Решение Московского областного суда
от 14 февраля 2006 г.
(извлечение)
См. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2006 г. N 4-Г06-14
Прокурор Московской области и житель города Домодедово Московской области З. обратились в суд с заявлениями о признании недействующим со дня принятия Закона Московской области от 12 января 2005 года N 3/2005-ОЗ "О статусе и границе городского округа Домодедово" (далее - Закон Московской области) с изменениями, внесенными Законами Московской области от 7 июня 2005 года N 140/2005-ОЗ и от 15 сентября 2005 года N 205/2005-ОЗ.
Оспариваемый Закон официально опубликован в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".
Определением суда гражданские дела по заявлениям прокурора Московской области и З. объединены в одно производство (л.д. 36).
Прокурор Московской области в обоснование своих требований указывает, что Закон Московской области не соответствует требованиям федерального законодательства.
Так, данным Законом муниципальное образование "Домодедовский район Московской области" наделено статусом городского округа, в состав которого вошли помимо города Домодедово девять сельских округов, включающих около 150 сельских населенных пунктов. Однако, считает прокурор, по смыслу ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) статусом городского округа может быть наделено только городское поселение. Наделение же статусом городского округа муниципального образования, являющегося районом, куда помимо города входит еще целый ряд сельских населенных пунктов, законом не предусмотрено.
Прокурор полагает, что городской округ Домодедово мог быть создан только посредством наделения данным статусом города Домодедово, а не района в целом. Однако в этом случае, указывает прокурор, в силу ч. 3 ст. 84 того же Федерального закона, это является преобразованием района и в соответствии с ч. 7 ст. 13 указанного Закона, требует согласия населения. Вместе с тем мнение населения при принятии Закона Московской области не выяснялось.
При принятии оспариваемого Закона, указывает прокурор, в нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 131-ФЗ, в состав территории городского округа Домодедово были включены сельские населенные пункты, которые генеральным планом г. Домодедово никогда не предусматривались как территория развития города.
Прокурор считает, что муниципальное образование "Домодедовский район Московской области", в состав территории которого входили помимо населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, межселенные территории (по мнению прокурора), в силу п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ обладало всеми признаками муниципального района и не могло быть наделено статусом городского округа. В связи с чем прокурор просит суд признать недействующим в полном объеме оспариваемый Закон с внесенными изменениями со дня принятия (л.д. 42-43).
З., дважды уточнив основания заявления, помимо доводов указанных прокурором считает также, что оспариваемым Законом нарушено право населения Домодедовского района на организацию местного самоуправления в форме, определенной Федеральным законом N 131-ФЗ (двухуровневая система муниципальных образовании).
З. полагает, что в результате вступления в силу данного Закона нарушено также право граждан на проведение правотворческой инициативы, жители села теряют налоговые льготы, земли сельскохозяйственного назначения будут переведены в земли поселений, что также нарушает права сельхозпроизводителей. По мнению З., оспариваемым Законом ущемляются жилищные права жителей города Домодедово.
Кроме того, считает заявитель З., Закон Московской области принят на основе незаконного, в настоящее время оспариваемого в суде, решения Совета депутатов Домодедовского района Московской области N 177/31 от 14 июля 2004 года "О согласовании предложений об установлении границ и наделении статусом "городской округ" муниципального образования "Домодедовский район Московской области".
Также, утверждает З. Закон Московской области был принят в отсутствие оснований для его принятия, так как Закон Московской области N 57/2004-ОЗ от 23 апреля 2004 года "О порядке установления границ муниципальных образований Московской области и наделения их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" утратил силу 1 января 2005 года.
З. также просит признать оспариваемый Закон с внесенными изменениями недействующим со дня принятия (л.д. 3-6, 283-284, 285-286).
В судебном заседании представители прокуратуры Московской области - К. и П., а также З. поддержали заявленные требования, просят заявления удовлетворить.
Представители Московской областной Думы - М. и С., а также представитель Губернатора Московской области - Г. требования прокурора Московской области и З. не признали и пояснили, что оспариваемый Закон принят в пределах полномочий органов государственной власти Московской области, во исполнение Федерального закона N 131-ФЗ и с соблюдением его требований, действовавших на период принятия оспариваемого Закона. Не противоречит, по мнению представителей заинтересованных лиц, Закон Московской области и действующей редакции Федерального закона N 131-ФЗ. Каких-либо прав и законных интересов граждан и государства оспариваемый нормативный правовой акт Московской области не нарушает.
Представители указанных заинтересованных лиц представили письменные возражения на заявления (л.д. 152-155; 156-163; 169-172).
Представители администрации городского округа Домодедово Т. и С., представитель Совета депутатов Домодедовского района Московской области - Т., и представитель Министерства по делам территориальных образований Московской области - С., привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, также считают оспариваемый Закон соответствующим требованиям федерального законодательства и не нарушающим чьих-либо прав и законных интересов.
Представители администрации городского округа Домодедово также пояснили, что в случае наделения муниципального образования "Домодедовский район Московской области" статусом муниципального района, входящие бы в его состав сельские поселения (муниципальные образования) были бы дотационными. Кроме того, это затрудняло бы реализацию федеральных и региональных строительных проектов на территории района.
Представителями администрации городского округа Домодедово представлены также письменные возражения на заявление прокурора Московской области и З. (л.д. 138-141, 164-165, 167), в которых также указано, что оспариваемый Закон не является нормативным актом, в связи с чем заявители пропустили предусмотренный Законом трехмесячный срок для его оспаривания (л.д. 141). Кроме того, в возражениях указано, что структура органов местного самоуправления Домодедовского района была определена районным референдумом в 1996 году, по итогам которого 69,22% жителей района, принявших участие в референдуме, высказались против образования на территории Домодедовского района дополнительных органов местного самоуправления (л.д. 167).
В удовлетворении заявлений прокурора и З. представители названных заинтересованных лиц просят отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокуроров, полагавших заявления подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, установление организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам их совместного ведения издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними нормативные акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона до 1 марта 2005 года установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Таким образом, в силу названных положений Федерального закона N 131-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны были наделить тем или иным статусом соответствующие муниципальные образования не произвольно, а исходя из концепции указанного Федерального закона и строго руководствуясь положениями данного Закона, применяемыми в переходный период муниципальной реформы.
В соответствии со ст. 83 Федерального закона N 131-ФЗ помимо переходных положений, предусмотренных ст. 84-85 этого Закона, при реализации требований указанных норм применяется еще ряд положений закона, в том числе статьи 2 и 11.
Во исполнение указанного Федерального закона был принят оспариваемый Закон Московской области "О статусе и границе городского округа Домодедово" от 12 января 2005 года N 3/2005-ОЗ (л.д. 59-63). Законами Московской области от 7 июня 2005 года N 140/2005-ОЗ и от 15 сентября 2005 года N 205/2005-ОЗ в Закон Московской области "О статусе и границе городского округа Домодедово" внесены несущественные редакционные изменения (л.д. 64, 65).
Оспариваемым Законом муниципальное образование "Домодедовский район Московской области" наделено статусом городского округа и утверждены границы данного округа.
В состав городского округа Домодедово вошел город Домодедово, а также 9 сельских округов, состоящих из 148 сельских населенных пунктов.
Суд не может согласиться с утверждениями прокурора и З. о том, что оспариваемым Законом Московской области произведено преобразование района, требующее согласия населения, а также с утверждением прокурора о том, что Домодедовский район имеет межселенные пространства, поскольку они не основаны на законе.
Согласно ч. 3 ст. 84 Федерального закона N 131-ФЗ преобразованием района, требующим согласия населения, в переходный период является наделение законом субъекта Российской Федерации городских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу данной статьи, статусом городских округов. Оспариваемый же Закон Московской области наделил статусом городского округа не городской населенный пункт, а весь район в целом.
Что касается межселенных территорий, то подобных территорий в Московской области не существует. В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона N 131-ФЗ, межселенные территории возникают на территориях с низкой плотностью населения. В соответствии же с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 года N 707-р, Московская область отнесена к территориям с высокой плотностью населения.
Доводы заявителя З. о нарушении процедуры принятия оспариваемого Закона Московской области, а также о нарушении этим Законом его жилищных прав, права на правотворческую инициативу, прав сельских жителей на льготное налогообложение, прав сельхозпроизводителей, какими-либо объективными данными не подтверждены.
Однако при рассмотрении данного дела суд исходит из положений ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, в соответствии с которыми при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Федеральный закон N 131-ФЗ (статья 2) определяет городской округ как городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В свою очередь городское поселение названный Закон определяет как город или поселок, в котором осуществляется местное самоуправление.
Анализ всех положений Федерального закона N 131-ФЗ, действующих в переходный период муниципальной реформы, и касающихся городского округа, позволяет сделать вывод, что данные положения содержат предписание о наделении данным статусом только городского поселения - города (ч. 2 ст. 11, ч. 1, 7 ст. 13, ч. 3 ст. 84, ч. 3 ст. 85). Причем согласно закону это должно происходить либо путем наделения статусом городского округа городских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу главы 12 указанного Федерального закона (преобразование района с согласия населения), либо путем наделения таким статусом городских поселений, являющихся на названный период муниципальными образованиями, предметы ведения которых на 30 апреля 2003 года не разграничены в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (к таким городским поселениям относятся города областного подчинения).
Положений, предписывающих наделять статусом городского округа - район, являющийся муниципальным образованием, федеральный закон не содержит.
Тем не менее, суд, не соглашаясь с доводами прокурора, считает, что в переходный период муниципальной реформы, при исполнении органами государственной власти субъектов РФ требований п. 1 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ, наделение района, являющегося муниципальным образованием, статусом городского округа возможно, поскольку указанный Закон не содержит запрета на данные действия.
Однако, возникающий при этом на основе района городской округ, должен на период принятия соответствующего закона субъекта РФ полностью соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным законом N 131-ФЗ к составу территории городского поселения - города (то есть район, являющийся муниципальным образованием, который должен быть наделен статусом городского округа должен уже обладать признаками городского поселения, определенными в Федеральном законе N 131-ФЗ - районы-промзоны и т.п.).
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 11 Федерального закона N 131-ФЗ территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли развития поселения.
Согласно части 5 той же статьи Федерального закона N 131-ФЗ в состав городского поселения (городского округа) могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
Таким образом, исходя из названных положений Федерального закона N 131-ФЗ в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что согласно ст. 2 того же Закона городской округ - это городское поселение - город, при определении территории городского округа, (в том числе когда таким статусом в переходный период наделяется район, являющийся муниципальным образованием), за основу должна браться территория, состоящая из:
1) земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта;
2) прилегающих к территории городского населенного пункта земель общего пользования;
3) территорий традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта;
4) рекреационных земель городского населенного пункта (то есть земель, предназначенных и используемых для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан - ст. 98 ЗК РФ);
5) земель для развития городского населенного пункта.
По смыслу закона, другие населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, могут быть включены в состав территории городского округа, если они расположены на перечисленных землях.
Включение же в состав городского округа земель (в том числе населенных пунктов), расположенных вне указанных территорий,Федеральным законом N 131-ФЗ не предусмотрено.
Как усматривается из пояснительной записки главы Домодедовского района Московской области, направленной 29 сентября 2004 года в Правительство Московской области и справки МУ "Домодедовская статистика" (л.д. 91-92, 292), площадь Домодедовского района (в настоящее время городского округа - города) составляет 801 кв. км (сопоставима с площадью г. Москвы).
Из них - 346 кв. км (43,19%) - сельскохозяйственные угодья, 301 кв. км (37,57%) - леса.
Население района по состоянию на 1 января 2005 года составляет - 125725 человек. Из них городское население (после включения в состав города в 2004 году трех поселков городского типа) составляет 82307 человек (65,5%), сельское население - 43418 человек (34,5%).
Из общего количества хозяйствующих субъектов 17% составляют предприятия сельского хозяйства, 12% - промышленности, остальные - предприятия торговли и общественного питания, а также строительства.
Сельское хозяйство в районе представляют восемь рентабельных хозяйств. Производимая ими мясомолочная продукция является одним из основных видов продукции района.
Таким образом, муниципальное образование "Домодедовский район" на период наделения его статусом городского округа представляло собой крупный, дееспособный, нормально развивающийся аграрно-промышленный район с большим количеством сельских населенных пунктов, не обладающий по составу территорий признаками городского округа - города, определенными в Федеральном законе N 131-ФЗ (ст. 11, п. 3 ст. 85)
Согласно справке главного архитектора городского округа Домодедово, а также копии решения исполкома Мособлсовета от 4 сентября 1979 года N 1085/29 "Об утверждении откорректированного генерального плана г. Домодедово" генеральный план г. Домодедово был разработан и утвержден в 1972 году, откорректирован - в 1979 году. Расчетный срок развития города по данному генплану - 25-30 лет. Территория всего Домодедовского района данным генпланом никогда не рассматривалась как территория развития города Домодедово. Однако контрольный срок, утвержденного генерального плана г. Домодедово окончился в 2002 году (л.д. 173-185).
Кроме того, в соответствии с постановлениями Губернатора Московской области от 19 июля 2004 года N 138-ПГ и от 13 сентября 2004 года N 199-ПГ к городу Домодедово были присоединены крупные поселки городского типа - Востряково, Белые Столбы и Барыбино, что привело к увеличению территории города Домодедово (л.д. 186, 187).
Таким образом на период принятия оспариваемого Закона генеральный план города Домодедово утратил силу, а сложившаяся в результате административно-территориальной реформы территория города Домодедово вышла за пределы городской черты.
В этой связи представители Московской областной Думы и Губернатора Московской области, обосновывая правомерность включения в состав городского округа территории всего района, ссылаются на переходные положения п. 3 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ.
В соответствии с данной нормой Федерального закона, если город (поселок) который должен быть наделен статусом городского поселения не имеет утвержденного в установленном порядке генерального плана либо его сложившаяся территория выходит за пределы городской черты, состав территорий и границы соответствующего городского поселения утверждаются на основании исторически сложившейся территории города (поселка), а также в соответствии с границами земельных участков, выделенных для городской застройки, и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города (поселка).
Однако ссылка представителей заинтересованных лиц на данное положение закона необоснованна.
Во-первых, указанная норма как раз подтверждает, что основу городского поселения (городского округа) наделяемого таким статусом в переходный период муниципальной реформы, составляет именно город (поселок), во-вторых из данной нормы также следует, что при включении в городское поселение иных территорий помимо города это должно быть предусмотрено либо генеральным планом его развития, либо обусловлено (в отсутствие генплана) обстоятельствами перечисленными в названном положении Федерального закона.
Утверждение представителей заинтересованных лиц о том, что таким обстоятельством является предназначение всей территории Домодедовского района (более 80% которой составляют сельхозугодия и леса, а также помимо этого 148 сельских населенных пунктов) для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города Домодедово необоснованно, поскольку таких данных суду не представлено.
Ссылка в этой связи представителей администрации городского округа Домодедово на проект генерального плана городского округа Домодедово является несостоятельной, поскольку данный план разрабатывается в результате принятия оспариваемого Закона и отражает перспективы развития именно городского поселения (города), которым Домодедовский район в целом никогда не был.
Таким образом, по составу территорий муниципальное образование "Домодедовский район Московской области" на период принятия оспариваемого Закона не отвечал требованиям, предъявляемым к городскому округу - городскому поселению - городу Федеральным законом N 131-ФЗ (ст. 2, ч. 3, ст. 11, ч. 3 ст. 85).
Доводы представителей Мособлдумы и Губернатора Московской области о том, что изменения в Федеральный закон N 131-ФЗ, которые ограничили по составу территории, входящие в городское поселение были приняты только 30 декабря 2004 года, а оспариваемый Закон Московской области принят Московской областной Думой 15 декабря 2004 года, когда таких ограничений не существовало, суд считает необоснованными.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый Закон Московской области был подписан Губернатором 12 января 2005 года и официально опубликован в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" 25 января 2005 года.
Таким образом, на период подписания Губернатором оспариваемого Закона и вступления его в силу он противоречил Федеральному закону N 131-ФЗ и подлежал приведению в соответствие с ним.
Более того, суд считает, что данный Закон Московской области противоречил Федеральному закону N 131-ФЗ и до внесения в него изменений 30 декабря 2004 года.
Данные изменения по своему характеру являются дополнениями и лишь уточняют и конкретизируют те принципы организации местного самоуправления, которые закладывались законодателем в данный нормативный акт изначально.
Кроме того, соблюдение положений ч. 1 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ об организации местного самоуправления в Российской Федерации органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями Федерального закона означает также следование концепции данного Закона и его основополагающим принципам.
Федеральный закон N 131-ФЗ принят в том числе в обеспечение требования ратифицированной Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года о квалификации местного самоуправления как уровня публичной власти наиболее приближенного к гражданам (преамбула, п. 3 ст. 4).
Исходя из этого одной из основных задач реформы местного самоуправления является формирование двухуровневой территориальной структуры местного самоуправления на территории Российской Федерации.
Для выполнения данной задачи, обозначенной в Федеральном законе N 131-ФЗ, в муниципальном образовании "Домодедовский район Московской области" имелись все необходимые исторические, природные и социально-экономические предпосылки.
Как пояснил в судебном заседании представитель администрации городского округа Домодедово - Т. каких-либо препятствий для создания на территории Домодедовского района двухуровневой структуры местного самоуправления не имелось. В рамках муниципального района можно было беспрепятственно в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ создать от четырех до восьми сельских поселений.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что сельские поселения оказались бы в той или иной степени дотационными, суд считает несостоятельными.
Защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления посредством ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, корректирующих последствия неравномерного распределения возможных источников финансирования, а также лежащих на этих органах расходов, является одним из основных принципов Европейской хартии местного самоуправления (ст. 9).
Аналогичное положение содержится и в п. 20 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ, в соответствии с которым выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Доводы представителей администрации городского округа Домодедово (изложенные также в пояснительной записке главы администрации) о том, что причиной наделения района статусом городского округа является некоторая диспропорция между городом и остальным районом в численности населения (65,5% - городское население) суд считает неубедительными.
Во-первых городские территории практически всегда имеют перевес в численности населения над численностью населения в сельских населенных пунктах. Во-вторых доля сельского населения именно в Домодедовском районе весьма значительна - 34,5%.
Кроме того, нормы Федерального закона N 131-ФЗ, в целях сохранения привычной среды обитания сельских жителей, наоборот оберегают небольшие сельские населенные пункты (которых в Домодедовском районе большинство) от поглощения городскими поселениями, установив в п. 7 ч. 1 ст. 11 требование о том, что сельские населенные пункты с численностью населения менее 1000 человек, как правило, должны входить в сельские поселения.
Таким образом, в Домодедовском районе, в отсутствие каких-либо препятствий к этому, основная задача реформы местного самоуправления, определенная в Федеральном законе - N 131-ФЗ - создание двухуровневой территориальной структуры местного самоуправления - выполнена не была.
В результате оспариваемый Закон лишил жителей Домодедовского района реальной возможности осуществлять местное самоуправление в той форме, в какой она определена в Федеральном законе N 131-ФЗ для подобных территорий.
Сама муниципальная реформа в Домодедовском районе свелась к замене названия муниципального образования. Но при этом кардинально изменилось направление развития тех территорий которые раньше именовались муниципальным образованием "Домодедовский район".
Теперь развитие данных территорий пойдет по законам развития городского поселения - города.
Эти обстоятельства не отрицаются представителями администрации городского округа Домодедово и ярко иллюстрируют имеющиеся в материалах дела картографические материалы - предварительный вариант генерального плана городского округа Домодедово и схема планировочной организации территории городского округа Домодедово (л.д. 294, 295).
Из данных карт усматривается, что значительная часть сельхозугодий, лесов, сельских населенных пунктов по генеральному плану городского округа Домодедово попадает в зону устойчивой урбанизации и рекреационно-жилую зону.
Причем процесс превращения крупного аграрно-промышленного района в городское поселение (город) в данном случае будет являться противоестественным, не обусловленным эволюционным развитием данных территорий.
Такой подход к осуществлению муниципальной реформы, по мнению суда, противоречит концепции, целям и задачам Федерального закона N 131-ФЗ, не отвечает государственным и общественным интересам.
Утверждение представителя администрации городского округа Домодедово Т. о том, что наделение муниципального образования "Домодедовский район" статусом муниципального района будет препятствовать осуществлению на территории района федеральных и региональных строительных проектов какими-либо объективными данными не подтверждено.
Ссылка представителя Губернатора Московской области, в обоснование своих доводов на судебную практику - определение Верховного Суда Российской Федерации по конкретному делу от 20 июля 2005 года N 71-ГО5-7 какого-либо правового значения не имеет, поскольку выводы суда в части возможности наделения района статусом городского округа не противоречат данному определению. Кроме того, предмет и основания настоящего спора являются иными.
Довод представителей администрации городского округа Домодедово о том, что по итогам референдума 1996 года более 69% жителей Домодедовского района из числа принявших участие в голосовании, высказались против создания в районе дополнительных органов местного самоуправления также правового значения не имеет. Данный референдум проводился исходя из действующего на тот период законодательства о местном самоуправлении, оспариваемый же Закон проверяется судом на соответствие Федеральному закону N 131-ФЗ принятому в 2003 году. Кроме того, в 1996 году на референдуме перед населением не ставился вопрос о необходимости превращения района, являющегося муниципальным образованием в городское муниципальное образование.
Утверждение в отзыве администрации городского округа Домодедово о том, что оспариваемый Закон не является нормативным актом, в связи с чем заявителями пропущен срок для обращения в суд не основано на законе.
Закон Московской области "О статусе и границе городского округа Домодедово" обладает всеми признаками нормативного правового акта, в связи с чем требование закона о соблюдении трехмесячного срока для обращения в суд, при оспаривании данного Закона неприменимо.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый Закон Московской области не соответствует целям и задачам реформы местного самоуправления, определенным в Федеральном законе N 131-ФЗ, противоречит требованиям того же Закона, предъявляемым к составу территорий городских поселений (в том числе городских округов) (ст. 2, п. 3, 5, 7 ст. 11, п. 3 ст. 85), необоснованно лишает население района возможности осуществлять право на местное самоуправление в том виде, в каком оно определено в указанном Федеральном законе для подобных территорий.
Учитывая изложенное, суд считает, что имеются основания для признания оспариваемого Закона Московской области с последующими изменениями недействующим в полном объеме со дня его принятия.
Руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ решил:
Заявления прокурора Московской области и З. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Закон Московской области от 12 января 2005 года N 3/2005-ОЗ "О статусе и границе городского округа Домодедово", с изменениями, внесенными Законами Московской области от 7 июня 2005 года N 140/2005-ОЗ и от 15 сентября 2005 года N 205/2005-ОЗ.
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 14 февраля 2006 г.
Текст решения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника