Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Совета депутатов
городского округа Коломна
Московской области
от 30 ноября 2006 г. N 52-РС
Концепция
экологической безопасности городского округа Коломна
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый житель Коломны имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности жителей городского округа.
Устойчивое развитие городского округа Коломна, высокое качество жизни и здоровья его населения могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений развития городского округа и общества.
Городской округ Коломна играет важную роль в поддержании экологического равновесия Московского региона, так как на его территории, занятой различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Подмосковья. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала городского округа обусловливают важную роль Коломны в решении региональных экологических проблем.
К числу основных факторов деградации природной среды на региональном уровне относятся:
рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;
увеличение численности населения г. Москвы и Московской области при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;
сокращение биологического разнообразия и связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции;
террористическая деятельность.
К числу основных факторов деградации природной среды городского округа Коломна относятся:
низкая эффективность методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
высокая степень изношенности основных фондов;
низкий технологический уровень ряда производств;
последствия экономического кризиса;
низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения городского округа.
Эти факторы должны учитываться при осуществлении на территории городского округа Коломна функций местного самоуправления в области экологии.
Общие положения
Концепция экологической безопасности городского округа Коломна (далее именуется "Концепция") определяет цели, направления и приоритеты в деятельности Совета депутатов городского округа Коломна, администрации городского округа Коломна, организаций и граждан в сфере обеспечения экологической безопасности на долгосрочный период. Концепция учитывает накопленный опыт обеспечения экологической безопасности и исходит из единства и целостности территории городского округа и согласования общегосударственных интересов и интересов населения Коломны.
Концепция базируется на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об охране окружающей среды", Концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, других законодательных актов, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, Правительства Московской области, главы городского округа Коломна.
В Концепции используются следующие основные понятия:
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
природная среда (природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;
охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ликвидацию ее последствий;
качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и их совокупностью;
благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;
мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды;
экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;
экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Приоритетные направления деятельности по обеспечению
экологической безопасности городского округа Коломна
1. Экономика, финансы, промышленность и технологии
Современный период развития экономики городского округа связан с интенсификацией производства, увеличением объемов используемых природных ресурсов и поступлением во все возрастающих масштабах загрязняющих веществ в природную среду. Возникла необходимость учета экологических требований к экономике.
Основной задачей в этой области является обеспечение действия и совершенствование системы экономического регулирования рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.
Для этого необходимо:
- разработать и ввести единую классификацию воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей природной среды;
- создать банк данных качества окружающей природной среды, вести учет воздействия производств на конкретную территорию;
- создать банк данных новых высокоэффективных и экологически чистых технологий, направленных на снижение загрязнения природной среды;
- обеспечить полное внедрение на территории городского округа механизма взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды и их использование на сохранение и восстановление природных компонентов;
- обеспечить адекватное финансирование природоохранных мероприятий как одного из приоритетных направлений деятельности;
- создать систему финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды за счет бюджетных средств на конкурсной основе;
- совершенствовать механизмы выделения земельных участков, выдачи разрешений на строительство хозяйственных объектов и на право заниматься хозяйственной и иной деятельностью с учетом задач сохранения и восстановления природной среды;
- обеспечить устойчивое развитие общества, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим;
- признать приоритетность для населения городского округа жизнеобеспечивающих функций природной среды по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
- предотвращать негативные экологические последствия в результате хозяйственной деятельности, вести учет отдаленных экологических последствий;
- отказываться от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей природной среды;
- осуществлять природопользование на платной основе и возмещение населению и природной среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;
- обеспечить открытость экологической информации;
- организовать участие населения городского округа в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.
2. Правовые аспекты
Развитие нормативно-правовой базы остается одним из основных приоритетов природоохранной деятельности. Необходимо объединить в единое правовое поле все имеющиеся нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере экологии, четко определить права, обязанности и меру ответственности юридических и физических лиц при взаимодействии их с природой.
Основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.
Для этого необходимо:
- обеспечить реализацию законодательных актов путем принятия городских правовых актов, необходимых для эффективного применения законов Российской Федерации и Московской области;
- разработать обоснованные экологические ограничения и требования в области градостроительства, озеленения и ведения лесопаркового хозяйства;
- правовое закрепление необходимости экологического обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и (или) выбора проектов;
- совершенствовать методики расчета и практику компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и (или) осуществления экологически опасных видов деятельности;
- обеспечить применение механизмов прекращения незаконной деятельности.
3. Эколого-градостроительные аспекты
Развитие городского округа, появление новых типов зданий, сооружений, сетей коммуникаций и многие другие факторы, связанные с архитектурно-строительной деятельностью, оказывают влияние на природную среду. Особенно актуальна проблема формирования ландшафта городского округа. Учет ландшафтных особенностей важен для разработки объемно-пространственных решений застройки, выявления в городском округе зон охраняемого ландшафта, а в конечном результате - для индивидуализации образа Коломны.
Основной задачей в этой области является всемерное использование ресурсного потенциала городского округа для достижения двуединой цели: сохранение основных социальных и экономических преимуществ жизни в городском округе при одновременном уменьшении в максимальной степени негативных последствий городского проживания. Это комплексная эколого-социально-экономическая проблема, где экологической составляющей принадлежит ведущая роль.
Для этого необходимо:
- применять зонально-территориальные (зонирование территории, рекультивация нарушенных земель и т.п.) и локальные (на отдельных промплощадках и территориях) методы охраны окружающей среды;
- создать новое поколение градостроительной документации с использованием компьютерных технологий;
- использовать геоинформационные технологии и космическую информацию для проведения анализа и оценки состояния и использования территории городского округа;
- обеспечить поддержание общего состояния естественных компонентов городской среды на экологически безопасном уровне;
- создать систему комплексного экологического мониторинга естественных компонентов городской среды;
- обеспечить выбор объемно-планировочных решений и этажности зданий с учетом их размещения в жилой застройке и местных экологических нагрузок;
- рационально развивать инженерные инфраструктуры жизнеобеспечения городского округа.
4. Воздушный бассейн
Источниками вредных выбросов в атмосферу городского округа являются технологические выбросы промышленности, теплоэнергетики и автотранспорта.
Основной задачей в области охраны воздушного бассейна является снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Для этого необходимо:
- совершенствовать систему экологического мониторинга состояния воздушного бассейна городского округа;
- поэтапно оснастить все стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух пылегазоочистным оборудованием;
- оснастить стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, формирующих высокий уровень загрязнения, приборами автоматического контроля содержания вредных веществ в выбросах;
- исключить использование угля в качестве топлива в котельных городского округа;
- оптимизировать транспортные потоки на территории городского округа;
- обеспечить модернизацию и развитие экологически безопасных видов транспорта;
- создать механизмы экономического стимулирования оснащения нейтрализаторами отработавших газов автомобилей, находящихся в частной собственности, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
- повышать качество моторного топлива, в том числе улучшать экологические характеристики топлива, используемого автотранспортом;
- развивать общественный транспорт как альтернативу использования частного автотранспорта.
5. Водные ресурсы
Сеть водоемов является частью природной среды городского округа, несет рекреационную нагрузку, формирует ландшафтный облик городского округа, используется для технического водоснабжения и судоходства.
Основной задачей по разделу "Водные ресурсы" является снижение уровня загрязнения водных объектов городского округа от всех источников загрязнения (промышленные, хозяйственно-бытовые, поверхностные стоки).
Для этого необходимо:
- совершенствовать систему экологического мониторинга всех водных объектов городского округа;
- разработать и утвердить новые Правила приема сточных вод в городскую канализационную сеть, в том числе с селитебной территории городского округа;
- поэтапно оснастить все системы ливневой канализации очистными сооружениями;
- обеспечить снижение выноса загрязняющих веществ с поверхностным стоком за счет повышения благоустройства и улучшения качества уборки территорий, улучшения состояния складского хозяйства;
- обеспечить сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
- разработать механизм вывода из водоохранных зон экологически опасных и самовольно размещенных объектов.
6. Питьевая вода
Водоснабжение городского округа Коломна осуществляется из 75 артезианских скважин Подольско-Мячковского и Каширского водоносных горизонтов. В городском округе функционируют один городской и пять ведомственных водопроводов.
Питьевая вода, являясь артезианской, изначально обладает высокими потребительскими качествами.
Основной задачей в этой области является обеспечение нормативного качества питьевой воды, снижение ее расхода за счет использования для хозяйственных и бытовых нужд воды поверхностных водоемов.
Для этого необходимо:
- обеспечить постоянный оперативный контроль качества питьевой воды;
- внедрять современные и эффективные методы обеззараживания воды взамен гиперхлорирования;
- поэтапно внедрять систему учета расхода питьевой воды всеми потребителями;
- обеспечить нормативное качество питьевой воды от всех водозаборов городского округа путем строительства очистных сооружений;
- обеспечить снижение расхода питьевой воды путем использования для хозяйственных и производственных нужд воды поверхностных водоемов и экономного расходования воды населением городского округа.
7. Отходы производства и потребления
Городской округ Коломна относится к наиболее экономически развитым регионам области, что закономерно обуславливает образование значительных объемов отходов.
При ненадлежащем обращении отходы производства и потребления представляют собой серьезную эпидемиологическую опасность, нарушают эстетический облик городского округа, являются существенным фактором химического загрязнения природной среды.
Основной задачей в этой области является сокращение объемов отходов, подлежащих захоронению.
Для этого необходимо:
- создать информационную, организационную и финансово-экономическую схемы управления потоками отходов в городском округе;
- создать производства по переработке отходов;
- создать систему селективного сбора отходов.
8. Природный комплекс
В состав природного комплекса Коломны входят сохранившиеся в городском округе лесопарковые массивы, долины и участки долин рек и ручьев, озелененные территории общего и ограниченного пользования, озелененные территории общего специального назначения (лечебно-оздоровительных и образовательных учреждений, техзоны, санитарно-защитные зоны, кладбища и др.), а также резервные территории природного комплекса. Система природных и озелененных территорий является природно-экологическим каркасом городского округа, существование которого крайне важно для его нормального функционирования и повышения качества жизни населения.
В настоящее время зеленые насаждения городского округа занимают 19,4% от его площади. Экологически обоснованная доля территории природного комплекса городского округа составляет 30%. С учетом этого требуется не только сохранение, но и увеличение площади территории природного комплекса.
Основной задачей в указанной сфере является сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем городского округа к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.
Для этого необходимо:
- осуществлять комплексный подход к восстановлению нарушенных территорий, предусматривающий реабилитацию зеленых насаждений с одновременным восстановлением водных объектов, оздоровлением почв, восстановлением биоразнообразия, развитием ООПТ, созданием четкой системы их управления и охраны;
- сохранить и увеличить в ближайшие 3 года баланс вырубаемых и высаживаемых зеленых насаждений в пользу вторых с целью увеличения площади территорий природного комплекса до 30% от площади городского округа;
- улучшать состав и структуру зеленых насаждений с целью повышения их устойчивости к негативному воздействию окружающей среды;
- проводить профилактику ослабления и заболевания зеленых насаждений, прежде всего древесных.
9. Управление природоохранной деятельностью
Сохранение природы и улучшение окружающей среды признаны приоритетными направлениями деятельности государства и общества (разд. 1 Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р). Природоохранная деятельность, равно как и рациональное использование природных ресурсов, ввиду особой их значимости, требуют четкого управления со стороны компетентных структур.
В настоящее время сложилась ситуация, при которой эффективность выполнения поставленных перед органами местного самоуправления природоохранных задач значительно затруднена по следующим причинам:
1. Отсутствие четкого разграничения функций и полномочий по осуществлению экологического контроля и нормирования на территории городского округа между федеральными, областными и муниципальными службами.
2. Наличие противоречий в экономической и экологической законодательных базах, приводящих к снижению учета и контроля объемов воздействия на окружающую природную среду территории городского округа и потере целевых бюджетных средств разных уровней, направляемых на реализацию природоохранных мероприятий.
Основной задачей в указанной сфере является оптимизация природоохранной деятельности на муниципальном уровне.
Для этого необходимо:
- разрабатывать городские правовые акты, конкретизирующие рамочные законы федерального и областного уровня;
- формировать механизм финансирования и аккумуляции финансовых ресурсов на охрану и воспроизводство окружающей природной среды и ресурсов, а также изыскивать дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий.
10. Экологическое обучение, воспитание и просвещение
Экологическое информирование населения и его обучение являются основой устойчивого экономического развития, гармоничного с окружающей средой.
Основной задачей в этой области является формирование и развитие "экологически правильного" мировоззрения и мышления руководителей, специалистов предприятий, организаций и жителей городского округа Коломна для внедрения процесса "экологизации" в социальную и хозяйственную сферы жизни и деятельности коломенцев.
Для этого необходимо:
- вовлекать население в общегородские экологические мероприятия;
- привлекать внимание населения к городским экологическим проблемам;
- проводить акции и мероприятия, побуждающие к сохранению, созиданию и приумножению экологических ценностей;
- воспитывать бережное отношение к природному наследию городского округа Коломна;
- повышать квалификацию специалистов в области экологического образования;
- реализовывать концепцию воспитания старшего поколения через воспитание младшего.
Реализация Концепции обеспечения экологической
безопасности городского округа Коломна
Реализация положений настоящей Концепции применительно к отдельным сферам деятельности осуществляется через программы развития городского округа.
Заместитель главы
администрации |
В.М. Шкуров |
Начальник отдела экологии
и природопользования |
В.И. Слободенюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.