствии с законодательством с учетом решений конкурсных комиссий.
Мособлкомпредпринимательство вправе по ходатайству глав муниципальных образований Московской области осуществлять при выполнении мероприятий настоящей Программы замену средств соответствующих местных бюджетов на внебюджетные средства, привлекаемые дополнительно к внебюджетным средствам, предусмотренным соответствующим мероприятием Программы.
В случае признания Московской области победителем на конкурсах Российской Федерации по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого предпринимательства, Мособлкомпредпринимательство осуществляет финансирование указанных мероприятий в пределах средств, предусмотренных законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год на реализацию соответствующего мероприятия в рамках государственной поддержки малого предпринимательства.
5. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации
настоящей Программы
В результате реализации настоящей Программы в Московской области предполагается:
увеличение стоимости основных фондов малых предприятий на 8-10 процентов в год;
увеличение численности работающих в малом предпринимательстве на 7-10 тыс. человек в год, в том числе, за счет вовлечения безработных граждан;
увеличение темпа роста объема продукции (товаров и услуг), производимой субъектами малого предпринимательства, до 20-22 процентов в год;
рост среднемесячной заработной платы на малых предприятиях на 35-38 процентов ежегодно;
увеличение доходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Московской области за счет поступлений от малого предпринимательства на 13-15 процентов в год;
создание 50-60 объектов инфраструктуры малого предпринимательства.
6. Управление Программой и осуществление контроля за ее реализацией
Государственным заказчиком Программы является Мособлкомпредпринимательство, которое организует ее выполнение и координирует взаимодействие исполнителей настоящей Программы. Государственный заказчик Программы с учетом фактически выделенных лимитов финансирования мероприятий настоящей Программы из средств областного бюджета на соответствующий финансовый год определяет последовательность финансирования указанных мероприятий, несет ответственность за своевременную реализацию ее мероприятий, определяет исполнителей мероприятий настоящей Программы в соответствии с законодательством.
Мособлкомпредпринимательство не является получателем финансовых средств, предусмотренных на реализацию настоящей Программы.
Предусмотренные мероприятиями настоящей Программы полномочия, а именно: по организации проведения конкурсов, утверждению положений о соответствующих конкурсах, утверждению конкурсной документации, установлению критериев оценки конкурсных проектов, принципов определения объемов финансовой поддержки победителей конкурсов, утверждению состава конкурсных комиссий и заключению договоров с победителями конкурсов на основании протоколов о результатах конкурсов, осуществляются государственным заказчиком Программы.
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы Московской области и государственные учреждения Московской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Московской области, являющиеся исполнителями мероприятий настоящей Программы, осуществляют организационную работу по реализации соответствующих мероприятий в пределах своих функциональных обязанностей.
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы Московской области - исполнители настоящей Программы составляют планы конкретных действий по реализации соответствующих ее мероприятий.
Текущий контроль за ходом реализации настоящей Программы, а также целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на выполнение ее мероприятий, осуществляет государственный заказчик Программы, который в установленном законодательством Московской области порядке информирует Правительство Московской области о результатах ее выполнения.
Контроль за исполнением настоящей Программы осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в соответствии законодательством Московской области.
7. Состав и сроки представления отчетности об исполнении
настоящей Программы
Исполнители настоящей Программы представляют государственному заказчику Программы отчеты о выполнении соответствующего мероприятия в течение пяти рабочих дней после его завершения.
Государственный заказчик Программы ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в установленном порядке направляет в Министерство экономики Московской области, Министерство финансов Московской области, Министерство по делам территориальных образований Московской области и Главное контрольно-ревизионное управление Московской области сводный оперативный отчет о реализации настоящей Программы за отчетный период.
Сводный оперативный отчет должен содержать:
сведения об общем объеме полученных средств и фактически произведенных расходов - всего и в том числе по источникам финансирования;
перечень выполненных мероприятий настоящей Программы;
анализ причин несвоевременного выполнения мероприятий настоящей Программы;
предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и иных дополнительных способах достижения программных целей.
Государственный заказчик Программы ежегодно до 1 февраля представляет в Министерство экономики Московской области отчет о выполнении настоящей Программы за отчетный год.
После окончания срока реализации настоящей Программы государственный заказчик Программы представляет в Министерство экономики Московской области и Министерство финансов Московской области итоговый отчет о ее реализации не позднее 1 февраля года, следующего за последним годом реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.