Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
городского округа Климовск
Московской области
от 23 октября 2008 г. N 8/10
Муниципальная целевая программа
"Развитие образования в городе Климовске Московской области
на период 2009-2010 годов"
1. Паспорт муниципальной целевой программы "Развитие образования
в городе Климовске Московской области на период 2009-2010 годов"
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие образования в городе Климовске Московской области на период 2009-2010 годов" (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении концепции федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы от 26.01.2007 N 79-р. Закон Московской области "О Концепции, прогнозах и государственных Программах социально-экономического развития Московской области" от 05.04.1996 N 11/96-ОЗ (в ред. Законов МО от 28.07.1999 N 47/99-ОЗ, от 27.04.2001 N 81/2001-ОЗ, от 12.02.2002 N 4/2002-ОЗ, от 22.07.2005 N 200/2005-ОЗ, от 01.04.2006 N 46/2006-ОЗ). Закон Московской области "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области" от 17.07.2008 N 111/2008-ОЗ. Закон Московской области "О дополнительных мероприятиях по укреплению материально-технической базы ЖКХ, здравоохранения и физической культуры, образования, культуры, СМИ и социальной защиты населения на 2009 год" от 19.09.2008 N 130/2008-ОЗ. Соглашение между Министерством образования Московской области и муниципальным образованием городом Климовском Московской области о взаимодействии в реализации приоритетного национального проекта "Образование" от 11.05.2006. Соглашение между Министерством образования Московской области и муниципальным образованием "Городской округ Климовск" Московской области о взаимодействии в реализации регионального комплексного проекта модернизации образования от 05.07.2007 N 085. |
Заказчик Программы |
Администрация города Климовска. |
Разработчик Программы |
Управление образования Администрации города Климовска; информационно-методический центр. |
Исполнители Программы |
Управление образования Администрации города Климовска и ему подведомственные учреждения при содействии Министерства образования Московской области. |
Цель Программы | Обеспечение условий удовлетворения потребностей населения в качественном дошкольном, общем и дополнительном образовании. |
Задачи Программы |
- Обновление содержания и повышение качества образования, обеспечение инновационного характера развития образования. - Повышение воспитывающего потенциала системы образования. - Создание условий для увеличения охвата детей различными формами и направлениями воспитания и дополнительного образования. - Обеспечение условий развития кадрового потенциала системы образования. - Создание необходимых условий для обеспечения сохранения здоровья детей и подростков. - Создание безопасных условий в учреждениях образования. - Развитие гибких форм пребывания детей в учреждениях дошкольного образования. - Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. |
Основные направления Программы |
- Создание условий для обновления содержания образования, повышения качества образовательных услуг, обеспечения инновационного характера развития сферы образования. - Совершенствование ресурсного и управленческого обеспечения развития образования. - Обеспечение безопасных условий пребывания детей и сотрудников в образовательных учреждениях. - Воспитание и дополнительное образование. Профилактика асоциального поведения детей. - Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях. - Развитие социально-педагогической и психологической практики работы с детьми и семьей в системе образования. |
Срок реализации Программы |
2009-2010 гг. |
Объем и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования по Программе предполагается в сумме 207 399,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2009 год - 125 978,9 тыс. руб.; 2010 год - 81 420,9 тыс. руб. Из них по источникам: федеральные средства - 19 700 тыс. руб., в том числе: 2009 год - 8 200 тыс. руб.; 2010 год - 11 500 тыс. руб.; бюджет Московской области - 59 600 тыс. руб., в том числе: 2009 год - 53 000 тыс. руб.; 2010 год - 6 600 тыс. руб; муниципальный бюджет - 117 913,8 тыс. руб., в том числе: 2009 год - 59 573,9 тыс. руб.; 2010 год - 58 339,9 тыс. руб.; внебюджетные средства - 10 186 тыс. руб., в том числе: 2009 год - 5 205 тыс. руб.; 2010 год - 4 981 тыс. руб. |
Ожидаемые социально- экономические результаты реализации Программы |
Повышение качества образования для жителей города Климовска Московской области. Обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников учреждений образования. Снижение вероятности и масштабов безнадзорности, социального сиротства, наркомании и других асоциальных явлений. Создание муниципальной системы оценки качества образования как элемента областной системы оценки качества образования. Повышение социально-экономического статуса учителей. Улучшение кадрового обеспечения системы образования. Повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов привлеченных в систему образования внебюджетных средств, в том числе за счет оказания платных образовательных услуг. Обновление и повышение эффективности использования материально-технической базы системы образования. Обеспечение участия общественных институтов в управлении образованием. Создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей. Улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
Управление Программой и контроль за ее реализацией |
Контроль осуществляется Администрацией города Климовска и Советом депутатов города Климовска. Управление Программой осуществляет Управление образования Администрации города Климовска. |
2. Введение
Программа является основным стратегическим документом развития и модернизации системы образования в городе Климовске Московской области.
Программа разработана по заказу Администрации города Климовска.
Программа разработана творческим коллективом педагогических и руководящих работников под руководством Управления образования и информационно-методического центра при непосредственном участии муниципального общественного совета по развитию образования в сотрудничестве с городскими службами, занимающимися проблемами детства.
Программа определяет цели, задачи и предполагаемые результаты развития системы образования города Климовска Московской области на период 2009-2010 гг., отражает приоритеты и принципы воспитания и обучения детей, подростков и молодежи, организационного построения муниципальной образовательной системы, осуществление образовательной деятельности в учреждениях разных типов и видов. Она является основой для разработки и корректировки программ развития образования всех типов образовательных учреждений города.
Реализация Программы основывается на стабильном функционировании системы образования и создает условия для ее инновационного развития и модернизации.
В процессе разработки Программы были проведены семинары для руководителей образовательных учреждений и членов муниципального общественного совета по развитию образования по проблемам стратегического планирования, стратегического управления, прогнозирования и проектирования; организованы и проведены социологические опросы и анкетирования учащихся, родителей и педагогов; проанализированы результаты опросов, анкет, статистических отчетов, запросов, текущих требований рынка труда.
Проект Программы обсуждался в образовательных учреждениях города, на городской августовской педагогической конференции 2008 года, был согласован на Совете руководителей.
Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего бюджетного финансирования, так и привлечения внебюджетных средств.
Программа предполагает участие в федеральных и областных проектах.
3. Характеристика проблемы и необходимость
ее решения программными методами
3.1. Дошкольное образование
В системе дошкольного образования на сегодняшний день воспитывается 2031 ребенок от 1,5 до 7 лет.
Родительская плата за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении составляет 960 рублей в месяц в ясельной группе, 1085 - в садовских группах, 1210 рублей - в круглосуточных группах при средних фактических затратах на 1 ребенка 5044 рубля. Все дошкольные образовательные учреждения обеспечены качественным сбалансированным питанием. Средняя стоимость питания на 1 ребенка в день составляет 61 рубль. С 01.01.2007 года производятся компенсационные выплаты части родительской платы. На сегодняшний день они составляют 217 рублей в месяц на первого ребенка, 542,5 рубля - на второго и 759,5 рубля в месяц - на третьего ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение. За 2007 год эти выплаты составили 2 429 500, 00 рублей. Существует система льгот, утвержденная Советом депутатов города Климовска, по оплате за посещение детьми детского сада из социально незащищенных семей. Количество детей в группах ясельного возраста составляет 20 человек при норме 15, в группах садовского возраста - 26 детей при норме 20.
Приоритетным направлением в дошкольном образовании и воспитании остается работа по оздоровлению детей дошкольного возраста. В ДОУ N 2, N 18 функционируют 2 логопедические группы, куда решением психолого-медико-педагогической комиссии направляются дети с серьезными дефектами речи. В ДОУ N 5, N 11, N 13, N 17, N 18, N 19 благодаря имеющимся условиям для оздоровления детей (наличие бассейнов, спортивных и музыкальных залов, специального оборудования), а также работе медицинского персонала и узких специалистов ведется углубленная работа по оздоровлению детей.
Педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования ориентирована как на использование стандартных, так и вариативных развивающих программ, учитывающих индивидуальные особенности детей. Из 9 дошкольных образовательных учреждений 7 работают в режиме центра развития ребенка. В них воспитание и обучение дошкольников проходит по углубленным программам в области математического образования, экологии, изодеятельности, физического воспитания.
Наряду с использованием основной "Программы воспитания и обучения в детском саду" успешно внедряются дополнительные программы: "Детство", "Радуга", "Старт", "Здоровье", "Я - человек" и другие. Большое внимание уделяется работе по выявлению способностей и развитию детей через организацию дополнительных образовательных услуг: обучение плаванию (ДОУ N 5, N 11, N 13, N 17, N 19), аэробика и ритмика (ДОУ N 2, N 3, N 9, N 18), образовательные услуги художественно-эстетического направления - изостудии, театральная деятельность, флористика (ДОУ N 2, N 5, N 9, N 11, N 18). Проведенный социологический опрос родителей дошкольников показал, что наиболее востребованными направлениями дополнительных образовательных услуг являются подготовка к школе, кружки физкультурно-оздоровительного характера, плавание, кружки эстетического направления (Диаграмма N 1).
ДОУ N 9 является базовым учреждением по обучению детей правилам дорожного движения, ДОУ N 3 - по изучению курса ОБЖ, ДОУ N 2 - по экологическому образованию и воспитанию, в ДОУ N 11 функционирует муниципальная экспериментальная площадка "Лаборатория как элемент развивающей среды дошкольного учреждения". Недостаточно развиты "гибкие" формы содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. В ДОУ N 18 организована группа круглосуточного пребывания детей, списочная наполняемость которой на сегодняшний день составляет 11 человек. При этом 18% родителей нуждаются в группах продленного дня, 6% - в группах выходного дня, 3% - в группах кратковременного пребывания детей в ДОУ. Частично запросы родителей на дополнительные образовательные услуги удовлетворяются за счет введения платных услуг. В 2006 году дошкольными учреждениями города их было оказано на сумму 1 284 068 рублей, в 2007 году - на сумму 1 609 929 рублей, план 2008 года - 1 991 200 рублей.
Основными задачами дошкольного образования являются всестороннее развитие, подготовка детей к получению образования в школе, а также сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Проведенный социологический опрос показал, что 84% дошкольников поступили в школу из ДОУ; из непосещавших дошкольное образовательное учреждение 24,5% детей не посещали детский сад по состоянию здоровья, у 70% семей не было необходимости устраивать ребенка в ДОУ и только 3,2% родителей не устраивала работа дошкольного учреждения.
На сегодняшний день очередь детей 2005-2006 года рождения на получение места в детском саду составляет 200 человек (в основном в юго-западной части города). В связи с благоприятно складывающейся социально-экономической обстановкой в городе и в целом в государстве демографическая ситуация в последние годы улучшается. Если в конце 90-х - начале 2000-х годов рождаемость в городе не превышала 360 детей в год, то в последние годы она превысила 400 детей. В 2007 году рождаемость достигла рекордной цифры за последние 15 лет - 490 человек (Диаграмма N 2).
Таким образом, следует ожидать дальнейшего роста очередности в дошкольные образовательные учреждения. За последние 3 года очередь на получение места в дошкольном образовательном учреждении возросла более чем на 200 человек (2005 год - 309, 2006 год - 339, 2007 год - 528).
Таким образом, основными проблемами в системе дошкольного образования города Климовска являются:
- значительный рост очередности в дошкольные образовательные учреждения;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- недостаточное количество предоставляемых дополнительных образовательных услуг.
Решение существующих проблем будет происходить за счет:
- открытия нового дошкольного образовательного учреждения;
- открытия дополнительных групп в существующих ДОУ;
- реорганизации начальной школы-детского сада в 2 дошкольных образовательных учреждения;
- внедрения гибких форм пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
- предоставления дополнительных образовательных услуг;
- расширения спектра коррекционно-развивающих программ.
3.2. Общее образование
В школах города на сегодняшний день обучается 4632 ребенка. Открыт 191 класс. Средняя наполняемость классов составила 25,5 человека.
Снижается количество учащихся, занимающихся во вторую смену: 2006 год - 26,5% учащихся; 2007 год - 24%; 2008 год - 23,7% учащихся.
В муниципальной образовательной системе создаются все условия для того, чтобы каждый ребенок мог получить образование, отвечающее его способностям и потребностям. Так, 50,5% всех учащихся 9-х классов получают образование в классах предпрофильной подготовки (показатель 2004 года - 21%), до 50% учеников 11-х классов ежегодно выпускаются из профильных классов (28% - в 2004 году). В 2007-2008 году предпрофильной подготовкой было охвачено 356 учащихся 8-9-х классов. В профильных классах, созданных в гимназии, лицее и школе N 5, обучалось 159 человек (в гимназии - социально-экономический и информационно-технологический профиль, в лицее - информационно-технологический, в школе N 5 - физико-математический).
По программам углубленного изучения предметов занимался 251 обучающийся в 4 общеобразовательных учреждениях (лицей - 47 чел., гимназия - 26 чел., школа N 5 - 103 чел., школа N 6 - 75 чел.). Углубленно в школах города изучаются математика, иностранный язык, информатика, история, химия, физика.
Три учреждения (лицей, гимназия и школа N 1) реализуют возможность изучения 2-го иностранного языка на ступени основного общего образования. В 2007-2008 учебном году 2-й иностранный язык изучали 243 учащихся. В классах компенсирующего обучения занималось: в 2006 году - 259 чел., в 2007 году - 184 чел., в 2008 году - 158 чел.
176 человек в 2007-2008 учебном году по состоянию здоровья обучалось на дому, из них 11 детей-инвалидов обучаются по индивидуальным программам. В специальной коррекционной школе VIII вида для детей с отклонениями в развитии обучается 52 ребенка, в вечерней (сменной) школе - 65 человек (из них 49 человек проходят обучение в очно-заочной форме).
На данный момент все образовательные учреждения города строят свои учебные планы в соответствии с БУП-1998. С 2007 года в общеобразовательных учреждениях города проходят апробацию учебно-методические комплексы проекта областного компонента государственного стандарта общего образования: "Русское речевое общение" (10-11 классы), "История Московской области" (7-8 классы), "Родное Подмосковье" (7-8 классы), "Московская область - субъект Российской Федерации" (9 классы), "Духовное краеведение Московской области" (8-9 классы).
Наряду с предметами федерального и регионального компонентов в школах вводятся новые предметы за счет использования школьного компонента базисного учебного плана (Таблица N 1):
Таблица N 1
Введение новых предметов за счет использования
школьного компонента Базисного учебного плана
МОУ СОШ N 1 | Краеведение, экономика, риторика, информатика |
Лицей | Краеведение, второй иностранный язык, экономика |
МОУ СОШ N 3 |
Краеведение, экономика, основы информационной культуры, второй иностранный язык |
Гимназия |
Этика делового общения, психология семейной жизни, экология, краеведение |
МОУ СОШ N 5 с углубленным изучением отдельных предметов |
История русской культуры, краеведение, экономика |
МОУ СОШ N 6 с углубленным изучением отдельных предметов |
Краеведение, МХК, экономика |
Высокое качество знаний выпускников климовских школ получило подтверждение в ходе независимой итоговой аттестации в 2008 году (ЕГЭ по русскому языку и математике в 11-х классах и аттестация в новой форме в 9-х классах) (Диаграммы N 3, N 4).
Стабильно высоким остается количество выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями "За особые успехи в учении", а также выпускников девятых классов, получивших аттестат с отличием, что говорит о высоком уровне качества обучения в общеобразовательных учреждениях города (Диаграммы N 5, N 6).
Во всех образовательных учреждениях введены дополнительные образовательные услуги. Охват ими учащихся составляет до 40%.
Одним из приоритетных направлений стратегии модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного общего образования. В связи с этим особое значение приобретает определение на основе социологических исследований, образование какого качества существует в муниципальной системе и какова доступность этого образования, а также каков социальный заказ на образование.
Для изучения социального заказа на образовательные услуги в общеобразовательных учреждениях города был проведен социологический опрос учащихся 9-х и 11-х классов школ города, родителей учащихся 8-х и 9-х классов. Целью опроса было выявление ожидания детей, родителей в сфере образования в сложившихся экономических условиях, сбор информации о том, какой видится им школа на данном этапе, и какой они хотели бы видеть ее в будущем, удовлетворение каких потребностей необходимо для полноценного и эффективного включения выпускников школы в различные сферы жизни общества.
Анализ дал следующие результаты:
- большинство оканчивающих основную школу (девятый класс) намерено продолжать учебу в школе (67%), 24% учащихся предполагает учиться в среднем специальном образовательном учреждении, 8% - в ПУ, только 1% - работать, не получая дальнейшего образования (Диаграмма N 7);
- из тех, кто предполагает продолжать учебу в школе, 71% выразили стремление обучаться в образовательном учреждении повышенного статуса (лицей, гимназия) и в профильных классах;
- наибольший интерес среди учебных предметов, которые школьники предпочли бы изучать углубленно, вызывают иностранный язык (31%), математика (32%), литература, история и русский язык (24%), информатика (28%), экономика (18%), химия и биология (10%);
- во время анкетирования выявлены следующие наиболее востребованные профили обучения: физико-математический (30%), информационно-технологический (30%), общеобразовательный (24%), гуманитарный (15%), естественно-научный (8%) (Диаграмма N 8);
- выпускников 9 класса более всего в школе привлекает возможность подготовиться к поступлению в вуз (60%), 33% - хорошие учителя, 20% - возможность подготовиться к трудовой жизни, 20% - возможность научиться учиться, 2% опрошенных в школе не привлекает ничего.
Анализ опроса позволяет сделать вывод о профессиональных предпочтениях школьников. Большинство из них хочет овладеть специальностями (в порядке убывания рейтинга) программиста, дизайнера, менеджера, юриста, психолога. Все остальные специальности (журналист, визажист, врач, педагог и т.д.) пользуются меньшей популярностью.
- по мнению детей, более 70% родителей одобряют дальнейшие планы выпускников, 24% опрошенных затруднились с ответом, 3% родителей безразличны к выбору своих детей, 3% - против. Эти цифры говорят о том, что многие родители недостаточно внимательны к определению жизненных планов выпускников основной школы, считают, что пока нет необходимости спешить с принятием решений.
Социологический опрос, проведенный среди учащихся 11-х классов, дал следующие результаты:
- из 318 выпускников средней школы 93% после окончания школы собираются продолжить образование в вузе, 3% - в колледже, 2% - собираются работать, 2% - еще не сделали выбор;
- на вопрос: "Что привлекает выпускников в школе?" 60% учащихся 11 классов ответили: "Возможность подготовиться к поступлению в вуз".20% ответили, что хорошие учителя, 20% привлекает возможность научиться учиться. Только 5% выпускников считает, что школа достаточно готовит к трудовой жизни. К сожалению, 5% выпускников в школе не привлекает ничего;
- на вопрос о затруднениях и неудобствах, которые учащиеся испытывают в школе, 40% опрошенных ответили, что испытывают перегрузки, 25% отмечают сложность в усвоении учебного материала, 9% - проблемы со здоровьем. Эти цифры позволяют сделать вывод о том, что проблема перегрузки школьников (особенно в выпускных классах) и проблема здоровья детей продолжает оставаться одной из самых злободневных (Диаграмма N 9);
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками испытывают 7% учащихся, с учителями - 4%;
- выпускники 11 класса хотят овладеть профессией в следующих областях: управления - 35%; бизнеса - 20%, экономики - 20%, техники - 15%, юриспруденции - 6%, медицины - 4%;
- к своему профессиональному выбору большая часть выпускников (77%) готовится на подготовительных курсах, 20% - занимается с репетитором, 8% - не готовится никак;
- 95% родителей одобряет дальнейшие планы выпускников, 4% - затрудняется ответить, 1% - против выбора.
Для планирования перспектив экономического и социального развития образовательных учреждений города некоторые вопросы были обсуждены и с родителями школьников. Опрос показал, что:
- 80% родителей хотело бы, чтобы их дети продолжали образование после окончания 9 класса в школе, более половины из них - в образовательных учреждениях повышенного статуса (гимназия, лицей, профильные классы). Полученные данные свидетельствуют о схожести позиций родителей и детей;
- к сожалению, 24% родителей никак не готовит ребенка к будущей трудовой деятельности. Многие родители рассчитывают получить от инновационной деятельности образовательного учреждения глубокие знания учащихся (52%), но выражают опасения по поводу негативных результатов (увеличение учебной нагрузки учащихся (26%), ухудшения их здоровья (20%), разбросанность интересов учащихся (9%));
- родители готовы оказывать конкретную помощь образовательным учреждениям города, например, в пополнении материально-технической базы (36%), а также в разработке методических пособий (5%), ведении уроков, факультативных занятий, кружков (7%).
Общие выводы по результатам социологического опроса школьников и их родителей:
- подавляющее большинство выпускников основной (9 класс) и полной средней (11 класс) школы намерено продолжать учебу, что свидетельствует о возрастающей роли образования среди молодых людей;
- из тех, кто предполагает продолжить учебу после окончания 9 класса, большинство стремится обучаться в образовательном учреждении повышенного статуса (лицей, гимназия, школа с углубленным изучением предметов), что свидетельствует о потребности учащихся в полной мере реализовывать свои возможности, индивидуальные склонности и способности;
- из выпускников 11 класса, предполагающих продолжить учебу, большая часть школьников намерена учиться в высших учебных заведениях, что свидетельствует о приоритетности высшего образования. К сожалению, учащиеся не всегда удовлетворены той подготовкой, которую они получают в школе, не считают ее достаточной для поступления в вуз;
- учитывая тенденции на рынке труда, можно сделать вывод, что снизился спрос на профессии в области юриспруденции и экономики, все более популярными становятся профессии, связанные с управлением;
- желание более полно и качественно удовлетворять образовательные потребности учащихся и их родителей связано с неизбежными перегрузками школьников (особенно в выпускных классах), что ведет к ухудшению их здоровья;
- материально-техническая база образовательных учреждений требует дальнейшего совершенствования и дополнительного финансирования.
С 2007 года город является пилотной площадкой комплексного проекта модернизации образования. Одним из направлений проекта стала разработка региональной системы оценки качества образования, предполагающая разноплановые мониторинговые исследования муниципальной образовательной системы. Одним из таких исследований стал кластерный анализ. По результатам этого анализа муниципальная образовательная система города Климовска была отнесена к кластеру N 5, предполагающему среднее качество процесса и результата обучения. В результате анализа были выявлены так называемые "критические точки" в сравнении с региональными показателями по отдельным критериям (Диаграммы N 10, N 11, N 12).
При доле ОУ, реализующих программы повышенного и расширенного уровня, составляющей 45%, охват этими программами обучающихся составляет менее 10%. То же касается и профильного обучения. При наличии четырех общеобразовательных учреждений повышенного статуса необходим более широкий охват обучающихся 8-9-х классов предпрофильной подготовкой и профильным образованием учащихся 10-11-х классов. Ничтожно мала в сравнении с областным показателем доля образовательных учреждений, осуществляющих обучение иностранному языку на ступени начального образования, и доля учащихся, изучающих иностранный язык на этой ступени. Уровень технической обеспеченности кабинетов иностранного языка требует существенной доработки.
Сопоставляя результаты социологического исследования и данные кластерного анализа, можно сделать вывод об основных направлениях дальнейшего развития муниципальной системы образования:
- обеспечение условий для получения качественного образования;
- расширение и укрепление материально-технической и учебно-методической базы (в первую очередь для обучения иностранным языкам);
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.
Решение имеющихся проблем предполагается осуществлять за счет:
- обновления структуры и содержания общего образования;
- расширения вариативности образовательных программ в соответствии с запросами и возможностями личности;
- формирования сети профильного обучения и предпрофильной подготовки.
3.3. Воспитание и дополнительное образование
В городе действует, постоянно видоизменяясь и совершенствуясь, воспитательная система, включающая в себя разнообразные модели воспитательных систем учреждений образования, взаимодействие с различными городскими службами, учреждениями, организациями, предприятиями, с Администрацией города и ее подведомственными структурами.
На базе информационно-методического центра создана служба воспитания и дополнительного образования, которая является координатором воспитательной системы города, помогает изучать и совершенствовать функционирование этой системы.
В городе в настоящее время действуют и продолжают развиваться пять учреждений дополнительного образования. Число детских объединений в учреждениях дополнительного образования составляет 203. Охват детей от 5 до 17 лет услугами дополнительного образования составляет 3 289 человек.
Сегодня занимаются в учреждениях дополнительного образования 59,1% от общего количества детей города.
Созданный 5 лет назад на базе ДДТ "Электрон" выставочный зал регулярно проводит выставки детского творчества, что способствует выявлению талантливых, одаренных детей (с 2004 год по 2007 год-50 выставок детского творчества).
За последние 5 лет в учреждениях образования было реализовано более 200 дополнительных образовательных программ.
На базе учреждения дополнительного образования "Контакт" в 2005 год создано и действует добровольное общественное объединение молодежи "ОМЕГа" (состав детей колеблется от 18 до 30 участников). Предполагалось, что участники объединения станут школой актива, координаторами и волонтерами для школьных самоуправлений. На базе учреждения дополнительного образования ЦДОД в 2007 год начала работу экспериментальная муниципальная площадка по профилактике асоциального поведения детей и подростков "Учимся жить".
С открытием этих направлений деятельности были созданы условия, при которых учреждения дополнительного образования стали методическими ресурсными центрами в городе по данным направлениям образовательной и воспитательной работы.
Продолжается работа по программам: "Как прекрасен этот мир!" (программа экологического образования, ДЭЦ) и "Красный, желтый, зеленый" (программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, ЦДОД). В рамках последней программы проходят все городские мероприятия по профилактике ДТП: акции "Внимание, дети!"; акции "Каникулы"; конкурсы "Перекресток", "Безопасное колесо"; конкурсы и слеты школьных команд ЮИД.
Для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, продолжают работать группы гармонического развития "Ступеньки" (ДЭЦ) и группы выходного дня - подготовка к школе (ЦДОД, ДДТ "Контакт", ДДТ "Электрон").
В детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) 974 ребенка занимаются в 14 секциях. В последние годы ДЮСШ стала организатором и координатором всей спортивной работы в системе образования (организация и проведение таких мероприятий, как спартакиада школьников, спартакиада дошкольников "Кенгуренок", конкурс "Лучший спортивный класс", конкурс "Педагог года" в номинации "Спортивный инструктор в детском саду").
Во всех школах города действуют органы ученического самоуправления, на основе которых планируется реализация проектов создания добровольных детских и молодежных организаций.
В 2005 год открылась муниципальная экспериментальная площадка "Общественно-активная школа - ресурсный центр развития местного сообщества" на базе МОУ СОШ N 6. С 2006 года МОУ СОШ N 3 работает как муниципальная экспериментальная площадка по теме: "Создание новой модели социального партнерства общеобразовательной школы с учреждениями образования, культуры, промышленности в реализации духовных и творческих запросов учащихся".
Создание таких муниципальных экспериментальных площадок позволяет наладить в системе воспитательной работы города взаимодействие с социумом и создание открытого воспитательного и образовательного пространства.
На базе общеобразовательных учреждений города действуют предметные кружки (английский язык, информатика, математика, информационные технологии, биология, экология), спортивные секции (баскетбол, волейбол, настольный теннис), кружки художественно-эстетического направления (театральный, вокальный, хореографический, изо). Охват детей дополнительными образовательными услугами в школах города составляет в настоящее время 47% от общего числа учащихся общеобразовательных учреждений.
Дополнительное образование представлено также в ДОУ художественно-эстетическим, спортивно-оздоровительным, культурологическим и другими направлениями.
Для совершенствования воспитательной работы в школах города, кроме ставок социальных педагогов, педагогов-организаторов и психологов, в 2007 году были введены ставки педагогов-организаторов по спортивной работе.
Муниципальной образовательной системой проводится работа по организации отдыха детей в летний период. Организованы городские оздоровительные лагеря на базе школ ("Родничок" - 75 чел., "Тополек" - 75 чел., "Ручеек" - 50 чел.), профильные смены в Подмосковье, спортивные отряды в загородных лагерях. С 2009 год планируется открытие еще нескольких летних оздоровительных городских лагерей.
На основе анализа изменений, произошедших в воспитательной системе города за последние годы, можно увидеть ряд позитивных моментов, делающих систему более гибкой, лучше управляемой, приспосабливаемой к изменениям в обществе, к запросам социума.
Анализируя систему воспитания и дополнительного образования детей в городе Климовске, можно говорить о следующем.
Учреждения дополнительного образования увеличили контингент.
2005 год - 3221 чел.,
2006 год - 3247 чел.,
2007 год - 3289 чел.
Однако только 59,1% детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет в городе заняты в учреждениях дополнительного образования, хотя по сравнению с 2005 год (47%) показатель увеличился.
Увеличилось количество объединений:
2005 год - 197 объединений;
2006 год - 199 объединений;
2007 год - 203 объединения.
При этом город остро нуждается в открытии еще нескольких учреждений дополнительного образования.
Из 100 опрошенных родителей мальчиков 25 человек хотели бы, чтобы их ребенок занимался в кружке английского языка, 73 - в спортивных секциях, 35 человек отдали предпочтение кружкам, где можно изучить компьютерные технологии, 25 - кружкам, посвященным практической психологии (с учетом того, что многие родители хотели бы, чтобы их ребенок занимался в нескольких кружках). Из такого же количества опрошенных родителей девочек 40 человек отдают предпочтение кружкам английского языка, 62 человека - спортивным секциям, 35 - компьютерным кружкам и 17 - кружкам по практической психологии (Диаграмма N 13).
200 опрошенных детей (100 мальчиков и 100 девочек) следующим образом распределили свои приоритеты в выборе дополнительного образования (Диаграмма N 14):
- спортивные секции, в том числе роликовые коньки, скейт-борды, велоспорт, паркур, пейнтбол, спортивное ориентирование, туризм (62 мальчика, 57 девочек);
- технические кружки, в том числе компьютер, авиа- и судомоделирование, картинг, автовождение (65 мальчиков, 45 девочек);
- художественно-эстетические, в том числе хореография, вокал, инструментальные группы (37 мальчиков, 42 девочки);
- дополнительные услуги по общеобразовательным предметам (25 мальчиков, 30 девочек).
Однако учреждения дополнительного образования города и школы не располагают материально-технической базой и кадрами для 100-процентного обеспечения пожеланий родителей и детей, особенно это касается возраста 13-17 лет.
В учреждениях образования существует система платных услуг, но в соотношении с бесплатными услугами доля их мала (от 4% до 10% в различных учреждениях дополнительного образования) и охват учащихся невелик (от 65 чел. до 200 чел.). 5 учреждений дополнительного образования оказывают платных образовательных услуг на сумму 600 тыс. рублей (план 2008 год). И хотя этот показатель за последние годы вырос (2006 год - 235,405 тыс. рублей, 2007 год - 395,078 тыс. рублей), он явно недостаточен (Диаграмма N 15).
В выставочном зале ДДТ "Электрон" ежегодно проводятся выставки, но посещаемость выставок необходимо активизировать, устраивать больше презентаций и творческих встреч на базе выставочного зала, чтобы популяризировать работу учреждений дополнительного образования и сделать выставочный зал "Электрон" одним из культурных центров города.
На протяжении многих лет в ЦДОД развивается направление работы по профилактике ДТП, достигнуты большие результаты: во всех школах организованы отряды ЮИД, есть информационный уголок по обучению ПДД, волонтеры из ЦДОД проводят беседы, конкурсы, выступают с агитбригадами в общеобразовательных учреждениях.
Занятость детей во внеурочное время - залог того, что ребенок будет отвлечен от пагубного влияния улицы. В настоящее время в отделе по делам несовершеннолетних на учете состоит 30 учащихся общеобразовательных школ города, в комиссии по делам несовершеннолетних - 39, на внутришкольном учете - 89 детей и подростков. Развитие системы дополнительного образования и воспитания является существенным фактором профилактики безнадзорности, наркомании, алкоголизма, других видов асоциального поведения детей и подростков.
Необходимость профилактической работы в образовательных учреждениях признает более 60% учащихся (обработано 320 анкет). Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о снижении употребления несовершеннолетними ПАВ, но признать ситуацию вполне благополучной мы не можем (Таблица N 2, Диаграмма N 16).
Таблица N 2
Разовое употребление несовершеннолетними
алкоголя, табака и ПАВ
Разовое употребление алкоголя |
Разовое употребление табачных изделий |
Разовое употребление наркотических средств |
|||||||||||
12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | ||
2005-2006 | Мальчики | 20 | 50 | 64 | 69 | 12 | 31,0 | 53,0 | 49 | - | - | 6,1 | 4,3 |
Девочки | 0,2 | 49 | 51 | 67 | 9,0 | 30,0 | 42,0 | 59 | - | - | 6,6 | 2,3 | |
2006-2007 | Мальчики | 18 | 47 | 63,2 | 65,8 | 11,5 | 30,8 | 52,6 | 48,1 | - | - | 5,9 | 3,7 |
Девочки | - | 48,5 | 49,3 | 65 | 8,1 | 27,4 | 41 | 57 | - | - | 5,87 | 2,1 | |
2007-2008 | Мальчики | 17,6 | 45,8 | 61 | 65,3 | 10 | 30,2 | 51,3 | 47,5 | - | - | 5,7 | 2,6 |
Девочки | - | 46,2 | 48 | 63,8 | 7,7 | 26,9 | 40,2 | 56,6 | - | - | 4,2 | 2 |
Решение указанной проблемы необходимо искать во взаимодействии учреждений дополнительного образования и школ, организации совместных мероприятий, увеличении количества кружков в школах. Тогда и охват детей и подростков организованными формами досуга значительно увеличится.
Анализируя спортивную работу, можно отметить, что достигнуты достаточно высокие результаты. Участием в различных городских спортивных соревнованиях охвачено почти 3000 детей в год (включая дошкольников). Тем не менее, очень остро стоит вопрос о нехватке площадей (спортивных площадок, стадионов, спортзалов), квалифицированных кадров. Вопрос о комплектовании кадрами также встает при открытии летних оздоровительных лагерей на базе общеобразовательных учреждений.
Для анализа процесса воспитания в общеобразовательных учреждениях были изучены показатели степени удовлетворенности старшеклассников результатами и процессом воспитания и жизнедеятельности в учебных заведениях (обработано 200 анкет), показатели представлены на момент окончания 2007-2008 гг., в сравнении с 2005-2006 гг., 2006-2007 гг. (Таблица N 3, Диаграмма N 17).
Таблица N 3
Степень удовлетворенности старшеклассников результатами
и процессом воспитания в общеобразовательных учреждениях
Учебный процесс |
Организация общешкольных дел |
Общение с педагогами |
Общение с одноклассниками |
|
2005-2006 гг. | 15,00% | 50,00% | 21,80% | 13,20% |
2006-2007 гг. | 15,20% | 50,50% | 22,30% | 10,00% |
2007-2008 гг. | 17,10% | 48,30% | 23,80% | 10,80% |
Психологический дискомфорт в сфере образовательной деятельности и межличностных отношений говорит о недостаточной демократизации образовательной и воспитательной сфер школьной жизнедеятельности. Современные старшеклассники требовательнее относятся к учебному процессу, они комфортнее чувствуют себя в школе, но можно отметить также сложности у современных школьников в коммуникативной сфере: им сложно общаться не только с учителями, но и со сверстниками.
В настоящее время мы можем говорить о недостаточном уровне гражданского воспитания и образования наших учащихся, отсутствии ясной гражданской позиции, страхе перед коллективной ответственностью. Эти качества учащихся объясняют такую проблему в воспитательной сфере деятельности, как низкая эффективность работы школьных самоуправлений. Почти 50% учащихся считают работу школьного самоуправления неэффективным.
Молодежное объединение "ОМЕГа", по замыслу педагогов, должно было стать школой актива для лидеров школьных самоуправлений. В настоящее время это объединение свою задачу не выполняет, хотя внутри объединения ведется большая кропотливая работа по формированию лидерских качеств у подростков. Нежелание нести ответственность, нежелание лидировать в общественно-полезных делах - такая тенденция в последние годы наблюдается в обществе и является серьезной проблемой для воспитательной системы в образовательных учреждениях.
Система воспитания в городе испытывает недостаток кадровых, материальных и финансовых ресурсов для полного удовлетворения социального заказа в дополнительных образовательных услугах.
На основе проведенного анализа был выявлен ряд проблем системы воспитательной работы и дополнительного образования детей в городе:
- низкий уровень правового образования и гражданского воспитания детей в образовательных учреждениях;
- неэффективность работы школьных ученических самоуправлений, детских и молодежных общественных организаций, недостаточная роль школ в жизни социума и социума в жизни школ;
- недостаток кадрового и программного обеспечения в учреждениях образования города для проведения системной работы с учащимися по профилактике правонарушений и употребления несовершеннолетними ПАВ;
- недостаток кадровых, материальных и финансовых ресурсов для полного удовлетворения социального заказа в дополнительных образовательных услугах.
Основными направлениями решения существующих проблем в системе воспитательной работы и дополнительного образования детей являются:
- развитие и введение профильности работы учреждений дополнительного образования как методических ресурсных центров по определенным направлениям;
- интеграция образовательных, социальных, спортивно-оздоровительных программ и программ культурного отдыха детей, подростков и взрослых в городе;
- совершенствование школьных ученических самоуправлений, создание детских и юношеских общественных движений, демократизация образовательного и воспитательного процессов;
- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования с учетом социального заказа;
- оказание дополнительных образовательных услуг.
3.4. Психологическая и социально-педагогическая работа
с детьми и семьей в системе образования
Особое место в деятельности системы образования занимает защита прав и интересов несовершеннолетних. Задача государства не только создать условия для образования и воспитания детей в учреждениях образования, но и подготовить юных граждан к самостоятельной жизни в современном обществе. Сиротство как социальное явление присуще любому обществу независимо от качественных и временных этапов его развития, поскольку всегда существует определенная категория детей, которая в силу объективных или субъективных причин остается вне семейной заботы и требует особого отношения со стороны государства.
В муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом" города Климовска воспитывается 32 ребенка. Ежегодно все дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, охвачены всеми видами отдыха: оздоравливаются в детских санаториях и детских оздоровительных лагерях. Управление образования принимает меры по защите жилищных прав воспитанников Детского дома и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. По социальному составу большинство воспитанников (23) являются детьми родителей, лишенных родительских прав, детей-сирот - 7, один ребенок, у которого родители больны. За время работы Детского дома (с 1998 года): усыновлен 1 чел., взяты под опеку 5 чел., выбыло 40 чел., возвращены в биологическую семью 12 чел., взяты в приемную семью 4 чел.
Растет число детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Для таких детей открыта специальная коррекционная школа VIII вида, на базе которой круглогодично работает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и консультационно-диагностический центр. ПМПК способствует выявлению детей и подростков с отклонениями в развитии, проведению комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработке рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания. По итогам работы ПМПК в 2006-2007 гг./2007-2008 гг. был обследован 325/461 ребенок, в том числе 185/209 детей из дошкольных образовательных учреждений, 27/13 детей - из специальной коррекционной школы, 28/22 - из классов компенсирующего обучения. Было рекомендовано 2/3 детей обучать в коррекционной школе, 22/12 детей - в классах компенсирующего обучения, 100/21 ребенок будет продолжать обучение в массовой школе, 24/2 воспитанника детских садов направлены в логопедические группы, 2 ребенка - в речевую школу. Имеет место организация возможных форм коррекционного обучения детей: надомное, индивидуальное, в классах компенсирующего обучения. В настоящее время 52 учащихся получают образование в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида".
В отдельных школах города (МОУ СОШ N 3, МОУ СОШ N 5, МОУ СОШ N 6) имеются классы компенсирующего обучения, в которых в 2007-2008 учебном году занималось 96 детей, 176 детей в 2007-2008 учебном году по состоянию здоровья обучались на дому по индивидуальным планам.
Основными проблемами психологической и социально-педагогической поддержки детей и семьи в муниципальной системе образования являются:
- рост социального сиротства;
- неэффективность работы ПМПК (временно собирающийся орган, приоритетность задачи которого заключается в первичной диагностике, а не в контроле эффективности рекомендаций комиссии и отслеживании динамики развития ребенка);
- увеличение категории детей "группы риска";
- отсутствие реального социального института сопровождения выпускников детского дома;
- пробелы в жизненном образовании детей-сирот.
Пути решения проблем:
- создание и внедрение модели психолого-педагогической поддержки в системе образования города Климовска;
- внедрение в практику образовательных учреждений психолого-педагогических программ, направленных на социальную адаптацию и профилактику асоциальных явлений среди детей и подростков;
- развитие материально-технической базы образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
3.5. Создание условий по обеспечению здоровья детей
В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества и становится приоритетной национальной проблемой. Здоровье детей отнесено к основным направлениям социальной политики в области образования в соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об образовании". На решение задач по сохранению здоровья обучающихся и воспитанников была направлена подпрограмма "Здоровый ребенок", ставшая частью городской программы развития муниципальной образовательной системы города Климовска. В результате реализации подпрограммы были созданы основы для единого оздоровительного пространства, позволившего создать общую информационную среду по вопросам оздоровительной, коррекционной и профилактической работы учреждений образования, здравоохранения и Роспотребнадзора. В учебный процесс внедрялись здоровьесберегающие технологии, что позволило добиться положительных изменений в состоянии здоровья детей. Так, по результатам медицинских осмотров динамика заболеваемости школьников по отдельным классам заболеваний в основном регрессивная (Диаграмма N 18).
С целью внедрения в образовательный процесс современных медико-психолого-педагогических технологий оздоровления детей была усовершенствованна материальная база образовательных учреждений: приобретено новое оборудование для спортивных залов и укомплектованы тренажерные залы, закуплены комплекты возрастной мебели и светильники для школ, переоборудованы медицинские кабинеты.
Предполагалось, что система постоянного мониторинга за здоровьем детей и ранняя диагностика болезней позволят уменьшить соматические нарушения на разных этапах развития детей и снизить заболеваемость по классам болезней, занимающих рейтинговые места, однако этого не произошло. По данным Роспотребнадзора на 1 января 2008 года, в структуре общей заболеваемости детей (от 0 до 14 лет) города Климовска первое место занимают болезни органов дыхания (64,2%), второе место - болезни глаза, третье место - болезни мочеполовой системы (5,3%), четвертое место занимают болезни органов пищеварения (4,7%) (Диаграмма N 19).
Первое место в структуре заболеваемости подростков (от 15 до 17 лет) города Климовска занимают болезни органов дыхания (48,8%), второе место - болезни мочеполовой системы (9,3%), третье место - болезни нервной системы (7,9%), четвертое место - болезни органов пищеварения (8,5%) и пятое - болезни глаза (6,7%) (Диаграмма N 20).
Не в полной мере удалось улучшить систему качественного и сбалансированного питания. Бесплатное горячее питание (завтраки) получают 33% от общего числа учащихся города Климовска, в то время как этот показатель по России составляет 72%. В 2008 году охват горячим питанием учащихся 1-4-х классов составил 87,7% от общего числа учащихся, а 5-11-х классов - 28,7% от общего числа учащихся. Стоимость завтрака составила 18 руб., стоимость обеда - 32 руб. (Таблица N 4, N 5).
Таблица N 4
Охват горячим питанием учащихся в 2006-2007 учебном году
Охват горячим питанием учащихся начальной школы, из них: завтраки бесплатно частично за счет родителей завтраки за счет родителей обеды бесплатно частично за счет средств родителей обеды за счет родителей завтрак + обед бесплатно частично за счет средств родителей завтрак + обед за счет родителей |
1486 843 - 292 298 - 53 - - - |
82,4% 46,7% - 16,2% 16,5% - 2,9% - - - |
Охват горячим питанием учащихся 5-11 классов: завтраки бесплатно частично за счет средств родителей полностью за счет средств родителей обеды бесплатно частично за счет средств родителей обеды за счет родителей завтрак + обед бесплатно частично за счет средств родителей завтрак + обед за счет родителей |
1149 574 - 525 - - 50 - - - |
39,8% 19,9% - 18,2% - - 1,7% - - - |
Количество учащихся, получающих щадящее питание (%) | 0 | |
Стоимость завтрака | 16 руб. | |
Стоимость обеда | 28 руб. |
Таблица N 5
Охват горячим питанием учащихся в 2007-2008 учебном году
Охват горячим питанием учащихся 1-4 классов | 1642 | 88,2% |
завтраки бесплатно частично за счет средств родителей полностью за счет средств родителей обеды бесплатно частично за счет средств родителей полностью за счет родителей завтрак + обед бесплатно частично за счет средств родителей полностью за счет родителей |
803 - 410 342 - 87 - - - |
45,2% - 22,6% 18,4% - 4,6% - - - |
Охват горячим питанием учащихся 5-11 классов | 1653 | 28,5% |
завтраками бесплатно частично за счет средств родителей полностью за счет средств родителей |
749 - 885 |
26,5% - 31,5% |
обеды бесплатно частично за счет средств родителей полностью за счет средств родителей |
12 - 7 |
0,4% - 0,2% |
завтрак + обед бесплатно частично за счет средств родителей полностью за счет средств родителей |
- - - |
- - - |
Количество учащихся, получающих щадящее питание | 0 | |
Стоимость завтрака | 18 руб. | |
Стоимость обеда | 32 руб. |
В школах города Климовска обучается 4632 ребенка. Из них к 1 группе здоровья отнесены 1965 (42,5% от общего количества), ко 2 группе - 1858 (40% от общего количества), к 3 группе - 785 (17%), к 4 группе - 10 (0,2%) и к 5 группе - 14 (0,3%) (Диаграмма N 21).
Всего детей с серьезными заболеваниями - 809. Количество хронически больных детей при поступлении в школу в 2005 году составило 87 человек, в 2006 году - 93, в 2007 году - 78 человек.
Количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни, по ДОУ в 2005 году составило - 11,4 дня в год на одного ребенка, в 2006 году - 9,9 дня в год, в 2007 году - 11,7 дня в год. В школах эта цифра в 2005, 2006 и 2007 годах варьируется от 10 до 12 дней в год на одного ребенка.
Цифры говорят о том, что назрел тот момент, когда внедрение в учебный и воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий в полном объеме стало насущной необходимостью. Вероятно, это позволило бы добиться положительных изменений в состоянии здоровья детей и подростков. В рамках реализации предыдущей программы уже подготовлена база по созданию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию и медицину, школу и семью. Педагогическая среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков, поэтому важно сделать эту среду органичной и естественной для ребенка.
Проблему сохранения здоровья обучающихся и воспитанников необходимо решать комплексно совместно с органами здравоохранения, Роспотребнадзора, организациями, занимающимися работой по развитию спорта, экологической службой. Необходимо:
- здать единую информационную базу состояния здоровья школьников и детей дошкольного возраста;
- увеличить процент бесплатно питающихся школьников; разнообразить рацион питания в столовых;
- более широко использовать в работе образовательных учреждений здоровьесберегающие технологии;
- внедрить в образовательный процесс профилактические программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни;
- организовать деятельность медицинских кабинетов в образовательных учреждениях в соответствии с санитарными нормами и правилами; провести лицензирование медицинской деятельности в образовательных учреждениях.
3.6. Инновационная и экспериментальная деятельность.
Участие в федеральных, региональных, муниципальных Программах
Учителя города активно применяют в своей деятельности инновационные методы и технологии: широко используются проектные методы, проблемные технологии, тьюторство, значительно расширилось применение ИКТ в учебном процессе. Растет количество учителей, участвующих в инновационной деятельности и экспериментальной работе. Значительное распространение в школах города получила система развивающего обучения "Школа 2100". На базе школе N 6 организована внедренческая площадка Образовательная Система "Школа 2100".
Инновационная, экспериментальная и проектная деятельность в образовательных учреждениях ведется на федеральном, региональном и муниципальном уровне. В городе действуют 8 муниципальных экспериментальных площадок:
- "Лаборатория как элемент развивающей среды дошкольного учреждения" (ДОУ N 11);
- "Создание новой модели социального партнерства общеобразовательной школы с учреждениями образования, культуры, предприятиями города для реализации духовных и творческих запросов учащихся" (школа N 3);
- "Общественно-активная школа - ресурсный центр для развития местного сообщества" (школа N 6);
- "Образовательное пространство как развивающее пространство" (лицей);
- "Создание единого информационного пространства школы" (школа N 1);
- "Единство" (ДДТ "Контакт");
- "Учимся жить" (ЦДОД);
- "Проектная деятельность как способ формирования творческого мышления учащихся" (гимназия).
С 2006 года город активно участвует в приоритетном национальном проекте "Образование". За три года 4 школы и 8 учителей стали победителями ПНПО на региональном уровне. За 2006-2008 гг. общеобразовательные учреждения города в рамках ПНПО в качестве материальной поддержки для улучшения материально-технической базы получили 5460 тыс. рублей из федерального бюджета, 8 367,376 тыс. рублей - из областного и 1 265,05 тыс. рублей - из муниципального бюджета (для реализации следующих направлений ПНПО: поддержка школ, внедряющих инновационные программы, поддержка лучших учителей, повышение уровня воспитательной работы, информатизация образования, поддержка талантливой молодежи).
В 2007 году город Климовск стал пилотной площадкой Министерства образования Московской области в рамках реализации Регионального комплексного проекта модернизации образования. С 1 сентября 2007 года образовательные учреждения города перешли на новую отраслевую систему оплаты труда (НСОТ), что дало возможность повысить заработную плату работников образования более, чем на 30%. Кроме того, НСОТ дала мощный толчок к развитию инициативы среди педагогических работников, внедрению новых, в том числе информационно-коммуникационных, технологий, расширению экспериментальной и проектной деятельности. За 2 года участия в проекте общеобразовательные учреждения города были профинансированы на 10 289 тыс. рублей из федерального бюджета (на капитальные ремонтные работы), на 6761,9 тыс. рублей - из областного бюджета (на оборудование и мебель) и на сумму 15730 тыс. рублей - из муниципального бюджета (на капитальные ремонты, закупку оборудования и мебели).
3.7. Ресурсное обеспечение
3.7.1. Кадры
В системе образования занято 769 педагогических работников, из них 67% - с высшим образованием. Стаж педагогической работы составляет (Диаграмма N 22):
- до 3-х лет - 62 чел. (8%);
- 3-10 лет - 113 чел. (15%);
- 10-20 лет - 204 чел. (27%);
- 20-30 лет - 172 чел. (22%);
- свыше 30 лет - 218 чел. (28%).
17% педагогов имеет вторую квалификационную категорию, 20% - первую и 48% - высшую квалификационную категорию (Диаграмма N 23).
Среди педагогов города 49 человек имеют нагрудный знак "Отличник просвещения" или "Почетный работник общего образования РФ", 6 заслуженных работников образования Московской области и 4 человека имеют звание "Заслуженный работник образования Российской Федерации".
От 20% до 50% педагогических работников ежегодно повышают свою квалификацию на курсах при ПАПО, АСОУ, Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Орехово-Зуевском педагогическом институте и других учебных заведениях Москвы и Московской области.
Нужно отметить, что в связи с введением новой системы оплаты труда заработная плата работников системы образования значительно увеличилась. Поэтому такая проблема, как острый дефицит педагогических кадров, которая существовала в образовании на протяжении десятилетий, перестала быть актуальной. Однако часть проблем, существовавших ранее, остались актуальными и на сегодняшний день. Наряду с тем появились проблемы, вытекающие из новых условий существования системы образования. Итак, можно выделить следующие проблемы:
- старение педагогического состава образовательных учреждений;
- низкий приток в систему образования молодых специалистов;
- недостаточно развитая система повышения квалификации, способная удовлетворить потребности педагогов в освоении современных педагогических технологий.
Основные направления решения кадровой проблемы системы образования:
- развитие гибкой системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников;
- развитие системы мер по материальному и моральному стимулированию труда педагогических работников.
3.7.2. Материально-техническое обеспечение
В настоящее время к материально-технической базе учреждений предъявляются повышенные требования, т.к. именно содержание учебных и подсобных помещений, оснащение учебного процесса техникой и современным оборудованием является одним из показателей качества образования. На балансе Управления образования находится 29 зданий и 106 хозяйственных построек, 3 учреждения образования арендуют помещения для осуществления своей образовательной деятельности.
На капитальные ремонтные работы из муниципального бюджета в последние три года расходуется от 13000 тыс. до 30000 тыс. рублей. В 2005 году на материально-техническое обеспечение было потрачено 747,0 тыс. рублей, в 2006 год - 970,0 тыс. рублей, в 2007 год - 3753,9 тыс. рублей из муниципального бюджета (Диаграмма N 24).
Обеспеченность компьютерной техникой составляет 1 компьютер на 20 учеников (при среднеобластном показателе 1 компьютер на 19 учеников). На всей технике установлено лицензионное программное обеспечение. Все общеобразовательные учреждения имеют выход в Интернет, собственные сайты.
Большое внимание уделяется вопросам безопасности, гражданской обороны, пожаробезопасности. В 2005 году управлением образования на мероприятия по обеспечению пожарной безопасности было потрачено 1903,5 тыс. рублей, в 2006 году - 4915,9 тыс. рублей, в 2007 году - 5107,9 тыс. рублей (Диаграмма N 25).
На антитеррористические мероприятия было выделено в 2005 году 1900,7 тыс. рублей, в 2006 году - 11312,1 тыс. рублей, в 2007 году - 3369,6 тыс. рублей (Диаграмма N 26).
Во всех образовательных учреждениях города введены ставки заместителей руководителей по безопасности.
Несмотря на то, что материально-техническая база учреждений системы образования значительно улучшилась, остается нерешенным ряд важных проблем:
- недостаточное финансирование на поддержку и сохранение зданий, проведение капитальных и текущих ремонтных работ;
- неудовлетворительное состояние спортивных площадок (или их полное отсутствие) в образовательных учреждениях;
- недостаточное количество по каждому из разделов физики, химии, биологии, географии, истории и т.д. комплектов лабораторного оборудования, карт, демонстрационного компьютерного программного обеспечения.
Существующие проблемы предполагается решить за счет:
- увеличения доли бюджетного финансирования;
- дополнительного привлечения внебюджетных источников финансирования;
- участия в федеральных, региональных, муниципальных программах и проектах.
3.8. Управление образованием
Управление образования Администрации города Климовска осуществляет руководство и управление системой образования в соответствии с его компетенцией, определенной законодательством РФ, законодательно-нормативными актами Московской области, а также нормативными актами местного значения. Управление образования возглавляет заместитель Главы Администрации - начальник Управления образования и два его заместителя. В структуру Управления образования входят два отдела: отдел развития образования и организационно-аналитический отдел. На уровне Управления образования создан общественный орган - Совет руководителей, избираемый из числа руководителей образовательных учреждений и начальников отделов Управления образования для решения вопросов, связанных с ключевыми проблемами организации и развития системы образования, последовательной демократизации управления. При Управлении образования создается муниципальный общественный совет по развитию образования, призванный обеспечить усиление общественного участия в образовании и управлении им, повысить эффективность муниципальной системы образования и сделать ее открытой для общества (Диаграмма N 27).
Диаграмма N 27
/----------------------\
|Управление образования|--------\
\----------------------/ |
/------------------------------\ |
/--------------------\ | | /--------------------\
| Организационно- | | | | | |МУ "Централизованная|
|аналитический отдел |-| |-|бухгалтерия системы |
| | | /-----------------\ /-----------------\ | | образования |
\--------------------/ | | Муниципальный | | Совет | | \--------------------/
| | общественный | | руководителей | |
| |Совет по развитию| | | |
| | образования | | | |
| \-----------------/ \-----------------/ |
| |
| | | |
| |
/--------------------\ | /---------------\ | /--------------------\
| Отдел развития | |-----------|Образовательные|-----------| | Информационно- |
| образования |-/ | учреждения | \-| методический центр |
\--------------------/ \---------------/ \--------------------/
/--------------------------------------------------------------\
/---------------\ /---------------\ /---------------\ /---------------\
|Образовательные| | Дошкольные | | Учреждения | | Детский дом |
| учреждения | |образовательные| |дополнительного| | |
| | | учреждения | | образования | | |
\---------------/ \---------------/ \---------------/ \---------------/
Во всех общеобразовательных учреждениях созданы управляющие советы, которые являются коллегиальными органами самоуправления, осуществляющими в соответствии с Уставами общеобразовательных учреждений решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции учреждения, и наделенными определенными управленческими полномочиями для решения этих вопросов.
Работа строится на основе анализа потребностей населения в образовательных услугах. Стали традиционными встречи с родительскими комитетами, горячие линии на радио, выступления в прессе и на телевидении. Традиционными стали публичные отчеты Управления образования и общеобразовательных учреждений. Управление образования и все общеобразовательные учреждения города имеют свои сайты в сети Интернет.
Муниципальная система образования работает в тесном контакте со всеми службами муниципалитета, в той или иной мере решающими проблемы детства. Совместно с Комитетом по культуре, спорту, проблемам молодежи, семьи и детства проводятся ежегодные городские смотры-конкурсы "Юные таланты", конкурсы авторской песни, городские турслеты, КВН, с Управлением социальной защиты населения - летние оздоровительные кампании, праздники "День пожилого человека", "День матери". Совместно с Центром занятости населения организуются летние трудовые отряды школьников, ярмарки вакансий. Учреждениями здравоохранения города проводится углубленный медицинский осмотр педагогических работников, технического персонала и детей. Службой Роспотребнадзора проводится контроль за питанием в ДОУ и школах, санитарным состоянием образовательных учреждений. Во всех школах города работают инспектора Отдела внутренних дел по профилактике безнадзорности, детской и подростковой преступности и т.д.
Одним из основных изменений в муниципальном управлении является его ориентация на общественную составляющую управления образованием. Поэтому основными проблемами в вопросе Управления образованием является:
- недостаточное развитие государственно-общественной составляющей управления образованием;
- недостаточный уровень профессиональной подготовки управленческих кадров.
Пути решения проблем:
- расширение и развитие государственно-общественного управления через создание управляющих советов в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования;
- развитие социального партнерства в сфере образования;
- подготовка управленческих кадров;
- обучение лидеров общественных объединений.
4. Ожидаемые социально-экономические результаты
от реализации настоящей Программы
Повышение качества образования для жителей города Климовска Московской области.
Обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников образовательных учреждений.
Снижение вероятности и масштабов безнадзорности, социального сиротства, наркомании и других асоциальных явлений.
Создание муниципальной системы оценки качества образования как элемента областной системы оценки качества образования.
Переход на нормативно-подушевое финансирование.
Повышение социально-экономического статуса учителей города Климовска Московской области.
Улучшение кадрового обеспечения системы образования.
Повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов привлеченных в систему обр
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета депутатов городского округа Климовск Московской области от 23 октября 2008 г. N 8/10 "О муниципальной целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.