Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
Мытищинского муниципального района
Московской области
от 25 октября 2007 г. N 60/18
Концепция
совершенствования здравоохранения в Мытищинском
муниципальном районе на период до 2020 года
1. Введение
Здравоохранение - система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продолжению жизни человека. Реализуется через систему страховой медицины или медицинского страхования граждан, систему безвозвратного бюджетного финансирования. Материально-техническая база здравоохранения в Российской Федерации опирается на сеть больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений. Конечный результат деятельности системы здравоохранения - уровень здоровья и качества жизни населения (средняя продолжительность жизни, смертность, в том числе в трудоспособном возрасте, детская смертность, заболеваемость сердечно-сосудистыми и онкологическими болезнями и др.).
Охрана здоровья населения составляет одну из основ конституционного строя России. Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в Конституции Российской Федерации (статья 41).
Это право обеспечивается путем предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, финансированием целевых программ охраны и укрепления здоровья населения, реализацией мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрением деятельности, способствующей развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Система здравоохранения Мытищинского муниципального района как составная часть системы здравоохранения Московской области и Российской Федерации на всех этапах своего развития сохраняет ключевые цели и характеристики, а именно:
- обеспечение гарантированной ответственности государства за реализацию прав граждан на охрану здоровья;
- сохранение и улучшение здоровья населения на основе всеобщности, доступности и бесплатности медицинской помощи, финансируемой из общественных фондов;
- общественная солидарность и социальная справедливость при обеспечении населения медико-социальной помощью в рамках государственных гарантий;
- сохранение, поддержка и развитие муниципального сектора здравоохранения;
- поддержка развития частного сектора здравоохранения;
- создание условий эффективной деятельности службы здравоохранения в целях качественного оказания населению профилактической, медико-социальной и лекарственной помощи;
- охрана материнства и детства, защита интересов детей и их прав, охрана их здоровья.
В основу разработки настоящей Концепции совершенствования здравоохранения как части Концепции социально-экономического развития Мытищинского муниципального района до 2020 г. положены стратегические цели и задачи, определенные в постановлении Правительства Московской области от 15.12.2006 N 1164/49 "О стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 г.".
2. Цели и задачи Концепции совершенствования здравоохранения
в Мытищинском муниципальном районе на период до 2020 года
Главной целью совершенствования системы здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи, развития ее профилактической направленности как необходимой составляющей стратегической задачи: создание на территории Мытищинского муниципального района благоприятных условий для жизни, работы и отдыха, обеспечивающих гармоничное сочетание интересов личности, общества и государства, и на этой основе создание условий для повышения уровня и качества жизни.
Настоящая Концепция совершенствования здравоохранения предполагает системное направление усилий и ресурсов на финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение процесса реструктуризации здравоохранения, приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, профилактики, укрепления службы охраны материнства, отцовства и детства, сельского здравоохранения, совершенствования подготовки и переподготовки специалистов в соответствии с реальными потребностями отрасли, улучшения лекарственного обеспечения граждан, повышения антитеррористической защищенности и устойчивости функционирования учреждений здравоохранения Мытищинского муниципального района.
Целевые индикаторы, достижение которых позволит в полном объеме реализовать стратегические цели и задачи, определены в постановлении Правительства Московской области от 15.12.2006 N 1164/49:
Показатели | 2005 г. | 2010 г. | 2020 г. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
65,7 лет | 66,2 лет | 67,3 лет |
В том числе: мужчин женщин |
59,1 лет 72,7 лет |
59,6 лет 73,1 лет |
60,7 лет 74,1 лет |
Коэффициент естественного прироста населения на 1000 человек, промилле |
-8,5 | -7,3 | -5,5 |
Общий коэффициент рождаемости на 1000 человек, промилле |
9,0 | 9,7 | 10,5 |
Коэффициент миграционного прироста на 1000 человек, промилле |
7,8 | 8,4 | 9,0 |
Общий коэффициент смертности на 1000 человек, промилле |
17,5 | 17,0 | 16,0 |
Обеспеченность населения: амбулаторно-поликлиническими учреждениями, посещений в смену на 10 тыс. населения больничными койками, коек на 10 тыс. населения В том числе в учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Московской области, коек на 10 тыс. населения |
265,2 113,1 82,3 |
275,0 92,0 79,0 |
285,0 85,0 75,0 |
3. Состояние здоровья населения Мытищинского
муниципального района
Наиболее острыми проблемами здоровья населения Мытищинского муниципального района в настоящее время являются невысокий уровень рождаемости - 10,2% (Московская область - 9,2% в 2006 г.) и высокий уровень общей смертности - 17,9% (Московская область - 17,5% в 2006 г.), в том числе мужчин трудоспособного возраста в результате несчастных случаев, отравлений и травм. Все это приводит к отрицательному показателю естественного прироста населения.
Вследствие естественной убыли число жителей Мытищинского района за 2006 год сократилось на 1331 человек, однако в результате миграционного прироста населения реально численность населения в Мытищинском муниципальном районе выросла на 5028 человек и составила 188200 человек.
Некоторые демографические показатели в Мытищинском муниципальном районе имеют положительные тенденции. В последние годы происходит снижение младенческой смертности, так, если в 1997 году этот показатель составлял 10,7% (Московская область - 15,6%), то с 2000 года он постоянно снижается и достиг 7,6% в 2006 году среди постоянно проживающего населения и 13,7% с учетом мигрантов (Московская область - 9,7%). Отмечается снижение уровня материнской смертности от медицинских причин, в том числе от акушерских факторов.
В последние годы произошло снижение заболеваемости по 21 нозологической форме инфекционных болезней, в том числе: острым кишечным инфекциям установленной этиологии, вирусным гепатитам B и C, дифтерии, бруцеллезу, туберкулезу, гонореи, малярии, краснухе и другим, на фоне наиболее высокого уровня охвата взрослых и детей профилактическими прививками: от дифтерии - 113%, от коклюша - 110%, от полиомиелита - 110%, от вирусного гепатита B - 287%, от эпидемического паротита - 115% и от краснухи - 190,1%.
В то же время Мытищинский муниципальный район является одним из наиболее пораженных ВИЧ-инфекцией среди муниципальных образований Московской области. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в 2006 году составляла 52,6 на 100 тыс. человек.
Заболеваемость по основным классам неинфекционных болезней среди населения Мытищинского муниципального района в последние годы также имеет тенденцию к снижению. Так, например, общая заболеваемость по обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения в 2006 году снизилась до 1168,2 на 1000 населения против 1172,0 в 2005 г.
Структура общей заболеваемости населения Мытищинского муниципального района в рейтингах:
1 место - болезни органов дыхания - 367,1 случая на 1000 населения;
2 место - болезни системы кровообращения - 142,3 на 1000 населения;
3 место - болезни органов пищеварения - 75,3 на 1000 населения;
4 место - травмы и отравления - 44,5 на 1000 населения.
Наметилась тенденция к росту заболеваемости среди населения с временной утратой трудоспособности, которая составила в 2006 году в днях - 433,4 (2005 г. - 420,9), и незначительное снижение в случаях - 34,6 (2005 г. - 35,0) на 100 работающих.
Заболеваемость злокачественными новообразованиями является не только медицинской, но и актуальной социальной проблемой. В основе высоких показателей заболеваемости населения Мытищинского муниципального района лежит сложный комплекс экологических и социально-экономических факторов. В 2006 году число больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования составило 788 человек.
Таким образом, состояние здоровья населения Мытищинского муниципального района, как и в целом в стране, нельзя назвать благополучным.
Совершенствование системы здравоохранения Мытищинского муниципального района обусловлено необходимостью приведения стратегии развития отрасли в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в стране и реализацией приоритетных национальных проектов.
4. Современное состояние системы здравоохранения
Мытищинского муниципального района
Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается в 15 амбулаторно-поликлинических учреждениях, в том числе в одной стоматологической поликлинике и 4 диспансерах. Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в смену на 10 тыс. населения в 2006 году составила 238 посещений, при этом отмечается снижение числа посещений, так, если в 2005 году зарегистрировано 2120005 посещений, то в 2006 году - 2032611.
Стационарная медицинская помощь жителям района оказывается 4 больничными учреждениями. Обеспеченность круглосуточными койками в 2006 году достигла 54,7 на 10 тыс. населения (2005 г. - 51,9). Увеличение показателя обеспеченности населения круглосуточными койками произошло за счет перепрофилирования коек дневного пребывания. За 2006 год госпитализировано 30720 человек, что на 1,0% выше уровня 2005 года.
Активно развиваются стационарозамещающие виды медицинской помощи. Амбулаторно-поликлинические учреждения планируют открытие в своей структуре дневных стационаров. Число мест при амбулаторно-поликлинических учреждениях составляет 60.
В учреждениях здравоохранения Мытищинского муниципального района работают 612 врачей и 1048 средних медицинских работников. Укомплектованность первичного звена здравоохранения составляет 52,5 (по Московской области - 56%) при среднем возрасте врачей 52 года. Обеспеченность врачебными кадрами в городе составляет 32,9, а в сельской местности - лишь 23,0 на 10 тыс. населения. В городах укомплектованность врачами амбулаторно-поликлинического педиатрического звена составляет до 96,4%, в сельской местности - 86,6%.
Существенные перемены в системе здравоохранения Мытищинского муниципального района начались с 2000 г.:
- финансирование здравоохранения района увеличилось в 4 раза. Доля расходов на здравоохранение в расходной части бюджета в 2006 году составила 16,1%;
- бюджеты муниципальных образований на здравоохранение формируются на основании подушевых нормативов;
- получили широкое распространение и реализацию муниципальные, целевые программы;
- внедряется институт врача общей практики;
- сформирован медицинский округ;
- увеличивается объем платных медицинских услуг;
- медицинские учреждения приобрели статус самостоятельно хозяйствующих субъектов;
- изменяется характер экономических связей медицинских учреждений со своими партнерами.
В то же время в системе здравоохранения Мытищинского муниципального района остаются проблемы, характерные для здравоохранения всей страны. В ряду главных ее проблем - неопределенность объема публичных обязательств государства в сфере здравоохранения; низкий уровень материально-технического оснащения учреждений и недостаточная квалификация значительной части медицинского персонала; низкая эффективность действующей системы обязательного медицинского страхования (ОМС); структурные диспропорции (слабое развитие первичной помощи, доминирование стационарных учреждений по сравнению с амбулаторно-поликлиническими); отсутствие экономической мотивации персонала. Финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере переносится на работодателей и самих граждан, что обеспечивает непрерывный рост соплатежей населения, в том числе неформальных. Расходы населения на платные медицинские услуги устойчиво растут. Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными.
Доля профилактических посещений в общем объеме амбулаторно-поликлинической помощи составляет не более 30%.
Удовлетворенность населения высокотехнологичными видами медицинской помощи и ее доступность составляют от 20 до 30% по различным видам.
Развитие современной медицины невозможно без соответствия материально-технической базы здравоохранения и обновления основных фондов.
Отмечается низкая мотивация работников здравоохранения к улучшению качества медицинской помощи и профессиональному росту, что в основном связано с недостаточным уровнем оплаты их труда. Так, средняя заработная плата на ставку в здравоохранении во II квартале 2007 года - 11256 руб. При этом труд медицинских работников, особенно амбулаторно-поликлинического звена, в настоящее время крайне затруднен необходимостью ручного заполнения и ведения большого количества отчетной и учетной документации, низким уровнем информационной и технической оснащенности рабочих мест, оплата труда мало связана с его конечными результатами.
Эффективно управлять отраслью и изменить существующее положение только с помощью созданной системы обязательного медицинского страхования, которая должна была стать единым финансовым стержнем медицинской помощи, не удается.
5. Основные направления совершенствования
системы здравоохранения
Основными направлениями совершенствования системы здравоохранения являются:
- приоритет первичной медико-санитарной помощи;
- усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья человека и укрепление института семьи как основы философии современного здравоохранения;
- сохранение и улучшение здоровья детей, беременных, родильниц и рожениц;
- улучшение качества оказания лекарственной помощи в учреждениях здравоохранения;
- расширение хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения;
- повышение эффективности функционирования муниципальной системы здравоохранения;
- создание систем управления качеством медицинской помощи и отрасли в целом;
- удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи;
- развитие восстановительного лечения и реабилитации;
- совершенствование системы оплаты труда медицинских работников с учетом качества их деятельности;
- модернизация системы обязательного медицинского страхования;
- внедрение современных подходов к кадровому обеспечению отрасли;
- укрепление материально-технической базы медицинских организаций;
- развитие информационных и коммуникационных технологий;
- поддержка медицинской науки и ее ориентация на решение проблем доступности и качества медицинской помощи, активное внедрение результатов научных исследований в практическое здравоохранение;
- социальная защита медицинских работников, совершенствование уровня квалификации и повышение степени профессиональной ответственности работников здравоохранения, развитие общественных форм управления здравоохранением;
- повышение устойчивости функционирования учреждений муниципального здравоохранения, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;
- повышение антитеррористической защищенности учреждений здравоохранения.
Реализация стратегических целей проводится поэтапно с сохранением приоритетов, направленных на сохранение и поддержку муниципального сектора системы здравоохранения.
5.1. Профилактическая направленность здравоохранения
и здоровый образ жизни
Профилактика заболеваний, особенно имеющих большое медико-социальное значение, является одной из приоритетных задач не только системы здравоохранения Мытищинского муниципального района, но и всех властных и общественных институтов в целом, поскольку реальный позитивный эффект профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения зависит от согласованных действий различных секторов общества и государственной политики в этой области.
Активное участие первичного звена здравоохранения в ходе реализации национального проекта "Здоровье" имеет приоритетное значение для успеха профилактических программ, обеспечивающих сохранение здоровья людей, трудового потенциала, генофонда страны. Главные направления развития профилактической составляющей:
1. Реформирование амбулаторно-поликлинического звена, постепенный переход к оказанию первичной медико-санитарной помощи в создаваемых индивидуальных и групповых офисах и отделениях общих врачебных практик (далее - ОВП):
- переход к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов и к изменению ориентации на профилактику заболеваний и укрепление здоровья в связи с тем, что общей врачебной (семейной) практике присущи, по определению ВОЗ, такие характерные черты, как всеобщность, доступность, интегрированность лечебной и реабилитационной помощи, укрепление здоровья и профилактика болезней, а также постоянная основа, целостность и скоординированность, персональный характер и ориентированность как на обслуживаемого пациента, так и на семью.
2. Проведение дополнительной диспансеризации граждан и решение в рамках данной программы следующих основных задач:
- формирование диспансерных групп населения. Первая и вторая группы - это граждане, нуждающиеся в проведении только профилактических мероприятий, третья, четвертая и пятая - граждане, которым нужны диагностическо-лечебные мероприятия;
- наиболее раннее выявление заболеваний, имеющих социальное значение и наибольшее влияние на продолжительность и качество жизни: болезней системы кровообращения, системы органов дыхания, онкологических заболеваний, сахарного диабета, болезней костно-мышечной системы, депрессивных состояний, алкоголизма, наркомании и токсикомании.
3. Формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению. Проведение в рамках данного направления дополнительной иммунизации против гепатита B, против краснухи, против полиомиелита, против гриппа.
4. Разработка целевых программ по предупреждению и снижению заболеваемости социально опасными заболеваниями, прежде всего ВИЧ/СПИДом, туберкулезом, инфекциями, передающимися половым путем.
6. Совершенствование законодательства в сфере
управления здравоохранением
Для проведения единой политики в области здравоохранения необходимо реорганизовать структуру управления отраслью, основным принципом формирования которой является единство целей деятельности на областном и местном уровнях управления. Управление здравоохранением должно обеспечивать эффективность деятельности системы для получения гражданами качественной медицинской помощи, проведение профилактической работы с реальным достижением заданных конечных результатов.
Особое место занимает нормативная база регулирования взаимоотношений в сфере управления здравоохранением, в том числе:
- вопросы взаимодействия между органами управления здравоохранением исполнительной государственной власти Московской области и местного самоуправления;
- муниципальные аспекты в сфере управления;
- межведомственные отношения в сфере здравоохранения;
- проведение стандартизации требований к видам и категориям сложности медицинской помощи, предоставляемой на муниципальном уровне;
- совершенствование взаимоотношений субъектов системы здравоохранения при экстерриториальном оказании медицинской помощи на договорной основе;
- совершенствование консультативно-методической и организационной работы главных внештатных специалистов медицинского округа и Управления здравоохранения администрации Мытищинского муниципального района по основным направлениям деятельности.
Для эффективной реализации основных задач развития отрасли, а также регулирования вопросов межмуниципального взаимодействия по охране здоровья необходимо совершенствовать систему контроля за результатами деятельности по управленческой вертикали в органах здравоохранения. Руководители органов и учреждений здравоохранения должны нести ответственность за реализацию утвержденных в установленном порядке планов.
7. Планирование в здравоохранении
Важнейшим элементом проведения государственной политики в области здравоохранения является единая система стратегического и текущего планирования, обеспечивающая рациональное построение системы организации здравоохранения в современных социально-экономических условиях.
Основой системы планирования должна стать муниципальная программа развития здравоохранения, определяющая конкретные цели и задачи отрасли на определенный период, которые формулируются на основании данных непрерывного мониторинга состояния здоровья населения. Муниципальная программа развития здравоохранения должна быть сформирована с учетом национальных приоритетов:
- профилактика и раннее выявление заболеваний;
- развитие первичной медицинской помощи;
- охрана здоровья матери и ребенка;
- своевременное направление на лечение в федеральные специализированные учреждения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
- повышение качества жизни населения;
- снижение уровней преждевременной и предотвратимой смертности от всех причин;
- снижение частоты социально значимых и социально обусловленных болезней (алкоголизма, туберкулеза, венерических болезней, ВИЧ/СПИДа, наркомании и др.).
В программе должны быть определены показатели состояния здоровья населения, к которым должна стремиться система здравоохранения, показатели деятельности системы здравоохранения по программе государственных гарантий, определены объемы финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования и др. источников.
Важным компонентом планирования здравоохранения является система финансовых и социальных норм и нормативов (стандартов), устанавливающая единые требования к качеству и доступности медицинской помощи, к эффективности использования ресурсов. На основе федеральной методики расчета нормативов в Московской области утверждаются нормативы затрат в амбулаторных и стационарных учреждениях здравоохранения. На базе этих нормативов и показателей деятельности указанных учреждений определяется структура медицинской помощи населению, обеспечивающая улучшение использования ресурсов здравоохранения при оказании установленного качества медицинской помощи.
Разработка и реализация муниципальной программы обеспечат реализацию органами управления здравоохранением единой политики по предоставлению медицинской помощи, оптимизацию использования ресурсов здравоохранения, единство и эффективность системы управления в отрасли.
8. Совершенствование организации медицинской помощи
населению в Мытищинском муниципальном районе
Совершенствование организации медицинской помощи населению, приведение структуры лечебной сети в соответствие с потребностями населения в доступной квалифицированной медицинской помощи предполагают проведение оценки потребностей населения в объемах медицинской помощи, оказываемой на муниципальном уровне, устранение структурных диспропорций.
Основные направления совершенствования организации медицинской помощи:
- перенос объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный;
- приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи;
- реорганизация стационарной помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи;
- реорганизация стационарной помощи на основе стационарозамещения (дневной стационар, центр амбулаторной хирургии и реструктуризации больниц по степени интенсивности лечебного процесса);
- развитие специализированных видов медицинской помощи (с учетом межтерриториальной помощи);
- обеспечение преемственности и этапности оказания медицинской помощи, определение маршрутов движения пациентов с различными заболеваниями;
- обеспечение качества и безопасности медицинской помощи путем стандартизации, лицензирования и сертификации;
- улучшение лекарственного обеспечения в соответствии со стандартами лечения, новейшими разработками и современными требованиями;
- совершенствование систем профилактической, реабилитационной помощи, увеличение объемов мероприятий медицинской профилактики, формирование здорового образа жизни и повышение медицинской культуры населения;
- повышение эффективности работы диагностических и иных вспомогательных служб;
- создание дифференцированных условий для оказания медицинской помощи отдельным социальным группам населения;
- организация медицинской помощи при социально значимых и социально опасных заболеваниях (туберкулез, ВИЧ/СПИД, наркомания, онкологические, психические заболевания, заболевания, передающиеся половым путем);
- организация своевременного оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов специализированной медицинской помощи;
- устранение диспропорций обеспечения потребностей населения и дублирования оказания медицинской помощи;
- развитие информатизации здравоохранения, совершенствование медицинской и демографической статистики;
- внедрение новых медицинских технологий в практическое здравоохранение;
- разработка показателей качества медицинской помощи и методов оценки этих показателей;
- развитие межведомственного взаимодействия в вопросах охраны здоровья населения.
8.1. Реформирование первичной медико-санитарной помощи
(далее - ПМСП)
Первичная медико-санитарная помощь - это комплекс профилактических, лечебно-диагностических, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических (в пределах установленных полномочий) и реабилитационных мероприятий, оказываемых населению медицинскими работниками в амбулаторно-поликлинических, больничных и стационарно-поликлинических учреждениях здравоохранения муниципального района.
Первичная медицинская помощь оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения преимущественно по месту жительства.
В оказании первичной медико-санитарной помощи могут участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения, индивидуальные предприниматели в соответствии с действующим законодательством.
Уровень работы первичного звена в наибольшей степени определяется показателями здоровья населения и экономической эффективностью деятельности.
Первичная медико-санитарная помощь является первым уровнем контакта населения с национальной системой здравоохранения, она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья.
Первичная медико-санитарная помощь направлена на укрепление здоровья населения и обеспечивает проведение мероприятий по профилактике болезней: предупреждение возникновения заболеваний и возможно раннее их выявление (проведение массовой вакцинации и иммунизации, патронажная работа медсестер во взаимодействии с социальной службой, проведение целевых и периодических медицинских осмотров, медицинских осмотров декретированных контингентов, обучение населения простейшим методам самообследования и самопомощи путем создания специальных школ для населения).
Стратегическое направление реформы первичного звена - формирование общих врачебных практик (далее - ОВП) одновременно с изменением роли поликлиник.
Создание общеврачебных практик осуществляется на основе действующей системы оказания первичной медицинской помощи. В поликлиниках и амбулаториях для взрослых необходимо постепенно вводить общеврачебную практику. Особенно востребована организация работы первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики на селе.
В городской местности предпочтительнее организовывать групповые общеврачебные практики, в отдельных случаях, особенно в отдаленных микрорайонах, следует организовывать индивидуальные общеврачебные практики как дополнительные структуры к имеющейся амбулаторной сети. В центры общей врачебной практики целесообразно включать социального работника, психолога и др.
Основой реформирования первичного амбулаторного звена является экономическая мотивация субъектов медико-санитарной помощи: переход к структурированному подушевому финансированию амбулаторно-поликлинической помощи, к системе оплаты труда врачей и медицинских сестер с учетом численности и структуры обслуживаемого населения, оказываемых объемов медицинской помощи, качества и результатов лечения.
Поликлиника, постепенно трансформируясь в консультативно-диагностические центры, сконцентрирует в своем составе специализированную консультативную, диагностическую, профилактическую и оздоровительную помощь, что позволит перейти от специализированной стационарной медицинской помощи к специализированной амбулаторно-поликлинической помощи. Оказание консультативно-диагностической помощи в условиях поликлиник возможно только при модернизации имеющегося лечебно-диагностического оборудования.
В структуре поликлиник развиваются дневные стационары и центры амбулаторной хирургии, стационар на дому, отделения и центры восстановительного лечения.
Для освобождения службы скорой медицинской помощи от несвойственных ей функций следует рассмотреть вопрос о передаче объемов неотложной помощи (обращения по поводу обострения хронических заболеваний, составляющие до 60% всех вызовов) в отделения неотложной помощи, создаваемые в поликлиниках, в амбулатории и офисы общеврачебной практики.
8.2. Структурная реорганизация стационарной помощи
Структурная реорганизация стационарной помощи приобретает особо важное значение в условиях разграничения полномочий и финансовых обязательств между органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Необходимость реорганизации продиктована также сохраняющейся низкой эффективностью использования коечной мощности и сложившихся структурных диспропорций видов медицинской помощи в отрасли.
Целесообразно, чтобы больницы были сохранены и интегрированы в современную модель стационарного обслуживания населения. Это предполагает:
- организацию стационарной помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи преимущественно в больницах (отделениях) общего профиля;
- организацию дневных стационаров всех типов;
- внедрение стационарзамещающих технологий, таких как центры амбулаторной хирургии, службы долечивания на дому;
- дифференциацию больничной сети в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса.
На муниципальном уровне должны быть больницы общего профиля с набором основных базовых отделений.
Система учреждений (отделений) стационарной медико-социальной помощи должна включать: гериатрические отделения (больничные учреждения), дома сестринского ухода разного типа и хосписы.
При осуществлении реструктуризации отделений больниц следует ориентироваться на следующие показатели распределения коечной мощности:
- интенсивного лечения - 20%;
- коек планового (обычного) лечения - 35%;
- восстановительного лечения, реабилитационных - 20%;
- коек сестринского ухода - 15%;
- коек дневного пребывания - 10%.
Важной задачей является разработка четких и обоснованных показаний для круглосуточного лечения в стационарах и соответственно маршрутов движения больных. Больницы должны превратиться в непрерывно работающую систему по достаточно интенсивному лечению больных с круглосуточным использованием всех больничных ресурсов.
8.3. Организация оказания специализированной
медицинской помощи
Специализированная медицинская помощь - виды медицинского обслуживания при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.
Специализированная медицинская помощь оказывается преимущественно в государственных учреждениях здравоохранения областного уровня в условиях обеспечения непрерывности и этапности лечебно-диагностического процесса.
Отдельные виды специализированной стационарной медицинской помощи с учетом имеющихся материальных и кадровых ресурсов могут оказываться в учреждениях здравоохранения муниципального уровня: в городских и районных больницах, медсанчастях.
При невозможности оказания специализированной медицинской помощи в муниципальных учреждениях она должна быть организована на межтерриториальном уровне в медицинском округе.
Организация специализированных видов медицинской помощи больным с социально значимыми заболеваниями и социально опасными заболеваниями (туберкулез, ВИЧ/СПИД, наркомания, психические заболевания, заболевания, передающиеся половым путем) отнесена к полномочиям и финансовым обязательствам областных органов исполнительной власти и осуществляется в областных учреждениях здравоохранения.
Однако полномочия по организации отдельных видов специализированной медицинской помощи, в том числе по социально значимым заболеваниям, при условии соответствия областным стандартам могут быть делегированы муниципальным органам исполнительной власти в законодательно установленном порядке. Это позволяет планировать создание отделений по оказанию наиболее востребованных видов специализированной стационарной медицинской помощи в муниципальных ЛПУ.
Высокотехнологичная (дорогостоящая) медицинская помощь, как правило, оказывается в федеральных специализированных медицинских учреждениях на основе:
- соблюдения принципа последовательности и этапности лечебно-диагностического процесса;
- мониторинга потребности населения области в том или ином виде помощи и формирования регистров больных.
8.4. Скорая медицинская помощь
В число основных задач и мероприятий по совершенствованию скорой медицинской помощи входят следующие:
- повышение оперативности и медико-экономической эффективности работы службы скорой медицинской помощи за счет передачи объемов неотложной помощи в создаваемые отделения неотложной помощи при амбулаторно-поликлинических учреждениях, амбулаториях, офисах общеврачебной практики и за счет использования скорой медицинской помощи только в случаях, требующих экстренной медицинской помощи;
- повышение эффективности использования ресурсов скорой помощи достигается за счет оснащения станций и бригад скорой медицинской помощи необходимым медицинским оборудованием, санитарным транспортом, современными средствами связи для координатного определения мобильных объектов и оперативной связи с диспетчерской службой и медицинскими организациями, оказывающими экстренную помощь;
- вовлечение в процесс оказания скорой помощи (на уровне первой медицинской) персонала служб жизнеобеспечения (милиция, инспекция по безопасности дорожного движения, пожарная служба) и отработка механизма межведомственного взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе создание единой диспетчерской службы;
- создание в медицинских округах бригад экстренной медицинской помощи экстерриториального базирования, специализированной (санитарно-авиационной) скорой помощи, что позволит оперативно реагировать, своевременно и адекватно оказывать экстренную медицинскую помощь.
8.5. Развитие восстановительной медицины
и медицинской реабилитации
Восстановительная медицина и медицинская реабилитация являются важной составляющей частью лечебно-диагностического процесса и приобретают в последнее время особую значимость. В связи с этим их развитие предполагает следующее:
Реорганизация существующих и формирование новых подразделений, отвечающих за восстановительное лечение, медицинскую профилактику и сохранение здоровья, для решения проблем сохранения здоровья населения Мытищинского муниципального района.
Укрепление и сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс-диагностики и комплексных оздоровительных программ с использованием всего арсенала традиционных и нетрадиционных методов лечения.
Формирование здорового образа жизни у работающего населения и повышение мотивации к его сохранению.
Укрепление материально-технической базы существующих подразделений здравоохранения Мытищинского муниципального района, отвечающих за восстановительное лечение, медицинскую профилактику и укрепление здоровья здорового человека.
8.6. Управление качеством медицинской помощи
Управление качеством - это организация и контроль деятельности системы здравоохранения для обеспечения потребности населения в медицинской помощи.
Управление основано на оценке потребностей и степени их удовлетворения, а обеспечение - на эффективности использования ресурсов.
Медицинская помощь будет оказана качественно только в том случае, если выбрана наиболее эффективная (с точки зрения результатов и затрат) технология из числа доказавших свою высокую клиническую результативность. Выбор самой эффективной из возможных технологий осуществляется с учетом получения результатов, соответствующих стандартам качества.
Ведение больных в амбулаторных и стационарных условиях должно осуществляться в соответствии с областными стандартами и протоколами, основанными на доказательной медицине.
В целях улучшения здоровья населения, достижения стабильных показателей качества оказываемой медицинской помощи населению, поддержания ее на соответствующем уровне и обеспечения непрерывного процесса повышения качества целесообразно создать систему управления качеством медицинской помощи населению Мытищинского муниципального района, основанную на межведомственном взаимодействии структур управления, лечебно-профилактических учреждений и учреждений системы медицинского страхования, медицинских ассоциаций и иных организаций. Необходимо использовать единую методику внутри- и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи. Для сравнительной оценки деятельности ЛПУ будут использованы показатели (индикаторы) качества медицинской помощи и методы оценки этих показателей.
Следует внедрить систему мониторинга качества медицинской помощи, направленную на сбор информации с последующим анализом и принятием управленческих решений по совершенствованию долгосрочного планирования в сфере непрерывного улучшения качества медицинской помощи. Необходимо развивать систему стандартизации и сертификации в учреждениях здравоохранения района, а также совершенствовать систему лицензирования и аккредитации в соответствии с действующим законодательством.
Необходимо внедрение механизмов экономической мотивации и стимулирования медицинских работников в зависимости от объема и качества проделанной работы на основе системы индикаторов и показателей результативности оказанной медико-санитарной помощи.
9. Совершенствование организации медицинской
помощи матерям и детям
Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности муниципального образования Мытищинский муниципальный район, которое обеспечено законодательными актами, определяющими мерами государственной политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей.
Основными принципами охраны здоровья детей в Мытищинском районе являются:
- обеспечение доступной и качественной медицинской помощи новорожденным и детям раннего возраста, оказание своевременной реанимационной и интенсивной терапии, внедрение современных перинатальных и здоровьесберегающих технологий;
- организация реабилитационной помощи, базирующейся на соблюдении основных принципов реабилитации - непрерывности процесса, комплексности подхода к лечению и преемственности между учреждениями, имеющими разную ведомственную подчиненность;
- обеспечение правильным питанием детей с целью нормального физического и психического развития, профилактики различных заболеваний, укрепления здоровья;
- обеспечение медицинских, социальных, правовых, культурных, психолого-педагогических и иных гарантий детям по охране здоровья;
- обеспечение реализации государственной поддержки семьи, родителей или законных представителей, которые несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; соблюдение интересов ребенка, в том числе сохранение и укрепление здоровья;
- приоритетная поддержка научных исследований, реализуемых в рамках государственной политики в области охраны здоровья детей.
В области охраны здоровья женщин первоочередное место занимают вопросы:
- финансирование мероприятий и отдельных лечебно-профилактических учреждений, реализующих государственные гарантии по охране репродуктивного здоровья женщин;
- профилактика, диагностика и лечение патологических состояний женского организма;
- внедрение современных медицинских и организационных технологий в практику работы;
- модернизация материально-технической базы родовспомогательных учреждений на основе современных требований по обеспечению безопасности медицинских услуг и соблюдению прав пациентов;
- применение клинических протоколов лечения на основе доказательной медицины, внедрение которых позволит обеспечить должный уровень медицинской помощи;
- повышение качества подготовки акушеров-гинекологов, педиатров, неонатологов, детских хирургов и других специалистов, оказывающих медицинскую помощь матерям и детям;
- разнообразие методов сотрудничества и улучшение эффективности совместных мероприятий органов управления здравоохранением с различными государственными и общественными организациями, с фондами по вопросам профилактики нарушений репродуктивного здоровья женщин;
- сотрудничество со средствами массовой информации по вопросам медико-санитарного просвещения, направленного на формирование у каждого гражданина ответственности за состояние своего здоровья;
- развитие первичной медицинской помощи, в том числе профилактики заболеваний, диспансеризации населения, направленных на оздоровление детей;
- формирование технологических схем лечения детей в условиях поликлиники, включая диспансеризацию, восстановительное лечение и динамическое наблюдение детей при наиболее распространенных патологиях.
Решение данной задачи в первую очередь направлено на усиление профилактической направленности в сохранении и укреплении здоровья детей, повышение качества лечебно-профилактической помощи детям путем внедрения в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения, разработку и внедрение системы мер информационного обеспечения населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, ответственности родителей за здоровье детей, воспитание здорового образа жизни, профилактики беспризорности и жестокого обращения с детьми.
Учитывая важность решения социальных и демографических проблем в Мытищинском районе, необходимо продолжить работу по формированию технологических схем лечения не только детей, но и женщин.
Учитывая, что основное ухудшение в состоянии здоровья детей происходит за время их обучения в образовательных учреждениях, необходимо больше внимания уделять гигиеническому воспитанию и образованию детей в образовательных учреждениях, для чего шире внедрять здоровьесберегающие технологии и профилактические программы, направленные на формирование потребности у детей и родителей здорового образа жизни.
Для качественного оказания медицинской помощи детям и матерям необходимо планомерно улучшать материально-техническую базу муниципальных учреждений детства и родовспоможения.
Особо остро стоят вопросы совершенствования организации и оснащения службы анестезиологии и реанимации акушерских стационаров, совершенствования службы пренатальной диагностики, переоснащения женских консультаций и акушерских стационаров лечебно-диагностическим оборудованием, расширения службы реанимации и интенсивной терапии новорожденных, открытия коек второго этапа выхаживания.
Реализация программных мероприятий позволит более полно удовлетворить потребности матерей и детей в медицинском обеспечении, повысить качество лечебно-диагностического процесса в учреждениях детства и родовспоможения, снизить материнскую и младенческую смертность, заболеваемость среди детей.
10. Медицинская помощь лицам пожилого возраста
В целях улучшения медицинской и социальной помощи больным пожилого возраста, страдающим хроническими заболеваниями, необходимо создание отделений сестринского ухода, геронтологических коек в основном на базе сельских участковых больниц, стационаров на дому.
Для снижения частоты госпитализаций по медико-социальным показаниям и улучшения помощи пожилому населению на дому требуется скоординированная работа органов здравоохранения с органами социальной защиты населения, привлечение к работе специалистов немедицинского профиля, а также служителей церкви и представителей общественных организаций.
11. Совершенствование системы оказания медицинской помощи
работающим на предприятиях и в организациях
Мытищинского муниципального района
Совершенствование системы оказания медицинской помощи работающим основано на осуществлении государственной социальной политики по охране здоровья работающих, что предполагает:
- развитие межведомственного социального партнерства на всех уровнях;
- взаимодействие муниципальных органов здравоохранения с органами местного самоуправления, органами социального страхования, профессиональными союзами, объединениями работодателей, другими организациями по решению проблем охраны труда работающих;
- организацию проведения в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" дополнительной диспансеризации работающих в бюджетной сфере и лиц, занятых на предприятиях с вредными и (или) опасными условиями труда;
- создание системы мониторинга здоровья работающих на предприятиях и в организациях Мытищинского муниципального района;
- повышение качества проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров на предприятиях и в организациях, связанных с высоким риском развития профессиональных заболеваний;
- проведение обязательных периодических медицинских осмотров работающих на предприятиях и в организациях Мытищинского муниципального района с вредными и (или) опасными условиями труда;
- формирование здорового образа жизни у работающих и повышение мотивации к его сохранению у работников и работодателей;
- постоянное повышение уровня знаний врачей первичного звена здравоохранения по профессиональной патологии.
12. Развитие сельского здравоохранения
Стратегические цели и задачи по развитию сельского здравоохранения даны в постановлениях Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 "О Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (с изм.) и Правительства Московской области от 10.11.2003 N 645/40 "О концепции социального развития села в Московской области до 2010 года".
Основными задачами являются: улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом.
Для реализации этой задачи необходимы реконструкция существующих и строительство новых лечебно-профилактических учреждений, значительное увеличение количества офисов общих врачебных практик и фельдшерско-акушерских пунктов.
С учетом дифференциации оптимальное распределение коечного фонда сельских больниц должно быть следующим:
- коек общетерапевтического лечения - 10%;
- коек длительного лечения хронических заболеваний - 20%;
- восстановительного лечения, реабилитационных - 35%;
- медико-социальных коек (коек сестринского ухода) - 15%;
- коек дневного пребывания - 20%.
Необходимо сохранение и дальнейшее развитие травматолого-ортопедического отделения областного значения в Сухаревской районной участковой больнице.
Помощь на селе должна быть дифференцирована в зависимости от компактности проживания сельского населения, величины населенных пунктов, транспортной доступности до районных центров.
На базе одной из сельских участковых больниц целесообразно создать современную централизованную лабораторию, оснащенную автоматическими анализаторами, для полного клинического лабораторного обследования пациентов сельских ЛПУ.
Врачебные амбулатории, центры общей врачебной практики должны иметь аптечные киоски, работающие по программе дополнительного лекарственного обеспечения, современные приборы лабораторной экспресс-диагностики, транспорт для оказания помощи на дому и доставки пациентов на консультацию или стационарное лечение.
Необходимо разработать целевую районную Программу привлечения молодых специалистов и молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства для работы в ЛПУ в сельской местности:
- субсидирование мероприятий по обеспечению служебным жильем таких специалистов;
- выдача им бюджетных и льготных кредитов;
- выдача "подъемных средств на первое обзаведение";
- выделение земельных участков под строительство и беспроцентных ссуд на приобретение стройматериалов;
- на уровне главы Мытищинского муниципального района и глав муниципальных образований, входящих в состав Мытищинского муниципального района, заключение договоров с московскими медицинскими вузами на целевое обучение студентов, жителей Мытищинского муниципального района, с последующим обязательным трудоустройством в сельских ЛПУ.
Постепенно первичная медицинская помощь на селе будет оказываться специально подготовленными, высококвалифицированными врачами общей практики и врачами-специалистами, постоянно проживающими в Мытищинском муниципальном районе.
С целью приближения специализированной медицинской помощи жителям села следует продолжить развивать выездную форму оказания медицинской и консультативной помощи, которая проводится силами и средствами лечебных муниципальных учреждений. С целью улучшения качества оказания выездной формы медицинской помощи необходимо оснастить бригады современным диагностическим оборудованием, передвижными лабораториями, амбулаториями, флюорографами.
При необходимости могут формироваться выездные бригады районных специалистов.
13. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
в Мытищинском муниципальном районе
В связи с ростом инфекционной заболеваемости населения вопросы ее профилактики в современных условиях приобретают особую актуальность.
В части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на амбулаторно-поликлинические учреждения возлагается:
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (в пределах установленных полномочий);
- проведение вакцинопрофилактики;
- осуществление санитарно-гигиенического образования, в том числе по вопросам формирования здорового образа жизни.
14. Развитие материально-технической базы и регулирование
инвестиционной политики
Совершенствование здравоохранения Мытищинского муниципального района на период до 2020 г. осуществляется в ситуации динамичного разграничения ответственности муниципальных и государственных структур по видам и объемам медицинской помощи населению, оказываемой в рамках государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Передача в 2005-2006 годах медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь населению, на областной уровень сняла нагрузку с муниципального бюджета в части укрепления материально-технической базы, совершенствования структуры и управления этими специализированными службами. Одной из основных проблем на муниципальном уровне являются нерешенные вопросы по строительству и реконструкции зданий медицинских учреждений, находящихся в собственности района.
В проектируемом периоде ожидается, что на строительство и реконструкцию, а также на техническое перевооружение и оснащение медицинским и технологическим оборудованием учреждений здравоохранения в Мытищинском муниципальном районе будут использоваться следующие инвестиционные ресурсы:
- ассигнования, направляемые бюджетом района на здравоохранение;
- средства федерального бюджета, предусмотренные в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения;
- средства финансовой поддержки нижестоящих бюджетов со стороны областного бюджета в форме субвенций, субсидий, целевых программ и кредитных ресурсов;
- средства финансовой поддержки, направляемые со стороны федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы на год;
- доли инвестиционных вложений банков, предприятий и организаций, направляемые при реализации одобренных в установленном порядке инвестиционных проектов;
- спонсорские и другие внебюджетные источники финансирования.
В целях рационального использования инвестиционных ресурсов возрастает роль Управления здравоохранения администрации Мытищинского муниципального района как центрального органа исполнительной власти по экспертизе технико-экономических обоснований, определению хозяйственной необходимости и экономической целесообразности строительства и реконструкции объектов здравоохранения, а также проведения при этом единой инвестиционной, инновационной и технологической политики.
В качестве исполнительного механизма реализации данных задач будут шире использоваться формы выдачи Управлением здравоохранения технических условий на конкурсную закупку медицинского и технологического оборудования.
Реализация задач по развитию и укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения будет осуществляться путем разработки и утверждения среднесрочной программы капитального строительства и реконструкции объектов здравоохранения и оснащения их медицинским и технологическим оборудованием объектов системы здравоохранения, целевых программ с инвестиционной составляющей.
Предполагается совершенствовать формы рассмотрения с участием специалистов предложений на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения, оснащение медицинским и технологическим оборудованием, развитие и реструктуризацию существующей сети здравоохранения, подготовку докладов и материалов на совещания по инвестиционной политике, по формированию предложений для Министерства здравоохранения Правительства Московской области по финансовой и материальной поддержке муниципальных образований.
15. Решение кадровой проблемы
Реализация настоящей Концепции невозможна без безусловного решения кадровой проблемы, в ряду прочих наиболее острой. Географическая близость мегаполиса, быстрая транспортная доступность ЛПУ Москвы, качественная разница в условиях и оплате труда, мобильность и высокие требования квалифицированных специалистов делают необходимым принятие принципиальных стратегических решений и скорейшую разработку специальной целевой Программы привлечения молодых специалистов и семей, проживающих и работающих либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства для работы в ЛПУ Мытищинского муниципального района:
- обеспечение служебным жильем таких специалистов (выделение мест в общежитиях, субсидирование строительства служебных квартир, в том числе при офисах ОВП, на территории стационара);
- выдача бюджетных и льготных кредитов;
- выдача беспроцентных ссуд на обзаведение имуществом первой необходимости;
- выделения земельных участков под строительство и беспроцентных ссуд на приобретение стройматериалов;
- заключение договоров на уровне главы Мытищинского муниципального района и глав муниципальных образований с московскими медицинскими вузами на целевое обучение студентов, жителей Мытищинского муниципального района, с последующим обязательным трудоустройством в ЛПУ Мытищинского муниципального района.
Постепенно первичная медицинская помощь в районе будет оказываться специально подготовленными, высококвалифицированными врачами общей практики и врачами-специалистами, постоянно проживающими в Мытищинском муниципальном районе.
16. Обеспеченность финансовыми ресурсами государственных
гарантий населению в сфере здравоохранения
Оказание гарантированной бесплатной медицинской помощи гражданам Московской области осуществляется в рамках Московской областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Указанная программа разрабатывается на основании федеральной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи с учетом нормативов в сфере оказания медицинской помощи и методических рекомендаций (утверждаются на федеральном уровне) и исходя из особенностей демографического состава, уровней и структуры заболеваемости населения и специфики организации медицинской помощи в Московской области.
Программа включает:
- виды медицинской помощи, предоставляемые населению бесплатно;
- согласованные с муниципальными образованиями Московской области и учреждениями здравоохранения, находящимися в собственности Московской области, объемы медицинской помощи;
- Московскую областную программу обязательного медицинского страхования;
- подушевые нормативы объемов медицинской помощи и нормативов финансирования программы, обеспечивающие предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.
Московская областная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи разрабатывается одновременно с разработкой параметров бюджета Московской области, утверждается Правительством Московской области и служит основой для формирования соответствующих муниципальных планов и программ.
Конкретизация государственных гарантий населению в предоставлении бесплатной медицинской помощи по Программе государственных гарантий и их соответствие гарантированным объемам финансирования из всех источников приобретают статус основной задачи среднесрочного периода планирования в сфере здравоохранения.
16.1. Принципы формирования финансовых
ресурсов здравоохранения
Основными источниками финансирования государственных гарантий медицинской помощи в Мытищинском муниципальном районе являются средства бюджета района и средства ОМС, поступающие в ЛПУ в виде оплаты за оказанную медицинскую помощь.
В связи с этим основой деятельности по формированию финансовых ресурсов здравоохранения является формирование бюджетных источников финансирования, закрепленных соответствующими расходными полномочиями, в соответствии с действующей законодательной и нормативной базой, регламентирующей порядок формирования муниципальных бюджетов здравоохранения, а также законодательства по обязательному медицинскому страхованию.
Сложившаяся в настоящее время организация бюджетного процесса в Московской области базируется на предоставлении бюджетных средств с учетом индексации состоявшихся расходов прошлых лет и направлена, в первую очередь, на обеспечение соответствия кассовых расходов утвержденным плановым показателям.
Прогнозные показатели консолидированного бюджета Мытищинского района, в том числе бюджета здравоохранения, формируются по финансовым нормативам, которые позволяют определять по единой методологии расходы областного и муниципальных бюджетов и служат для целей межбюджетного регулирования.
Нормативы бюджетной обеспеченности в системе здравоохранения на очередной финансовый год утверждаются в законодательном порядке и рассчитываются в соответствии с методикой расчета нормативов расходов бюджета в системе здравоохранения, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета Московской области. Методика расчета бюджетных нормативов утверждается Правительством Московской области.
Нормативы бюджетной обеспеченности отражают сложившийся уровень бюджетных расходов отчетного периода на оказание учреждениями здравоохранения гарантированной общедоступной бесплатной медицинской помощи населению и применяются в целях формирования текущих расходов бюджетов здравоохранения на оказание медицинской помощи и формирование расходов бюджета развития (на приобретение оборудования, проведение капитального ремонта объектов здравоохранения).
В структуре нормативов бюджетной обеспеченности определяются расходы на оказание скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи, прочей медицинской помощи, предоставляемой амбулаторно-поликлиническими, стационарными учреждениями здравоохранения, прочими учреждениями системы здравоохранения по закрепленным расходным обязательствам бюджетов соответствующего уровня.
Совершенствование действующего бюджетного процесса в Московской области и Мытищинском районе, в том числе в системе здравоохранения, предполагается путем смещения акцентов от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами".
В основе изменений должна стать модель "бюджетирования, ориентированного на результат (в рамках среднесрочного планирования)", при которой распределение бюджетных средств осуществляется в зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Повышение степени сбалансированности государственных обязательств и необходимых финансовых ресурсов возможно через процедуру формирования, утверждения и реализации Программы обеспечения выполнения Московской областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - Программа обеспечения госгарантий).
При этом показателям Программы обеспечения госгарантий на среднесрочную перспективу может быть присвоен статус многолетнего (укрупненного) плана, а очередной финансовый год будет составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего плана.
Подобный подход не только обеспечит преемственность политики в области здравоохранения и предсказуемость распределения ресурсов на выполнение государственных гарантий по оказанию медицинской помощи, но и позволит вносить при необходимости ежегодные корректировки, в том числе в части финансового выравнивания условий реализации Программы обеспечения госгарантий.
Для решения поставленных задач необходимо: определение целевых показателей эффективности расходования финансовых средств в сфере здравоохранения и установление их нормативных значений, а также разработка и внедрение единых стандартов формализации данных в системе здравоохранения. Такие показатели (набор показателей) должны быть определены для медицинской организации, муниципального здравоохранения в целом.
Для оптимизации планирования расходов на здравоохранение предполагается также введение унифицированной системы определения стоимости медицинской услуги для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
Совершенствование бюджетного планирования в рамках ежегодных планов как составной части среднесрочных планов финансирования здравоохранения требует четкого разграничения бюджетов действующих и принимаемых обязательств, где приоритетность остается за бюджетом действующих обязательств и обеспечением их финансирования в полном объеме. Данная процедура предполагает формирование и обсуждение ежегодных докладов Управления здравоохранения о результатах и направлениях их деятельности.
Аналогичный подход может быть применен при реализации и финансировании муниципальных целевых программ по охране здоровья населения Мытищинского района.
Совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов планирования в здравоохранении могут быть реализованы через совершенствование методологии разработки и реализации новых среднесрочных целевых программ, формирование ведомственных целевых программ.
Создание ведомственных целевых программ в сфере здравоохранения (краткосрочных) может осуществляться путем преобразования части сметных расходов, формируемых Управлением здравоохранения на выполнение конкретных мероприятий и задач в сфере здравоохранения.
16.2. Направления повышения эффективности использования ресурсов
системы здравоохранения Мытищинского муниципального района,
управление использования ресурсов
Повышение эффективности использования ресурсов в системе здравоохранения Мытищинского муниципального района предполагает, в первую очередь, проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение структурной эффективности здравоохранения, в том числе связанных с упорядочением структуры здравоохранения Мытищинского муниципального района в соответствии с разделением полномочий между областными и муниципальными уровнями управления и оптимизацией действующей сети учреждений здравоохранения. При этом оптимизация действующей сети лечебных учреждений может осуществляться как путем вывода из системы общественного здравоохранения части финансово не обеспеченных или излишних мощностей больниц, так и реструктуризации или перепрофилирования имеющегося коечного фонда, проводимых в рамках ежегодного согласования объемов государственного и муниципального заказов на предоставление гарантированных объемов медицинской помощи в Мытищинском районе. Также заслуживает внимания вопрос планирования и управления потоками больных, который может быть решен как между муниципальными учреждениями, так и в рамках медицинского округа N 3.
Результатом проведения комплекса перечисленных мероприятий должны стать конкретизация государственных гарантий по видам, объемам, условиям, порядку и качеству оказания медицинской помощи и перенесение части финансовой ответственности за оказание медицинской помощи в негосударственный сектор.
Реструктуризация в здравоохранении должна способствовать перегруппировке ресурсов бюджетного финансирования здравоохранения между звеньями, этапами и уровнями медицинской помощи с увеличением доли первичной медико-санитарной помощи. Повышение структурной и экономической эффективности в сфере здравоохранения основано на использовании новых методов оплаты медицинской помощи, которые стимулируют применение интенсивных технологий диагностики и лечения, повышение качества оказания медицинской помощи. При этом параллельно следует осуществить внедрение механизмов обеспечения заинтересованности медицинских работников в результатах своего труда и должно сопровождаться реформированием действующей системы оплаты труда в здравоохранении.
В целях стимулирования деятельности первичного амбулаторно-поликлинического звена может применяться способ подушевого финансирования поликлиники на общий объем внебольничной деятельности. Предпочтительный способ оплаты стационарной помощи - финансирование за законченный случай. Данный метод не связан с коечной мощностью и численностью персонала и призван стимулировать медицинских работников в оптимизации объема стационарной помощи, интенсификации лечения, эффективном расходовании ресурсов и уменьшении случаев необоснованной госпитализации.
Применение перспективных способов оплаты медицинской помощи предполагает также самостоятельное использование медицинскими организациями части экономии, возникающей в результате оптимизации структуры помощи без ущерба ее качеству, которое представляется возможным путем создания автономных учреждений.
Расширение хозяйственной самостоятельности лечебных учреждений, внедрение новых механизмов финансирования позволят гибко использовать имеющиеся ресурсы, а также стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования, которое во многом сдерживалось ограниченными полномочиями бюджетных учреждений в распоряжении финансовых средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При этом наряду с наращиванием объемов оказания платной медицинской помощи для учреждений здравоохранения сохраняется обязанность выполнения государственного и муниципального заказа по оказанию гарантированной бесплатной медицинской помощи.
В этой связи возрастает необходимость в принятии на федеральном уровне нормативных правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность лечебных учреждений, которые более детально определят условия деятельности частнопрактикующих врачей, их права, обязанности и ответственность за качество медицинской помощи.
В то же время медицинские организации, которые не могут и не должны оказывать платные услуги, останутся в форме бюджетных учреждений с четким определением видов деятельности и сохранением сметного финансирования.
Изменение организационно-правовой формы медицинских организаций на автономное учреждение, иные мероприятия по модернизации и совершенствованию в сфере здравоохранения, применение механизма государственных заданий и др. призваны создать у медицинских организаций стимулы к повышению эффективности использования имеющихся ресурсов, а также создадут условия для возникновения конкурентной среды в сфере здравоохранения.
Вместе с тем перевод организаций здравоохранения из одной правовой формы в другую, процедура принятия решения об изменении типа конкретного учреждения возможны только при условии определения и утверждения на федеральном уровне соответствующих критериев и условий для осуществления перевода.
16.3. Совершенствование системы оплаты медицинской помощи
Совершенствование системы оплаты медицинской помощи, в первую очередь первичного звена здравоохранения, будет способствовать решению следующих приоритетных задач:
- реструктуризации здравоохранения, более эффективному использованию ресурсов обязательного медицинского страхования;
- соответствию оплачиваемых объемов и структуры медицинской помощи финансовым ресурсам;
- стимулированию непрерывного повышения качества медицинской помощи.
Для реализации этих задач необходимо:
- внедрить наиболее эффективные способы оплаты стационарной медицинской помощи по законченному случаю (за конкретный объем медицинской помощи, оказанной медицинским учреждением, в соответствии с продолжительностью лечения по нозологическим формам, т.е. за пролеченных больных, что создает условия для внедрения персонифицированного учета, с внесением затрат на медицинскую помощь в лицевые счета всех категорий застрахованных);
- перейти на перспективные способы оплаты амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (подушевое финансирование амбулаторно-поликлинической помощи, позволяющее усилить профилактическую направленность деятельности медицинского учреждения и в итоге удешевить медицинскую помощь);
- разработать и применить новые подходы к оплате труда медицинских работников (системы индикаторов и показателей результативности оказанной медико-санитарной помощи).
Внедрение в Мытищинском муниципальном районе оплаты медицинской помощи по медико-экономическим стандартам должно способствовать:
- обеспечению сбалансированности обязательств оказания населению бесплатной медицинской помощи и выделенных для этого финансовых средств;
- повышению эффективности использования финансовых ресурсов;
- обеспечению рационального сочетания между видами и уровнями оказания медицинской помощи и повышению на этой основе структурной эффективности здравоохранения как инструмента реализации программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи;
- повышению уровня управляемости системой финансирования здравоохранения.
Оплате подлежат только те объемы медицинской помощи, которые определены Программой обеспечения государственных гарантий. Эти объемы должны быть в максимально возможной степени увязаны с оценкой поступления финансовых средств из всех источников;
- усилению вневедомственного контроля качества медицинской помощи вследствие объективной оценки соответствия финансовых затрат ее объему и качеству;
- совершенствованию информационного обеспечения системы ОМС.
17. Развитие системы ОМС
Основными задачами в части модернизация системы обязательного медицинского страхования являются:
- обеспечение адресного использования средств ОМС;
- организация персонифицированного учета всех категорий застрахованных с внесением затрат на медицинскую помощь в их лицевые счета.
Для определения объемов медицинской помощи и создания возможности планирования деятельности медицинских учреждений по выполнению объемов медицинской помощи с учетом структуры потребности населения необходимо продолжить работу по формированию муниципальных заказов, планирование их размещения в соответствующих медицинских учреждениях и определение на этой основе планов-заданий медицинским учреждениям, разработку системы мониторинга реализации методов повышения структурной эффективности и Московской областной программы государственных гарантий.
Учитывая, что органы местного самоуправления муниципальных образований вправе принимать участие в софинансировании Московской областной программы обязательного медицинского страхования, необходимо провести подготовительные работы по участию бюджета Мытищинского муниципального района в финансировании муниципальных заказов.
Финансирование муниципального заказа - комплексного плана, содержащего объемные и финансовые показатели деятельности здравоохранения муниципального образования на очередной год, необходимо формировать на основе анализа объема и структуры потребности населения в медицинской помощи, необходимых финансовых ресурсах.
Введение системы обязательного медицинского страхования увеличило объем финансовой отчетности медицинских учреждений, что с точки зрения управления медицинским учреждением лишь осложняет работу учреждения и запутывает официальную отчетность. В этой связи необходимо законодательно расширить организационно-правовые формы медицинских учреждений и предоставить им больше самостоятельности.
Одним из важнейших аспектов деятельности системы ОМС является обеспечение защиты прав застрахованных по обязательному медицинскому страхованию. В целях реализации этой задачи необходимо:
- восстановить и расширить практику диспансерного наблюдения за больными, диспансеризацию трудоспособного населения, а также лиц, проживающих в сельской местности, детей, женщин репродуктивного возраста, разработать экономические стимулы с целью реализации данных мероприятий;
- установить единую систему стандартизации медицинской помощи;
- осуществить переход от содержания лечебно-профилактических учреждений на принципы финансирования бесплатной медицинской помощи по стандартам ее оказания вне зависимости от места ее предоставления;
- развивать систему вневедомственного контроля качества медицинской помощи, досудебную и судебную практику защиты прав граждан, работу с обращениями граждан, систему информирования населения о правах в системе ОМС.
Информатизация системы здравоохранения Мытищинского муниципального района и персонифицированный учет всех категорий застрахованных в системе ОМС.
Одним из стратегических направлений деятельности является совершенствование информатизации системы здравоохранения Мытищинского муниципального района, в том числе создание единого информационного пространства системы здравоохранения и ОМС, продолжение работ по внедрению информационной системы управления на основе проведения единой системно-технической политики, коллективного использования единых информационных, программных и вычислительных ресурсов.
Это позволит обеспечить информационное взаимодействие субъектов здравоохранения, определить объем необходимых средств для оплаты медицинской помощи, осуществлять контроль за их рациональным использованием.
18. Повышение антитеррористической защищенности и устойчивости
функционирования учреждений здравоохранения Мытищинского
муниципального района, работа Службы медицины катастроф
Одним из приоритетных направлений деятельности органов управления здравоохранением должно стать повышение антитеррористической защищенности учреждений здравоохранения Мытищинского муниципального района. Для достижения этих целей планируется дальнейшее совершенствование работы по следующим направлениям:
- совершенствование нормативной правовой работы (издание ведомственных организационно-методических документов);
- дальнейшее проведение инженерно-технических антитеррористических мероприятий (оборудование контрольно-пропускных пунктов, установка на окнах первых этажей зданий распашных металлических решеток и т.д.);
- укрепление физической защиты учреждений здравоохранения, привлечение к их охране сотрудников вневедомственной охраны и частных охранных предприятий;
- организация строгого пропускного режима;
- установка в учреждениях здравоохранения телефонов с автоматическим определителем номера для выявления возможных террористов (в том числе и телефонных);
- проведение занятий и учений с сотрудниками учреждений здравоохранения по профилактике террористических актов и ликвидации их последствий.
Реализация вышеуказанных направлений позволит не только повысить безопасность учреждений здравоохранения, но и минимизировать негативные последствия возможных террористических актов.
Приоритетным для Управления здравоохранения должно стать проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учреждений здравоохранения Мытищинского муниципального района, для чего планируется:
- завершение обеспечения всех больничных учреждений автономными источниками электроснабжения (приобретение бензиновых или дизельных электрогенераторов);
- организация бесперебойного обеспечения питанием больных, находящихся на стационарном лечении;
- обеспечение пожарной безопасности учреждений здравоохранения.
Для повышения эффективности функционирования Службы медицины катастроф Мытищинского района и оперативности ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций необходимо:
- формировать бригады экстренной медицинской помощи;
- создать неснижаемый запас медикаментов и медицинского имущества;
- совершенствовать взаимодействие с оперативными службами других министерств и ведомств, дислоцированных на территории Мытищинского муниципального района, Службой экстренной медицинской помощи г. Москвы, а также между подразделениями Службы медицины катастроф Московской области.
19. Развитие медицинских информационных технологий и систем
мониторинга в Мытищинском муниципальном районе
Основными целями применения инфокоммуникационных технологий в деятельности учреждений здравоохранения Мытищинского муниципального района являются:
- использование информации для обеспечения условий предоставления возможной наилучшей помощи пациентам;
- повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов функционирования и управления здравоохранения Мытищинского муниципального района;
- повышение эффективности использования материальных и финансовых ресурсов;
- формирование единого информационного пространства здравоохранения Мытищинского района, регламентированного единой многоуровневой системой стандартов, интегрированного с информационным пространством здравоохранения Московской области;
- повышение результативности применения высоких медицинских технологий для улучшения качества медицинской помощи населению на основе повышения уровня информационной поддержки специалистов с помощью инфокоммуникационных систем, включая дистанционные консультативные системы, клинические рекомендации, электронные истории болезни, программно-аппаратные комплексы многопараметрической диагностики, системы контроля качества и др.;
- повышение уровня предоставления информационных и телемедицинских услуг гражданам и организациям.
Приоритеты в сфере здравоохранения определяются первоочередной необходимостью формирования единого информационного пространства здравоохранения Мытищинского муниципального района на основе:
- построения и развития защищенной инфокоммуникационной инфраструктуры здравоохранения по общим принципам и стандартам;
- создания и совершенствования интегрированной системы использования информационных ресурсов здравоохранения и обеспечения доступа к ним;
- создания интегрированной системы электронного документооборота в системе здравоохранения;
- развития образовательной инфраструктуры и методического обеспечения подготовки и повышения квалификации в сфере инфокоммуникационных технологий.
Для развития единого информационного пространства здравоохранения необходимо создание и сопровождение:
- ведомственного портала Управления здравоохранения, взаимосвязанной базы данных лечебно-профилактических учреждений;
- автоматизированных систем лечебно-профилактических учреждений, легко настраиваемых на различные по масштабу и составу выполняемых функций лечебно-профилактических учреждений (областные, районные больницы, поликлиники, диспансеры и т.п.) и основывающихся на действующих в здравоохранении учетно-отчетных документах, единой базе данных на пациента (больного);
- системы мониторинга здоровья населения и деятельности медицинских учреждений Мытищинского района с использованием ГИС-технологий и интеллектуальных экспертных систем;
- использование возможностей телемедицинской сети Московской области;
- регистров больных, в т.ч. социально значимыми заболеваниями (сахарный диабет, онкология, туберкулез, СПИД и др.);
- мониторинга медикаментозного обеспечения;
- банка данных крови и кровезаменителей;
- мониторинга детской смертности.
Для применения информационно-коммуникационных технологий в управлении здравоохранением необходимо создание корпоративной информационно-аналитической системы сбора и обработки медико-статистических и экономических данных для оценки текущего состояния здоровья населения, объемов потребления медицинской помощи и затратах на ее отдельные виды, а также компьютерных технологий для сравнительного анализа и прогнозирования медико-демографических показателей здоровья населения, влияния экономических, экологических, социальных и географических факторов на показатели здоровья населения. Рационализация схем и сокращение сроков передачи управленческой информации, обеспечение регламентированного по правам пользователей оперативного доступа к информации. Создание и тиражирование информационных систем оценки эффективности здравоохранения Мытищинского муниципального района.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области от 25 октября 2007 г. N 60/18 "О концепции... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.