Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Главы
Волоколамского муниципального района
Московской области
от 27 марта 2009 г. N 775
Программа
об организации и проведении опережающего обучения на территории
Волоколамского муниципального района
Пояснительная записка
Программа организации и проведения опережающего обучения на территории Волоколамского муниципального района на 2009 год (далее - Программа) представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации.
Программа разработана на основании постановления Правительства Московской области от 14.08.2008 N 671/30 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Московской области" в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089, а также требованиями примерной Программы субъекта Российской Федерации по снижению напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации, разработанной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Разработанная Программа направлена на решение задач повышения конкурентоспособности работников, находящихся под риском увольнения, стимулирования, сохранения и создания новых рабочих мест и содержит следующие мероприятия:
- информирование работодателей и работников в случае угрозы массового увольнения о возможностях и условиях прохождения опережающего обучения;
- опережающее обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
- обеспечение трудоустройства граждан, проходивших опережающее обучение по полученной профессии (специальности).
Программа содержит шесть разделов.
В первом разделе "Содержание проблемы и обоснование необходимости решения программными методами" приводится развернутый анализ социально-экономического развития Волоколамского муниципального района в 2008 году, который показывает устойчивое развитие экономики Волоколамского района по всем социально-значимым показателям. Так, индекс промышленного производства составляет 132,4% к уровню 2007 года, рост заработной платы работников составил 27,1%.
Развитие экономики позитивно влияло на ситуацию в сфере занятости, стимулировало рост экономической активности населения. Спрос на рабочую силу увеличился на 61,6%, на 25,5% уменьшилась численность незанятых и ищущих работу граждан. Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 ноября 2008 года составил 0,8%.
Мировой финансовый кризис обусловил появление финансово-экономических проблем, привел к дестабилизации ситуации на рынке труда. В октябре-декабре 2008 года активизировался процесс высвобождения работников, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата организации. По состоянию на 15 февраля 2009 года в ГУ МО Волоколамский ЦЗН поступили сведения от 14 организаций о планируемом увольнении 74 работников. Уровень регистрируемой безработицы за этот период достиг 1,6%.
Эти негативные тенденции повлияют на ход экономических процессов и вызовут усиление напряженности на рынке труда в 2009 году. Численность незанятых граждан, обратившихся в 2009 году в ГУ МО Волоколамский ЦЗН с целью поиска работы, может составить от 1 557 человек (благоприятный прогноз) до 1 990 человек (критический прогноз).
Проведенный анализ указывает на необходимость разработки и реализации Программы организации и проведения опережающего обучения работников Волоколамского муниципального района, находящихся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), направленной на снижение напряженности на рынке труда Волоколамского муниципального района в 2009 году.
В разделе 2 "Система мероприятий Программы" разработан детальный план-график по реализации мероприятий Программы, а так же представлены расчеты по организации опережающего обучения высвобождаемых работников.
В этих мероприятиях предполагается участие 51 человек из числа высвобождаемых работников и безработных граждан, что положительно повлияет на баланс рабочих мест и позволит не допустить превышения запланированного на 2009 год уровня безработицы.
В разделе 3 "Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения" приводится порядок реализации мероприятий по организации и проведении опережающего обучения высвобождаемых работников. Предполагается, что средства субсидий из федерального бюджета и средства бюджета Московской области, выделяемые на софинансирование мероприятий Программы, будут перечисляться на расчетный счет Главного управления государственной службы занятости населения Московской области по кодам бюджетной классификации, установленной Федеральной службой по труду и занятости и распределяться по центрам занятости населения для финансирования указанных мероприятий.
Порядок учета, расходования и отчетности финансовых средств из федерального бюджета должен быть разработан Федеральной службой по труду и занятости, а средств бюджета Московской области - Министерством финансов Московской области с участием Главного управления государственной службы занятости населения Московской области.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Главным управлением государственной службы занятости населения Московской области. Главное управление обеспечивает взаимодействие между соисполнителями отдельных мероприятий Программы и координацию их деятельности.
Отчеты о реализации этапов Программы подлежат обязательному рассмотрению Координационным комитетом содействия занятости населения Московской области и представляются в Министерство экономики Московской области для подготовки сводного отчета о реализации целевых программ Московской области.
В разделе 4 "Финансирование мероприятий Программы" выполнены расчеты мероприятия Программы. Общий объем финансирования Программы составляет 196,0 тыс. руб. В том числе: субсидии федерального бюджета - 186,2 тыс. руб.; средства бюджета Московской области - 9,8 тыс. руб.
В разделе 5 "Оценка эффективности реализации Программы" приведены целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы.
В разделе 6 "Этапы и сроки реализации Программы" установлено, что реализация Программы организации и проведения опережающего обучения на территории Волоколамского муниципального на 2009 год будет осуществляться поэтапно в зависимости от количества организаций Волоколамского муниципального района, осуществляющих массовые увольнения работников, складывающейся ситуации в социально-экономической сфере и на рынке труда. Такой подход позволит осуществлять реальные расчеты по всем мероприятиям программы, существенно повысить эффективность использования финансовых ресурсов на их реализацию.
С учетом практики и опыта реализации мероприятий Программы первого этапа, а так же результатов мониторинга ситуации на рынке труда будут отобраны участники Программы второго этапа.
Паспорт
Программы организации и проведения опережающего обучения
на территории Волоколамского муниципального района
Наименование Программы |
Программа об организации и проведении опережающего обучения на территории Волоколамского муниципального района |
Разработчик Программы |
Администрация Волоколамского муниципального района, государственное учреждение Московской области Волоколамский центр занятости населения |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Срок реализации Программы |
2009 год |
Цель Программы | Принятие превентивных мер по снижению напряженности на рынке труда Волоколамского муниципального района, негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников |
Задачи Программы | 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест |
Основные мероприятия Программы |
1. Информирование работодателей и работников в случае угрозы массового увольнения о возможностях и условиях прохождения опережающего обучения. 2. Опережающее обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). 3. Обеспечение трудоустройства граждан, проходивших опережающее обучение по полученной профессии (специальности). |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 196,0 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 186,2 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 9,8 тыс. рублей; |
Целевой показатель Программы |
Недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 1,9%, запланированного на конец 2009 года |
Показатели результативности Программы |
Прохождение опережающей профессиональной подготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) - не менее 51 работников организаций, находящихся под риском увольнения; обеспечение трудоустройства завершивших обучение на рабочие места организаций, заявивших о предстоящем массовом увольнении, а так же других организаций. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Программа организации и проведения опережающего обучения на территории Волоколамского муниципального района на 2009 год (далее - Программа) представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Программа разработана в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
В 2008 году социально-экономическая ситуация в Волоколамском районе полностью стабилизировалась.
Данные государственной статистики подтверждают положительную динамику развития экономики района и как следствие, социальной сферы.
По данным статистики за 2008 год индекс промышленного производства по крупным и средним промышленным предприятиям района составил 132,4 процента, превысив значение этого показателя по Московской области на 23,4 процентов.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами превысил три миллиарда рублей.
Необходимо отметить и проблемы, которые существовали в экономики района в 2008 году. В первую очередь это нарастающие диспропорции, которые в определенных обстоятельствах могут существенно повлиять, и не в лучшую сторону, на динамику развития нашего района:
- Рост экономики продолжает носить экстенсивный характер, то есть, наибольший прирост наблюдается от вновь созданных предприятий. А это требует значительного привлечения и мобилизации дополнительных, как трудовых, так и сырьевых ресурсов, которых в районе не так много.
- Не смотря на общее финансовое оздоровление экономики и рост прибыли, количество убыточных предприятий не уменьшается, растет объем убытков. Ряд предприятий имеют признаки банкротства. Износ основных фондов в промышленности, да и других отраслях: в строительстве, жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве - высок. Доля же расходов на амортизацию основных фондов в производственных отраслях не превышает 5 процентов.
В целом по району доля убыточных предприятий остается высокой - 40,0 процентов
Другая, не менее важная задача - рост заработной платы.
По итогам года средняя заработная плата по району составила 16 603,2 рублей, или выросла на 27,1 процентов к аналогичному периоду прошлого года, а прожиточный минимум увеличился в три раза.
Почти 15,7 процентов предприятий и организаций района выплачивают заработную плату менее 10 тысяч рублей.
Так низкой остается заработная плата на ряде предприятий сельского хозяйства, в лесном хозяйстве, в швейной отрасли, в ряде предприятий малого бизнеса.
Для Волоколамского района сельское хозяйство - это традиционная экономическая отрасль.
Поголовье крупного рогатого скота на 1 января 2009 года составило 11 062 голов. Это четырнадцатый показатель в области. По количеству коров (5 637 головы) Волоколамский район также находится в первой двадцатке. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество коров возросло на 97 голов.
Растет валовое производство молока и его реализация.
На поддержку молочного животноводства и возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений сельхозпредприятия получили за текущий год из областного и местного бюджетов 29,756 млн. рублей, а также субсидированный кредит на сумму 3,1 млн. рублей на проведение весенне-полевых работ.
Позитивные изменения произошли на потребительском рынке района. Выросло количество магазинов, осуществляющих работу по методу самообслуживания, использующих современные формы учета товаров с помощью штрихового кодирования и компьютерных комплексов, в ряде магазинов практикуется метод обслуживания населения посредством дисконтных и платежных карт.
Строится целый ряд новых предприятий по продаже продуктов питания, промышленных товаров, точки общественного питания и предприятия сферы услуг.
Объем розничного товарооборота за 2008 год вырос на 20 процентов к соответствующему периоду прошлого года, оптовой торговли - на 11,8 процентов, общественного питания - на 19,6%.
В течение 10 месяцев 2008 года обстановка на рынке труда Волоколамского района была достаточно стабильной. Уровень регистрируемой безработицы с начала года составлял 1,3%, а к 01.11.2008 года снизился на 0,4% и составил 0,8%. На 01.01.2009 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,1%, т.е. за два месяца (ноябрь, декабрь) произошел рост на 0,3%.
По-прежнему на рынке труда Волоколамского района наблюдается ситуация когда, предложение рабочей силы превышает ее спрос. Не смотря на то, что количество заявленных в службу занятости свободных рабочих мест возросло в 2008 году по сравнению к 2007 году на 61,6% и составило 2 215 единиц, надо отметить, что в последнее время наблюдается тенденция увеличения разрыва между спросом и предложением рабочей силы. Объясняется это увеличением численность граждан, встающих на учет в службу занятости, с одной стороны и снижением количества поступающих заявок на вакантные рабочие места с другой. Причем, во избежание сокращений численности штата, многие предприятия района в ноябре, декабре 2008 года сняли все свои заявки на свободные рабочие места.
Качественный состав вакансий в 2008 году изменился в лучшую сторону. Заявки с оплатой труда выше прожиточного минимума в РФ составляли 86,9% от общего количества подаваемых заявок, за 2007 год данный процент составлял 77,4%. Одной из основных причин не заполнения заявок на вакантные рабочие места является удаленность предприятий от места жительства безработных, находящихся на учете. 45,4% безработных граждан проживают в сельской местности, а заявки в основном поступают из организаций, находящихся в черте города.
Сокращение на предприятиях района в ноябре, декабре 2008 года носило скрытую форму. Работодатели уговаривали, убеждали, а порой и принуждали работников писать заявление на увольнение по инициативе самого работника. Так на рынке труда оказались 30 чел., уволенных из ООО "Разгуляй", ООО "Северо-Запад строй" - 12 чел. В связи с процессами скрытой формы сокращений на горячую линию в ГУ МО Волоколамский ЦЗН поступало много звонков с жалобами на неправомерное поведение работодателей. Всем, обращающимся на горячую линию в службу занятости населения Волоколамского района были даны юридические консультации.
Численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости населения на 01.01.2009 года составила 348 человек, что к уровню прошлого года составляет 100,3%, в том числе количество безработных граждан, которым назначено пособие, составило 316 человек или 109,2% к соответствующему периоду прошлого года. Уровень регистрируемой безработицы снизился по отношению к соответствующему периоду прошлого года на 0,4% и составил 1,1%. Уровень общей безработицы снизился на 1,1% и составил 5,3%.
Мировой финансовый кризис обусловил появление финансово-экономических проблем, привел к дестабилизации ситуации на рынке труда. В октябре-декабре 2008 года активизировался процесс высвобождения работников, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата организации. По состоянию на 15 февраля 2009 года в ГУ МО Волоколамский ЦЗН поступили сведения от 14 организаций о планируемом увольнении 74 работников. Уровень регистрируемой безработицы за этот период достиг 1,6%.
Эти негативные тенденции повлияют на ход экономических процессов и вызовут усиление напряженности на рынке труда в 2009 году. Численность незанятых граждан, обратившихся в 2009 году в ГУ МО Волоколамский ЦЗН с целью поиска работы, может составить от 1 557 человек (благоприятный прогноз) до 1 990 человек (критический прогноз).
Проведенный анализ указывает на необходимость разработки и реализации Программы организации и проведения опережающего обучения на территории Волоколамского муниципального района на 2009 год, направленной на смягчение ситуации на Волоколамском рынке труда, и в частности решить проблему сохранения кадрового потенциала организаций, планирующих или проводящих увольнение работников в массовом порядке, повысить конкурентоспособность на рынке труда тех работников, которые находятся под риском увольнения, содействовать их закрепляемости на рабочих местах.
2. Система мероприятий Программы
Настоящая Программа предусматривает осуществление мероприятий, представленных в приложении N 1 к Программе.
3. Механизм реализации мероприятий Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Финансовое обеспечение Программы организации опережающего обучения на территории Волоколамского муниципального района на 2009 год осуществляется в соответствии со ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации "Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета" в пределах выделенной субсидии из федерального бюджета бюджету Московской области, перечисленной на счет открытый Главному управлению государственной службы занятости населения Московской области в Управлении федерального казначейства в установленном порядке, а также за счет ассигнований бюджета Московской области.
Главное управление, являясь распорядителем финансовых средств на реализацию Программы организации опережающего обучения на территории Волоколамского муниципального района на 2009 год распределяет указанные средства получателям бюджетных средств государственным учреждениям Московской области центрам занятости населения в соответствии с бюджетной росписью на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынках труда муниципальных образований Московской области, согласованных с Главным управлением и утвержденных в установленном порядке.
Реализация программы организации и проведения опережающего обучения, направленной на снижение напряженности на рынках труда Волоколамского муниципального района, будет осуществляться государственными учреждениями Московской области центрами занятости населения, оказывающими государственные услуги в сфере занятости населения, путем заключения соответствующих договоров с исполнителями мероприятий программы.
Внесение изменений в Программу в ходе ее реализации, как в части изменения необходимых объемов финансирования, так и в части изменения состава основных мероприятий программы или перечня получателей государственной поддержки, перечня организаций, в которых будут реализовываться мероприятия Программы, осуществляется по согласованию с Главным управлением государственной службы занятости населения Московской области.
4. Финансирование мероприятий Программы
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 196,0 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 186,2 тыс. рублей;
средства бюджета Московской области - 9,8 тыс. рублей;
Конкретные объемы финансовых средств, выделяемых Главным управлением государственной службы занятости населения Московской области государственным учреждениям Московской области центрам занятости населения на реализацию Программы, будут определены Главным управлением на этапе согласования программы.
5. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет: повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.
В результате реализации Программы будет обеспечена занятость:
после прохождения опережающего профессионального обучения - не менее 51 человек (приложение N 2)
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в Волоколамском муниципальном районе.
6. Этапы и сроки реализации Программы
Срок реализации Программы - 2009 год. При этом реализация мероприятий Программы должна быть осуществлена в два этапа. На первом этапе Программы должна быть запланирована реализация мероприятий по опережающему обучению высвобождаемых работников в объемах, составляющих примерно 40% от запланированных в Программе.
С учетом практики и опыта реализации мероприятий первого этапа Программы, а также результатов мониторинга ситуации на рынке труда уточняются участники Программы второго этапа
При необходимости Программа может быть скорректирована и пролонгирована на следующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.