2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по вопросам местного самоуправления (председатель Широков О.А.).
Глава Щелковского
муниципального района |
Л.А. Твердохлебов |
Положение
о правотворческой инициативе граждан на территории
Щелковского муниципального района
(утв. решением Совета депутатов Щелковского муниципального района
Московской области от 30 октября 2007 г. N 258/41)
1. Общие положения
1.1. Положение о правотворческой инициативе граждан на территории Щелковского муниципального района (далее - Положение) разработано на основании статьи 26 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 17 Устава Щелковского муниципального района и определяет порядок реализации права граждан на осуществление местного самоуправления посредством выступления с правотворческой инициативой.
1.2. Под правотворческой инициативой в настоящем Положении понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления Щелковского муниципального района проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. С учетом норм статей 10 и 11 Устава Щелковского муниципального района данное право принадлежит также и иностранным гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории Щелковского муниципального района.
1.3. Условием правомочности выступления с правотворческой инициативой на территории Щелковского муниципального района является обладание гражданами избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления Щелковского муниципального района.
1.4. Реализация правотворческой инициативы осуществляется через инициативные группы граждан, проживающих на территории Щелковского муниципального района (далее - граждане).
1.5. В качестве правотворческой инициативы может быть представлен:
1.5.1. Проект Устава Щелковского муниципального района.
1.5.2. Проект нормативного правового акта об изменениях в действующий Устав Щелковского муниципального района.
1.5.3. Проект нормативного и иного правового акта Совета депутатов Щелковского муниципального района, проект нормативного правового акта об изменениях в действующий муниципальный правовой акт Совета депутатов Щелковского муниципального района.
1.5.4. Проекты правовых актов главы Щелковского муниципального района, Совета депутатов Щелковского муниципального района, проекты правовых актов об изменениях в них.
1.5.5. Проекты иных муниципальных правовых актов, в том числе принятых на местном референдуме Щелковского муниципального района.
1.6. Не подлежат рассмотрению проекты муниципальных правовых актов, выносимые в порядке правотворческой инициативы и направленные на отмену, внесение изменений:
1.6.1. В решения, принятые на местном референдуме Щелковского муниципального района, со дня опубликования которых прошло менее двух лет.
1.6.2. В вопросы, связанные с принятием бюджета Щелковского муниципального района, внесением в бюджет Щелковского муниципального района изменений.
1.6.3. В вопросы, не относящиеся к вопросам местного значения Щелковского муниципального района.
1.7. Правотворческая инициатива граждан должна быть выражена в виде предлагаемого к принятию проекта муниципального правового акта Щелковского муниципального района и пояснительной записки, обосновывающей в произвольной форме необходимость принятия предлагаемого муниципального правового акта.
2. Порядок создания инициативной группы по реализации
правотворческой инициативы и оформления
правотворческой инициативы
2.1. Создание инициативной группы по внесению проектов муниципальных правовых актов в органы местного самоуправления Щелковского муниципального района осуществляется на основе свободного волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства или работы, во время проведения массовых акций, а также общественными объединениями граждан. Члены инициативной группы избирают из своего состава председателя и секретаря для проведения заседания по оформлению правотворческой инициативы. Заседание инициативной группы правомочно при условии вхождения в ее состав не менее десяти граждан.
2.2. Членом инициативной группы может быть совершеннолетний дееспособный гражданин, обладающий избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления Щелковского муниципального района.
2.3. Инициативная группа считается созданной с момента принятия гражданами на заседании решения о ее создании. Указанное решение оформляется протоколом заседания инициативной группы и подписывается всеми членами инициативной группы. Инициативная группа на заседании утверждает также состав уполномоченных по сбору подписей в поддержку правотворческой инициативы.
2.4. В протоколе в произвольной форме также указывается краткое содержание обстоятельств, вызвавших необходимость внесения правотворческой инициативы, излагается формулировка проекта муниципального правового акта, вносимого на рассмотрение органа местного самоуправления Щелковского муниципального района, результаты голосования по ней, фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес места жительства каждого члена инициативной группы. К протоколу прилагается завизированный председателем инициативной группы проект муниципального правового акта, вносимого на рассмотрение органа местного самоуправления Щелковского муниципального района.
2.5. В порядке реализации гарантий прав граждан на осуществление местного самоуправления (правотворческую инициативу), установленных статьей 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 11 Устава Щелковского муниципального района, инициативная группа вправе получить от органов власти Щелковского муниципального района методические рекомендации по подготовке муниципальных правовых актов.
3. Сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы
3.1. Инициативная группа вправе осуществлять сбор подписей граждан в поддержку правотворческой инициативы после своего создания и проведения оповещения (информирования) граждан об организации сбора подписей.
3.2. Для поддержки правотворческой инициативы необходимо собрать подписи не менее 100 граждан, обладающих избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления Щелковского муниципального района (в населенных пунктах до 1000 человек - не менее 50 человек).
3.3. Осуществлять сбор подписей вправе совершеннолетний дееспособный гражданин.
3.4. Каждый гражданин имеет право беспрепятственного выражения мнения (агитации) в поддержку или против правотворческой инициативы в соответствии с действующим законодательством с момента, когда ему станет известно о сборе подписей в поддержку правотворческой инициативы.
Агитация может осуществляться путем проведения собраний, встреч с гражданами, дискуссий, распространения агитационных печатных материалов, через средства массовой информации и иными законными методами агитации.
Порядок предоставления для агитации эфирного времени и его объем устанавливаются главой Щелковского муниципального района по согласованию с ТРК "Щелково".
Печатные средства массовой информации, публикующие муниципальные акты Щелковского муниципального района, обязаны обеспечить возможность платной публикации проектов правовых актов, вносимых инициативной группой в качестве правотворческой инициативы.
3.5. Подписи граждан в поддержку правотворческой инициативы собираются посредством внесения их в подписные листы (приложение N 1), содержащие формулировку проекта муниципального правового акта, вносимого на рассмотрение органа местного самоуправления Щелковского муниципального района.
Лицо, собирающее подписи, должно представить завизированный текст указанного проекта муниципального правового акта по требованию граждан, ставящих свои подписи в подписные листы.
3.6. Гражданин ставит свою подпись в подписном листе и дату ее внесения собственноручно. В подписном листе рукописным способом указываются фамилия, имя, отчество гражданина, поставившего подпись, год рождения (в возрасте 18 лет на день сбора подписей - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа.
3.7. Расходы, связанные со сбором подписей, оповещением через средства массовой информации, несет инициативная группа.
4. Проверка достоверности подписей, содержащихся
в подписных листах
4.1. После окончания сбора подписей инициативная группа вносит в соответствующий орган местного самоуправления Щелковского муниципального района проект муниципального правового акта с пояснительной запиской, а также итоговый протокол инициативной группы о результатах сбора подписей, в котором указывается общее количество собранных подписей, с пронумерованными и сброшюрованными подписными листами. В сопроводительном письме должны быть указаны лица, уполномоченные представлять инициативную группу в процессе рассмотрения органами местного самоуправления Щелковского муниципального района правотворческой инициативы, в том числе докладчик по проекту муниципального правового акта из числа уполномоченных представителей инициативной группы. К сопроводительному письму прилагается также протокол о создании инициативной группы.
4.2. В десятидневный срок со дня получения органами местного самоуправления Щелковского муниципального района итоговых документов инициативной группы указанными органами при участии представителя инициативной группы проводится проверка правильности оформления подписных листов и достоверности содержащихся в них сведений. Для организации данной проверки руководителем органа муниципальной власти, в который была направлена правотворческая инициатива, создается рабочая группа не менее чем из трех специалистов.
4.3. В случае выявления данных о применении принуждения при сборе подписей, а также обнаружения фактов фальсификации в подписных листах (более чем 10% от проверяемых подписей) органы местного самоуправления Щелковского муниципального района вправе не рассматривать правотворческую инициативу.
Представители инициативной группы вправе обжаловать в установленном законодательством порядке результаты проверки собранных в поддержку правотворческой инициативы подписей.
5. Рассмотрение правотворческой инициативы в органах местного
самоуправления Щелковского муниципального района
5.1. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке правотворческой инициативы, подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом местного самоуправления Щелковского муниципального района в течение месяца со дня его официального представления инициативной группой в органы местного самоуправления Щелковского муниципального района.
При необходимости получения согласований, справочного или иного материала, необходимого для рассмотрения правотворческой инициативы, срок рассмотрения увеличивается, но не более чем на один месяц.
5.2. Рассмотрение правотворческой инициативы, внесенной в Совет депутатов Щелковского района, проводится на открытом заседании Совета депутатов Щелковского муниципального района с участием уполномоченных представителей инициативной группы.
Рассмотрение правотворческой инициативы, направленной главе Щелковского муниципального района, осуществляется на личном приеме уполномоченных представителей инициативной группы главой Щелковского муниципального района.
5.3. Непосредственному рассмотрению проекта муниципального правового акта предшествует его направление в соответствующие подразделения администрации и депутатские комиссии Совета депутатов Щелковского муниципального района для подготовки заключений и согласований.
Для участия в согласовании технических и редакционных правок проекта муниципального правового акта представители инициативной группы уведомляются соответствующими подразделениями администрации или депутатскими комиссиями Совета депутатов Щелковского муниципального района в рабочем порядке в сроки, обеспечивающие участие представителей инициативной группы в процедуре согласования.
При необходимости и возможности согласовать различные варианты проекта муниципального правового акта для вынесения на непосредственное рассмотрение согласованного варианта проекта муниципального правового акта по предложению инициативной группы руководителем органа местного самоуправления, в который была направлена правотворческая инициатива, должна быть создана согласительная комиссия.
5.4. Инициативная группа не позднее чем за десять дней официально уведомляется о времени, месте, участниках рассмотрения проекта муниципального правового акта руководителем органа местного самоуправления, в который была направлена правотворческая инициатива.
Представляет проект муниципального правового акта докладчик, указанный в сопроводительном письме к представленному проекту муниципального правового акта.
Затем слово для выступления предоставляется руководителю соответствующего органа местного самоуправления Щелковского муниципального района для представления заключений и согласований по проекту муниципального правового акта, выражения мотивированной позиции.
Далее слово для реплик предоставляется докладчику, иным представителям инициативной группы граждан, участвующим в реализации правотворческой инициативы. Инициативная группа вправе приглашать независимых специалистов на рассмотрение проекта муниципального правового акта, пользоваться их заключениями по проекту муниципального правового акта.
5.5. Проект муниципального правового акта, внесенный в качестве правотворческой инициативы, принимается в порядке, установленном для принятия муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Щелковского муниципального района.
Решение по результатам рассмотрения правотворческой инициативы должно быть мотивированным, а в случае отказа в принятии соответствующего муниципального правового акта должно содержать правовые основания такого отказа. В случае отрицательного результата рассмотрения проекта муниципального правового акта инициативная группа вправе при опубликовании результатов рассмотрения выразить свое особое мнение.
5.6. Результаты рассмотрения правотворческой инициативы (в том числе и особое мнение инициативной группы в случае отрицательного решения) опубликовываются в средствах массовой информации в порядке, предусмотренном для опубликования муниципальных правовых актов Щелковского муниципального района, и официально в письменной форме доводятся до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Приложение N 1
к Положению
Подписной лист
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем следующее предложение
инициативной группы граждан по внесению правотворческой инициативы
(протокол создания от ______________):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(формулировка правотворческой инициативы)
N п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Год рождения | Адрес места жительства |
Паспорт или заменяющий его документ |
Дата внесения подписи |
Подпись |
Подписной лист удостоверяю:
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, серия
_________________________________________________________________________
и номер паспорта или заменяющего его документа лица,
собиравшего подписи)
________________
(подпись и дата)
Уполномоченный представитель инициативной группы:
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, год рождения,
_________________________________________________________________________
место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа)
_______________
(подпись и дата)
Примечание. Подписной лист может быть продолжен на обороте листа с
сохранением порядкового номера таблицы подписного листа и указанием
реквизитов уполномоченного представителя инициативной группы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положением устанавливается порядок реализации права граждан на осуществление местного самоуправления посредством выступления с правотворческой инициативой. Перечислены проекты муниципальных правовых актов, которые могут быть представлены в качестве правотворческой инициативы, а также проекты, которые не подлежат рассмотрению.
Определен порядок формирования инициативной группы граждан. Инициативная группа считается созданной с момента принятия гражданами на заседании решения о ее создании. Представлено структурное содержание протокола заседания.
Установлены правила сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы. Подписи граждан в поддержку правотворческой инициативы собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку проекта муниципального правового акта, вносимого на рассмотрение органа местного самоуправления. При этом расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
Описана процедура проверки достоверности подписей, содержащихся в подписных листах.
Утвержден порядок рассмотрения правотворческой инициативы в органах местного самоуправления. Результаты рассмотрения правотворческой инициативы подлежат опубликованию в средствах массовой информации.
Решение Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 30 октября 2007 г. N 258/41 "Об утверждении Положения о правотворческой инициативе граждан на территории Щелковского муниципального района Московской области"
Текст решения опубликован в газете Щелковского муниципального района Московской области "Время" от 26 марта 2008 г., N 22