Решение Московского областного суда
от 9 сентября 2003 г.
(извлечение)
Т.В.И. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим (в части) пункт 9.5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных решением исполкома Московского областного Совета народных депутатов и президиума Московского областного совета профессиональных союзов от 29.12.84 N 1728/24 - с последующими изменениями и дополнениями (далее - Правила), а именно то положение, которое обозначено словами: "нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие и прописанные не менее 5 лет в общежитиях".
Кроме того Т.В.И. просит суд обязать Губернатора Московской области внести изменения в указанный пункт Правил.
Заявитель считает, что оспариваемое им положение противоречит пункту 5 ст. 29 ЖК РСФСР.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ ЖК РСФСР признан утратившим силу
Т.В.И. также ссылается на то, что в результате применения оспариваемой нормы в отношении него были нарушены его законные права и интересы: сначала заявитель был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту своей работы - Истринский гидротехнический узел МГП "Мосводоканал" - без учета срока проживания в общежитии, а затем решением профкома от 7 февраля 2003 года исключен из этого списка ссылкой на пункт 9.5 Правил.
В судебном заседании Т.В.И. поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Заинтересованные лица: правопреемники исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов - Мособлдума и Правительство Московской области, также Московское областное объединение организаций профсоюзов (МОООП) - правопреемник Московского областного Совета профессиональных союзов - заявление не признали, их представители в суде Г.А.А. (от Мособлдумы), Б.Т.И. (от Правительства Московской области), Г.Н.А. (от МОООП) считают, что оспариваемый Т.В.И. пункт 9.5 Правил соответствует федеральному законодательству, в том числе и ст. 29 ЖК РСФСР; представили письменные возражения на заявление (л.д. 22-30).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора К.Г.Б., считающей, что доводы заявителя не обоснованы, суд приходит к выводу, что заявление Т.В.И. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Т.В.И. оспаривает пункт 9.5 Правил, а именно ту его часть, где указано, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие и прописанные не менее 5 лет в общежитиях.
Заявитель считает, что областной законодатель нарушил положения пункта 5 статьи 29 ЖК РСФСР, согласно которому нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
По мнению Т.В.И., в Жилищном кодексе РСФСР не содержится указаний относительно срока проживания в общежитии как условия признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; отсюда заявитель делает вывод, что любой гражданин, проживающий в общежитии, становится нуждающимся в улучшении жилищных условий с момента его прописки в общежитии.
Суд находит доводы заявителя ошибочными по следующим основаниям.
Согласно подпункту "к" пункта 1 ст. 72, пункту 2 ст. 76 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 49 ЖК РСФСР предусмотрено, что правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Такой порядок установлен постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, которым утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (далее - Примерные правила).
Постановление Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 фактически прекратило действие
Подпунктом "а" п. 2 вышеназванного постановления Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов на основании Примерных правил и с учетом местных условий предписывается разработать и по согласованию с советами профессиональных союзов утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде.
Во исполнение названных положений в Московской области были разработаны Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденные решением исполкома Московского областного Совета народных депутатов и президиума Московского областного совета профессиональных союзов от 29.12.84 N 1728/24 (с последующими изменениями и дополнениями), пункт 9.5 которых оспариваем Т.В.И.
Подпунктом "д" п. 7 Примерных правил предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
При этом в части 5 п. 7 Примерных правил содержатся указания на то, что в областных Правилах с учетом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях и на условиях поднайма либо найма жилых помещений, а также могут быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Имеется в виду подпункт "е" п. 7 Примерных правил
Аналогичные права субъекта РФ в области жилищного законодательства закреплены в статье 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1, согласно которой порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 признан утратившим силу
Таким образом, субъект РФ в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (утвержд. постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 N 335), наделен правом устанавливать срок проживания граждан в общежитиях, а также предусматривать дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При таких условиях отсутствуют основания для признания пункта 9.5 Правил не соответствующим федеральному закону: оспариваемые Т.В.И. положения были приняты в порядке, установленном Советом Министров РСФСР, в пределах компетенции органов власти Московской области. При этом права заявителя, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, не нарушены.
По указанным причинам не подлежит удовлетворению и требование Т.В.И. об обязании Губернатора Московской области внести изменения в указанный пункт Правил.
Кроме того в компетенцию суда не входит возлагать на соответствующие органы какие-либо обязанности, касающиеся законотворчества: например, обязать их внести в текст закона или исключить из него какие-то слова, предложения и т.п. (как просит заявитель).
С учетом изложенного суд решил:
в удовлетворении заявления Т.В.И. о признании недействующим пункта 9.5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных решением исполнительного комитета Московского областного Совета профессиональных союзов народных депутатов и президиума Московского областного совета от 29.12.84 N 1728/24 (с последующими изменениями и дополнениями), в части, обозначенной словами "нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие и прописанные не менее 5 лет в общежитиях", а также в удовлетворении требования Т.В.И. об обязании Губернатора Московской области внести изменения в указанный пункт Правил - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ через Мособлсуд в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 9 сентября 2003 г.
Текст решения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника