Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Совета депутатов
Можайского муниципального района
Московской области
от 16 июля 2008 г. N 460/55
Положение
о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий Можайского муниципального района Московской области
1. Общие положения
1.1. Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий Можайского муниципального района Московской области (далее - Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Можайского муниципального района Московской области.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий в муниципальном образовании Можайский муниципальный район Московской области.
1.3. В муниципальном образовании Можайский муниципальный район Московской области действуют (могут действовать) следующие виды муниципальных унитарных предприятий:
- унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, - муниципальное предприятие;
- унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, - муниципальное казенное предприятие.
1.4. Муниципальным унитарным предприятием (далее - предприятие) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Можайский муниципальный район Московской области.
1.5. Предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
2. Учреждение предприятия
2.1. Решение о создании предприятия принимается Главой Можайского муниципального района в форме постановления при наличии обоснования целесообразности создания такого предприятия.
Указанное в настоящем пункте обоснование целесообразности создания предприятия готовят должностные лица отраслевых (функциональных) органов администрации Можайского муниципального района, в подведомственности которых будет находиться создаваемое предприятие.
2.2. Муниципальное предприятие может быть создано в случаях:
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;
- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам);
- в других случаях, не противоречащих действующему законодательству.
Казенное предприятие может быть создано в случае:
- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования Можайский муниципальный район Московской области;
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;
- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий;
- иных случаях, предусмотренных законодательством.
2.3. Постановление Главы Можайского муниципального района о создании предприятия должно содержать:
- цель и предмет деятельности предприятия;
- полное и сокращенное фирменное наименование предприятия;
- размер уставного фонда предприятия;
- состав имущества, закрепляемого за предприятием на праве хозяйственного ведения, либо ссылку на перечень объектов, закрепляемых за предприятием на праве хозяйственного ведения;
- указание на руководителя создаваемого предприятия;
- указание на учредителя предприятия, выступающего от лица муниципального образования Можайский муниципальный район Московской области;
- порядок утверждения устава предприятия;
- бюджетные средства для формирования уставного фонда предприятия.
2.4. Учредителем предприятия выступает муниципальное образование Можайский муниципальный район Московской области. От имени муниципального образования Можайский муниципальный район Московской области в качестве учредителя предприятия выступает Комитет по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района.
2.5. Учредительным документом предприятия является его устав, утверждаемый в соответствии с действующим законодательством.
Устав предприятия должен содержать:
- полное и сокращенное фирменное наименование предприятия;
- указание на местонахождение предприятия;
- цели, предмет, виды деятельности предприятия;
- сведения об органе, осуществляющем полномочия собственника имущества предприятия;
- наименование органа предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
- порядок назначения на должность руководителя предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового законодательства правовыми актами;
- перечень фондов, создаваемых предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
- иные сведения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.6. Устав муниципального предприятия кроме сведений, указанных в п. 2.5, должен содержать также сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.
2.7. Устав казенного предприятия кроме сведений, указанных в п. 2.5, должен содержать также сведения о порядке распределения и использования доходов, а также о порядке изъятия лишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.
2.8. Устав предприятия утверждается в соответствии с постановлением главы Можайского муниципального района о создании предприятия.
2.9. Изменения в устав предприятия вносятся в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, в соответствии с постановлением Главы Можайского муниципального района.
2.10. Уставный фонд муниципального предприятия может формироваться за счет денежных средств, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Размер уставного фонда муниципального предприятия определяется в рублях.
Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Уставный фонд предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
2.11. В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном действующим законодательством порядке.
В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше установленного Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
Стоимость чистых активов предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств муниципального предприятия и возмещения им убытков.
2.12. Имущество предприятия формируется за счет:
- имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, или имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества;
- доходов предприятия от его деятельности;
- иных не противоречащих законодательству источников.
2.13. Состав имущества, закрепляемого за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения или за муниципальным казенным предприятием на праве оперативного управления, определяется в соответствии с договором, заключаемым с Комитетом по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района на основании постановления Главы Можайского муниципального района.
Право на имущество, закрепляемое за предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, возникает с момента передачи такого имущества предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено постановлением Главы Можайского муниципального района или договором, в соответствии с которым за предприятием закрепляется переданное имущество.
2.14. Муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
2.15. Муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия.
Муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
2.16. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника имущества.
Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
2.17. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
2.18. Предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
2.19. Учрежденное предприятие подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке. Предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
3. Управление предприятием
3.1. Собственник имущества в отношении предприятия:
1) принимает решение о создании предприятия;
2) определяет цели, предмет, виды деятельности предприятия, а также дает согласие на участие предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
4) определяет учредителя предприятия, выступающего от лица муниципального образования Можайский муниципальный район Московской области, а также порядок утверждения устава предприятия;
5) принимает решение о реорганизации или ликвидации предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы предприятия;
6) формирует уставный фонд предприятия;
7) назначает на должность руководителя предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
8) согласовывает структуру и штаты предприятия;
9) согласовывает прием на работу главного бухгалтера предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
10) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты предприятия;
11) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом предприятия, на совершение иных сделок;
12) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;
13) утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролирует их выполнение;
14) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств предприятия;
15) дает согласие на участие предприятия в иных юридических лицах;
16) дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
17) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
18) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
3.2. Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий, указанных в п. 3.1 настоящего Положения, вправе:
изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
3.3. Собственник имущества предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
3.4. Собственник имущества предприятия вправе истребовать имущество предприятия из чужого незаконного владения.
3.5. Руководитель предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом предприятия, который назначается собственником имущества предприятия и ему подотчетен.
Руководитель предприятия действует от имени предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени предприятия, по согласованию с Главой Можайского муниципального района утверждает структуру и штаты предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
Руководитель предприятия организует выполнение решений собственника имущества предприятия.
3.6. Руководитель предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Руководитель предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества предприятия.
3.7. Руководитель предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества предприятия.
3.8. В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, на предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.
4. Реорганизация предприятия
4.1. Предприятие может быть реорганизовано по решению Главы Можайского муниципального района в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", иными нормативными правовыми актами.
4.2. Реорганизация предприятия может быть осуществлена в соответствии с действующим законодательством в форме:
- слияния двух или нескольких предприятий;
- присоединения к предприятию одного или нескольких предприятий;
- разделения предприятия на два или несколько предприятий;
- выделения из предприятия одного или нескольких предприятий;
- преобразования предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.
4.3. Предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
4.4. Изменение вида предприятия (перевод в казенное и наоборот), а также изменение правового положения предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику муниципального имущества не является реорганизацией.
4.5. Инициатива реорганизации предприятия может исходить от собственника имущества предприятия, от учредителей предприятия, а также от руководителя предприятия.
4.6. Решение о реорганизации предприятия принимается Главой Можайского муниципального района в форме постановления при наличии экономического обоснования его реорганизации.
В экономическом обосновании должны содержаться следующие сведения:
- подробный финансовый анализ;
- оценка деятельности предприятия;
- обоснование необходимости осуществления реорганизации.
Указанное в настоящем пункте экономическое обоснование готовят должностные лица отраслевых (функциональных) органов администрации Можайского муниципального района, в подведомственности которых находится предприятие, и (или) руководитель предприятия.
4.7. Предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств предприятия и возмещения им убытков.
4.8. При слиянии предприятий права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему предприятию в соответствии с передаточным актом. Передаточный акт, разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного предприятия в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
При присоединении одного или нескольких предприятий к другому предприятию к последнему переходят права и обязанности присоединенных предприятий в соответствии с передаточным актом.
При разделении предприятия его права и обязанности переходят к вновь созданным предприятиям в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из предприятия одного или нескольких предприятий к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного предприятия в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании предприятия к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного предприятия в соответствии с передаточным актом.
4.9. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителем и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Для регистрации вновь возникших юридических лиц вместе с учредительными документами необходимо представить передаточный акт и разделительный баланс с указанием в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного предприятия.
4.10. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного предприятия, вновь возникшие предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного предприятия, определенной в стоимостном выражении.
4.11. Предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации предприятия в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
5. Ликвидация предприятия
5.1. Предприятие может быть ликвидировано:
- по решению собственника имущества предприятия в лице Главы Можайского муниципального района;
- по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
5.2. Ликвидация предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
5.3. Инициатива ликвидации предприятия может исходить от собственника имущества предприятия, учредителей предприятия, а также от руководителя предприятия.
5.4. Глава Можайского муниципального района принимает решение о ликвидации предприятия в форме постановления при наличии экономического обоснования его ликвидации.
В экономическом обосновании должны содержаться следующие сведения:
- подробный финансовый анализ;
- оценка деятельности предприятия;
- обоснование необходимости осуществления ликвидации.
Указанное в настоящем пункте экономическое обоснование готовят должностные лица отраслевых (функциональных) органов администрации Можайского муниципального района, в подведомственности которых находится предприятие, и (или) руководитель предприятия.
5.5. В случае принятия решения о ликвидации предприятия учредитель предприятия обязан незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие находится в процессе ликвидации.
5.6. Собственник имущества предприятия, принявший решение о ликвидации предприятия, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде.
5.7. В случае если при проведении ликвидации муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании муниципального предприятия банкротом. Предприятие ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на муниципальные казенные предприятия.
5.8. В состав ликвидационной комиссии в обязательном порядке включается представитель Комитета по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района.
5.9. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации предприятия и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации предприятия.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества предприятия. Если имеющиеся у ликвидируемого предприятия денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества предприятия с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого предприятия производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной действующим законодательством, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником предприятия.
5.10. Ликвидация предприятия считается завершенной, а предприятие - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.