Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
городского округа Троицк
Московской области
от 17 апреля 2008 г. N 532/82
Целевая программа "Начальная школа - ресурсный центр"
на период 2008-2012 года
I. Паспорт программы
Наименование программы |
Целевая программа "Начальная школа - ресурсный центр" на период 2008-2012 года |
Дата утверждения |
Решение Совета депутатов г. Троицка от 17.04.2008 г. N 532/82 |
Заказчик программы | Управление образования Администрация города Троицка |
Основные разработчики программы |
МОУ "Начальная общеобразовательная школа" города Троицка |
Основные исполнители программы |
МОУ "Начальная общеобразовательная школа" города Троицка |
Основная цель программы |
Реализация модели "Начальная школа - ресурсный центр", ориентированной на развитие образования в городе и удовлетворяющей возрастающим потребностям практики в научно-методическом, кадровом, информационном обеспечении инновационных процессов, направленных на реализацию компетентностного подхода в образовании. |
Основные задачи программы |
Создать условия для удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей субъектов системы образования города и области; |
Содействовать обновлению содержания, технологий и структуры начального образования, развитию образовательных учреждений, повышению педагогического мастерства работников образовательных учреждений; |
|
Обновить информационно-методическое пространство, способствующее развитию системы образования города, реализации программы модернизации начального образования, организации инновационной и экспериментальной работы, обновления экспертного и аналитико-диагностического обеспечения деятельности образовательных учреждений; |
|
Оказать поддержку педагогическим работникам в инновационной, опытно-экспериментальной деятельности, экспертной оценке авторских программ, учебно-методических пособий и в подготовке к аттестации; |
|
Содействовать выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования. |
|
Сроки и этапы реализации программы |
Период реализации программы: 2008-2012 годы Реализация программы осуществляется в пять этапов: диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий. Первый этап / январь 2008 / - проблемно-ориентированный анализ учебно-воспитательного процесса в Начальной школе; анализ состояния научно-методической, учебно-методической, информационно-методической работы в Начальной школе и г. Троицке; изучение опыта организации Ресурсных центров на базе образовательных учреждений; обоснование актуальности создания Ресурсного центра. Второй этап / февраль - май 2008 / - постановка цели, ее декомпозиция, формулирование гипотезы, определение направлений деятельности РЦ и их содержания, прогнозирование ожидаемых результатов, планирование компенсационных мероприятий. Третий этап / июнь - август 2008 / - включает создание всех необходимых условий для функционирования РЦ. Четвертый этап / сентябрь 2008 - август 2011 / - фиксация исходного состояния, реализация задач деятельности РЦ, содержательных направлений деятельности, отслеживание результатов и корректировка планов. Пятый этап / сентябрь 2011 - декабрь 2012 / - обработка результатов, соотнесение результатов эксперимента с поставленными задачами, оформление и описание хода эксперимента. |
Перечень подпрограмм или основных мероприятий программы |
Ведущими направлениями деятельности РЦ являются: Информационно-методическое; Учебно-методическое; Научно-методическое. Информационно-методическое направление: создание и использование банка данных программно-методических, учебно-методических, диагностических, нормативно-правовых материалов для обеспечения педагогического процесса на основе реализации компетентностного развития младших школьников; пропаганда передового педагогического опыта модернизации начального образования. Формы работы: совещания-семинары, конференции, круглые столы, мастер - классы, педагогические чтения, методические выставки, курсы повышения квалификации, предоставление доступа к информационным ресурсам РЦ. В качестве сервисной услуги: выпуск методических сборников, УМК пособий, информационных бюллетеней, программ, учебно-методических пособий, сборников статей из опыта работы, наглядных пособий, компьютерных презентаций, тематических планов, др. информационно-методической документации. Учебно-методическое направление: организация проблемных и тематических семинаров, практикумов, групповых и индивидуальных консультаций по специальному плану или заявкам педагогов и образовательных учреждений, целевые программы подготовки учителей по новым учебным программам, стажировка. Формы работы: тестирование, анкетирование, собеседование, анализ практической деятельности и др. формы, определяемые тематикой семинаров, консультаций и др. мероприятий. Организация временных творческих групп, мастерских, обучение в малых группах и индивидуально помогут преодолеть просветительский и репродуктивный характер повышения квалификации и педагогического мастерства педагогов, отдавая предпочтение активным формам. Научно-методическое направление: методическая помощь экспериментальным площадкам, педагогам-экспериментаторам; апробация новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса, содержания обучения. Формы работы: семинары для педагогов-экспериментаторов, творческие отчеты, консультации, творческие лаборатории. Оказание сервисных услуг: экспертиза программ, инновационной и экспериментальной деятельности, экспертиза образовательной деятельности педагогов; помощь в подготовке документов по экспериментальной деятельности. |
Объемы и источники финансирования программы |
Объем финансирования программы в 2008-2012 годах: всего - 2749542 руб., в том числе: местный бюджет - 2449542 руб.; планируемое привлечение средств из: внебюджетных источников-300000 руб.; 2008 год - 460054 рублей; 2009 год - 501700 рублей; 2010 год - 545870 рублей; 2011 год - 595088 рублей; 2012 год - 646830 рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Научно-методические Разработка учебно-методического сопровождения реализации личностно-коммуникативной модели начального обучения "Перспективная начальная школа"; Разработка программы работы с одаренными детьми; Разработка научно-методического и нормативного сопровождения начальной школы повышенного статуса; Участие в экспертизе инновационных программ, инновационных процессов в образовательных учреждениях; Модераторская поддержка экспериментальных площадок образовательных учреждений; Заключение договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями дополнительного образования, научными учреждениями, занятыми повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических работников. Кадровые Расширение сети постоянно действующих семинаров для разных категорий слушателей: учителей начальных классов, классных руководителей, руководителей ШМО, зам. директоров по начальным классам, воспитателей, педагогов дополнительного образования, кадрового состава ЭП; Разработка программ семинаров по использованию новых образовательных технологий; Разработка разнообразных форм мониторинга результативности работы учителя; Создание банка данных об опыте реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников. Программно-методические Разработка и апробация учебно-методических и наглядных пособий предшкольной подготовки; Разработка и апробация учебно-методических и наглядных пособий в рамках УМК "Перспективная начальная школа; Разработка и апробация учебно-методического сопровождения работы с одаренными детьми; Укрепление справочного фонда, фонда методической литературы. |
Система контроля за исполнением программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляется Управлением образования Администрации города Троицка. |
II. Основное содержание
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, повлекли за собой перестройку экономических и ценностных ориентиров российского общества, что повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием.
Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.
В связи с этим, важным представляется требование к такому результату образования, как сформированность учебно-познавательной деятельности, общеучебных умений и навыков, социализации школьников.
В соответствии с этими изменившимися приоритетами образования должна измениться роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен стать не объектом, а субъектом, активным сотрудником процесса приобретения знаний. Учитель должен превратиться из информатора в организатора учения.
С 2003 года МОУ "Начальная общеобразовательная школа вела экспериментальную работу по проблеме реализации Концепции развивающего учебно-воспитательного процесса в условиях педагогической поддержки индивидуальности ребенка в рамках образовательного проекта "Перспективная начальная школа".
Реализация поставленной цели позволила решить совокупность задач:
выделить и апробировать систему приоритетных идей развивающего обучения, адекватную современным условиям начального образования;
обосновать и проверить педагогические условия, обеспечивающие результативное обучение младших школьников на основе взаимодействия развивающих принципов и традиционного принципа прочности;
реализовать эффективную систему взаимосвязи учебной и внеклассной работы, способствующую общему развитию младших школьников
В ходе проведения экспериментальной работы были получены следующие результаты:
Экспериментально проверена и апробирована система дидактических принципов, способствующих выстраиванию личностно ориентированного образовательного процесса, направленного на реализацию культурологической и деятельностной парадигм образования.
Апробировано внедрение целостного комплекта УМК "Перспективная начальная школа".
Определены основные направления разработки и освоения учебных технологий как в общедидактическом плане, так и применительно к методике преподавания отдельных предметов.
Обоснован и апробирован учебный план, реализующий содержание стандарта начального обучения 2004 года и Программу "Перспективная начальная школа".
Разработана психолого-дидактическая концепция системы предшкольной подготовки, опирающаяся на идеи представления целостной картины мира через пошаговое введения образовательного содержания.
Предложена система психолого-педагогического сопровождения учащихся младшего школьного возраста.
Предложена оптимальная система воспитательной работы с учетом современной социокультурной среды, ориентированной на приобщение гуманистических ценностей.
Апробированы формы работы с одаренными детьми через участие их в работе интеллектуальных клубов.
Экспериментальная деятельность МОУ "Начальная общеобразовательная школа" позволила определить перспективное направление дальнейшей работы по развитию образовательной среды школы, заключающееся в реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников. Внедрение компетентностного подхода предполагает внесение изменений в содержание и технологий организации образовательного процесса, в систему оценивания образовательных результатов. Учитель в данных условиях рассматривается как субъект инновационной деятельности и ее организатор. Инновационная деятельность учителя может быть эффективна в контексте целостного изучения личности и профессиональной деятельности педагога. Разработка концепции подготовки учителей к реализации новых образовательных технологий в равной степени актуальна как для образовательного учреждения в целом, так и для учителей-практиков. Этим объясняется актуальность экспериментальной работы по проблеме становления и функционирования модели Начальной школы - ресурсного центра, ориентированного на развитие образования в городе и удовлетворяющего возрастающим потребностям практики в научно-методическом, кадровом, информационном обеспечении инновационных процессов, направленных на реализацию компетентностного подхода в образовании.
2. Цели и задачи Программы
Цель эксперимента - развитие модели Начальной школы - ресурсного центра, ориентированного на развитие образования в городе и удовлетворяющего возрастающим потребностям практики в научно-методическом, кадровом, информационном обеспечении инновационных процессов, направленных на реализацию компетентностного подхода в образовании.
Объект исследования - модель "Начальная школа - ресурсный центр".
Предмет исследования - процесс функционирования Ресурсного центра начального обучения как часть научно-методической системы города Троицка.
Результаты экспериментальной работы Начальной школы за период 2002-2007 г.г. позволил сформулировать гипотезу: создание Ресурсного центра на базе образовательного учреждения, ориентированного на развитие образовательной среды города возможно при условии удовлетворения потребностей участников образовательного пространства в научно-методическом, кадровом и информационном обеспечении реализации программы модернизации образования.
Для проверки гипотезы эксперимента необходимо решить совокупность задач:
Создать условия для удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей субъектов системы образования города и области;
Содействовать обновлению содержания, технологий и структуры начального образования, развитию образовательных учреждений, повышению педагогического мастерства работников образовательных учреждений;
Обновить информационно-методическое пространство, способствующее развитию системы образования города, реализации программы модернизации начального образования, организации инновационной и экспериментальной работы, обновления экспертного и аналитико-диагностического обеспечения деятельности образовательных учреждений;
Оказать поддержку педагогическим работникам в инновационной, опытно-экспериментальной деятельности, экспертной оценке авторских программ, учебно-методических пособий и в подготовке к аттестации;
Содействовать выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ.
Для решения задач и проверки гипотезы в исследовании планируется использовать комплекс взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы; обсервационные методы / прямое, косвенное, включенное наблюдение /; диагностические методы /беседа, анкетирование, метод самооценки, социометрия, проверочные и контрольные работы/; экспериментальные методы / констатирующий и формирующий эксперименты /; изучение, анализ, обобщение и распространение педагогического опыта.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Экспериментальная работа будет проводиться на базе МОУ "Начальная общеобразовательная школа" г. Троицка в период с 2008 по 2012 год.
Исследование планируется провести в пять этапов: диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий.
Первый этап / январь 2008 / - проблемно-ориентированный анализ учебно-воспитательного процесса в Начальной школе; анализ состояния научно-методической, учебно-методической, информационно-методической работы в Начальной школе и г. Троицке; изучение опыта организации Ресурсных центров на базе образовательных учреждений; обоснование актуальности создания Ресурсного центра.
Второй этап / февраль - май 2008 / - постановка цели, ее декомпозиция, формулирование гипотезы, определение направлений деятельности РЦ и их содержания, прогнозирование ожидаемых результатов, планирование компенсационных мероприятий.
Третий этап / июнь-август 2008 / - включает создание всех необходимых условий для функционирования РЦ:
Материальных: подготовка помещений, оборудования, средств обучения;
Кадровых: расстановка кадров;
Научно-методических: приобретение новых программ, методик, разработка тематического планирования, анкет, создание и пополнение базы данных по новым технологиям обучения, воспитания, диагностических материалов, издание материалов диагностики обученности;
Финансовых: разработка положения о премировании, составление смет.
Организационных: распределение функциональных обязанностей, оформление разрешения на экспериментальную деятельность.
Четвертый этап / сентябрь 2008 - август 2011 / - фиксация исходного состояния, реализация задач деятельности РЦ, содержательных направлений деятельности, отслеживание результатов и корректировка планов.
Пятый этап / сентябрь 2011 - декабрь 2012 / - обработка результатов, соотнесение результатов эксперимента с поставленными задачами, оформление и описание хода эксперимента.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Научно-методические
Разработка учебно-методического сопровождения реализации личностно-коммуникативной модели начального обучения "Перспективная начальная школа";
Разработка программы работы с одаренными детьми;
Разработка научно-методического и нормативного сопровождения развития начальной школы повышенного статуса;
Участие в экспертизе инновационных программ, инновационных процессов в образовательных учреждениях;
Модераторская поддержка экспериментальных площадок образовательных учреждений;
Заключение договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями дополнительного образования, другими образовательными и научными учреждениями, занятыми повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических работников.
Кадровые
Расширение сети постоянно действующих семинаров для разных категорий слушателей: учителей начальных классов, классных руководителей, руководителей ШМО, зам. директоров по начальным классам, воспитателей, педагогов дополнительного образования, кадрового состава ЭП;
Разработка программ семинаров по использованию новых образовательных технологий;
Разработка разнообразных форм мониторинга результативности работы учителя;
Создание банка данных об опыте реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников.
Программно-методические
Разработка и апробация учебно-методических и наглядных пособий предшкольной подготовки;
Разработка и апробация учебно-методических и наглядных пособий в рамках УМК "Перспективная начальная школа;
Разработка и апробация учебно-методического сопровождения работы с одаренными детьми;
Укрепление справочного фонда, фонда методической литературы.
5. Система программных мероприятий
Деятельность ресурсного центра направлена на создание единого научно-методического пространства, обеспечивающего решение приоритетных направлений муниципальной системы образования.
Ведущие направлениями деятельности РЦ являются:
Информационно-методическое;
Учебно-методическое;
Научно-методическое.
Информационно-методическое направление: создание и использование банка данных программно-методических, учебно-методических, диагностических, нормативно-правовых материалов для обеспечения педагогического процесса на основе реализации компетентностного развития младших школьников; пропаганда передового педагогического опыта модернизации начального образования.
Формы работы: совещания-семинары, конференции, круглые столы, мастер-классы, педагогические чтени
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.