Постановление Правительства Московской области
от 9 апреля 2009 г. N 267/14
"Об утверждении Методики проведения экспертизы нормативных правовых актов,
принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской
области и государственными органами Московской области, и их проектов в
целях выявления в них положений, способствующих созданию
условий для проявления коррупции"
Постановлением Правительства Московской области от 13 ноября 2009 г. N 973/48 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений Правительство Московской области постановляет:
Утвердить прилагаемую Методику проведения экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области, и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Губернатор |
Б.В. Громов |
Методика
проведения экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых
исполнительными органами государственной власти Московской области и
государственными органами Московской области, и их проектов в целях
выявления в них положений, способствующих созданию
условий для проявления коррупции
(утв. постановлением Правительства Московской области
от 9 апреля 2009 г. N 267/14)
I. Общие положения
Настоящая Методика определяет правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии нормативных правовых актов исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области (далее - акты, государственные органы), и их проектов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
Коррупционные факторы - положения акта (проекта акта), которые могут способствовать проявлениям коррупции при его применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенные нормы - положения акта (проекта акта), содержащие коррупционные факторы.
II. Основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность
1. Эффективность проведения экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области, и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - экспертиза на коррупциогенность) определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы акта (проекта акта) на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
3. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется заключение, в котором отражаются все выявленные положения акта (проекта акта), способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц акта (проекта акта) (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в акте (проекте акта) выявленных коррупционных факторов.
4. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
III. Коррупционные факторы
5. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий государственного органа или органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
6. Факторы, связанные с реализацией полномочий государственного органа или органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения государственными органами или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении юридических и физических лиц;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к юридическим и физическим лицам;
г) злоупотреблении правом заявителя государственными органами или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав юридических и физических лиц;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для юридических и физических лиц по усмотрению государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный акт;
ж) принятии акта сверх компетенции - нарушении компетенции государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии акта;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
7. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в акте (проекте акта) и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в акте (проекте акта) нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения государственными органами или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных гражданских служащих или муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности государственных гражданских служащих или муниципальных служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за государственными органами или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных гражданских служащих или муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам юридических и физических лиц.
8. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе акта (проекта акта), - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление принято в целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти и государственных органов Московской области по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений.
Установлены правила предупреждения и выявления коррупционных факторов и коррупциогенных норм при подготовке и принятии исполнительными органами государственной власти и государственными органами субъекта РФ нормативных правовых актов и их проектов. Разъяснено, что под коррупционными факторами понимаются положения акта (проекта акта), которые могут способствовать проявлениям коррупции при его применении, в т.ч. стать непосредственной основой коррупционной практики либо создать условия легитимности коррупционных деяний, а также допустить или спровоцировать их.
В соответствии с утвержденной Методикой экспертизу на коррупциогенность следует проводить по каждой норме акта (проекта акта). По результатам экспертизы составляется заключение, в котором указываются все выявленные положения, способные повлиять на проявление коррупции.
Перечислены коррупционные факторы, раскрыта их суть.
Постановление Правительства Московской области от 9 апреля 2009 г. N 267/14 "Об утверждении Методики проведения экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области, и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции"
Текст постановления опубликован в "Информационном вестнике Правительства Московской области", май 2009 г., N 5
Постановлением Правительства Московской области от 13 ноября 2009 г. N 973/48 настоящее постановление признано утратившим силу