Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к решению Совета депутатов
Щелковского муниципального района
Московской области
от 4 сентября 2007 г. N 238/39
Закрытое акционерное общество "Экоаэросталкер"
Инвестиционная программа
"Реконструкция Щелковских межрайонных
очистных сооружений на период с 2007 по 2011 годы"
Паспорт программы
Основание для 1. Федеральный закон N 210-ФЗ "Об
разработки программы регулирования тарифов организаций
коммунального комплекса"
Цель реализации Завершение начатой в 2003 году реконструкции
программы Щелковских межрайонных очистных сооружений,
приведение качественных показателей процесса
очистки сточных вод к проектным параметрам,
обеспечение их соответствия жестким
требованиям СНиП и СанПиН, сведение к
минимуму вредного воздействия производства и
его отходов на окружающую среду
Структура программы 1. Общие данные.
2. Цели и задачи реконструкции.
3. Инвестиционный план.
4. Производственные показатели.
5. Финансовое обеспечение программы.
6. Приложения
Исполнитель Закрытое акционерное общество
"Экоаэросталкер"
Согласования 1. Представлена для согласования: ЗАО
"Экоаэросталкер" - письмо от 8 февраля 2007
года N 185.
2. Согласована:
- Министерством жилищно-коммунального
хозяйства Московской области - письмо от 9
февраля 2007 года N 204 - 5.2;
- администрацией Щелковского муниципального
района Московской области - письмо от 20
февраля 2007 года N 113.
3. Утверждена решением Совета депутатов
Щелковского муниципального района Московской
области от "__" ______ 2007 года N _________
Введение
Инвестиционная программа "Реконструкция Щелковских межрайонных очистных сооружений на период 2007-2011 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение положений Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в интересах своевременного определения источников финансирования мероприятий по реконструкции данного объекта, обеспечения производственных потребностей предприятия и формирования прогноза изменения уровня тарифов на услуги по очистке сточных вод.
Целью реализации Программы является завершение начатой в 2003 году реконструкции Щелковских межрайонных очистных сооружений (ЩМОС), приведение качественных показателей процесса очистки сточных вод к проектным параметрам, обеспечение их соответствия жестким требованиям СНиП и СанПиН, сведение к минимуму вредного воздействия производства и его отходов на окружающую среду.
В период с 2003 по 2006 годы основанием для проведения реконструкции ЩМОС являлись Законы Московской области "Об областной целевой программе "Обеспечение населения качественной питьевой водой и обеспечение водоотведения в Московской области на 2002-2006 годы", "Об областной целевой программе "Экология Подмосковья на 2003-2004 (2005-2006) годы" и федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы (подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ").
Технико-экономическое обоснование реконструкции Щелковских межрайонных очистных сооружений разработано ООО "Институт "Гипрокоммунводоканал" (генеральный проектировщик) по договору от 01.08.2003 N 23/__, заключение Главгосэкспертизы Госстроя РФ от 31.05.2005 N 432-05/ГГЭ-0734/07.
Экономическая и социальная целесообразность реализации инвестиционного проекта реконструкции Щелковских межрайонных очистных сооружений подтверждена заключением Министерства экономики Московской области от 26.10.2004 N 18исх/20-3305.
1. Общие данные
Щелковские межрайонные очистные сооружения (ЩМОС) являются крупнейшим объектом коммунального хозяйства и государственной собственностью Московской области.
Местонахождение: Московская область, г. Щелково, ул. Заречная, д. 137.
Площадь, занимаемая ЩМОС, ~ 60 га.
Производительность - более 100 млн. куб. м в год.
Вид услуг: прием и очистка бытовых и производственных сточных вод, поступающих от четырех городов (Королев, Ивантеевка, Фрязино, Юбилейный) и двух районов (Щелковский и Пушкинский).
Общее кол-во обслуживаемого населения около 600 тыс. чел., общее кол-во абонентов - 948, в том числе:
- предприятий бюджетной сферы и ЖКХ - 338 (~ 175,3 тыс. куб. м/сут.);
- прочих потребителей - 610 (~ 31,2 куб. м /сут.).
Состав ЩМОС: два производственных комплекса механико-биологической очистки общей мощностью 320 тыс. куб. м/сут., в том числе:
1 комплекс МБО, введен в эксплуатацию в 1966 г., производительность - 200 тыс. куб. м/сут.;
2 комплекс МБО, введен в эксплуатацию в 1982 г., производительность - 120 тыс. куб. м/сут.
В состав второго комплекса входит цех механического обезвоживания осадка (МОО) проектной мощностью 117,8 т/сут. (по сухому веществу).
На территории производственного комплекса ЩМОС расположены 24 производственных здания, 133 инженерных сооружения, 48 передаточных устройств, более 500 единиц машин и оборудования.
Постановлением Правительства Московской области от 18.01.99 N 5/2 производственный комплекс ЩМОС был передан в доверительное управление ЗАО "Экоаэросталкер". Договор доверительного управления имуществом от 12.03.99, перезаключенный 04.07.2003, прекращен 01.12.2005 ввиду изменения формы управления имущественным комплексом. На основании совместного решения Министерства имущественных отношений и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области заключен договор долгосрочной аренды имущества ЩМОС ЗАО "Экоаэросталкер" от 01.12.2005 N 39146к.
Из-за нехватки в 1990-х годах средств (целенаправленных капиталовложений) для проведения капитального ремонта и реконструкции многие технологические узлы, сооружения, коммуникационные сети и оборудование ЩМОС исчерпали предельные сроки эксплуатации, полностью амортизированы и находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Более половины трубопроводов не подлежат восстановлению.
Полная восстановительная стоимость действующих производственных фондов в соответствии с данными бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2007 составляет ~ 695 млн. рублей, а их стоимость с учетом фактического износа - ~ 277,2 млн. рублей. Таким образом, общий фактический износ очистных сооружений составляет ~ 60%.
За период управления ЩМОС ЗАО "Экоаэросталкер" проведен ряд мероприятий по ремонту и модернизации очистных сооружений, внедрению новых технологий очистки сточных вод. В частности, проведена реконструкция цеха механического обезвоживания осадка сточных вод и осуществлен переход к технологии обезвоживания, основанной на применении флокулянта, проведена реконструкция 50% аэротенков, здания решеток 2-го производственного комплекса и хлораторной 1-го производственного комплекса, реализован процесс обеззараживания осветленных сточных вод гипохлоритом натрия. К началу 2007 года смонтировано и готово к вводу в эксплуатацию с передачей на баланс предприятия новое технологическое оборудование общей стоимостью ~ 38,5 млн. рублей.
2. Цели и задачи реконструкции
Несмотря на уже реализованные мероприятия, для обеспечения установленных нормативов качества очистки сточных вод необходима полномасштабная реконструкция очистных сооружений, предусматривающая внедрение современных технологий и строительство новых объектов (сооружения глубокой доочистки, обработки и утилизации осадков сточных вод, др.).
Распоряжением министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 22.06.2005 N 29 утверждено технико-экономическое обоснование реконструкции ЩМОС общей стоимостью ~ 1,38 млрд. рублей (цена IV кв. 2004 г.). Ранее распоряжением министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 22.06.2005 N 29 был утвержден рабочий проект цеха механического обезвоживания осадка (МОО) сточных вод стоимостью ~ 0,9 млрд. рублей. В конце 2005 года основные работы по реализации данного проекта были завершены. В I квартале 2007 года планируется принятие цеха МОО в полную эксплуатацию.
Главная цель реконструкции ЩМОС - приведение качественных показателей процесса очистки сточных вод к проектным параметрам, обеспечение их соответствия жестким требованиям СНиП и СанПиН, сведение к минимуму вредного воздействия производства и его отходов на окружающую среду.
Параллельно с решением задач, обеспечивающих достижение главной цели реконструкции, должны быть решены задачи, связанные с обеспечением надежности производства, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций (из-за аварийного состояния объекта), улучшения условий труда.
С экономической точки зрения процесс реконструкции ориентирован на снижение затрат, связанных с ежегодным проведением капитального ремонта. В то же время этот процесс не предполагает сокращения традиционных затрат предприятия, связанных с приобретением технологических материалов, расходованием электроэнергии, утилизацией обезвоженного осадка и фондом оплаты труда, поскольку эти затраты определяются технологическими потребностями, характеристиками необходимого оборудования, нормативами использования трудовых ресурсов.
3. Инвестиционный план
Начиная с 2003 года сооружения находятся в состоянии поэтапной реконструкции и технического перевооружения. На сегодняшний день ЩМОС - один из наиболее подготовленных для успешного проведения этого процесса объект коммунального хозяйства Московской области. В 2005 году утверждено ТЭО реконструкции, стоимость которой в базовых ценах 2001 года составит ~ 473 млн. рублей, разработана рабочая документация для объектов ее первой очереди (сооружения механической очистки, цех обезвоживания осадка, аэротенки), налажено взаимодействие заказчика и подрядных организаций, полностью оформлена разрешительная документация и урегулированы правовые вопросы проведения реконструкции.
В соответствии с проектом организации строительства, разработанным в составе ТЭО реконструкции ЩМОС, общий срок проведения всех мероприятий этого процесса не должен превышать 5 лет. Однако недостаток финансового обеспечения и не урегулированные в 2004-2005 годах юридические вопросы использования государственного имущества потребовали увеличения этого срока до 7 лет с выделением очередей реконструкции (пусковых комплексов).
Инвестиционный план реконструкции на период с 2007 по 2011 годы представлен в приложении 1 настоящей Программы двумя разделами. Данный план основывается на реальных предположениях, что к началу 2007 года объем освоенных капиталовложений в реконструкцию ЩМОС из разных источников составит ~ 86,47 млн. рублей в базовых ценах 2001 года, т.е. ~ 13% стоимости всех ее мероприятий.
Раздел 1 включает в себя первоочередные мероприятия реконструкции, направленные на восстановление работоспособности и технической надежности действующих объектов очистных сооружений: приемных камер, зданий механической очистки, песколовок, отстойников, аэротенков, насосных и воздуходувных станций, технологических трубопроводов, систем энергоснабжения. При этом планируется произвести полную замену оборудования на новое, обеспечивающее более высокое качество и надежность технологического процесса очистки сточных вод. Общая стоимость мероприятий, включенных в данный раздел, составляет ~ 237,20 млн. рублей в базовых ценах 2001 года, в том числе: строительно-монтажных работ - ~ 157,54 млн. рублей, оборудования - ~ 63,16 млн. рублей, прочих затрат - ~ 16,50 млн. рублей. Всего за период с 2007 по 2011 годы при выполнении мероприятий первого раздела инвестиционного плана за счет собственных средств предприятия планируется освоить ~ 50% всех капиталовложений в реконструкцию ЩМОС.
Поскольку мероприятия данного раздела являются основополагающими и обязательными к реализации, их финансирование предполагается осуществить за счет собственных средств ЗАО "Экоаэросталкер" как наиболее прогнозируемого источника капиталовложений, учтенного при расчетах тарифа на услуги по очистке сточных вод.
Раздел 2 инвестиционного плана реконструкции ЩМОС включает в себя мероприятия по строительству новых объектов очистных сооружений, реконструкции вспомогательного производства и благоустройству территории. Выполнение мероприятий по строительству новых объектов (сооружения доочистки и обеззараживания, метантенки, газгольдеры, иловые площадки, энергетические станции) направлено на совершенствование технологического процесса очистки сточных вод, существенное повышение его качественных показателей, решение проблемы утилизации обезвоженного осадка, обеспечение надежного тепло- и энергоснабжения. Общая стоимость мероприятий, включенных в данный раздел, составляет ~ 149,52 млн. рублей в базовых ценах 2001 года, в том числе: строительно-монтажных работ - ~ 53,48 млн. рублей, оборудования - ~ 96,02 млн. рублей.
Поскольку строительство и ввод в эксплуатацию новых объектов очистных сооружений являются "неотделимыми улучшениями" ЩМОС как объекта коммунального хозяйства, которые по условиям договора аренды подлежат передаче в собственность Московской области, в качестве основного источника финансирования этих мероприятий следует рассматривать бюджетные средства.
4. Производственные показатели
Реконструкция очистных сооружений происходит в условиях непрерывно действующего производства, безостановочного технологического процесса очистки сточных вод. Это обстоятельство требует особого подхода к проведению строительно-монтажных работ и замене оборудования, формирования оптимального финансового соотношения между потребностями реконструкции, с одной стороны, и потребностями производства - с другой. Важнейшими факторами, определяющими такое соотношение, являются предельно допустимый уровень тарифов на услуги по очистке сточных вод и темпы их дальнейшего роста.
Традиционно перечень затрат, связанных с удовлетворением производственных потребностей предприятия, включает в себя расходы по приобретению материалов на технологические нужды, электроснабжению, оплате труда, текущему ремонту, прочим прямым и общехозяйственным расходам.
К затратам, связанным с проведением реконструкции ЩМОС, относятся затраты на капитальный ремонт строительных конструкций действующих сооружений и амортизационные отчисления на восстановление (модернизацию) производственных фондов.
Все эти затраты вместе с обязательными налоговыми платежами включены в себестоимость производства услуг, подтверждаются при согласовании производственной программы и тарифов на услуги предприятия.
Помимо затрат на реконструкцию очистных сооружений, включенных в себестоимость продукции, на эти же цели расходуется большая часть чистой прибыли предприятия, учтенная в расчете среднего тарифа на услуги предприятия и не превышающая 12% полной себестоимости.
Согласно Федеральному закону N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и постановлению Правительства Московской области от 28.06.2006 N 572/20 "О мерах по государственному регулированию цен (тарифов) в Московской области" производственная программа ЗАО "Экоаэросталкер" и тарифы на услуги предприятия по очистке сточных вод подлежат утверждению Министерством экономики Московской области. Экономическая обоснованность соответствующих расчетов ежегодно подтверждается независимой экспертизой.
5. Финансовое обеспечение реконструкции
Основным источником финансового обеспечения реконструкции ЩМОС являются средства, полученные от абонентов ЗАО "Экоаэросталкер" за оказанные услуги по очистке сточных вод. В течение 2007-2011 гг. за счет этих средств непосредственно в реконструкцию ЩМОС предполагается инвестировать ~ 237,2 млн. рублей (в базовых ценах 2001 года), т.е. 50% всего объема капиталовложений. При этом должны быть реализованы следующие положения.
1. В интересах населения и бюджетных организаций, с одной стороны, и необходимости проведения реконструкции ЩМОС как объекта государственной собственности Московской области, с другой стороны, временно сохранить дифференцированный подход к установлению тарифов на услуги по очистке сточных вод для различных групп потребителей.
2. В 2007-2008 годах установить фиксированный тариф на услуги по очистке сточных вод для прочих потребителей и к 2009 году ликвидировать перекрестное субсидирование на этом объекте коммунального хозяйства, установить единый тариф для всех категорий потребителей.
3. Расчет ежегодных финансовых потребностей в реконструкцию ЩМОС осуществлять согласно инвестиционному плану (приложение 1) с пересчетом в текущие цены по установленным индексам.
4. При утверждении производственных программ предприятия руководствоваться требованиями ФСТ РФ в части максимально допустимого роста стоимости коммунальных услуг, с одной стороны, и финансовыми потребностями в реконструкцию ЩМОС, которые могут быть учтены в составе тарифа на услуги по очистке сточных вод, с другой стороны.
5. После принятия регулирующим органом Московской области Методических рекомендаций по расчету тарифов на подключение объектов к системам коммунальной инфраструктуры задействовать механизм взимания платы за подключение объектов к системам водоотведения, осуществляющим транспортировку сточных вод на ЩМОС, для пополнения собственных средств предприятия, финансируемых в реконструкцию. Это позволит добиться снижения доли инвестиционных средств в составе абонентской платы за оказание услуг по очистке сточных вод и стабилизировать темпы роста тарифа предприятия за эти услуги на минимальном уровне.
В качестве второго не менее важного источника финансирования реконструкции ЩМОС рассматриваются целевые средства областного и федерального бюджетов, средства внебюджетных (прежде всего экологических) фондов и привлеченные средства внешних инвесторов. Учитывая стратегическое значение ЩМОС как крупнейшего объекта коммунального хозяйства, финансирование их реконструкции предполагается осуществить в рамках:
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" - федеральная адресная инвестиционная программа) на общую сумму ~ 83,9 млн. рублей (в базовых ценах 2001 года);
областной целевой программы "Экология Подмосковья" и областной программы развития и модернизации инженерных сетей и коммуникаций, финансируемой за счет средств Целевого бюджетного инвестиционного фонда Московской области, на общую сумму ~ 65,6 млн. рублей (в базовых ценах 2001 года).
В приложении 2 к настоящей Программе представлен прогноз распределения инвестиционных средств, направляемых на реконструкцию ЩМОС по источникам финансирования в период с 2007 по 2011 годы. При этом следует учитывать, что объемы финансирования реконструкции ЩМОС из бюджетных источников требуют принятия соответствующих решений органами законодательной власти РФ и Московской области.
Заключение
Представленная Программа носит прогнозный характер. Основной задачей ее подготовки на данный момент является формирование направлений деятельности предприятия и министерств Московской области по обеспечению устойчивого финансирования процесса реконструкции ЩМОС.
Программа подлежит ежегодному мониторингу и корректировке с учетом следующих факторов:
- изменения уровня инфляции по отдельным статьям затрат, входящих в себестоимость услуг по очистке сточных вод, а также изменения условий реализации отдельных составляющих производственного процесса (в частности, условий утилизации осадка сточных вод), изменения стоимости реконструкции и строительства объектов ЩМОС в процессе подготовки рабочей документации;
- принятия федерального и областного бюджета, утверждения целевых программ, предусматривающих финансирование реконструкции ЩМОС, а также принятия инвестиционных программ развития коммунального комплекса муниципальных образований, входящих в зону обслуживания ЩМОС;
- изменения требований по государственному регулированию тарифов на услуги предприятий коммунального комплекса, принятия методики определения платы за подключение абонентов к сетям водоотведения и применения этого механизма для финансирования реконструкции;
- других факторов.
Ответственным исполнителем данной Программы является ЗАО "Экоаэросталкер" при непосредственном участии Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства экономики, Министерства строительного комплекса, Министерства экологии и природопользования Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.