Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Совета депутатов
Чеховского муниципального района
Московской области
от 21 ноября 2008 г. N 76/10
Целевая программа
развития и поддержки малого предпринимательства
в Чеховском муниципальном районе
на 2009-2012 годы
Паспорт Целевой программы
развития и поддержки малого предпринимательства
в Чеховском муниципальном районе на 2009-2012 годы
Наименование программы |
Целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в Чеховском муниципальном районе на 2009-2012 годы (далее - Программа). |
Основание для разработки |
Федеральный Закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"(с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ), Закон Московской области от 27.07.2006 N 137/2006-ОЗ "О поддержке малого предпринимательства в Московской области". |
Заказчик программы |
Администрация Чеховского муниципального района, администрации городских и сельских поселений, входящих в состав Чеховского муниципального района |
Разработчик программы | Управление экономики и прогнозирования Администрации Чеховского муниципального района, экономические службы администраций городских и сельских поселений. |
Цель программы | Содействие развитию малого предпринимательства в Чеховском муниципальном районе |
Задачи программы | - Развитие организационной поддержки малого предпринимательства; - Формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; - Содействие в организации малого предпринимательства; - развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства правовой, обучающей и иной информации, необходимой для их эффективного развития; - Развитие системы повышения квалификации кадров для организации и управления малым бизнесом; - Создание новых рабочих мест с целью обеспечения занятости населения; - Увеличение доходной части бюджета. |
Срок реализации программы |
2009-2012 годы. |
Объем и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы: Бюджет Московской области: 2009 г. - 100 тыс. руб. 2010 г. - 100 тыс. руб. 2011 г. - 100 тыс. руб. 2012 г. - 100 тыс. руб. Бюджет Чеховского муниципального района: 2009 г. - 2600 тыс. руб. 2010 г. - 2350 тыс. руб. 2011 г. - 2350 тыс. руб. 2012 г. - 2350 тыс. руб. и ежегодно уточняется по ходу реализации Программы. Собственные и привлеченные средства. |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
- Устойчивое развитие малого предпринимательства; - Рост количества субъектов малого предпринимательства; - Создание дополнительно в секторе малого бизнеса новых рабочих мест; - Ежегодный рост среднемесячной заработной платы работников субъектов малого предпринимательства не менее чем на 30%; - Увеличение объемов производства продукции в 2012 году в 2 раза; - Увеличение доли поступлений от малого бизнеса в доходную часть бюджета Чеховского муниципального района, бюджетов городских и сельских поселений. |
Управление программой и осуществление контроля за ее реализацией |
Управление программой осуществляется Администрацией Чеховского муниципального района. Отчеты о ходе реализации Программы готовит Управление экономики и прогнозирования Администрации Чеховского муниципального района и по итогам каждого года представляет их в Совет депутатов Чеховского муниципального района. |
1. Характеристика малого предпринимательства
Чеховского муниципального района Московской области
Малое предпринимательство заняло прочное место в структуре Чеховского муниципального района и играет существенную роль в социальной жизни его населения. Количество малых предприятий составляет - 990 с общей численностью работающих - 9,9 тыс. человек, которые в основном сосредоточены в городском поселении Чехов.
Количество зарегистрированных в Чеховском муниципальном районе предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), составляет - 1 685 человек, в том числе: городское поселение Чехов - 1191 человек, городское поселение Столбовая - 86 человек, сельское поселение Баранцевское - 93 человека, сельское поселение Любучанское - 169 человек, сельское поселение Стремиловское - 146 человек. В целом, с учетом индивидуальных предпринимателей, в сфере малого предпринимательства трудится более 13,3 тыс. человек, что составляет 23 процента от общего числа занятых в экономике в Чеховском муниципальном районе.
Малые предприятия сконцентрированы, в основном, в шести отраслях экономики Чеховского муниципального района. От общего количества малых предприятий они составляют: в торговле и общественном питании - 72,5 процента, промышленности - 10,7 процентов, предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства - 8,1 процента, строительстве - 2,5 процента, на транспорте - 1,9 процентов, науке и научном обслуживании - 0,2 процента, прочие - 4,1 процента.
В 2007 году в Чеховском муниципальном районе объем производства товаров и оказания услуг по всем видам деятельности (неполный круг предприятий по статистическим сводкам: форма ПМ-малые предприятия, форма П-5(м)-предприятия с численностью работников менее 15 человек) составил по малым предприятиям 2,3 млрд. рублей, а с учетом объемов производства индивидуальными предпринимателями - около 2,65 млрд. рублей, что составляет 7 % от общего экономического оборота по Чеховскому муниципальному району. Наибольший объем произведенной продукции (услуг) достигнут в промышленности (43,7 процента от общего объема произведенной продукции и оказанных услуг малыми предприятиями), строительном комплексе (21,9 процента), торговле и общественном питании (18,7 процента), на транспорте (1,2 процента), науке и научном обслуживании (0,2 процента), прочие виды деятельности (14,3 процента).
В 2007 году полученная выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг малых предприятий составила - 2,8 млрд. рублей, по сравнению с этим же периодом 2006 года выросла на 1,0 млрд. рублей; средняя заработная плата увеличилась по сравнению с 2006 годом почти на 49,2% и составила 11,9 тысячи рублей.
Однако достигнутый уровень развития малого предпринимательства в Чеховском муниципальном районе еще недостаточен с точки зрения требований рыночной экономики, для обеспечения устойчивости и необратимости указанных позитивных изменений.
2. Основные факторы, влияющие на развитие малого
предпринимательства
Развитие малого предпринимательства существенно тормозят общие для всех проблемы:
- действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере малого предпринимательства, часто противоречащие друг другу;
- высокие процентные ставки банковских кредитов и их краткосрочность;
- недоступность лизинговых услуг;
- сложная административно-разрешительная система по осуществлению деятельности субъектов малого предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля и т.д.);
- недостаточное развитие рыночных механизмов поддержки.
Анализ факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства, показывает, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов малого предпринимательства, их общественных объединений, структур поддержки малого предпринимательства, органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления.
Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
3. Необходимость в разработке Программы
на 2009-2012 годы
Вопросы развития малого и среднего предпринимательства, включая сферу услуг и бытовое обслуживание населения, с учетом положений статей 14, 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся к полномочиям городских и сельских поселений, входящих в состав Чеховского муниципального района. В целях координации работы городских и сельских поселений по развитию и поддержке предприятий малого бизнеса, достижения ожидаемых социально-экономических результатов целесообразно передать на районный уровень от поселений следующие полномочия:
- взаимодействие с Комитетом по развитию предпринимательства Московской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, включая сферу услуг и бытовое обслуживание населения;
- сбор статистических данных и формирование паспорта состояния и развития малого предпринимательства муниципального района;
- подписание Соглашений между Комитетом и администрацией муниципального района о сотрудничестве и взаимодействии в области поддержки и развития предпринимательства в Московской области.
Решение проблем поддержки малого предпринимательства возможно только путем разработки программно-целевого инструмента. Необходимо формирование нормативно-правовой и инфраструктурной среды. Функционирование этой среды поможет обеспечить более высокие темпы развития малого предпринимательства.
Важными и приоритетными направлениями развития малого предпринимательства на государственном уровне признаны: жилищно-коммунальное, образовательное, ремесленное, спортивно-оздоровительное. Наличие монополии, недостаточное количество, а порой и полное отсутствие предприятий в этих сферах влияют не только на стоимость предоставляемых услуг, но и на их качество.
4. Цель и задачи программы, приоритетные направления
развития малого предпринимательства
Целью Программы является содействие развитию малого предпринимательства в Чеховском муниципальном районе на основе формирования эффективных механизмов его поддержки и координации действий органов местного самоуправления и центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
В соответствии с указанной целью в городских и сельских поселениях, входящих в состав Чеховского муниципального района, предполагается создать условия для увеличения занятости населения, насыщения рынка товарами и услугами, роста доходов бюджета, развития малого предпринимательства в приоритетных отраслях. Приоритетными направлениями развития малого предпринимательства являются:
- производство продукции для нужд здравоохранения, образования и социальной защиты населения;
- производство продукции для нужд ЖКХ, оказание жилищно-коммунальных и бытовых услуг;
- производство продукции физкультурно-спортивного назначения;
- предприятий со сферой деятельности, направленной на улучшение экологии и природопользования, включая сбор, утилизацию и переработку вторичных ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимы механизмы решения следующих задач:
- создание благоприятных правовых и экономических условий для развития малого предпринимательства в реальном секторе экономики;
- упрощение системы регистрации субъектов малого предпринимательства;
- повышение качества существующего инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства (масштабы охвата, расширение видов деятельности, консультационное сопровождение начинающих предпринимателей);
- устойчивое развитие информационно-консультационных услуг для нужд малого предпринимательства;
- обеспечение доступа малого предпринимательства к инвестиционным ресурсам из различных источников;
- обеспечение социальной защищенности субъектов малого предпринимательства;
- повышение деловой и инвестиционной активности предпринимателей;
- создание условий для развития малых предприятий по приоритетным направлениям.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация программы рассчитана на 2009-2012 годы, в два этапа.
На первом этапе решаются организационные вопросы, создается информационная база о предприятиях малого бизнеса.
На втором этапе развиваются действующие и создаются новые малые предприятия в приоритетных отраслях, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, развиваются информационное и кадровое обеспечение малого предпринимательства, осуществляется поддержка муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства. Этот период охватывает
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование реализации Программы обеспечивается из средств областного бюджета, бюджета Чеховского муниципального района, бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав Чеховского муниципального района, на соответствующие годы, собственных средств объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, средств предпринимателей и заинтересованных организаций.
7. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена взаимосвязанными разделами (направлениями), которые предусматривают обеспечение преемственности и дальнейшего развития созданных механизмов поддержки малого предпринимательства. Каждый раздел решает задачи определенного направления поддержки предпринимательства, наиболее существенно влияющие на развитие благоприятной среды для предпринимательской деятельности.
Правовое обеспечение субъектов малого предпринимательства предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение благоприятного правового поля, для создания, развития и функционирования субъектов малого предпринимательства:
- разработка предложений по изменению и дополнению нормативно-правовой базы для оптимизации налогового климата;
-разработка предложений по внесению изменений и дополнений в законодательные и правовые акты, касающиеся проведения государственного контроля (надзора) в целях упорядочения контрольных мероприятий, повышения эффективности государственного, сокращению количества несанкционированных проверок и злоупотреблений;
-нормативно-правовое упорядочение практики взаимодействий субъектов малого предпринимательства с организациями-монополистами инфраструктуры (поставщиками тепла, электричества, воды, связи и т.п.) в части получения технических условий, дополнительных мощностей подключения к сетям;
-практическая помощь субъектам малого предпринимательства в получении правовой информации, организации консультаций по вопросам применения норм законодательства Российской Федерации и Московской области.
Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства включает развитие на муниципальном уровне структур поддержки малого предпринимательства для обеспечения потребности его субъектов в информационных, маркетинговых, консультационных, кадровых и других видах услуг. Инфраструктура также служит инструментом "обратной связи" между предпринимателями и администрацией района.
Инвестиционная, финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства включает следующие мероприятия:
- изучение возможностей более широкого вовлечения банков и разработка схем их сотрудничества с территориальными агентствами развития бизнеса;
- взаимодействие малых предприятий для укрепления их материально-технической базы с крупными предприятиями путем использования свободных площадей и оборудования, встраивания в технологические цепочки крупных предприятий, взаимодействия в отдельных циклах производственного процесса;
- частичная или полная компенсация субъектам малого предпринимательства затрат на участие в конкурсах, выставочно-ярмарочной и внешнеэкономической деятельности;
- активизацию работы по привлечению субъектов малого предпринимательства для участия в выполнении муниципального заказа на поставку (закупку) продукции (товаров, услуг).
Информационная поддержка малого предпринимательства включает:
- создание базы данных по малому предпринимательству путем ведения реестра объектов потребительского рынка по городским и сельским поселениям, входящим в состав Чеховского муниципального района;
- проведение семинаров по вопросам кредитования и кадрового обеспечения;
- организация семинаров для предпринимателей с приглашением руководителей органов государственного контроля (надзора);
- освещение проблем организации бизнеса и историй успешной предпринимательской деятельности в СМИ.
Организационное обеспечение предполагает подготовку и проведение конкурсов и конференций по развитию малого предпринимательства, развитие выставочно-ярмарочной деятельности.
Координация усилий по подготовке кадров для малого предпринимательства включает:
- содействие в организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для малого предпринимательства;
- повышение квалификации сотрудников, занимающихся вопросами развития и поддержки малого предпринимательства, в целях создания и поддержания благоприятного климата для развития предпринимательства на территории муниципального образования.
Раздел "Социальная защита малого предпринимательства" направлен на защиту и поддержку малого предпринимательства от противоправных посягательств, на снижение административных барьеров, препятствующих выходу на рынок новых и развитию уже действующих субъектов малого предпринимательства, устранение должностных злоупотреблений со стороны контролирующих органов, обеспечение оперативного решения вопросов защиты предпринимателей и грамотного оформления взаимоотношений между работодателем и наемным работником, обеспечение социальных гарантий трудовой деятельности, упрощение процедуры регистрации предприятий.
Предусматривается проведение семинаров по Трудовому кодексу РФ, по Налоговому кодексу РФ для предпринимательства.
8. Ожидаемые социально-экономические результаты
от реализации настоящей Программы
В результате реализации настоящей Программы в Чеховском муниципальном районе предполагается:
- устойчивое развитие малого предпринимательства, рост количества субъектов малого предпринимательства;
- создание дополнительно в секторе малого бизнеса новых рабочих мест, в том числе, за счет вовлечения безработных граждан;
- увеличение темпа роста объема продукции (товаров и услуг), производимой субъектами малого предпринимательства, в 2012 году в 2 раза;
- рост среднемесячной заработной платы на малых предприятиях на 30 процентов ежегодно;
- увеличение доходов за счет поступлений от малого предпринимательства бюджета Чеховского муниципального района, бюджетов городских и сельских поселений.
9. Управление Программой и осуществление
контроля за ее реализацией
Заказчиком Программы является Администрация Чеховского муниципального района, администрации городских и сельских поселений, входящих в состав Чеховского муниципального района.
Исполнителями Программы являются муниципальные органы администрации, учреждения, организации по поддержке малого предпринимательства и другие организации.
Текущий контроль за исполнением Программы осуществляется Управлением экономики и прогнозирования.
Контроль за выполнением Программы осуществляется Советом депутатов Чеховского муниципального района в соответствии с полномочиями.
Порядок и сроки представления отчетности об исполнении Программы:
- отчет о ходе выполнения Программы предоставляется ежегодно Главе Чеховского муниципального района и в Совет депутатов Чеховского муниципального района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.