Комментарий к Закону Московской области от 12 июля 2007 г. N 104/2007-ОЗ
"Об использовании лесов на территории Московской области"
Введение
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 42, 58) и Лесным кодексом Российской Федерации с целью установления в Московской области (далее - область) порядка ведения лесного хозяйства, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений, принят Закон Московской области от 12 июля 2007 г. N 104/2007-ОЗ "Об использовании лесов на территории Московской области".
Цель комментария к настоящему Закону - помочь читателю лучше разобраться в вопросах лесопользования на территории Московской области.
Статья 1. "Предмет регулирования настоящего Закона"
Комментируемый Закон приводит законодательство Московской области в соответствие с федеральным законодательством, дает основу для усиления эффективности использования лесов, а также повышает социальную защищенность жителей региона.
Одной из основных задач настоящего Закона является обеспечение приоритета сохранения и защиты лесов Московской области, их средозащитной и рекреационной функции. Нормы, закрепленные в комментируемом правовом акте, предусматривают регулирование отдельных полномочий, предоставленных субъектам в области использования лесного фонда для собственных нужд граждан.
В Законе определены правовые нормы использования лесов в Московской области для ведения охотничьего хозяйства (см. комментарий к ст. 2 настоящего Закона), порядок заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, а также заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд (см. комментарий к ст. 3 настоящего Закона).
Комментируемым Законом регулируются отношения, связанные с заготовкой гражданами древесины для собственных нужд (см. комментарий к ст. 4 настоящего Закона), устанавливаются исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений (см. комментарий к ст. 7 настоящего Закона).
Статья 2 "Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства"
1. В процессе развития человечества широкое распространение получил такой вид деятельности, как охота. Не случайно она была одним из первых способов добычи пищи и одежды. Значение охоты на Руси мы можем оценить хотя бы по тому, что одна из первых русских денежных единиц "КУНА" происходила от названия продукта охоты - куницы. Но история человечества такова, что если появлялась какая-либо отрасль, то в ней обязательно совершались правонарушения. Поэтому человек всегда старался с помощью закона защитить свои охотничьи ресурсы. Ведение охотничьего хозяйства на лесных участках Московской области представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту. Пребывание граждан в лесах в целях любительской и спортивной охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.
Основная задача охотничьего хозяйства как составной части материального производства - создание и поддержание условий, необходимых для нормального осуществления промысловой и любительской охоты с целью охраны, комплексной эксплуатации и воспроизводства охотничьих ресурсов. Объектами охотничьих отношений являются животные, на которых законодательно разрешена охота. Охотничий фонд состоит из млекопитающих и птиц, отнесенных к объектам охоты и находящихся в состоянии естественной свободы.
2. Пользование участками лесного фонда Московской области для нужд охотничьего хозяйства осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договора аренды по результатам аукциона, проводимого в соответствии с лесным законодательством. Арендодатель предоставляет арендатору участки лесного фонда, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, прошедшие кадастровый учет и пригодные по кормовым защитным и гнездовым условиям для обитания зверей и птиц и для организации самого охотничьего хозяйства. При этом в качестве представителя собственника лесного участка (арендодателя) выступают органы государственной власти или местного самоуправления. Арендаторами выступают специализированные охотничьи предприятия, общественные охотничьи организации, другие юридические и физические лица. Срок аренды лесных участков установлен ч. 3 ст. 72 ЛК РФ и может составлять от 10 до 49 лет. Арендная плата устанавливается на основании ставок платы за данный вид использования лесов.
3. Лесные участки для ведения охотничьего хозяйства используются в соответствии с лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов, разработанным и утвержденным в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации. При этом возникает необходимость создания благоприятных условий для обитания диких животных, обеспечения сохранности экологического и ресурсного потенциала лесов, биологического разнообразия лесных экосистем, соблюдения установленного порядка и правил использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, защиты и охраны объектов животного мира и среды их обитания. Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства не должно снижать продуктивность лесных насаждений, сенокосных, пастбищных и других угодий, ухудшать санитарное состояние лесов и повышать их пожароопасность.
Комментируемая статья разрешает арендаторам в процессе использования лесов для ведения охотничьего хозяйства осуществлять комплекс мероприятий по проведению различных видов охоты.
Охота - это один из видов пользования человеком животным миром и средой его обитания - лесом. Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте. Для охоты возможно применение собак. Но, пожалуй, одним из основных элементов охоты является оружие. Оно, кстати, наиболее часто является объектом правонарушения. Охотой также признается безружейная охота на сусликов, хомяков, кротов, водяных и амбарных крыс. Она производится всеми гражданами независимо от возраста, без выборки охотничьего билета. Охота разрешается только в охотничьих угодьях. Охотничьими угодьями признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.
Охота в том значении, в котором она определена, выполняет три взаимосвязанных функции: экономическую, экологическую, культурно-оздоровительную.
Экономическое значение охоты - в удовлетворении материальных потребностей населения в продуктах отстрела животных (мясо, шкуры, рога, пр.).
Экологическое значение - в возможности регулирования численности животных в рамках естественного отбора и нормального функционирования естественных экологических систем.
В культурно-оздоровительном отношении охота является спортом, способствующим укреплению здоровья, воспитанию смелости и мужества.
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", регулирующий отношения в области охоты и охотничьего хозяйства, не содержит деления охоты на виды.
Правовое регулирование охотничьих отношений осуществляется по срокам, месту, способам и орудиям охоты, по животным, отстрел которых полностью либо частично запрещен. Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в Московской области и на конкретный срок (статья 35 Закона "О животном мире").
Как любительская, так и спортивная охота c разрешенными орудиями охоты, с охотничьими собаками и ловчими птицами может осуществляться всеми гражданами Российской Федерации, сдавшими испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Охота допускается только при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Форма членских охотничьих билетов определяется органом по управлению охотничьим хозяйством РФ.
Любительская и спортивная охота с соблюдением установленных правил в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодьях - с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством.
Законодательно установлены запрещенные способы и орудия охоты. К ним относятся, прежде всего, общественно опасные способы:
- применение отравляющих химических веществ, боевого оружия;
- выжигание травы;
- устройство ловчих ям.
Запрещены способы охоты, связанные с массовой гибелью животных, - охота с применением автотранспортных средств, самолетов, вертолетов, катеров и т.п.
Наконец, повсеместно запрещается охота с использованием бедственного положения животных (то есть при лесных пожарах, наводнениях, землетрясениях и других стихийных бедствиях).
Сроки охоты являются важным моментом в правовом регулировании охоты, так как от них зависит экологический баланс в природе. Зачастую нарушение именно сроков охоты ведет к исчезновению редчайших пород как птиц, так и зверей. Сроки охоты устанавливаются с учетом многих факторов, таких как:
а) экологическое благополучие в общем в стране;
б) экологическое благополучие в регионе;
в) метеореологический прогноз;
г) прогноз рождаемости данного вида животных;
д) поголовье данного вида животных на момент открытия охоты;
е) правовое положение на данный момент.
Как ни странно последний момент является очень важным, т. к. от состояния кодификации и способности предотвратить правонарушения зависит объем несанкционированной охоты, которая, к сожалению, имеет место быть в Московской области. Следует помнить, что браконьерство, то есть незаконная охота или незаконная добыча водных животных и растений, является корыстным преступлением в области охраны природы. Преступление, совершенное по отношению к живой природе, характеризуется как общественно опасное виновное воздействие на естественный ресурс, выразившееся в его захвате, завладении, уничтожении, истреблении, повреждении или порче. Уголовную ответственность влечет за собой охота без надлежащего разрешения или в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами. Ответственность за такие действия предусмотрена статьей 258 УК РФ "Незаконная охота". При охоте на зверей и птиц, охотиться на которых полностью запрещено, охоте, причинившей крупный ущерб, охоте на территории заповедника и охоте с применением автомототранспортных средств уголовная ответственность наступает независимо от того, привлекался ли виновный ранее к административной ответственности за нарушение правил охоты. Само административное взыскание предусматривает исправительные работы или штраф. Эти меры наказания назначаются судом в том случае, если браконьерство носит единичный характер и не причинило значительного ущерба.
4. Кроме осуществления самой охоты, арендаторы имеют право осуществлять на лесных участках, выделенных им для ведения охотничьего хозяйства, комплекс мероприятий по строительству и ремонту лесных дорог, посеву кормовых и защитных растений, сенокошению, заготовке древесно-веточных кормов и по другим подобным мероприятиям, а также обеспечению особого режима зон покоя, путей миграции, глухариных токов, бобровых поселений и других подобных участков. Главное, чтобы использование лесов для ведения охотничьего хозяйства не препятствовало воспроизводству, охране, защите лесов, не снижало продуктивность лесных насаждений, не ухудшало санитарное состояние лесов и не повышало их пожароопасность, что особенно важно для лесов Московской области, испытывающих большие антропогенные нагрузки. При этом истощением лесов следует считать не только их физическое уничтожение как природного фактора, но и снижение продуктивных функций (например, почвозащитных, водоохранных и т.д.). Регулирование численности отдельных объектов животного мира, соблюдение санитарно-ветеринарных и зоогигиенических требований при обращении с объектами животного мира, а также профилактика возникновения массовых инфекционных и инвазионных заболеваний животных являются приоритетными задачами и своего рода неукоснительной обязанностью всех граждан РФ как лесопользователей лесного фонда.
5. Места, объемы и сроки проведения указанных мероприятий планируются в соответствии с проектом освоения лесов, договором аренды участка лесного фонда или согласовываются с арендодателем.
6. На участке лесного фонда, предоставленном для нужд охотничьего хозяйства, в порядке, определенном договором аренды участка лесного фонда, может быть предусмотрено строительство временных (на срок аренды) строений и сооружений:
- кормушек для животных, солонцов, подкормочных площадок, мест для хранения кормов, водопоев, искусственных гнездовий и укрытий для зверей и птиц;
- охотничьих наблюдательных и стрелковых вышек, засидок, складков, живоловушек, других сооружений, необходимых для ведения охотничьего хозяйства;
- охотничье-рыболовных баз, контор, кордонов, складских помещений и других временных построек.
Статья 3 "Порядок заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов,
заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных
растений гражданами для собственных нужд"
1. Право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд производить заготовку, сбор недревесных лесных ресурсов, заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений является видом использования лесов, которое также закреплено в ст. 11 ЛК РФ. Ограничения или запрещения, связанные с реализацией гражданами права общего лесопользования, могут быть установлены только на федеральном уровне - Лесным кодексом РФ и федеральными законами.
Настоящая статья устанавливает право граждан осуществлять только непромысловый сбор пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для удовлетворения собственных нужд, то есть заготовка и сбор лесных ресурсов для собственных нужд не должны осуществляться в коммерческих целях.
2. Пребывание граждан в лесах при заготовке и сборе лесных ресурсов для собственных нужд может быть ограничено в соответствии со ст. 27 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ. Может быть ограничено или запрещено пребывание граждан в лесах, расположенных на землях иных категорий: обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий, иных землях.
Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Московской области. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на всей территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.
Сведения о состоянии и распространении объектов животного и растительного мира, обитающих (произрастающих) на территории Московской области содержатся в Красной книге Московской области.
Кроме того, настоящим Законом гражданам запрещается осуществлять в лесах Московской области заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, признанных наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Полный перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681. На сегодняшний день Перечень включает в себя четыре списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в полном объеме либо частично ограничен, а также устанавливает меры жесткого контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.
3. Граждане, осуществляющие заготовку и сбор лесных ресурсов для собственных нужд, должны неукоснительно соблюдать правила пожарной, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами.
Единые правила пожарной безопасности утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417 и устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах. Категорически запрещается употреблять при охоте пыжи из горючих и тлеющих материалов, бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.), оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах, заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим, засорять леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Соблюдение гражданами правил санитарной безопасности в лесах Московской области подразумевает под собой участие в лесопатологическом обследовании и лесопатологическом мониторинге, то есть в определении зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы. Граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны проинформировать об этом органы местного самоуправления, предоставившие данные лесные участки для лесопользования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Уход за лесами осуществляется в целях повышения продуктивности лесов и сохранения их полезных функций путем вырубки части деревьев и кустарников, проведения агролесомелиоративных и иных мероприятий. То есть создание на лесных участках защитных лесных насаждений, обеспечивающих повышение противоэрозионных, водорегулирующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов. Не менее важна реконструкция малоценных лесных насаждений (включая рубки реконструкции), уход за плодоношением древесных пород (в частности, кедра), обрезка сучьев деревьев, удобрение лесов, уход за опушками, подлеском, уход за лесами путем уничтожения нежелательной древесной растительности и другие мероприятия.
4. Комментируемой статьей определен круг недревесных лесных ресурсов, в отношении которых разрешается производить сбор и заготовку в лесах Московской области. Теперь жители области будут собирать грибы, ягоды и березовый сок исключительно в рамках Закона. До сих пор грибники находились формально вне закона. Их деятельность не регулировалась никакими нормативными актами. Человек просто приходил в лес с пустой корзинкой, а уходил из него с полной.
Пни, мох, береста, сосновые и еловые лапы, веточный корм и подобные лесные ресурсы, которые могут использоваться в качестве технического, кормового сырья или сырья для декоративно-прикладного искусства также включены в круг недревесных лесных ресурсов лесов Подмосковья. Судя по всему, законодатель очень внимательно подошел к нормативному урегулированию данного вопроса, для того чтобы максимально учесть интересы граждан. Потому что обилие тонких деталей, описывающих порядок сборки природных ресурсов, впечатляет.
К пищевым лесным ресурсам отнесены: орехи, дикорастущие плоды, грибы, ягоды, березовый сок и т.п. Сбор продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, воска диких пчел и др.) допускается без изъятия объектов животного мира из среды обитания, их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания.
Лекарственные растения можно собирать в лесах Московской области на протяжении всего весенне-летнего периода. К лекарственным растениям относятся дикорастущие растения и их части (листья, цветки, плоды, корни, почки и подобное), используемые в качестве лекарственного сырья, применяемого в народной медицине.
5. Граждане должны осуществлять заготовку и сбор лесных ресурсов для собственных нужд способами, исключающими истощение имеющихся ресурсов и обеспечивающими их своевременное воспроизводство, без нанесения ущерба лесу. Источниками истощения лесных массивов являются: нерациональное ведение лесного хозяйства, вырубка лесов без научно обоснованной системы воспроизводства, пожары, незаконные лесные пользования, уничтожение полезных для леса животных.
6. Кроме того, гражданам запрещается возводить навесы, сушилки, грибоварни, склады и другие временные постройки.
В отличие от сбора, заготовка - процесс сезонный и в зависимости от вида сырья в лесах Московской области может продолжаться от трех до пяти месяцев. При этом необходимо учитывать некоторые особенности заготовки лесных ресурсов.
7. Так, например, заготовка бересты, сосновых и еловых лап допускается только с деревьев, срубленных при проведении лесохозяйственных мероприятий, а также с сухостойных и валежных деревьев, то есть заготовка в молодняках, средневозрастных и приспевающих насаждениях не допускается.
8. Заготовка веников, ветвей и кустарников для метел и плетения, а также веточного корма должна производиться на лесных участках, где проводится расчистка земель (квартальные просеки, минерализованные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог и другие площади, где не требуется сохранение подроста и насаждений), а также с деревьев, срубленных при проведении лесохозяйственных мероприятий. К веточному корму относятся ветви толщиной до 1,5 см, заготовленные из побегов березы, осины, клена, лещины, липы, тополя и предназначенные на корм скоту.
9. Мох также широко используется гражданами для приготовления компоста в кормопроизводстве. Сбор мха необходимо производить выборочно, "траншеями" шириной 20-30 см с такими же промежутками между ними, оставляемыми нетронутыми. Это позволяет мху постепенно восстановиться на участках сбора. Повторная заготовка на таком участке возможна только через несколько лет. Для ускорения восстановления на обнаженной в результате сбора мха поверхности торфа рассыпают измельченные верхние части мха, что предотвращает, в свою очередь, возникновение эрозии почв.
10. Заготовка дикорастущих плодов, орехов, ягод и грибов в лесах Московской области должна производиться способами, не наносящими вред орехоплодным и плодовым насаждениям, ягодникам и грибницам и обеспечивающими своевременное воспроизводство их запасов. Таким образом, большую роль играют сроки заготовки дикорастущих плодов и ягод и зависят в первую очередь от времени наступления массового созревания урожая. Рубка гражданами плодоносящих деревьев для получения плодов не допускается.
Закон довольно четко прописывает правила сбора "даров природы". Грибы, как и другие растения, нуждаются в охране и защите человека. Так, количество грибов в пригородных лесах Московской области значительно уменьшается. Это происходит, в основном, из-за уплотнения почвы от вытаптывания и от нарушения лесной подстилки и грибницы при черезмерно интенсивном сборе грибов. При массовом сборе резко сокращается возобновление грибов за счет новых грибниц, вырастающих из спор, которые вместе с собранными грибами удаляется из леса. Настоящий Закон запрещает грибникам вырывать грибы "с корнем", переворачивать мох и уничтожать старые грибы.
11. В комментируемой статье подробно прописаны также правила добычи древесных соков. Так, теперь для заготовки березового сока надрезы допускается делать только на участках спелого леса, то есть на деревьях, диаметр которых на высоте 1,4 м составляет не менее 20 см. После окончания заготовки березового сока для предупреждения заболевания деревьев отверстия должны быть закрыты деревянной пробкой и замазаны варом, садовой замазкой или глиной с известью. Заготовка березового сока должна производиться способами, обеспечивающими сохранение технических свойств древесины.
12. Массовый неквалифицированный сбор лекарственных растений привел к тому, что теперь все труднее встретить нужное растение. Идет безжалостное уничтожение природных богатств, и мало кто заботится о их сохранности и приумножении. Забыт неписаный закон: собвал одно растение _ посади десять. В целях сохранения природных ресурсов в настоящей статье установлены нормы сбора лекарственных растений, а именно способы сбора. Следует помнить, что на лекарственные растения, как и на все другое, бывают урожайные и малоурожайные годы. Запрещается делать заготовку трав из года в год на одном и том же месте _ они должны воспроизвести свои естественные запасы. Особый акцент сделан на том, как и когда производится повторный сбор сырья лекарственных растений в одной и той же заросли (угодье). При отсутствии данных о сроках ведения повторных заготовок сырья для какого-либо вида лекарственного растения гражданам рекомендуется руководствоваться правилами, установленными п. 5 ст. 34 ЛК РФ и приказом МПР РФ от 10 апреля 2007 г. N 83 "Об утверждении Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений":
- заготовка соцветий и надземных органов ("травы") однолетних растений проводится на одной заросли один раз в 2 года;
- надземных органов ("травы") многолетних растений - один раз в 4-6 лет; подземных органов большинства видов лекарственных растений - не чаще одного раза в 15-20 лет.
Статья 4. "Порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд"
1. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд не является предпринимательской деятельностью.
2. В процессе лесопользования граждане вправе по договору купли-продажи без проведения аукционов заготавливать древесину для целей отопления, строительства и ремонта жилых домов, жилых строений и хозяйственных построек, для восстановления таких построек и строений, поврежденных в результате стихийных бедствий и пожаров. В этих целях граждане обязаны использовать только спелые и перестойные лесные насаждения, а также лес, поваленный при санитарной очистке.
3. Заготовка дров для отопления производится в порядке очистки лесных насаждений от захламленности, уборки ветровальных, буреломных, усыхающих, сухостойных, поврежденных болезнями и вредителями деревьев, при проведении выборочных рубок, а также при проведении сплошных рубок в насаждениях, утративших биологическую устойчивость, в перестойных насаждениях.
4. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
5. Договоры купли-продажи лесных насаждений для осуществления гражданами заготовки древесины для собственных нужд заключаются без проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
6. Древесина предоставляется за плату по ставкам, установленным на основании Постановления Правительства Московской области от 13 сентября 2007 г. N 675/31. Ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд утверждены в целях обеспечения принципа платности использования лесов и установлены в соответствии с федеральными ставками за единицу объема древесины. В указанном постановлении законодательно закреплен полный перечень лесных пород с разбивкой древесины на деловую, используемую гражданами Московской области в целях собственного строительства, и дровяную, применяемую в качестве топлива.
7. Граждане, желающие осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, направляют заявление о заключении договора о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд, в письменной форме в лесничество или лесопарк, на территории которого предполагается заготовка древесины.
8. Для рассмотрения заявлений граждан в лесничестве или лесопарке создается Комиссия.
9. Состав Комиссии утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
10. В заявлении гражданина, желающего осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, указываются:
- фамилия, имя и отчество гражданина, место жительства;
- цель использования древесины;
- объемы заготовки древесины с указанием древесных пород;
- место предполагаемой заготовки.
К заявлению прилагаются документы, удостоверяющие личность заявителя, подтверждающие права на земельный участок, на котором осуществляется строительство или ремонт, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, разрешение на строительство и проектно-сметная документация. Все документы представляются в копиях с одновременным предоставлением оригинала для сверки. Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются лицом, принимающим документы, а оригиналы возвращаются гражданину.
11. Комиссия определяет обоснованность заявки на заготовку древесины для собственных нужд. Заключение Комиссии о выделении древесины для собственных нужд (далее - заключение) оформляется в течение пятнадцати календарных дней с даты поступления заявления.
Комиссия осуществляет учет заявителей и учет выделенной древесины. Заключение Комиссии с приложением заявления гражданина и документов направляется в уполномоченный орган. С учетом заключения Комиссии уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней с даты поступления заключения принимает решение о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан или направляет заявителю мотивированный отказ.
12. В решении уполномоченного органа о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан указывается срок действия договора, цель заготовки древесины, место заготовки и объем заготавливаемой древесины с указанием древесных пород.
Статья 5. Порядок заключения гражданами договоров
купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд
1. Договор купли-продажи лесных насаждений для осуществления гражданами заготовки древесины для собственных нужд заключается на основании решения уполномоченного органа.
Основное отличие договора купли-продажи лесных насаждений от договора аренды заключается в предмете, поскольку лес используется в этом случае без предоставления лесного участка. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд представляет собой исполнение обязанности по гражданско-правовому договору и носит неналоговый характер.
2. В договоре купли-продажи указываются: местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел), объем подлежащей заготовке древесины и другие сведения в соответствии с примерной формой договора купли-продажи лесных насаждений, разработанной в соответствии с Лесным кодексом и утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 406. При этом в соответствии с п. 5 ст. 75 Лесного кодекса РФ срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.
3. Срок для заключения сторонами договора купли-продажи лесных насаждений установлен законодателем в 10 рабочих дней со дня принятия решения уполномоченного органа о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
Статья 6. "Нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд"
1.
Деловая древесина | Дровяная древесина | ||||||
для строительства жилых строений или жилых домов | для ремонта или реконструкции жилых строений или жилых домов | для строительства и ремонта хозяйственных построек | для отопления жилых строений или жилых домов | ||||
объем | периодичность | объем | периодичность | объем | периодичность | объем | периодичность |
До 100 куб. м | Один раз в 50 лет | До 20 куб. м | Один раз в 20 лет | До 20 куб. м | Один раз в 10 лет | До 10 куб. м | Ежегодно |
Комментируемая статья устанавливает нормативы заготовки гражданами в лесах Московской области древесины для собственных нужд в целях строительства и использования в подсобном хозяйстве. Так, для осуществления строительства собственного дома гражданин сможет раз в 50 лет срубить 100 куб. м древесины, а для ремонта и строительства хозяйственных построек - 20 куб. м раз в 20 лет. Но при этом всем жителям Подмосковья разрешается каждый год рубить 10 куб. м лесной древесины на дрова.
2. В случае восстановления строений и построек, поврежденных в результате стихийных бедствий и пожаров, древесина предоставляется в соответствии с указанными нормативами единовременно вне зависимости от давности заключения гражданином предыдущего договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Статья 7. "Исключительные случаи заготовки древесины
на основании договора купли-продажи лесных насаждений"
В целях обеспечения государственных или муниципальных нужд на территории Московской области допускается осуществление заготовки древесины в исключительных случаях.
К исключительным случаям заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений на территории Московской области относится заготовка древесины при:
проведении работ по предупреждению и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера посредством проведения уборки ветровалов, снеголомов, рубки насаждений, поврежденных лесными пожарами, а также рубки деревьев, угрожающих падением на линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, здания, строения и сооружения;
осуществлении строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры;
проведении работ по закреплению на местности границ лесных участков, таксации лесов, разрубке квартальных просек;
расчистке смотровых полос судоходных путей по берегам водных объектов;
заготовке древесины для обеспечения потребностей государственных и муниципальных учреждений (строительства, реконструкции, ремонта, отопления).
Порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений в исключительных случаях заготовки древесины, а также плата по нему устанавливаются на основании норм настоящего Закона и определяются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Статья 8. "Вступление в силу настоящего Закона"
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данные конституционные предписания носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты как федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации.
В демократическом государстве крайне необходимо, чтобы закон был доведен до всеобщего сведения, поскольку состояние гласности в сфере законодательства непосредственно затрагивает права и законные интересы граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть чьей-то привилегией.
Официальное опубликование (обнародование) законов имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что абсолютно необходимо для их реализации. При этом именно официальное опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, т.е. тому тексту, который был принят компетентным органом и подписан компетентным должностным лицом.
Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определен общий срок вступления в силу законов субъекта - со дня официальной публикации. По отношению к срокам начала действия региональных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина предусмотрены специальные требования - не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Процедура принятия, обнародования, опубликования, вступления в силу и оформления законов Московской области, принимаемых Московской областной Думой, установлена Законом Московской области от 20 ноября 1996 г. N 52/96-ОЗ "О порядке принятия, обнародования, вступления в силу и хранения Устава Московской области и законов Московской области". Главой IV указанного Закона закреплен порядок опубликования законов Московской области в официальном источнике - газете "Ежедневные новости. Подмосковье".
Комментируемая статья предусматривает, что Закон Московской области "Об использовании лесов на территории Московской области" вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Текст комментируемого Закона опубликован в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 21 июля 2007 г., N 130.
Следовательно, настоящий Закон вступил в силу 22 июля 2007 г. и распространяет свое действие на всю территорию Московской области.
Юрист ООО "Гарант-центр" | М.Н. Королева |
Юрист ООО "Гарант-центр" | О.Н. Чернышковаа |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Королева М.Н., Чернышкова О.Н. Комментарий к Закону Московской области от 12 июля 2007 г. N 104/2007-ОЗ "Об использовании лесов на территории Московской области" - ООО "Гарант-Центр", 2008