Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Министерства
транспорта Московской области
от 5 марта 2008 г. N 46
Методические рекомендации
по обеспечению надежности водителей автобусов
Введение
Обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов является одним из важнейших направлений деятельности служб пассажирских автотранспортных предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров (далее АТП), лиц, ответственных за безопасность дорожного движения. По данным ГИБДД МВД России ошибки, связанные с человеческим фактором, присутствуют, примерно, в 80% дорожно-транспортных происшествий. Данная многолетняя статистическая закономерность определяет приоритетную роль водителя в обеспечении безопасности дорожного движения, системы "Автомобиль-водитель-дорога".
Длительное время в России проблема безопасности дорожного движения с позиции водительского фактора рассматривалась, главным образом, как дисциплинарная, т.е. решаемая путем ужесточения санкций. Ужесточение наказаний за нарушения Правил дорожного движения (ПДД) считалось самым главным способом профилактических мер снижения уровня аварийности. Однако, как международный опыт, так и практика применения российского законодательства выявили его несостоятельность.
Значительно более перспективными направлениями являются повышение надежности водителей с использованием методов профотбора (профподбора), обучения (повышения квалификации) и мотивации к безопасному управлению автотранспортным средством. В настоящее время, большая часть нарушений водителями автобусов правил дорожного движения (в том числе и приведших к дорожно-транспортным происшествиям) вызвана не сознательным желанием рисковать, а комплексом проблем, имеющихся в обучении, неадекватной оценки своего профессионального уровня и незнанием психофизиологических возможностей, а также недооценкой, во многих случаях, степени опасности дорожно-транспортной ситуации.
При разработке настоящих Методических рекомендаций по обеспечению надежности водителей автобусов (далее - Рекомендации) под надежностью водителя понималась его способность в течение определенного времени работать "без отказов", то есть без ошибок в управлении транспортным средством (в нашем случае автобусом), без нарушений правил дорожного движения и без дорожно-транспортных происшествий. Надежность водителя складывается из следующих составляющих:
1) Профессиональная - включает совокупность знаний, навыков и умений, необходимых для безопасного управления автобусом в широком диапазоне дорожных и природно-климатических условий.
2) Медицинская - наличие заболеваний (гипертония, ишемия, язва желудка и др.), резкие проявления которых в процессе движения автобуса могут вызвать потери контроля за его управлением.
3) Психофизиологическая - комплекс индивидуальных качеств водителя (время реакции, распределение внимания, память, точность движения и др.), недостатки которых могут способствовать возникновению ошибочных действий водителя при управлении автобусом, особенно при возникновении критических ситуаций в дорожном движении.
4) Социально-психологическая - совокупность морально-этических качеств водителя, определяющая его правопослушность в дорожной среде.
Надежность водителя может быть обеспечена (повышена) путем воздействия на каждую из перечисленных составляющих. На повышение уровня профессионального мастерства направлена система повышения квалификации водительского состава; на повышение медицинской и психофизиологической составляющих направлены контроль за состоянием здоровья и режимом труда и отдыха и внедрение методов профотбора (профподбора) водительских кадров; социально-психологическая составляющая определяется применением пропагандистских и воспитательных мер.
Профессиональная составляющая включает знание ПДД и умение использовать эти знания на практике, умение управлять автобусом в различных дорожно-климатических условиях, а также социальную адаптивность, в первую очередь, с пассажирами.
Уровень здоровья водителя оценивается и контролируется на основе ряда требований соответствующих законодательных и подзаконных актов. Психофизиологическая оценка степени развития индивидуальных свойств и качеств водителей в настоящее время не применяется из-за отсутствия необходимого методического обеспечения. Хотя она является необходимой для подбора водителей, распределения и закрепления их на маршрутах различной сложности, особенно, при перевозках пассажиров в сложных дорожных условиях, перевозке детей. Создание и использование инструментария, позволяющего оценить индивидуальные качества водителя, влияющие на безопасное управление автобусом, в первую очередь, оценки его "склонности к риску", является чрезвычайно важным.
"Ранжирование" водительского состава по критерию их квалификационного уровня, в настоящее время практически не формализовано и производится, в основном, по субъективным оценкам руководства и службы безопасности движения. Действовавшее в Советском Союзе распределение водителей "по классам" не полностью оправдано, в том числе, и потому, что присвоение высшего (первого) класса требует не достижения высокого уровня управления транспортным средством, на котором непосредственно трудится водитель, а лишь наличия соответствующей категории (которая может и не понадобиться конкретному водителю).
В настоящее время в соответствии с "Дополнениями и изменениями к единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих" (2005 г.) по профессии водителя автобуса регламентировано присвоение разрядов в зависимости от габаритной длины автобуса: 4 разряд - при управлении автобусом габаритной длиной до 7-ми метров; 5 разряд - габаритной длиной 7-12 метров; 6 разряд - свыше 12 до 15 метров; 7 разряд - свыше 15 метров.
Представляется, что такая классификация водителей автобусов не эффективна, во-первых, из-за отсутствия показателей качества управления транспортным средством; во-вторых, из-за невозможности водителя конкретного типа автобусов повышать свой разряд (и зарплату) за счет совершенствования водительского мастерства. При этом водитель микроавтобуса малой вместимости (наиболее аварийно опасного типа в настоящее время) не может получить разряд выше четвертого.
В целях поощрения водителей в АТП может быть разработано Положение об уровне квалификации (классе) водителей.
Повышение надежности водителей автобусов является одной из важнейших составляющих деятельности АТП Московской области в плане поддержания необходимого уровня безопасности дорожного движения. На решение этой задачи и направлены настоящие Рекомендации. Их внедрение направлено на унификацию решений кадровых служб и служб безопасности дорожного движения по вопросам формирования, функционирования и контроля качества профессиональной деятельности водителей.
Рекомендации предназначены для:
- четкого распределения ответственности служб АТП, деятельность которых влияет на уровень безопасности дорожного движения;
- разработки и реализации единой кадровой политики в сфере контроля и оценки профессиональной деятельности водительского состава;
- решения вопросов о приеме водителей на работу и распределения по видам маршрутов и транспортных средств (автобусов);
- выявления причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине водительского состава и нарушений ими ПДД;
- совершенствования работы по повышению профессионального мастерства водительского состава автобусов;
- проведения инструктажей водителей об особенностях управления автобусами в различных условиях;
- составления планов проведения стажировок и ежегодных занятий с водительским составом автобусов;
- организации контроля за прохождением водителями автобусов предрейсовых (межрейсовых, послерейсовых) медицинских осмотров;
- решения вопросов о поощрении (наказании) водительского состава.
Рекомендации устанавливают общие принципы и условия, на основе которых осуществляется работа с водительским составом АТП с целью поддержания высокой работоспособности как на протяжении рабочего дня, так и всей продолжительности водительского стажа.
Требования данных Рекомендаций распространяются на все автотранспортные предприятия, организации и индивидуальных предпринимателей Московской области, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами. Индивидуальные предприниматели и предприятия, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой обеспечивают выполнение установленных норм и требований, регламентируемых настоящими Рекомендациями на основе договоров, заключаемых со специально аккредитованными автотранспортными предприятиями, образовательными учреждениями и организациями.
Внедрение Рекомендаций осуществляется на основе привязки к условиям конкретного автотранспортного предприятия с учетом количества имеющихся водителей, их профессионального уровня и возрастной структурой.
При разработке Рекомендаций учтены требования действующих нормативных актов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности водительского состава АТП.
1. Общие положения
Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов разработаны в соответствии с Федеральным законом N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 15.03.1999 N 190; Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27; Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.06.2007 N 80 "Об учреждении нагрудных знаков отличия Министерства транспорта Российской Федерации", руководящим документом "Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом" от 20.01.1986 РД-200-РСФСР-12-0071-86-09.
Рекомендации регламентируют деятельность АТП по обеспечению безопасности пассажирских перевозок путем повышения квалификации водителей автобусов, поддержания здоровья и оценки их психофизиологических качеств.
1.3. Требования настоящих Рекомендаций обязательны для всех организаций Московской области, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами, независимо от организационно-правовой формы, размера и структуры парка подвижного состава, и индивидуальных предпринимателей.
Нумерация пунктов приведена в соответствии с официальным текстом документа
1.4. Услуги по перевозке пассажиров АТП и водительский персонал могут сертифицироваться на добровольной основе. Порядок проведения и сертификационные требования к деятельности перевозчиков пассажиров автобусами устанавливаются соответствующими системами добровольной сертификации образованными в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
2. Допуск водителей к осуществлению перевозок пассажиров автобусами
Лицо, претендующее на работу в качестве водителя автобуса должно отвечать следующим требованиям:
- наличие удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- возраст соискателя не менее 20 лет;
- наличие документа о прохождении медицинского освидетельствования.
2.2. В соответствии с частью 3 ст. 20 "Закона о безопасности дорожного движения" автотранспортная организация с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства может устанавливать специальные правила и предъявлять дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения. Дополнительные требования регламентируются внутрипроизводственным (внутрикорпоративным) приказом и доводятся до сведения каждого водителя, поступающего на работу.
Нумерация пунктов приведена в соответствии с официальным текстом документа
2.3. При приеме на работу проводится теоретическое и практическое тестирование знаний, умений и навыков соискателя, а также его проверка по информационным базам ГИБДД на предмет нарушения ПДД. Ответственность за проведение теоретического и практического тестирования и проверки водителя по информационным базам ГИБДД возлагается на лицо, определенное приказом по АТП, в соответствии с действующими нормативными документами.
2.4. Лицо, поступившее в АТП на работу водителем, должно быть ознакомлено с настоящими Рекомендациями и другими нормативными правовыми документами, регламентирующими его права и обязанности, оговоренные в трудовом договоре (контракте).
2.5. К осуществлению перевозок пассажиров автобусами допускаются водители, заключившие трудовой договор (контракт), прослушавшие вводный инструктаж и прошедшие стажировку. (Порядок организации и прохождения стажировки приведен в Приложении "Организация стажировки водителей автобусов").
2.6. В настоящих Рекомендациях приводится разрядная сетка (Приложение 1) и квалификационные требования к умениям и навыкам по управлению автобусом, дающие право на присвоение водителю соответствующего разряда (с учетом типа автобуса, которым ему предстоит управлять).
2.7. В рамках существующих разрядов допускается присвоение уровня квалификации (классности) водителя в соответствии с разработанным в АТП Положением (при его наличии).
2.8. Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на АТП создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом.
2.9. Лицо, поступившее на работу в АТП должно пройти психофизиологическое тестирование для определения возможности его использования в пассажирских перевозках (тип автобуса, маршрут перевозок, перевозка детей и т.п.), в первую очередь, на "склонность к риску", при наличии разработанных в АТП тестов.
2.10. Водитель может быть уволен в соответствии с действующим законодательством в следующих случаях:
- по его заявлению;
- по медицинским показаниям;
- из-за грубого нарушения <*> Правил внутреннего распорядка АТП, правил дорожного движения и неоднократного совершения дорожно-транспортных происшествий (по собственной вине водителя);
- в случае отрицательного результата при прохождении стажировки и невозможности перевода его на другие работы в организации;
- в случае отрицательного результата зачета по программе ежегодных занятий с водителями;
- в случае нарушения трудового договора (контракта).
---------------------------------------------
<*> грубое нарушение - нарушение, свидетельствующее о сознательном пренебрежении нормами безопасности и способные повлечь наиболее тяжкие последствия.
устранению на месте, или, в случае невозможности их устранения, возвращается в АТП, оформляет заявку по их устранению и передает ее дежурному механику, либо лицу, ответственному за выпуск автобусов на линию.
3. Основные обязанности водителей автобусов
3.1. Водитель обязан соблюдать требования нормативных документов, регламентирующих правила безопасности дорожного движения, перевозок пассажиров и багажа.
3.2. Водитель должен перед выездом на линию при предъявлении водительского удостоверения получить путевой лист, пройти предрейсовый медосмотр и получить соответствующую отметку в путевом листе. После проведения осмотра автобуса водитель подает его для осмотра дежурным механиком, после чего делается отметка (подпись) о исправности автобуса.
3.3. При обнаружении неисправностей на линии водитель принимает меры к их
3.4. При выявлении неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена в соответствии с ПДД, или угрожающих безопасности дорожного движения во время работы на линии, а также угрожающих жизни и здоровью пассажиров, водитель должен сообщить об этом диспетчеру для вызова техпомощи, обеспечив всеми возможными способами эвакуацию пассажиров.
3.5. Водителю запрещается:
- выезжать на технически неисправном автобусе;
- работать на линии сверх времени, установленного расписанием движения автобусов;
- нарушать нормативные значения скоростей движения на маршруте и отдельных его участков между остановочными пунктами;
- отклоняться от утвержденного маршрута;
- нарушать порядок остановки, посадки (высадки) пассажиров, открывания (закрывания) дверей, отъезда от остановочного пункта.
4. Виды инструктажей и их структура
Информирование водителей осуществляется посредством проведения следующих инструктажей:
- вводный;
- предрейсовый;
- периодический;
- сезонный;
- специальный.
Проведение инструктажей обеспечивают лица, определенные приказом по АТП.
Вводный инструктаж проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу.
В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:
- общие сведения об АТП (размер, структура парка подвижного состава, характеристика маршрутной сети);
- общие требования, предъявляемые к водителю, работающему в данном АТП (помимо нормативных правовых требований, водитель должен быть ознакомлен с распорядительной и иной внутрифирменной документацией по организации и безопасной эксплуатации автобусов), правилами внутреннего трудового распорядка, расположением служб в АТП, конкретными лицами, с которыми водителю будет необходимо взаимодействовать в процессе работы;
- правила движения на территории АТП;
- порядок прохождения предрейсового медицинского осмотра, технического контроля автобуса перед выездом на линию;
- общие особенности маршрутной сети (протяженность маршрутов, наличие опасных участков, железнодорожных переездов, путепроводов, сложных транспортных развязок и др.);
- наличие и виды страхования в АТП;
- основные данные об аварийности, обстоятельства и причины характерных дорожно-транспортных происшествий и инцидентов;
- позиции заключаемого трудового договора с водителем, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения (испытательный срок, тестирование технических навыков управления автобусом, стажировка и т.д.)
4.4. Примерное содержание предрейсового инструктажа водителей представлено в Приложении 2.
Предрейсовый инструктаж (детальное уведомление) включает информацию:
- об условиях движения и наличии опасных участков на маршрутах движения;
- о состоянии дорожных и погодных условий, порядке проезда ж/д переездов, путепроводов, мест скопления людей;
- о нормативах скоростных режимов движения на маршруте;
- об особенностях перевозки детей.
Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута с указанием опасных мест.
Для водителей маршрутов большой протяженности инструктаж дополнительно содержит информацию о режиме движения, организации отдыха и приеме пищи, порядке стоянки и охраны транспортных средств, режиме труда и отдыха водителей.
4.5. Периодический инструктаж проводится в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия, и содержит сведения о:
- новых нормативных правовых документах Российской Федерации, приказах, распоряжениях, регламентирующих права, обязанности и ответственность водителей;
- действиях водителя при возникновении критических ситуаций, в том числе при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, ходовая часть, шины и т.п.);
- действиях водителя по снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий;
- осуществлении противоугонных и противопожарных мер.
4.6. Сезонный инструктаж проводится два раза в год, перед наступлением осенне-зимнего и весенне-летнего периодов в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия, и содержит информацию:
- об особенностях безопасного управления автомобилем в условиях гололеда, снегопада, дождя, тумана, в условиях недостаточной видимости и т.п.;
- об увеличении транспортных и пешеходных потоков;
- о мерах по безопасности движения в период школьных каникул;
- о мерах предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов в сложных дорожно-климатических условиях;
- об анализе типичных дорожно-транспортных происшествий, допущенных в сложных метеорологических условиях.
4.7. Специальный инструктаж проводится в случаях:
- внезапного изменения маршрута перевозок;
- поступления оперативной информации о стихийных бедствиях, экологических катастрофах, авариях в зоне действия маршрутов перевозки организации;
- временного прекращения движения на маршруте;
- направления водителя в командировку;
- совершения водителем ДТП.
5. Порядок проведения стажировки водителей автобусов
Основные требования к организации стажировки определяются Программой и учебным планом.
Ответственность за организацию и проведение стажировки возлагается на лицо, определенное приказом по АТП.
При отсутствии условий для проведения стажировки водителя у юридического или физического лица стажировка проводится в транспортной (либо учебной) организации, имеющей соответствующую техническую базу и необходимую документацию.
Стажировка водителя проводится:
- при найме на работу водителя автобуса впервые после обучения (категория "Д", "Е" к "Д");
- при найме на работу водителя автобуса, прошедшего переподготовку с категорий транспортных средств "В" и "С" на "Д";
- при возобновлении работы водителем автобуса после перерыва в работе*) более 1-го года; для водителей горных маршрутов - от 2 месяцев;
- при переводе водителя автобуса на новый тип подвижного состава (автобус большей вместимости или другой марки);
- при переводе водителя автобуса на новый маршрут перевозки;
- при возобновлении работы водителя на автобусном маршруте, на котором он ранее работал, но более 6 месяцев назад.
Объемы прохождения стажировок, виды тестовых упражнений, количество маршрутов представлены в Приложении 3, таблицах 1, 2.
Целью стажировки является адаптация водителей к условиям работы в конкретной организации (на конкретном маршруте(ах), транспортном средстве), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений, навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке пассажиров и грузов.
Стажировка водителей автобусов состоит из двух частей: предмаршрутной и маршрутной.
Предмаршрутная стажировка.
Предмаршрутная стажировка складывается из теоретических и практических занятий, проводимых на учебных площадках или тестовых маршрутах. Продолжительность предмаршрутной стажировки может быть сокращена в соответствии с результатами проверки знаний и контрольной ездки, но не более чем на половину. Решение о сокращении объемов предмаршрутной стажировки принимается комиссией в составе специалиста по безопасности дорожного движения АТП, начальника службы эксплуатации, колонны и др. Форма заключения представлена в Приложении 3.
Теоретические занятия проводятся специалистами, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения в АТП, и (или) водителями-наставниками. Практические занятия предмаршрутной стажировки проводятся водителем-наставником.
Каждый этап предмаршрутной стажировки завершается контрольной проверкой. Контрольная проверка теоретических знаний стажера проводится по пяти тестовым вопросам, отражающим содержание программы. Прошедшим контрольную проверку считается стажер, правильно ответивший на все вопросы. Контрольная проверка технических навыков и умений управления транспортным средством соответствующих типов осуществляется с помощью тестовых упражнений, представленных в Приложении 4.
Маршрутная стажировка.
5.4.1. Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом водителем-стажером под контролем водителя-наставника. Длительность стажировки не может превышать 8-ми часов в день.
Нумерация пунктов приведена в соответствии с официальным текстом документа
5.4.2. Целью маршрутной стажировки является подготовка к самостоятельной работе на конкретном маршруте(ах), транспортном средстве, информирование о скоростных нормативах, местах остановок, опасных участках, местах концентрации дорожно-транспортных происшествий, ранее возникших на данном маршруте(ах) опасных дорожно-транспортных ситуациях и действиях, необходимых для их
предотвращения; закрепление знаний, умений и навыков безопасного управления транспортным средством.
5.4.3. При осуществлении маршрутной стажировки используется только тот тип подвижного состава, на котором предполагается дальнейшая работа водителя.
5.4.4. Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию. Количество часов (рейсов) маршрутной стажировки водителей автобуса представлено в Приложении 3, таблица 5.
5.5. Водители, переведенные на другой автобусный маршрут (той же или другой категории) проходят стажировку в соответствии с объемами, представленными в Приложении 3, таблица 6.
5.6. Стажировка водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием. В ходе контрольной поездки по маршруту, выбранному водителем-наставником и специалистом по безопасности дорожного движения, фиксируются ошибки (нарушение скоростного режима, дистанции и интервала и др.), допущенные стажером в ходе этой поездки. Количество и характер допущенных ошибок является основанием для принятия решения об успешности прохождения маршрутной стажировки. Такое решение принимается комиссией, в состав которой входят водитель-наставник, специалист по безопасности дорожного движения, начальник службы эксплуатации колонны, иные лица, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения.
5.7. Успешное прохождение контрольных проверок является основанием для допуска водителей к самостоятельной работе. Обязательным является указание марки автобуса и маршрута(ов), на которых водитель может осуществлять перевозки. Заключение и допуск водителя к самостоятельной работе оформляется в карточке (листке) стажирования. Если водитель-стажер неудовлетворительно оценивается хотя бы по одному из этапов стажировки (предмаршрутному или маршрутному), к самостоятельной работе он не допускается. При получении отрицательной оценки по результатам стажировки повторная оценка может проводиться только по тем разделам, по которым отмечены основные недостатки, приведшие к отказу. Сроки проведения повторной стажировки по укороченной программе устанавливаются по согласованию с администрацией АТП. При получении повторной отрицательной оценки дальнейшая стажировка проводится по полной первоначальной программе. В карточке (листке) стажирования оформляется мотивированный отказ в выдаче допуска. Примерная форма карточки (листка) стажировки приведена в Приложении 3.
5.8. В случае отрицательной итоговой оценки после стажировки водителя-индивидуального предпринимателя мотивированный отказ составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается стажируемому лицу, а другой хранится в архиве организации, производившей стажировку, в течение 3 лет. На последнем экземпляре должна стоять подпись водителя, подтверждающая получение им мотивированного отказа.
Водителю, не получившему допуск к управлению транспортным средством, в АТП может быть предложена другая работа (при ее необходимости), либо он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде. Опротестование отрицательной оценки по результатам стажировки производится в соответствии с действующим законодательством.
5.9. Выявленные в процессе стажировки недостатки и замечания к водителю должны в дальнейшем учитываться при проведении инструктажей, ежегодных занятий с водительским составом.
5.10. Водители-наставники.
5.10.1. Водитель автобуса в период стажировки обязан выполнять указания водителя-наставника.
5.10.2. Водители-наставники назначаются приказом по АТП из числа наиболее опытных, дисциплинированных водителей, не имевших дорожно-транспортных происшествий по их вине в течение 3-х последних лет, не имевших в течение года до назначения нарушений ПДД и трудовой дисциплины, способных к деятельности по наставничеству, стаж работы на автобусе - не менее 5 лет. Водитель-наставник проходит обучение по программе и учебному плану в образовательных организациях, имеющих лицензию на подготовку водителей и получает свидетельство установленного образца.
5.10.3. Основной задачей водителя-наставника является руководство стажировкой водителей, подготовка их к самостоятельной работе в конкретных организациях (подразделениях), осуществляющих перевозки пассажиров и багажа, на конкретных маршрутах, транспортных средствах, а также закрепление и совершенствование умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством. Водитель -наставник осуществляет информирование водителей-стажеров об опасных участках маршрута, опасных ситуациях, возникающих при их проезде, и действиях по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Водитель-наставник, предоставляя стажеру максимум самостоятельности, указывает ему на ошибки, анализирует их, особое внимание уделяет соблюдению правил дорожного движения, обеспечению безопасности пассажиров и других участников дорожного движения.
5.10.4. Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажером предрейсового медицинского осмотра и получение путевой документации.
5.10.5. В первый день стажировка на маршруте осуществляется в межпиковое время (с наименьшей интенсивностью движения транспортного потока).
5.10.6. В случае, если водитель будет осуществлять перевозки в ночное время (темное время суток), стажировка должна проводиться в тех же условиях. Управление автобусом в темное время суток проводится после проведения не менее 1/3 стажировочного времени в дневное время.
5.10.7. Водитель-наставник имеет право ходатайствовать перед руководством АТП о наказании водителей-стажеров за нарушения дисциплины, невыполнение порученных обязанностей, о продлении в случае необходимости срока стажировки, а также о сокращении срока стажировки в случае, если водитель-стажер показал достаточные навыки в управлении транспортным средством, знание маршрута и иные необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения знания, умения и навыки.
5.10.8. Водитель-наставник, как правило, подчиняется начальнику службы эксплуатации, работает в тесном взаимодействии со специалистами службы (инженером) безопасности движения.
5.11. Требования к подвижному составу
5.11.1. Подвижной состав, выделенный для проведения стажировки, должен быть исправен, соответствовать техническим нормативам, иметь сидение, обеспечивающее водителю-наставнику непосредственный контакт со стажером и видимость проезжей части, возможность лично вмешиваться в управление автобусом в случаях возникновения опасной ситуации.
---------------------------------------------
*) Перерыв в водительской деятельности по причине болезни, в случае лишения водительских прав, переход на другую работу и т.п.
6. Повышение квалификации водительского состава
6.1. Служба безопасности дорожного движения обязана проводить систематические занятия с водительским составом АТП.
6.2. Программа ежегодных занятий с водителями составляет 20 часов. Учебный план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций представлена в Приложении 5.
6.3. К сдаче экзамена на повышение уровня квалификации (класса) допускаются водители, не имеющие нарушений условий безопасного управления автобусом правил внутреннего распорядка АТП и имеющие стаж работы в АТП в качестве водителя не менее 1 года.
6.4. За грубые нарушения правил дорожного движения, совершение дорожно-транспортных происшествий по вине водителя, уровень квалификации (класс) может быть понижен по решению квалификационной комиссии АТП.
7. О порядке проведения медосмотров и контроля за состоянием
здоровья водителя
7.1. Порядок проведения предварительных и периодических медосмотров водителей автобусов определен "Положением о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников", утвержденным приказом Минздрава России от 14.03.1996 N 90.
7.2. Организация и проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств проводится в соответствии с "Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение 9 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555) и Методическими рекомендациями "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств", утвержденными Минздравом России и Минтрансом России.
7.3. Обязанности водителей при проведении предрейсовых медицинских осмотров:
- водитель автобуса должен явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом;
- отвечать на вопросы, задаваемые медицинским работником;
- не имеет права отказываться от тестового исследования на предмет выявления нетрезвого состояния;
- при ухудшении своего самочувствия сообщить об имеющихся симптомах медицинскому работнику;
- отстраненный от работы водитель обязан направиться с полученным направлением в поликлинику.
7.4. Основанием для отстранения водителей автобусов от работы является отклонение в состоянии здоровья:
- наличие симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37С, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную боль и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т.п.);
- повышение или урежение частоты сердечных сокращений и изменения артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя;
- нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние. В этом случае медицинский работник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, обязан провести контроль трезвости водителя.
7.5. Результаты проведенного предрейсового медицинского осмотра в обязательном порядке заносятся в журнал установленного образца.
7.6. Контроль трезвости водителей АТП производится согласно соответствующим документам. Забор крови при контроле категорически запрещен.
7.7. При наличии признаков опьянения (либо отказа обследуемого лица от освидетельствования) администрацией АТП составляется акт о появлении работника в нетрезвом состоянии на территории предприятия.
8. Порядок контроля уровня психофизиологических качеств водителя
(производится при наличии тестов)
8.1. Водители АТП при поступлении на работу проходят психофизиологическое тестирование с целью выявления уровня его психофизиологических качеств, склонностей к возникновению алкогольной и наркотической зависимостей.
8.2. Периодически (не менее 1-го раза в три года) водительский состав автобусов проходит тестирование своих психофизиологических качеств (в первую очередь, на "склонность к риску") и дальнейшее ранжирование по типу автобусов и сложности маршрутов.
8.3. Указанное тестирование проводится соответствующими специалистами, входящими в состав кадровой службы АТП ил лицом, определенным приказом по АТП, и действующим на основании нормативно-методических документов.
9. Мотивация обеспечения надежности водителей автобусов
9.1. Поощрение водителей за безаварийную работу производится в соответствии с Трудовым кодексом Российской федерации и Положением конкретного АТП (при его наличии).
Поощрением водителей могут быть:
- объявление благодарности;
- премирование;
- награждение ценным подарком;
- награждение знаком "За безаварийную работу" 1, 2 и 3 степени;
- повышение уровня квалификации (класс) в рамках существующей разрядности в соответствии с Положением конкретного АТП (при его наличии).
9.2. За работу без нарушений правил дорожного движения водитель награждается знаком "За безаварийную работу" 1, 2 и 3 степени в соответствии с действующим Положением Минтранса России.
9.3. Уровень квалификации водителя (класс) может устанавливаться соответствующими квалификационными комиссиями, создаваемыми в АТП.
9.4. При определении очередного уровня квалификации (класс) водители должны положительно характеризоваться в профессиональной деятельности и при этом могут быть учтены следующие показатели:
- выполнение графиков перевозок и расписания движения;
- отсутствие нарушений ПДД;
- отсутствие дорожно-транспортных происшествий (по вине водителя) за определенный период времени;
- отсутствие нарушений правил технической эксплуатации, техники безопасности и т.д.
9.5. В случае несоответствия квалификационным требования, уровень квалификации (класс) водителя может быть понижен.
9.6. При присвоении уровня квалификации (класс) водителям может быть установлена надбавка за классность в процентах от тарифной ставки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.