Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
Серпуховского муниципального района
Московской области
от 5 сентября 2007 г. N 6/54
Положение
о подготовке, переподготовке и повышении квалификации
муниципальных служащих администрации Серпуховского
муниципального района
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и последовательности формирования, размещения заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих в администрации Серпуховского муниципального района.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ и иными федеральными законами и законами Московской области, Уставом Серпуховского муниципального района, Положением о муниципальной службе в Серпуховском муниципальном районе и иными нормативными правовыми актами.
1.3. Подготовка предполагает получение высшего профессионального или второго высшего профессионального образования на базе среднего, среднего профессионального или высшего профессионального образования соответственно.
1.4. Основными принципами профессиональной переподготовки и повышения квалификации являются обязательность, периодичность, целевая направленность.
1.5. Профессиональная переподготовка в качестве видов обучения включает программы профессиональной переподготовки объемом от 500 часов и программы дополнительного образования объемом свыше 1000 часов, осуществляемые с целью адаптации муниципальных служащих к новым условиям деятельности органов местного самоуправления, для выполнения нового вида профессиональной деятельности и получения дополнительной квалификации.
1.6. Повышение квалификации - это обучение муниципальных служащих с целью обновления теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
1.7. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации могут проходить с отрывом, без отрыва, с частичным отрывом от службы (очная, очно-заочная, заочная).
1.8. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется на основе конкурса, проводимого среди образовательных учреждений высшего или дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующие лицензию и государственные аккредитации.
2. Основания для подготовки, переподготовки и повышения
квалификации муниципальных служащих
2.1. Основаниями для направления муниципальных служащих администрации Серпуховского муниципального района на повышение квалификации и профессиональную переподготовку являются:
- поступление на муниципальную службу (впервые вступившие и проработавшие в должности не менее одного года);
- наступление очередного срока повышения квалификации;
- рекомендации аттестационной комиссии;
- включение в кадровый резерв на замещение вакантной должности гражданской службы или в кадровый резерв на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы;
- назначение муниципального служащего на вышестоящую муниципальную должность;
- перевод на муниципальную должность иной группы или специальности;
- инициатива муниципального служащего;
- ходатайство руководителя подразделения администрации Серпуховского муниципального района.
2.2. Уровень образования муниципальных служащих, направляемых на профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.
2.3. Направление муниципальных служащих администрации Серпуховского муниципального района на профессиональную переподготовку и повышение квалификации оформляется распоряжением главы Серпуховского муниципального района с указанием сроков, места и формы обучения.
2.4. Информация о программах и сроках проведения курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих доводится общим отделом администрации Серпуховского муниципального района до сведения руководителей и специалистов подразделений администрации Серпуховского муниципального района.
3. Финансирование профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
муниципальных служащих
3.1. Профессиональная подготовка кадров осуществляется за счет личных средств муниципальных служащих.
3.2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования "Серпуховский муниципальный район" (далее - местный бюджет).
3.3. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляется на основании договоров, заключаемых администрацией Серпуховского муниципального района с образовательными учреждениями высшего или дополнительного образования, выбранными на конкурсной основе.
3.4. При направлении муниципального служащего на повышение квалификации за счет средств местного бюджета с отрывом от службы за таким служащим сохраняются место работы (должность) и денежное содержание.
3.5. Муниципальным служащим, направляемым на профессиональную переподготовку и повышение квалификации с отрывом от службы в другую местность, производится оплата проезда к месту учебы и обратно, а также оплата расходов на проживание и командировочных расходов за счет средств местного бюджета в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
3.6. Муниципальные служащие, проходящие переподготовку или повышение квалификации за счет бюджетных средств и увольняющиеся из администрации Серпуховского муниципального района в период обучения, теряют право на дальнейшее обучение за счет средств местного бюджета муниципального образования.
3.7. В случае увольнения по инициативе служащего до истечения срока, обусловленного договором об обучении за счет средств местного бюджета, муниципальный служащий обязан возместить расходы, произведенные за счет средств местного бюджета на его обучение после увольнения, если иное не предусмотрено договором об обучении.
3.8. Муниципальным служащим, увольняемым из администрации Серпуховского муниципального района в связи с ликвидацией или реорганизацией, сокращением штата или численности служащих в период прохождения переподготовки, гарантируется право на продолжение обучения за счет бюджетных средств.
4. Требования к программам подготовки, переподготовки
и повышения квалификации муниципальных служащих
4.1. Программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации должны обеспечить получение муниципальными служащими необходимых знаний, навыков и умений с учетом специализации профессиональной деятельности.
4.2. Программы профессиональной подготовки должны соответствовать утвержденным государственным образовательным стандартам профессионального образования.
4.3. Программы могут быть ориентированы с учетом специфики деятельности органов местного самоуправления и иметь следующие направления:
- "Государственное и муниципальное управление";
- "Финансы и кредит";
- "Информационные технологии";
- "Управление закупками продукции для государственных и муниципальных нужд";
- другие направления.
4.4. Программы должны включать современные технологии обучения, деловые игры, тренинги, разбор практических ситуаций, занятия с использованием компьютеров и иных аппаратных средств обучения, обмен опытом и др.
4.5. Формы и сроки профессиональной переподготовки и повышения квалификации устанавливаются образовательным учреждением повышения квалификации.
4.6. Каждая программа, представленная на конкурсный отбор, должна содержать перечень учебно-методических материалов, используемых при ее реализации.
4.7. Программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих должны реализовываться в образовательном учреждении, прошедшем государственную аккредитацию и имеющем соответствующую лицензию на право ведения образовательной деятельности.
5. Профессиональная подготовка и переподготовка
муниципальных служащих
5.1. Профессиональная переподготовка осуществляется по мере необходимости, но не позднее чем через два года со дня назначения на должность:
- для лиц, впервые назначенных на муниципальные должности муниципальной службы;
- для лиц, назначенных на вышестоящие муниципальные должности;
- для лиц, назначенных на муниципальные должности группы иной специализации;
- для лиц, включенных в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей муниципальной службы высшей, главной, ведущей групп муниципальных должностей.
5.2. Профессиональная подготовка осуществляется за счет личных средств муниципального служащего без отрыва от службы, согласование не требуется.
5.3. Освоение программ завершается государственной итоговой аттестацией, по результатам которой выдаются следующие документы:
- диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, дающий право заниматься профессиональной деятельностью в определенной сфере управления (для лиц, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки свыше 500 аудиторных часов);
- диплом о присвоении квалификации (для лиц, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для присвоения соответствующей дополнительной квалификации свыше 1000 часов).
5.4. Копия документа о полученном образовании вместе с приложением вносится в личное дело служащего по месту прохождения службы.
6. Повышение квалификации муниципальных служащих
6.1. Повышение квалификации проводится в течение всего периода нахождения на муниципальной службе.
6.2. Периодичность прохождения повышения квалификации осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года для лиц, замещающих должности муниципальной службы всех групп должностей.
6.3. Для лиц, впервые принятых на муниципальную службу, повышение квалификации по направлениям профильных и/или управленческих дисциплин, как правило, является обязательным в течение первого года работы.
6.4. Повышение квалификации является обязательным для всех муниципальных служащих.
6.5. Повышение квалификации включает следующие виды обучения:
- краткосрочные программы объемом до 72 часов по конкретным вопросам профессиональной деятельности;
- тематические семинары и программы от 72 до 100 часов по проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, муниципального образования;
- среднесрочные программы объемом от 100 до 500 часов, направленные на комплексное изучение актуальных проблем по профилю деятельности;
- стажировка;
- обучение по индивидуальным программам.
6.6. Освоение программ повышения квалификации в образовательном учреждении высшего и дополнительного профессионального образования завершается итоговой аттестацией, по результатам которой выдаются:
- удостоверение о повышении квалификации (для лиц, прошедших обучение в объеме от 72 часов до 100 часов);
- свидетельство о повышении квалификации (для лиц, прошедших обучение в объеме свыше 100 часов).
6.7. Освоение программ в образовательном учреждении высшего или дополнительного профессионального образования в объеме до 72 часов подтверждается выдачей сертификата учебного заведения.
6.8. Лицами, не завершившими освоение избранной программы дополнительного профессионального образования или же не прошедшими итоговую аттестацию, представляется в общий отдел копия справки, в которой отражается объем и содержание освоенных тем, для приобщения к личному делу.
7. Организация работы по подготовке, переподготовке
и повышению квалификации муниципальных служащих
7.1. Работу по организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышению квалификации муниципальных служащих осуществляет общий отдел администрации Серпуховского муниципального района.
7.2. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации включает в себя:
- определение потребности в обучении;
- согласование конкретных сроков обучения и формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации за счет средств местного бюджета с руководителями органов (структурных подразделений) администрации Серпуховского муниципального района;
- формирование сводной заявки на обучение;
- согласование программ обучения;
- формирование и предоставление списков групп для обучения;
- осуществление контроля обучения, анализа информации об эффективности обучения;
- внесение сведений об окончании профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации в личное дело;
- подготовка аналитических записок по итогам обучения муниципальных служащих за год.
7.3. В целях реализации муниципальной кадровой политики по удовлетворению потребности органов местного самоуправления в обучении муниципальных служащих подготовка, переподготовка и повышение квалификации осуществляется на основе размещения муниципального заказа, финансируемого за счет бюджетных средств.
7.4. Руководители подразделений администрации Серпуховского муниципального района в срок до 1 сентября текущего года вносят предложения по профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих, находящихся у них в подчинении, на очередной год и на среднесрочную перспективу (два последующих за очередным года) с указанием формы (с полным или частичным отрывом или без отрыва от службы) и сроков обучения, которые направляются в общий отдел администрации Серпуховского муниципального района.
7.5. Общий отдел администрации Серпуховского муниципального района по указанию главы Серпуховского муниципального района в срок до 15 сентября календарного года выполняет расчет потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих с учетом предложений руководителей подразделений администрации.
7.6. В первоочередном порядке в состав лиц, направляемых на обучение, включаются муниципальные служащие, являющиеся кандидатами на перевод на вышестоящую должность муниципальной службы или должность муниципальной службы иной специализации.
7.7. При расчете потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих в расчет не включаются:
- обучающиеся в высших учебных заведениях, аспирантуре или докторантуре без отрыва от службы;
- обучающиеся на момент формирования заявки в образовательных учреждениях дополнительного образования по профилю специальности;
- достигающие предельного возраста нахождения на службе в расчетном году;
- находящиеся в длительных отпусках (по беременности и родам, уходу за ребенком и т.п.);
- проходившие профессиональную переподготовку и повышение квалификации или окончившие учебные заведения в течение двух календарных лет, предшествующих расчетному.
7.8. Общий отдел администрации Серпуховского муниципального района не позднее 1 октября предшествующего года представляет проект годовой программы развития муниципальной службы и план профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих на среднесрочную перспективу главе/Совету депутатов Серпуховского муниципального района на согласование и утверждение.
7.9. Годовая программа развития муниципальной службы с планом профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих учитывается при составлении бюджета на очередной финансовый год.
Среднесрочный план профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих учитывается при составлении среднесрочного финансового плана.
7.10. На основании годового плана профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих формируется заявка на обучение и не позднее 1 ноября формируется муниципальный заказ на очередной финансовый год.
8. Муниципальный заказ
8.1. Отбор образовательных, научных, консультационных и иных организаций для проведения профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих осуществляется в соответствии с действующим законодательством по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд.
8.2. Основой формирования муниципального заказа является годовой план профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих администрации Серпуховского муниципального района, сформированный в соответствии с расчетом потребности в обучении кадров на соответствующий календарный год.
8.3. Годовой план профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих Серпуховского муниципального района содержит следующие сведения:
- численность подлежащих обучению муниципальных служащих (отдельно по программам повышения квалификации и по программам подготовки и переподготовки) и уровень образования согласно приложению N 1;
- списки подлежащих обучению муниципальных служащих с указанием фамилии, имени, отчества, должности (с указанием структурного подразделения), стажа муниципальной или иной службы согласно приложению N 2.
8.4. Муниципальный заказ включает в себя:
- муниципальный заказ на профессиональную подготовку и переподготовку муниципальных служащих;
- муниципальный заказ на повышение квалификации муниципальных служащих.
8.5. Муниципальный заказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих рассчитывается на основе:
- прогнозируемой численности муниципальных служащих, подлежащих обучению, по категориям должностей, направлениям, видам, формам и срокам обучения в соответствии с программами обучения, предусмотренными в пределах финансового года;
- экономических нормативов для определения стоимости обучения по группам должностей и видам обучения муниципальных служащих.
8.6. Муниципальный заказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих должен содержать следующие сведения;
- численность подлежащих обучению муниципальных служащих;
- объем средств, необходимых для оплаты обучения и сопутствующих расходов;
- объем средств для финансирования научно-методического и информационно-аналитического сопровождения муниципального заказа;
- направления профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
8.7. Муниципальный заказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих формируется аттестационной комиссией по согласованию с главой Серпуховского муниципального района.
9. Особенности прохождения обучения без отрыва
от муниципальной службы
9.1. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации без отрыва от муниципальной службы оформляется путем заключения дополнительного к трудовому договору (контракту) соглашения об обучении.
9.2. Дополнительное соглашение об обучении должно содержать: наименование сторон; указание на конкретную специальность или квалификацию, приобретаемую муниципальным служащим; обязанность администрации Серпуховского муниципального района обеспечить обучающемуся возможность обучения без отрыва от службы; обязанность муниципального служащего пройти обучение; срок обучения; размер оплаты труда за время обучения и иные условия, определенные сторонами.
9.3. Время обучения в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для муниципального служащего.
9.4. Муниципальные служащие, проходящие обучение без отрыва от службы, по дополнительному соглашению об обучении могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору (контракту) либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени.
9.5. По решению руководителя подразделения администрации Серпуховского муниципального района муниципальному служащему устанавливается рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. Сокращение рабочего времени производится путем предоставления в период обучения одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.
9.6. Общий отдел администрации Серпуховского муниципального района согласует с учебным заведением высшего или дополнительного образования график и формы сдачи текущих и итоговых зачетов и экзаменов.
Управляющий делами администрации
Серпуховского муниципального района
Московской области |
И.С. Филатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.