Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
об организации планирования и реализации мероприятий
по поддержанию устойчивого функционирования организаций,
расположенных в границах Шатурского муниципального района
(утв. постановлением Главы Шатурского муниципального района
Московской области от 20 января 2009 г. N 53)
Устойчивость функционирования муниципального района - это его способность обеспечивать производство продукции в установленных номенклатуре и объемах, а также обеспечивать жизнедеятельность населения на соответствующих территориях в военное время.
Общие положения по поддержанию устойчивого функционирования (далее - ПУФ) организаций являются фундаментом для разработки и реализации комплекса заблаговременно проводимых мероприятий практически во всех организациях (объектах) муниципального района, от реализации которых в значительной степени зависит состояние устойчивости функционирования экономики муниципального района в целом.
В целях постоянного, более эффективного и квалифицированного руководства вопросами планирования, разработки и осуществления мероприятий по ПУФ организаций и экономики муниципального района создается комиссия по поддержанию в военное время устойчивого функционирования организаций.
Комиссия объединяет предложения, обеспечивает рассмотрение и своевременную увязку мероприятий по ПУФ с мерами по развитию отраслевых и территориальных звеньев экономики. Это дает возможность наметить реальные пути осуществления мероприятий, оценить их эффективность для функционирования экономики не только в военное, но и в мирное время, уменьшить вероятность возникновения аварийных ситуаций и создать условия для ликвидации различных стихийных бедствий, аварий и катастроф.
1. Общие положения по ПУФ экономики муниципального района
1.1. Подготовка экономики к устойчивому функционированию в военное время - комплекс экономических, организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости ее функционирования в условиях ведения военных действий или вследствие этих действий.
1.2. ПУФ экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:
- предотвращение и уменьшение возможных потерь и разрушений вследствие образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- снижение возможных потерь и разрушений при ведении военных действий или вследствие этих действий от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;
- создание условий для ликвидации последствий применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.
1.3. Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по ПУФ экономики муниципального района осуществляют управления, комитеты, комиссии по ПУФ организаций, расположенных в границах Шатурского муниципального района (далее - муниципального района), органы местного самоуправления (городских и сельских поселений), руководители организаций и хозяйственных объектов экономики муниципального района.
1.4. На них возлагаются следующие задачи:
- организация планирования и проведения работы по ПУФ подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений (далее организаций);
- контроль за организацией планирования и выполнения мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате воздействия современных средств поражения вероятного противника в организациях;
- оценка состояния, возможностей и потребностей организаций для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;
- организация исследований по вопросам поддержания ПУФ организаций, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;
- проверка качества выполнения мероприятий по ПУФ организаций;
- обобщение данных и подготовка предложений главе муниципального района, руководителю организации по вопросам ПУФ экономики муниципального района для принятия решения по переводу организаций на работу в условиях ведения военных действий;
- обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления организациями, проведения аварийно-восстановительных работ.
1.5. На организации муниципального района возлагается:
- планирование и выполнение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
- планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате воздействия современных средств поражения вероятного противника;
- обеспечение выпуска продукции (производство работ, оказание услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;
- ответственность за выделение необходимых материальных и финансовых средств.
1.6. Основные направления ПУФ экономики муниципального района:
- обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в военное время;
- рациональное размещение производительных сил на территории муниципального района;
- подготовка к работе в военное время отраслей экономики;
- подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в условиях военного времени;
- подготовка системы управления экономикой для решения задач военного времени.
1.7. Основные направления ПУФ организаций:
- обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в военное время;
- рациональное размещение производственных сил организаций на соответствующей территории;
- подготовка организаций к работе в военное время;
- подготовка к выполнению работ по восстановлению организаций в военное время;
- подготовка системы управления организаций для решения задач в военное время.
1.8. Применительно к этим основным направлениям должны разрабатываться и осуществляться конкретные мероприятия по ПУФ организаций в военное время:
- в отраслях экономики - по отрасли (подотрасли) в целом, по подведомственным организациям с учетом специфики и перспектив дальнейшего развития отрасли;
- в территориальных звеньях - по муниципальному району, а также по отраслям и организациям федерального подчинения с учетом природных, экономических и других местных особенностей.
1.9. Мероприятия по ПУФ должны предусматриваться в планах экономического и социального развития и в планах на расчетный год на основе исходных данных и методических указаний Минэкономразвития России. Мероприятия по ПУФ, связанные с решением других задач гражданской обороны (далее - ГО) в военное время, должны предусматриваться в соответствующих планах ГО.
1.10. Мероприятия по ПУФ организаций разрабатываются и осуществляются, в основном, заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время.
Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в военное время (например, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.)
1.11. Предложения по ПУФ организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта работы по ПУФ экономики, подготовки и выполнения задач ГО.
Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости.
Первый, это специальные исследования, проводимые, главным образом, силами инженерно-технического персонала объектов и органов управления экономики.
Второй вид исследований - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), проводимые в федеральном, межрегиональном, региональном и отраслевом масштабах.
Оба вида исследований дополняют друг друга, являются составной частью организаторской работой по решению проблем устойчивости.
1.12. Мероприятия по ПУФ организаций разрабатываются в виде отдельного приложения к плану ГО - "Плане наращивания мероприятий по ПУФ организации".
1.13. Контроль за выполнением мероприятий по ПУФ, предусмотренных в планах ГО, осуществляется Главным управлением МЧС России по Московской области, отделом территориальной безопасности и защиты населения администрации муниципального района (далее - ОТБ и ЗН).
1.14. Эффективность мероприятий по подготовке организаций к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) определяется при проведении специальных учений ГО.
1.15. В целом, общая схема организации работы по ПУФ организаций делится на 3 основных этапа:
I этап - исследовательский, на котором выявляются слабые, узкие места в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по устранению этих слабых, узких мест.
II этап - проверка и оценка эффективности предполагаемых мероприятий и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения ГО).
III этап - реализации обоснованных мероприятий по ПУФ через существующую систему планирования развития экономики и планы ГО.
2. Типовой перечень мероприятий по ПУФ экономики
2.1. Основные этапы выбора и обоснования мероприятий по предотвращению и снижению возможных разрушений и потерь при ведении военных действий или вследствие этих действий:
- выявление возможных причин разрушений и потерь в условиях ведения военных действий или вследствие этих действий (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости с аварийно химически опасными веществами (далее - АХОВ), взрывопожароопасными веществами, оборудование с опасными параметрами и т.п.);
- анализ риска возникновения разрушений и потерь, в условиях ведения военных действий или вследствие этих действий, на каждом элементе-источнике возможного возникновения разрушений и потерь и возможных социально- экономических последствий;
- выбор основных мероприятий по предотвращению (снижению риска) возможного возникновения разрушений и потерь и возможных социально-экономических последствий в условиях ведения военных действий или вследствие этих действий.
2.2. Исходя из требований по защите производственного персонала (населения) и подготовки системы его жизнеобеспечения определены основные пути реализации этих требований:
- совершенствование основных фондов и производственных процессов;
- разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийного производства;
- эффективный контроль за состоянием основных производственных фондов (далее - ОПФ);
- проведение регулярного технического обслуживания и ремонта ОПФ;
- повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.
С этой целью необходимо:
- выявлять источники возможных ЧС вследствие воздействия поражающих факторов оружия массового поражения (далее - ОМП) и обычных средств поражения (далее - ОСП);
- прогнозировать последствия, уменьшать количество источников ЧС вследствие воздействия поражающих факторов ОМП и ОСП.
В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС вследствие воздействия поражающих факторов ОМП и ОСП, необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:
- своевременного оповещения персонала;
- создания и подготовки сил и средств для защиты персонала в ЧС вследствие воздействия поражающих факторов ОМП и ОСП;
- подготовки к оказанию первой медицинской помощи;
- подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС вследствие воздействия поражающих факторов ОМП и ОСП.
2.3. При создании новых, реконструкции (расширении) существующих хозяйственных объектов экономики необходимо учитывать требования к их размещению а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, наиболее общими (универсальными) типовыми мероприятиями являются:
- размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности;
- исключение (ограничение) размещения элементов организаций (объектов) на локально неблагоприятных участках местности;
- рассредоточение элементов крупных организаций (объектов) и их ограничение в части расширения крупных производств;
- ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов;
- строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории организации (объекта), в загородной зоне.
2.4. Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по ПУФ.
Эти цели должны достигаться путем:
а) защиты ОПФ от поражающих факторов оружия массового и обычных средств поражения противника (ОМП и ОСП):
- повышение физической стойкости ОПФ;
- установка пожарной сигнализации, систем пожаротушения;
- внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения ЧС вследствие воздействия поражающих факторов ОМП и ОСП;
- защита уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации;
б) проведения специальных охранных мероприятий:
- очистка стоков;
- герметизация оборудования, трубопроводов;
- снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.
2.5. Подготовка хозяйственных объектов экономики к работе в условиях военного времени должна осуществляться с целью:
- обеспечения выпуска важных видов продукции (оказания услуг) в условиях военного времени;
- устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой;
- обеспечения безопасности работающей смены.
С учетом этого, мероприятиями по ПУФ организаций являются:
- оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;
- совершенствование производственных связей с поставщиками;
- подготовка к независимому функционированию отдельных производств;
- подготовка к работе по упрощенной технологии;
- создание минимально необходимого запаса материально-технических ресурсов;
- подготовка к использованию местных ресурсов;
- обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения;
- использование кабельных линий электропередач;
- электроснабжение объекта от двух и более источников;
- подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;
- обеспечение аварийного освещения территорий и помещений;
- обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;
- своевременное оповещение персонала об угрозе возникновения ЧС вследствие возможного нападения противника;
- создание и подготовка сил и средств для защиты персонала в условиях ведения войны;
- обучение персонала способам защиты в условиях ведения войны;
- подготовка к оказанию первой медицинской помощи;
- подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ведения войны.
2.6. Подготовка системы управления, сил и средств ГО к ликвидации последствий воздействия поражающих факторов ОМП и ОСП должна быть направлена на:
- создание условий для своевременного оповещения персонала и населения об угрозе нападения противника;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).
Эти цели достигаются путем:
- заблаговременной подготовки сил и средств ГО;
- подготовки системы управления мероприятиями ГО.
2.7. Типовые мероприятия по подготовке сил и средств:
- создание и обучение формирований, их материально-техническое обеспечение;
- создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов;
- подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля;
- подготовка к использованию местных ресурсов;
- обеспечение автономными источниками электроэнергии, воды;
- создание и сохранность страхового фонда документации.
2.8. Типовые мероприятия по подготовке системы управления мероприятиями ГО:
- разработка и постановка задач организациям на ликвидацию последствий аварий вследствие нападения противника;
- обеспечение органов управления организаций нормативно-технической документацией;
- создание звена сети наблюдения и лабораторного контроля на территории организаций и прилегающей местности;
- создание и поддержание в готовности системы оповещения;
- создание систем сбора и анализа информации о разрушениях и потерях;
- создание системы пунктов управления;
- развитие системы связи в отраслях;
- уточнение прогноза возможных разрушений и потерь и планов ГО.
2.9. Организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления:
- подготовка информационных центров организаций к работе в условиях ведения войны;
- подготовка персонала органов управления организаций;
- обеспечение контроля за безопасным функционированием организаций (объектов) и их готовностью;
- обеспечение НИОКР по проблемам ПУФ экономики.
3. Типовые мероприятия по ПУФ в отраслях (организациях, на объектах)
3.1. На объектах, расположенных в зонах опасных природных явлений (лесные пожары, резкое понижение температуры атмосферного воздуха):
- создание необходимой физической стойкости к вторичным поражающим факторам;
- создание укрытий для производственного персонала в муниципального районах расположения;
- утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей;
- обеспечение персонала объектов спецодеждой с учетом возможной обстановки.
- установка режима поведения персонала при получении информации о ЧС;
- размещение организаций и их элементов с учетом снижения эффективности воздействий поражающих факторов;
- проведение агротехнических лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах;
- защита уникального и особо ценного оборудования;
- создание запасов дефицитных материалов для аварийно-восстановительных работ.
3.2. На всех видах транспорта:
- подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ведения войны с применением ОМП и ОСП;
- обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях ведения войны с применением ОМП и ОСП;
- подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий нападения противника, а также для проведения эвакомероприятий;
- обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения);
- разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения ЧС в условиях ведения войны с применением ОМП и ОСП;
- повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.
3.2.1. На автомобильном транспорте:
- подготовка объездов зон возможных разрушений;
- подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения;
- установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и экономики;
- подготовка автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных разрушений и заражений, к перевозкам эвакуируемого населения;
- рациональное размещение в зонах возможных разрушений и заражений, производственной базы технического обслуживания (далее - ТО), ремонта и заправки автомобилей;
- разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ведения войны с применением ОМП и ОСП;
- создание и хранение в резерве мобильных средств ТО и спецобработки зараженной автотехники;
- накопление и хранение неприкосновенного запаса запасных частей, оборудования, инструмента;
- подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовые заводы, карьеры и т.п.) для строительства и ремонта дорог в условиях ведения войны с применением ОМП и ОСП;
- совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в условиях ведения войны с применением ОМП и ОСП;
- разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в условиях ведения войны с применением ОМП и ОСП.
3.3. На объектах энергетики:
- распределение энергоисточников по муниципальному району и потребителям;
- внедрение кабельных сетей для энергоснабжения особо важных объектов;
- кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы;
- организация технологического цикла тепловых энергосетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы;
- внедрение эффективных устройств для прогрева и плавки льда на воздушных ЛЭП;
- подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей;
- подготовка энергосистем к работе по специальным режимам в условиях ведения войны с применением ОМП и ОСП;
- подготовка к работе резервных видов топлива за счет местных ресурсов.
3.4. В пищевой промышленности:
- обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности);
- создание и внедрение в производство закрытых технологических линий (защитных);
- автоматизация технологических процессов подачи сырья до упаковки;
- подготовка предприятий пищевой промышленности к временному переходу на упрощенные технологии;
- разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей объектов экономики;
- дублирование основных видов продукции для обеспечения потребителей в условиях ведения войны с применением ОМП и ОСП;
- организация хранения запасов с повышенной герметизацией;
- защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары;
- разработка и внедрение защитной тары (нетоксичной);
- совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств;
- обеспечения предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в растительных продуктах необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами;
- совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и ЭВМ для экстренного определения загрязнения (заражения) пищевых продуктов;
- накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей хлебопекарной промышленности и использования их в условиях ведения войны с применением ОМП и ОСП;
- оснащение предприятий установками для обеззараживания источников воды.
Нумерация пунктов приведена в соответствии с источником
3.8. На объектах сельскохозяйственной отрасли.
- подготовка к работе ветеринарных и агрохимических лабораторий;
- герметизация источников водоснабжения, животноводческих и складских помещений;
- подготовка сельскохозяйственной техники для выполнения задач в интересах ГО;
- создание запасов кормов и воды и организация их защиты;
- проведение профилактических мероприятий против инфекционных заболеваний животных и растений;
- подготовка площадок к вынужденному массовому убою пораженных животных и обеззараживанию получаемой при этом продукции.
Начальник отдела территориальной безопасности и защиты населения |
В.П. Шурупов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.