Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
городского округа Железнодорожный
Московской области
от 17 мая 2006 г. N 04/11
Программа
поддержки и развития малого предпринимательства
в городском округе Железнодорожный Московской области
на 2006-2008 гг.
1. Паспорт
программы поддержки и развития малого предпринимательства
городского округа Железнодорожный на 2006-2008 гг.
Наименование Программа поддержки и развития малого
Программы предпринимательства в городском округе
Железнодорожный на 2006-2008 гг.
Основания Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О
для разработки государственной поддержке малого
Программы предпринимательства в Российской Федерации";
Закон Московской области N 16/96-ОЗ "О поддержке
малого предпринимательства в Московской области"
(в редакции Закона Московской области
N 14/97-ОЗ);
Закон Московской области N 11/96-ОЗ "О
Концепции, прогнозах и государственных
программах социально-экономического развития
Московской области" (в редакции Закона
Московской области N 47/99-ОЗ);
постановление Правительства Московской области
от 26.03.2001 N 87/6 "О порядке разработки
областных целевых программ и контроля за их
реализацией";
постановление Правительства Московской области
от 31.12.2002 N 638/50 "О разработке проектов
областных целевых программ и программ
Правительства Московской области" (с учетом
изменений и дополнений, внесенных
постановлениями Правительства Московской области
от 04.03.2003 N 108/6, от 22.05.2003 N 305/18 и
от 01.07.2003 N 383/23)
Заказчик администрация городского округа Железнодорожный
Программы
Разработчик Комитет по экономике и инвестиционной политике
Программы администрации городского округа Железнодорожный
Исполнители службы администрации городского округа
Программы Железнодорожный,
предприятия и организации городского округа
Железнодорожный
Цель Программы создание благоприятных условий для устойчивого
развития малого предпринимательства в городском
округе Железнодорожный на основе формирования
эффективных механизмов его поддержки
Задачи Программы - создание благоприятных условий для устойчивой
деятельности малого предпринимательства в городе
Железнодорожном;
- развитие системы финансовой и организационной
поддержки малого предпринимательства;
- предоставление методической, информационной,
консультационной, образовательной и правовой
поддержки малым предприятиям в рамках
инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства;
- создание в городе новых рабочих мест и
обеспечение занятости населения города;
- увеличение доходной части городского бюджета в
результате обеспечения эффективного
функционирования предприятий малого бизнеса
Основные - финансово-кредитная поддержка;
направления - информационное и нормативно-правовое
Программы обеспечение малого предпринимательства;
- предоставление муниципальной собственности для
использования субъектами малого
предпринимательства;
- формирование инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства;
- кадровое обеспечение малого
предпринимательства
Сроки реализации 2006-2008 гг.
Программы
Объем и источники объем и источники финансирования Программы
финансирования определяются в каждом отдельном случае под
Программы реализацию конкретных проектов
Ожидаемые В результате реализации мероприятий,
социально- предусмотренных настоящей Программой,
экономические предполагается:
результаты - сохранение действующих и создание новых малых
от реализации предприятий;
мероприятий, - увеличение численности занятых в малом
предусмотренных предпринимательстве;
настоящей - увеличение темпов роста объема продукции
Программой (товаров и услуг), производимой субъектами
малого предпринимательства, на 15-18 процентов;
- обеспечение прироста налоговых поступлений в
бюджет от малого предпринимательства на 10-15
процентов;
- обеспечение увеличения объема инвестиций в
малое предпринимательство
Контроль Совет депутатов городского округа
за реализацией Железнодорожный; администрация городского округа
Программы Железнодорожный
2. Программа поддержки и развития малого предпринимательства
городского округа Железнодорожный на 2006-2008 гг.
2.1. Характеристика проблемы и обоснования
необходимости ее решения
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Эффективная политика в отношении малого предпринимательства осуществляется только на основе учета целей и интересов города и бизнеса.
Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при обеспечении благоприятных социальных, экономических, правовых и других условий, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.
Потенциал малого предпринимательства может быть востребован в полной мере при условии постоянного совершенствования созданной в городе целостной системы его поддержки.
Администрация городского округа Железнодорожный в рамках реализации городской программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства города Железнодорожного на 2002 год", утвержденной решением Совета депутатов N 05/15 от 17.04.2002, последовательно и целенаправленно занималась поддержкой малого бизнеса. В результате малый бизнес обеспечил 35% налоговых поступлений в бюджет.
По последним статистическим данным, в городе функционируют 650 малых предприятий, на которых занято около 8 тыс. человек и более 3000 предпринимателей без образования юридического лица.
Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями ежегодно увеличивается. В 2005 году малыми предприятиями произведено продукции, товаров и услуг на сумму 5,4 млрд. рублей. Темп роста объемов произведенной продукции в фактических ценах составляет 127,8% по отношению к 2004 году, индекс физического объема составил 120,5.
Динамика
роста объема производства продукции предприятий
малого бизнеса за период 2002-2005 годов
Показатели | Единицы измерения |
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Выпуск товаров и услуг в ценах соответствующих лет |
млн. руб. | 1943,22 | 3003,88 | 4224,84 | 5401,43 |
Темп роста в действующих ценах | % | 114,02 | 154,6 | 140,6 | 127,8 |
Индекс физического объема | 143,00 | 125,58 | 120,50 |
Основную долю объемов производства малых предприятий занимает промышленная отрасль - 41,2%, или 2,2 млрд. руб., доля объемов предприятий строительства составляет 25,4%, доля объемов торговых предприятий и предприятий общественного питания составляет 15,6%.
Среднесписочная численность работающих на предприятиях малого бизнеса в 2005 году составила 8,63 тыс. человек, прирост по отношению к 2004 году на 112%. При этом следует отметить, что на промышленных предприятиях малого бизнеса занято 21,5% (1,74 тыс. человек) от общего числа работающих в малом бизнесе. В торговле и общественном питании занято 28%, или 2,27 тыс. человек, а в строительстве - 16%, или 1,3 тыс. человек.
Диаграмма "Структура занятых в малом бизнесе за 2005 г."
Малое предпринимательство в городе сконцентрировано в основном в трех отраслях: промышленность, строительство, торговля и общественное питание. Доминирующее положение занимают предприятия торговли и общественного питания.
Темпы роста численности субъектов малого предпринимательства в городе за последние три года и количество созданных в малом предпринимательстве рабочих мест говорят о том, что этот сектор экономики развивается динамично. Экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства и увеличивающиеся поступления налогов в местный бюджет свидетельствуют о стабилизирующем воздействии этого явления на экономику города.
При этом малые предприятия, по сравнению с крупными предприятиями, оперативнее реагируют на изменения конъюнктуры рынка, предлагая те товары и услуги, которые пользуются спросом населения, и доступные цены.
На становление и развитие малого предпринимательства в городе так же, как и в целом на территории Российской Федерации, серьезное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней следующие проблемы:
- отсутствие стартового капитала и необходимых знаний для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие;
- высокие процентные ставки банковских кредитов, недоступность лизинговых услуг;
- высокие налоговые ставки;
- действующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере малого предпринимательства, не в полной мере обеспечивают условия для создания и функционирования его субъектов;
- усложнена административно-разрешительная система по осуществлению деятельности субъектов малого предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля и т.д.);
- отсутствуют развитые рыночные механизмы поддержки малого предпринимательства.
Анализ факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства, а также опыт реализации Целевой программы поддержки и развития малого предпринимательства показывают, что существующие проблемы можно решить лишь объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов малого предпринимательства, структур его поддержки и органов местного самоуправления.
2.2. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы обеспечивается за счет средств областного и муниципального бюджетов. Предусматривается привлечение средств областного Фонда поддержки малого предпринимательства, а также средств предпринимателей и заинтересованных организаций.
2.3. Система программных мероприятий
В целях создания условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе формирования эффективных механизмов поддержки настоящая Программа предусматривает мероприятия, которые сгруппированы по следующим направлениям:
1. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства.
2. Информационное обеспечение предприятий малого бизнеса.
3. Предоставление муниципальной собственности для использования субъектами малого предпринимательства.
4. Нормативно-правовое обеспечение предприятий малого бизнеса.
5. Развитие потребительского рынка.
6. Формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
7. Кадровое обеспечение малого предпринимательства.
8. Поддержка вновь организованных субъектов малого предпринимательства.
9. Поддержка и внедрение инноваций и новых технологий в сфере малого предпринимательства.
10. Обеспечение доступа малого предпринимательства к государственному и муниципальным заказам.
2.3.1. Финансово-кредитная поддержка
Основными источниками удовлетворения потребностей малого предпринимательства в финансировании являются как внутренние ресурсы малых предприятий, так и ресурсы коммерческих кредитно-финансовых учреждений.
Основным препятствием на пути получения кредитов малыми предприятиями является отсутствие у большинства из них достаточного обеспечения возврата финансовых ресурсов, а также длительная и объемная процедура оформления документов. Еще одной проблемой, препятствующей более динамичному развитию малого предпринимательства, является отсутствие системы страхования финансовых рисков.
Формирование современного, цивилизованного облика малого бизнеса невозможно без тесного взаимодействия с кредитными институтами.
В связи с этим важным этапом в работе должна стать разработка финансовых инструментов поддержки малого предпринимательства.
Планируется:
- привлечение кредитов банков на развитие малого предпринимательства, расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, повышение эффективности использования бюджетных средств на поддержку малого предпринимательства;
- разработка порядка предоставления гарантий по кредитам субъектам малого предпринимательства;
- отбор и выявление значимых для города проектов малых предприятий с целью оказания финансовой поддержки на областном уровне.
Важной формой поддержки малых предприятий будет их привлечение к участию в конкурсах по выполнению муниципальных заказов в части поставок материалов и оборудования и продуктов питания для служб города.
2.3.2. Информационное обеспечение
Организация информационного обеспечения - это успех предпринимателя на рынке, включая вопросы производства и продвижения продукции и услуг, социально-экономической и общественно-политической ситуации, что непосредственно влияет на выживаемость малых предприятий в непростых условиях рынка.
Мероприятия по информационной поддержке ставят перед собой целью доведение разного рода деловой информации до субъектов предпринимательской деятельности и заинтересованных лиц с помощью средств массовой информации и современных информационных технологий о действующих нормативных актах, затрагивающих сферу малого предпринимательства; справочной информации о банках, осуществляющих кредитование малого предпринимательства; об учебных заведениях, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства.
2.3.3. Предоставление муниципальной собственности
для использования субъектами малого предпринимательства
Создание условий для беспрепятственного и своевременного получения предпринимателями полной, оперативной и достоверной информации о сдаче недвижимости в аренду.
2.3.4. Нормативно-правовое обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение предусматривает участие в разработке предложений по внесению изменений в федеральные законодательные акты и нормативно-правовые акты Московской области, регулирующие отношения в сфере малого предпринимательства, а также разработку уставов и положений объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
2.3.5. Развитие потребительского рынка
Основные направления призваны обеспечить решение актуальных проблем развития потребительского рынка и услуг города в целях повышения степени удовлетворения потребностей населения города в торговых и бытовых услугах в соответствии со складывающимся спросом.
2.3.6. Формирование инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства
Формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предусматривает создание на муниципальном уровне структур поддержки малого предпринимательства для обеспечения потребности его субъектов в финансовых, информационных, маркетинговых, консультационных, научно-методических и других видах услуг. Инфраструктура также служит инструментом "обратной" связи между предпринимателями и администрацией городского округа.
Очень важным моментом поддержки малого предпринимательства будет являться создание консультационного центра для предпринимателей с целью консультирования по актуальным вопросам правового характера, бухгалтерского учета и налогообложения.
2.3.7. Кадровое обеспечение
Основной целью кадрового обеспечения является совершенствование общедоступной системы обучающих услуг для малого предпринимательства. Подготовка и переподготовка кадров для малых предприятий города в области управления производством, финансами и персоналом, бухгалтерского учета и отчетности. Организация обучения для предпринимателей по различным аспектам бизнеса.
2.3.8. Поддержка вновь организованных субъектов
малого предпринимательства
Для целей развития территории города с использованием предпринимательского потенциала важен учет социальных приоритетов при поддержке вновь организуемых субъектов малого предпринимательства, например: развитие и поддержка малого производственного бизнеса, развитие молодежного предпринимательства, привлечение женщин к участию в развитии малого предпринимательства.
2.3.9. Поддержка и внедрение инноваций и новых технологий
в сфере малого предпринимательства
Рыночные преобразования в области промышленного производства все больше смещаются в сторону наукоемкого и немасштабного производства, в котором важны не объемы производства и сбыта, а способность к постоянному обновлению. В этих условиях главенствующую роль приобретают средний и малый бизнес, способные реализовывать идеи в товары в минимальные сроки при относительно низких, чем на крупных предприятиях, капиталовложениях.
2.3.10. Обеспечение доступа малого предпринимательства
к государственному и муниципальным заказам
В целях обеспечения принципа прозрачности по отношению к муниципальным закупкам важной задачей является создание общедоступного информационного сайта по муниципальным заказам.
2.4. Формы работы с предприятиями малого бизнеса
Основными формами работы с предприятиями малого бизнеса являются следующие:
- аналитические, методические разработки;
- консалтинг, комплексное сопровождение проектов;
- конференции, форумы, "круглые столы", дискуссии;
- семинары, тренинги, деловые игры;
- выставки, ярмарки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.