Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Совета депутатов
Солнечногорского муниципального района
Московской области
от 27 ноября 2007 г. N 435/40
Муниципальная программа
Солнечногорского муниципального района Московской области "Развитие
застроенной территории в районе улиц Крупской, Красной и Безверхова
города Солнечногорска Солнечногорского муниципального района"
Паспорт
Наименование Программы.
Муниципальная программа Солнечногорского муниципального района Московской области "Развитие застроенной территории в районе улиц Крупской, Красной и Безверхова города Солнечногорска Солнечногорского муниципального района".
Основание для разработки Программы.
Стратегия развития застроенной территории в районе улиц Крупской, Красной и Безверхова города Солнечногорска Солнечногорского муниципального района.
Муниципальный заказчик Программы.
Администрация Солнечногорского муниципального района.
Основной разработчик Программы.
Управление архитектуры и градостроительства по Солнечногорскому району, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, комитет по строительству, комитет по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского муниципального района.
Основные цели Программы.
Основными целями Программы являются:
- обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания;
- достижение достойных условий проживания граждан;
- обеспечение комплексного развития застроенной территории;
- создание необходимой социально-бытовой и инженерной инфраструктуры.
Основные задачи Программы.
Основными задачами Программы являются:
- подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для постоянного проживания;
- создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики застроенной территории;
- создание условий для приведения жилищного фонда, социально-бытовой и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
- обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями;
- обеспечение развитой инфраструктурой жителей города путем создания учреждений культуры, здравоохранения, питания и других учреждений и предприятий.
Сроки реализации Программы.
2007-2013 годы.
Основные мероприятия Программы:
- разработка документации по планировке застроенной территории для размещения объектов капитального строительства;
- подготовка землеустроительной документации на застроенную территорию, в отношении которой принято решение;
- разработка экологического обоснования застройки территории;
- определение расчетных показателей обеспечения застроенной территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры;
- подготовка документов для проведения аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории между администрацией Солнечногорского муниципального района и застройщиком (победителем аукциона) в соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ;
- заключение договора о развитии застроенных территорий между администрацией Солнечногорского муниципального района и застройщиком (победителем аукциона);
- мероприятия по определению очередности расселения жителей сносимых домов.
Исполнители основных мероприятий:
- администрация Солнечногорского муниципального района;
- застройщик, с которым заключен договор о развитии застроенной территории (победитель аукциона);
- организации, привлекаемые на конкурсной основе, независимо от формы собственности, имеющие лицензии на проведение инженерно-изыскательской, проектировочной, строительной и другой деятельности, связанной с реализацией Программы.
Объемы и источники финансирования Программы.
Суммарный объем финансирования Программы в 2007-2013 гг. (в среднегодовых ценах 2007 г.) составит 1662400 тыс. рублей, в т.ч. средства инвесторов и средства местного бюджета, согласно законодательству.
Организация контроля за реализацией Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется администрацией Солнечногорского муниципального района.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- обеспеченность жителей застроенной территории современным, комфортным, отвечающим всем требованиям безопасности жильем;
- наличие развитой социально-бытовой и инженерной инфраструктуры;
- создание нового жилищного фонда на застроенной территории;
- увеличение социально-экономических показателей во всех сферах общественной жизни жителей города Солнечногорска.
Введение
Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. Его наличие не только ухудшает внешний облик города и сдерживает развитие городской инфраструктуры, но и создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе. В течение последних лет ввиду неудовлетворительного финансирования объемы проводимых капитальных работ были недостаточны для поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, что в конечном счете обусловило его неуклонное ветшание.
Муниципальная программа Солнечногорского муниципального района "Развитие застроенной территории в районе улиц Крупской, Красной и Безверхова города Солнечногорска Солнечногорского муниципального района" (далее по тексту - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением главы Солнечногорского района от 01.08.2003 N 2331, решениями Совета депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.03.2007 N 350/35 "Об установлении нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории Солнечногорского муниципального района Московской области", от 26.03.2007 N 351/35 "Об утверждении Положения о признании граждан, проживающих в Солнечногорском муниципальном районе, малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" и от 21.05.2007 "Об утверждении Положения о порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в домах муниципального жилищного фонда Солнечногорского муниципального района". Реализация Программы обеспечит решение проблем, обозначенных в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Программа включает в себя комплекс правовых, финансовых и организационных мероприятий по обеспечению оптимальной застройки застроенной территории для обеспечения нормального социально-экономического развития города Солнечногорска путем сноса аварийных (ветхих), строительства новых и реконструкции существующих строений, развития социально-бытовой и инженерной инфраструктуры.
Реализация Программы предусматривает выполнение органами местного самоуправления комплекса мер, направленных на стабилизацию и развитие социальной, жилищной, экономической сферы, затрагивающих жителей застроенной территории и всего города Солнечногорска в целом.
Программой определены задачи на период до 2013 года, реализация которых начинается с 2007 г.
1. Анализ проблемы
1.1. Анализ ветхого и аварийного жилищного фонда.
На застроенной территории в районе улиц Крупской, Красной и Безверхова города Солнечногорска (далее - застроенная территория) сосредоточено 1413,3 квадратных метра жилья в многоквартирных домах, которые в соответствии с постановлением главы Солнечногорского района от 01.08.2003 N 2331 признаны ветхими (приложение N 2).
Этот жилищный фонд расположен в так называемых муниципальных жилых домах, т.е. домах, имеющих нескольких собственников, самый крупный из которых орган местного самоуправления, в которых не созданы товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы (далее - ТСЖ, ЖК) и другие объединения домовладельцев.
В многоквартирных домах, часть квартир которых находится в муниципальной собственности и сдается нанимателям по договорам социального найма, другая часть квартир находится в частной собственности физических и юридических лиц (частный жилищный фонд).
1.2. Положение в сфере строительства и на вторичном рынке жилья.
Строительство ведется в основном за счет частных инвесторов. Незначительными представляются данные о количестве семей, которые приобрели квартиры за свои средства или получили их внаем. В бюджете города денежных средств на строительство нового жилья нет, а приобрести сами благоустроенное жилье жители ветхих домов не в состоянии, это обуславливает поиск иных путей реализации задачи переселения.
Таким образом, на застроенной территории города Солнечногорска существует острая проблема с состоянием жилого фонда. Большинство зданий жилого фонда в течение долгих лет эксплуатации сильно обветшали и не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к жилым строениям, в связи с чем признаны непригодными для проживания. Необходимы срочные меры по застройке и восполнению жилого фонда на застроенных территориях.
В настоящее время состояние инфраструктуры застроенной территории следующее: отсутствуют учреждения образования, культуры, здравоохранения, предприятия общественного питания, не развита физкультурно-оздоровительная сфера, отсутствуют финансовые учреждения и учреждения связи.
Население застроенной территории вынуждено пользоваться инфраструктурой других микрорайонов города, что создает неблагоприятное социально-экономическое положение.
Создание современной развитой инфраструктуры и решение назревших проблем возможно только осуществлением полной реконструкции застроенной территории. Необходимо снести ветхие и аварийные жилые дома и оптимальным образом застроить освободившуюся территорию. Расчетные показатели обеспечения застроенной территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры приведены в приложении N 3. Так как выделяемые средства из бюджетов различного уровня крайне малы и недостаточны, для решения проблем и задач, обозначенных в Программе, необходимо привлекать инвестиционные средства.
2. Цели и задачи Программы и категории
2.1. Цели Программы.
Основными целями настоящей Программы являются:
а) обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде;
б) достижение достойных условий проживания граждан;
в) обеспечение комплексного развития застроенной территории;
г) создание необходимой социально-бытовой и инженерной инфраструктуры.
2.2. Задачи Программы.
Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи:
- подготовить условия и разработать механизм переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для постоянного проживания;
- создать условия для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики застроенной территории;
- создать условия для приведения жилищного фонда, социально-бытовой и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
- обеспечить доступность жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями;
- обеспечить развитой инфраструктурой жителей города путем создания учреждений культуры, здравоохранения, питания и других учреждений и предприятий.
3. Механизмы реализации Программы
3.1. Нормативные основы реализации Программы.
Реализация настоящей Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Московской области. В соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Государство в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" гарантирует гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилье, улучшение их жилищных условий путем переселения в благоустроенное жилье.
В целях реализации настоящей Программы администрация Солнечногорского муниципального района в пределах полномочий и компетенции принимает необходимые нормативные правовые акты и создает условия для оптимального развития застроенной территории. Отнесение жилищного фонда к ветхому или аварийному осуществляется на основании критериев, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы оценки непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания, принимаемых в соответствии с действующим жилищным законодательством (постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу"). Также в процессе развития застроенной территории администрация Солнечногорского муниципального района обеспечивает выполнение своих обязательств по договору о развитии застроенной территории перед инвестором - победителем аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории.
3.2. Привлечение средств частных инвесторов.
Возросший в последние годы спрос на предоставление земельных участков для строительства в городе Солнечногорске свидетельствует о том, что привлечение средств частных инвесторов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в настоящее время в городе возможно.
Цель концепции привлечения средств частных инвесторов в реконструкцию застроенных территорий - ввести в хозяйственный оборот инвестиционно привлекательные земельные участки, на которых расположен ветхий жилищный фонд, на основе публичных конкурсных процедур.
Высвобождение земельных участков для коммерческого использования осуществляется при проведении реконструкции застроенных городских территорий с учетом комплексного решения всех аспектов развития реконструируемых территорий в рамках реализации градостроительной документации, правил землепользования и застройки, градостроительных разделов государственных и муниципальных программ, включая:
а) обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду;
б) приведение в соответствие с градостроительным регламентом земельных участков, иных объектов недвижимости;
в) гармонизацию городской среды, создание достойного архитектурного облика города, упорядочение застройки и доведение плотности застройки до нормативных показателей, повышение эффективности использования городских земель;
г) ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда;
д) развитие и модернизацию инженерной, транспортной и социально-бытовой инфраструктур;
е) благоустройство территорий общего пользования;
ж) иные аспекты.
Базовые принципы привлечения средств частных инвесторов в реконструкцию застроенной территории:
1) публичное предъявление экономического (инвестиционно-строительного) потенциала земли исходя из возможностей перспективного использования земельных участков в соответствии с градостроительными регламентами (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения застроенной территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры), установленными правилами землепользования и застройки;
2) возможность заблаговременной (до начала разработки проектной документации) подготовки администрацией города обобщенных инвестиционных планов с оценкой прибыльности планируемых проектов реконструкции;
3) публичность и правовая гарантированность осуществляемых администрацией и инвестором действий.
3.3. Сроки и этапы реализации Программы.
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2007 году и закончиться в 2013 году. Программа реализуется в два этапа: первый этап - 2007-2008 годы; второй этап - 2009-2013 годы.
Этапы реализации Программы.
На первом этапе (2007-2008 годы) будут созданы необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации Программы:
- уточнение объемов аварийного и ветхого жилищного фонда, подлежащего ликвидации, и численности проживающего в нем населения;
- уточнение реестра ветхих и аварийных жилых строений (домов) и подготовка другой необходимой документации;
- установление очередности сноса аварийного и ветхого жилищного фонда, а также переселения граждан;
- формирование нормативной базы, необходимой для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- создание условий для привлечения дополнительных финансовых ресурсов для реализации Программы;
- предпроектная подготовка.
Второй этап Программы (2009-2013 годы) включает в себя следующие действия:
- подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки;
- привлечение и аккумулирование средств, поступающих от коммерческого использования земельных участков;
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
- уточнение очередности сноса ветхих и аварийных строений;
- поэтапное переселение жильцов и снос аварийного и ветхого жилищного фонда;
- комплексная застройка территории;
- строительство объектов социально-бытовой и инженерной инфраструктуры.
Подробный план мероприятий по реализации настоящей Программы содержится в приложении N 1 к Программе.
Предоставление гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, жилья осуществляется в соответствии с очередностью сноса ветхого фонда, устанавливаемой исходя из планируемого перспективного развития и застройки городской территории согласно градостроительной документации, правилам землепользования и застройки, градостроительным разделам муниципальных программ.
Программные мероприятия, их финансирование, сроки выполнения могут корректироваться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. Задачи по реализации Программы должны учитываться при разработке градостроительной документации и градостроительных разделов муниципальных программ.
3.4. Финансовое обеспечение Программы.
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда формируются за счет следующих источников:
а) средств инвесторов;
б) средств бюджета Солнечногорского муниципального района на организацию и проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, проведение оценки земельных участков и другие мероприятия.
Суммарный объем финансирования Программы в 2007-2013 гг. (в среднегодовых ценах 2007 г.) составит 1662400 тысяч рублей, из них:
из местного бюджета - 360 тысяч рублей;
средства инвесторов- 1662040 тысяч рублей.
Финансирование мероприятий Программы по периодам следующее:
Источник финансирования | Год | ||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Средства инвесторов, тыс. рублей | 1662040 При этом инвестор сам определяет объемы финансирования по конкретным мероприятиям в соответствии со сроками и задачами настоящей Программы и договором о развитии застроенной территории |
||||||
Средства местного бюджета, тыс. рублей |
180 | 180 |
Объем финансирования и график финансирования Программы подлежат корректировке в ходе реализации Программы и будут окончательно определены после разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта планировки по застроенной территории.
4. Организация управления Программой и функции исполнителей
4.1. Управление Программой.
Муниципальный заказчик осуществляет общее руководство реализацией Программы, организует формирование нормативной базы, управляет средствами, выделяемыми из местного бюджета.
Администрация Солнечногорского муниципального района осуществляет управление реализацией Программы. Управление реализацией настоящей Программы администрацией Солнечногорского района позволит: стимулировать привлечение дополнительных источников финансирования; создать открытую процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки Программы; создать систему мониторинга реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на местном уровне.
4.2. Функции исполнителей Программы.
Реализация Программы осуществляется муниципальным заказчиком и администрацией городского поселения Солнечногорск. Участие в реализации Программы других органов осуществляется в пределах их компетенции, установленной настоящей Программой.
Администрация Солнечногорского муниципального района для достижения целей Программы осуществляет следующие функции:
1) проводит все необходимые действия по подготовке и проведению аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, предоставлению земельного участка победителю аукциона при заключении договора о развитии застроенной территории;
2) участвует в подготовке предложений по переселению граждан;
3) осуществляет контроль за исполнением Программы;
4) осуществляет в рамках настоящей Программы иные действия, имеющие целью решение проблемы переселения граждан из аварийного и ветхого жилья;
5) обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение мероприятий согласно приложению N 1 к настоящей Программе.
5. Контроль за ходом реализации Программы
Администрация Солнечногорского муниципального района осуществляет контроль реализации Программы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, в соответствии с Уставом Солнечногорского муниципального района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.